Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции. В июне 1919 года 3-я Всероссийская конференция ЧК приняла резолюцию «О взаимоотношениях между местными ЧК и милицией», одобренную НКВД. Она установила: « В коллегии местных отделов управления вводить в качестве членов председателей ЧК». Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК. Сотрудники уголовного розыска, обслуживающие железные дороги и водные пути откомандировывались в распоряжение местных ЧК. В октябре 1920 года были созданы самостоятельные органы уголовного розыска на транспорте организованные по линейному принципу. В феврале 1919 года Центророзыску с согласия губернский исполкомов и утверждения Главмилиции предоставлялось право открывать отделения в городах с населением менее 40 тыс. человек « .если по количеству преступлений будет необходимо иметь там число сотрудников уголовного розыска, достаточное для открытия особого отделения». В 1919-20-х годах уголовный розыск фактически проводил предварительное следствие по большинству дел. В апреле 1920 года органы уголовного розыска и органы следствия были слиты в одно целое. Однако уже в конце 1920 года, после введения народных следователей в системе НКЮ, милиция перестала выполнять функции следствия.
В органах милиции начинаются создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением, и не только в ОВД.
Опыт строительства советской милиции отразился в Положении о рабоче-крестьянской милиции. 08.06.1920 г. проект Положения рассматривался на заседании СНК. После одобрения СНК проект Положения 10.06.1920 г. утвердил ВЦИК. В Положении закреплялся опыт первых лет строительства милиции. С изданием Положения, в основном, завершился период организационного становления милиции.
В Положении подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счет государственного бюджета. Совет Труда и Обороны 11.07.20 г. принял постановление «О снабжении милиции продовольствием, фуражом и предметами первой необходимости». В постановлении указывалось, что снабжение довольствием милиции происходит на общих основаниях с частями Красной Армии.
В октябре 1920 года аппарат Главного управления милиции РСФСР состоял из 8-ми отделов: уездно-городской (общей), промышленной, железнодорожной, водной, следственно-розыскной милиции, инспекторского отдела, отдела снабжения и секретариата.
По окончании Гражданской войны, с переходом к новой экономической политике система органов советской милиции претерпела существенные изменения. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная милиция, упразднена следственно-розыскная милиция, позднее прекратили существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.
В структуре ведомственной милиции появились подразделения по обслуживанию отдельных отраслей экономики: торгово-промышленная, кредитно-финансовая, горно-приисковая, фабрично-заводская, рыночная, курортная милиция и др. Широкое распространение получило формирование ведомственной милиции для охраны совхозов и колхозов.
Принятый в конце 20-х годов курс на ускоренное экономическое развитие, переход к индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства дал толчок развитию экономики, однако немалый урон ей наносила преступность. Например, согласно статистике НКВД СССР, только в 1931 году на селе было зарегистрировано более 200 тысяч преступлений - краж, хищений, растрат... Государственное управление все больше стало опираться на методы прямого принуждения, использование во все больших масштабах принудительного труда, усиление уголовных репрессий. Все это самым непосредственным образом отразилось на деятельности милиции. ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 г. приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Этот законодательный акт относил всех лиц, посягающих на социалистическую собственность, к врагам народа и устанавливал за хищения смертную казнь, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на длительные сроки.
2. Внедрение ведомственного принципа в формирование милицейских органов
В середине 1920-х годов началось формирование милиции по ведомственному принципу.
Становление ведомственной милиции РСФСР в течение 1924 г., сопровождалось постоянным совершенствованием нормативно-правовой базы, регулирующей организационно-правовые основы ее деятельности. Несмотря на то, что в 1924 г. был принят ряд соответствующих нормативных правовых актов, их отличительной чертой был временный характер и отсутствие подробного регулирования всех аспектов организации и функционирования ведомственной милиции в РСФСР.
Начальный этап становления ведомственной милиции в РСФСР, выявил ряд существенных пробелов в нормативно-правовом регулировании статуса ведомственной милиции, которые существенно затрудняли процесс ее формирования и эффективной деятельности.
Довольно длительный период, продолжавшийся в течение 1924-1996 гг., НКВД РСФСР и ВСНХ не могли выработать четкую позицию по определению характера организации ведомственной милиции для охраны предприятий и учреждений - добровольный или обязательный. Вместе с тем в Постановлении ЦИК и СНК «О ведомственной милиции» 1924 г. как в п. 4, так и во всех последующих подзаконных нормативных правовых актах, не содержалось четкого разъяснения способа формирования ведомственной милиции (обязательный или добровольный).
Решение вопроса об обязательности милицейской охраны явилось ключевым моментом при организации ведомственной милиции. Необходимо отметить, что «Положение о ведомственной милиции» и «Инструкция о порядке организации ведомственной милиции и ее деятельности» от 24 февраля 1925 г., не содержали в себе четкого предписания характера организации ведомственной милиции. Кроме того, руководство ЦАУ НКВД РСФСР, оказалось в двусмысленном положении - с одной стороны оно было обязано выполнять все известные распоряжения Советского правительства по поводу охраны социалистической собственности, а с другой стороны, позиция многих центральных органов управления различными отраслями народного хозяйства страны, проявлялась в отрицании необходимости обязательного характера организации ведомственной милиции. Сложившаяся ситуация, особенно в период 1924-1925 гг., крайне негативно отражалась на формировании ведомственной милиции на местах.
Многие центральные ведомства, ссылались на разъяснение НКЮ РСФСР от 10 февраля 1925 г., в котором были даны разъяснения по поводу трактовки известного п. 4, а также ст. 2 «Положения о ведомственной милиции». В частности, Наркомюст указывал, что «...Положение дает основание говорить о необязательном характере заключения соглашений... НКЮ не усматривает того, что обязательность указанных соглашений, для ведомств, выражена в законе».
Так, Наркомпочтель на протяжении длительного периода на различных уровнях отстаивал право на наличие собственной вооруженной охраны своих территориальных органов и учреждений. Начиная со стадии подготовки «Положения о ведомственной милиции» и в течение 1924-1925 гг. руководство Народного комиссариата почты и телеграфа РСФСР занимало двойственную позицию по поводу организации ведомственной милиции по охране своих учреждений, тем самым, создавая искусственные препятствия в деле создания единой системы охраны социалистической собственности в РСФСР. Так, например, сразу же после принятия «Положения о ведомственной милиции», НКПиТ своим представлением в СНК РСФСР от 8 февраля 1925 г. возбудил вопрос о предоставлении ему иметь свою собственную вооруженную охрану и издать соответствующее постановление.
Однако на совместном заседании НКВД и НКПиТ РСФСР 17 марта 1925 г. стороны пришли к решению, в основе которого устанавливалось, что ведомственная милиция будет формироваться только для охраны тех учреждений НКПиТ, «...которые охраняются специально нанимаемыми для этой цели вооруженными сторожами...» и на основе «взаимного соглашения».
Вместе с тем НКПиТ РСФСР 4 августа 1925 г. вновь поднимает этот вопрос для рассмотрения в СНК и сводит его к формированию ведомственной милиции только в г. Москве и Ленинграде.
Окончательным итогом этого совещания стал отказ НКВД подписать протокол и разрешение НКПиТ разработать собственную инструкцию по охране предприятий и учреждений, что косвенно предоставляло право НКПиТ организовывать собственную вооруженную охрану, вне рамок ведомственной милиции.
В представленном проекте «Положения об охране учреждений и предприятий НКпочт и телеграфов СССР», не отрицая возможности привлечения ведомственной милиции, отмечалось от 8 августа 1925 г., в п. 12, что « НКПиТ оставляет за собой право, в тех случаях, когда он признает это необходимым и целесообразным, привлекать путем междуведомственного соглашения для охранения ценностей, органы ведомственной милиции». Кроме того, в этом протоколе указывалось, что ведомственная милиция может привлекаться только к несению службы на наружных постах, которых к 1 апреля 1925 г. насчитывалось 151, «не связанных с окарауливанием самих ценностей», тогда как внутренних - непосредственно, связанных с охраной денежных сумм и иных ценностей, насчитывалось - 8045.
Подобная ситуация крайне негативно влияла на процесс организации ведомственной милиции в большинстве губерний и областей РСФСР. На местах, территориальные учреждения НКПиТ в категорической форме отказывались от замены собственной охраны на ведомственной милицию.
Дополнительные трудности создавались и в силу того, что даже в рамках одной губернии, часть руководителей учреждений выступала против, а другая часть за установление охраны учреждений ведомственной милицией. Так, например, в рапорте начальника административного отдела Воронежской губернии от 8 августа 1925 г., четко указывалось, что большинство предприятий и учреждений НКПиТ в г. Воронеже отказываются перейти под охрану ведомственной милиции.
Длительное время между НКВД и НК финансов обсуждался вопрос об охране территориальных подразделений финорганов. Уже осенью 1924 г., не отрицая необходимости охраны своих учреждений, Наркомфин представил на согласование с ЦАУ НКВД проект «О передаче охраны финорганов ведомственной милиции». Причем, предлагалось ограничить участие милиции в обеспечении охраны местных учреждений НКФ, только выставлением наружных дополнительных постов милиции. Фактически, НКФ, предлагал узаконить практику охраны финорганов, сложившуюся в течении 1922-1923 гг., когда на основе соответствующего приказа НКВД, по договоренности с местными органами власти и при наличии возможности, совмещались посты городской милиции с внешними постами по охране учреждений НКФ.
В свою очередь, ЦАУ НКВД не согласился с такой постановкой вопроса и, опираясь на известные постановления о ведомственной милиции, а также на практику принятия под охрану ведомственной милицией территориальных учреждений финорганов, в ноябре 1924 г. предложил свой проект совместного с НКФ циркуляра. В котором, предполагалось, что «... имея ввиду необходимость установления единообразной и планомерной охраны финорганов... заведующим губернскими и областными финорганами... не ожидая заключения НКВД и НКФ, особого соглашения об обязательной замене существующей охраны ведомственной милицией... войти в соответствующее соглашение... когда по местным условиям это будет признано ими необходимым и целесообразным».
Отсутствие определенности по поводу передачи под охрану ведомственной милиции учреждений финорганов, приводило к возникновению конфликтных ситуаций на местах. Например, в декабре 1925 г. АО Шахтинского окрисполкома Северо-Кавказского края «...под угрозой обезоружить охрану ОкрФО, предложил заключить договор на охрану»3 ведомственной милицией.
В целом, необходимо отметить, что идея заключения подобного рода генерального соглашения к 1926 г. в силу противоречий между руководством НКВД и ВСНХ СССР не нашла своего воплощения и процесс замены ведомственной охраны на ведомственную милицию осуществлялся на основе принятых ранее нормативно-правовых актов. И в основной массе случаев, на основе индивидуальных соглашений администрации предприятий и милиции.
Аналогичное отношение по поводу организации ведомственной милиции, проявлялось со стороны Госбанка РСФСР. Переговоры о возможности и необходимости обязательной замены вооруженной охраны учреждений госбанка на ведомственную милицию осуществлялись практически в течение всего исследуемого периода, причем, учитывая позицию руководства Госбанка РСФСР, руководство ведомственной милиции шло на значительные уступки, особенно в организационном плане. Так, в одном из проектов, генерального соглашения о формировании ведомственной милиции в филиалах Госбанка на местах, направленных в январе 1927 г., для согласования, предлагалось разрабатывать штаты милиции совместно с директорами филиалов и утверждать совместно с руководством Госбанка и ЦАУ НКВД РСФСР. Однако позиция Госбанка выразилась в том, что руководство «... не против начать переговоры по этому вопросу...», чем все и ограничилось. Кроме того, ВСНХ РСФСР отказался обсуждать этот вопрос и практически в течение всего периода НЭПа, охрана ведомственной милицией, филиалов Госбанка на территории РСФСР осуществлялась на основе индивидуальных соглашений, руководителей местных подразделений с соответствующими адмотделами.
Таким образом, и после принятия «Положения о ведомственной милиции» и «Инструкция о порядке организации ведомственной милиции и ее деятельности» от 24 февраля 1925 г. почти все Наркоматы и ведомства, за исключением РВС, ОГПУ, НКТ, НКПС и Наркомздрава, выступали против обязательности замены в одностороннем порядке охраны ведомственной милицией, предлагая, осуществление этой процедуры только на основе взаимного соглашения милиции и заинтересованных ведомств.
Однако, несмотря на указанные трудности, к концу 1928 г., ведомственная милиция, осуществляла охрану большинства предприятий и учреждений РСФСР, заключая соглашения в индивидуальном порядке с администрацией и руководством конкретных предприятий и учреждений.
Заключение
советский милиция уголовный розыск
Рассматривая историю, можно обратить внимание, что имел место процесс перехода от добровольческого принципа к ведомственному принципу формирования милиции в Советской республике. НКВД и Народный Комиссариат Юстиции 12 октября 1918 года утвердили инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», юридически закрепившую создание штатной профессиональной милиции в РСФСР как «исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящего в непосредственном ведении местных Советов и подчиняющегося общему руководству НКВД».
ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) в 1920 году утвердил первое положение «О рабоче-крестьянской милиции». В соответствии с ним в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Служба в милиции носила добровольный характер. 17 ноября 1923 года в системе органов внутренних дел была создана служба участковых надзирателей - нынешних участковых инспекторов милиции. Сегодня участковые инспекторы - главное связующее звено милиции с населением. Они выполняют обязанности практически всех милицейских подразделений. До 1931 г. Милиция находилась в ведении местных Советов, затем в системе Наркомата внутренних дел.
В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения.
Литература
1.Косицын А.П., Мулукаев Р.С. и др. Советская милиция: история и современность. 1917-1987. - М.: Юридическая литература, 1987.
2.Макеев А.А. Формирование системы профессиональной подготовки кадров милиции в 1930-е гг., обеспеченности кадровой политики в регионах (историко-правовой аспект) //Юридическая мысль. -2002. - №3(9).
.Милованова Л.В. Создание милиции в России в 1917 г.: результаты и уроки // История государства и права. -2003. -№2.