Аудит расчетов с поставщиками (по материалам ООО 'Спецстрой-7')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит расчетов с поставщиками (по материалам ООО 'Спецстрой-7')

Введение

Выбранная тема является актуальной по причине невозможности производственного процесса без взаимодействия со сторонними организациями. Любая организация осуществляющая деятельность не может функционировать односторонне.

В настоящее время большое внимание уделяется поступлению товаров и расчётам с поставщиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот финансовых и хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками за товары и прочие материальные ценности.

Поставщики составляют одну из сторон взаимодействия. Поставщики - это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь, отопление. Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это нам предоставляют поставщики.

Правильная организация расчетных отношений приводит к улучшению экономических связей, стабилизации договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит будущее договорных отношений между участниками бюджетного процесса. Контроль над состоянием расчетов приводит к сокращению кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств.

Аудит этих расчетов наиболее актуален в сложившейся системе кредитных отношений и данная тема интересна для изучения. Основная цель проверки - установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности. Основная цель поверки расчетов с покупателями и заказчиками - установить правильность ведения учета расчетов за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

При написании работы ставилась цель более полно изучить вопросы аудита учета расчетов поставщиками и подрядчиками на примере ООО «Спецстрой-7».

Предметом аудита являются процессы и явления, которые отображены документально и связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, при этом границы аудиторского исследования определяются его целью. Объект аудита следует рассматривать как отдельный элемент предмета аудита, на который направленно действие аудитора. В данной курсовой работе объектом аудита является учет расчетов с поставщиками.

Методическую и теоретическую основу работы составили законодательные и нормативные документы, научно-методическая литература, материалы семинаров и конференций.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

Проведение аудита учета расчетов с поставщиками на конкретном примере дает возможность понять ход поэтапного аудита, сущность применяемых методов и приемов, позволяет сделать выводы о работе предприятия и о перспективах его дальнейшего развития.

Глава 1. Предварительный этап аудита расчетов с поставщиками

.1 Ознакомление с деятельностью ООО «Спецстрой-7»

Общество с ограниченной ответственностью «Спецстрой-7», учреждено на основании Федерального закона Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г. №14-ФЗ, иными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом предприятия (приложение 1).

Общество является дорожной организацией. Местонахождение Общества: Россия, Белгородская область, п. Грязное.

Уставом и учредительным договором Общества определен состав учредителей, размер уставного капитала и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, ответственность учредителей общества за нарушения обязанности по внесения вкладов, условия и порядок распределения между учредителями общества прибыли, полномочия исполнительных органов и порядок выхода участников из общества.

Уставный капитал общества на момент регистрации объявлен в размере: 10000 (десять тысяч) рублей 00 коп.

Основной целью деятельности Общества является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей юридических лиц, граждан РФ в услугах предоставляемых Обществом в соответствии с уставной деятельностью, а так же получении максимальной прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

строительство, ремонт, содержание автомобильных дорог улично-городских

(сельских) поселений и дорожных сооружений;

выполнение комплекса работ при осуществлении строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог улично-городских (сельских) поселений и дорожных сооружений;

благоустройство территорий;

строительство наружных инженерных сетей, устройство колодцев, площадок, лотков, осуществление прокладки трубопроводов наружных, канализационных сетей и сетей водоснабжения, монтаж санитарно-технического оборудования;

газификация объектов производственного и непроизводственного назначения, жилищного фонда;

осуществление лесотехнической деятельности;

сервисное обслуживание предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов;

транспортные перевозки;

строительство промышленных и гражданских сооружений, ремонт и реконструкция этих объектов и антикоррозийная защита металлоконструкций, зданий и сооружений;

погрузочно-разгрузочные работы;

другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.

Так же Общество может осуществлять другие виды деятельности не запрещенные действующим законодательством РФ.

Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спецстрой-7» осуществляет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Бухгалтерский учет ведется с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, с использованием специализированной бухгалтерской программы - 1С Предприятие 8. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяйственной деятельностью ООО «Спецстрой-7», а так же для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Первичные документы организации принимаются к учету по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные документы составляются своевременно в момент совершения операции и содержат достоверные данные.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета. Учетная политика на анализируемом предприятии формируется главным бухгалтером и утверждается приказом генерального директора. В учетной политике также утверждаются способы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов, формы первичных документов, методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок ведения инвентаризации, схема документооборота, технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями. Учетная политика ООО «Спецстрой-7» (приложение 2). Бухгалтерская отчетность содержит информацию о состоянии средств ООО "Спецстрой-7 ", об их источниках: собственных и привлеченных; размере основных и оборотных средств; размере уставного капитала, балансовой и нераспределенной прибыли; использовании чистой прибыли; движении средств и фондов. Работу ООО «Спецстрой-7» характеризуют основные технико-экономические показатели, приведенные в таблице №1.

Таблица 1 - Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спецстрой - 7» за 2008-2010 гг.

№ п/пПоказателиГоды ОтклонениеАбсолютноеОтносительное, % 2008200920102009 от 20082010 от 20092009 к 20082010 к 20091Выручка от продажи продукции за вычетом НДС и других отчислений (В), тыс. руб.201406201285180517-121-2076810,92 Себестоимость проданной продукции (С), тыс.руб.190666196723179926+6057-167971,030,93 Прибыль (убыток) от продаж (ВП), тыс. руб.107404562591-6178-39710,40,14Чистая прибыль (убыток) (ЧП), тыс. руб.7271190639+463-5511,60,55 Среднегодовая стоимость основных средств (СО), тыс. руб.218633346636387+11603+29211,51,086Среднесписочная численность работников (ССЧ), тыс. руб.283302246+19-561,070,87Фонд оплаты труда, тыс. руб.172511929914762+2048-45371,10,88Среднегодовая кредиторская задолженность, тыс. руб.6521094720101308+29510+65881,51,079Среднегодовая дебиторская задолженность, тыс. руб.505025502130951+4519-240701,090,610Производительность труда (В/ССЧ), тыс. руб.712666734-46+680,91,111Фондоотдача (В/СО), тыс. руб.9,216,014,96-3,2-1,050,70,812Рентабельность продаж (ВП/С*100), %5,632,320,33-3,31-1,990,40,113Чистая рентабельность продаж (ЧП/В*100), %0,360,590,34+0,23-0,251,60,614Фондовооруженность (СО/ССЧ), тыс. руб./чел.77,25110,81147,91+33,56+37,101,41,3

Показатели рассчитаны на основе данных бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках за 2008-2010 г (приложение 3, 4, 5, 6, 7, 8).

На основе данных показателей можно сделать вывод о том, что себестоимость проданной продукции уменьшилась с 2009 года к 2010 на 16797 тыс. руб., что можно назвать нормальной динамикой, так как это связано с уменьшением объемов производства и реализации продукции.

Прибыль от продаж в 2009году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 6178 тыс. руб. и составила в абсолютном выражении 4562 тыс. руб., и в 2010 году наблюдается снижение данного показателя на 3971 тыс. руб. В связи с чем, на конец 2010 года, наблюдается прибыль от продаж в размере 591 тыс. руб.

Так же в 2009 году благодаря наращиванию производственных фондов наблюдался прирост по показателю среднегодовая стоимость основных средств (на 1,53 %), а в 2010 году данный показатель увеличился (на 1.10 %).

Так же можно отметить тенденцию увеличения показателей кредиторской и дебиторской задолженности, так ,например, в 2009 году по сравнению с 2008 кредиторская задолженность увеличилась на 29510 тыс. руб., а в 2010 по сравнению с 2009 на 6588 тыс. руб.

В результате расчетов относительных показателей можно отметить положительную тенденцию деятельности данного дорожного предприятия и эффективную организацию работы в целом.

1.2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля отражен как в Международном стандарте аудита МСА 400, так и в российском Федеральном правиле (стандарте) № 8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Аудитору необходимо понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Для этого аудитором составляется рабочий документ «Анкета экономического субъекта» (приложение 9).

Для оценки учётной политики ООО «Спецстрой-7» составим документ «Анкета оценки учётной политики» (Приложение 10).

Система бухгалтерского учета - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном и (или) количественном выражении об имуществе, обязательствах организаций их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций и других событий [19.с. 154].

Таким образом, в ООО «Спецстрой-7» перед планированием и разработкой подхода к проведению аудита необходимо оценить состояние бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и существующую систему внутреннего контроля на предприятии.

При проверке организации системы бухгалтерского учета в ООО «Спецстрой-7» аудитору необходимо установить:

форму ведения бухгалтерского учета;

степень автоматизации бухгалтерского учета;

состав, структуру и организацию работы бухгалтерской службы;

лицо ответственное за составление бухгалтерской отчетности;

качество организации, подготовки и хранения документации и др.

Результаты данной проверки представим в виде рабочего документа аудитора «Оценка системы бухгалтерского учёта» (приложение 11).

Система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.

Система внутреннего контроля организации позволяет совершенствовать организацию службы внутреннего аудита, а так же добиться действенности результатов контрольно-аудиторской деятельности при принятии решений [19,с. 190].

Средства внутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, содействуют достижению таких целей, как:

осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;

своевременный учет всех операций и прочих событий в точных величинах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными принципами подготовки бухгалтерской отчетности;

возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;

сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, через разумные промежутки времени и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.

При проверке организации системы внутреннего контроля в ООО «Спецстрой-7» аудитору необходимо установить:

приоритетность для руководства системы внутреннего контроля;

кадровую политику экономического субъекта;

распределение ответственности между сотрудниками;

организацию рабочих процессов;

соблюдение требований, установленных законодательными и нормативными актами и др.

После проведенной аудиторской проверки в ООО «Спецстрой-7» можно сделать следующие выводы: в данной организации хозяйственные операции верно и своевременно отражены на счетах, что обеспечивает наименьшую возможность ошибок и нарушений в учете. Аудитор отметил правильность организации бухгалтерского учета на данном предприятии и компетентность бухгалтерской службы. В целом системе бухгалтерского учета ООО «Спецстрой-7» можно дать высокую оценку.

Так же после проверки аудитор отметил надежность системы внутреннего контроля. Действия организации соответствуют требованиям законодательных и нормативных актов. Это говорит о том, что оценка данной системы высокая.

1.3 Разработка плана и программы аудита расчетов с поставщиками

Эффективность проведения аудита зависит от того, насколько тщательно были разработаны и спланированы процедуры аудиторской проверки. Поэтому начальным этапом аудита является его планирование.

Для начала необходимо выбрать аудиторскую фирму, которая будет заниматься проверкой ведения учета и составления отчетности в ООО «Спецстрой-7», для этого необходимо заключить договор на оказание данного рода услуг (приложение 13). После заключения договора аудиторская фирма должна прислать аудируемой организации документ Письмо аудитора (приложение 14), в котором будут оговорены обязанности сторон, риски связанные с проведением аудита и т.д.

План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля учетов с поставщиками.

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а так же на результатах проведенных аналитических процедур.

Аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана, если сочтет это целесообразным. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.

В ходе планирования аудитор должен составить финансовое предложение аудита и техническое предложение аудита, в которых будут указаны примерная почасовая работы аудиторов и наименование аудиторских процедур, которые необходимо выполнить в ходе проведения аудиторской проверки.

Финансовое предложение аудита БФО ООО «Спецстрой-7» (приложение 15).

Техническое предложение аудита БФО ООО «Спецстрой-7» (приложение 16).

Целью планирования аудита является определение тактики и стратегии аудита, разработка аудиторской программы.

План аудита охватывает четыре основные направления проверки по учету расчетов с поставщиками:

правовую оценку договоров с поставщиками с позиций действующего законодательства;

организацию первичного учета операций по расчетам с поставщиками;

организацию бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками;

организацию налогового учета операций по расчетам с поставщиками [21].

Планирование аудиторской проверки в ООО «Спецстрой-7» должно обеспечить:

получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета организации, отчетности и эффективности внутреннего контроля

определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

Составим План аудита расчетов с поставщиками ООО «Спецстрой -7» (приложение 17).

На базе плана аудита разрабатывается программа аудита расчетов с поставщиками. Программа аудита организации является боле детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемых субъектах в соответствии с договором. Программа аудита составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. Программу аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита [21].

Основные процедуры, которые должны быть включены в программу аудита:

правовую оценку договоров;

проверку достоверности, полноты и точности фактов оприходования ТМЦ, принятия к учёту работ, услуг;

проверку документального оформления;

анализ и обобщения результатов аудита.

Составим Программу аудита операций по учету труда и его оплаты ООО «Спецстрой-7» (приложение 18).

Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.

В процессе подготовки программы аудита необходимо принимать во внимание полученную оценку риска, а также требуемый уровень существенности, который должен быть обеспечен при проверке.

Аудиторский риск (Ра) состоит из трех компонентов: внутрихозяйственного риска (Рв), риска средств контроля (Рк) и риска необнаружения (Рн). Вероятностью аудиторского риска будет вероятность сложного события, заключающегося в одновременном осуществлении трех простых событий: есть существенные искажения в отчетности, система контроля их не заметила, аудиторская организация их также не обнаружила. Совместное появление нескольких случайных событий может быть представлено в виде произведения их вероятностей:

Ра = Рв х Рк х Рн

Риск присутствия ошибки определяют обычно на стадии планирования аудиторских работ исходя из степени доверия к системе учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Для расчета данного показателя аудитору необходимо составить рабочий документ «Оценка ведения бухгалтерского учёта» который представлен в таблице № 2.

Таблица 2 - Оценка ведения бухгалтерского учета

ПоказательОценка (0-10)1. Оценка образования, опыта и квалификации персонала бухгалтерии52. Весь персонал имеет достаточный опыт работы73. Порядок подготовки к сдачи в архив первичных документов, учётных регистров, бухгалтерской отчётности64. Отсутствие текучести персонала бухгалтерии65. Наличие системы обучения, повышения квалификации кадров96. Обеспечен учёт и сохранность бланков строгой отчётности87. Оценка надежности программного обеспечения8ИТОГО49

Вероятность внутрихозяйственного риска рассчитываем по формуле:

Рв = 1 - Ов / Овmax

гдe Рв - вероятность внутрихозяйственного риска;

Ов - фактическое количество баллов по результатам теста учетной системы;

Овmax - максимальное количество баллов теста учетной системы ( 70 баллов).

Рв = 1 - 49 / 70

Вероятность внутрихозяйственного риска составила 0,3.

Для оценки внутреннего контроля аудитор составляет рабочий документ представленный в таблице № 3.

Таблица 3 - Оценка средств внутреннего контроля

ПоказательОценка (0-10)1. Наличие службы внутреннего контроля 42. Приоритетность для руководства системы внутреннего контроля83. Независимость должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля64. Достаточность количества должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля, предварительная оценка их профессионального уровня65. Осуществление постоянного контроля за отражением в учете нетипичных операций96. Наличие документального оформления планирования и выполнения контрольных процедур37. Регулярность и детальность составления отчетов по выявленным нарушениям58. Готовность руководства к исправлению ошибок и нарушений109. Выполнение рекомендаций аудитора10ИТОГО61

Вероятность риска средств контроля определяем по формуле:

Рк = 1 - Ок / Окmax

где Рк - вероятность риска внутреннего контроля;

Ок - фактическое количество баллов по результатам теста системы внутреннего контроля;

Окmax - максимальное количество баллов теста системы внутреннего контроля (90 баллов).

Рк = 1 - 61 / 90

Вероятность риска системы внутреннего контроля составила 0,3.

Вероятность риска необнаружения - это вероятность необнаружения аудитором существенных ошибок после необнаружения их системами внутреннего контроля. Аудитор может определить риск необнаружения с помощью рабочего документа «Оценка риска необнаружения» представленного в таблице № 4.

Таблица 4 - Оценка риска необнаружения

ПоказательОценка (0-10)1. Информированность аудиторской организации об аудируемом лице62. Наличие проверок контролирующих органов за предыдущие периоды33. Опыт и квалификация аудиторов, принимающих участие в проверке74. Планируемый объём проверяемой документации (планируемый объём выборки)85. Применение аналитических процедур в качестве процедур проверки по существу7ИТОГО31

Вероятность риска необнаружения определяем по формуле:

Рн = 1 - Он / Онmax

где Рк - вероятность риска необнаружения;

Ок - фактическое количество баллов по результатам теста;

Окmax - максимальное количество баллов теста (50 баллов).

Рн = 1 - 31 / 50

Вероятность риска необнаружения составила 0,38.

Оценив величины внутрихозяйственного риска, риска средств контроля и риска необнаружения аудитор рассчитывает приемлемый аудиторский риск:

Ра = 0,3 х 0,3 х 0,38 = 0,0342

Мировая практика показывает, что допустимое значение совокупного аудиторского риска не должно превышать 5%. В нашем случае аудиторский риск составил 3,42%, следовательно, мы можем считать разработанные план и программу приемлемыми.

Необходимо установить приемлемый для данной проверки уровень существенности. Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

В соответствии с действующими стандартами Российской Федерации предлагаемая величина допустимой погрешности бухгалтерской отчетности для исчисления уровня существенности составляет: 3% от выручки от реализации; 2% от валюты баланса; 10% от собственного капитала; 2% от общих затрат предприятия.

Рассчитаем уровень существенности на основе данных таблицы №5.

Таблица 5 - Исходные данные для определения уровня существенности

Наименование базового показателяЗначение базового показателя (тыс. руб.)Допустимая доля отклонений от базового показателя, %Значения, применяемые для нахождения уровня существенности (тыс руб)1Выручка от реализации 180517 3 % 5415,512Валюта баланса 140463 2 % 2809,263 Общие затраты организации 179926 3 % 5397,784Собственный капитал818 10 % 81,8

(5415,51+2809,26+5397,78+81,8):4=3426

,8- минимальное значение

,51- максимальное значение

Исчислим различие между минимальным и максимальным значениями для нахождения уровня существенности от среднего значения.

(3426 - 81,8) / 3426 * 100% = 97,61 %

(5415,51 - 3426) / 3426 * 100% = 58,07 %

Отбросим значения, отличающиеся от среднего арифметического существенно. Новое среднее арифметическое будет равно:

(5415,51 + 2809,26 + 5397,78) / 3 = 4541 тыс руб

Можно округлить полученное значение до 5 000 тыс руб. Тогда рассчитаем, является ли округление значения допустимым:

(5000-4541):4541*100=10%

Исходя из того, что в результате округления показатель изменился менее, чем на 20 %, следует принять сумму 5000 тысячи рублей за базовый уровень существенности.

Глава 2. Сбор аудиторских доказательств по аудиту расчетов с поставщиками

.1 Проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками

При проверке расчетов с поставщиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.

Существуют внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита, это обусловлено отсутствием многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии), большой вероятностью несвоевременного поступления подтверждающих документов, сложностью восстановления отсутствующих и исправления, неправильно оформленных документов, а так же тем, что значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована.

Проверка первичного учета позволяет аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств [20,с.222].

Аудиторская проверка организации первичного учета ООО «Спецстрой -7» строится по схеме:

Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы.

Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.

Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур.

Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке.

При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками применяются несколько методов сбора аудиторских доказательств.

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг.

Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов.

Аудитор должен просмотреть приходные документы, к примеру, товарные накладные (приложение 19), выписать наименования поставщиков товарно-материальных ценностей. Затем он должен проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке (приложение 20). Также если на предприятии ведётся журнал учёта полученных счетов-фактур, то аудитору целесообразно его использовать (приложение 21). После чего создается рабочий документ, представленный в таблице 6.

Таблица 6 - Наличие оправдательных документов на приобретение ТМЦ

ДатаПриходный документНаименования поставщикаСчет-фактура №, дата, сумма (руб.)01.03.2011 г.1) Товарная накладная ООО«Сварком»№ 00000215 01.03.11. 1145,01

Так же составляется рабочий документ, подтверждающий полноту оприходования ТМЦ, работ, услуг на предприятии, представленный в таблице 7.

Таблица 7 - Проверка полноты оприходования ТМЦ, работ, услуг от поставщиков на ООО «Спецстрой-7»

Наименование поставщикаДокумент, №, датаМатериальные ценностиЧислится по счёту (руб.)Фактически оприходовано (руб.)Отклонение, руб. (+; -) ООО «Сварком»Товарная накладная № 214 от 01.03 2011 г.Краги сварщика красные156,00156,00-Очки защитные 3НД2-Г2 «Адмирал»134,00134,00-Резак пропановый Р-1П 142755,00755,00-

При проверке достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг в ООО «Спецстрой -7» нарушений не выявлено.

Проверка соблюдения графика документооборота.

Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением его сроков создания и обработки. По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не составлены или составлены только формально, есть риск того, что первичные документы:

могут отсутствовать;

могут быть утеряны;

будут приняты к учету (проверенны и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);

содержат приписки (так как отсутствие контроля способствует подобным ситуациям) [22].

Поэтому аудитор должен обратить особое внимание на документацию, на которую нет графиков документооборота или эти графики реально не используются при проведении процедуры.

Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации.

Цель проведения этой процедуры - установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. Если на предприятии нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, возникает большой риск несанкционированного доступа к первичной учетной документации. Это, в свою очередь, может привести как к утере документов, так и к разного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией: припискам, исправлениям в документах, уничтожению или подлогу документов.

Все организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.

В ООО «Спецстрой -7» при проверке организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации нарушений выявлено не было, правила хранения документации соблюдены правильно.

Проверка наличия и правильности оформления договоров поставки продукции, услуг.

При проведении этой проверки договора проверяются на наличие правильно оформленных реквизитов данного договора:

стороны договора;

описание порядка поставки товара, предоставления услуги;

расчеты за предоставленные товары, услуги;

форс-мажорные обстоятельства;

сроки действия договора и прочее.

В ООО «Спецстрой-7» в ходе проверки нарушений выявлено не было, все договора не противоречат законодательству РФ и не нарушают прав сторон.

Предоставим несколько надлежаще оформленных договоров заключенных с ООО «Спецстрой-7» :

Договор № 152-УС на оказание информационно - консультационных услуг с поставщиком ОАО «ИМЦ» (приложение 22);

Договор № 1688 на проведение работ, оказание услуг по санитарно - эпидемиологической экспертизе с поставщиком ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (приложение 23).

Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками.

2.2 Проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками

Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций по расчетам с поставщиками аудитором применяются процедуры:

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей.

Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетов проводится некачественно или не проводится совсем, аудитор вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию лучше проводить с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной или не подтвержденной суммой возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Важно принимать данный факт во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий[18,с. 348].

В ООО «Спецстрой-7» можно отметить тенденцию увеличения показателей кредиторской и дебиторской задолженности, так ,например, в 2009 году по сравнению с 2008 кредиторская задолженность увеличилась на 29510 тыс. руб., а в 2010 по сравнению с 2009 на 6588 тыс. руб.

Аудитор, просматривает регистры бухгалтерского учета, выписывает наименование поставщиков, дату возникновения задолженности и сальдо задолженности на определенный момент, затем сверяет все эти данные с ответами на запросы. Вся эта информация группируется в таблице 8.

Таблица 8 - Реальность дебиторской, кредиторской задолженности в ООО «Спецстрой-7»

№ п/пНаименование поставщикаДата возникновения задолженностиСальдо задолженности на 1 января 2010 г.Соответствие сальдо выпискам и запросамДебетКредитСуммаПримечание12345671ООО «Автотрейдинг»12.01.10-2133,002133,00-Итого-2133,002133,00

При выявлении реальности дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Спецстрой-7» аудитор выявил с помощью источников информации, что нарушений при получении товара и его оплаты в сроки не обнаружены, искажения данных финансовой отчетности также отсутствуют, отраженная кредиторская задолженность является реальной.

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам.

Целью данной процедуры является проверка отражения на счетах учета операций по получению товарно-материальных ценностей, работ, услуг от сторонних организаций, не подтвержденных в течении определенного срока первичными документами. Отсутствие таких документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо учитывать:

аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам;

материальные ценности, работы, услуги по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренным договором.

Аудитору надлежит убедиться в том, что затребуются документы по неотфактурованным поставкам на предприятии в разумные сроки. Если подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, аудитор должен проверить правильность корректировки сумм по соответствующим им позициям на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание в таких случаях уделяется товарно-материальным ценностям, работам, услугам, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировки относятся на счета внереализационных доходов или расходов [14].

В ходе проверки аудитор выявил, что в ООО «Спецстрой -7» документы по неотфактурованным поставкам поступают в надлежащие сроки и правильно отражены в учете.

Проверка расчетов по претензиям.

все претензии учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;

отправлялся ли запрос поставщику и, что отраженные на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте;

претензия была предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска);

пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

Учет налога на добавленную стоимость.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Предприятие вправе произвести налоговые вычеты если: товар, работа или услуга приняты к учету; товар, работа или услуга фактически оплачен, что подтверждается первичными документами; на приобретенный товар, работу либо услугу имеется выписанный в установленном порядке счет-фактура.

Для осуществления аудиторской проверки НДС, необходимо составить «Программу аудита расчётов по НДС», которая представлена в таблице № 9.

Таблица 9 - Программа аудита расчёта по НДС в ООО «Спецстрой-7»

Аудируемое лицо: ООО «Спецстрой-7»

Аудируемый период: 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.

Состав аудиторской группы: 2 аудитора

Перечень аудиторских процедурИсполнительРабочие документы аудитора1. Установление сроков уплаты налогаАбросимов С.А.Первичная учётная документация, регистры бухгалтерского учёта, книги-покупок, журналы регистрации счетов-фактур, платёжные поручения, расчёты аудитора Отчёт аудитора2. Проверка возможности применения налоговых льготЗахаров Ю.В.3. Проверка правильности формирования налогооблагаемой базыЗахаров Ю.В.4. Проверка правомерности применения налоговых вычетовАбросимов С.А.5. Проверка правильности и своевременности уплаты налогаАбросимов С.А.6. Обобщение и оформление результатовЗахаров Ю.В., Абросимов С.А.

Руководитель аудиторской организации: Абросимов С.А.

Руководитель аудиторской группы: Захаров Ю.В.

При проверке учета НДС по приобретенным ценностям, работам либо услугам аудитор должен учесть:

счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушениями не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению;

составление счетов-фактур и ведение книги покупок обязательно для всех налогоплательщиков как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);

если обязательство по условиям сделки выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счетах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.

Так же аудитор разрабатывает рабочий документ, в котором представлен анализ элементов системы налогообложения и определены факторы, влияющих на налоговые показатели, он представлен в таблице 10.

Таблица 10 - Оценка организации системы исчисления НДС в ООО «Спецстрой-7»

ВопросДаНет1. определён ли порядок исчисления НДС в учётной политике для целей налогообложения+2. организована ли работа по исчислению НДС +3. определён ли порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности+4. ведется ли аналитический учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, имеется ли в организации перечень товаров, облагаемых по пониженным ставкам+5. осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения+6. производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами ,должностными лицами в конце отчетного периода+

Аудиторская проверка показала, что в ООО «Спецстрой-7» соблюдены все правила организации системы исчисления НДС и соответствуют действующему законодательству РФ.

2.3 Проверка синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками

Проверка состояния данных аналитического учета расчетов с поставщиками и синтетического учета должна осуществляться в соответствии с разработанными планом и программой аудиторский проверки данного участка учета.

При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных - все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками должны давать полное представление о расчетах:

с поставщиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

с поставщиками по неоплаченным в срок расчетным документам;

по авансам выданным.

с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и другие [17].

Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей и услуг в ООО «Спецстрой-7» организуется на счете 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками". Счет по отношению к балансу пассивный. По кредиту счета отражается задолженность с поставщиками, по дебету уменьшение этой задолженности. Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счету 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятся как товары в пути.

Счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги.

Счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги;

материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;

материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков не поступили;

излишки материальных ценностей, выявленные при их приемке;

полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа, а также за все виды услуги связи.

Счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" имеет семь субсчетов:

субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по платежным требованиям".

субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам".

субсчет "Расчеты с подрядчиками по капитальным вложениям и ремонту".

субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам".

субсчет "Расчеты со сдатчиками сельскохозяйственных продуктов и сырья".

субсчет "Расчеты с поставщиками по прочим расчетам".

субсчет "Векселя выданные".

Субсчет 2 применяется при расчетах с поставщиками по постоянным и равномерным поставкам товаров и оказании услуг. Договором между покупателем и поставщиком устанавливается постоянная плановая стоимость продукции, оплата оформляется платежным требованием, платежными поручениями.

На сумму планового платежа согласно расчетным документам производится запись:

Дт 60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам"

Кт 51 «Расчетный счет»

На стоимость поступивших материальных ценностей:

Дт 41 "Товары"

Кт 60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам".

На 6 субсчете учитываются расчеты с поставщиками за товары и услуги, неотраженные на остальных субъектах в ООО «Спецстрой-7» это расчеты по предварительной оплате за материальные ценности. Операции по предварительной оплате счетов поставщиков на данном субсчете отражаются следующим образом:

Оплата счетов поставщиков на основании платежных поручений:

Дт 60.6 "Расчеты с поставщиками по прочим расчетам"

Кт 51 "Расчетный счет на стоимость материальных ценностей, включая налог на добавочную стоимость.

Оприходование материальных ценностей от поставщика:

Дт 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы",12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 41 "Товары"

Кт 60.1 "Расчеты с поставщиками по платежным требованиям".

При аудите данных синтетического и аналитического учёта аудитор проверяет правильность составленных корреспонденций счетов, регистры бухгалтерского учёта, первичную документацию, на основании которой сделаны проводки на соответствие плану счетов бухгалтерского учёта и инструкции по его применению в РФ.

При проверке правильности отражения операций в регистрах бухгалтерского учета по оприходыванию ТМЦ, работ, услуг были проверены: оборотно-сальдовая ведомость (приложение 24), анализ счёта (приложение 25), карточки счета (приложение 26), журнал-ордер по счету 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и оборотно-сальдовая ведомость по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» (приложение 27).

В них проверялась полнота и своевременность отражения в учете приобретения ТМЦ, работ, услуг.

Для учета расчетов с поставщиками применяют журнал-ордер №6 и приложение к нему "Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками" формы №6.

Записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.

Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", то есть записей об оплате поставщикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств).

В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.

Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.

Проведем оценку корреспонденции по сч 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» в таблице 11

Хозяйственная операция По данным организации По данным аудитораОтметка аудитора Дт Кт Сумма Дт Кт СуммаПеречислены денежные средства за доставку груза60.0151300,0060.0151300,00Типовая операцияПоступили материалы от поставщика10.0560.01254,2410.0560.01254,24Типовая операцияОтражена сумма НДС по поступившим материалам19.0460.0145,7619.0460.0145,76Типовая операцияПогашена кредиторская задолженность перед поставщиком60.0171.01469,5060.0171.01469,50Типовая операция

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивает лицо, составившие и подписавшие их.

Хозяйственные операции в ООО «Спецстрой-7» отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

.4 Проверка правильности составления отчетности

Проверка правильности отражения в отчётности итоговых данных по расчётам с поставщиками является важной процедурой аудита данного раздела, при которой аудитором проверяются данные регистров синтетического учёта и отражение их остатков и оборотов в бухгалтерской финансовой отчётности на соответствие Приказу Минфина РФ от 28.06.00 N 60н "О методических рекомендациях порядка формирования бухгалтерской отчётности организаций".

Формы бухгалтерской (финансовой) отчётности взаимодействуют между собой. В каждой из них показывается и раскрывается по своему классификационному признаку отчётная информация о каждом объекте бухгалтерского учёта. Бухгалтерской отчётности свойственна взаимосвязь показателей, поскольку она составляется в единой системе с использованием счетов бухгалтерского учёта.

В бухгалтерском балансе ООО «Спецстрой-7» показывается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».

Во втором разделе, состоящем из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показываются по каждой статье раздельно. По строке 621 баланса ООО «Спецстрой-7» отражается сальдо кредитовое по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Аудитором была проведена проверка соответствия данных бухгалтерского учета и отчетности. В ходе проверки была проведена сверка тождественности показателей синтетического учёта и бухгалтерского баланса.

При проверке данных синтетического учёта и бухгалтерского баланса не обнаружено нарушений, следовательно данные бухгалтерского баланса отчётного 2010 года достоверны.

Нарушений при составлении отчётности ООО «Спецстрой-7» аудитором не выявлено, следовательно, бухгалтерская финансовая отчетности достоверна.

Глава 3. Обобщение данных аудита расчетов с поставщиками

.1 Оценка непрерывности деятельности ООО «Спецстрой-7»

поставщик расчет учет аудит

Поскольку допущение о непрерывности деятельности является одним из основных принципов подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, обязанность руководства аудируемого лица заключается в том, чтобы оценить способность аудируемого лица продолжать свою непрерывную деятельность, даже если применимый в данных условиях порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности не предусматривает выраженного в явной форме требования об этом.

Оценку непрерывности деятельности ООО «Спецстрой-7» можно определить путем расчета основных показателей, характеризующие финансовое состояние предприятия.

Важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, является платежеспособность предприятия. Оценка платежеспособности производится через коэффициенты ликвидности, которые позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои краткосрочные активы.

Баланс считается абсолютно ликвидным, при следующих условиях:

А1 ≥ П1,

А2 ≥ П2,

А3 ≥ П3,

А4 ≤ П4.

По степени ликвидности бухгалтерский баланс делится на 4 группы:

группа актива. Абсолютно ликвидные активы.

А1=Денежные средства + краткосрочные обязательства.

А1 = 842 + 121987 =122829 тыс. руб.

группа актива. Быстро реализуемые активы.

А2= дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев

А2 = 39770 тыс.руб.

группа актива. Медленно реализуемые активы.

А3= запасы + НДС + дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются после 12 мес. после отчетной даты + прочие оборотные активы.

А3 = 64203 тыс.руб.

группа актива. Трудно реализуемые активы.

А4 = внеоборотные активы.

А4 = 35648 тыс.руб.

группа пассива. Наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течении текущего времени.

П1 = кредиторская задолженность, наиболее срочные обязательства.

П1 = 121987 тыс. руб.

группа пассива. Среднесрочные обязательства, со сроком погашения до 1 года.

П2 = краткосрочные заемные средства, а также задолженность участникам по выплате доходов.

П2 = 121987 тыс.руб.

группа пассива. Долгосрочные обязательства.

П3 = Долгосрочные кредиты банка и займы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

П3 = 17658.

группа пассива. Собственный капитал, находящийся постоянно в распоряжении организации.

П4 = 818 тыс.руб.

Теперь проверим условия абсолютной ликвидности:

≥121987

≤121987

≥17658

≥818

Результаты неравенства соответствуют условиям абсолютной ликвидности, что говорит о том, что баланс данного предприятия является абсолютно ликвидным.

Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности показывающий, сколько рублей текущих активов приходится на 1 рубль текущих обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности = (оборотные активы - расходы будущих периодов) / краткосрочные обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности =(104815-250)/121987=0,9

Коэффициент текущей ликвидности: нормативное значение более 2. В данном случае показатель отличается от оптимального значения. Это может оказать существенное влияния на ликвидность предприятия.

Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности: нормативное значение от 0,7 до 1. Коэффициент срочной ликвидности показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса.

Коэффициент срочной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные фин. вложения + дебиторская задолженность) / краткосрочные обязательства

Коэффициент срочной ликвидности =(842 + 39770/121987) = 0,3

В данном случае он ниже оптимального критерия. Это означает, что сумма средств кредиторской задолженности превышает сумму обязательств дебиторов организации.

Коэффициент абсолютной ликвидности: нормативного значения нет - чем выше показатель, тем лучше. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

Коэффициент абсолютной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / краткосрочные обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности = 842/121987 = 0,07

Значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в допустимом значении.

Финансовое состояние организации определяется также показателями платежеспособности.

Платежеспособность - возможность организации погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.

Финансовая устойчивость - способность организации развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внешней и внутренней среде.

Важнейшим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, является показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в итоге всех средств авансированных предприятию. По нему судят насколько предприятие независимо от заемного капитала [16].

Коэффициент автономии = собственный капитал / валюта баланса

Коэффициент автономии = 818/140463 = 0.05

Коэффициент концентрации заемного капитала.

Коэффициент концентрации заемного капитала = Заемный капитал / Валюта баланса

Коэффициент концентрации заемного капитала =139645/140463= 0.95

Это говорит о том, что 95% активов организации формируется за счет заемного капитала.

Сравнивая эти два коэффициента, можно сделать вывод, что коэффициент концентрации заемного капитала превосходит коэффициент концентрации собственного капитала, что не очень благотворно влияет на финансовую независимость, но это позволяет, в свою очередь, увеличить оборотный капитал организации и тем самым больше реализовывать продукции покупателям.

Коэффициент финансового левериджа: показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств.

Коэффициент финансового левериджа = заемный капитал / собственный капитал

Коэффициент финансового левериджа = 139645/818= 170.7

Чем выше данный коэффициент, тем выше риск вложения в данную организацию. Риск вложения в данную организацию достаточно велик.

Коэффициент финансовой зависимости: характеризует какая сумма активов приходится на 1 рубль собственного капитала.

Коэффициент финансовой зависимости = валюта баланса / собственный капитал

Коэффициент финансовой зависимости = 140463 / 818 = 171.7

Он характеризует то, что на 1 рубль собственного капитала приходится 170.7 рубля заёмного.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Рассчитаем коэффициент общей оборачиваемости капитала, который отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Рост этого коэффициента означает ускорение кругооборота средств предприятия.

Коб= выручка/средняя величина стоимости совокупных активов

Коб 2009= 201285/108191=1,9

Коб 2010=180517/140463=1,3

В данном случае наблюдается снижение коэффициента общей оборачиваемости капитала, что говорит о замедлении кругооборота средств организации.

Рассчитаем показатель рентабельность продаж, который показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост этого показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижение затрат на производство при постоянных ценах.

Р= чистая прибыль/выручку х 100%

Р 2009= 1190/201285 х 100%= 0,59%

Р 2010= 639/180517 х 100%=0,35%

В данном случае наблюдается снижение показателя рентабельности, что говорит о росте затрат на производство продукции и падении объемов реализации.

Проанализировав финансовую устойчивость ООО «Спецстрой-7», можно сделать вывод, что организация является абсолютно финансово устойчивой и платёжеспособной.

3.2 Мероприятия по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с поставщиками

Сделать учет расчетов с поставщиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов, сократить объем работ бухгалтерских работников в ООО «Спецстрой -7» можно путем правильной и эффективной организации учета расчетов с поставщиками.

К сожалению, на практике не редко возникают ситуации, когда одна из сторон плохо выполняет или вовсе не выполняет своих обязательств по договору. Случается что предприятие заключив договор на приобретение необходимой готовой продукции и оплаты ее стоимости и доставку, не может ни получить ее, ни разыскать закрывшуюся фирму поставщика. Или же напротив, поставщик, отправивший в соответствии с договором партию готовой продукции покупателю, в течении не может вытребовать причитающиеся ему деньги.

Все это заставляет искать такие формы расчетов и договором, которые позволяли бы избежать подобных ситуации. Одной из таких форм является аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в равные условия.

Суть аккредитива - в особом договорном порядке расчетов между поставщиком и покупателем.

Поставщик получит деньги лишь, после того как выполнены заранее оговоренные условия и наступит событие, которое и будет служить сигналом к зачислению денег на его счет. Эти условия и «сигнальное» событие стороны определяют заранее по взаимному согласию и точно фиксируют их в договоре поставки.

Покупатель формирует эти условию и «сигнальное» событие в заявлении на открытие аккредитива в своем банке. В соответствии с заявлением и договором банка покупателя перечисляет денежные средства в банк, обсуживающий поставщика. Но непосредственно на счет поставщика эти средства не зачисляются. Он получит их лишь после того, как представит в свой банк документы, доказывающие, что условия аккредитива выполненные «сигнальное» событие наступило.

Что является такими документами, стороны за ранее определяют в договоре поставки. Это могут быть как, например, железнодорожная накладная, подтверждающая факт отгрузки готовой продукции, так и акт заключения (независимого эксперта) о соответствии фактического качества отправленной готовой продукции договорному.

Расчеты по аккредитиву регулируются №3 главы 46 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, могут применяться Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Но надо помнить, что эти правила на территории РФ рассматриваются всего лишь как обычаи делового оборота и применяются в части, не противоречащей ТК РФ.

Существуют несколько видов аккредитивов. Покрытый и не покрытый аккредитивы затрагивают интересы только покупателя и не как не касаются поставщика. [13, с. 92]

Аккредитив считается покрытым, когда денежные средства списываются с расчетного счета покупателя (или представляются ему в кредит) и депонируются банком для последующих платежей поставщику. В результате оборотные средства покупателя отвлекаются на довольно длительный срок. По этому более выгодно использовать для расчетов не покрытый (гарантированный) аккредитив. В этом случае банк поставщика спишет денежные средства прямо с открытого у него счета банка покупателя. Средства же самого покупателя будут оставаться в обороте до момента расчета с поставщиком. Но прибегать к расчетом в форме не покрытого аккредитива можно лишь в том случае, когда банк покупателя и банк поставщика имеют корреспондентские отношения друг с другом. Кроме того, покупатель должен числиться на хорошем счету у банка - в качестве добросовестного и честного клиента.

У непокрытого (гарантированного) аккредитива есть и недостаток - плата банку за непокрытый аккредитив значительно превышает плату за покрытый.

Аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски, как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов, если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.

3.3 Аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки

Согласно закону "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторское заключение - это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Аудиторское заключение составляется Исполнителем в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным Законом № 119-ФЗ, правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ, внутрифирменным аудиторским стандартом. Аудиторы должны провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективное аудиторское заключение, которое представляет собой итог работы аудитора, выраженный в сжатой форме.

В аудиторской практике применяются следующие виды аудиторского заключения:

аудиторское заключение с выражением безоговорочного положительного мнения;

модифицированное аудиторское заключение:

аудиторское заключение с выражением мнения, не являющегося безоговорочно положительным;

аудиторское заключение с отрицательным мнением;

аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы обеспечить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычайные обстоятельства в случае их появления.

Аудиторское заключение может быть условно разделено на три части:

вводная

аналитическая

итоговая

В ходе аудита операций по учету расчетов с поставщиками в ООО «Спецстрой-7» аудиторами был создан соответствующий документ «Аудиторское заключение по учету расчетов с поставщиками » (приложение 28).

Аудиторское заключение по проверке финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спецстрой-7» носит, безусловно, положительный характер. Так как в ходе аудиторской проверки операций и документации по учету расчетов с поставщиками не было выявлено никаких нарушений. Аудит проводился в соответствии с ФЗ Об аудиторской деятельности № 307 от 30.12.2008г., а так же с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности. По мнению аудиторов, отчетность ООО «Спецстрой-7» достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение правильности расчётов с поставщиками ООО «Спецстрой-7»по состоянию за 2010 год.

Заключение

Важность в проведении аудиторской проверки по расчетам с поставщиками заключается в определении наличия фактов несоблюдения законодательства с целью исправления имеющихся ошибок и недочетов и дальнейшем их не повторении.

Выполненная курсовая работа содержит информацию об аудиторской проверке операций по учету расчетов с поставщиками. Данная работа написана по материалам ООО «Спецстрой-7».

В курсовой работе была рассмотрена и решена поставленная цель - формирование теоретических знаний и практических навыков:

по аудиторской деятельности по расчетам с поставщиками, методах и способах проведения аудита, правилах оформления результатов аудита;

по выявлению соответствия и достоверности учетной и отчетной информации действующему законодательству, нормативным актам и положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности.

В процессе написания были решены следующие задачи:

проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками;

проверка организации бухгалтерского и налогового учета;

проверка синтетического и аналитического учета;

Практика экономической деятельности предприятий показывает, что и в дальнейшем вопросы взаиморасчетов и других видов расчетных операций между субъектами экономики будут в центре внимания контролирующих органов, поэтому аудиторам следует минимизировать риски своих проверок разработкой и применением новых методик проверок и скрупулезным отношением к объектам проверок.

Таким образом, по окончании аудиторской проверки расчетов с поставщикамив ООО «Спецстрой-7» была достигнута цель аудита - установление соответствия применяемой методике бухгалтерского учета расчетов с поставщиками действующим законодательным и нормативным актам внутренним распорядительным документам ООО «Спецстрой-7».

На основе полученных аудитором доказательств было составлено аудиторское заключение по расчетам с поставщиками.

Список литературы

.Налоговый кодекс Российской Федерации/Официальный текст, ч. 1, 2 - Н23 Москва: Проспект, КноРус, 2010. - 704 с.

3.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 (с изм., внесенными Федеральным законом <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=107826;dst=100018> от 13.12.2010 N 358-ФЗ).

.Федеральный закон «О бухгалтерском учете», от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.09.2010года).

.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 23. 09. 2002 года № 696 (в ред. постановления Правительства РФ от 04.07.2003 года № 405, от № 523, от 19.11.2008 № 863) Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2010.-256 с.

.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утв. приказом Минфина РФ от 24.07.98 г. № 34н (с изменениями на 25 октября 2010 год <http://www.glavbukh.ru/polozenije/>а).

.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств, достоверности показателей МПЗ в бухгалтерской отчетности, утверждены приказом Минфина РФ от 23.04.2004 года.

.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49.

.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08), утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. (с последними изменениями и дополнениями).

.Абрамова Н.В. Расчеты по взаимным требованиям. // «Главбух», № 15, 2006. - 109 с.

.Андреев В.А. "Внутренний аудит": Уч. М. "Финансы и статистика", 2003 г.

.Березкин И.В. Сверка взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками.// Консультант бухгалтера. № 11, 2003. - 141 с.

.Бровкина Н.Д., Кулинина Г.В., Макальская М.Л. Практический аудит/Учебник для ВУЗов - М.: Инфра-М, 2006.-205 с.

.Бычкова С.М., Карзаева Н.Н. Аудит ситуации, примеры, тесты. М.: Юнити, 2000 г.

.Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. - СПб.: «Издательский дом Герда»,2001.- 288 с.

.Кондраков Н.П. План счетов и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. - М.: Проспект, 2005 - 304 с.

.Карлик А.Е., Шухгалтер М.Л. Экономика предприятия.- М.:ИНФРА- М, 2002. -432 с.

.Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. - 384 с.

.Литвин Д.В., Богданова Е.П. Аудит/Учебное пособие - М.: Маркет ДС, 2009.-256 с.

.Рогуленко Т.М. Аудит/Учебник для ВУЗов - М.: Экономистъ, 2006.-383 с.

.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 448 с.

Похожие работы на - Аудит расчетов с поставщиками (по материалам ООО 'Спецстрой-7')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!