№
|
Разделы
|
Лекции трудоемкость (час)
|
Практические занятия трудоемкость (час)
|
Лабораторная работа трудоемкость (час)
|
1
|
История развития витражного искусства
|
2
|
4
|
-
|
2
|
Современные виды и стили витражей
|
4
|
6
|
-
|
3
|
Использование витражей в интерьере
|
2
|
6
|
-
|
4
|
Технология создания витража в разной технике
|
2
|
14
|
-
|
|
итог
|
10
|
30
|
Содержание разделов
спецкурса:
1. История развития витражного
искусства.
Витражом называется
монументально-декоративное произведение из стекла, непосредственно связанное с
архитектурой зданий и рассчитанное для рассматривания на просвет (от лат.
Vitrum - оконное стекло). В период раннего Средневековья (XI-XII века) витражи собирали
из стёкол чистых насыщенных тонов: наиболее распространёнными были
сапфирово-синий, красный, пурпурный, белый, жёлтый, зелёный. Цвет был связан
как с физическими неотъемлемыми свойствами вещей (синее небо, красный плащ,
зелёная трава), так и с мистическо-философскими идеями (красный символизировал
пыл души, охваченной любовью к Богу, синий - цвет космоса). К 17 веку витражное
искусство уже находилось в состоянии упадка. Эпоха Просвещения вошла в историю
как век Разума и Света, но света не божественного сияния, а научного знания.
. Современные виды и стили
витражей.
Сейчас существует большое количество
различных техник исполнения витражей. Каждая из техник обладает своими
преимуществами и особенностями. В настоящее время выделяют несколько разных
типов витражей в зависимости от техники изготовления: классический витраж
(технология Тиффани), накладной витраж, расписной витраж, плёночный витраж,
комбинированный витраж, пескоструйный витраж, мозаичный витраж, наборный
витраж, спечной витраж (фьюзинг), травленый витраж, паечный витраж, фацетный
витраж, кабошон, узор «Мороз», нацвет, эрклез, бендинг, шебеке (панджара),
литой витраж.
. Использование витражей в
интерьере.
Функции витражей. Витражи в
интерьерах квартир играют важную эмоциональную и не менее важную практическую
роль. С точки зрения функциональности они организуют пространство: заполняют
его, могут его разграничивать, что-то подсвечивать, а что-то, напротив,
оттенять или прикрывать. Это одновременно украшения и функциональные детали,
например, вазы или светильники. Другая важнейшая роль витражей - цветовое наполнение
и реализация оригинальных цветовых решений. В эмоциональном смысле витражи
создают нужное настроение, привлекают вниманию, подчеркивают статус и
помещения, и его владельца. Применение витражей в интерьере: окна, межкомнатные
двери, межкомнатные перегородки и ширмы, подвесные потолки, настенные панно,
фальшокна, стенные ниши, светильники (люстры, торшеры, бра), вставки в мебели
(дверцы шкафов, столешницы), в отделке каминных экранов.
. Технология создания витража
в разной технике.
Этапы работы: эскиз и картон, подбор
стекла, техническая часть (классический витраж, «Тиффани», «Фьюзинг», пленочный
витраж, витраж в технике мозаики, пескоструйный витраж), монтаж.
Учебно-методическое
обеспечение спецкурса
6.1. Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
. Алексеев, Н.Г. О
психологических методах изучения творчества [Текст]/ Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин.
- Наука. - М., 2010. - С. 84.
. Введенский, Б.А. Большая
советская энциклопедия [Текст]/ Б.А. Введенский. - Государственное научное
издательство «Большая Советская Энциклопедия». - М., 2008 - С. 967.
. Горячева, Н.А. Первые шаги
в мире искусства: книга для учителя [Текст]/ Н.А. Горячева. - Просвещение. -
М., 2009. - С. 204.
. Лебедева, О.Е.
Дополнительное образование детей [Текст]/О.Е. Лебедева. - ВЛАДОС. - М., 2011. -
С. 302.
. Линнет, Г. Техника росписи
стекла [Текст]/ Г. Линнет. - Ниола-Пресс. - М., 2007. - С. 369.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Спирито, М. Витражное
искусство и техника росписи по стеклу [Текст]/ М. Спирито. «Альбом». - М.,
2007. - С. 128.
2. Стокс, Л.Л. Живопись на
стекле [Текст]/ Л.Л. Стокс. - Искусство. - М., 2011. - С. 47.
. Тоде, Э. Стекольная
живопись [Текст]/ Э. Тоде. - Знание. - М., 2008. - С. 156.
. Хрусталева, С. Стекло в
интерьере [Текст] / С. Хрусталёва. - «Диля». - С-Пб., 2008 - С. 192.
5. Шорохов, Е.В. Композиция
[Текст]/ Е.В. Шорохов. - Просвещение. - М., 2010. - С. 249.
6. Эткин, Д. Стекло для
начинающих [Текст]/ Д. Эткин. - Арт - Родник. - М., 2008. - С. 201.
7. Материально-техническое
обеспечение спецкурса
Оборудование аудитории (мобильные
столы для студентов, стулья, доска).
Аудиовизуальные, технические и
компьютерные средства обучения (компьютер, проектор).
Наглядные пособия (картины с видами
витражей, их применение и расположение).
. Содержание текущего и
итогового контроля
8.1. Текущий контроль:
самостоятельная работа.
Вопросы к самостоятельной работе:
вариант: контурные и мозаичные
витражи;
вариант: живописные витражи и
витражи диапозитивы;
.2. Итоговый контроль: зачет.
Вопросы к зачету:
. история витражного
искусства;
. витраж в России;
. витраж в эпоху Ренессанса;
. витраж в современном
интерьере;
. витраж в классическом
стиле;
. витраж в готическом стиле;
. витражи в эпоху Модерна;
. витражи в абстрактном
стиле;
. витражи в египетском стиле;
. византийский стиль витража;
. витражи в стиле авангард;
. пескоструйный и мозаичный
витражи;
. наборный витраж и фьюзинг;
. расписной и травленый
витражи;
. паечный и фацетный витражи;
. комбинированный витраж и
кабошон;
. узор «Мороз» и рюмочная
плитка;
. витраж в технике Тиффани;
. травление и многослойное
травление;
. эрклез, бендинг, шебеке.
Критерии оценивания сдачи зачета:
Зачет - студент полностью раскрыл
вопрос и ответил на дополнительные вопросы; студент раскрыл вопрос, но не
ответил на дополнительные вопросы.
Не зачет - если студент не отвел на
вопрос.
III. Методические
рекомендации для преподавателей
Изучение спецкурса «Витраж в
интерьере» несет в себе основы эстетического и эмоционального состояния
человека, также способствует развитию творческих способностей студентов,
предусматривает приобретение специальных знаний, умений и навыков.
В ходе изучения спецкурса студенты
осваивают виды, стили и технологии витража, свойства, влияние витража в
интерьере на человека, анализирует взаимосвязь витража с помещением, его
функциональными особенностями и закрепление полученных знаний в ходе творческих
заданий.
В процессе изучения данного
спецкурса используются разнообразные принципы обучения: принцип развивающего и
воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности, наглядности и
принцип связи теории с практикой.
Наряду с принципами обучения
используются методы обучения: словесные (рассказ, пояснение и т.д.), наглядные
(картины с изображением видов витражей, их применение и расположение и т.д.) и
практические (технология выполнения витражного искусства и т.д.).
Методическое обеспечение
самостоятельной работы предусматривает: перечень тематики самостоятельного
изучения, наличие учебной, научной и справочной литературы по данным темам,
формулировку задач и целей самостоятельной работы, наличие инструкций и
методических указаний по работе с данной тематикой.
IV. Методические
рекомендации для студентов
Для успешного изучения данного
спецкурса студентам необходимо развить умение самостоятельно работать.
Самостоятельная работа складывается из самых разнообразных видов деятельности:
посещение лекций, выполнение самостоятельных работ, работа с учебной
литературой, подготовка к зачету.
Для обеспечения эффективности
самостоятельной работы студентов необходимо:
. сочетание объемов
аудиторной и самостоятельной работы;
. методически правильная
организация работы студента в аудитории и вне ее;
. обеспечение студента
необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса
самостоятельной работы в процесс творческий;
Перечень вопросов для
самостоятельной работы:
. почему в большинстве
случаев выполняют расписной витраж в интерьере;
. охарактеризуйте расписной
витраж;
. как влияет витраж на
культуры разных народов;
. какие технологии витража вы
знаете, и охарактеризуйте их;
. цветовая гамма как средство
композиции в дизайне витражей;
. виражные аксессуары в
интерьере;
. какие инструменты
понадобятся для изготовления витражей;
. на какой основе изготовлена
витражная пленка;
. боится ли витраж влаги.
Литература для студентов:
. Тоде, Э. Стекольная
живопись. Краткий очерк ее истории и техники развития [Текст]/ Э. Тоде. -
«Зодчий». - М., 2006. - С. 250.
. Горячева, Н.А. Первые шаги
в мире искусства: книга для учителя [Текст]/ Н.А. Горячева. - Просвещение. -
М., 2009. - С. 204.
. Спирито, М. Витражное
искусство и техника росписи по стеклу [Текст]/ М. Спирито. - «Альбом». - М.,
2007. - С. 128.
. Стокс, Л.Л. Живопись на
стекле [Текст]/ Л.Л. Стокс. - Искусство. - М., 2011. - С. 47.
Планы практических
занятий
Практическое занятие 1
Тема: «История развития витражного
искусства»
Вопросы для обсуждения:
. понятие витраж;
. становление Витраж в
древности;
. история витража в России до
эпохи модернизма (XX век).
Задание:
Подготовить доклады на темы:
. витраж в православных
храмах;
. витражи в XX веке;
. упадок витражных традиций;
. витражи в эпоху Ренессанс;
. готический витраж (виражи в
период готики).
Литература основная:
. Минухин, Е.О. Об искусстве
витража [Текст]/ Е.О. Минухин. - Искусство. - М., 2009. - С. 80.
. Хрусталева, С. Стекло в
интерьере [Текст]/ С. Хрусталёва. - «Диля». - С-Пб., 2008. - С. 192.
. Бондаренко, М. Витраж
своими руками [Текст]/ М. Бондаренко. - Наука и жизнь. - М., 2009. - С. 50.
. Волков, Н.Н. Композиция в
живописи [Текст]/ Н.Н. Волков. - Искусство. - М., 2010. - С. 205.
. Волков, Н.Н. Цвет в
живописи [Текст]/ Н.Н. Волков. - Искусство. - М., 2010. - С. 195.
Литература дополнительная:
. Климов, О.Н. Витраж -
просто [Текст] / О.Н. Климов. - Salon interior. - М., 2011. - С. 14.
. Седман, Э. Роспись по
стеклу: Практическое руководство [Текст]/ Э. Седман. - «Ниола-Пресс». - М.,
2008. - С. 104.
. Стокс, Л.Л. Живопись на
стекле [Текст]/ Л.Л. Стокс. - Искусство. - М., 2007. - С. 47.
. Тоде, Э. Стекольная
живопись [Текст]/ Э. Тоде. - Знание. - М., 2006. - С. 208.
Практическое занятие 2
Тема: «Современные виды и стили
витражей»
Вопросы для обсуждения:
. стили витражей;
. виды витражей.
Задание:
. Подготовить доклады на
темы:
А) витражи в японском стиле;
Б) витражи в стиле хай-тек;
В) лазерная гравировка;
Г) моллирование (моллированное
стекло).
Литература основная:
1. Алексеев, Н.Г. О
психологических методах изучения творчества [Текст]/ Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин.
- Наука. - М., 2010. - С. 84.
. Горячева, Н.А. Первые шаги
в мире искусства: книга для учителя [Текст]/ Н.А. Горячева. - Просвещение. -
М., 2009. - С. 204.
. Лясковская, О.А.
Французская готика [Текст]/ О.А. Лясковская. - Искусство. - М., 2007. - С. 130.
. Минухин, Е.О. Об искусстве
витража [Текст]/ Е.О. Минухин. - Искусство. - М., 2009. - С. 80.
. Эткин, Д. Стекло для
начинающих [Текст]/ Д. Эткин. - Арт - Родник. - М., 2008. - С. 201.
Литература дополнительная:
. Дутов, А.А. Свет сквозь
цветное стекло [Текст]/ А.А. Дутов. - Петербург. - С-Пб., 2005. - С. 20.
. Козлов, Б.А. Стили витражей
[Текст]/ Б.А. Козлов. - Искусство. - М., 2010. - С. 107.
3. Матвеева, В.Л. Виды витражей
[Текст]/ В.Л. Матвеева. - Искусство. - М., 2008. - С. 97.
4. Стокс, Л.Л. Живопись на
стекле [Текст]/ Л.Л. Стокс. - Искусство. - М., 2007. - С. 47.
Практическое занятие 3
Тема: «Использование витражей в
интерьере»
Вопросы для обсуждения:
. функции витражей;
. применение витражей.
Задание:
Сделать несколько эскизов, где бы вы
хотели применить витраж в интерьере, учитывая ту информацию, которую мы с вами
сегодня записали.
Литература основная:
. Горячева, Н.А. Первые шаги
в мире искусства: книга для учителя [Текст]/ Н.А. Горячева. - Просвещение. -
М., 2009. - С. 204.
. Минухин, Е.О. Об искусстве
витража [Текст]/ Е.О. Минухин. - Искусство. - М., 2009. - С. 80.
. Морде, О.Е. Витраж в
интерьере [Текст]/ О.Е. Морде. - Искусство. - М., 2007. - С. 130.
. Эткин, Д. Стекло для
начинающих [Текст]/ Д. Эткин. - Арт - Родник. - М., 2008. - С. 201.
Литература дополнительная:
. Дутов, А.А. Свет сквозь
цветное стекло [Текст]/ А.А. Дутов. - Петербург. - С-Пб., 2005. - С. 20.
. Краснов, Б.В. Витраж в
интерьере [Текст]/ Б.В. Краснов. - Искусство. - М., 2010. - С. 107.
3. Матвеева, В.Л. Витраж
[Текст]/ В.Л. Матвеева. - Искусство. - М., 2008. - С. 97.
4. Стокс, Л.Л. Живопись на
стекле [Текст]/ Л.Л. Стокс. - Искусство. - М., 2007. - С. 47.
Практическое занятие 4
Тема: «Технология создания витража»
Вопросы для обсуждения:
. технология создания
витража;
. техника «роспись по стеклу».
Задание:
. Подготовить доклады на
темы:
А) имитационные техники витражного
искусства на рубеже XIX-XX вв.;
Б) стекольное производство в России
и изготовление витражей на рубеже XIX-XX вв.;
В) Льюис Комфорт Тиффани;
Г) виды витражного стекла.
. Выполнить эскиз декоративной
композиции для техники витража;
3. Выполнить витраж.
Этапность:
. выполнение эскиза, где
можно изобразить несложные пейзажи, растительные узоры, орнаменты и т.д.;
. поверхность стекла, на
которую будет наноситься витраж должна быть тщательно очищена;
. под стекло кладем эскиз;
. намечаем контурной пастой
линии рисунка;
. ждем высыхания;
. кистью наносим краски на
стекло;
. ждем высыхания витража,
работа готова.
Материалы: листы любого формата,
карандаши, маркер, картинки, стекло (в зависимости от размера витража),
контурная паста, краски для росписи по стеклу.
Литература основная:
. Иванов, Е.Ю. Цвета и ритмы
витражей [Текст]/ Е.Ю. Иванов. - Петербург. - С-Пб., 2004. - С. 10.
. Линнет, Г. Техника росписи
стекла [Текст]/ Г. Линнет. - Ниола-Пресс - М., 2007. - С. 369.
. Линцетти, А.Г. Изготовление
художественного стекла [Текст]/ А.Г. Линцетти. - Искусство. - М., 2009. - С.
187.
. Минухин, Е.О. Об искусстве
витража [Текст]/ Е.О. Минухин. - Искусство. - М., 2009. - С. 80.
. Эткин, Д. Стекло для
начинающих [Текст]/ Д. Эткин. - Арт - Родник. - М., 2008. - С. 201.
Литература дополнительная:
1. Краснов, Б.В. Витраж в
интерьере [Текст]/ Б.В. Краснов. - Искусство. - М., 2010. - С. 107.
2. Спирито, М. Витражное
искусство и техника росписи по стеклу [Текст]/ М. Спирито. - «Альбом» - М.,
2006. - С. 128.
. Стокс, Л.Л. Живопись на
стекле [Текст]/ Л.Л. Стокс. - Искусство. - М., 2007. - С. 47.
4. Тоде, Э. Стекольная живопись
[Текст]/ Э. Тоде. - Знание. - М., 2008. - С. 208.
2. Методика обучения
студентов основам витража в учреждениях СПО
.1 Изучение уровня
мышления студентов
интерьер витраж
образовательный педагог
«Исследование быстроты
мышления»
«Мышление - высшая ступень
человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира,
основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах:
образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода
новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких
объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть
непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы
мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические
механизмы - соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии
и психологии, это определение является наиболее верным» [15; 116].
Основная цель нашего исследования
заключалась в выявлении и описании особенностей мышления у студентов.
Исследование проводилось по учебнику Б.Д. Карвасарского «Клиническая
психология» в учреждении СПО. В эксперименте участвовали 10 человек.
Цель: методика позволяет определить
быстроту мышления и подвижность нервных процессов.
Инструкция к тесту: перед вами
слова, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы.
Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть
существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как
можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.
Таблица 2.1. «Быстрота мышления»
Тестовый материал
П-ро
|
О-р-ч
|
С-е-ло
|
Г-ра
|
К-р-он
|
К-ы-а
|
П-ле
|
З-р-о
|
Т-а-а
|
К-са
|
В-с-ок
|
К-у-ка
|
Т-ло
|
С-г-об
|
С-а-ка
|
П-ля
|
В-т-в
|
Т-у-а
|
П-д-ак
|
С-а-а
|
С-жа
|
К-р-а
|
П-е-а
|
Д-уша
|
Б-л-он
|
С-я-о-ть
|
Р-ка
|
З-о-ок
|
К-с-а-ник
|
П-л-а
|
К-и-а
|
|
Показателем быстроты мышления и
одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество
составленных слов:
Низкий уровень - менее 20 слов,
низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
Средний уровень - 21-29 слов,
средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
Высокий уровень - 30 слов и более,
высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
После проведения теста была
произведена обработка результатов:
% оппонентов вставили недостающие
буквы 15 словам, что говорит о низком уровне быстрого мышления и подвижности
нервных процессов;
% оппонентов вставили недостающие
буквы 30 словам, что говорит о высоком уровне быстрого мышления и подвижности
нервных процессов;
% оппонентов вставили недостающие
буквы 27 словам, что говорит о среднем уровне быстрого мышления и подвижности
нервных процессов.
Рис. 2.1. Уровень
мышления студентов
Таким образом, можно
сделать вывод, что у большинства оппонентов средний уровень быстрого мышления.
2.2 Методические
рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу
«Витраж в интерьере»
Профессиональное развитие
преподавателей учреждений СПО определяется характером и содержанием их
педагогической деятельности и ее структурных компонентов.
«Методика профессионального развития
преподавателей учреждений СПО включает следующие положения - обогащение
социально-профессиональной направленности деятельности; анализ, диагностика,
мониторинг профессионально значимых характеристик (компетенций);
организационно-деятельностные (имитационные) игры; интенсивная
индивидуально-групповая работа» [1; 98].
Педагогу, перед тем как начать
преподавать свой предмет, нужно выделить наиболее подходящие и эффективные
методы обучения. Для активизации студентов следует ограничить до определенных
размеров использование излагающих материалов, с помощью которых им передаются
готовые знания, в пользу исследовательских методов.
Одним из самых доступных и
проверенных практикой путей повышения эффективности занятия, активизации
студентов на занятии является соответствующая организация самостоятельной
учебной работы. Она занимает исключительное место на занятии, потому что
студенты приобретают знания только в процессе личной самостоятельной учебной
деятельности. Самостоятельная работа планируется и организуется с целью
углубления и расширения теоретических знаний, формирование самостоятельного
логического мышления.
Метод самостоятельной работы
применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В этом
случае они выполняют подготовительную работу: разъясняющие объяснения, показ
иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов в процессе
текущего и итогового контроля, анализ и выводы.
Как дидактическое явление
самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны - учебное задание,
т.е. то, что должны выполнять учащиеся, объект его деятельности, с другой
стороны - форму проявления соответствующей деятельности.
При преподавании спецкурса «Витраж в
интерьере» необходимо применять методы самостоятельной работы: подготовка рефератов,
работа с книгами, выполнение заданий и упражнений. Так как именно они
способствуют наиболее полному выявлению преподавателем знаний, умений и навыков
отдельных учащихся и всей группы в целом. Что в свою очередь приведет его либо
к получению совершенно нового, заранее известного ему знания, либо к улучшению
и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Заключение
«Сегодня почти каждый человек мыслит
категориями дизайна и при выборе какого-либо изделия отдаст предпочтение
дизайнерскому изделию - красивому, функциональному, выполненному на технически
совершенном уровне. Причем каждый человек хотел бы иметь изделие, которое
соответствовало бы его характеру, образу жизни и т.д. Актуальной является и
роспись по стеклу - витраж, к данному направлению в декоративно-прикладном
искусстве обращаются многие художники и дизайнеры» [21; 27].
Каждый студент имеет определенный
творческий потенциал, его необходимо заметить, выявить, чтобы впоследствии
постараться развить. Подготовка студентов к творчеству в профессиональной
деятельности начинается с использования компонентов обучения по отдельным
учебным дисциплинам ориентирующих студентов на творческую активность, также
включает в себя воспитание творческого мышления, развитие разнообразных
творческих способностей, повышение всего творческого потенциала.
Витражное искусство - это интересно
и приятно, развивает у студента творческие способности, вкус, терпение. Также
они получили знания по истории развития витража, узнали множественные виды и
стили.
Список использованных
источников
интерьер витраж
образовательный педагог
1. Алексеев, Н.Г. О
психологических методах изучения творчества [Текст]/ Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин.
- Наука. - М., 2010. - С. 84.
2. Введенский, Б.А.
Большая советская энциклопедия [Текст]/ Б.А. Введенский. - «Большая Советская
Энциклопедия». - М., 2008 - С. 967.
. Волобаева, Т.В.
История развития витража в России [Текст]/ Т.В. Волобаева. - Просвещение. - М.,
2005. - С. 139.
. Газарян, С.С.
Прекрасное - своими руками [Текст]/ С.С. Газарян. - Детская Литература. - М.,
2006. - С. 43.
. Горячева, Н.А.
Первые шаги в мире искусства: книга для учителя [Текст]/ Н.А. Горячева. -
Просвещение. - М., 2009. - С. 204.
. Дутов, А.А.
Свет сквозь цветное стекло [Текст]/ А.А. Дутов. - Петербург. - С-Пб., - 2005. -
С. 20.
. Зверев, И.А.
Практические идеи для вашего дома [Текст]/ И.А. Зверев. - Арт-Родник. - М.,
2008. - С. 98.
. Зверева, Н.
Модный витраж своими руками [Текст]/ Н. Зверева. - Salon interior. - М., 2006.
- С. 28.
. Иванов, Е.Ю.
Цвета и ритмы витражей [Текст]/ Е.Ю. Иванов. - Петербург. - С-Пб., 2004. - С.
10.
. Княжницкая,
Т.В. Витражи Петербурга [Текст]/ Т.В. Княжеская. - Петербург. - С-Пб., 2006. -
С. 235.
. Козлова, С.И.
Роспись стекла [Текст]/ С.И. Козлова. - Карт - Родник. - М., 2004. - С. 57.
. Кучерявенко,
В.Ф. Витражи в школе [Текст]/ В.Ф. Кучерявенко. - Школа и производство. - М.,
2006. - С. 28.
. Лебедева, О.Е.
Дополнительное образование детей [Текст]/ О.Е. Лебедева, - ВЛАДОС. - М., 2011.
- С. 302.
. Лернер, И.Я.
Дидактические основы методов обучения [Текст]/ И.Я. Лернер. - Знание. - М.,
2008. - С. 215.
. Линнет, Г.
Техника росписи стекла [Текст]/ Г. Линнет. - Ниола-Пресс. - М., 2007. - С. 369.
. Линцетти, А.Г.
Изготовление художественного стекла. [Текст]/ А.Г. Линцетти, М.Л. Нестеренко. -
Искусство. - М., 2010. - С. 187.
. Лук, Л.И.
Мышление и творчество [Текст]/ Л.И. Лук. - Педагогика. - М., 2009. - С. 85.
. Минухин, Е.О.
Об искусстве витража [Текст]/ Е.О. Минухин. - Искусство. - М., 2007. - С. 79.
. Новиков, А.М.
Методология учебной деятельности. [Текст]/ А.М. Новиков. - Издательство «Эгвес»
- М., 2005. - С. 176.
20. О витраже [Электронный ресурс]: информационный сайт/ г.
Москва. - Режим доступа: http://www.ovitrage.ru/. - 2011.http://www.artglass.nm.ru/
. Платонова, Н.И. Энциклопедический словарь юного художника
[Текст]/ Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. - Педагогика. - М., 2007. - С. 108.
. Подалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества
[Текст]/ А.Е. Подалко. - Просвещение. - М., 2001. - С. 96.
. Рагин, В.Ч. Искусство витража от истоков к современности
[Текст]/ В.Ч. Рагин. - Белый Город. - М., 2004. - С. 287.
. Седман, Э. Роспись по стеклу: Практическое руководство
[Текст]/ Э. Седман. - «Ниола-Пресс». - М., 2008. - С. 104.
. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии
[Текст]/ Г.К. Селевко. - Просвещение. - М., 2005. - С. 175.
. Спирито, М. Витражное искусство и техника росписи по
стеклу [Текст]/ М. Спирито. - «Альбом». - М., 2007. - С. 128.
. Стокс, Л.Л. Живопись на стекле [Текст]/ Л.Л. Стокс. -
Искусство. - М., 2011. - С. 47.
. Студия витражей ТИК [Электронный ресурс]: информационный
сайт/ УБС Справа г. Севастополь 2007. - Режим доступа: http://www.vitrazh.com/.
- 2007.
. Тоде, Э. Стекольная живопись [Текст]/ Э. Тоде. - Знание.
- М., 2008 - С. 208.
. Хрусталева С. Стекло в интерьере [Текст]/ С. Хрусталева.
- «Диля». - С-Пб., 2005 - С. 192.
. Шорохов, Е.В. Композиция [Текст]/ Е.В. Шорохов, Н.Г.
Козлов. - Просвещение. - М., 2009. - С. 249.
. Эткин, Д. Стекло для начинающих [Текст]/ Д. Эткин. -
Арт-Родник. - М., 2008. - С. 201.