Террористический акт в Беслане

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Террористический акт в Беслане

Введение

Актуальность темы исследования. Международный терроризм на данный момент является весомым фактором в дестабилизации политической ситуации во многих странах и регионах мира. Каждая новость о совершенном теракте вызывает ужас во всем мире. Становясь одной трагедией для всех стран. Чаще всего объектами террористов становится мирное население, а косвенным объектом являются органы государственной власти, высокопоставленные политические деятели. Если взглянуть на терроризм прошлого то, он существенно отличается от того что мы видим сейчас. Расцвет средств массовой информации, достижения в технологическом прогрессе представляет реальную угрозу всему миру и человечеству. Так как в этих событиях погибают тысячи людей, невинных жертв. Тема терроризма весьма остро стоит и в России. Одно из самых страшных терактов произошедших в России - это террористический акт в Беслане. Нужно заметить, что событие 1 сентября 2004 года стало кульминацией длительной серии терактов, начавшейся взрывом 9 мая на грозненском стадионе «Динамо», когда боевиками был «казнен» Ахмад-Хаджи Кадыров и в том же месяце упали на землю 2 пассажирских самолета. В дальнейшем прогремел взрыв возле метро «Рижская». Все эти события свидетельствуют о том, что террористы активно занимались подрывными, террористическими акциями на территории Российской Федерации. Были убиты ни в чем неповинные люди, прежде всего дети. Беслан стал ужасом для страны и для всего мира, потому, что ничего похожего раньше не происходило. Никогда ранее специально не проводился захват школы, где подавляющее большинство составляли именно дети.

Степень разработанности проблемы. Проблема терроризма является междисциплинарной и исследуется во многих наук: политологии, истории, социологии, конфликтологии, юриспруденции, психологии. Многие исследователи занимаются данной проблемой, это такие авторы как, Р. Адельханян, Ю. А. Ансимов, А. К. Боташева, О.В. Будницкий, Н. Н. Даниленко, А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кудрявцев, А.В. Малашенко, А. Ю. Пиджаков, В.Б. Петухов, Э.А. Паин, И. Л. Трунов. Это далеко не весь перечень авторов, занимающихся исследованиями в данной области.

Цели и задачи исследования. По мнению автора данной работы, целью исследования является выявление основных факторов, способствующих распространению терроризма, его проявления (на примере Беслана)

Реализация данной цели исследования связана с решением следующих задач:

определить основные характерные черты терроризма

выявить причину данных событий

установить, как данный теракт повлиял на атмосферу в республике

Объектом исследования выступает терроризм, как один из главных факторов современных политических процессов

Предметом исследования является анализ произошедших событий в Беслане

Методология исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания: исторический, сравнительный

Структура работы состоит из введения, основной части (2 главы) заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования терроризма

Современный терроризм принимает различные виды и формы. Единого понимания терроризма не существует. Как отмечает Батагова «Существует множество различных определений данного явления, которые в большинстве своем содержат насильственные действия: взрывы, захват заложников, убийства и т.д. Но единого, раскрывающего его социально политическую сущность и природу, пока еще нет». Важно различать понятия террор и терроризм. Их отличие состоит в том, что «террор - это в общем смысле применения насилия для, того чтобы вызвать чувство страха у отдельных людей и групп против которых такое насилие направлено. Он может быть индивидуальным, массовым, стихийным, спонтанным. А терроризм - систематическое применения насилия для достижения определенных целей, в том числе и политических». В толковом словаре Ожегова дает следующее определение термину «террор :1. устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения, 2. жесткое запугивание, насилие». Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре русского языка» понятие «терроризировать трактует как: 1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения;2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п».

Существует разнообразие классификаций и типологий терроризма. Остановимся на каждом из них. На данный момент есть универсальная типология терроризма. Она делится на такие виды:

Международный терроризм. Опасность этого вида терроризма на протяжении последних десятилетий стремительно возрастает. Что касается определения международного терроризма, то следует заметить, что у политиков и ученых различное толкование данного понятия. В современной международной жизни прослеживаются противоположные оценки тех или иных событий, их различная интерпретация в силу трудности однозначной квалификации различных проявлений террористической деятельности. Соединенные Штаты Америки в 1973 году внесли в Специальный комитет ООН по международному терроризму следующее определение международного терроризма - противозаконные акты, предпринимаемые иностранцами или против иностранцев и влекущие за собой международные последствия. Великобритания включила в данное понятие "такие действия отдельных лиц или групп людей, которые при любых обстоятельствах являются недопустимыми, например, если эти действия затрагивают невинных лиц, то есть лиц, не имеющих отношения к цели террористических актов"

Международно-политическая опасность данного вида терроризма, выражающаяся в том, что наибольшую угрозу он представляет:

для международного правопорядка и межгосударственных отношений

для международной безопасности и международных интересов государств

террористические акции затрагивают интересы двух или более сторон (государств)

Государственный терроризм часто понимается в широко смысле - как любое проявление насилия, осуществляемое противоправным путем, в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов. В таком случае к этому виду терроризма зачастую относят акты военной агрессии, совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач государства.

Имеет 2 аспекта внутриполитический и внешнеполитический:

Внешнеполитический аспект наиболее существенно распространен в практике вмешательства стран во внутренние дела других государств. Он весьма характерен для осуществления этими государствами военно-политической экспансии, для деятельности по ослаблению и подрыву государственного и общественного строя данных стран.

Внутренний терроризм возникает главным образом на основе внутренних противоречий, и является одной из наиболее острых форм внутриполитического противоборства. Внутренний терроризм имеет несколько проявления: это, во-первых, деятельность внутренних, экстремистских сил, направленных против отдельных лиц существующей власти. Они выражают негативное отношение к существующему политическому строю, ею курсу и направлена на насильственную ликвидацию его институтов, проводимой государственной политики, атак же на достижение иных политических целей террористов. И во-вторых, деятельность противоборствующих политических сил и организаций экстремистской направленности.

Внутреннего терроризма характеризуется рядом специфических черт, к которому относится следующее:

Нацеленность его против политической системы "своей" страны, ее общественной безопасности правопорядка, личных прав и свобод граждан. Главным образом внутренний терроризм представляет наибольшую опасность для конституционного строя данной страны.

Двойственность субъектов - это означает, что организованные структуры не являются единственным субъектом внутреннего терроризма. Очень часто террористические акты совершались не только различными экстремистскими организациями, но и отдельными лицами. Они также совершаются во имя политических целей .

Специалисты и ученые постоянно обращают внимание проблеме причин распространения терроризма. Эта проблема является одной из основных проблем при разработке и совершенствованию правовых мер борьбы с терроризмом.

Основными причинами распространения терроризма может выступать следующее:

Социально-экономические:

рост безработицы и возникновение серьезных экономических проблем

снижение жизненного уровня населения одновременно с возросшей социальной дифференциацией, которые вызывают у граждан к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ненависть, ностальгия по прошлому

экономический кризис, рост цен

кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами

2. Политические:

репрессии со стороны правящей элиты по отношению к оппозиционным политическим партиям;

усиление внутриполитических конфликтов в государстве

столкновение политических интересов двух стран в каком-либо регионе;

поощрение терроризма на уровне государственной политики;

недовольство деятельностью правительства иностранных государств, в связи с чем, совершаются террористические акты против его представителей и учреждений;

агрессия в отношении другого государства и его оккупация в большинстве случаев влечет за собой вооруженное сопротивление мирного населения (партизан), использующего террористические методы.

) Этнорелигиозные:

- нерешенность национальных, экономических, религиозных и иных проблем, имеющая для данной этнической, религиозной группы важное значение, а также стремление к перераспределению жизненных ресурсов и природных богатств;

несовпадение этнических и религиозных границ, предъявление в связи с этим территориальных и политических претензий, одной нацией другой , одной религией другой, и также желание сделать свою страну мононациональной или монорелигиозной.

Проблему сущности терроризма, его роли в системе политической процессов обратили внимание такие исследователи как: Ю.И. Авдеев, Ю.М. Антонян, О.А. Бельков, А.Г. Здравомыслов, А.В. Дмитриев, А.А. Игнатенко, Н.А. Лазарев, Э.А. Паин. Эти авторы сконцентрировали свое внимание на вопросах о факторах распространения терроризма и разработке его понятийного аппарата. Они провели анализ политического терроризма, его зависимости от социальной, экономической сфер в современных обществ.

Политико-правовые аспекты террористической деятельности анализируются, такими авторами как: Т.С. Бояр-Созоновичем, Д.В. Гордиенковым, В.П. Емельяновым, В.Н. Лопатиным, В.В. Лунеевым, Г.И. Морозовым, В. Павловским, В.В. Устиновым.

Сравнительный анализ современного терроризма разработан в работах Ю.И. Авдеевой, А.А. Галкина, И.П. Добаева, В.И. Немчиной, В. М. Замкового, М. И. Ильчикова, Б. Каверина, С.С. Кортунова, Ю.В. Морозова, В.И. Лутовинова, К.В. Сивкова, Е.М. Примакова, Е. Сатановского, А.А. Сергунина, Ю.Г.Романченко.

Глубокий исторический и культурологический анализ терроризма был проведен в работах О.В. Будницкого, В.Б. Петухова, С.Г. Шульгина. Авторы исследуют терроризм через призму культурологического подхода, рассматривая его в аспекте влияния на проявления этнических, культурных стереотипов, обычай, традиций.

Широкий комплекс работ посвящен анализу религиозного экстремизма и терроризма, в т.ч. на постсоветском пространстве.Это работы: В.Х. Акаева, А.К. Алиева, Ю.М. Антоняна, Р.Г. Гаджиева, И.П. Добаева, А.А. Игнатенко, А.В. Кудрявцева, Х.Т. Курбанова, А.В. Малашенко, К.И. Полякова. В них рассматриваются точки зрения на феномен религиозного экстремизма. Фундаментальные работы созданы Ю.И. Авдеевым, И.П. Добаевым, А.А. Игнатенко, Е.И. Степановым, А.В. Малашенко, которые глубоко осмысливают проблему распространения религиозно-политического терроризма в форме «салафизма», «ваххабизма» на территории Российской Федерации.

Существенный вклад в анализ терроризма внесла российская школа конфликтологии, это работы таких исследователей как : В.А. Авксентьева, Л.В. Батиева, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриева, Г.В. Марченко, В.Н. Панина, И.М. Сампиева, В.В. Черноуса, В.М. Юрченко и др. Исследования перечисленных авторов посвящены проблемам этнополитических,этнотерриториальных конфликтов на Северном Кавказе и также национальной безопасности России.

Преобладающий комплекс работ посвящен анализу терроризма в странах Востока. Так, специфика терроризма в Южной Азии рассмотрена в работах В.Н. Москаленко, О.В. Плешова. Терроризм в арабо-израильском конфликте исследован в работах И.Д. Звягельской, Е. Сатановского, И. Шамира. Проявления терроризма в турецко-курдском конфликте исследованы О.И. Жигалиной, Ш.Х. Мгои, Б.В. Поцхверия. Терроризм в арабских странах анализируется в работах В.И. Киселева, М.З. Ражбадинова, В.П. Юрченко. Основные черты терроризма в Центральной Азии и влияние на него международных экстремистских организаций установлены в публикациях М.Р. Аруновой, Д.Б. Малышевой, М. Махкамова, С.Е. Сахнева и др. Системный анализ воздействия ислама на идеологию и политику в странах Азии и Африки реализован в работе Н.И. Кирея и Ю.Г. Смертина

Такие исследователи как З.С. Арухова, И.П. Добаева изучают преимущественно террористическую деятельность на Северном Кавказе в большей степени через призму идеологических, социокультурных аспектов. А в в работах С.В. Сидоровой, А.В. Любачева, А.С. Макарычева, В.Н. Панина, В.Е. Петрищева рассматриваются проблемы антитеррористической политики, курса, тактики современных государств. Анализируются программы, направленные на защиту от террористической угрозы.

Анализ причин возникновения и роста международного терроризма, дается рядом зарубежных исследователей к ним относятся Д. Адамс, Й. Александер, У.Бек, З. Бжезинский, Б. Грэкхема, Б. Гросскап, Г. Деникер, А. Дурантон-Крабол, Р. Каган, А. Кассиз, М. Креншоу, У. Лакер, Т. Ласатер, И. Лессер, Д. Хансен.

Политологи в большинстве своем сосредотачивают свое внимание на вопросах определения терроризма, влияния политических, социальных, экономических процессов на международную террористическую деятельность, выявление роли государства в противодействии терроризму.

Относительно, докторских диссертаций по проблеме терроризма здесь наблюдается возрастающая актуальность данной проблемы. Это работы С.И. Грачева, , А.В. Малашенко Д.Б. Малышевой, С.А. Мелькова, В.И. Василенка.

Кандидатские диссертации рассмотрены на примере России это работы: С.Г. Карамяна,Д.В.Кротова.

Следует отметить, что основное внимание исследователей направлено на изучение терроризма в республиках Северного Кавказа, это, прежде всего, обусловлено, тем что наиболее часто всплески террористических акций, в том числе и многих этнических конфликтов, происходили именно в этом регионе нашей страны. Этому повещены диссертации Х.Т. Курбанова Д.В. Новикова, Г.П. Савенко, А. Мантаева, Э.Ф. Шарафутдиновой.

Несмотря на то, что создан внушительный комплекс литературы по наиболее значительным проблемам терроризма, степень научного осмысления данного явления остаётся недостаточно изученным. Не создана основная методология, которую могли бы признать все исследователи. Не до конца раскрыта политическая сущность проявления терроризма, террористической деятельности. Не сформулированы основные вопросы о решении уменьшении угрозы терроризма. Нечасто проводится анализ сравнения террористической деятельности в разных странах. Прослеживается определенная изолированность политологической, социологической, правовой, и иных направлений анализа терроризма. Из чего можно заключить, что данные положения подтверждают актуальность исследования проявлений, условий распространения терроризма в современном мире и в создании определенных стратегий контртеррористической политики, в противодействии и борьбы с терроризмом.

Отсюда следует вывод о том, что терроризм включает месть, демонстрацию силы, превосходства, бесстрашия, мужества, торжества идеи. Как замечает Адельханян «события в современном мире позволяют говорить о новом исключительно опасном виде преступного насилия - террористической войне». Причиной несовершенства типологий является то, что разные ученые, исследователи по-своему трактуют понятие терроризм, используют различную методологию, а также в слабости эмпирической базы вследствие недоступности или недостаточности информации.

Глава 2. Террористический акт в Беслане

террористический акт беслан конфликт

Террористический акт в Беслане - захват заложников в школе № 1 в Северной Осетии. Этот теракт был совершен 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В самой большой школе Северной Осетии собрались учащиеся, дети, родители, чтобы отпраздновать начало учебного года, но праздника не получилось, получился кошмар. И весь ужас состоит в том, что террористы не только не давали, есть, но и пить и это все в жару. А также не пускали в туалет. Беслан стал шоком для страны и для всего мира, потому, что ничего похожего раньше не происходило. Никогда ранее специально не проводился захват школы, где подавляющее большинство составляли именно дети. И чтобы подвергать детей таким пыткам, каким их там подвергали, такого еще не было.

2.1 Истоки конфликта

Конфликт между осетинами, ингушами, чеченцами прослеживается, начиная с XVIII века. Все это в дальнейшем вылилось в осетино-ингушский и чеченские конфликты. Осетино-ингушский конфликт из-за Пригородного района - это первое этнополитическое противостояние, перешедшее в активную вооруженную фазу. Несмотря на непродолжительность вооруженных столкновений (31 октября - 4 ноября 1992 г.), конфликт до сих пор полностью не разрешен. В литературе не существует единого мнения по вопросу о причинах осетино-ингушского конфликта. Российский политолог Сергей Маркедонов считает, что «проблема Пригородного района» является следствием многочисленных административно-территориальных преобразований. Обе стороны дают сою интерпретацию событий. Осетинская сторона считает, что ингушские боевики из сел Пригородного района и Назрани пытались осуществить аннексию спорной территории. Ингушская сторона видит причину конфликта в действиях осетинских вооруженных формирований, которые атаковали ингушские села. До сих пор официальная позиция и политико-правовая оценка российской власти по этому вопросу не прозвучала». Для того, чтобы получить четкое представление о данном конфликте, рассмотрим истоки конфликта, уходящими корнями в трехсотлетнюю историю. Ингушские и осетинские поселения на территории современной Северной Осетии и Ингушетии известны с конца 17 века. С приходом России на Кавказ ряд территорий, на которых проживали ингуши, были переданы казакам. К началу революции на территории современного Пригородного района проживали терские казаки и ингуши. С 1922 по 1934 гг. Пригородный район входил в состав Ингушской автономной области (до 1924 года Ингушского национального округа составе Горской АССР). В 1924 г. Горская АССР была упразднена. С 15 января 1934 года Чеченская автономная область и Ингушская автономная область были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область. В 1937 году преобразовано В Чечено-Ингушскую АССР (ЧИАССР). После депортации ингушей в 1944 г. Этот район был передан Северо-Осетинской АССР. После того как Чечено-Ингушская АССР была восстановлена Пригородный район остался в составе Северной Осетии. Чечено-Ингушетия в качестве «компенсации» получила два района - Наурский и Шелковской. В 1972 году группа национальной интеллигенции направила в ЦК КППС письмо «О судьбе ингушского народа». В 1981 г. в Пригородном районе произошли первые столкновения между осетинами и ингушами. В 1982 году Совет Министров ССР издал специальное постановление «Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР. 20 апреля Верховный Совет Северо-Осетинской АССР ввел в Пригородном районе и Владикавказе чрезвычайное положение, которое продлевалось Верховным Советом России до осени 1992 года. В 1991 году Чечено-Ингушская АССР прекратила свое существование. Чечня провозгласила независимость, а Ингушетия осталась в составе Российской Федерации. 31 октября 1992 года начинаются боевые действия, а уже 1 ноября президент России Борис Ельцин вводит войска в зону конфликта. 2 ноября на территории Северной Осетии и Ингушетии объявляется режим чрезвычайного положения. К 4 ноября российские военные смогли развести обе стороны, но конфликт так и не был исчерпан. Иными словами, Осетино-ингушский конфликт может быть понят лишь в контексте более широких политических преобразований, происходивших в советском обществе и в России. По официальным данным, в зоне конфликта в ходе осетино-ингушского вооруженного противостояния погибли 478 человек, ранены 840 человек, более 200 человек пропали без вести. Свыше 40 тыс. человек стали вынужденными переселенцами. Ингушская сторона называет цифру 70 и даже 100 тыс. вынужденных переселенцев (последняя цифра явно завышена). Общий материальный ущерб был оценен в 12 млрд. руб. (в ценах 1992 г.)60.

Конфликт в Пригородном районе способствовал инверсии политических отношений двух северокавказских республик с федеральным центром. Если в 1990-1991 гг. Северная Осетия занималась политической фрондой по отношению к российской власти, а Ингушетия обеспечивала массовую поддержку команде Бориса Ельцина (на президентских выборах 1991 г. в Назрановском районе Ельцин получил 99,9% голосов), то после 1992 г. ситуация развернулась на 180 градусов. Российская власть, начав с обещаний разрешить проблемы реабилитации репрессированных народов в сжатые сроки, вернулась к политике обеспечения статус-кво, справедливо опасаясь дальнейшей политизации этничности. В 1992 г. Северная Осетия вернулась к привычной роли форпоста российской политики на Кавказе.

ноября 1992 г. указом президента России в зоне конфликта был введен режим ЧП и создана Временная администрация (ВА) с руководителем в ранге заместителя председателя Правительства РФ. После ноября 1992 г. боевые действия между противоборствующими сторонами прекратились. Произошел обмен пленными, однако такая проблема, как возвращение вынужденных переселенцев, не разрешена и сегодня. Между тем, позиция руководства Северной Осетии по проблеме вынужденных переселенцев эволюционировала от полного неприятия самой постановки проблемы (конец 1992 г.) до признания необходимости проведения переговоров об их возвращении (март 1993 г.). В феврале 1995 г. президентским указом режим ЧП был отменен, ВА была преобразована во Временный государственный комитет по ликвидации последствий конфликта. Осетино-ингушский конфликт, с одной стороны, был конфликтом различных этнических групп, а с другой - территориальным спором.

Основное противоречие, которое остается неразрешимым в осетино-ингушском конфликте это вопрос о статусе Пригородного района.

Осетино-ингушский конфликт следует охарактеризовать, прежде всего, как внутригосударственный этнотерриториальный спор, так как между осетинами и ингушами возник конфликт по поводу Пригородного района, и также в последующем приобрел характер этнополитического.

Необходимо заметить, что после прихода на пост президента Мурата Зязикова ситуация в республике начала заметно ухудшаться. Этот регион стал использоваться как в качестве опорного пункта боевиков. Там создавались постоянные базы, для подготовки людей и в дальнейшем для совершения противоправных действий.

Нужно заметить, что до совершения террористического акта в Беслане, было несколько акций, которые предшествовали данному событию. Действительно 1 сентября стало кульминацией длительной серии терактов.


2.2 Хроника событий

Было сформировано несколько комиссий по расследованию обстоятельств совершения теракта в Беслане. Доклад Ю.Савельева «Беслан: правда, заложников», Доклад комиссии парламента Северной Осетии. По мнению автора данной работы необходимо рассмотреть Доклад Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия - Алания 1-3 сентября 2004 года.

сентября 2004 г.

Нападение на школу было совершено 1 сентября - традиционное начало учебного года в День Знаний. В этот день, на линейке присутствовало большое количество людей. Это были учащиеся с родителями, а так же дети дошкольного возраста. Число людей в школах было значительно выше, чем обычно, так как многие детсады в этот день не работали. Рано утром боевики начали движение в г. Беслан. На пути к Беслану, на проселочной дороге около Северной осетинской деревни Хурико, они захватили майора милиции Гуражева. Пересели в другой автомобиль и двинулись в направлении школы.

Боевики въехав во двор школы скоро начали стрелять в воздух и вынуждать всех зайти в здание. Начался хаос и до 50 человек смогли сбежать. Многим людям также удалось скрыться в котельной. После обстрела орудийным огнем боевиков с милицией , один нападавший был застрелен, и два были ранены.Сообщения о списке убитых от этой перестрелки колебались от двух до восьми человек, в то время как больше чем большинство людей были ранены.

Гуражев смог убежать, в то время как террористы оставили его без присмотра, так как были заняты тем что угрожали людям зайти в школу. Гуражев сообщил о захвате заложников Дежурному по Правобережному РОВД. Начальник милиции М.С.Айдаров доложил о происшедшем министру внутренних дел Республики Северная Осетия - Алания генерал-лейтенанту внутренней службы К.Б.Дзантиеву. К.Б.Дзантиев доложил о произошедшом Президенту Республики Северная Осетия - Алания А.С.Дзасохову и заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации - начальнику ГУ МВД России по ЮФО генерал-полковнику внутренней службы М.А.Панькову. Была сформирована группа, которая и отправилаь на место событий.

«Информация о захвате заложников поступила в Управление ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания. Начальник Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия -Алания генерал-майор В.А.Андреев доложил о произошедшем директору ФСБ России Н.П.Патрушеву, который отдал распоряжение о направлении в г. Беслан подразделений ЦСН ФСБ России. 10 часов - 10 часов 30 минут. Проведено оцепление улиц вокруг школы сотрудниками Правобережного РОВД. Район оцепления усилен личным составом ОМОН и Управления ГИБДД МВД Республики Северная Осетия - Алания.

В г. Беслан прибыла оперативно-боевая группа ЦСН ФСБ России, дислоцированная в г. Владикавказе, численностью 15 человек.

часов 30 минут - 11 часов. В г. Беслан прибыли Президент Республики Северная Осетия - Алания А.С.Дзасохов, председатель Парламента Республики Северная Осетия - Алания Т.Д.Мамсуров, начальник Центра «Т» при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью Службы криминальной милиции МВД России (далее - Центр «Т» ГУБОП СКМ МВД России) Ю.Н.Демидов, начальник Управления ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания В.А.Андреев, командующий 58-й армией В.И.Соболев, представители Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России), внутренних войск МВД России.

часов - 16 часов 30 минут. В здании школы были услышаны взрыв и выстрелы из стрелкового оружия. По свидетельствам опрошенных членами Парламентской комиссии лиц, в ходе разговора Р.Хучбарова и женщин-смертниц одна из них бросила пистолет на пол и сказала: «Я против детей не пойду!» После того как Р.Хучбаров застрелил их, прогремел взрыв, в результате которого пять или шесть мужчин-заложников ранены.

Спустя некоторое время из школы снова выбежала заложница Л.Д. Мамитова и передала записку с новым номером телефона: 8-928-728-33-47. В.Г.Зангионов по указанию В.А.Андреева немедленно вступил в контакт с человеком, назвавшим себя «шахидом», который заявил, что в связи с тем, что с ним не вышли на связь по ранее переданному номеру телефона, он расстрелял 10 человек и взорвал в одном из классов школы 20 заложников. Далее «шахид» сообщил, что будет разговаривать только одновременно с президентами Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, а также с детским врачом Л.М.Рошалем. Террорист также предупредил, что спортивный зал, в котором содержатся заложники, заминирован и в случае штурма будет взорван.

По предложению Президента Республики Северная Осетия - Алания А.С.Дзасохова прорабатывался вопрос об освобождении 26 жителей Республики Ингушетия, арестованных по подозрению в совершении преступлений в июне 2004 г. в г. Назрани и содержащихся в СИЗО г.Владикавказа, обеспечении живого коридора безопасности для боевиков в случае освобождения ими детей и других заложников. Эти предложения впоследствии были категорически отвергнуты террористами.

часов 30 минут - 18 часов. Из здания школы смогли убежать 6 заложников. На основании их показаний были сделаны выводы о развитии ситуации в школе. Полученная информация свидетельствовала о крайне тяжелом физическом и морально-психологическом состоянии заложников, которым не давали пищу и воду. Заложники были разделены на группы и размещены в разных частях школы. Большинство захваченных было собрано в спортивном зале. Все места размещения детей и взрослых были заминированы.

Учитывая эти обстоятельства, руководители операции по спасению заложников решили активизировать переговорный процесс с боевиками.

К средней школе №1 было доставлено 1200 бутылок воды, 800 упаковок сока, необходимые продукты питания. 20 часов - 21 час. В близлежащих домах были оборудованы огневые позиции и позиции наблюдателей.

В г. Беслан прибыл доктор Л.М.Рошаль и начал переговоры с террористами. На его предложение о передаче для заложников продуктов питания, воды и медикаментов боевики ответили отказом. Они продолжали настаивать на одновременном участии в переговорах А.С.Дзасохова, М.М.Зязикова и Л.М.Рошаля. Эти требования террористов были отклонены8.

Террористы также потребовали наладить им постоянную мобильную связь (из-за погодных условий телефоны оператора сотовой связи компании «Мегафон» работали плохо) и предупредили, что если еще раз отключится связь, они расстреляют 10 заложников, если отключится свет, взорвут всех заложников в спортивном зале.

часа 20 минут. Продолжились переговоры с террористами. Им вновь было предложено покинуть школу, гарантировались жизнь и беспрепятственные проход, доставка в указанное место, а также освобождение участников нападения на г. Назрань и крупная сумма денег. Последовал категорический отказ».1

2 сентября

Во второй день СМИ сообщили о том, что количество заложников составляет 354 человека. Именно это информация в дальнейшем послужила источником больших споров.

«00 часов 05 минут - 3 часа. В 1 час 10 минут доктор Л.М.Рошаль вновь смог установить телефонный контакт с террористами. Переговоры продолжались около двух часов. Он передал террористам, что власти готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Республику Ингушетию и Чеченскую Республику. Также было предложено заменить захваченных в заложники детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало. Бандиты вновь отказались принять еду, питье и медикаменты для заложников.

часа - 7 часов. Из здания школы производились выстрелы из подствольных гранатометов в сторону железнодорожного полотна.

- 13 часов. Получена информация, что внутри школы проводятся какие-то работы: ломаются стены, выбиваются окна.

Террористы связались по телефону с председателем Парламента Республики Северная Осетия - Алания Т.Д.Мамсуровым и предоставили ему возможность поговорить с сыном, который находился в заложниках.

Одновременно боевики вели беспорядочную стрельбу в направлении сотрудников милиции, стоявших в оцеплении на улице Коминтерна.

часов - 14 часов 30 минут. В г. Беслан приехал Р.С.Аушев, который подключился к переговорам. По телефону он попросил у террористов разрешения доставить в школу воду и продукты питания. Бандиты были опять непреклонны, но согласились на встречу с Р.С.Аушевым без М.С.Гуцериева.

В.А.Андреев допустил к переговорам с террористами советника Президента Российской Федерации А.А.Аслаханова, который по телефону обещал боевикам лично доложить Президенту Российской Федерации В.В.Путину об их условиях освобождения заложников. Террористы предложили А.А.Аслаханову прийти к ним вместе с Р.С.Аушевым.

В результате обстрела боевиками возник пожар в доме, примыкающем к захваченной школе (Школьный переулок, дом 39). Подъездные пути к месту пожара простреливались. Поэтому было решено тушить пожар первичными средствами пожаротушения. Пожар был потушен в 20 часов 30 минут.

- 18 часов. В школу со стороны улицы Коминтерна вошел Р.С.Аушев. По свидетельствам очевидцев, боевики оповестили заложников в спортивном зале, что к ним сейчас зайдет «большой человек» и потребовали, чтобы они не жаловались.

Боевики продемонстрировали Р.С.Аушеву из окна кабинета №16 лежащие внизу тела убитых ими мужчин-заложников, после чего провели его в преподавательскую на втором этаже, где Р.С.Аушев провел переговоры с Р.Хучбаровым.

Р.С.Аушев обратился к террористам с просьбой дать заложникам воды и хлеба. Ответив отказом, Р.Хучбаров цинично заявил, что заложники добровольно отказались от еды и питья. Во время переговоров Р.С.Аушева с Р.Хучбаровым в комнату ввели директора школы Л.А.Цалиеву. По ее словам, в школе 1200 заложников. Р.Хучбаров уточнил - 1020»2

. Террористы разрешили отпустить вместе с ним группу заложников из 24 человек, из которых 11 женщин и 15 грудных детей

По запросу России было созвано специальное совещание Совета Безопасности ООН вечером в ночь с 1 на 2 сентября, в котором члены совета потребовали "немедленного и безоговорочные освобождения всех заложников террористической атаки". Президент США Джордж Буш сделал заявление, в которой предлагал России "поддержку в любой форме".3

сентября 2004 переговоры между Рошалем и захватчиками заложников оказались неудачными. Премьер-министр Михаил Фрадков, назначил Северного осетинского главного генерал-майора Валерия Андреева в качестве главы эксплуатационного штаба. Однако в апреле 2005 журналист Московских Новостей получил фотокопии протоколов интервью Дзасохова и Андреева. Исследователями был сделан вывод о том, что было сформировано два штаба: формальный, на которого была возложена вся ответственность, который принимал реальные решения, и в этом штабе Андреев никогда не был главным.

Только во второй день Путин сделал: "Наша главная задача, конечно, состоит в том, чтобы спасти жизни и здоровье тех, кто стал заложниками. Все действия нашими силами, вовлеченными в спасение заложников, будут посвящены исключительно этой задаче." Это было единственное публичное заявление Путина о кризисе до спустя один день после его кровавого конца. В протесте, несколько человек в сцене подняли чтение знаков:" Путин! Освободите наших детей! Удовлетворите их требования!" и "Путин! Есть по крайней мере 800 заложников!»

В этот же день бывший президент Ингушетии Руслан Аушев смог посетить захваченную школу. Террористы разрешили отпустить вместе с ним группу заложников из 24 человек, из которых 11 женщин и 15 грудных детей.

Терррористы дали Аушеву видеоленту, сделанную в школе и примечании с требованиями от Шамиля Басаева, которого не было в Беслане. Существование этого обращения держалось в секрете российскими властями. Было объявлено что лента пуст, но это оказалось ложью. В примечании, Басаев потребовал признание "формальной независимости для Чечни" в структуре Содружества независимых государств. Позже некоторые российские чиновники и СМИ выступили с нападками в адрес на Аушева за то, что он вошел в школу, обвиняя его в участии в сговоре с захватчиками заложников.

Нехватка еды и воды имела негативные последствия на маленьких детях, многие из которых были вынуждены стоять в течение многих длительных периодов в горячем, плотно переполненном спортзале.. Много детей упали в обморок, и родители боялись, что они умрут. Позже в тот же день некоторые взрослые также начали падать в обморок от усталости и жажды. Когда на третий день, начался взрыв из-за условий в спортзале, многие выжившие дети были так изнурены, что они едва были в состоянии убежать из школы.

сентября

После обеда в спортзале прогремели 2 мощных взрыва, в результате чего произошло частичное обрушение крыши. Воспользовавшись суматохой, заложники начали выпрыгивать из окон и выбегать через двери. Боевики открыли по ним огонь, вследствие чего погибло 29 человек. Оставшихся заложников тали перегонять из спортзала в столовую и в актовый зал.

«Первый взрыв в спортзале, наполненном потерявшими силы заложниками, стал результатом выстрела из РПО-А (реактивного пехотного огнемета термобарического действия, называют также «Шмель») с пятиэтажного дома №37 по Школьному переулку. Выстрел был произведен в 13.03. в чердачное помещение спортзала в северо-восточном углу, примыкающем к тренажерному залу. Поскольку ФСБ не дало ответ на официальный запрос парламентской комиссии, автор допускает, что в данном случае мог применяться не РПО-А, а также граната ТБГ-7В (гранатомет РПГ-7В1), РШГ-2 (реактивная штурмовая граната), а также МПО-А (хотя этот вид вооружения в то время мог еще не поступить на вооружение ЦСН ФСБ РФ). Поскольку выстрел был произведен именно термобарической гранатой с облегченным зарядом, то равновероятно использование одного из указанных видов оружия, обладающих указанными свойствами.

Второй взрыв в спортзале, прозвучавший через 22 секунды, был спровоцирован выстрелом с пятиэтажки № 41 по Школьному переулку из РШГ-1 (реактивная штурмовая граната) гранатой осколочно-фугасного действия с тротиловым эквивалентом 6,1 кг. В результате выстрела была разрушена стена под подоконником северного окна, близлежащего к западной стене спортивного зала.

Важно отметить, что значительная часть взрывных устройств, развешанных боевиками в спортзале - не взорвалась. Часть из них взорвалась уже в результате разгоревшегося пожара».4

Есть несколько противоречивых версий относительно источника и взрывов. Из первой версии следует, что взрыв был случайным. Это было высказано, Асламбеком Аслахановым и Русланом Аушевым.

Согласно официальной версии, одна из бомб была обмотано изоляционной лентой она упала и затем взорвалась. Аушев сказал, что первый взрыв произошел, когда один из террористов случайно споткнулся за провод.

По мнению Игоря Сенина, президента ассоциации ветеранов Альфа, причиной пожара то что кто-то в здании школы, вероятно случайно взорвал гранату, после которого боевики решили, что на них начали нападать и они открыли огонь.

сентября 2004 г.

«00 часов 05 минут. Поступило сообщение о новом возгорании в южном крыле здания школы на первом и втором этажах: в столовой, учебных мастерских, библиотеке и актовом зале.

Пожар был ликвидирован в 3 часа 10 минут.

час 30 минут - 4 часа 30 минут. В г.Беслан прибыл Президент Российской Федерации В.В.Путин. В здании районной администрации состоялось экстренное совещание с участием С.К.Шойгу, В.Е.Проничева, М.А.Панькова, В.И.Соболева, С.Н.Фридинского, А.С.Дзасохова, В.А.Андреева, К.Б.Дзантиева.

В своем выступлении Президент Российской Федерации отметил, что республика не первый раз подвергается атакам террористов, но этот террористический акт является беспрецедентным по своей жестокости, потому что объектом нападения террористов стали дети. По словам Президента Российской Федерации В.В.Путина, этот террористический акт имел очевидную направленность - «посеять межнациональную вражду и взорвать Северный Кавказ». Поэтому все, кто будет способствовать этому, заметил В.В.Путин, будут рассматриваться как соучастники террористического акта и пособники террористов.

Далее Президент Российской Федерации важнейшей задачей органов государственной власти назвал оказание помощи и поддержки пострадавшим в теракте. С этой целью по его указанию в г. Беслан были направлены министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабов и министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.

На совещании выступили руководитель ОШ В.А.Андреев, Президент Республики Северная Осетия - Алания А.С.Дзасохов.

По распоряжению руководителя ОШ здание школы передано под контроль подразделений 58-й армии.

часов. После проведения саперами разведки, спасатели МЧС России приступили к поиску и эвакуации тел погибших из помещений здания школы и разборке завалов.

часов. Поисково-спасательные работы в здании школы были полностью завершены. Снято блокирование города».5

В результате трагических событий погибли 334 человека. Из них 186 детей, сотрудников школы 17, сотрудников МЧС 2, бойцов спецназа ЦСН ФСБ 10, родственников, гостей, друзей учащихся 118, 1 милиционер.

.3 Освещение в СМИ

Средства массовой информации главные поставщики новостей. Именно они и определяют каким образом общество будет воспринимать происходящие события. Необходимо отметить, что теракты не проводились зачастую так часто, если бы не имели такого значения, если бы они не освещались в СМИ. Как замечено, «что эмоционально-психологические потрясения в обществе вызывают максимальный интерес средств массовой информации к происходящим в их рамках событиям и широко используются для продвижения в массовое сознание интерпретируемых идей, мыслей, суждений. Всплеск такой активности понять несложно. Резко возрастает внимание аудитории к освещаемым проблемам; более восприимчивым, особенно на эмоциональном уровне, становится сознание читателей., Таким образом, изучение деятельности конкретного источника СМИ в форс-мажорные периоды жизни общества, характеризующиеся драматизмом и эмоциональной причастностью к событиям большинства аудитории, позволяет, как правило, судить о позиции издания, наиболее значимых для него направлениях редакционной политики».6 Как пишет Александр Крутов: «то, что я увидел на телеэкране, могу определить одним словом - медиапытка. В эфир шло много неопределенной информации, домыслов. Все это создавало напряженность, панику, недоверие».

«Как вы оцениваете подачу информации о расследовании событий в Беслане официальными источниками РФ, центральными СМИ, официальными источниками Республики Северная Осетия-Алания и республиканских СМИ?

П - пострадавшие, Н - не пострадавшие

официальные источники РФ Центральные СМИофициальные источники РСО-Ареспубликанских СМИ ПНПНПНПНабсолютно объективно3,04,22,32,33,33,12,31,2скорее объективно16,421,619,127,716,525,019,027,2затрудняюсь ответить14,317,817,612,415,216,620,5скорее необъективно53,345,949,94,849,345,745,839,8абсолютно необъективно13,210,412,68,618,610,916,411,4

Из данных видно, что «информация дается дозировано, то, что выгодно официальным структурам и властям. В первые часы врали о количестве пострадавших, это была сознательная политика штаба, чтобы предотвратить панические настроения. Правительственные газеты и телевидение не могут вести себя иначе, они обслуживают интересы властей, за счет которых они существуют. Информация по СМИ давалась абсолютно неверно, то говорили 150 , потом 200, затем 345, а оказалось за 1000»7


Заключение

Рассматриваемые вопросы в данной работе позволяют придти к выводу о том, что современный терроризм является настоящей угрозой для всего мира. Он влияет не только на политическую, социальную сферу, но и на психологическую атмосферу в стране, регионе.

Современный терроризм обладает огромными финансовыми ресурсами. Террористические организации имеют собственную структуру управления, которая распространена по всему миру. В условиях глобализации происходит сращивание этих группировок. Самое важное отличие настоящего терроризма от прошлого состоит том, что преимущественно на сегодняшний день используется сетевой принцип организации группировок. Его особенность состоит в том, что группировки не имеют четкой организации ролей, и разбросаны по всему мир. У них отсутствует главный штаб руководителя, перед которым пришлось бы отчитываться. Это и дает им преимущество, выявив хоть одну организацию невозможно найти остальных.

Совершение террористических акций на территории собственного государства влияет на общество в целом. Иногда это способствует поднятию духа патриотизма, сплочению населения, особенно против международных террористических сил. Но не редко это наоборот приводит дестабилизации общества, к разобщению граждан, когда население начинает винить государство, политическое руководство в неспособности защитить своих граждан. Ярким примером служат события, произошедшие в Беслане. Созданные комиссии по расследованию причин террористического акта в Беслане почти единодушно пришли к выводу о том, что данных событий можно было бы избежать, если бы правоохранительные органы действенно выполняли свою работу. Предупреждение терроризма однозначно представляет собой сложную задачу. На данный момент невозможно говорить о полном уничтожении терроризма, но определенно нужно предпринимать меры по его предупреждению. Это является обязанностью государства - защита своих граждан. Занятие антитеррористической деятельностью должно включать в себя:

) стратегические действия, то есть прогнозирование, предсказание террористической активности на определенной территории, с выявление их предполагаемых субъектов;

) предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены в ближайшее время. Это предполагает выявление объектов, субъектов терроризма, его причин;

) пресечение совершающихся террористических актов против государственных и политических деятелей. Весьма важно привлечь к наказанию не только исполнителей и пособников, но также и организаторов террористических акций;

Чертами современного терроризма выступают следующее: возросшая интернационализация связей, большая ориентация на зрелищный, драматический эффект с использование СМИ и СМК, активное использование террористов-смертников.

Терроризм наших дней не стоит на месте и с каждым днем меняет свой облик, свои виды и формы. И однозначно это проблема не потеряет свою актуальность еще многие десятилетия.


Список использованной литературы

Адельханян Р. Современный терроризм/ Р. Адельханян // Законность. - 2004. - №11. - С. 33-36

Ансимов Ю. И. Терроризм и факторы способствующие его распространению/ Ю. И. Ансимов // Юридический мир. - 2004. - №8/9. - С. 94-96

Батагова Л. Х. Сущность и содержание современного терроризма/ Батагова Л. Х. // Вестник Владикавказского научного центра. - 2008. - №4. - С.38-40. - Сведения доступны также по Интернету: <http://www.vestnik-vnc.mwport.ru/Default.aspx?tabid=1723>, свободный. - Проверено (17.03.12)

Борисов Т. Послесловие к Беслану / Т. Борисов// Российская газета. - 2005. - 16 марта. - С.7-10

Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: автореф. докторской диссертации: 23.00.02 / А. К. Боташева; Ставропол. Гос. ун-т . - Краснодар, 2009. - С. 48

Боташева А.К. Терроризм и смежные виды политического насилия: грани соотношения / А.К. Боташева //Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №12. - С. 14-19

Будницкий О. В. Терроризм глазами историка. Идеология терроризма/ О. В. Будницкий// Вопросы философии. - 2004. - №5. - С. 3-19

Быков Дмитрий 26 и 1/ Дмитрий Быков// Огонек. - 2004. - №52. - С. 46

Вайнонен Н. Иди и смотри! Пресса после Беслана/ Н. Вайнонен// Журналист. - 2004. - №11. - С.16-18

Венжер Н. Комментарии к пережитому: 1-8 сент. 2004 г.: кино на телеэкране/ Н. Венжер// Искусство кино. - 2004. - №9. - С.18-25

Воронов В. Бесконечный день террора/ В. Воронов// Новое время. - 2004. - №52. - С. 8-11

Воронов В. Пыль Беслана/ В. Воронов // Новое время. - 2005. - №10. - С.6

Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XXI века / А.А. Галкин // Политические исследования. - 2007. - №4. - С.56-61

Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка/ В.И. Даль. - М., 1955. Т. IV. С. 401

Дзуцев Х. В. Беслан после 1-3 сентября 2004 г. Социологический анализ/ Х. В. Дзуцев. - РОССПЭН М.: 2008. - 352 С.

Драгунский Д. Третий урок / Д. Драгунский// Новое время. - 2004. - №37. - С.14-15

Дмитриев. Т. Б. Терроризм как фактор стресса. Доклад академика РАМН/ Т. Б. Дмитриев// Вестник Российской академии наук. - 2004. - №5. С.429-434

Каджая В. Кошмар в Беслане / В. Каджая// Новое время. - 2004. - №37. С.3-7

Кудрявцев В. Н. Терроризм и организованная преступность в условиях глобализации / В. Н. Кудрявцев// Вестник Российской академии наук. - 2005. - №1. - С.3-9

Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения/ Н.Я. Лазарев// Социологические исследования. - 1993. - № 8. - С.23-30

Ланцов С. Политическая конфликтология: Учебное пособие / С. Ланцов. - СПб.: Питер, 2008. - С.319

Ожегов С.И.Словарь русского языка/ С.И.Ожегов. - М., 1953. С. 735-736

Паин Э.Ксенофобия - экстремизм - терроризм: до и после Беслана / Э. Паин// Дружба народов. - 2005. - №1. С.154-166

Петренко В. Ф.Кросс-конфессиональное исследование религиозной картины мира в контексте борьбы с терроризмом / В. Ф. Петренко// Вестник Российской академии наук. - 2005. - №2. - С.132-138

Пиджаков А. Ю. Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом: проблемы изучения / А. Ю. Пиджаков// Известие вузов. Правоведение. - 2003. - №3. - С.234-244

Пикин В.В. Современные аспекты международного терроризма / В.В. Пикин // Право и политика. - 2003.- № 6. - 21-27.

Толмач А.Д. Феномен терроризма в массовом сознании / А.Д. Толмач // Социологические исследования. - 2009. - №4. - С.35-40

Трунов И. Л. Борьба с терроризмом: необходима адекватная компенсация вреда его жертвам / И. Л. Трунов// Журнал российского права. - 2004. - №5. - С.44-50

Челышев В. Голос крови брата твоего/ В. Челышев// Журналист. - 2004. - №11. - С.54-56

Челышев В. Не бывает лжи во спасение / В. Челышев// Журналист. - 2004. - №10. - С. 15-17

Похожие работы на - Террористический акт в Беслане

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!