Диагностика уровня творческого развития участников коллектива современной хореографии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Диагностика уровня творческого развития участников коллектива современной хореографии















Диагностика уровня творческого развития участников коллектива современной хореографии

1. Педагогическая система методов исследования в условиях детского коллектива

1.1 Мониторинг и методика его проведения

Как и во всяком другом творческом объединение в хореографическом коллективе творческий процесс сложно переплетен с другим, не менее важным и взаимодополняющим педагогическим процессом. Каждое «повышение планки» в творческом процессе - это прежде всего педагогический эксперимент, и для того, что бы понять их динамику развития и результативность, необходимо постоянно отслеживать каждый этап этой работы.

Подобное педагогическое исследование по констатации, формированию и контролю определенных качественных параметров физического и личностного развития участников выполняется с помощью педагогических мониторинговых и диагностических методик, адаптированных для применения в хореографическом коллективе.

Любой педагогический эксперимент начинается со сбора информации об исследуемых, наблюдения, т.е. мониторинга. Вот общее определение понятия «мониторинг»:

Мониторинг - непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования; непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций. (9, 459)

В целом это понятие можно перевести на русский язык как «наблюдение», и с точки зрения педагогики имеет следующее определение:

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. (11, 94)

Мониторинг (наблюдение) делится на несколько этапов:

определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

выбор способа наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). (11, 95)

В «Педагогике» В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова предлагается следующая методика проведения мониторинга - метод опроса (беседа, интервью, анкетирование):

беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

интервьюирование (привнесено из социологии). При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, во время интервью ответы записываются открыто;

анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом. (11,95)

1.2 Педагогический эксперимент

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. (11, 96)

В специальной литературе дано следующее определение педагогическому эксперименту:

«Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов». (11, 96)

В том же источнике выделяются следующие этапы эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных данных);

собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальной ситуации, наблюдение, управление опытом и измерение реакции испытуемых);

аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. (11, 96)

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным и кратковременным. (11, 96)

1.3 Диагностика и методика ее осуществления

После применения мониторинговых методик и проведения эксперимента наступает следующий этап исследования - диагностика.

Разговор о диагностике творческого развития личности уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos - способный распознавать. (1, 71)

В учебных пособиях по педагогике дается следующее определение этому термину:

Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего, без чего невозможно эффективное управление им, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. А «диагноcтирование» - практическая процедура, выполняемая педагогом, одна из его последних функций в исследовании. (8, 370)

Различают диагностирование обученности, т.е. последствий уже достигнутых результатов, и обучаемости, т.е. способности достигать запроектированных результатов.

Обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели, нашедший свое выражение в характеристиках созданных обучением продуктах. Целями дидактического диагностирования являются своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего, установление количества и качества полученного продукта.

В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Последняя преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождение. Диагностирование рассматривает результаты в связи со способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. (8, 370)

При проведении диагностических мероприятий в хореографическом коллективе чаще всего и наиболее успешно используется метод тестирования. В специальной литературе можно найти такое определение термину «тест»:

Тест - стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста. (6, 600)

В данном случае следует определить специфику теста - диагностический тест, так как тестовая методика существует еще и в мониторинге.

Диагностический тест - общий термин для обозначения любого теста или процедуры, используемых с целью точного определения характера и (возможно) происхождения нарушения способности или расстройства, определения конкретного источника проблем индивида в какой-то области. Большинство тестов, которые называются диагностическими, оценивают такие умения, как речь, чтение, сенсорная или моторная координация и т.п. (9, 235)

Тесты разделяются на два вида - индивидуальные и групповые, что дает возможность диагностировать динамику какого-либо процесса как у одного тестируемого, так и у группы в целом, что дает более развернутую картинку исследуемой проблемы.

Следует отметить, что специфика тестирования в условиях хореографического коллектива несколько отличается от общепринятой. Кроме тестов на бумаге здесь применяются тест - игра, тест - движение, тест - импровизация.

2. Диагностические исследования на базе детского хореографического коллектива

2.1 Общая характеристика коллектива, участвующего в исследовании

Мастерская современной хореографии «Сирена» создана в 1984 году, возрастные группы воспитанников от 4-18 лет. Деятельность осуществляется по комплексной, авторской, профессионально - ориентированной программе мастерской современной хореографии «Сирена» - «Войди в мир танца». Старшие ребята еще дополнительно занимаются по элективному курсу по контактной импровизации «Здравствуйте! Это - я!»

Программа «Войди в мир танца», включает в себя три образовательных ступени:

подготовительная;

студийная;

основная.

Рассчитана на десятилетний срок реализации. Реализуется в трех направлениях:

обучение.

творческая реализация и самовыражение.

воспитание и развитие личности.

В мастерской современной хореографии «Сирена» занимается более 150 человек. Существует три основных группы: старший, средний и младший концертные составы, а так же студия по аналогичному распределению групп. Воспитанники концертных составов - это дети прошедшие четырехлетнюю студийную программу.

Занятия по программе формируют качественный исполнительский уровень юных танцовщиков и посредством хореографии помогают формировать гармоничную, всесторонне развитую личность с учетом личностных потребностей и возможностей, способной к последующей адаптации в обществе. В коллективе проводятся занятия по модерн-джаз танцу, классическому танцу, стрит танцу и контактной импровизации. Как факультатив в мастерской проходят занятия по акробатике.

Возрастные рамки при приеме достаточно широки, поэтому в коллективе предусмотрено особое обучающее программное обеспечение для каждой возрастной категории в отдельности, что дает большие возможности для эксперимента. Педагоги помогают воспитанникам, посредством грамотного, методически верного преподношения материала, выразить особенность стилистики различных танцевальных направлений и верного исполнения отдельных элементов танца, грамотно расставить акценты в движении, почувствовать характер музыкального сопровождения. В м.с.х. «Сирена» ведется индивидуальная работа с одаренными воспитанниками, а так же теми детьми, кто по различным причинами отстает от программного материала коллектив.

За долгое существование в коллективе появилось много своих традиций. Прежде всего это уважение более старшего поколения участников младшим и постоянное шефство старших над малышами. Вся организационная, общественная и воспитательная работа ведется в тесном сотрудничестве как с родительским комитетом, так и со всеми родителями в целом. Все это привело к тому, что в коллективе нет конкуренции и отчуждения между группами и отдельными воспитанниками, все считают себя одной большой семьей, где каждый человек значим.

В коллективе принято по особому отмечать дни рождения, часто проходят различные творческие встречи, беседы о творчестве различных мастеров искусства, видеопросмотры и т.д.

Особой традицией стал торжественный и теплый прием новичков в дружную семью «Сирены», где считают своим долгом присутствовать не только все участники коллектива, но и родители. В конце каждого года все воспитанники получают грамоту об окончании очередного учебного года и благодарственное письмо для родителей. Так же среди родителей стало престижным вручение грамот «Супермама «Сирены»», «Суперпапа «Сирены»», «Супердедушка «Сирены»» и «Супербабушка «Сирены»».

Еще одна традиция заключается в том, что все педагоги м.с.х. «Сирена» собственные выпускники - энтузиасты своего дела и продолжатели всех традиций.

Основателем и художественным руководителем м.с.х. «Сирена» является Сидоренко Светлана Михайловна, педагог первой категории.

Педагоги: Василенко Юлия Викторовна, Сидоренко Ксения Сергеевна, Савельев Владимир Владимирович, Мартынова Олеся Владимировна.

Концертмейстер: Дёмина Елена Александровна.

Воспитанники мастерской современной хореографии «Сирена» постоянные участники областных и городских мероприятий, активно принимают участие в конкурсах различного уровня. Коллектив имеет соответствующие награды:

Диплом «Гран - при» 2003., Лауреат 1 степени городского конкурса «Танцевальный калейдоскоп» 2005, 2007, 2009 г.

Диплом 1 степени открытого межрегионального конкурса «Европа + Азия», 2005 г. - Диплом межрегионального фестиваля учащейся молодежи и студентов «На Николаевской», победитель номинации «современная хореография», 2006 г.

Диплом Лауреата межрегионального конкурса «Европа + Азия», 2009 г.

Диплом 1 степени международного фестиваля театрального искусства «Шелковый путь», 2009 г.

Репертуар коллектива - яркий, разнообразный, современный, основывается на авторском материале.

Образовательная программа в «Сирене» постоянно совершенствуется, идет постоянный творческий поиск новых форм и методик преподавания хореографических дисциплин и педагогической работы. В коллективе совместно с методической и психологической службами в течении всего учебного года ведутся мониторинговые и диагностические работы.

2.2 Диагностика уровня творческого развития воспитанников м.с.х. «Сирена»

С целью выявления проблемы роста уровня творческого развития воспитанников мастерской современной хореографии «Сирена» был применен диагностический комплекс методов. Весь процесс шел в сотрудничестве с психологической службой.

Для исследовательской работы и диагностики была выбрана группа младшего концертного состава в количестве 20 человек. Возраст участников 10 - 11 лет. Вся группа прошла четырехлетний курс начального студийного обучения и занимается по основной части программы «Войди в мир танца».

Психологом был предложен детям тест «Солнышко» на выявление уровня развития воображения (см. приложение №1). На предложенной картинке необходимо было выявить и устранить несоответствие. При обработке данных никому уровню соответствовало формальное устранение несоответствия, среднему - более содержательное устранение несоответствия, высокому - сложный ответ.

По результатам обработки теста были получены следующие данные:

высокий уровень - 7 человек;

средний уровень - 9 человек;

низкий уровень - 4 человека.

Педагогом группы были проведены танцевальные тесты на выявление уровней артистизма и способности к импровизации.

Тест на выявление артистических данных.

Каждому тестируемому в индивидуальном порядке было предложено под специально подобранный музыкальный материал, применяя в качестве основных выразительных средств только пантомиму и мимику, изобразить любой из заданных персонажей или ситуаций (например, муха на варенье, кошка, охотящаяся на птичку, ловля кузнечика) на выбор.

При обработке показателей низкому уровню соответствовал формальный подход с использованием общепринятых шаблонов, без использования мимики. Среднему уроню соответствовал почти тот же шаблон, но с попыткой добавить что то свое и использование мимики. Высокий уровень - изображение образа или ситуации нестандартно с богатой мимикой.

Обработка теста показала следующий результат:

высокий уровень - 6 человек;

средний уровень - 11 человек;

низкий уровень - 3 человека.

Тест на импровизационные возможности.

Для проведения теста желательно поделить группу на более мелкие подгруппы по 4 - 6 человек, и тестировать эти подгруппы отдельно (изолированно) от остальных. Это необходимо для того, что бы дети не копировали лексику друг друга, что даст более точные показатели в ходе теста. Тем не менее, в ходе испытания нужно как можно больше поддерживать детей, подбадривать, что бы помочь им преодолеть робость и максимально показать свои возможности.

Детям предлагается музыкальное произведение и для облегчения задачи, которая будет поставлена, коллективно обсуждаются темп, ритм, характер и эмоции, которыми насыщен музыкальный материал.

Перед тестируемыми ставится задача - в движении, танцем передать эмоциональную окраску музыки. Предполагается полная импровизация, однако, в случае затруднения разрешается пользоваться ранее проученным материалом.

Для оценки результатов следует использовать следующие показатели:

высокий уровень: весь танец построен на собственной импровизации, лишь изредка видны вкрапления изученного материала, импровизация богата лексикой, эмоционально выразительна;

средний уровень: исполнение построено на ранее проученном материале, лишь изредка встречается собственная лексика, танец маловыразителен;

низкий уровень: полное отсутствие собственной импровизации, неумелое использование ранее проученного материала, частые остановки, отсутствие выразительности.

Результатом проведения данного теста стали следующие показатели:

высокий уровень - 7 человек;

средний уровень - 8 человек;

низкий уровень - 5 человек.

Результаты проведенных исследований показали, что только около одной трети воспитанников показали высокий уровень развития творческих способностей, чуть более одной пятой - низкий уровень, и абсолютное большинство - средний показатель, то есть лишь у одной третей части тестируемой группы достаточно богатое воображение, эти дети способны к самовыражению, у остальных же имеются некоторые затруднения.

Данное диагностическое исследование выявило определенную проблему. Сущность проблемы заключается в необходимости повышения уровня творческого развития участников коллектива.

3. Формирующий этап

Повышение уровня творческого развития участников хореографического коллектива имеет большое значение как в образовательном так и в воспитательном процессах, так как влияет на качественное улучшение исполнительских и личностных показателей воспитанников.

Выявленная проблема недостаточно высокого уровня творческого развития участников говорит о том, что было не достаточно уделено педагогами внимания этому аспекту работы.

Для решения выявленной проблемы педагогам необходимо больше уделять на уроках времени развитию детского творчества.

Предлагаются следующие методики.

Сюрреалистическая игра. (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

Игра «Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Приведенные выше игры помогают развить ассоциативное мышление, облегчают этот процесс, расширяют горизонты детской фантазии, учат детей мыслить образно.

Для развития артистизма предлагается игра «Угостить соседа». (см. приложение №2) Практика показала, что эта игра, проходящая в легкой и веселой форме, раскрепощает играющих, хорошо и достаточно быстро развиваются жестикуляция и мимика. Несколько уроков с включением этой игры, к тому же, заметно увеличили и выразительность в исполнении хореографических элементов в частности и в работе над образами в целом.

Для развития импровизационных способностей достаточно хороший эффект может дать на данном этапе применение различных приемов контактной импровизации. Для начинающих можно порекомендовать следующее.

Игра в уровни.

Вся группа произвольно разбивается на пары. В качестве музыкального сопровождения использовать спокойную, ненавязчивую музыку, которая позволяет не торопясь обдумывать свои действия и не «гнать» темп.

Задание заключается в следующем. В каждой паре один из участников придумывает высокую позу и застывает в ней, второй участник должен дополнить эту высокую позу своей низкой. После небольшой фиксации композиции из двух поз уже второй участник строит высокую позу, а первый дополняет ее своей низкой. И так далее до конца музыкальной композиции.

Следует пояснить, что не стоит ограничивать участников каким то одним танцевальным направлением, все движения и позы должны быть абсолютно произвольными и естественными.

Данный прием хорошо раскрепощает детей, снимает психологическую и физическую скованность, появляется начальный опыт взаимодействия партнеров в танце. Этот прием хорошо использовать на уроке на стадии разогрева перед растяжкой, так как попеременное использование разноуровневых поз дает эффект мягкого стрэча.

Заполнение пространства.

Группа разбивается на пары. Музыкальное сопровождение - спокойная красивая композиция, настраивающая на спокойное обдумывание своих действий.

Один из каждой пары участников задает любую позу. Ограничение в уровнях нет. Второй участник, используя все части своего тела и свои возможности, заполняет все «пустые» места в заданной позе. Первый участник, не нарушая ответную позу второго, высвобождается и теперь по своему заполняет пустоты этой ответной позы. И так продолжается без остановки до конца музыкального сопровождения.

Данный прием помогает воспитанникам исследовать свои физические возможности, развивает неординарность решения поставленных задач, так как необычность пространственной позы партнера, требует необычность ответа. Кроме всего прочего «заполнение пространства» повышает личностную самооценку собственной криативности участников, так как применение этого приема порой рождает совершенно новые движения и позы, ранее нигде и ни кем не использованные.

Кроме вышеприведенных приемов для детей 10 - 11 лет можно применить приемы «Зеркало» (см. приложение №3) и «Танец рук» (см. приложение №4). Данные приемы прекрасно развивают как импровизационные, так и актерские способности, способствуют развитию творческой активности и навыков эмоционального взаимодействия с партнером или с группой в целом.

Повторная диагностика теми же тестами, что были описаны во второй главе, после применения всех вышеперечисленных методических приемов дала результаты, которые в целом можно выразить в следующих цифрах:

высокий уровень - около ½ группы (от 9 до 12 человек);

средний уровень - около 1/3 группы (от 7 до 9 человек);

низкий уровень - около 1/6 группы (3 - 4 человека).

Данная методика по развитию уровня творческих способностей воспитанников м. с. х. «Сирена» применялась в течении двух месяцев, и есть все основания утверждать, что она имеет хорошую положительную динамику. После проведения подобного комплекса методических приемов дети очень уверенно, с большим удовольствием, не стандартно подходят к решению творческих задач, которые в процессе урока или постановочной работы педагоги ставят перед ними. Находя особый интерес в подобном процессе, повышая свой творческий уровень, получая удовольствие от сотворчества с одногруппниками и педагогами, воспитанники становятся соавторами не только в решении отдельных хореографических отрывков, но и постановки целого хореографического произведения.

Таким образом следует вывод, что развивая уровень творческих способностей участников, повышается и общий уровень хореографического коллектива в целом, т.е. увеличиваются исполнительские и актерские возможности, качественно улучшается репертуар.

Список литературы

1. Биушкин Г.И. Педагогика народного художественного творчества. Учебное пособие.

. Ершова Т.М. Народная художественная культура: учеб. терминол. словарь./ Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 3-е изд., исправ. и допол. - Челябинск, 2009 - 106 с.

. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., исправ. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.

. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2009 - 58 с.

. Малашкина М.М. Популярная история психологии. - М.: Вече, 20002. - 480 с.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений: В 3-х кН. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

. Панферов В.И. Мастерство хореографа: учеб. пособие / В.И. Панферов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств - Челябинск, Издательство ООО «Полиграф - Мастер», 2009. - 368 с.

. Подласый И. Педагогика. #"justify">. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А - О); Перевод с англ. М.: ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. - 592 с.

. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П - Я); Пер. с англ. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. - 560 с.

коллектив творческий хореография педагогический

Похожие работы на - Диагностика уровня творческого развития участников коллектива современной хореографии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!