Содержание полномочий руководителя следственного органа

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание полномочий руководителя следственного органа

Содержание

1. Понятие и статус руководителя следственного органа в уголовном процессе

. Содержание полномочий руководителя следственного органа

. Взаимодействие руководителя следственного органа с другими участниками уголовного судопроизводства

Литература

1. Понятие и статус руководителя следственного органа как участника уголовного процесса

Участники уголовного судопроизводства (процесса) - это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, то есть имеют здесь определенные права и обязанности. Они выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно-процессуальных действий и отношений.

Вместе с тем некоторые участники уголовного процесса играют в нем ведущую роль, состоя в главном, центральном процессуальном правоотношении, выполняя одну из основных процессуальных функций: обвинения, защиты или разрешения дела. Эти участники являются субъектами не только отдельных процессуальных действий, но и всего уголовного процесса. Таким образом, субъекты уголовного процесса - это такие его участники, уголовно-процессуальные права которых позволяют им влиять на ход и исход уголовного дела.

Пункт 58 ст. 5 УПК РФ определяет участников как лиц, принимающих участие в уголовном процессе. Совокупность прав и обязанностей данных лиц составляет их правовой (процессуальный) статус.

Участники уголовного процесса имеют уголовно-процессуальные права и несут обязанности, установленные законодательством РФ. Права и обязанности возникают в процессе осуществления ими уголовно-процессуальной деятельности. Данными правоотношениями участники наделены для решения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.

Количество носителей такого рода прав и обязанностей достаточно велико. Ввиду этого законодатель в УПК РФ предлагает классификацию, которая учитывает, с одной стороны, содержание отводимых конкретным участникам ролей, а с другой - их значение для решения задач и достижения целей уголовного судопроизводства.

К основным группам участников относятся:

) суд, судья;

) участники со стороны обвинения;

) участники со стороны защиты

) иные участники уголовного производства.

В состав группы участников со стороны обвинения входит руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа появился в числе участников уголовного процесса на стороне обвинения вместо начальника следственного отдела в результате изменений, внесенных 5 июня 2007 г. в ст. 39 УПК РФ. Однако Федеральным Законом от 02.12.2008 №226-ФЗ, Федеральным Законом от 28.12.2010 №404-ФЗ, в эту статью были внесены изменения, изменившие полномочия руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Следовательно, термин «руководитель следственного органа» охватывает все следственные органы, входящие в различные ведомства и имеющие различную организационную структуру. Полномочия руководителя следственного органа осуществляют:

Председатель Следственного комитета Российской Федерации;

Руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители;

Иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Независимо от того, в каком из ведомств и на каком организационном уровне действует должностное лицо, какое из следственных подразделений оно возглавляет, его процессуальные полномочия как руководителя следственного органа определены ст. 39 УПК как единые для всех руководителей. Объем процессуальных полномочий предопределен функцией процессуального руководства.

Рассмотрим, какие же полномочия осуществляет руководитель следственного органа.

. Содержание полномочий руководителя следственного органа

Анализируя положения ст. 39 и других статей УПК, можно выделить несколько видов полномочий руководителя следственного органа.

) Полномочия по распределению уголовных дел между следователями.

Руководитель следственного органа уполномочен:

поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям,

изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Вопрос о перераспределении дел между следователями может возникать, например, в случае заявления следователю отвода или его самоотвода, разрешение которых отнесено к компетенции руководителя следственного органа (в соответствии с ч. 5 п.1. ст. 39 руководитель следственного органа наделен полномочиями разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

создавать следственную группу, изменять ее состав;

отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований Уголовно-процессуального Кодекса РФ;

в отдельных случаях руководитель следственного органа вправе принимать уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы. Кроме того, руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело.

) Полномочия по проверке хода расследования и контролю его качества:

руководитель следственного органа уполномочен проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. Кроме того, руководитель следственного органа наделен полномочиями отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства.

Контроль качества расследования и законности и обоснованности решений следователя с 2007 г. усилен за счет того, что, согласно п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК, руководитель следственного органа получил право утверждать постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу.

) Полномочия по руководству ходом расследования и своевременному исправлению ошибок и нарушений закона, допущенных следователем.

Проверка материалов дела и принимаемых следователем решений по делу осуществляется руководителем следственного органа для того, чтобы своевременно выявить нарушения или ошибки следователя, предупредить их или, в случае необходимости, принять меры к их исправлению.

Основным полномочием руководителя в таких ситуациях является его право давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении. Такие указания могут касаться выдвижения или проверки дополнительных версий, о проверке отдельных обстоятельств дела с целью устранения противоречий или сомнений.

К полномочиям по руководству ходом расследования относится и полномочие руководителя следственного органа продлевать срок предварительного расследования.

Наряду с правом давать указания следователю, руководитель следственного органа наделен и более существенными властными полномочиями, которых ранее не имел начальник следственного отдела, а именно наряду с полномочием отменять незаконные или необоснованные постановления следователя и отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования, он наделен правом возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

) Полномочия по защите процессуальной самостоятельности следователя.

Наряду с полномочиями по процессуальному руководству следствием руководители следственных органов получили полномочия, которые позволяют им выступать определенными гарантами процессуальной самостоятельности следователя. В такой роли выступает руководитель следственного органа при рассмотрении требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Следователь вправе не согласиться с оценкой его действий или решений прокурором и представить руководителю свои письменные возражения.

Руководитель следственного органа оценивает правомерность требований прокурора и возражений следователя и принимает одно из решений: дает следователю письменные указания об исполнении требований прокурора или информирует прокурора о несогласии с его требованиями. Причем требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток, и свое мотивированное постановление также направляет прокурору в течение 5 суток. руководитель следственный уголовный судопроизводство

Следователь вправе не согласиться с указаниями руководителя следственного органа и представить свои возражения на них и материалы уголовного дела руководителю вышестоящего следственного органа. В соответствии с п. 3 ст. 39 УПК РФ обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются:

изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю;

привлечения лица в качестве обвиняемого;

квалификации преступления;

объема обвинения;

избрания меры пресечения;

производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

направления дела в суд;

его прекращения.

При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель вышестоящего следственного органа наделен полномочиями отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ.

В соответствии с ч.12 п.1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным Кодексом РФ.

Таким образом, положения ч. 6 ст. 37 УПК (случаи несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия) и ч. 4 ст. 39 (действия руководителя следственного органа при получении требований прокурора или возражений следователя) и 5 ст. 39 УПК взаимно дополняют друг друга и нацелены на создание определенных гарантий не только законности расследования, но и процессуальной самостоятельности органов следствия при расследовании уголовных дел, а руководители следственных органов должны обеспечивать этот баланс.

Руководитель следственного органа через конкретные полномочия выполняет определенные, свойственные ему функции и, тем самым, участвует в реализации общих уголовно-процессуальных функций.

Функции участника уголовного судопроизводства - это направления деятельности конкретного участника, обусловленные его процессуальным статусом, служащие обеспечению реализации основополагающих уголовно-процессуальных функций. При этом функции участника уголовного судопроизводства могут быть основными, т.е. теми, для реализации которых и предусмотрен данный участник судопроизводства, и дополнительными - выполняемыми участником при возникновении определенных процессуальных оснований и условий.

) процессуальный контроль (выявление и устранение допущенных нарушений) как основная функция;

) предварительное расследование (опосредованное уголовное преследование до момента появления подозреваемого, обвиняемого при принятии уголовного дела к своему производству) как дополнительная функция;

) законное и обоснованное обвинение (уголовное преследование в узком смысле после появления обвиняемого, подозреваемого при принятии уголовного дела к своему производству) как дополнительная функция.

Основная и дополнительные функции руководителя следственного органа способствуют реализации основополагающей уголовно-процессуальной функции - обвинения.

. Взаимодействие руководителя следственного органа с другими участниками уголовного судопроизводства

Под другими участниками уголовного судопроизводства в данном случае понимаются следователь и прокурор. В связи с изменениями в уголовно-процессуальное законодательство в 2007 г., появилась новая, наделенная большими организационными и процессуальными полномочиями фигура руководителя следственного органа. Эти же изменения расширили полномочия следователя, сократили права, изменили обязанности прокурора в отношении предварительного следствия.

Руководитель следственного органа получил ряд процессуальных прав, которые по ранее действующему законодательству принадлежали прокурору. На сегодняшний день руководитель следственного органа поручает производство предварительного следствия одному или нескольким следователям, передает дело от одного следователя другому, создает следственную группу, меняет в случае необходимости ее состав. Руководитель следственного органа проверяет материалы уголовного дела, отменяет незаконные или необоснованные постановления следователя, дает следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого и др. Он может отстранить следователя от дальнейшего производства по делу, если установит, что следователь нарушает закон.

Только с согласия руководителя следственного органа следователь может обратиться в суд с ходатайством об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Такие указания могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Таким образом, руководитель следственного органа ни в коей мере не лишает следователя процессуальной самостоятельности.

За законностью в действиях и решениях следователя продолжает надзирать прокурор. Его полномочия в отношении предварительного следствия значительно сократились. Тем самым следователь получил большую процессуальную самостоятельность.

Прокурор может выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, он также может требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

Прокурор вправе:

истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение;

рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

Таким образом, в случае несогласия следователя с решением прокурора (об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков), следователь первоначально получает согласие руководителя следственного органа.

Также при несогласии следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения сначала руководителю следственного органа, который в свою очередь информирует об этом прокурора.

В статье 37 УПК РФ закреплено также, что «в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа».

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора он вправе уже обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти с требованиями прокурора, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

В значительной мере система контроля за следствием строится на руководителе следственного органа, однако, в конечном итоге, вся многоступенчатая процедура (которая может включать в себя до трех инстанций) реализации прокуратурой надзорных полномочий, предусмотренных п. 3 ст. 37 УПК РФ, в случае солидарного несогласия руководства следственных органов и следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений законности или их возражений против его решения, замыкается на Генеральном прокуроре РФ: именно ему (а не судебной власти) принадлежит последнее слово в разрешении споров между прокуратурой и следственным органом по поводу имевших место нарушений федерального законодательства следователем.

Изучив систему взаимодействия следователя, прокурора и руководителя следственного органа, можно сделать вывод, что по ныне действующему законодательству не прокурор рассматривает и разрешает возникающие между следователем и руководителем следственного органа разногласия, а руководитель следственного органа разрешает эти коллизии.


1. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174 - ФЗ (в ред. ФЗ №253 от 21. 07.2011) // СПС «Консультант плюс»

2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. И.Л. Петрухина. - М.: Проспект, 2007. - 717 с.

. Божьев В.П. Уголовный процесс. Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 511 с.

4. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая часть и особенная часть. Учебник. - М.: Гардарики, 2009. - 655 с.

5. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 832 с.

6. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право. Учебник. - М.: Юристъ, 2009 - 780 с.

. Новиков Е.А. Руководитель следственного органа в российском уголовном судопроизводстве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 180 с.

. Прошляков А.Д. Уголовный процесс. Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 1056 с.

. Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Учебник для вузов. - М.: КНОРУС, 2008. - 356 с.

. Александров А.С. Вопросы взаимодействия прокурора, руководителя следственного органа и следователя в ходе досудебного производства по уголовному делу // Вестник МВД. 2009, №1.

Похожие работы на - Содержание полномочий руководителя следственного органа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!