Редуктор наклона антенны
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение
образования
“Белорусский
государственный университет информатики и радиоэлектроники”
Кафедра
инженерной графики
Расчетно-пояснительная
записка
к курсовому
проекту
по курсу
"Техническая механика"
на тему:
"Редуктор наклона антенны"
Выполнила:
студентка гр.112601
Осипова Е.Ю.
Руководитель
проекта:
Сурин В.М.
Минск 2013
Содержание
1. Описание работы механизма
. Предварительный выбор двигателя
.1 Расчет требуемой мощности
двигателя
. Расчет редуктора
.1 Кинематический расчет
.2 Расчёт геометрических параметров
. Подбор подшипников входного вала
редуктора
. Обоснование выбора применяемых
материалов
Литература
1. Описание работы механизма
Механизм наклона предназначен для изменения угла
антенны. В соответствии с заданием механизм наклона антенны представляет собой
трехступенчатый редуктор и электродвигатель. Привод механизма осуществляется
электродвигателем постоянного тока серии ДПР-32, широко применяющегося в
системах автоматики.
Для предохранения электродвигателя от перегрузки
используется предохранительная муфта, представленная отдельной сборочной
единицей с двумя полумуфтами.
Распределение передаточных отношений
производится с учетом получения минимальных погрешностей.
Механизм собран в литом корпусе. В механизме
установлены подшипники.
2. Предварительный выбор двигателя
При предварительном выборе типа двигателя,
учитываются следующие факторы: характер работы ЭМП (регулируемый или
нерегулируемый ЭМП), его назначение, режим работы ЭМП (длительный,
кратковременный, повторно-кратковременный) и его характеристики
(продолжительность включенного состояния, частота пусков остановок реверсов),
номинальное (среднее) значение нагрузки ЭМП, характер изменения нагрузки
(момента или силы), ресурс, надежность, стоимость, серийность ЭМП, плавность и
бесшумность в работе, наличие радиопомех, простоту обслуживания, линейность
регулировочных и механических характеристик, диапазон изменения частоты
вращения (диапазон регулирования), характеристики быстродействия (момент
инерции ротора, значение пускового момента, электромеханическую постоянную
времени), мощность управления, вид передаточной функции и т.д.
2.1 Расчет требуемой мощности
двигателя
Если двигатель предназначен для работы при
постоянном или мало изменяющемся моменте нагрузки Tn,
мощность двигателя определяют по формуле:
= k∙ Tn∙ŵвых
/ ŋ0 (2.1)
где k-коэффициент запаса, учитывающий
необходимость преодоления динамических нагрузок в момент разгона (k=1,1);
Tn
- момент нагрузки на выходном валу редуктора;
ŵвых-угловая
скорость выходного вала в рад/с, которую можно выразить через скорость в об/
мин (ω=πn/30,
где
n - скорость вращения выходного вала 12 об/мин);
ŋ0 -общий
коэффициент полезного действия устройства (ŋ0 = 0,7).
P =
1,1·0,45·π/30·12/0,7= 0.888 Вт
Зная требуемую мощность P = 0.888 Вт и
данный момент нагрузки Tn=0,45 Н·м выберем двигатель
ДПР-32-Н1-07.
Номинальная мощность - 0,925 ВТ
Номинальная частота вращения - 4500
об/мин
Номинальный вращательный момент -
1,96 Н·мм
Масса - 80 г
3. Расчет редуктора
.1 Кинематический расчет
Кинематический расчет произвели из условий
минимизации погрешностей передачи.
Общее передаточное число зубчатого механизма
определяем по формуле (3.1):
(3.1)
где- скорость вращения входного вала, ;
- скорость вращения выходного вала, .
=375
Оптимальное число ступеней n из
условия минимизации погрешности передачи определяем по формуле (2):
(3.2)
n=1.113
Для уменьшения погрешности редуктора
можно принять передаточное отношение последних n-1 (двух) ступеней одинаковым и
равным 8 (восьми) по величине. Тогда передаточное отношение первой ступени
будет равно:
(3.3)
Таким образом, для рассматриваемого случая
проектирования редуктора имеем:i2=i3=8; i1≈5,85.
3.2 Расчёт геометрических параметров
Выберем модуль зацепления m = 0,5 мм для малых
габаритов колес и обеспечения плавности хода.
Так как рекомендуемое минимальное число зубьев
на меньшем колесе находится в пределах 17 ≤ z ≤28, тогда выберем
число зубьев шестерен равной z1=z3=z5=20 с
учетом минимальных габаритов и массы.
Число зубьев ведомого колеса:
4 =
z3·i2=20·8=160 (3.4)4=z6=160
Число зубьев ведомого колеса первой передачи:
2 =
z1·i1 = 20·5,85= 117 (3.5)
Ширина венца колеса:
к
= Ψк·m = 4·0,5 = 2 мм,
где Ψк[3…16]
(3.6)
Головка зуба: ha= m = 0,5 (3.7)
Ножка зуба:
f=(1+c*)·m
= 1,5·0,5 = 0,75 мм, где c*= 0,5 при m≤0,5 (3.8)
h = ha+ hf=0,5+0,75 = 1,25
мм (3.9)
Для шестерни z1, z3, z5
Делительный диаметр:
1 = m·z1 = 0,5·20 = 10 мм
(3.10)1=d3=d5=10 мм
Диаметр
вершин зубьев:
a= d1+2ha =
10+2·0,5 = 11 мм (3.11)
Диаметр
впадин зубьев:
f= d1-2hf
=10-2·0,75 = 8,5 мм (3.12)
Для
колеса z4,z6
Делительный
диаметр:
4= m·z2 = 0,5·160= 80 мм
(3.13)4=d6=68 мм
Окружность
выступов:
a= d4+2ha =
80+2·0,5 =81 мм (3.14)
Окружность
впадин:
f= d6-2hf
=80-2·0,75 = 78,5 мм (3.15)
Для колеса z2
Делительный диаметр:
2= m·z2 = 0,5·117 = 58,5
мм (3.16)
Окружность
выступов:
a= d2+2ha =
58,5+2·0,5 = 59,5 мм (3.17)
Окружность
впадин:
f= d2-2hf
=58,5-2·0,75 = 57 мм (3.18)
Межосевое
расстояние z1z2:
12=0,5(10+58,5) = 34,25мм (3.19)
Межосевое
расстояние z3z4, z5z6:
34 = 0,5(d3 + d4)
= 0,5(10+80)=45 мм (3.20)34=a56= 45 мм
4. Подбор подшипников входного вала
редуктора
антенна электродвигатель редуктор
подшипник
Диаметры валов, исходя из условия минимизации
размеров, выбираем равными 4мм. Из конструктивных соображений валы будут иметь
опоры в виде шарикоподшипников наиболее употребительной легкой серии диаметров
2, у которых размер отверстия, сопрягающийся с валом равен 3 мм. Эти подшипники
должны торцом своего внутреннего кольца упираться в ступеньку на валу, и
поэтому приходится утолщать вал до 6 мм.
Выбираем шариковые однорядные подшипники по ГОСТ
8338-75 серии №24, с внутренним диаметром 4 мм и внешним 13 мм. Подшипники
посадить на валы с посадкой L0/k6.
5. Обоснование выбора применяемых
материалов
При выборе материалов деталей нам нужно
учитывать многие факторы, такие как прочность, жесткость, массу конструкции,
обрабатываемость, стоимость и дефицитность материала, влажность и температурные
условия работы, агрессивность среды, вид производства, безопасность,
эстетичность и другие. Технологические требования к материалу определяют
возможность изготовления детали с минимальными трудозатратами. При выборе
материалов руководствовались законодательством РБ.
Учитывая, что корпус редуктора должен иметь
малую массу и быть прочным для изготовления использовать сталь 45, ГОСТ1050-88.
Зубчатые колёса, валы, и штифты изготовить также
из стали 45, ГОСТ 1050-88, т.к. она обладает хорошей обрабатываемостью,
прочностными и пластичными свойствами.
Роль смазочных материалов при работе механизмов
состоит в снижении потерь на трение, уменьшение изнашивания, а так же в
предохранении отертых поверхностей от коррозии. В качестве смазочного материала
зубчатых колес, шарикоподшипников применяем ЦИАТИМ 201 (ГОСТ6227-74). Он хорошо
удерживает в узлах трения и не требует сложных уплотнений.
Литература
1.
Техническая механика. Курсовое проектирование. Учеб. пособие. Под редакцией
Вышинского Н.В., Минск, 2001.
.
Техническая механика. Методическое пособие по курсовому проектированию. Под
редакцией Сурина В.М. - Минск, БГУИР, 2008.
.
Элементы приборных устройств. Курсовое проектирование. Под редакцией Тищенко
О.Ф., ч. 1, Москва, 1978.
.
Элементы приборных устройств. Курсовое проектирование. Под редакцией Тищенко
О.Ф., ч. 2, Москва, 1978.