Так же составляется рабочий документ, подтверждающий полноту оприходования ТМЦ, работ, услуг на предприятии, представленный в таблице 7.
Таблица 7 - Проверка полноты оприходования ТМЦ, работ, услуг от поставщиков на ООО «Спецстрой-7»
Наименование поставщикаДокумент, №, датаМатериальные ценностиЧислится по счёту (руб.)Фактически оприходовано (руб.)Отклонение, руб. (+; -) ООО «Сварком»Товарная накладная № 214 от 01.03 2011 г.Краги сварщика красные156,00156,00-Очки защитные 3НД2-Г2 «Адмирал»134,00134,00-Резак пропановый Р-1П 142755,00755,00-
При проверке достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг в ООО «Спецстрой -7» нарушений не выявлено.
Проверка соблюдения графика документооборота.
Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением его сроков создания и обработки. По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не составлены или составлены только формально, есть риск того, что первичные документы:
могут отсутствовать;
могут быть утеряны;
будут приняты к учету (проверенны и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);
содержат приписки (так как отсутствие контроля способствует подобным ситуациям) [22].
Поэтому аудитор должен обратить особое внимание на документацию, на которую нет графиков документооборота или эти графики реально не используются при проведении процедуры.
Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации.
Цель проведения этой процедуры - установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. Если на предприятии нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, возникает большой риск несанкционированного доступа к первичной учетной документации. Это, в свою очередь, может привести как к утере документов, так и к разного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией: припискам, исправлениям в документах, уничтожению или подлогу документов.
Все организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.
В ООО «Спецстрой -7» при проверке организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации нарушений выявлено не было, правила хранения документации соблюдены правильно.
Проверка наличия и правильности оформления договоров поставки продукции, услуг.
При проведении этой проверки договора проверяются на наличие правильно оформленных реквизитов данного договора:
стороны договора;
описание порядка поставки товара, предоставления услуги;
расчеты за предоставленные товары, услуги;
форс-мажорные обстоятельства;
сроки действия договора и прочее.
В ООО «Спецстрой-7» в ходе проверки нарушений выявлено не было, все договора не противоречат законодательству РФ и не нарушают прав сторон.
Предоставим несколько надлежаще оформленных договоров заключенных с ООО «Спецстрой-7» :
Договор № 152-УС на оказание информационно - консультационных услуг с поставщиком ОАО «ИМЦ» (приложение 22);
Договор № 1688 на проведение работ, оказание услуг по санитарно - эпидемиологической экспертизе с поставщиком ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (приложение 23).
Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками.
2.2 Проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками
Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций по расчетам с поставщиками аудитором применяются процедуры:
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей.
Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетов проводится некачественно или не проводится совсем, аудитор вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию лучше проводить с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной или не подтвержденной суммой возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Важно принимать данный факт во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий[18,с. 348].
В ООО «Спецстрой-7» можно отметить тенденцию увеличения показателей кредиторской и дебиторской задолженности, так ,например, в 2009 году по сравнению с 2008 кредиторская задолженность увеличилась на 29510 тыс. руб., а в 2010 по сравнению с 2009 на 6588 тыс. руб.
Аудитор, просматривает регистры бухгалтерского учета, выписывает наименование поставщиков, дату возникновения задолженности и сальдо задолженности на определенный момент, затем сверяет все эти данные с ответами на запросы. Вся эта информация группируется в таблице 8.
Таблица 8 - Реальность дебиторской, кредиторской задолженности в ООО «Спецстрой-7»
№ п/пНаименование поставщикаДата возникновения задолженностиСальдо задолженности на 1 января 2010 г.Соответствие сальдо выпискам и запросамДебетКредитСуммаПримечание12345671ООО «Автотрейдинг»12.01.10-2133,002133,00-Итого-2133,002133,00
При выявлении реальности дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Спецстрой-7» аудитор выявил с помощью источников информации, что нарушений при получении товара и его оплаты в сроки не обнаружены, искажения данных финансовой отчетности также отсутствуют, отраженная кредиторская задолженность является реальной.
Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам.
Целью данной процедуры является проверка отражения на счетах учета операций по получению товарно-материальных ценностей, работ, услуг от сторонних организаций, не подтвержденных в течении определенного срока первичными документами. Отсутствие таких документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо учитывать:
аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам;
материальные ценности, работы, услуги по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренным договором.
Аудитору надлежит убедиться в том, что затребуются документы по неотфактурованным поставкам на предприятии в разумные сроки. Если подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, аудитор должен проверить правильность корректировки сумм по соответствующим им позициям на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание в таких случаях уделяется товарно-материальным ценностям, работам, услугам, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировки относятся на счета внереализационных доходов или расходов [14].
В ходе проверки аудитор выявил, что в ООО «Спецстрой -7» документы по неотфактурованным поставкам поступают в надлежащие сроки и правильно отражены в учете.
Проверка расчетов по претензиям.
все претензии учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;
отправлялся ли запрос поставщику и, что отраженные на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте;
претензия была предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска);
пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.
Учет налога на добавленную стоимость.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Предприятие вправе произвести налоговые вычеты если: товар, работа или услуга приняты к учету; товар, работа или услуга фактически оплачен, что подтверждается первичными документами; на приобретенный товар, работу либо услугу имеется выписанный в установленном порядке счет-фактура.
Для осуществления аудиторской проверки НДС, необходимо составить «Программу аудита расчётов по НДС», которая представлена в таблице № 9.
Таблица 9 - Программа аудита расчёта по НДС в ООО «Спецстрой-7»
Аудируемое лицо: ООО «Спецстрой-7»
Аудируемый период: 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.
Состав аудиторской группы: 2 аудитора
Перечень аудиторских процедурИсполнительРабочие документы аудитора1. Установление сроков уплаты налогаАбросимов С.А.Первичная учётная документация, регистры бухгалтерского учёта, книги-покупок, журналы регистрации счетов-фактур, платёжные поручения, расчёты аудитора Отчёт аудитора2. Проверка возможности применения налоговых льготЗахаров Ю.В.3. Проверка правильности формирования налогооблагаемой базыЗахаров Ю.В.4. Проверка правомерности применения налоговых вычетовАбросимов С.А.5. Проверка правильности и своевременности уплаты налогаАбросимов С.А.6. Обобщение и оформление результатовЗахаров Ю.В., Абросимов С.А.
Руководитель аудиторской организации: Абросимов С.А.
Руководитель аудиторской группы: Захаров Ю.В.
При проверке учета НДС по приобретенным ценностям, работам либо услугам аудитор должен учесть:
счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушениями не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению;
составление счетов-фактур и ведение книги покупок обязательно для всех налогоплательщиков как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);
если обязательство по условиям сделки выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счетах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.
Так же аудитор разрабатывает рабочий документ, в котором представлен анализ элементов системы налогообложения и определены факторы, влияющих на налоговые показатели, он представлен в таблице 10.
Таблица 10 - Оценка организации системы исчисления НДС в ООО «Спецстрой-7»
ВопросДаНет1. определён ли порядок исчисления НДС в учётной политике для целей налогообложения+2. организована ли работа по исчислению НДС +3. определён ли порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности+4. ведется ли аналитический учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, имеется ли в организации перечень товаров, облагаемых по пониженным ставкам+5. осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения+6. производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами ,должностными лицами в конце отчетного периода+
Аудиторская проверка показала, что в ООО «Спецстрой-7» соблюдены все правила организации системы исчисления НДС и соответствуют действующему законодательству РФ.
2.3 Проверка синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками
Проверка состояния данных аналитического учета расчетов с поставщиками и синтетического учета должна осуществляться в соответствии с разработанными планом и программой аудиторский проверки данного участка учета.
При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных - все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.
Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками должны давать полное представление о расчетах:
с поставщиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
с поставщиками по неоплаченным в срок расчетным документам;
по авансам выданным.
с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и другие [17].
Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей и услуг в ООО «Спецстрой-7» организуется на счете 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками". Счет по отношению к балансу пассивный. По кредиту счета отражается задолженность с поставщиками, по дебету уменьшение этой задолженности. Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счету 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятся как товары в пути.
Счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги.
Счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги;
материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;
материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков не поступили;
излишки материальных ценностей, выявленные при их приемке;
полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа, а также за все виды услуги связи.
Счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" имеет семь субсчетов:
субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по платежным требованиям".
субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам".
субсчет "Расчеты с подрядчиками по капитальным вложениям и ремонту".
субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам".
субсчет "Расчеты со сдатчиками сельскохозяйственных продуктов и сырья".
субсчет "Расчеты с поставщиками по прочим расчетам".
субсчет "Векселя выданные".
Субсчет 2 применяется при расчетах с поставщиками по постоянным и равномерным поставкам товаров и оказании услуг. Договором между покупателем и поставщиком устанавливается постоянная плановая стоимость продукции, оплата оформляется платежным требованием, платежными поручениями.
На сумму планового платежа согласно расчетным документам производится запись:
Дт 60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам"
Кт 51 «Расчетный счет»
На стоимость поступивших материальных ценностей:
Дт 41 "Товары"
Кт 60.2 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам".
На 6 субсчете учитываются расчеты с поставщиками за товары и услуги, неотраженные на остальных субъектах в ООО «Спецстрой-7» это расчеты по предварительной оплате за материальные ценности. Операции по предварительной оплате счетов поставщиков на данном субсчете отражаются следующим образом:
Оплата счетов поставщиков на основании платежных поручений:
Дт 60.6 "Расчеты с поставщиками по прочим расчетам"
Кт 51 "Расчетный счет на стоимость материальных ценностей, включая налог на добавочную стоимость.
Оприходование материальных ценностей от поставщика:
Дт 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы",12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 41 "Товары"
Кт 60.1 "Расчеты с поставщиками по платежным требованиям".
При аудите данных синтетического и аналитического учёта аудитор проверяет правильность составленных корреспонденций счетов, регистры бухгалтерского учёта, первичную документацию, на основании которой сделаны проводки на соответствие плану счетов бухгалтерского учёта и инструкции по его применению в РФ.
При проверке правильности отражения операций в регистрах бухгалтерского учета по оприходыванию ТМЦ, работ, услуг были проверены: оборотно-сальдовая ведомость (приложение 24), анализ счёта (приложение 25), карточки счета (приложение 26), журнал-ордер по счету 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и оборотно-сальдовая ведомость по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» (приложение 27).
В них проверялась полнота и своевременность отражения в учете приобретения ТМЦ, работ, услуг.
Для учета расчетов с поставщиками применяют журнал-ордер №6 и приложение к нему "Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками" формы №6.
Записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.
Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", то есть записей об оплате поставщикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств).
В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.
Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.
Проведем оценку корреспонденции по сч 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» в таблице 11
Хозяйственная операция По данным организации По данным аудитораОтметка аудитора Дт Кт Сумма Дт Кт СуммаПеречислены денежные средства за доставку груза60.0151300,0060.0151300,00Типовая операцияПоступили материалы от поставщика10.0560.01254,2410.0560.01254,24Типовая операцияОтражена сумма НДС по поступившим материалам19.0460.0145,7619.0460.0145,76Типовая операцияПогашена кредиторская задолженность перед поставщиком60.0171.01469,5060.0171.01469,50Типовая операция
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивает лицо, составившие и подписавшие их.
Хозяйственные операции в ООО «Спецстрой-7» отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
.4 Проверка правильности составления отчетности
Проверка правильности отражения в отчётности итоговых данных по расчётам с поставщиками является важной процедурой аудита данного раздела, при которой аудитором проверяются данные регистров синтетического учёта и отражение их остатков и оборотов в бухгалтерской финансовой отчётности на соответствие Приказу Минфина РФ от 28.06.00 N 60н "О методических рекомендациях порядка формирования бухгалтерской отчётности организаций".
Формы бухгалтерской (финансовой) отчётности взаимодействуют между собой. В каждой из них показывается и раскрывается по своему классификационному признаку отчётная информация о каждом объекте бухгалтерского учёта. Бухгалтерской отчётности свойственна взаимосвязь показателей, поскольку она составляется в единой системе с использованием счетов бухгалтерского учёта.
В бухгалтерском балансе ООО «Спецстрой-7» показывается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».
Во втором разделе, состоящем из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показываются по каждой статье раздельно. По строке 621 баланса ООО «Спецстрой-7» отражается сальдо кредитовое по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Аудитором была проведена проверка соответствия данных бухгалтерского учета и отчетности. В ходе проверки была проведена сверка тождественности показателей синтетического учёта и бухгалтерского баланса.
При проверке данных синтетического учёта и бухгалтерского баланса не обнаружено нарушений, следовательно данные бухгалтерского баланса отчётного 2010 года достоверны.
Нарушений при составлении отчётности ООО «Спецстрой-7» аудитором не выявлено, следовательно, бухгалтерская финансовая отчетности достоверна.
Глава 3. Обобщение данных аудита расчетов с поставщиками
.1 Оценка непрерывности деятельности ООО «Спецстрой-7»
поставщик расчет учет аудит
Поскольку допущение о непрерывности деятельности является одним из основных принципов подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, обязанность руководства аудируемого лица заключается в том, чтобы оценить способность аудируемого лица продолжать свою непрерывную деятельность, даже если применимый в данных условиях порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности не предусматривает выраженного в явной форме требования об этом.
Оценку непрерывности деятельности ООО «Спецстрой-7» можно определить путем расчета основных показателей, характеризующие финансовое состояние предприятия.
Важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, является платежеспособность предприятия. Оценка платежеспособности производится через коэффициенты ликвидности, которые позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои краткосрочные активы.
Баланс считается абсолютно ликвидным, при следующих условиях:
А1 ≥ П1,
А2 ≥ П2,
А3 ≥ П3,
А4 ≤ П4.
По степени ликвидности бухгалтерский баланс делится на 4 группы:
группа актива. Абсолютно ликвидные активы.
А1=Денежные средства + краткосрочные обязательства.
А1 = 842 + 121987 =122829 тыс. руб.
группа актива. Быстро реализуемые активы.
А2= дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев
А2 = 39770 тыс.руб.
группа актива. Медленно реализуемые активы.
А3= запасы + НДС + дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются после 12 мес. после отчетной даты + прочие оборотные активы.
А3 = 64203 тыс.руб.
группа актива. Трудно реализуемые активы.
А4 = внеоборотные активы.
А4 = 35648 тыс.руб.
группа пассива. Наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течении текущего времени.
П1 = кредиторская задолженность, наиболее срочные обязательства.
П1 = 121987 тыс. руб.
группа пассива. Среднесрочные обязательства, со сроком погашения до 1 года.
П2 = краткосрочные заемные средства, а также задолженность участникам по выплате доходов.
П2 = 121987 тыс.руб.
группа пассива. Долгосрочные обязательства.
П3 = Долгосрочные кредиты банка и займы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
П3 = 17658.
группа пассива. Собственный капитал, находящийся постоянно в распоряжении организации.
П4 = 818 тыс.руб.
Теперь проверим условия абсолютной ликвидности:
≥121987
≤121987
≥17658
≥818
Результаты неравенства соответствуют условиям абсолютной ликвидности, что говорит о том, что баланс данного предприятия является абсолютно ликвидным.
Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности показывающий, сколько рублей текущих активов приходится на 1 рубль текущих обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности = (оборотные активы - расходы будущих периодов) / краткосрочные обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности =(104815-250)/121987=0,9
Коэффициент текущей ликвидности: нормативное значение более 2. В данном случае показатель отличается от оптимального значения. Это может оказать существенное влияния на ликвидность предприятия.
Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности: нормативное значение от 0,7 до 1. Коэффициент срочной ликвидности показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса.
Коэффициент срочной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные фин. вложения + дебиторская задолженность) / краткосрочные обязательства
Коэффициент срочной ликвидности =(842 + 39770/121987) = 0,3
В данном случае он ниже оптимального критерия. Это означает, что сумма средств кредиторской задолженности превышает сумму обязательств дебиторов организации.
Коэффициент абсолютной ликвидности: нормативного значения нет - чем выше показатель, тем лучше. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.
Коэффициент абсолютной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / краткосрочные обязательства.
Коэффициент абсолютной ликвидности = 842/121987 = 0,07
Значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в допустимом значении.
Финансовое состояние организации определяется также показателями платежеспособности.
Платежеспособность - возможность организации погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.
Финансовая устойчивость - способность организации развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внешней и внутренней среде.
Важнейшим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, является показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в итоге всех средств авансированных предприятию. По нему судят насколько предприятие независимо от заемного капитала [16].
Коэффициент автономии = собственный капитал / валюта баланса
Коэффициент автономии = 818/140463 = 0.05
Коэффициент концентрации заемного капитала.
Коэффициент концентрации заемного капитала = Заемный капитал / Валюта баланса
Коэффициент концентрации заемного капитала =139645/140463= 0.95
Это говорит о том, что 95% активов организации формируется за счет заемного капитала.
Сравнивая эти два коэффициента, можно сделать вывод, что коэффициент концентрации заемного капитала превосходит коэффициент концентрации собственного капитала, что не очень благотворно влияет на финансовую независимость, но это позволяет, в свою очередь, увеличить оборотный капитал организации и тем самым больше реализовывать продукции покупателям.
Коэффициент финансового левериджа: показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств.
Коэффициент финансового левериджа = заемный капитал / собственный капитал
Коэффициент финансового левериджа = 139645/818= 170.7
Чем выше данный коэффициент, тем выше риск вложения в данную организацию. Риск вложения в данную организацию достаточно велик.
Коэффициент финансовой зависимости: характеризует какая сумма активов приходится на 1 рубль собственного капитала.
Коэффициент финансовой зависимости = валюта баланса / собственный капитал
Коэффициент финансовой зависимости = 140463 / 818 = 171.7
Он характеризует то, что на 1 рубль собственного капитала приходится 170.7 рубля заёмного.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.
Рассчитаем коэффициент общей оборачиваемости капитала, который отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Рост этого коэффициента означает ускорение кругооборота средств предприятия.
Коб= выручка/средняя величина стоимости совокупных активов
Коб 2009= 201285/108191=1,9
Коб 2010=180517/140463=1,3
В данном случае наблюдается снижение коэффициента общей оборачиваемости капитала, что говорит о замедлении кругооборота средств организации.
Рассчитаем показатель рентабельность продаж, который показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост этого показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижение затрат на производство при постоянных ценах.
Р= чистая прибыль/выручку х 100%
Р 2009= 1190/201285 х 100%= 0,59%
Р 2010= 639/180517 х 100%=0,35%
В данном случае наблюдается снижение показателя рентабельности, что говорит о росте затрат на производство продукции и падении объемов реализации.
Проанализировав финансовую устойчивость ООО «Спецстрой-7», можно сделать вывод, что организация является абсолютно финансово устойчивой и платёжеспособной.
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с поставщиками
Сделать учет расчетов с поставщиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов, сократить объем работ бухгалтерских работников в ООО «Спецстрой -7» можно путем правильной и эффективной организации учета расчетов с поставщиками.
К сожалению, на практике не редко возникают ситуации, когда одна из сторон плохо выполняет или вовсе не выполняет своих обязательств по договору. Случается что предприятие заключив договор на приобретение необходимой готовой продукции и оплаты ее стоимости и доставку, не может ни получить ее, ни разыскать закрывшуюся фирму поставщика. Или же напротив, поставщик, отправивший в соответствии с договором партию готовой продукции покупателю, в течении не может вытребовать причитающиеся ему деньги.
Все это заставляет искать такие формы расчетов и договором, которые позволяли бы избежать подобных ситуации. Одной из таких форм является аккредитив, который ставит покупателя и поставщика практически в равные условия.
Суть аккредитива - в особом договорном порядке расчетов между поставщиком и покупателем.
Поставщик получит деньги лишь, после того как выполнены заранее оговоренные условия и наступит событие, которое и будет служить сигналом к зачислению денег на его счет. Эти условия и «сигнальное» событие стороны определяют заранее по взаимному согласию и точно фиксируют их в договоре поставки.
Покупатель формирует эти условию и «сигнальное» событие в заявлении на открытие аккредитива в своем банке. В соответствии с заявлением и договором банка покупателя перечисляет денежные средства в банк, обсуживающий поставщика. Но непосредственно на счет поставщика эти средства не зачисляются. Он получит их лишь после того, как представит в свой банк документы, доказывающие, что условия аккредитива выполненные «сигнальное» событие наступило.
Что является такими документами, стороны за ранее определяют в договоре поставки. Это могут быть как, например, железнодорожная накладная, подтверждающая факт отгрузки готовой продукции, так и акт заключения (независимого эксперта) о соответствии фактического качества отправленной готовой продукции договорному.
Расчеты по аккредитиву регулируются №3 главы 46 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, могут применяться Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Но надо помнить, что эти правила на территории РФ рассматриваются всего лишь как обычаи делового оборота и применяются в части, не противоречащей ТК РФ.
Существуют несколько видов аккредитивов. Покрытый и не покрытый аккредитивы затрагивают интересы только покупателя и не как не касаются поставщика. [13, с. 92]
Аккредитив считается покрытым, когда денежные средства списываются с расчетного счета покупателя (или представляются ему в кредит) и депонируются банком для последующих платежей поставщику. В результате оборотные средства покупателя отвлекаются на довольно длительный срок. По этому более выгодно использовать для расчетов не покрытый (гарантированный) аккредитив. В этом случае банк поставщика спишет денежные средства прямо с открытого у него счета банка покупателя. Средства же самого покупателя будут оставаться в обороте до момента расчета с поставщиком. Но прибегать к расчетом в форме не покрытого аккредитива можно лишь в том случае, когда банк покупателя и банк поставщика имеют корреспондентские отношения друг с другом. Кроме того, покупатель должен числиться на хорошем счету у банка - в качестве добросовестного и честного клиента.
У непокрытого (гарантированного) аккредитива есть и недостаток - плата банку за непокрытый аккредитив значительно превышает плату за покрытый.
Аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски, как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов, если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.
3.3 Аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки
Согласно закону "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудиторское заключение - это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Аудиторское заключение составляется Исполнителем в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным Законом № 119-ФЗ, правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ, внутрифирменным аудиторским стандартом. Аудиторы должны провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективное аудиторское заключение, которое представляет собой итог работы аудитора, выраженный в сжатой форме.
В аудиторской практике применяются следующие виды аудиторского заключения:
аудиторское заключение с выражением безоговорочного положительного мнения;
модифицированное аудиторское заключение:
аудиторское заключение с выражением мнения, не являющегося безоговорочно положительным;
аудиторское заключение с отрицательным мнением;
аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.
Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы обеспечить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычайные обстоятельства в случае их появления.
Аудиторское заключение может быть условно разделено на три части:
вводная
аналитическая
итоговая
В ходе аудита операций по учету расчетов с поставщиками в ООО «Спецстрой-7» аудиторами был создан соответствующий документ «Аудиторское заключение по учету расчетов с поставщиками » (приложение 28).
Аудиторское заключение по проверке финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спецстрой-7» носит, безусловно, положительный характер. Так как в ходе аудиторской проверки операций и документации по учету расчетов с поставщиками не было выявлено никаких нарушений. Аудит проводился в соответствии с ФЗ Об аудиторской деятельности № 307 от 30.12.2008г., а так же с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности. По мнению аудиторов, отчетность ООО «Спецстрой-7» достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение правильности расчётов с поставщиками ООО «Спецстрой-7»по состоянию за 2010 год.
Заключение
Важность в проведении аудиторской проверки по расчетам с поставщиками заключается в определении наличия фактов несоблюдения законодательства с целью исправления имеющихся ошибок и недочетов и дальнейшем их не повторении.
Выполненная курсовая работа содержит информацию об аудиторской проверке операций по учету расчетов с поставщиками. Данная работа написана по материалам ООО «Спецстрой-7».
В курсовой работе была рассмотрена и решена поставленная цель - формирование теоретических знаний и практических навыков:
по аудиторской деятельности по расчетам с поставщиками, методах и способах проведения аудита, правилах оформления результатов аудита;
по выявлению соответствия и достоверности учетной и отчетной информации действующему законодательству, нормативным актам и положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности.
В процессе написания были решены следующие задачи:
проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками;
проверка организации бухгалтерского и налогового учета;
проверка синтетического и аналитического учета;
Практика экономической деятельности предприятий показывает, что и в дальнейшем вопросы взаиморасчетов и других видов расчетных операций между субъектами экономики будут в центре внимания контролирующих органов, поэтому аудиторам следует минимизировать риски своих проверок разработкой и применением новых методик проверок и скрупулезным отношением к объектам проверок.
Таким образом, по окончании аудиторской проверки расчетов с поставщикамив ООО «Спецстрой-7» была достигнута цель аудита - установление соответствия применяемой методике бухгалтерского учета расчетов с поставщиками действующим законодательным и нормативным актам внутренним распорядительным документам ООО «Спецстрой-7».
На основе полученных аудитором доказательств было составлено аудиторское заключение по расчетам с поставщиками.
Список литературы
.Налоговый кодекс Российской Федерации/Официальный текст, ч. 1, 2 - Н23 Москва: Проспект, КноРус, 2010. - 704 с.
3.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 (с изм., внесенными Федеральным законом <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=107826;dst=100018> от 13.12.2010 N 358-ФЗ).
.Федеральный закон «О бухгалтерском учете», от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.09.2010года).
.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 23. 09. 2002 года № 696 (в ред. постановления Правительства РФ от 04.07.2003 года № 405, от № 523, от 19.11.2008 № 863) Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2010.-256 с.
.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утв. приказом Минфина РФ от 24.07.98 г. № 34н (с изменениями на 25 октября 2010 год <http://www.glavbukh.ru/polozenije/>а).
.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств, достоверности показателей МПЗ в бухгалтерской отчетности, утверждены приказом Минфина РФ от 23.04.2004 года.
.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49.
.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08), утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.
.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. (с последними изменениями и дополнениями).
.Абрамова Н.В. Расчеты по взаимным требованиям. // «Главбух», № 15, 2006. - 109 с.
.Андреев В.А. "Внутренний аудит": Уч. М. "Финансы и статистика", 2003 г.
.Березкин И.В. Сверка взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками.// Консультант бухгалтера. № 11, 2003. - 141 с.
.Бровкина Н.Д., Кулинина Г.В., Макальская М.Л. Практический аудит/Учебник для ВУЗов - М.: Инфра-М, 2006.-205 с.
.Бычкова С.М., Карзаева Н.Н. Аудит ситуации, примеры, тесты. М.: Юнити, 2000 г.
.Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. - СПб.: «Издательский дом Герда»,2001.- 288 с.
.Кондраков Н.П. План счетов и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. - М.: Проспект, 2005 - 304 с.
.Карлик А.Е., Шухгалтер М.Л. Экономика предприятия.- М.:ИНФРА- М, 2002. -432 с.
.Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. - 384 с.
.Литвин Д.В., Богданова Е.П. Аудит/Учебное пособие - М.: Маркет ДС, 2009.-256 с.
.Рогуленко Т.М. Аудит/Учебник для ВУЗов - М.: Экономистъ, 2006.-383 с.
.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 448 с.