Задачи анализа
себестоимости продукции
|
оценка
обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам
производства и обращения на основе анализа поведения затрат
|
|
установление
динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
|
|
определение
факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана
по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
|
|
анализ
себестоимости отдельных видов продукции
|
|
выявление
резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
|
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление
возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и
денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.
Анализ фактической себестоимости продукции предприятия
заключается в установлении степени ее соответствия нормативным и плановым
величинам, изучении причин изменения уровня себестоимости, в выявлении резервов
дальнейшего ее снижения.
Анализ себестоимости единицы важнейших видов продукций
позволяет определить, за счет чего именно произошло повышение или понижение
плановых затрат. Для глубокого анализа себестоимости продукции следует
проанализировать себестоимость товарной продукции по калькуляционным статьям
расходов.
Нормативный метод калькулирования себестоимости предполагает,
что в учете обычно используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По
дебету этого счета отражается фактическая производственная себестоимость
выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг (в
корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные
производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»).
По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая)
себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг (в
корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и др.).
2. Учет производственных затрат по нормативному
методу
2.1 Учет использования сырья и материалов
Для повышения эффективности использования производственных
ресурсов в условиях применения нормативного метода, прежде всего, необходимо
наладить тщательным учет затрат по нормам. Для этого требуется изучить
действующую организацию учета материальных ресурсов, труда и заработной платы,
применяемые первичные документы, выявить отклонения от требований нормативных
документов.
Основной задачей организации учета является усиление контроля
за экономным и рациональным использованием сырьевых, топливно-энергетических и
других материальных ресурсов, а также за соблюдением лимита материальных
затрат. Важной предпосылкой учета и контроля сырья, материалов, покупных
полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии для технологических
целей, других материальных ценностей является установление строгою порядка
лимитирования отпуска и учета их выдачи в цехи, на производственные участки и
рабочие места.
Основным первичным документом, которым оформляется отпуск
материалов в производство в пределах норм, является лимитно-заборная карта.
Лимитирование отпуска материалов в производство осуществляют плановые отделы
предприятия по своим производствам. Лимитно-заборная карта выписывается
плановым отделом в двух экземплярах. Один экземпляр передастся кладовщику,
другой мастеру участка потребителя материала. При получении материала мастера
цехов расписываются в экземпляре склада, а кладовщик в экземпляре участков.
После каждой операции в карте указывают остаток лимита.
При получении материалов с центрального склада предприятия
кладовщики расписываются взаимно в экземплярах центрального склада. После
оформления реквизитов верхней части лимитно-заборной карты ее отправляют на
утверждение, В ней указывают: наименование, количество и стоимость материалов,
отпущенных со склада, номер склада, номер цеха-получателя, номер заказа или вид
продукции, на производство которой отпущены материалы, или статья
общепроизводственных (общехозяйственных) расходов. Нижняя часть
лимитно-заборной карты предназначена для отражения фактического отпуска
материалов и контроля за использованием лимита.
До внедрения нормативного учета материальная ответственность
за полученные и израсходованные материальные ценности возлагалась только на
производителя работ, а с внедрением нормативною учета бригадир стал
ответственным перед прорабом, поскольку он фактически получает материалы,
расходует их, а следовательно, и должен нести ответственность за правильность
их расходования. Бригада получает материалы непосредственно от кладовщиков,
которые в свою очередь получают со складов предприятия. Полученные материалы
они полностью раздают бригадирам немедленно по получении их и фиксируют этот
отпуск в книге, где на каждою бригадира открыт лицевой счет. Бригадир ежедневно
в этой книге расписывается за полученное количество материалов. Данные книги
заносятся в соответствующую графу нормативного наряда и сопоставляются с
нормативным количеством материалов, потребных для выполнения объема работ по
наряду. Материальная ответственность за сохранность материалов, возложенная на
бригадиров, помогает бороться с бесхозяйственностью и с отклонениями, так как
за экономию материалов каждая бригада получает премию, а за перерасход лишается
ее. Сигнальная документация позволяет навести порядок в расходовании материалов
и повысить ответственность бригадиров и звеньевых за их расходованием. С каждым
месяцем количество отклонений становится все меньше и меньше, а удельный вес
компенсируемых затрат все больше и больше.
Отпуск материалов на рабочие места по лимитно-заборным картам
производится до 25-26-го числа каждого месяца, именно в эти сроки происходит
«закрытие» карт на текущий месяц. В конце месяца заведующий складом комплектует
лимитно-заборные карты по цехам-получателям и сдает их бухгалтеру материальной
группы предприятия сборного железобетона для обработки. А экземпляры
лимитно-заборных карт, находящиеся у получателя, служат основанием для
заполнения материальных отчетов об использовании материалов за месяц.
Материальный отчет - это документ оперативного контроля за
использованием материалов в производстве. В нем находит отражение нормативный и
фактический расход каждого вида материалов за месяц в объеме выпускаемых
изделий. Материальные отчеты составляются мастерами, проверяются и
подписываются начальником цеха сдаются в бухгалтерию.
Однократный, редко повторяющийся отпуск материалов
оформляется требованиями - разовыми документами, основным реквизитом которых
является количество затребованных и отпущенных со складов материалов.
Требования выписываются, так же как лимитно-заборные карты, в двух или трех
экземплярах.
Сверхлимитный отпуск материалов и их замена оформляются
сигнальными требованиями, а возврат неиспользованных материалов накладными или теми
же лимитно-заборными картами. Чтобы лишить возможности незаконно маневрировать
материалами путем получения их для одних изделий и фактического расходования
для других, ежемесячно незавершенное производство подлежит инвентаризации и
обсчету по установленным нормативам расхода материалов. Таким путем выявляется
потребное количество материалов для незавершенного производства на каждое
изделие, сопоставляемое с количеством отпущенных на это изделие материалов,
учтенных в лимитной карте.
Расходом материалов на производство считается количество
материалов, отпущенных со склада за вычетом возврата материалов, не начатых
обработкой на конец месяца в цехах. На материалы, оставшиеся в цехах на конец
месяца не запущенными в производство, составляется накладная на внутреннее
перемещение (на возврат) последним днем месяца. По этой накладной такие
материалы списываются с кредита счета 20 на дебет счета 10. Одновременно
составляется требование на отпуск материалов со склада первым днем нового
месяца, по которому материалы списываются с кредита счета 10 на дебет счета 20.
На основании первичных документов о расходе материалов составляется ведомость
распределения материалов по направлениям расхода. При журнально-ордерной форме
учета составляется разработочная таблица ф. №1.
2.2 Учет выработки и заработной платы
производственных рабочих
Для расчета заработка, прежде всего, надо знать количество
времени, отработанное каждым работником. Учет рабочего времени ведется в табеле
типовой формы. По каждому цеху, отделу предприятия составляется отдельный
табель. В табеле записываются все работники по категориям и табельным номерам.
Ежедневно по каждому работнику делаются записи проработанного и не
проработанного времени, особо выделяются сверхурочные часы, часы ночной смены,
льготные часы подростков и т.д. Невыходы на работу отмечаются установленными к
табелю буквенными обозначениями. Кроме табеля для учета отработанного времени
составляются списки работавших сверхурочно, в ночную смену, листки о простое.
Время выполнения государственных и общественных обязанностей подтверждается
справками. Табель подсчитывается два раза в месяц и со всеми относящимися к
нему документами передается в бухгалтерию.
Для начисления заработка сдельщикам необходимо знать, кроме
отработанного времени, и выработку. В зависимости от учета индивидуальной
выработки каждого рабочего или учета выполненной коллективом или бригадой
работы применяют индивидуальную и коллективную формы оплаты труда.
Учет выработки продукции и выполненных работ, необходимый для
исчисления заработной платы при сдельной оплате труда, должен обеспечить
получение точной информации о количестве и качестве выработанной продукции и
выполненных работ, правильное определение уровня выполнения норм выработки и
нормированных заданий рабочими в строгом соответствии с фактически отработанным
временем и размера их заработной платы, контроль за соответствием объема
выработанной продукции и выполненных работ количеству материалов и
полуфабрикатов, выданных в производство и израсходованных в нем. Такой контроль
осуществляют мастера, начальники участков, работники технического контроля и
другие работники, на которых возложены эти обязанности в зависимости от
специфики организации производства и уровня механизации учетных работ.
Методы учета выработки и контроля качества продукции на
предприятии, в цехах и на участках обусловлены технологией и организацией
производственных процессов, характером вырабатываемой продукции и формами
оплаты труда. В зависимости от перечисленных условий на предприятиях сложились
различные системы учета выработки. Они учитывают способ получения первичной
информации о выработке и применяемые при этом формы первичных документов,
способы распределения общего заработка между членами бригады и др. При каждой
из систем выработка фиксируется документами, состав показателей которых
определяют требованиями оперативного, бухгалтерского и статистического учета
труда и заработной платы (наряд на сдельную работу, ведомость учета выработки,
маршрутные листы). Обязательной информацией в документах является табельный
номер исполнителя, характеристика выполненной работы, число принятых годных и
забракованных изделий, нормы времени, расценки и вид оплаты. Документацию по
учету выработки заполняют на основе технологических карт, действующих норм и
расценок и выдают бригадиру или рабочему до начала работы. В первичные
документы заранее проставляют данные об установленных нормах времени, нормах
выработки и т.п.
2.3 Учет потери брака и простоев
Производственные потери представляют собой непроизводительные
затраты материальных и трудовых ресурсов. К ним относятся потери от брака и
простоев. Задачи снижения и повышения качества продукции требуют решительной
борьбы с бесхозяйственностью и потерями, полного и своевременного их учета с
установлением причин и виновников потерь. В связи с этим потери or брака выделяют в
калькуляции себестоимости отдельной статьей.
Брак представляет собой детали и готовые изделия, выполненные
с нарушением требований чертежей, технических условий и стандартов, в силу чего
они не могут быть использованы по прямому назначению. Брак, обнаруженный на
предприятии рабочими, является внутренним. Недоброкачественная продукция,
обнаруженная у потребителя, представляет собой внешний брак. В зависимости от
технической возможности и экономической целесообразности исправления брака
подразделяют на исправимый и неисправимый. Неисправимый брак по техническим и
экономическим соображениям исправлению не подлежит. Стоимость исправления таких
изделий выше стоимости изготовления новой.
Борьба с потерями от брака предполагает хорошо налаженный,
своевременный учет потерь от брака, выявление причин и виновников его,
разработку организационно-технических мероприятий по его устранению и
недопущению, материальную ответственность виновных лиц.
Оперативный учет потерь от брака по причинам и виновникам
осуществляется отделом технического контроля. Определение себестоимости
забракованных изделий, сумм удержаний с виновников брака, дополнительных затрат
по его исправлению и потерь от брака является функцией бухгалтерии.
Себестоимость исправимого брака складывается из расходов на
сырье, материалы и заработную плату, пошедших на исправление и доведение
изделия до степени годности, и соответствующей доли общепроизводственных
расходов. Общехозяйственные расходы в затраты по исправлению бракованной
продукции не включаются. Внешний брак, обнаруженный у потребителя, оценивается
по производственной себестоимости изготовителя продукции, расходам по его
транспортировке и замене. В учете допускается в целях упрощения и удешевления
расчетов оценивать брак по плановой или нормативной его себестоимости.
Первичным документом, фиксирующим брак, является извещение
(акт) о браке. В нем указываются наименование изделия, на котором обнаружен
брак, стоимость материалов и сумму заработной платы, число забракованных
изделий, виновников и причины выработки бракованной продукции. Себестоимость
забракованных изделий определяют так: затраты на материалы и заработную плату
включают но нормам, а расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и общепроизводственные
расходы в соответствующей доле - по их фактическому уровню.
Затраты по браку учитываются на активном счете 28 «Брака в
производстве». По дебету этого счета отражают: по неисправимому браку -
себестоимость забракованных изделий, а по исправимому все расходы, связанные с
его исправление. По кредиту счета производят записи, частично уменьшающие
потери от брака: удержания с виновников брака и стоимость отходов, сдаваемых на
склад. Разница между суммами дебета и кредита счета 28 «Брака в производстве»
показывает окончательную сумму потерь от брака. Потери от брака ежемесячно
относят на счета 20 «Основного производства» и 23 «Вспомогательных производств»
и включают в себестоимость тех изделий, по которым обнаружен брак.
Аналитический учет к счету 28 «Брака в производстве» ведут по цехам, видам
изделий и статьям затрат. Учет ведется в ведомостях или на карточках. Затраты
но браку по одному - двум изделиям можно учитывать в ведомости №12 «Затраты по
цеху». При журнально-ордерной форме для учета брака предусмотрена ведомость №14
«Потери в производстве».
Учет потерь от простоев - важный участок учета. Простои
приводят к непроизводительным затратам рабочего времени, к неполному
использованию оборудования и выпуску продукции. Поэтому учет простоев, анализ
их по причинам и виновникам образования имеет большое значение для выявления
резервов роста производительности труда и увеличения выпуска продукции.
2.4 Сводный учет затрат на производство
Под сводным учетом затрат на производство понимают комплекс
работ, связанных с группировкой затрат по статьям калькуляций, элементам,
местам возникновения, видам или укрупненным группам продукции (объектам учета
затрат), разграничением затрат между товарным выпуском и незавершенным
производством с последующим использованием этих данных для составления
отчетности и калькуляций фактической себестоимости изделий.
Методика и техника сводного учета при нормативном методе
учета зависят от особенностей производства, варианта сводного учета, характера
продукции, структуры управления, полноты внедрения нормативного учета. При
нормативном учете предусматривается обязательное отражение фактических затрат в
пределах норм, отклонений от норм и изменения норм.
Сводный бухгалтерский учет затрат на производство имеет два
варианта: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.
Полуфабрикатный вариант предусматривает обособленное
выявление себестоимости полуфабрикатов, стоимостный учет их движения по цехам и
переделам. При этом варианте учета в затраты каждого цеха входят собственные
издержки и себестоимость полуфабрикатов, полученных из предыдущих цехов. В
сводных по предприятию данных затраты дублируются на сумму внутризаводских
оборотов. При полуфабрикатном варианте сводного бухгалтерского учета затрат на
производство, помимо количественного учета движения полуфабрикатов между цехами
и промежуточными складами, осуществляется также и стоимостный учет.
Бесполуфабрикатный вариант сводного бухгалтерского учета
затрат на производство не предусматривает определения себестоимости
полуфабрикатов по цехам. Их производство и движение учитываются лишь в
натуральном выражении в системе внутризаводского оперативного учета. В расходы
цехов включаются лишь собственные затраты, а все издержки производства
отражаются в бухгалтерском учете без внутризаводского оборота. На предприятиях
сборного железобетона применяется менее трудоемкий - бесполуфабрикатный вариант
сводного учета затрат на производство, при котором не ведется стоимостный
бухгалтерский учет их производства и движения.
Оба варианта требуют хорошо организованного количественного
учета движения полуфабрикатов. Без достоверного количественного учета
полуфабрикатов не может быть обеспечен и стоимостный учет. Для сводного
бухгалтерского учета затрат на производство в разрезе цехов необходима
информация о фактических и планово-нормативных расходах по производству изделий
каждым цехом. Кроме того, надо располагать данными об объеме выпущенной цехами
продукции, остатках незавершенного производства на начало и конец отчетного
месяца в натуральном выражении.
2.5
Выявление отклонений от норм и их учёт
Все отступления фактических издержек производства от
действующих норм по любой калькуляционной статье затрат рассматриваются как
отклонения от норм расходов. Такой подход позволяет не только организовать
достоверный учет издержек производства и точное калькулирования себестоимости
продукции, но и систематически анализировать отклонения от норм расходов для
принятия управленческих решений по оперативному воздействию на процесс
формирования себестоимости. Именно эти обстоятельства, обеспечивающие повышение
оперативности и аналитичности управленческого учета, непосредственное участие
работников производственной бухгалтерии в управлении производством, выгодно
отличают нормативный метод от других методов
По своему содержанию отклонения от норм расходов можно
подразделить на три группы.
1. Отрицательные.
2. Положительные.
. Условные.
Отрицательные отклонения представляют собой перерасход
фактических издержек производства единицы продукции в сравнении с их
нормативным уровнем. Такие отклонения возникают при нарушении технологического
процесса производства продукции, недостатков в организации и управлении производством.
Положительные отклонения, как правило, являются следствием
мер, направленных на повышение эффективности производства (при рациональном
использовании отходов, устранении брака, совершенствовании технологии
производства и т.п.). положительные отклонения могут возникать при
использовании заниженных норм, поэтому нормы периодически пересматриваются и
при необходимости их повышают.
Условные отклонения могут быть отрицательными и
положительными и появляются в результате различий в методиках составления
сметной и нормативной калькуляций. По методическим соображениям ряд расходов по
смете не включается в калькуляцию нормативной себестоимости, а именно: потери
от брака, частично выполненные операции и др. Все эти отклонения учитываются
полностью и по окончании отчетного периода анализируются для выявления
действительной величины отрицательных или положительных отклонений.
По характеру оформления отклонения от норм подразделяются на
три группы: документированные, расчетные и неучтенные. Документированные отклонения
выявляются с помощью первичных документов для учета прямых издержек
производства - сырья, материалов и оплаты труда производственных рабочих.
Расчетные отклонения по косвенным расходам, как правило, выявляются с помощью
специальных расчетов. Неучтенные отклонения, возникшие из-за недостатков в
организации управленческого учета и документирования операций по расходу,
выявляются после проведения инвентаризации незавершенного производства.
Отклонения можно вычислять для целых категорий, таких, как
общие затраты основных материалов, для любых групп внутри категорий, каждой
статьи затрат.
Отклонения по материалам. Затраты на материалы, используемые
в производстве продукта, зависят от цены материалов и от количества материалов.
Так как фактическое количество использованных материалов, скорее всего,
отличается от нормативного, а фактические цены - от нормативных цен, то
фактические затраты будут отличаться от нормативных.
Причинами возникновения отклонения по использованию материала
могут быть небрежное отношение сотрудников с материалом, закупка материала
низкого качества, хищения материала, изменение требований по контролю за
качеством или методов производства.
Заключение
Определение себестоимости продукции является одним из главных
вопросов организации учета. Целью учета себестоимости продукции является
своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с
выпуском и реализацией продукции, исчисление фактической себестоимости
отдельных ее видов и всей продукции в целом. Исчисление этого показателя
необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения
себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального
дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой
техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования
решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства
устаревших.
Анализ себестоимости продукции в разрезе статей калькуляции
дает возможность не только получить наиболее полную картину изменения затрат,
но и разобраться, где произошли отклонения и кто их виновник. Анализ себестоимости
в калькуляционном разрезе базируется на классификации затрат по месту их
возникновения независимо от экономического содержания. Именно поэтому можно
установить место возникновения отклонения: основное производство,
общепроизводственные, общехозяйственные, расходы.
Список источников
затрата нормативный сырье заработный
1. Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) №14-ФЗ от 26.01.1996 // Собрание
законодательства РФ.
. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть вторая) №117-ФЗ от 05.08.2000 // Собрание
законодательства РФ.
. Положение
о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утвержденное
приказом Минфина РФ от 07.05.2003 г. №94н) - М.: «Информационное агентство ИПБ
- БИНФА», 2005 г.
. План
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России №94н от
31.10.2000 // «Экономика и жизнь». - 2000.
. Бабаев
Ю.А. Теория бухгалтерского учета- / Бабаев Ю.А. - М.: ЮНИТИ, 2005 г.
6. Баканов
М.И. Теория экономического анализа / Баканов М.И., Шеремет А.Д. - М.: Финансы и
статистика, 2006 г.
. Глушков
И.Е. «Бухгалтерский учет современного предприятия» / Глушков И.Е. - М.:
Новосибирск КРОИУС, ЭКОР, 2006 г.
. Кондаков
Н.П. Бухгалтерский управленческий учет / Кондаков Н.П. - М.: ИНФА - М., 2007 г.
. Сухов
М.В. Налоговый учет расходов на сырье и материалы/ Сухов М.В. - // Главбух, №6,
2002
. Волкова
О.Н. Управленческий учет. Учебник. / Волкова О.Н. - М., ТК ВЕЛБИ, изд. - во
Проспект, 2005.
. Апчерч
А. Управленческий учет. / Апчерч А - М., Финансы и статистика, 2002.
. Друри
К. Учет затрат методом «стандарт-кост». / Друри К. - М.: Юнити, 1998.
. Керимов
В. Э Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности. / Керимов В.Э.,
Епифанов А.А., Селиванов П.В., Крятов М.С. - М.: Экзамен, 2003.
14. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений. /
Друри К. - М.: ЮНИТИ, 2003.
15. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет:
Учебник для вузов / Ивашкевич В.Б. - М.: Юристъ, 2003.
. Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учета. / Нидлз Б.,
Андерсон Х., Колдуэлл Д.М.: Финансы и статистика, 1993.
. Николаева О.А Управленческий учет: Учебное пособие.
/ Николаева О., Шишкова Т. - М.: УРСС, 2003.
. Николаева С.А. Принципы формирования и
калькулирования себестоимости. Особенности учета затрат в условиях рынка:
система «директ-костинг»./ Николаева С.А. - М.: Аналитика-пресс, 1997.
. Новиченко П.П. Учет затрат и калькулирование
себестоимости продукции в промышленности: Учебник. / Новиченко П.П., Рендухов
И.М - М.: Финансы и статистика, 1992.
. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. /
Палий В.Ф. - М.: Бератор-Пресс, 2003.
. Рей В.В. Управленческий учет. / Рей В.В., Палий В. -
М.: Инфра-М, 1997.
. Ткач В.И. Управленческий учет: международный опыт. /
Ткач В.И., Ткач М.В. - М.: Финансы и статистика, 1994.
. Хорнгрен Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий
аспект./ Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж - М.: Финансы и статистика, 2001.