Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,01 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы












болонский процесс музыкальный образование

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы

Болонский процесс и музыкальное образование

Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, а на уроке по хору все практически полностью забывается, несмотря на кажущуюся близость предметов. Такая разорванная школа просто исчерпала себя и сегодня не может существовать. Объем информации каждые 3 года увеличивается вдвое, возрастают темпы, с которыми ее необходимо усвоить. Невозможно сегодня представить учителя, учащегося всему, ведь все знает только Интернет, уровень информации которого весьма и весьма разношерстный.

Кроме того, в последние годы Болонский процесс все ближе «подбирается» к системе музыкального образования, которое является индивидуально-ориентированным по своей сути. Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010. Пришло время выработать свое отношение к ее введению или отказе от нее, как не отвечающей достаточно унифицированной предметной специфике музыкального образования и воспитания.

Готовя данную статью я опиралась на источники Московской государственной консерватории, в частности на доклад ректора Московской гос.консерватории А.Соколова на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» (Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010), доклад проректора по научной и творческой работе Московской государственной консерватории К.Зенкина «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.», статьи и мастер-классы профессора Драматического иснститута г.Стокгольма, скрипача М.Казиника, а также ряд других источников (в основном это аудиорасшифровки докладов, размещенных Московской консерваторией в Интернете).

Ректор Московской государственной консерватории А.Соколов, будучи достаточно долго связанным с полемикой вокруг Болонской системы (в свое время он был министром по делам культуры и массовых коммуникаций РФ), детально останавливается на всех больных точках применения Болонской системы в условиях музыкального образования.

Музыкальное образование является трехуровневым (ДМШ, училище, консерватория). Как отмечает ректор МГК А.С.Соколов, двухуровневое высшее образование, будучи прямолинейно спроецированным на традиции и потребности вузов немузыкального образования порождал серьезные проблемы, понятные настоящим профессионалам. Многими была занята оборонительная позиция под лозунгом: «Не навреди!»

Болонская система призвана обеспечить свободу и мобильность образовательного процесса, выбора специальности, места обучения и образовательных дисциплин. Она рассчитана на среднестатистического студента в среднестатистической ситуации в условиях установок европейско-американской культурной традиции. (К.Зенкин)

Применение этой системы затруднительно в условиях заметно отличающихся от установленной нормы, конкретно в сфере профессионального музыкального образования. Задача музыкального образования иная чем в других областях. В системе музыкального воспитания и образования есть четкая установка на формирование целостной творческой личности, особое творческое единство практической, артистической, творческой, научно-теоретической составляющих, значимость личностных характеристик в образовательном процессе - устойчивое формирование исполнительских школ.

В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования.

Пожалуй, единственное, что мы можем взять из Болонской системы - инновационный подход к технологиям обучения, а, следовательно, и введение новых технических средств обучения учеников, студентов. Необходим институт электронной музыки, научно-учебные центры по проблемам акустики, звукорежиссуры, информационных технологий, психологии восприятия и творчества и многое другое. В Московской консерватории многое из этого уже имеется. (К.Зенкин). Консерваториям давно пора реализовывать свой университетский потенциал. Московская консерватория имеет статус профильного университета, что никоим образом не поменяло ее сути в подготовке музыкальных кадров высшего уровня профессионального музыкального мастерства. Профильные университеты необходимы. Кроме того, необходимо закрепить научную организацию в структуре консерваторий.

Музыковеды должны получать последипломное образование у своих же научных руководителей, а не в академии по переподготовке научно-педагогических кадров, значение которых в музыкальном профессионализме незначительно.

Для тех, кто желает более детально ознакомиться с докладами ректора МГК А.Соколова и проректора по научной работе МГК К.Зенкина я могу адресовать к порталу youtube.com, страничке Московской консерватории MoscowConservatory, где размещены все звучавшие доклады.

Начало осмысления комплексно-волнового метода обучения детей было связано с подготовкой доклада на тему «Методико-педагогические принципы обучения детей в ДМШ. Болонский процесс и его проекция на музыкальное образование», который я выполнила в апреле 2013 года. В нем я частично показала возможность такого подхода к обучению детей, но, рамки темы не позволили в полной мере раскрыть данный тезис. Этот метод предложен скрипачом, экспертом концерта Нобелевского комитета М.Казиником. Комплексно-волновые уроки уже проводятся в разных концах СНГ: России, Литве, Латвии. Подобная школа начата и в Болгарии, проводятся Летние мастер-школы по возможностям введения такого метода.

Когда-то школа задумывалась как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так. Зачастую она формирует у учеников фрагментарное - клиповое мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.

В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!

Что, если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. На возможности такого подхода неоднократно акцентирует наше внимание скрипач М.Казиник.

Примером такого урока может стать урок по специальности, на котором ученик узнает, что скрипка похожа на человека по строению, струна звучит и рождается звук (звук это колебания, волна - физика), чтобы струна зазвучала - по ней надо провести смычком, предварительно покрыв волос канифолью (специально обработанная еловая или сосновая смола - химия). Скрипка является инструментом, в который мастер при изготовлении закладывает строй, выстраивая деки на определенные ноты. Качество звука зависит от того, насколько точно мы выстроим скрипку, и звучание струны попадет в резонанс с колебанием определенной конструктивной части инструмента (акустика). Все это можно сообщить ученику на паре уроков, а то и на одном. Он это легко усвоит.

Уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные. Неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.

Целью статьи является показ комплексно-волнового метода как эффективного средства обучения детей в Детской музыкальной школе (да только ли в ней?), а также осмысление Болонского метода, как диктуемой системы обучения молодых специалистов, возможности его применения в системе музыкального воспитания и образования.

Мы должны задаться целью сформировать мыслящих людей! Впервые в истории мы создадим школу творческого мышления. Так мы введём детей в мир мыслящий, творческий. Прошедшие такую школу будут другими людьми. Даже если они займутся точными науками, они будут знать, что теория относительности рождается через музыку, через Баха, Моцарта.

Человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.

Мы - наследники величайшей, многотысячелетней культуры, идеи, которая поднималась, обрастала, жила и формировалась. Если мы это забудем - туда нам и дорога. Если мы не бросим все силы, чтобы сделать культуру в приоритете - они обречены. Пока культура не будет выше идеологии, выше политики и выше религии - ничего не будет. В искусстве нет движения от простого к сложному, снизу вверх. Искусство, это свидетельство Вселенной, высшего разума, но не в заведениях, где о них говорят, а в духе цивилизации, человека Античности. Нам нет разницы, в каких домах жили, например, греки, мало что сохранилось до сегодняшнего дня, но их вклад в мировую культуру поистине грандиозен.

В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего, в которое попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Мы рискуем прийти именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой. Возделывание культуры - борьба за жизнь. Сон разума порождает чудовище. Чудовище рождается, когда разум спит.

В 2005 году М.Казиник, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии или физики, а с музыки, в ней скрыты все формулы, все тайны науки, все тайны бытия, через музыку постигается мир». Эйнштейна спросили, как воспринимать мир. Он сказал, что как слоеный пирог. Это очень похоже на фугу - в каждом слое свой мир, своя консистенция, свое время, тональность и т.д.

Теория относительности - формула музыкальной фуги, созданной за 200 лет до Эйнштейна. А кто знает, что сам Эйнштейн тщательно изучал произведения Баха, чтобы познать законы их строения. Вершина музыкальной полифонии - фуга. В каждом слое свое время и своя тональность.

Если перейти к Болонской системе, то понятно, что в системе музыкального воспитания ее применение крайне затруднительно. У нас другая специфика обучения - индивидуализированное взаимодействие ученика и учителя в классе по специальности или с группой учащихся 12-14 человек на уроках теоретических дисциплин.

В высшем звене после длительных споров был сохранен специалитет - базовый уровень образования в вузах культуры. Это была нелегкая победа, поскольку под напором Министерства образования и науки в решающий момент устояли только две старейшие консерватории - Петербургская и Московская. Ректоры остальных музыкальных вузов подчинились судьбе, дав согласие на безальтернативные бакалавриат и магистратуру.

При сохранении специалитета бакалавриат стал пониматься, таким образом, как зона эксперимента, определяемая самим вузом. Не выплескивая мести из своего ребенка, вуз продолжал идти путем естественной эволюции, а не предписанной революции. Такая склонность всегда была свойственна нашим наиболее авторитетным специалистам, посвятивших себя приобщению к профессии новых поколений.

Важно согласованно сыграть на опережение, предлагая идеи, которые дадут возможность упредить ошибку законотворчества, это значительно легче, чем потом тратить колоссальные силы на ее исправление.

В этой связи необходимо окинуть взором нашу традиционную систему непрерывного музыкального образования, оценив ее дальнейшую перспективу.

Начнем с фундамента - начального образования:

Известна критическая ситуация, сложившаяся с Детскими музыкальными школами, вследствие отнесения их к категории дополнительного образования, т.е фактического уравнивания ДМШ с клубами по интересам и доморощенными кружками-однодневками.

Попав под нож образовательной реформы, ДМШ перестали гарантировать выполнение важнейшей возложенной на них двуединой задачи:

1.Общее музыкальное образование школьников, хотя бы частично компенсирующее фактическое отсутствие музыкальной подготовки в общеобразовательных школах и гимназиях, иначе говоря, воспитание нашей будущей слушательской аудитории в филармонических залах.

2.Профессиональная селекция среди учащихся, выявление особоодаренных детей и индивидуальный подход к их обучению с ориентацией на дальнейшее продолжение обучения в музыкальном училище.

Сегодня самая трудная задача - отстоять статус ДМШ, обеспечив их нормальное функционирование, как в крупных городах, так и в провинции.

Подробнее А.Соколов останавливается на среднем звене. Сочетание начального и среднего музыкального образования характерно для музыкальных школ-десятилеток или 11 леток, которые, как правило, являются питомниками высших учебных заведений. Их основная задача - подготовка абитуриентов в вуз. На пути к аттестату зрелости проводится весьма строгий отбор по профессиональным критериям. Это конкурсные классы с отсевом неуспевающих учащихся. Весьма важна координация методик и учебных программ в среднем и высшем звеньях, взаимодействие педагогических кадров школы и вуза. Примером может служить недавно отметившая свое 75-тилетие ЦМШ при Московской государственной консерватории, директор которой традиционно включается в состав ученого совета консерватории. Пока это относительно стабильное звено в системе непрерывного музыкального образования.

Сложнее с училищами, часть из которых тоже является питомниками вуза, это училища при консерваториях, а часть работает автономно. Налицо фактическое неравенство училищ по обеспечиваемому уровню подготовки, по педагогическим кадрам, материальному обеспечению учебного процесса. За последние четверть века возникло довольно много новых училищ в малых городах. Им еще предстоит доказать свою профессиональную квалификацию, состоятельность, что уже достигнуто рядом старых провинциальных училищ: таких как Коломенское, Электросталь, Воронежское и другие.

Подготовленные училищами и школами-десятилетками музыканты нередко отличаются высочайшим уровнем мастерства. Это очевидное свидетельство фактического уровня подготовки в нашем среднем звене, аналога которому нет за рубежом.

Остаются нерешенными проблемы и послевузовского образования. Споры об ассистентуре-стажировке, как специфической для творческих вузов форме аспирантуры велись между Министерством культуры и Министерством образования еще в 90-е годы. Воз и ныне там.

Ситуация лишь ухудшилась. В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования. Ими будет потрачено немало сил на разработку нового положения об аспирантуре искусств давно представленного на рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Пока глас вопиющего в пустыне не услышан.

Естественно, в дальнейшем будет осмысливаться и Болонская система, и волновая методика. Сегодня я постоянно общаюсь с автором комплексно-волнового метода М.Казиником, смотрю снятые им передачи и фильмы, постоянно смотрю видео докладов и мастер-классов российских высших учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской консерваторий (старейшие музыкальные вузы, имеющие стабильную, накопленную за многие годы техническую, методическую и научную базы), Российской академии музыки им.Гнесиных, мастер-классы Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, Московского государственного университета.

(К. В. Зенкин о проблемах консерваторского образования профессор, проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории). «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.».Выступление на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.)

Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.

Похожие работы на - Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!