Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе через дидактические игры

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе через дидактические игры

Могилевский государственный университет

им. А.А. Кулешова








Дипломная работа

по дошкольной педагогике

"Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе через дидактические игры"

выполнила студентка

курса, группы "Б"

факультет "Педагогика

и психология детства"






Могилев, 2007г

Содержание

Введение

Глава 1. Место и роль дидактических игр в теории и практике дошкольного воспитания

.1 Дидактическая игра, ее сущность, структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Классификация дидактических игр. Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах

.2 Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста

.3 Содержание и методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опыт экспериментальной работы по использованию дидактических игр в формировании у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе

.1 Методика построения педагогического эксперимента

.2 Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны (констатирующий этап)

.3 Система игр, направленная на формирование знаний у детей о сезонных изменениях в природе (формирующий этап)

.4 Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о сезонных изменениях в природе (контрольный этап)

Заключение и выводы

Использованная литература

Приложение

Введение

Актуальность проблемы.

Экологический кризис подвигнул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно-технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе "природа- человек -общество". Экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания человека. Данная проблема коснулась всех отраслей, особенно педагогики, которая ставит задачу экологического воспитания и обучения на одну из верхних позиций в образовании. Одним из важнейших принципов экологического воспитания является принцип непрерывности. При этом под непрерывностью подразумевается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в нем занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.(5, стр.2) Все это послужило поводом задуматься над тем, как мы растим будущее поколение, как оно будет взаимодействовать с окружающим. Данную проблему необходимо учитывать при разработке различных программ воспитательно-образовательного процесса в учреждениях образования, необходимо работать с семьей по проблеме формирования у детей осознанно правильного отношения к природе уже с раннего детства. Только в том случае, когда ребенок любовь к природе будет получать "с молоком матери" можно будет сказать, что мы растим личность, способную не только к преобразующей деятельности, но и осознано правильному отношению ко всему, что ее окружает. Дети с рождения всегда и везде тесно соприкасаются с природой: зеленые луга и леса, яркие цветы и птицы, журчание ручейка и переливы радуги, занимательные и таящие в себе много интересного, лужи после дождя, - все это не только привлекает ребят, но и приносит им массу удовольствия, вызывает интерес, любознательность, желание больше узнать обо всем, что происходит вокруг. Окно в природу приоткрывает ребенку взрослый и от того, как он это сделает зависит очень многое. Формирование у детей только любви к природе не достаточно - они должны владеть определенными знаниями и умениями. Сегодня повышаются требования к получению всесторонней информации о природе, в том числе и о циклах ее сезонного развития.

Без знаний закономерностей сезонного развития природы не могут обойтись многие отрасли, да и сам человек. Фенология, как наука о сезонном развитии природы приобретает с каждым годом все большее значение. (22,стр. 5) Детям так же необходимы данные знания. они позволят приобрести ребятам основу для рационального познания природы, знания, необходимые для заботы об окружающем, для разностороннего развития личности.

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей, в том числе и в области ознакомления ребят с природой. Одним из средств формирования у ребят знаний в области природы является дидактическая игра В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок играя учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и т.д. Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.

Так же многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире(А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева).(14, стр.6) Такие игры способствуют решению различных учебных задач.

Сегодня проблеме ознакомления с природой ребенка через игру занимаются такие педагоги, как Дрязгунова С.Н. Николаева, И.А. Комарова, Г.Н. Казаручик, Молодова и др. Но в основном их исследования направлены на экологическое воспитание детей дошкольного возраста, использование игры в экологическом воспитании и ознакомлении детей с природой.

В дошкольных учреждениях все больше стало внимания уделяться данной проблеме. Педагоги стали больше уделять внимания ознакомлению детей с природой и формированию у них осознанно правильного отношения к природе. Но возникла новая проблема: наши дети стали больше загружены, постепенно обучение стало выходить на первый план, а игра отодвигаться дальше, что не правильно, так как дошкольный возраст - это период игры, а не обучения. Ученые вплотную подошли к данной проблеме. И поэтому в этом учебном году были МО РБ разработаны рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию разнообразных игр в обучении и воспитании детей. Взятая нами проблема так же имеет огромное значение. В старшем дошкольном возрасте дети должны владеть знаниями о различных биоценозах и сезонных изменениях в них. Но условия не всегда позволяют непосредственно познакомить детей с такими биоценозами, как лес, луг, водоем. И поэтому очень важно при опосредованном знакомстве ребят с ними использовать разнообразные формы организации деятельности детей, которые прежде всего были бы им интересны и вызывали желание узнать от педагога побольше. Таким видом деятельности и является дидактическая игра. Ребятам интересно и они получают необходимые знания.

Для работы в данном направлении необходима определенная система игр, которая помогла бы педагогу организовать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста в области сезонных изменений в природе.

Таким образом, взятая нами проблема "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры" является актуальной и имеет важное значение в решении многих задач по разностороннему развитию личности ребенка, формированию у него осознанно правильного отношения к природе.

Объект исследования: знания о сезонных изменениях в природе.

Предмет исследования: процесс включения дидактических игр в систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями.

Задачи исследования:

. Выявить особенности знаний детей о сезонных изменениях в природе.

. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме.

. Определить содержание знаний старших дошкольников о биоценозах в разные сезоны

.Разработать и экспериментально апробировать дидактические игры по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе.

Гипотеза исследования: использование дидактической игры для ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе будет возможно, если:

·   определен объем знаний детей о сезонных изменениях в разных биоценозах;

·   разработано содержание дидактических игр, характеризующих состояние биоценозов в разные сезоны;

·   разработана методика организации дидактических игр по знакомству детей с сезонными изменениями в процессе организованного обучения и в повседневной жизни.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Анализ предметно- развивающей среды и планирования в группе "Фантазеры".

3. Беседа.

4. Анкетирование.

Глава 1. Место и роль дидактических игр в теории и практике дошкольного воспитания

1.1 Дидактическая игра, ее сущность. Классификация

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта; это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть. (5, стр. 5)

Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью (Л.С. Выготский, А.В. Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин) и основным средством воспитания и обучения детей. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире(А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева).(14, стр.6)

"Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности".(5, стр.8)

Дидактическая игра так же занимает важную роль в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой. Включение игровых элементов в процесс обучения позволяет сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, научить детей бережному отношению к природе. Игру можно назвать эффективным средством экологического воспитания.(14,стр.5) С помощью разнообразных дидактических игр возможно формирование у дошкольников не только системы природоведческих знаний, но и воспитания осознанно правильного отношения к природе. Игровая форма преподнесения природоведческих знаний, в частности знаний о сезонных изменениях в природе, повышает интерес ребенка к предлагаемому материалу, вызывает положительные эмоции и способствует быстрому и глубокому усвоению знаний о природе, ее явлениях, и закономерностях. Дидактические игры природоведческого содержания предоставляют детям возможность оперировать заключениями в их содержании знаниями, таким образом способствуют уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее представлений и расширению кругозора. Играя, дошкольники учатся устанавливать в природе существующие взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных в условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. (5, стр.14)

Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей отражалась в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляла собой основу воспитательно-образовательной работы в детском саду. Он подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. (7, стр.334) он впервые в истории педагогики выделил игру, как особое средство, необходимое для развития детей дошкольного возраста.

М. Монтессори так же огромное значение придавала игре. Она утверждала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми. Но эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей педагог ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.А. Смоленцова, Е.И. Удальцова и др.

Сегодня дидактической игре уделяется большое внимание, в том числе и проблеме ознакомления с природой ребенка через игру. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают исследования Л.А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства, эмоции.(14, стр.7)

Большое значение игре, как средству ознакомления дошкольников с природой, в своих исследованиях, уделяют следующие педагоги:

В.А. Дрязгунова, А.А. Петрикевич, С.Н. Николаева, И.А. Комарова, Г.Н. Казаручик, Л.П. Молодова и др.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

·   дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;

·   игровые правила;

·   игровые действия;

·   окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая(обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы "Пралеска", с учетом возрастных особенностей детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи- незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия - это основа игры., способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Дидактические игры так же имеют свою классификацию. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. (7, стр. 337)

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Этому их и учат сюжетные игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание может отражать жизнь природы, труд человека.(2, стр.32) использование таких игр требует некоторых знаний, умений применять свои знания в соответствующей ситуации.

Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, материалу и познавательным задачам. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок. В дошкольном учреждении используются такие настольно-печатные игры, как лото, домино, разрезные картинки, лабиринты, складные кубики.

Мы знаем, что дидактические игры разнообразны по своему содержанию, по использованию того или иного материала, по познавательной задаче. в связи с этим все дидактические игры можно классифицировать по следующим направлениям:

·   по содержанию;

·   по дидактическому материалу;

·   по характеру игровых действий;

·   по познавательному интересу(5, стр. 10) (См. схему 1)

При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе можно использовать разнообразные виды игры, главное, чтобы ребятам было интересно и они усвоили необходимые знания, смогли применить их в повседневной жизни.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что игра, в частности дидактическая, имеет огромное значение в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в общем и в ознакомлении детей с природой. Дидактическая игра имеет свою структуру и классификацию.

Схема 1

Дидактические игры 

по содержанию 

по дидактическому материалу

по характеру игровых действий

по познавательному интересу

математические

словесные

игры-путешествия

интеллектуальные

сенсорные

настольно-печатные

игры-предположения

эмоциональные

речевые

с предметами и игрушками

игры-поручения

регулятивные

музыкальные


игры-загадки

творческие

природоведческие


игры-беседы

социальные

для ознакомления с окружающим


подвижно-дидактические игры



1.2 Анализ методической литературы по проблеме использования дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с сезонными изменениями в природе

Дидактические игры, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, используются давно. Сегодня нет ни одного дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении без дидактической игры того или иного характера. Очень много методических пособий посвящено дидактическим играм. Но анализ методической литературы показал, что среди пособий, по организации обучения и воспитания дошкольников через игру, мало тех, которые уделяют внимание формированию у ребят природоведческих знаний, в частности формирования знаний о сезонных изменениях в природе, экологическому воспитанию через дидактические игры. такие пособия стали появляться только в последние годы.

Одно из наиболее известных пособий в области ознакомления дошкольников с растениями через дидактические игры - В.А. Дрязгунова " Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями." В пособии предложены разнообразные игры по формированию знаний у детей о растениях: комнатные, растения различных биоценозов. данные игры имеют образовательную и воспитательную ценность, так как через них дети закрепляют и уточняют представления, полученные на занятиях, овладевают операциями анализа, сравнения, классификации, учатся рассуждать, делать выводы и обобщения

Пособие "Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста: Программа и методические рекомендации". А.А. Петрикевич разработана серия дидактических игр на тему "Что могут делать наши "помощники": глаза, нос, уши, язык, руки". Предоставлен иллюстративный материал. Эти игры направлены на развитие у детей умений узнавать, отличать различные объекты природы с помощью органов чувств, что в свою очередь дает возможность осознавать потребности живых организмов, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.

Особый интерес представляют дидактические игры и игровые обучающие ситуации, разработанные И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой. Пособие для педагогов дошкольного учреждения: "Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами." В книге представлены три вида игровых обучающих ситуаций: игры с игрушками-аналогами, игры с литературными персонажами, игры-путешествия. Даны игры для разных возрастов. книга состоит из разделов:

·   теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей;

·   игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа;

·   игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа;

·   игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей;

·   игровые обучающие ситуации "путешествия"

·   экологические занятия с игрушками-животными.

Данные игры можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни, при наблюдениях, организации познавательно-практической деятельности. С помощью ИОС у дошкольников формируется заинтересованное отношение к материалу занятия, создается положительный эмоциональный фон и возможность активного проявления для всех дошкольников. ИОС содействуют умственному и нравственного воспитания детей при знакомстве с явлениями или объектами природы. Игры можно использовать для знакомства детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе.

Большой вклад в исследования по проблеме использования дидактических игр в ознакомлении детей с природой внесла Л.П. Молодова. Пособие: "Игровые экологические занятия с детьми". Ею разработаны в которых присутствует экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Занятия содержат разнообразные игры, способствующие формированию у дошкольников знаний о природных объектах и явлениях, взаимосвязях в природе.

Пособие для воспитателей дошкольных учреждениях: Мир животных через моделирование в группе "Фантазеры"/сост. Н.А. Ярошева, С.И. Степанова - Мозырь: Белый ветер, 2003 г. В пособии содержится система работы и методика по формированию обобщенных представлений о животных у детей в группе "Фантазеры". Материал можно использовать для ознакомления детей с особенностями поведения животных в разные сезоны.

Педагогами могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова разработано пособие в 3-х частях "Играя - обучаем, развиваем и воспитываем". В пособие включены дидактические и развивающие игры по всем разделам программы в том числе и игры по ознакомлению дошкольников с природой. В третьей части пособия есть разделы:

·   Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании.

·   Дидактические экологические игры.

·   Подвижно-дидактические игры природоведческого содержания.

В пособии даны некоторые рекомендации по методике организации и проведения данных видов игр. Многие игры можно использовать для ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в биоценозах.

Особое внимание следует уделить пособию Г.Н. Казаручик "Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников(старший дошкольный возраст)". Пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений, состоит из 4 разделов. Большое значение уделено развитию теории игры, раскрыто значение дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, проанализированы различные исследования в области проблемы использования дидактических игр в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Автором были разработана, подобраны и модифицированы дидактические игры, объединенные в три группы:

·   дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений;

·   дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе;

·   дидактические игры, направленные на приобщение к экологически ориентированной деятельности.

В пособии представлена программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Для знакомства детей с сезонными изменениями целесообразно так же использовать методическое пособие Ладутько Л.К., С.В. Шкляр. "Ребенок познает мир природы". Весь материал в книге разбит по сезонам, дано примерное тематическое планирование на все сезоны, имеются примерные конспекты занятий и игр, которые можно использовать при организации работы с детьми по ознакомлению их с сезонными изменениями в природе как на занятиях, так и в повседневной жизни. Материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, на основе программных требований базисной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста "Пралеска". Книга рекомендована Министерством образования РБ.

На основе анализа методической литературы, мы пришли к выводу, что в настоящее время стало больше уделяться внимания ознакомлению дошкольников с природой и экологическому воспитанию через обучающие игры, так же многие игры можно использовать для детей ознакомления с сезонными изменениями в природе. Но единой системы включения дидактических игр в ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе, нет.

1.3 Содержание и методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе

Базисной программой " Пралеска" перед педагогами, организующими воспитательно-образовательный процесс в группе "Фантазеры" ставит следующие задачи. Прежде всего, это формирование представлений у детей о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях.(19, стр.288)

Так же у детей этого возраста необходимо формировать представления о характерных признаках каждого сезона: долгота дня, температура воздуха, осадки, состояние растений, животных, людей. Ребят старшего дошкольного возраста знакомят с изменениями в жизни человека в разные времена года(одежда, питание, труд, отдых), с взаимосвязью сезонных изменений в неживой природе, растительном и животном мире, изменениями в биоценозах в разные времена года.(19, стр. 293) Дети старшего дошкольного возраста должны владеть знаниями о сезонных изменениях в различных биоценозах и взаимосвязи этих изменений с животным и растительным миром. В старшем дошкольном возрасте ребята уже знакомы с различными биоценозами(лес, поле, луг, водоем, парк). чаще всего знакомство с данными природными сообществами происходит через экскурсии, наблюдения. Но очень часто данные экскурсии только планируются, а практически не организуются в связи с тем, что большинство дошкольных учреждений находятся в дали от леса, луга, водоема. Если летом небольшую экскурсию организовать проще, то в остальные сезоны нет. Но ребята должны владеть знаниями о различных биоценозах, их обитателях и изменениях, происходящих в природных сообществах в разные времена года, видеть взаимосвязи между явлениями природы. на помощь педагогам приходят дидактические игры, которые могут иметь разнообразную форму организации(с использованием наглядности, с элементами рассказа воспитателя, чтения художественных произведений и т.д.)

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе можно использовать в различных видах деятельности. Они могут включаться в занятие, проходить как отдельно организованная деятельность детей, на прогулке, при организации экскурсий и наблюдений, организовываться в повседневной жизни воспитателем, проходить как самостоятельная деятельность детей.

Но для того, чтобы ребята в полной мере усвоили знания, которые педагог хочет им преподнести через игру, чтобы дети использовали данные игры в самостоятельной игровой деятельности, необходимо правильно организовывать игры, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Четко придерживаться методики организации и проведения дидактических игр, направленных на ознакомления дошкольников с природой.

Прежде всего необходимо помнить о структурных частях дидактической игры и придерживаться их. При организации подвижно-дидактических игр следует помнить, что все же главная задача - это природоведческая.(4, стр. 48)

Так же при руководстве дидактической игрой педагог должен помнить о добровольности участия в ней детей.

Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у ребенка желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.(11, стр.15)

При знакомстве детей старшего дошкольного возраста с новой игрой роль ведущего необходимо выполнять педагогу. По мере усвоения игр эта роль может поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет контролирующую функцию.

Одним из важных компонентов методики организации дидактических игр является создание условий для игр: подбор дидактического материла, игрушек, самой игры. Успех дидактических игр зависит во многом от правильно использования в них игрового оборудования, оно должно отражать реальные предметы и быть эстетически оформлены. Педагог должен продумать как разместить игровой материал, место проведение игры, методику руководства, сам знать правила игры.

При разработке системы игр мы опирались на то, что бы дидактические игры были достаточно сложными и в то же время доступными для детей. Еще К.Д. Ушинский говорил, что обучение не совместимо с пустой забавой, оно требует умственного труда и напряжения мысли.(21 стр. 7) так же при организации игр мы учитывали опыт и знания детей, конкретно и точно объясняли правила игры.

Заканчивая игру воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила. при повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действия.

Необходимость повтора игры обусловлена прежде всего тем, что не все участники одинаково воспринимают данный им материал, не овладевают в полной степени элементами дидактической игры, что бы повторить ее затем в самостоятельной деятельности. при повторном проведении дидактических игр правила могут немного усложняться. это повышает интерес ребенка к игре и его активность. так же можно немного изменить материал, внести что-то новое. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями можно разделить либо по сезонам либо по объектам природы, что можно представить в виде схем.

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе






ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО


неживая природа животные растения

неживая природа животные растения

неживая природа животные растения

неживая природа животные растения



Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе




неживая природа

животный  мир

растительный мир


звери птицы насекомые

комнатные растения растения биоценозов


Сезонные изменения в биоценозах


Лес

Луг

Водоем

Поле

Сад, огород






сезонные изменения в неживой природе животные и их жизнь в разные сезоны растение и их развитие в разные сезоны труд человека в разные сезоны


Таким образом, на основе всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни. Для того, чтобы дети в полной мере овладели знаниями, которые педагог хочет дать им через дидактическую игру, необходимо правильно подойти к организации и методике проведения игр, четко сформулировать задачу, которую педагог хочет решить.

Глава 2. Опыт экспериментальной работы по использованию дидактических игр в формировании у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе

2.1 Методика построения педагогического эксперимента

На данном этапе исследования перед нами стояли следующие задачи:

Выявить наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей.

Выявить знания педагогов о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Выявить наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в природе через дидактические игры. Состояние работы в группе по формированию у детей знаний о сезонных изменениях через дидактическую игру.

Разработать и экспериментально апробировать дидактические игры по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе.

Сравнить результаты исследования на констатирующем и контрольном этапе.

Указанные задачи решались в ходе педагогического эксперимента. На первом уровне педагогического эксперимента изучалось: наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей и педагогов, наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в природе через дидактические игры(изучение предметно- развивающей среды, планирования и методической базы дошкольного учреждения)

С этой целью мы использовали следующие методы исследования:

- беседа с детьми

- изучение документации воспитателей;

- изучение предметно- развивающей среды;

- изучение методической базы группы и педагогического кабинета;

- организация викторины для воспитателей.

На втором этапе эксперимента изучалась методика работы с детьми старшего дошкольного возраста разрабатывалась и апробировалась система игр по формированию знаний у детей о сезонных изменениях в природе.

На заключительном этапе проверялась эффективность разработанной методики. В этих целях с детьми группы "Фантазеры" была повторно организована беседа по тем же вопросам.

Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного с сезонными изменениями в природе через дидактические игры проводилась на базе я/с №2 г. Могилева в группе " Фантазеры" на протяжении 2006-2007 учебного года. В исследовании принимало участие 15 детей.

2.2 Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны (констатирующий этап)     

Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента:

Разработать вопросы для беседы с детьми и критерии оценки знаний детей.

Выявить наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей..

Выявить знания педагогов о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Выявить наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в природе через дидактические игры. Состояние работы в группе по формированию у детей знаний о сезонных изменениях через дидактическую игру.

В исследовании принимали участие две группы детей, состоящие из 7(экспериментальная группа) и 8(контрольная группа) детей

На основе требований программы "Пралеска" мы разработали перечень вопросов для беседы с детьми группы "Фантазеры", целью которой явилось выявление знаний детей о сезонах и сезонных изменениях в живой и неживой природе. Беседа проходила в игровой форме, включала следующие вопросы:

Назови по порядку сезоны года, покажи их на картинках.

Что происходит в природе зимой(весной, летом, осенью)?

Какие приметы зимы вы знаете(весны, лета, осени)?

Летом день длинный, а зимой...?

Весной листья распускаются, а осенью...?

Как готовятся животные к зиме (звери, птицы, насекомые)?

Как трудится человек зимой в природе(весной, летом, осенью)?

Задачей второго этапа констатирующего исследования было: разработать критерии оценки знаний детей на основе составленной беседы.

Знания детей мы оценивали по трем уровням:

Высокий уровень: ребенок отвечает на вопросы полными ответами без помощи взрослого, знает особенности сезонных изменений в живой и неживой природе.

Средний уровень: ребенок знает сезоны, их характерные особенности, частично владеет знаниями о закономерностях явлений, сезонных изменений в живой и неживой природе, но требуется частичная помощь взрослого.

Низкий уровень: ребенок называет сезоны, их характерные особенности, но не в полной мере знает особенности сезонных изменений в живой и неживой природе, требуется помощь взрослого.

Ответы детей были запротоколированы. (см. Приложение 1)

При исследовании уровня знаний детей мы пришли к выводу, что дети различают сезоны года, их основные признаки, но у ребят не достаточно сформированы знания о сезонных изменениях в живой природе.

Большое значение в ознакомлении дошкольников с природой во многом зависит от педагога, его психолого-педагогической культуры. педагог прежде всего сам должен владеть определенными знаниями в области сезонных изменений в природе и только тогда он сможет дать полноценные знания детям об этих изменениях, в том числе и через игру.

В ходе организации и проведения викторины было выявлено, что педагоги в основном владеют знаниями о сезонных изменениях в природе, т.к. принимали активное участие в играх, отвечали правильно на вопросы, сами пытались пополнить свои знания через совместную деятельность.

Изучение состояния проблемы использования дидактических игр как средства ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе проходило по следующим направлениям:

·   анализ предметно- развивающей среды группы "Фантазеры";

·   анализ планирования;

·   анализ методической литературы группы и методического кабинета.

В ходе анализа предметно- развивающей среды было обращено внимание на наличие в группе дидактических игр, природоведческого содержания, материала, необходимо для знакомства ребят с сезонными изменениями в природе, наличие зоны познавательно-практической деятельности. в группе есть уголок природы, в котором размещены комнатные растения(соответствуют программным требованиям), живой объект(морская свинка), орудия труда для ухода за растениями, морской свинкой. каждое растение имеет паспорт, в котором отражены условные обозначения по уходу за растением. Так же имеется график дежурств по уголку природы, календарь наблюдений за живой и неживой природой. В группе ведутся дневники наблюдений за объектами живой и неживой природы, в которых ребята совместно с педагогом отмечают изменения, происходящие с объектами наблюдения, результаты экспериментальной и опытнической деятельности (посадка и рост лука в разных условиях, поведение морской свинки в разное время, рост и изменения в развитии растений в зависимости от поры года, наблюдения за погодными явлениями и т.д.). в календаре природы дети отмечают месяц(картинка с изображением погоды), число, день недели; выставляют картинки с изображением одежды, которою нужно одеть в данную погоду, труд взрослых, явления в живой природе. в уголке природы размещен подбор иллюстраций по сезону и папка "Опыты и эксперименты в неживой природе", морфологическая таблица "Животные". В уголке отдельно отведено место для хранения разнообразного природного материала. Отдельно расположены дидактические игры(в основном, настольно-печатные), они доступны детям, но их немного. Есть папка, в которой подобрана серия игр по ознакомлению детей с растительным миром.

Так же нами был проанализирован план воспитательно-образовательной работы в группе "Фантазеры". В дошкольном учреждении используется тематическое перспективно-календарное планирование. Планирование ведется по разделам: общение, познавательно-практическая деятельность, игровая деятельность, художественно-речевая деятельность, труд, специально организованная деятельность. Все задачи соответствуют требованиям программы "Пралеска". 1 раз в неделю планируются занятия по теме "Человек и природа", в соответствии с тематикой. В конце каждого сезона запланированы итоговые занятия по обобщению знаний детей о сезоне. Запланированы дидактические игры природоведческого и экологического содержания, есть игры по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе, такие как "Когда это бывает", "Что сначала, что потом", "Опиши поры года", "Узнай по описанию", "Птицы перелетные - неперелетные", "Кто, где живет?", "Парные картинки" и др.

В группе так же имеется мини библиотечка методической литературы, где много пособий, направленных на экологическое воспитание детей и ознакомление их с живой и неживой природой, как отечественных, так и российских авторов.

Нами была проанализирована база методического кабинета. В кабинете зам. зав. по о.д. имеется разнообразный материал, который можно использовать для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе. Это разнообразные картинки, модели, методические рекомендации, материал по организации и проведению игр природоведческого характера, конспекты занятий. Имеется подбор материала по сезонам. Так же в методическом кабинете имеется литература, которую педагоги могут использовать для знакомства детей с сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Таким образом, на основе анализа планирования, предметно- развивающей среды и методической базы группы и методического кабинета, можно сделать выводы:

У детей старшего дошкольного не достаточно сформированы знания о сезонных изменениях в природе.

Педагоги в основном владеют знаниями о сезонных изменениях в природе и осознают роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с природой.

В дошкольном учреждении имеется необходимый материал для работы с детьми по взятой нами проблеме, но необходимо пополнить предметно- развивающую среду группы более разнообразными дидактическими играми в области знакомства дошкольников с сезонными изменениями в природе.

Все это послужило основанием для разработки определенной системы дидактических игр, которые можно использовать для ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в живой и неживой природе.

.3 Система игр, направленная на формирование знаний у детей о сезонных изменениях в природе (формирующий этап)

Анализ результатов констатирующего эксперимента определил цель для формирующего этапа нашего исследования: разработать и экспериментально апробировать систему дидактических игр по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе.

На этом этапе нами была разработана система дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе, по направлениям: сезонные изменения в неживой природе, сезонные изменения в жизни животных(звери, птицы, насекомые), сезонные изменения в жизни растений, сезонные изменения в жизни человека, труд человека в природе в разные времена года. По данным направлениям была подобрана серия игр, которые можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.

Мы использовали игры, уже разработанные из методической литературы, так же разработали свои, например, дидактическая игра "Сундучок лесовичка", которая включила в себя несколько игр и целью игры явилось закрепление знаний детей о некоторых сезонных изменениях в природе.

Разработанная нами система была внедрена в воспитательно-образовательный процесс я/с №2 группы "Фантазеры". Дидактические игры по ознакомлению с сезонными изменениями в природе использовались при организации различных форм работы: на занятиях по ознакомлению с окружающим и по ознакомлению детей с природой, на прогулках, при организации наблюдений, самостоятельной деятельности детей, для индивидуальной работы с детьми, которые не в полной мере усвоили материал на занятиях.

При организации игр, мы опирались на знания и опыт детей, следовали методике организации дидактических игр по ознакомлению детей с природой, включали в игры моменты, способствующие формированию у ребят так же и осознанно правильного отношения к природе, любви к ней.

Работа по формированию у детей знаний о сезонных изменениях в природе организовывалась с детьми экспериментальной группы. Ребята принимали активное участие в играх, было видно, что данные игры вызывают у них интерес, желание играть снова. В конце эксперимента мы увидели, что дети стали использовать предложенные нами игры в самостоятельной игровой деятельности, что говорит об эффективности нашей работы.

.4 Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о сезонных изменениях в природе

В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе.

На контрольном этапе использовалась та же беседа, что и на констатирующем этапе. Протоколы исследования см. Приложение.

В результате экспериментальной работы было выявлено, что у детей в основном сформированы знания о сезонных изменениях в природе. Дети используют игры по ознакомлению с природой в самостоятельной деятельности.

На основе этого можно сделать следующий вывод: разработанная и организованная нами система игр, направленная на формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе является эффективной.

Заключения и выводы

Взятая нами проблема "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры" является актуальной и имеет важное значение в решении многих задач по разностороннему развитию личности ребенка, формированию у него осознанно правильного отношения к природе.

Игра, в частности дидактическая, имеет огромное значение в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в общем и в ознакомлении детей с природой. Дидактическая игра имеет свою структуру и классификацию.

В настоящее время стало больше уделяться внимания ознакомлению дошкольников с природой и экологическому воспитанию через обучающие игры, так же многие игры можно использовать для детей ознакомления с сезонными изменениями в природе. Но единой системы включения дидактических игр в ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе, нет.

Дидактические игры по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни. Для того, чтобы дети в полной мере овладели знаниями, которые педагог хочет дать им через дидактическую игру, необходимо правильно подойти к организации и методике проведения игр, четко сформулировать задачу, которую педагог хочет решить.

Разработанная и организованная нами система игр, направленная на формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе является эффективной.

Использованная литература

1.       Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. - Минск: полымя, 1985г.

.         Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями- Москва, 1981г

.         Игра дошкольника / под ред. Новоселовой С.Л.- Москва: Просвещение, 1989 г

.         Играя - обучаем, развиваем и воспитываем: пособие для педагогов дошкольных учреждений в 3-х частях. Ч.2 Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании/ под общ. ред. Комаровой И.А., Анищенко О.А. - Мозырь: Белый ветер, 2004г

.         Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников(старший дошкольный возраст) - Мозырь: Белый ветер, 2007 г

.         Как знакомить дошкольников с природой/под ред. Саморуковой-Москва, 1978

.         Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика - Москва, 2000 г

.         Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ - педагогики - Мозырь: Белый ветер, 2003 г

.         Ладутько Л.К., С.В. Шкляр. Ребенок познает мир природы. - Минск: УП "Технопринт", 2005 г.

.         Мир животных через моделирование в группе "Фантазеры"/сост. Н.А. Ярошева, С.И. Степанова - Мозырь: Белый ветер, 2003 г.

.         Миронова Р.М. Вместе весело играть. - Мозырь: Белый ветер, 2003г.

.         Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольного учреждения и учителей. - Минск, 1995 г

.         Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - Москва: Новая школа, 1993г.

.         Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г

.         Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. -Москва, 2002г.

.         Организация работы с дошкольниками по программе "Пралеска". Блок "Человек и природа" / сост. Шурпач Г.В., Точиленко З.Г. - Мозырь: Белый ветер, 2005 г

.         Петрыкевiч А.А. Чалавек i прырода: Метадычныя рэкамендацыi да праграмы "Пралеска" - Мiнск, 1997 г

.         Петрикевич А.А. Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста: Программа и методические рекомендации. - Минск, 1998 г

.         Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации.-Минск, 2000

.         Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1998 г

.         "Человек и мир" в подготовительном классе/ В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, В.И. Кучинский, С.П. Докиш. - Минск: Нар. асвета, 1998 г.

.         Шиголев А.А., Шиманюк Изучение сезонных явлений -Москва, 1996 г.

Приложение 1

Изучение уровня сформированности знаний о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе (экспериментальная группа)

Таблица 1.1

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Ф.И. ребенка

уровень

уровень

уровень

 Авсейкова Юля


+


Бондарев Герман



+

+



Володькин Юра



+

Грибайлов Артем


+


Кришталева Алина



+

Никонова Дарина


+


Всего

1(10%)

3 (45%)

3(45%)


Таблица 1.2

УровниВысокийСреднийНизкий




Ф.И. ребенка

уровень

уровень

уровень

Белоусов Антон


+


Утенышев Данила

+



Пустовый Егор


+


Салымский Слава

+



Пипченко Лена



+

Ваннэ Кирилл


+


Шагинова Лиза


+


Ключников Родион



+

Всего:

2(25%)

4(50%)

2(25%)


Приложение 5

Изучение уровня сформированности знаний о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе (экспериментальная группа)

Таблица 1.3

УровниВысокийСреднийНизкий




Ф.И. ребенка

уровень

уровень

уровень

 Авсейкова Юля

+



Бондарев Герман


+


Баньковский Вадим

+



Володькин Юра


+


Грибайлов Артем

+



Кришталева Алина


+


Никонова Дарина

+



Всего

4(55%)

3 (45%)

-


Таблица 1.4 (контрольная группа)

УровниВысокийСреднийНизкий




Ф.И. ребенка

уровень

уровень

Белоусов Антон


+


Утенышев Данила

+



Пустовый Егор


+


Салымский Слава

+



Пипченко Лена



+

Ваннэ Кирилл


+


Шагинова Лиза


+


Ключников Родион


+


Всего:

2(25%)

5(65%)

1(10%)




- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень


Приложение 2

дидактическая игра природа дошкольный

Викторина для воспитателей

Цель: уточнить знания педагогов о сезонных изменениях в природе и о значении дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Педагоги делятся на две команды.

Конкурс 1. Приветствие. Команды приветствуют друг друга песней природоведческого характера и объясняют, почему они ее выбрали.

Конкурс 2. Блиц турнир. Вопросы задаются по очереди 2-м командам, кто на большее количество вопросов ответит за 1 минуту.

Назовите времена года

Летом день длинный, а зимой...

Где появляются первые проталины?

Назовите зимующих птиц Беларуси.

Какие животные на зиму меняют шубу?

Почему зимой идет снег, а не дождь?

Что случится, если зимой не будет снега?

У какого дерева листья осенью краснеют?

Какие бабочки на зиму залетают в теплые помещения?

Какие птицы улетают на юг первыми?

Вопросы для второй команды:

1.  У какого зверька в листопад появляются детеныши?

2.  Где проводят зиму лягушки и жабы?

3.  Какие птицы первыми прилетают с юга?

4.  Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются?

5.  У какого зверя детеныши появляются зимой?

6.  Какие птицы прилетают к нам последними?

7.  Почему весной запрещена охота на пушных зверей?

8.  В какое время года диким животным живется сытнее?

9.  Какие птицы и зимой уничтожают насекомых?

10.Зимой земля покрыта снегом, а летом...

Конкурс 3 "Кто больше?"

Ведущий дает задания:

1.  Назовите сказки о сезонах года.

2.  Кто больше назовет примет о погоде.

3.  Кто больше назовет загадок о сезонных явлениях

4.  Кто больше прочтет стихов о весне.

Игра продолжается до первого проигрыша, когда одна из команд не находит ответа.

Конкурс 4. Кроссворд. Кто быстрее разгадает природоведческий кроссворд.

Конкурс 5. "Покажи правильно"(домашнее задание). Командам дается задание показать правильно как организовывать экскурсию, наблюдение в природе, при знакомстве с сезонными изменениями.

Конкурс 6. "Ответь правильно". Команды должны полно и правильно ответить на вопросы(по очереди).

1.  Как можно использовать дидактические игры при ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе. Привести примеры.

2.  Каких педагогов, исследовавших роль игры в экологическом воспитании дошкольников вы знаете. Назовите методические пособия, которые можно использовать для организации игр с детьми по ознакомлению их с природой.

3.  Охарактеризуйте сезон года: зима. (сроки наступления - астрономические, календарные, фенологические, характеристика месяцев сезона, отличительные особенности от других сезонов).

4.  Охарактеризуйте сезон года: лето. (сроки наступления - астрономические, календарные, фенологические, характеристика месяцев сезона, отличительные особенности от других сезонов).

Конкурс 5. "Придумай" Командам дается задание придумать и проиграть дидактическую игру по ознакомлению детей своей возрастной группы с сезонными изменениями в природе.


Приложение 3

Система игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Д/и "Раньше - позже" Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие временные явления, развивать временные ориентировки. Д/и "Времена года" Цель: уточнить знания детей о характерных признаков времен года. Д/и "Когда это бывает?" Цель: упражнять детей в различении явлений, происходящих в природе в разные времена года. Д/и "Что сначала, что потом?" Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей в природе. Д/и "Знаешь ли ты приметы зимы?(весны, осени, лета) Цель: уточнить знания детей о приметах разных сезонов. Д/и "Необычные путешествия по временам года" Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях погоды в разные времена года. Д/и "Сундучок лесовичка" Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.  Игра-моделирование "Разложи по порядку" Цель: упражнять детей в координировании текста с помощью символических рисунков, развивать слуховое внимание; закрепить знание происходящих закономерностей и явлений в природе в разные поры года. Д/и "Превращения зимы" Цель: закрепить знания агрегатных состояний воды, стимулировать воображение детей. Д/и "Разрезные картинки" Цель: развивать восприятие, уточнить знания о временах года. Д/и "У природы нет плохой погоды" Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в неживой природе. Д/и "Письмо почемучке" Цель: выявить представления о зимних явлениях природы. Д/и "Последовательность событий" Д/и "Составь рассказ"(о весне, зиме, лете, зиме) Д/и " Какая погода?" Д/и "Найди ошибку художника"

Сезонные изменения в жизни животных(звери, птицы, насекомые)

Д/и "Кому что?" Цель: Закрепить знания детей о способах питания в разные времена года. Словесная игра "Кто где зимует?" Цель: уточнить знания детей о способе зимовки диких и домашних животных(насекомых, птиц). Д/и "Путешествие по лесу" Цель: закрепить знания детей о диких животных и их образе жизни зимой. Д/и "Перелетные - зимующие" Цель: упражнять детей в распознавании и назывании зимующих и перелетных птиц. Д/и "Кто как зимует?" Цель: закрепить знания детей о способах зимовки животных и насекомых. Д/и "Где чей домик?" Цель: уточнять и активизировать у детей названия птиц окружающей фауны; упражнять в классификации птиц по месту гнездования. Д/и "Чьи следы?" Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах и диких животных Беларуси; развивать творчество детей.

Сезонные изменения в жизни растений

Д/и "Закончил предложение" Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей между событиями и явлениями; развивать связную речь детей  Д/и "Правильно ли утверждение?" Цель: упражнять в установлении связей между явлениями в природе. Д/и "Четвертый лишний" Цель: учить детей объединять растения по одному признаку в группы(по сезону). Д/и "Какие плоды на каком дереве?" Цель: закрепить знания детей о плодах и деревьях. Словесная игра "Что где растет?" цель: упражнять детей в определении места произрастания различных растений. Д/и "Детки с ветки" Цель: Упражнять детей в нахождении пар: дерево -лист -семена(плоды). Д/и "Что сначала, что потом?" Цель: закрепить знания детей о развитии растения в разные времена года. Д/и "Угадай время года и время суток по рисунку растений" Цель: упражнять детей в различении состояния растений в разные времена года и суток. Д/и "Узнай дерево в разные времена года". Д/и "С какой ветки детки?" Цель: закрепить знания детей о деревьях разных биоценозов, их внешнем виде, семенах и плодах. Д/и "Откуда пришел цветок?" Цель: закрепить знания детей о растениях разных биоценозов.

Сезонные изменения в жизни человека

Д/и "Прогулка по городу" Цель: упражнять детей в определении вида одежды в соответствии с сезоном. Д/и "Игры" Цель: закрепить знания детей о играх, в которые можно играть в разные сезоны. Д/и "Что можно делать?" Цель: упражнять в определении видов труда взрослых в разные времена года.

Труд человека в природе в разные времена года

Д/и "Что для чего человеку нужно" Цель: упражнять детей в определении орудий труда для труда в природе в разные сезоны. Д/и "Покажи на картинке?" Цель: учить детей различать виды труда человека в природе в разные сезоны. Д/и "Что сначала, что потом?" Цель: закрепить знания детей о последовательности различных видов труда в природе. Д/и "Как человек помогает лесным жителям зимой?" Д/и "Веселый огород" Цель: закрепить знания детей о видах сезонных работ на огороде Д/и "Фруктовый сад" Цель: закрепить знания детей о видах сезонных работ в саду, на цветнике.



Приложение 4

"Превращения зимы"

Цель: закрепить знания агрегатных состояний воды, стимулировать воображение детей.

Игровое задание: Педагог предлагает ребятам: я буду называть предметы, а вы скажите, во что превратит этот предмет волшебница-зима. Например, молоко... Чем может стать молоко от холодных, морозных, зимних превращений? (в мороженное) Дождь превратиться в...(снег) Вода станет...(льдом).

"Чьи следы?"

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах и диких животных Беларуси; развивать творчество детей.

Игровое задание: педагог показывает детям нарисованные на листе бумаги следы диких животных и птиц. Дети узнают их и показывают в пантомиме, кто как их них двигается по снежной полянке.

Игра-моделирование "Разложи по порядку"

Цель: упражнять детей в координировании текста с помощью символических рисунков, развивать слуховое внимание; закрепить знание происходящих закономерностей и явлений в природе в разные поры года.

Игровые действия:

Воспитатель: Жил -был одуванчик. Прошла холодная зима, наступила весна. Засветило солнышко. (Дети находят карточку с изображением солнышка). Растаял снег, и на голой земле появились длинные резные листочки. Из чего выросли листочки? (дети показывают картинку корня и листочков). Цветок все растет и растет... На тоненькой ножке появился желтенький цветочек. (карточка с раскрывшимся соцветием) Что еще помогает расти цветочку? (карточка дождя) Застучал мелкий дождик по земле- покажите пальчиками как он стучит? Поднялся вокруг одуванчика сладкий аромат нектара. (картинки с другими цветами) прилетели к нему пчелки. (карточка с пчелой) Покажите пальчиками, как летают пчелки! Наступил вечер. Где же девались желтые цветочки? Они спрятались в бутоны.(карточка бутона) От чего еще может прятаться цветок?(от дождя) Наступило лето. Через некоторое время прилетели к желтому одуванчику, но мы увидели на тонкой ножке белый шарик. (картинка с белым одуванчиком) Вдруг подул озорной ветерок(картинка ветра) и разлетелись маленькие парашютики по всему свету. (карточка с семенами) Покажите, как дунул южный ветерок на наш цветочек! А потом и его братец - северный ветер. Полетали- полетали семена и упали на землю... Из них следующей весной вырастут новые одуванчики!(карточки с цветами).

"Где чей домик?"

Цель: уточнять и активизировать у детей названия птиц окружающей фауны; упражнять в классификации птиц по месту гнездования.

Игровые действия: Воспитатель: вот ребята сколько птиц вернулось к нам весной! они заспорили о том, кто из них первым прилетел в родные края и где им поселиться? Помогите ребята решить спор.

Д/и "Собери картинку"

Цель: Развивать воображение, внимание, память.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми картинки, с изображением пор года, уточняет, как дети определили, что это именно та пора года. Затем раздает такие же, но разрезанные на части и предлагает их собрать.

Д/и " У природы нет плохой погоды"

Цель: закрепить знания у детей характерных признаком сезона.

Ход игры: Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, как они узнали. рассматривают фотографии с изображением поры года. Воспитатель спрашивает детей:

Что хорошего в этом сезоне? Что плохого?

педагог предлагает ребятам нарисовать сезон.

Д/и "Письмо почемучки"

Цель: выявить представления о зимних явлениях природы, совершенствовать умения детей выражать свои мысли в краткой, пояснительной форме, вызывать интерес к игре.

Ход игры: Воспитатель показывает детям конверт и говорит:

Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон передал мне этот конверт. Интересно, от кого он. (вскрывает конверт). Это письмо от почемучки.

Почемучка - мальчик, добрый, веселый и любознательный, он всех постоянно спрашивает о чем-то. Вот и нас он спрашивает. оказывается там, где живет наш Почемучка нет зимы, а ему очень интересно узнать, что это за пора года, и он приготовил для нас вопросы. Вот они. (достает из конверта карточки с вопросами)

Воспитатель зачитывает вопросы и записывает ответы детей, что отослать Почемучке ответ. Вопросы педагог подбирает на свое усмотрение.

Д/и "Месяцы года"

Цель: Закрепить знания детей о последовательности месяцев в году

Материал: карточки с изображением сезонных явлений на каждый месяц.

Ход игры: Педагог дает детям задания:

·   разложи карточки по временам года

·   построй "паравозик времени"

·   найди все зимние(осенние, весенние, летние) месяцы

·   назови первые(средние, последние) месяцы поры года

·   что раньше

·   что попало не на свое место.

Похожие работы на - Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе через дидактические игры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!