Виды аудита. Критерии обязательности аудиторской проверки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,88 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды аудита. Критерии обязательности аудиторской проверки

Содержание

Введение

)Виды аудита. Критерии обязательности аудиторской проверки

1.1 Понятие аудита и аудиторской деятельности, цели и основные принципы аудита

.2 Виды аудита, их характеристика

.3 Критерии обязательности аудиторской проверки8

) Аудиторская проверка операций, связанных с поступлением нематериальных активов (счета 08; 04)

.1 Цель, задачи и объект аудита затрат вспомогательного производства

2.2 Нормативные документы и источники информации, используемые при аудиторской проверке

2.3 Расчет планируемого аудиторского риска и уровня существенности

.4 План и программа аудита затрат вспомогательного производства

.5 Возможные нарушения и их влияние на достоверность информации

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1:Бухгалтерский баланc

Приложение 2:Отчет о прибылях и убытках

Введение

Современный аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, т.е. отличительной его чертой является его принадлежность к инфраструктуре рынка.

Аудит- это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Сущность аудиторской деятельности вытекает из тех задач, которые ставят перед ним законодатель и общество. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается важностью исследования классификации аудиторской деятельности, как финансово-экономической деятельности в системе финансового контроля.

Объект исследования - аудит как объект организации и управления.

Предмет исследования - виды аудита и аудиторских услуг, критерии обязательности аудиторской проверки, а также аудиторская проверка операций, связанных с поступлением НМА.

Цель курсовой работы заключается в комплексном анализе классификации аудиторской деятельности, критерий обязательности аудиторской проверки, а также в проведении аудиторской проверки операций связанных с поступлением нематериальных активов на конкретном предприятии.

Основные задачи работы:

·Рассмотреть общие характеристики аудита, его цели и основные принципы;

·Проанализировать классификацию видов аудита, их характеристику;

·Рассмотреть критерии обязательности аудиторской проверки;

·Провести аудиторскую проверку операций, связанных с поступлением НМА: рассчитать планируемые аудиторские риски и уровень существенности, выявить возможные нарушения.

В качестве методологической базы использованы нормативные источники, регулирующие аудиторскую деятельность: Налоговый Кодекс РФ, Закон «Об аудиторской деятельности», соответствующие постановления Правительства РФ и др.

В соответствии с поставленными задачами курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

1) Виды аудита. Критерии обязательности аудиторской проверки

1.1Понятие аудита и аудиторской деятельности, цели и основные принципы аудита

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ «Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Аудитом занимается аудитор - частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия. В необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский персонал, действующий на основании делегирования полномочий.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам.

Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности - реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг. В качестве обобщения дадим определение собственно аудита: аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

Сопутствующие аудиту работы и услуги - предпринимательская деятельность аудиторов или аудиторских организаций, включающая следующие основные направления: бухгалтерские услуги; услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом; консультационные услуги; обучение и прочие услуги аудиторского профиля. Все эти виды деятельности требуют от исполнителя компетенции в областях собственно аудита, бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансов и экономики в целом, налогообложения, хозяйственного права.

Собственно аудитом имеет право заниматься только аттестованный аудитор, имеющий лицензию (индивидуальную или на организацию) на право заниматься аудиторской деятельностью.

Главная цель аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности, определены Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных принципов:

Независимость - это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношение по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Честность - это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.

Объективность - это обязательность непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - это обязательность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - это обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - это обязанность аудиторов и аудиторских организаций обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не может нанести ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и не имеет ограничений по времени.

Профессиональное поведение - это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать (наряду с вышеуказанными этическими принципами) и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе данным профессиональным объединением.

Основными стадиями аудиторской проверки являются:

планирование аудита;

получение аудиторских доказательств;

использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта третьими сторонами;

документирование аудита;

обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.

.2 Виды аудита, их характеристика

аудит нормативный проверка нарушение

Виды аудита:

·По отношению к пользователям информации: внешний и внутренний;

·По отношению к требованиям законодательства: обязательный и инициативный;

·По объектам аудита: банковский, аудит страховых организаций, аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий, государственный;

·По назначению: аудит финансовой отчетности, налоговый, аудит на соответствие требованиям, ценовой, управленческий (производственный) аудит, аудит хозяйственной деятельности, специальный (экологический, операционный и др.);

·По времени осуществления: первоначальный, согласованный (повторяющийся), оперативный;

·По характеру проверки: подтверждающий, системно-ориентированный, аудит, базирующийся на риске.

Рассмотрим подробно каждый из видов:

Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

В правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение: внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Таким образом, понятно, что внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

проверка деятельности различных звеньев управления;

оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Внутренний аудитор - это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом. Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

.контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

.подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

.анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

.оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль над сохранностью активов, но и контроль над политикой и качеством менеджмента.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы - разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

Теперь остановимся на внешнем аудите.

Существуют два основных отличия аудита внутреннего от внешнего. Первое, внешний аудит традиционно ориентируется на подтверждение достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на отчетность компании. Внутренний аудит направлен на оценку существующей системы контроля компании и эффективности ее различных подразделений - производство, маркетинг, продажи, финансы и т.д. Второе, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам клиентов компании в широком понимании этого термина - поставщикам, потребителям, кредиторам, налоговым органам. Внутренний аудит служит, в первую очередь, интересам менеджеров компании. Эффективная система внутреннего аудита может снизить затраты компаний на аудит внешний, хотя и не может полностью его заменить.

В приведенной ниже таблице представлены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

ФакторыВнутренний аудитВнешнийПостановка задачОпределяется собственниками и или) руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)ОбъектРешение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятияГлавным образом система учета и отчетности предприятияЦельОпределяется руководством предприятияОпределяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательстваСредстваВыбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)Определяются общепринятыми аудиторскими стандартамиВид деятельностиИсполнительская деятельностьПредпринимательская деятельностьОрганизация работыВыполнение конкретных заданий руководстваОпределяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверкиВзаимоотношенияПодчиненность руководству предприятия, зависимость от негоРавноправное партнерство, независимостьСубъектыСотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятияНезависимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат на право заниматься этим видом предпринимательстваКвалификацияОпределяется по усмотрению руководства предприятияРегламентируется государствомОплатаНачисление заработной платы по штатному расписаниюОплата предоставленных услуг по договоруОтветственностьПеред руководством за выполнение обязанностейПеред клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актамиМетодыМетоды могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальностиОтчетностьПеред собственниками и (или) руководствомАудиторское заключение может быть опубликовано, письменная информация (отчет) передается клиенту

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит.

На все эти виды аудита (кроме государственного) аудитором необходимо иметь соответствующие аттестаты. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате Российской Федерации существуют должности аудитора.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Аудит на соответствие требованиям - это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит - это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, - один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.

Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели:

оценка эффективности управления;

выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;

внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку. Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Отрицательной стороной повторяющегося аудита является постепенная утрата независимости аудиторов от клиента. Международная федерация бухгалтеров (МФБ, или IFAC) рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3-5 годами.

Оперативный аудит - это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают:

подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);

системно ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

1.3Критерии обязательности аудиторской проверки

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка - по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность по следующим критериям:

) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Обязательная аудиторская проверка может проводиться также и по поручению государственных органов дознания и следствия при наличии санкции прокурора. Прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении проверки.

Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявленным прокурором, органом федерального Казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции штрафа с экономического субъекта и штрафа с руководителя экономического субъекта.


.1 Цель, задачи и объект аудита затрат вспомогательного производства

В соответствии с ПБУ 14/2007 для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива (далее НМА) необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Целью аудита операций по поступлению нематериальных активов является выражение мнения о полноте и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц в части показателей, отражающих права на объекты нематериальных активов, и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта операций поступления нематериальных активов законодательству РФ.

Задачами аудита операций по поступлению нематериальных активов

определение правомерности включения аудируемым лицом объектов в состав нематериальных активов,

проверка действительности и законности совершённых с НМА сделок,

оценка правильности формирования первоначальной стоимости объектов нематериальных активов,

оценка полноты и своевременности документального оформления поступления НМА в организацию,

проверка ведения синтетического учета, налогообложения операций по поступлению НМА,

соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета.

начисление и отражение в учет амортизации по НМА.

Объект аудита представлен в таблице 1.

Таблица 1

Объект аудита операций по поступлению НМА

ПоказателиФормы бухгалтерской отчетности, в которых приведен проверяемый счетНаименование счетаНомер счетаБухгалтерский балансОтчет о прибылях и убыткахПриложения к бухгалтерскому балансуномер строкиномер графыномер строкиномер графыномер строкиномер графыНематериальные активы0411104, 5, 6----Вложения во внеоборотные активы / Приобретение НМА08/5

Необходимо отметить, что в строе 1110 бухгалтерского баланса отражается остаточная стоимость НМА (то есть за вычетом амортизации (счет 05)).

Счет 04 «Нематериальные активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов организации, а также о расходах организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 по первоначальной стоимости.

По объектам нематериальных активов, по которым амортизация учитывается без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов», начисленные суммы амортизационных отчислений списываются непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы».

Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При выбытии объектов нематериальных активов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость, учтенная на счете 04, уменьшается на сумму начисленной за время использования амортизации (с дебета счета 05). Остаточная стоимость выбывших объектов списывается со счета 04 «Нематериальные активы» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Расходы организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, учитываются на счете 04 обособленно.

Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 в сумме фактических затрат, при этом дебетуется счет 04 в корреспонденции с кредитом счета 08.

При списании в установленном порядке расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, на расходы по обычным видам деятельности кредитуется счет 04 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д.).

При прекращении использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд суммы расходов, не отнесенные на расходы по обычным видам деятельности, списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счета 04 «Нематериальные активы».

Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» ведется по отдельным объектам нематериальных активов, а также по видам расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. При этом ведение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о наличии и движении нематериальных активов, а также суммах расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам.

До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности.

Планируется проведение аудиторской проверки открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат» (далее ОАО «ДСК»). Особенности аудита строительных организаций обусловлены спецификой ценообразования в отрасли и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложной, обычно многоступенчатой, системой расчетов между участниками строительства объекта недвижимости. Развитие аудита в строительстве вызвано необходимостью планирования, учета и контроля расходов на капитальное строительство. Кроме того, аудит строительных организаций проводится с целью обеспечения необходимой информацией субъектов, финансирующих капитальное строительство, то есть инвесторов.

.2 Нормативные документы и источники информации, используемые при аудиторской проверке

При аудите операций по поступлению нематериальных активов, аудитор руководствуется следующими нормативными документами:

- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013),

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ, принят Государственной Думой РФ 24 декабря 2008 года, одобрен Советом Федерации РФ 29 декабря 2008 года, в последней редакции от 11 июля 2011 г.

Федеральный закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. От 08.11.2010),

Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 17.08.2012),

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. (ред. от 08.11.2010),

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 1533н. (ред. от 24.12.2010).

К источникам информации, используемым при аудиторской проверке, относятся:

- типовые унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом: НМА-1 «Карточка учета нематериальных активов»;

бухгалтерский баланс, отчет о движении средств, Главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, акт (накладная) приемки нематериальных активов, регистры бухгалтерского учета по счетам 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация НМА», 90 «Прочие доходы и расходы», 90 «Продажи», 98 «Доходы будущих периодов».

В таблице 2 представлены учетные регистры при журнально-ордерной форме учета.

Таблица 2

Учетные регистры при журнально-ордерной форме учета

Счет бухгалтерского учетаРегистры журнально-ордерной формы, в которых отражены операции по:дебету счетакредиту счетасальдо04 «Нематериальные активы»Ведомость учета нематериальных активов и износа №17Журнал-ордер №13 Журнал-ордер №16Ведомость учета нематериальных активов и износа №1708 «Вложения во внеоборотные активы»Ведомость учета нематериальных активов и износа №17Журнал-ордер №13 Журнал-ордер №16 Ведомость учета нематериальных активов и износа №17

Кроме перечисленных выше документов к источникам информации относятся положения приказа по учетной политике предприятия, которые касаются рабочего плана счетов в отношении счета 04 и 08 и корреспондирующих счетов и иных вопросов, обусловленных спецификой отрасли, в которой функционирует аудируемое предприятие.

.3 Расчет планируемого аудиторского риска и уровня существенности

Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск (НР), риск контроля (РК) и риск необнаружения (РН). Формула расчета приемлемого аудиторского риска выглядит следующим образом:

ПАР = НР * РК * РН

Неотъемлемый риск - вероятность подверженности отчетности существенным ошибкам. Точных правил для его оценки - нет. Но есть сложившийся вектор практической оценки. Это - консервативный вектор. Даже при неблагоприятных условиях аудиторы оценивают уровень этого риска значительно выше 50%.

Риск контроля - вероятность неэффективности внутреннего контроля. Если вероятность равна 100%, то система внутренних контрольных процедур абсолютно неэффективна. Для того, чтобы заявить о более низких оценках риска нужны основания (анализ, тестирование). Если риск контроля не исследуется, то принято оценивать его на уровне 100% независимо от фактической эффективности.

Риск необнаружения - вероятность необнаружения аудитором существенных ошибок после необнаружения их системами внутреннего контроля.

Рассчитаем планируемый аудиторский риск исходя из того, что неотъемлемый риск равен 75%, риск контроля - 55%, риск необнаружения - 10%:

ПАР = 0,75 * 0,55 * 0,10 = 0,04125 или 4,125%.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.

Существенной считается информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание.

Далее рассчитаем планируемый уровень существенности в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите».

Данные для расчета будем брать из бухгалтерского баланса (приложение 1) и отчета о прибылях и убытках (приложение 2). Расчет представлен в таблице 3.

Таблица 3

Порядок нахождения уровня существенности

Наименование показателяЗначение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, тыс. руб.Доля, %Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.Балансовая прибыль предприятия050Валовой объем реализации (без НДС)6796521359,30Валюта баланса16844123368,82Собственный капитал45975104597,50Общие затраты предприятия7327621465,52

При расчете уровня существенности отбросим значение балансовой прибыли, поскольку оно сильно отклоняется в меньшую сторону от остальных значений. Тогда средняя величина оставшихся показателей будет равна:

(1359,3 + 3368,82 + 4597,5 + 1465,52) / 4 = 2697,79 тыс. руб.

2.4 План и программа аудита затрат вспомогательного производства

Далее составим программу и план аудита в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита».

План аудита:

Проверяемая организация ОАО «ДСК»

Период аудита 01.01.2012 г. - 31.12.2012 г.

Количество человеко-часов 200

Руководитель аудиторской группы Ерофеева С.И.

Состав аудиторской группы Ерофеева С.И., Гаврилова Н.Н.

Планируемый аудиторский риск 4,125%

Планируемый уровень существенности 3000 тыс. руб.

Таблица 3

№ Планируемые виды работПериод проведенияИсполнители 1Анализ состава нематериальных активов2012 гЕрофеева С.И.2Аудит учета поступления (создания) нематериального актива2012 гЕрофеева С.И.3Аудит учета начисления амортизации нематериального актива2012 гЕрофеева С.И.

Программа аудита:

Проверяемая организация ОАО «ДСК»

Период аудита 01.01.2012 г. - 31.12.2012 г.

Количество человеко-часов 200

Руководитель аудиторской группы Ерофеева С.И.

Состав аудиторской группы Ерофеева С.И., Гаврилова Н.Н.

Планируемый аудиторский риск 4,125%

Планируемый уровень существенности 3000 тыс. руб.

Таблица 4

№ п/пНаименование аудиторских процедурПериод проведенияИсполнителиРабочие документы1. Анализ состава нематериальных активов1.1.Проверка правильности отнесения активов к нематериальным активам2012 годЕрофеева С.И.Налоговый кодекс, ПБУ 14/2007, регистры учета НМА, карточки учета НМА.1.2.Изучение прав организации на НМА2012 годЕрофеева С.И.Патенты, договоры, лицензии, свидетельства о регистрации права организации2. Аудит учета поступления (создания) нематериальных активов2.1.Аудит источников поступления нематериальных активов2012 годЕрофеева С.И.Договора купли-продажи НМА, книга покупок, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные2.2.Аудит учета затрат по приобретению НМА2012 годЕрофеева С.И.Карточки учета затрат по приобретению НМА2.3.Аудит первичных учетных документов при постановке на учет НМА.2012 годЕрофеева С.И.Акт приема-передачи НМА, карточки учета НМА (Форма № НМА-1), приказы.2.4.Аудит методологии произведенных бухгалтерских проводок при поступлении НМА.2012 годЕрофеева С.И.Оборотные ведомости, книга покупок, инвентарные карточки НМА.2.5.Аудит налогового учета при приобретении НМА2012 годЕрофеева С.И.Регистры операций по приобретению имущества, работ, услуг, регистры формирования стоимости объекта учета.3. Аудит учета начисления амортизации нематериальных активов3.1.Проверка соблюдения учетной политики организации в части начисления амортизации НМА2012 годЕрофеева С.И.ПБУ 14/20073.2.Проверка начисления амортизации для целей бухгалтерского учета, проверка правильности установления срока полезного использования НМА и определения норм амортизации2012 годЕрофеева С.И.ПБУ 14/20073.3.Проверка налогового учета начисления амортизации НМА, правильности установления срока полезного использования НМА2012 годЕрофеева С.И.Регистры-расчеты сумм амортизационных отчислений по НМА, налоговый кодекс РФ, ПБУ 14/2007.3.4.Достоверность расчета сумм амортизационных отчислений2012 годЕрофеева С.И.Регистры-расчеты сумм амортизационных отчислений по НМА. Руководитель аудиторской организации Дронова М.И.

Руководитель аудиторской группы Ерофеева С.И.

Тесты средств контроля представлены в таблице 5.

Таблица 5

Тесты средств контроля

№№Содержание тестаДаНетКод 0011При приемке НМА к бухгалтерскому учету одновременно выполняются условия, изложенные в п. 3 ПБУ 14/2007?+Код 0021Процесс обработки данных первичных документов автоматизирован?+2Первичные документы заполняются от руки?+3Проводится ли проверка арифметического итога по каждому документу бухгалтерии?+4Соответствуют ли пересчитанные арифметические итоги по первичным документам тем, которые в них отражены?+Продолжение таблицы 5№№Содержание тестаДаНетКод 0031Производится ли нумерация первичных документов заблаговременно?+2Отражаются ли первичные документы, для которых предусмотрены специальные журналы регистрации, в данных журналах?+3Соответствуют ли суммы из первичных документов суммам, отраженным в журнале хозяйственных операций и карточке счета 08 и 04?+4Соответствует ли количество первичных документов количеству внесенных записей в учетные регистры?+5Соблюдается ли правильность корреспонденции счетов при отражении операций, отраженных в первичном документе?+6Документы имеют все требуемые реквизиты?+7Существуют ли распорядительные документы, регулирующие способы ведения операций с НМА?+Код 0041Соответствует ли сумма дебетового оборота счета 04, отраженная в регистре (машинограмме, карточке счета) оборотам в главной книге?+2Соответствует ли сумма кредитового оборота счета 04, отраженная в регистре (машинограмме, карточке счета) оборотам в главной книге?+3Соответствует ли сумма дебетового оборота счета 08, отраженная в регистре (машинограмме, карточке счета) оборотам в главной книге?+4Соответствует ли сумма кредитового оборота счета 08, отраженная в регистре (машинограмме, карточке счета) оборотам в главной книге?+Код 0051В фактическую (первоначальную) стоимостью нематериального актива организацией включается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях?+2Объект НМА был приобретен?+3Объект НМА был создан?+4Объект НМА был получен по договору дарения?+5Объект НМА был внесен в счет вклада в уставный капитал?+6Объект НМА был приобретен по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами?+7При приобретении объекта НМА в его первоначальную стоимость были включены только суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением НМА; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив; суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях?+Окончаниее таблицы 5№№Содержание тестаДаНет8При приобретении объекта НМА в его первоначальную стоимость были включены также суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ; расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору; отчисления на социальные нужды (в том числе единый социальный налог); расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется; иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях?+9В расходы на приобретение, создание нематериального актива не включены: возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов; расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами?+10Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива, внесенного в счет вклада в уставный (складочный) капитал признана его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации?+11Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, полученного организацией по договору дарения, определена исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы?+12Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, приобретенного по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией?+13Порядок определения первоначальной стоимости НМА не противоречит учетной плитке?+14Первоначальная стоимость определенна по состоянию на дату принятия объекта НМА к бухгалтерскому учету?+Код 0061Соответствуют ли даты первичных документов датам внесения бухгалтерских записей?+2Операции, отраженные в отчетном периоде действительно проводились?+

2.5 Возможные нарушения и их влияние на достоверность информации

Далее проанализируем возможные нарушения ведения бухгалтерского учета и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности и соблюдения законодательства. Данные представим по форме таблицы 6.

Таблица 6

Возможные нарушения и их влияние на достоверность информации

ОснованиеХарактер возможных нарушенийВлияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности и соблюдение законодательстваПриказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94нНе ведется аналитический учет по счету 04Недостоверность оборотов и остатков по счету04, невозможность получения данных о наличии и движении нематериальных активов, а также суммах расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, невозможность подтверждения строки «НМА» балансаФедеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»Нарушение методологии бухгалтерского учета в части неверного составления корреспонденции счетовИскажение величины НМА, невозможность подтверждения строки «НМА» балансаПБУ 14/2007 НК РФ, ст. 252 Отсутствует документы, подтверждающие правомерность включения активов в состав нематериальныхИскажение величины НМА, невозможность подтверждения строки «НМА» баланса; возможность искажения расчета с бюджетом по налогам на прибыльПБУ 14/2007 НК РФ, ст. 252 Документы, подтверждающие правомерность включения активов в состав нематериальных, оформлены с нарушением установленных требованийИскажение величины НМА, невозможность подтверждения строки «НМА» баланса; возможность искажения расчета с бюджетом по налогам на прибыльПБУ 14/2007 НК РФ, ст. 252 Имеются арифметические ошибки при установлении первоначальной стоимости объекта НМАИскажение величины НМА, невозможность подтверждения строки «НМА» баланса; возможность искажения расчета с бюджетом по налогам на прибыльНК РФ, ст. 252 ПБУ 18/02 ПБУ 14/2007Необоснованное включение в первоначальную стоимость НМА отдельных расходовИскажение величины НМА, невозможность подтверждения строки «НМА» баланса; занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыльОкончание таблицы 6ОснованиеХарактер возможных нарушенийВлияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности и соблюдение законодательстваНК РФ, ст. 252; ФЗ №129-ФЗ, ст. 9Первичные документа не содержать обязательных реквизитовИскажение величины НМА, невозможность подтверждения строки «НМА» балансаПБУ 14/2007Первоначальная стоимость НМА полученных по договору дарения и т.п. определена не в соответствии с учетной политикой организацииИскажение величины НМА, невозможность подтверждения строки «НМА» баланса

Заключение

С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировалсярынокаудиторскихуслуг.
Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др.
Из вышеизложенной работы можно сделать следующие выводы:

1)Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

)Главная цель аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

3)В данной работе подробно рассмотрены виды аудита (внешний и внутренний; обязательный и инициативный; банковский, аудит страховых организаций, аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий, государственный; аудит финансовой отчетности, налоговый, аудит на соответствие требованиям, ценовой, управленческий (производственный) аудит, аудит хозяйственной деятельности, специальный (экологический, операционный и др.); первоначальный, согласованный (повторяющийся), оперативный; подтверждающий, системно-ориентированный, аудит, базирующийся на риске), охарактеризован каждый из них.

)Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка - по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам.

)В настоящей работе подробно рассмотрены критерии обязательности аудиторской проверки с учетом вступивших в силу с 1 января 2011 года поправок в Закон «Об аудиторской деятельности». Они уточняют критерии, исходя из которых устанавливается обязанность организаций проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

6)Аудит нематериальных активов включает в себя установление соответствия применяемой предприятием методики учёта нематериальных активов требованиям нормативных актов, регулирующих формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учёта.

7)В настоящей работе дана оценка полноты и своевременности документального оформления поступления НМА в организацию, проведена проверка ведения синтетического учета, налогообложения операций по поступлению НМА, проведена проверка соответствия отчетности данным синтетического и аналитического учета, начисления и отражения в учет амортизации по НМА на примере конкретного предприятия.

Список используемой литературы

1. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ, принята ГД РФ 16.07.1998 г.; Часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ с последними изменениями от 01.11.2013

. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ, принят Государственной Думой РФ 24 декабря 2008 года, одобрен Советом Федерации РФ 29 декабря 2008 года, в последней редакции от 11 июля 2011

. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года. Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

.Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. От 08.11.2010)

. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению - утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н в последней редакции от 08.11.2010, М., ИНФРА-М, 2010

. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", М., ИНФРА-М, 2011

. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит: учебник. - М: КноРус. 2011. С. 98

. Карагод В.С. Аудит: теория и практика: Учебник. 2-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. С 289

. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. Аудит: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
10. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2011
.С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова Аудит: Учебное пособие Под ред. Я.В. Соколова.- М.: Магистр, 2009

. Н.В. Парушина, С.П. Суворова, Е.В. Галкина. Аудит. Практикум: Учебное пособие - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2009

. Коноплянник Т.М. Аудит экономических результатов: Учебное пособие; СПбГИЭУ, 2007

. Кочинев Ю.Ю. Аудит. Теория и практика - 3-е изд.- СПб: Питер, 20010

.Практический аудит/ С.М.Бычкова, Т.Ю.Фомина; Под ред. С.М.Бычковой.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Эксмо, 2011

Приложение 1

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

На31 декабря 2011 г.К О Д ЫФорма по ОКУД0710001Дата (число, месяц, год)31122011ОрганизацияОАО «ДСК»по ОКПОИдентификационный номер налогоплательщикаИНН6010203040Вид экономической деятельностистроительствопо ОКВЭДОрганизационно-правовая форма собственностиоткрытоеакционерное общество / частнаяпо ОКОПФ/ОКФСЕдиница измерения: тыс. руб. (млн. руб.)по ОКЕИ384 (385)Местонахождение (адрес)г. Псков, ул. 128 Стрелковой Дивизии, д. 6

Пояс-нения <1>Наименование показателя <2>На 31декаюря 2011г. <3>На 31 декабря 2010 г. <4>На 31 декабря 2009 г. <5>АКТИВ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 37524 39556Результаты исследований и разработокНематериальные поисковые активыМатериальные поисковые активыОсновные средства7973692297Доходные вложения в материальные ценностиФинансовые вложенияОтложенные налоговые активы14141420Прочие внеоборотные активы4446568ИТОГО по разделу I123120133841II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 19086 20992Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 3 3Дебиторская задолженность1725115102Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)Денежные средства и денежные эквиваленты38443692Прочие оборотные активыИТОГО по разделу II4205737864БАЛАНС165177171705

Форма 0710001 с. 2

Пояс-нения <1>Наименование показателя <2>На 31декабря 2011г. <3>На 31 декабря 2010 г. <4>На 31 декабря 2009 г. <5>ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ <6> Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 6029960299Собственные акции, выкупленные у акционеров( ) <7>( )( )Переоценка внеоборотных активовДобавочный капитал (без переоценки)9918578641Резервный капиталНераспределенная прибыль (непокрытый убыток)(113509)(89365)ИТОГО по разделу III4597545975IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средстваОтложенные налоговые обязательства485486Резервы под условные обязательстваПрочие обязательстваИТОГО по разделу IV485486V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства3095125897Кредиторская задолженность6698257542Доходы будущих периодов2078422564Резервы предстоящих расходовПрочие обязательстваИТОГО по разделу V118717106003БАЛАНС165177171705РуководительИзосинИзосин А.С.

Главный бухгалтерЕфремкинаЕфремкина Н.С.

«28»марта2012г.

Примечания

<1> Указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

<2> В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 6417-ПК от 6 августа 1999 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), показатели об отдельных активах, обязательствах могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

<3> Указывается отчетная дата отчетного периода.

<4> Указывается предыдущий год.

<5> Указывается год, предшествующий предыдущему.

<6> Некоммерческая организация именует указанный раздел "Целевое финансирование". Вместо показателей "Уставный капитал", "Добавочный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" некоммерческая организация включает показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества).

Приложение 2

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

за 2010 г.

К О Д ЫФорма по ОКУД0710002Дата (число, месяц, год)31122010ОрганизацияОАО «ДСК»по ОКПОИдентификационный номер налогоплательщикаИНН6010203040Вид экономической деятельностистроительствопо ОКВЭДОрганизационно-правовая форма собственностиоткрытоеакционерное общество / частнаяпо ОКОПФ/ОКФСЕдиница измерения: руб. (млн. руб.)по ОКЕИ384 (385)

Пояснения <1>Наименование показателя <2>За I квартал 2012 г. <3>За I квартал 2011 г. <4>Выручка <5>6796664892Себестоимость продаж(73276)(66471)Валовая прибыль (убыток)(5310)(1579)Коммерческие расходы--Управленческие расходы--Прибыль (убыток) от продаж(5310)(1579)Доходы от участия в других организациях--Проценты к получению--Проценты к уплате(202)(145)Прочие доходы42263107Прочие расходы(1922)(911)Прибыль (убыток) до налогообложения(3207)472Текущий налог на прибыль248(134)в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)-4Изменение отложенных налоговых обязательствИзменение отложенных налоговых активовПрочееЧистая прибыль (убыток)(2960)39

Форма 0710002 с. 2

Пояснения <1>Наименование показателя <2>За I квартал 2012 г. <3>За I квартал 2011 г. <4>СПРАВОЧНОРезультат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периодаРезультат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периодаСовокупный финансовый результат периода <6>(2960)39Базовая прибыль (убыток) на акциюРазводненная прибыль (убыток) на акцию

РуководительИзосинИзосин А.С.

Главный бухгалтерЕфремкинаЕфремкина Н.С.

«28»марта2012г.

Примечания

<1> Указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

<2> В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 6417-ПК от 6 августа 1999 г. указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), показатели об отдельных доходах и расходах могут приводиться в отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

<3> Указывается отчетный период.

<4> Указывается период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

<5> Выручка отражается за минусом налога на добавленную стоимость акцизов.

<6> Совокупный финансовый результат периода определяется как сумма строк "Чистая прибыль (убыток)", "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода".

Похожие работы на - Виды аудита. Критерии обязательности аудиторской проверки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!