№ п/п
|
Темы занятий
|
Количество часов
|
1
|
Родословная
стеклянной бусины. Материалы и инструменты.
|
1
|
2
|
Низание бусин в
одну нить
|
1
|
3
|
Низание
крестиками
|
1
|
4
|
Браслеты и
фенечки - быстро и красиво
|
1
|
5-6
|
Броши и
сувениры
|
2
|
7
|
Жгуты и шарики
|
2
|
8-9
|
Салфетка
"Валентинка"
|
2
|
10-11
|
Цепочка
"Мозаика"
|
2
|
12
|
Станок для
тканья из бисера
|
1
|
13
|
Техника
вышивания бисером
|
2
|
14
|
Закладки
|
1
|
15-16
|
Вышивание
бисером по схемам
|
2
|
17
|
1
|
18
|
Вязание бисером
|
2
|
19
|
Итоговое
занятие - выставка
|
1
|
|
Итого:
|
22
|
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование представлено в табличной
форме (см. Приложение 2) и содержит: название темы, цели урока, краткое
содержание темы, оснащение урока (МО - методическое, МТО -
материально-техническое и ДО - дидактическое оснащение), практическая работа,
задание на дом.
2.2
Планы-конспекты внеклассных занятий по художественной вышивке бисером
Тема занятия: Родословная стеклянной бусины, материалы и
инструменты
Тип занятия: Теоретический.
Цели занятия:
. Обучающая: познакомить учащихся с историей возникновения
бус и украшений. Дать информацию о материалах и инструментах, используемых на
занятиях.
. Развивающая: развивать познавательную активность,
воображение и творческие способности.
. Воспитывающая: воспитывать любовь к искусству,
совершенствовать эстетическое воспитание.
Оснащение занятия:
Методическое оснащение занятия:
· план-конспект занятия;
· книги и журналы с иллюстрациями. (Божко
Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000. - 120 с.; Ляукина Н. Бисер. М.: Аст - Пресс,
1999. - 174 с.; Магина А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО, 2005. - 120 с.)
Материально-техническое оснащение занятия:
· ручка, карандаш, тетрадь.
Дидактическое оснащение занятия:
· наглядное пособие "Материалы и
инструменты";
· кроссворд.
Структура занятия:
. Организационный момент (3 мин)
. Актуализация знаний (7 мин)
. Изложение нового материала (42 мин)
. Закрепление нового материала (30 мин)
. Задание на дом (5 мин)
. Уборка рабочих мест (3 мин)
Итого: 90 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент (3 мин.)
Приветствие учащихся, проверка посещаемости,
готовки к занятию.
2. Актуализация знаний (7 мин)
Здравствуйте, сегодня у нас первое занятие. Тема занятия
"Родословная стеклянной бусины, материалы и инструменты". Сегодня вы
узнаете историю бисера, а также, какие материалы будут использоваться на наших
занятиях.
Ученики открывают рабочие тетради и записывают
тему занятия.
3. Изложение нового материала (42 мин)
Учитель излагает новый материал методом рассказа.
Бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. Бисерные
изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были
вкусы и привычки.
Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняют и развиваются
вместе с человечеством. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ
жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему
впитывают его чувства и настроения и как бы оживают, превращаясь в чудесные
украшения и забавные безделушки.
История бус увлекательна, как роман, полный тайн и
неожиданных поворотов.
Сначала люди использовали материал, который им предоставила
природа: когти, зубы, и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и
семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то
появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
После изобретения стекла в IV веке до н.э. яркие,
разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и
щеголих. Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается
бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы.
Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести
из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже
символы божественной власти фараонов - знаменитые усхи - ожерелья Солнца
создавались не только из золота, но и из бисера.
Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у
египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI века центром
художественного стеклоделия стала Византия. Византийцы широко использовали
образцы Римской империи.
Через Византию бисер попал в Венецию. В Х веке начался
настоящий расцвет бисерного производства. Венецианцы тщательно оберегали
секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии провинившемуся
грозила смерть, а его близких - темница.
Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнообразных
цветов и оттенков развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы
украшали ими одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы. Долгое
время никто не мог составить конкуренцию Венецианским стеклоделам. Во многих
европейских странах предпринимались попытки основать производство стеклянных
бус и бисера, но эти изделия уступали по качеству Венецианским. Затем в Чехии
талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера.
Более того они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускаемые в Богемии
бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и
огранки. Настала очередь чешских мастеров срывать от конкурентов известные
только им секреты создания прекрасного бисера.
Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В ХI
веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для
мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, венецианские купцы, увидев в Киеве
творение русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее
мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах.
В конце IХ века в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской
губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских
умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и
пользовались большим спросом.
История украшений - составная часть истории культуры и
истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта
были одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди
начали раньше, чем одеваться.
Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а
средством общения с божествами и духами. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки
должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам
отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. Без них не
обходились шаманы, знахари и колдуны. Народы, избежавшие влияние европейской
цивилизации, сохранили эти традиции до сегодняшнего дня.
Индейцы, чтобы защитить дом и пищу от злых сил, украшали
бусами и предметами домашнего обихода. В традиционные водонепроницаемые корзины
из травы они вплетали раковины и перламутровые бусинки. Бусы из костей птиц и
перламутра нашивали на одежду, серьги, сетки для волос. С появлением бисера,
его начали использовать вместо привычных материалов, сохраняя традиционные
приемы работы. Ритуальные пояса, налобные повязки, детские колыбельки,
табакерки, и многое другое стали украшать бусинками. Назначение украшений не ограничивалось
защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль "визитной карточки"
владельца, помогая ему выделиться из общей массы соплеменников, обратить на
себя внимание. Люди встречали друг друга "по одежке". По внешнему
виду человека, по крою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшения судили
не только о недостатке человека, но и о его месте жительства, общественном
статусе, составе семьи, роде занятий. Позже украшение стало выражением
жизненного благополучия, видного положения в обществе, богатства, а также
определенных черт характера, например кокетливости. Но и своего эстетического,
декоративного значения украшения никогда не утрачивали. Человеку всегда
хотелось, что бы его заметили, запомнили.
С развитием фабричного производства, расширением торговых и
культурных связей, унифицируется мода во всем мире, теряются национальные
особенности, стираются социальные отличия.
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь
(унты), головные уборы, оленью упряжь.
Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и
для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь
покрывает платье роскошной бисерный вышивкой. Многочисленные бисерные подвески
делают платья от Эммануэля Унгаро и Бернара Пери похожими на водопады и языки пламени.
Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки.
Материалы и инструменты.
Для рукоделия годится все: специально купленный бисер или
стеклярус, старая или рассыпавшаяся бижутерия, отдельные разносортные бусины и
- в сочетании с ними - стразы, нарядные пуговицы и т.д. Главное, что бы
материал соответствовал выбранной модели. Например, при выполнении
торжественного ажурного воротничка требуются мелкие ровные бусинки, а к летнему
молодежному наряду подойдут украшения из крупных, нарочито грубоватых бусин.
На наших уроках мы будем использовать следующие материалы и
инструменты:
Демонстрация учителем наглядного пособия
"Инструменты и материалы"
Определения заносятся учащимися себе в рабочую
тетрадь.
Бисер - мелкие круглые или граненые шарики из стекла,
металла, пластмассы, кости, фарфора. Со сквозными отверстиями для низания.
Старинный бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный.
Размер круглого бисера обозначают номером: чем меньше бисер, тем больше номер.
Бусины - всегда крупнее бисера. Их часто используют в сочетании с бисером.
Размер бусины определяется ее диаметром.
Бусины бывают самых разнообразных форм и расцветок. Они могут
быть изготовлены из стекла, пластмассы, натуральных камней, дерева, кости и
других материалов. Граненые бусины называют "кристаллами", а
вытянутые - "рисом"
Рубка - рубленый бисер, короткие трубочки из стекла длинной
1-5 мм.
Стеклярус - трубочки из цветного стекла, используемые для
украшения одежды и интерьеров. Он был широко распространен не только в городском,
но и в крестьянском быту. При отделке городского костюма чаще выбирали
одноцветный стеклярус в тон ткани, обыгрывая его блеск на матовом фоне. В
крестьянском костюме использовали разноцветный стеклярус или молочный - под
жемчуг.
Страз - имитация драгоценного камня, делается из свинцового
стекла. Назван по имени французского ювелира Страза, придумавшего современную
форму изделия в середине 18 века. Заменять драгоценные камни стеклом стали еще
в древности. Уже в I веке н.э. были широко известны индийские подделки из
стекла под камни, затем - китайские и итальянские.
Блестки - маленькие плоские блестящие кружечки или пластинки
другой формы для украшения одежды и предметов быта. Блестки имеют отверстия для
крепежа и могут быть выполнены из металла стекла, слюды, синтетических
материалов.
Замочки - используют при изготовлении колье, браслетов,
фенечек, поясов.
Швензы - используют при изготовлении сережек.
Иглы - специальные иглы для работы с бисером (очень тонкие с
длинным ушком).
Капроновые нити - для придания прочности перед работой их
обрабатывают пчелиным воском.
Леска (рыболовная) обязательно хорошего качества, Ø 0,12 - 0,17 мм - для работы с бисером, Ø 0,2-0,25 мм - для работы с бусинами.
Цветные карандаши (фломастеры) для раскрашивания бисерин на
схемах. Тетрадь в клетку - для рисования схем изделий.
Ножницы - маленькие (маникюрные), обязательно острые.
Подготовка рабочего места.
Процесс изготовления бисерных изделий превратится в
увлекательное занятие, если правильно подготовить рабочее место. Что бы
бисерины не укатывались, понадобится ворсистый материал (фланель, драп), лучше
однотонный, черный (будут меньше уставать глаза). Размер ткани 40*40 см.
Рабочее место в любое время суток должно быть хорошо освещено. При изготовлении
разноцветных изделий бисер раскладывают на "коврике" небольшими
кучками.
. Закрепление нового материала (30 мин)
. Задание на дом (5 мин):
Повторить материал, который прошли на занятии. Найти литературу
о бисере. Принести на следующее занятие материалы и инструменты: леску, бисер,
иголки и т.д.
. Уборка рабочих мест (3 мин)
Занятие окончено, убираем рабочие места.
Тема занятия: Браслеты и фенечки - быстро и красиво.
Тип занятия: Комбинированный
Цели занятия:
. Обучающая: дать представление учащимся о разнообразии
браслетов и фенечек, ознакомить с методами изготовления их.
. Развивающая: развивать мелкую моторику рук, творческое
начало личности.
. Воспитывающая: воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оснащение занятия:
Методическое оснащение занятия:
· план-конспект занятия;
· книги и журналы с иллюстрациями. (Божко
Л.А. Бисер. М.: Мартин, 2000. - 120 с.; Ляукина Н. Бисер. М.: Аст - Пресс,
1999. - 174 с.; Магина А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО, 2005. - 120 с.)
Материально-техническое оснащение занятия:
· тетрадь, ручка, карандаш, цветные
фломастеры, материалы и инструменты (бисер, леска, иголки)
Дидактическое оснащение занятия:
· ИТК по видам браслетов и фенечек.
Структура занятия:
. Организационный момент (3 мин)
. Актуализация знаний (7 мин)
. Изложение нового материала (20 мин)
. Практическое задание (50 мин)
. Подведение итогов занятия (3 мин)
. Задание на дом (4 мин)
. Уборка рабочих мест (3 мин)
Итого: 90 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент (3 мин)
Приветствие учащихся, проверка посещаемости,
готовки к занятию.
2. Актуализация знаний (7 мин)
Тема нашего занятия "Браслеты и фенечки - быстро и
красиво". Сегодня вы узнаете много нового - какие украшения бывают, что
такое орнамент, узор, а также научимся делать браслеты и фенечки. Откройте
рабочие тетради и запишите тему занятия. В ходе занятия не забывайте заносить в
тетрадь основные записи и рисунки.
. Изложение нового материала (20 мин)
Учитель излагает новый материал методом
объяснения.
Плетение бижутерии начинается с маленьких браслетов
"фенечек", которые можно носить не только на руке или сочетать с
другими украшениями. Сочетание цвета, различных видов плетения делают эти
украшения неповторимыми и оригинальными, принося радость своей хозяйке. На
основе этих браслетиков плетутся более сложные изделия: ожерелья, колье. Они
требуют усидчивости, прилежания, терпения и плетутся не один урок. Изделия из
бисера прочны и долговечны, не теряют цвет и форму.
Украшения бывают различные:
Демонстрация учителем иллюстраций с изображением
украшений.
Учащиеся заносят к себе в тетрадь следующие
определения.
Браслет - кольцеобразное украшение, которое носили женщины и
мужчины на руках, реже на ногах, у щиколоток. У германских воинов он был
символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XII века браслет
становится исключительно женским украшением.
Фенечки бывают: бисерные, кожаные, деревянные, плетеные (из
мулине, шнурков, проволоки), металлические, вышитые и т.д.
Брошь - украшение для дамских платьев или блузок.
Воротник - деталь мужской и женской одежды, появившаяся в
XIII веке. Бисерные воротники носят сейчас только женщины. Это, как правило,
накладное украшение бывает различной формы и размеров.
Гердан (гайтан) - нагрудное или наспинное народное украшение
в виде ленты из разноцветного бисера, концы которой соединены медальоном.
Диадема - неширокая полоска из материи, металла и др.,
которую носили на голове или лбу мужчины и женщины. Появилась впервые на
востоке, служила символом власти.
Корона - у римлян первоначально лавровый или оливовый венок,
который носили на голове уважаемые люди. Позже корона превратилась в символ
высшей власти. Представляет собой обруч, украшенный сверху зубцами.
Колье - ожерелье с подвесками.
Медальон - украшение, подвешенное на ленте или цепочке. В
медальоны вкладывали фотографии, волосы близких людей и др. Особенно были
распространены в эпоху романтизма.
Ожерелье - шейное украшение в виде нити с нанизанными на нее
одноцветными или разноцветными камнями, жемчугом, ракушками и др.
Подвески - украшения к чему то, подвешивающиеся. К ним
относятся ушные украшения, брелки и др. Известны с давних времен,
использовались как указатели пола, рода, сословия и др.
Пояс - важная деталь мужской и женской одежды, помещаемая на
талии. Пояса были известны уже в бронзовом веке. В средневековье он означал
символ чести и целомудрия. В России, в народном костюме, пояс выполнял
обрядовые функции защиты человека от злых сил.
Серьги - украшение, подвешенное в проколотые ушные мочки.
Первоначально серьги были преимущественно мужским украшением, которое позже
сохранилось только у пиратов и моряков. Позднее серьги стали важным элементом
дамской моды.
Узор и орнамент в изделиях из бисера.
Узор - это рисунок, представляющий собой переплетение линий,
сочетание фигур. Узор создается специально: художник (или мастер) тщательно
продумывает рисунок узора, цвет, размер. Но порой и случайное сочетание линий
рождает неповторимый узор - например, на замерзшем окне.
Орнамент - это тот же узор, но повторенный несколько раз.
Орнамент может состоять из очень простых геометрических узоров. Орнамент может
быть довольно сложным. Поэтому, для изделий с орнаментом, обязательно нужно
иметь перед глазами схему - рисунок орнамента на бумаге.
Рисовать орнамент во всю его длину, конечно, не нужно. Обычно
делают рисунок раппорта.
Раппорт - это часть рисунка, которая повторяется без
изменений.
Несколько полезных советов:
. Перед плетением (особенно если фенечка широкая) необходимо
нарисовать ее схему и разложить по цветам, чтобы не запутаться.
. Помните, что для орнаментальных украшений (где узор
повторяется периодически и главную нагрузку несет цвет) следует брать бисер
одной формы и размера, иначе браслет перекашивается.
. Наручные фенечки редко бывают с застежками, обычно их носят
не снимая. Лучше завязывать их прямо на руке, а кончики сплетенного на леске
браслета аккуратно заплавить. Если вы, закончив плетение, выяснили, что немного
ошиблись с размером, не расстраивайтесь - самый узкий браслет можно надеть
"с мылом" (буквально), а со временем он еще растянется от воды.
Кружковцы приступают к самостоятельному
выполнению именных браслетов. Учитель раздает схемы браслетов (Приложение 1),
наблюдает за работой учащихся, следит за выполнением правил охраны труда,
порядком на рабочих местах.
Если у кружковцев возникают вопросы, учитель дает
на них исчерпывающие ответы. Разъяснение и инструктаж может вестись в
индивидуальном порядке, но если преподаватель видит, что у кружковцев возникают
затруднения на определенном этапе работы, следует отвлечь их от работы и
объяснить трудовую операцию всем вместе.
5. Подведение итогов занятия (3 мин)
Итак, занятие подходит к концу, завершаем работу и подводим
итог сегодняшнего занятия.
Сегодня на занятии вы узнали, какие бывают украшения, что
такое орнамент, узор. А также ознакомились с некоторыми способами выполнения
фенечек и браслетов.
. Задание на дом (4 мин)
Доделать свой браслет, повторить пройденный материал.
Принести необходимые инструменты.
. Уборка рабочих мест (3 мин)
Наше занятие окончено, убираем рабочие места и идем домой.
Тема занятия: Техника вышивания бисером.
Тип занятия: Комбинированный
Цели занятия:
. Обучающая: дать понятия учащимся о технике вышивания
бисером, научить вышивать различными способами
. Развивающая: развивать творческое мышление, воображение.
. Воспитывающая: воспитывать аккуратность, чувство
ответственности за свою работу.
Оснащение занятия:
Методическое оснащение занятия:
· план-конспект занятия;
· книги и журналы с иллюстрациями вышивок бисером.
(Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000. - 120 с.; Ляукина Н. Бисер. М.: Аст -
Пресс, 1999. - 174 с.; Магина А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО, 2005. - 120
с.)
Материально-техническое оснащение занятия:
· тетрадь, ручка, карандаш, цветные
фломастеры, материалы и инструменты (бисер, леска, иголки)
Дидактическое оснащение занятия:
· схемы вышивок
· плакат "Техника вышивания
бисером"
Структура занятия:
. Организационный момент (3 мин)
. Актуализация знаний. (5 мин)
. Изложение нового материала (15 мин)
. Практическое задание (54 мин)
. Подведение итогов занятия (5 мин)
. Задание на дом (5 мин)
. Уборка рабочих мест (3 мин)
Итого: 90 мин
Ход занятия:
1. Организационный момент (3 мин)
Приветствие учащихся, проверка посещаемости,
готовки к занятию.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Тема сегодняшнего занятия: Техника вышивания бисером."
Сегодня вы узнаете, сколько существует способов вышивания. научитесь вышивать
этими способами.
. Изложение нового материала (15 мин)
Учитель излагает новый материал методом рассказа.
Вышивка бисером - одна из старинных и живописных работ. Она
широко применялась и применяется в изготовлении национального костюма, головных
уборов, обуви, поясах, церковных убранствах, картинах, кошельках. Наиболее
распространенной считалась вышивка крестом, можно использовать рисунки и канву.
Вышивка - широко распространенный вид декоративно прикладного
искусства.
Главное выразительное средство вышивки - выявление свойств
материала: матовость шерсти, переливы шелка, сверкание стразов и блесток,
объемность бусин.
Нашивание на ткань отдельных жемчужин, бусин или нанизанных
на нить жемчугов, перламутра, бисера, бус, называлась в старину саженьем.
Часто в вышивке бисер и бусины сочетаются с другими
материалами - цветными нитями, блестками, стразами, шнуром, тесьмой,
перламутром, пуговицами. Выбирать материалы следует особенно тщательно, так как
вышитые вещи придется чистить, стирать и гладить.
Перед началом работы нужно убедиться в том, что бусины не
расплавятся при глаженье и отпаривании, что с них не смоется краска и не
отшелушится перламутр во время чистки или стирки.
Прозрачные бусины мало пригодны для вышивания по темному или
пестрому фону, так как цвет фона забивает цвет бусин. Уменьшить прозрачность
бусин можно, окрасив поверхность отверстия.
Нужно быть осторожным при выборе блесток в форме звездочек и
других украшений с острыми краями или шершавой поверхностью.
Обычно вышивку выполняют на пяльцах. Они удерживают материал
в расправленном и натянутом состоянии. Если пяльцы велики для данной работы, то
"нарастите" полотно, приметав по краям вспомогательные полоски ткани.
Нити для нанизывания бисера или бусинок при вышивке подбирайте под цвет основы.
В отличие от низания, при вышивке игла необходима, так как
нить продевают через ткань. Иногда попадается настолько мелкий бисер, что через
него невозможно пропустить даже тонкую иглу. В этом случае закрепляют нить на
ткани. Вынимают ее из иглы и нанизывают бусинку на смазанный клеем конец нити.
Закрепляя нить в начале и конце работы, не делайте грубых
узелков. Изделие должно выглядеть аккуратно и с лицевой и с изнаночной стороны.
Нить лучше всего закреплять с лицевой стороны, в том месте, которая будет
закрыта бусинами.
Перед началом работы необходимо подготовить и перевести на
ткань рисунок.
Теперь перейдем к технике вышивки бисером и бусинками.
Одиночные бусинки закрепляют на поверхности как пуговку или с помощью меньшей
бусинки.
Бисерную линию можно вышить двумя способами:
Ø Пришивать к ткани каждую
бисеринку отдельно (шитье бисером);
Ø Прикреплять к ткани нитки,
на которых уже нанизан бисер (шитье "вприкреп").
Рассмотрим шитье отдельными бисеринками. Перенесите рисунок
на ткань и двигайтесь по намеченным линиям, при каждом стежке надеваем на
иголку бисеринку. Чтобы нитка не была видна, величина стежка на лицевой стороне
должна точно соответствовать ширине бисерины или длине стекляруса. Чем мельче
бисер, тем кропотливее работа.
В вышивке бисер часто сочетается с блестками. Отдельно
расположенные на ткани блестки закрепляют бисеринкой или стеклярусом. При
вышивке линии, блестки прикрепляются по одной. Нанизывается блестка лицевой
стороной на иглу и игла вводится в ткань (длина стежка равна радиусу блестки).
Сочетание блесток с бисером позволяют получать необычный объемный шов
"гусеница". Для этого на нить на каждом стежке нанизывается и блестка
(лицевой стороной на иглу, и бусинка).
. Практическое задание (54 мин)
Освоение способов вышивки. Учитель раздает схемы
для вышивания, наблюдает за работой учащихся, следит за выполнением правил
техники безопасности, порядком на рабочих местах.
Для работы потребуется:
· Канва белого цвета 60X50 см
· Бисер необходимых цветов 540 гр.
· Нитки белые ЛЛ № 35
· Игла для вышивания бисером
· Ножницы для обрезания нитей
Выберите рисунок.
Для вышивки бисером можно использовать схемы для вышивки
крестом. Материалом для фона вышивки бисером могут служить бархат, атлас, шелк,
сукно, шелковый трикотаж и т.д., а также тонкая мелкая канва, если желательно,
чтобы фон был весь из бисера. Нитки для вышивки должны быть под цвет фона,
крепкие, крученые и вощеные. Для вышивки берут круглый одноцветный или
разноцветный бисер, а также рубку (рубленый бисер) и стеклярус.
На схемах счет бисеринок производят так же, как в счет
крестов, при этом каждая бисеринка соответствует крестику. Ниже представлен
пример.
Рис.2. Техника вышивания бисером по схемам.
Все стежки полукрестов, которыми пришивают бисеринки к фону,
должны быть обращены в одну сторону, иначе бисеринки не будут ложиться ровно и
гладко, что испортит внешний вид. Выполняется вышивка горизонтальными или
вертикальными рядами.
Затем подберите гамму цветов, соответствующую вашему рисунку,
и можно начать работу.
. Подведение итогов занятия (5 мин)
Итак, наше занятие подходит к завершению, заканчиваем работу
и подводим итог сегодняшнего занятия.
Сегодня на занятии вы узнали несколько способов вышивания
бисером и закрепили полученные знания в процессе выполнения практической
работы.
. Задание на дом (5 мин)
Оформить вышивку по схеме. Принести необходимые инструменты и
материалы.
. Уборка рабочих мест (3 мин)
Кружковцы собирают вещи, приводят рабочие места в
порядок, уходят.
Выводы по 2
главе
1. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он
спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс)
остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое
дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и
плановыми рамками.
2. Будучи органически связанной с учебной деятельностью,
внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее
содержание должно отвечать личным интересам школьников.
. В программе кружка раскрывается не только
содержание, но и указываются прогнозируемые результаты - описание знаний,
умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые
способности и качества личности.
. Итоги работы кружка подводятся в конце учебного
года, и наряду с устной оценкой достижений каждого из кружковцев подкрепляется
выставкой их творческих работ.
Заключение
Проектная деятельность многое дает учащимся:
· характеризовать проблему (определять
проблемы и связи между ними, критически оценивать информацию);
· понимать проблему (использовать знания и
умения для понимания информации, представленной в виде текста, схемы, формулы,
таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
· представлять проблему (разрабатывать форму
представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
· решать проблему (принимать решения в
соответствии с условиями поставленной проблемы, ее планирование для достижения
цели);
· размышлять над решением проблемы
(исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную
информацию, оценивать решение, пр.);
· сообщать решение проблемы (выбирать форму
представления полученного результата и излагать его понятно для других людей).
Проектный метод также способствует умению самостоятельно
работать, развивать творческое мышление, организовывать свой труд и оценивать
результат, овладевать навыками письменной и устной речи, развивать
организаторские способности, а также ораторские навыки.
Список
литературы
1. Аполозова
Л.М. Бисероплетение. - М.: Культура и традиции, 1997. - 112 с.
2. Бабина
Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство,
2002, №3. - С.33-35
. Божко
Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000. - 120 с.
. Бубекина
Г.В., Грибнева Л.А. Внеклассная работа по труду: работа с различными
материалами. М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
. Гринченко
А. Вышивка бисером/А. Гринченко. - М.: ЭСКМО, 2006. - 64 с.
. Евладова
Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.: Владос, 2002. - 65
с.
. Земцова
Т.В., Смирнова Т.В. Особенности организации свободного времени школьников (на
материале кружка "Умелые руки"). Наука достижения и передовой опыт в
области педагогики.М., 1992, с.16-40
. Колесникова
Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой
деятельности. Народное образование. 2002, №4, с.3
. Колечиц
Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. М.: Просвещение, 1972. -
96 с.
. Литова
З.А. Внеклассная работа по технологии. Школа и производство, 2000, №6, с 15.
. Ляукина
Н. Бисер. М.: Аст - Пресс, 1999. - 174 с.
. Магина
А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО, 2005. - 120 с.
. Организатору
внеклассной и внешкольной воспитательной работы.М., 1969, с 135
. Пантелеева
Р. Изготовление сувениров как возможность выразить свое "Я".
Воспитание школьников. 2004, №4, с.27-32
. Педагогическая
психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. -
М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
. Программа
общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11
классы/под ред. Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2007.
. Ращупкина
С.Ю. Бисер. Энциклопедия вышивки/С.Ю. Ращупкина. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2012.
. Симоненко,
В.Д. Технология: Учебники для учащихся 5 - 9 классов общеобразовательной школы.
/ Под ред.В.Д. Симоненко. - М.: "Вентана - Граф", 2009.
. Сластенин
В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. - М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
. Сысоев
В. Кружковая работа как средство развития интересов и способностей детей.
Воспитание школьников. 1981, с 30-32.
. Тимченко,
Э.А. Бисерное рукоделие/ Э.А. Тимченко. - Смоленск: Русич, 2005. - 160с.