Гибридные интеллектуальные человеко-машинные вычислительные системы и когнитивные процессы
Гибридные интеллектуальные человеко-машинные вычислительные системы
и
когнитивные процессы
М.Д. Сеченов
Процесс информатизации как в
нашей стране, так и за рубежом сопровождается широким распространением
информационно- поисковых, советующих, проектирующих и других систем в различных
областях человеческой деятельности. Постоянно растущая потребность в
автоматизации обработки всё увеличивающихся объёмов информации, развитие
вычислительной техники и активизация роли человека как элемента системы
обусловливают необходимость развития человеко-машинных вычислительных систем
(ЧМВС) с целью повышения их эффективности. Анализ общей тенденции развития показывает,
что наиболее перспективным направлением является создание интеллектуальных
самоорганизующихся систем. Однако существующие методы и средства проектирования
ЧМВС и управления ими не позволяют интегрировать интеллектуальные функции в
достаточной мере. В этой связи многообещающим является поиск законов эволюции
естественных и искусственных систем. В [1] показано, что радикальным
направлением интеллектуализации является концепция на основе парадигмы
«эволюционной интеллектуальной технологии», предполагающей комплексное
использование методов и средств эволюционного синтеза имитационных моделей и их
адаптация в задачах выделенной прикладной области.
Методология развития и
совершенствования искусственных систем должна учитывать «опыт» и законы
эволюции естественных. Однако, здесь неизбежна и взаимная адаптация.
Методология взаимной адаптации помогла выявить многоструктурность процессов
принятия решений. Она позволила переходить от внешних, технических, к
внутренним, психологическим, факторам сложности интеллектуальной деятельности и
отбирать ограниченное число действительно релевантных факторов, отражающих влияние
внешних и внутренних условий труда, психологическую структуру и стратегию деятельности,
тесно коррелирующих с критериями сложности, эффективности, надёжности,
напряжённости деятельности [2].
В этой связи весьма важна
разработка практических принципов взаимной адаптации человека с новейшей
техникой и условиями труда, создание теории и методов синтеза и применение
эффективных компьютеризованных систем адаптивного взаимодействия людей между
собой и с ЭВМ по принципу гибридного интеллекта (ГИ).
Термин гибридный интеллект
был впервые введён В.Ф. Вендой в 1975 году в докладе на конференции по
семантическим вопросам искусственного интеллекта, а основы теории систем
гибридного интеллекта изложены в сборнике по инженерной психологии в 1977 году.
Теория ГИ систем, включая естественные, искусственные и комбинированные, может
быть построена на основе законов, общих для всех видов систем. В качестве
таковых В.Ф. Вендой предложен ряд законов взаимной адаптации и трансформации систем.
Взаимная адаптация акцентирует внимание на изменениях, которые претерпевают
объекты, становясь компонентами системы, на закономерностях этих изменений в
ходе становления, развития, существования, трансформации структур системы.
Взаимная адаптация человека и ЭВМ направлена на максимальное раскрытие
индивидуальных способностей, компенсацию психофизиологических недостатков, учёт
интересов лица принимающего решения. Этот процесс также ведёт к наиболее
полному использованию возможностей вычислительной техники, заложенных в ней
знаний, умений, находок и открытий предшественников.
Принципиальное отличие
методологии системы гибридного интеллекта от традиционной методологии
инженерной психологии состоит в том, что вместо анализа вариантов и попытки
выбрать из них оптимальный проводится синтез разных вариантов решений,
объединения скрытых и непосредственных участников решения [3]. По- существу,
здесь можно вести речь о наборах популяций и применении к ним генетических алгоритмов.
Система гибридного
интеллекта может рассматриваться как этап в переходе от случайной неорганизованной
творческой деятельности в решении задач нового класса к автоматизированному
решению этих задач в системах искусственного интеллекта. Такая эволюция
способов и систем решения задач рассмотрена на примере САПР А.А. Самарским.
Следует отметить что системы
гибридного интеллекта (применительно к ЧМВС) рассматриваются как
комбинированные системы, интегрально включающие в себя искусственный и
естественный интеллекты.
Искусственный интеллект -
это интеллектуальная система, реализующая априорные стратегии Sa. Другими словами, искусственный интеллект - это система, для
которой соблюдается максимальное значение коэффициента корреляции априорных и
реальных стратегий (Sp) решения задач :
. Естественный интеллект
может функционировать в интервале -1<=
<=1. При
естественный интеллект
моделирует искусственный интеллект.
Комбинирование естественных
и искусственных интеллектов в составе гибридного интеллекта производится
следующим образом [3].
Определяются
,
,
(или кусочные интервалы) {
-
}, {
-
} и т.д., где
- минимально допустимая
эффективность системы; {
-
} - интервал задач, решаемых системой.
Выявляются достоверные
и соответствующие им
интервалы {
-
}, в которых соблюдается условие
.
Строятся характеристические
кривые всех
как функции эффективности
в зависимости от факторов
сложности задач
.
Определяются все интервалы
, в которых
.
Выявляются оставшиеся
интервалы
, в которых
. Для этих интервалов подбираются дополнительные
априорные стратегии - программы автоматического решения по типу искусственного
интеллекта. Когда все априорные стратегии подобраны, то для этих интервалов
подбираются люди и соответствующие им реальные стратегии
, которые могут обеспечить в
этих интервалах эффективность
.
Все априорные стратегии
и реальные стратегии
проверяются на ассоциативность,
так чтобы были возможны взаимопереходы между ними, причём трансформационные
точки ответственных переходов должны соответствовать достаточно высокой
эффективности
.
Ответственными считаются
такие переходы между стратегиями, которые имеют выходное значение. Например,
если в ходе работы системы значение
непрерывно изменяется от
, при котором действует и
определяет эффективность всей системы стратегия
, до
, при котором действует и
определяет эффективность всей системы стратегия
, то переходная
эффективность стратегий
и
должна быть не ниже
заданной:
.
Условие 5 можно назвать
условием высокопроизводительной трансформации.
Главное следствие закона
трансформаций состоит в том, что если система, имеющая определённую структуру,
достигла стабильного максимума своей эффективности при данной структуре, то повысить
эффективность системы можно, только изменив её структуру ; но переход возможен
лишь через любое общее состояние для структур, эффективность системы в котором
ниже, чем в максимуме имеющейся структуры. Иначе говоря, при переходе на другую
структуру, в том числе и существенно более перспективную по возможному при ней
максимуму эффективности, возникает тенденция снижения эффективности на период,
необходимый для трансформации старой структуры в новую. Основанная на этом
законе трансформационная теория обучения, развития, динамики систем значительно
расширяет возможности анализа закономерностей и прогнозирования индивидуального
развития и системного прогресса.
На основании вышеизложенного
в [1] предлагается концепция интеллектуализации глобальной
информационно-вычислительной системы (ГИВС), обеспечивающей : включение в
состав системы человека в качестве активного интеллектуального элемента ;
возможность интеллектуального взаимодействия человека и системы ; реализацию
функций самоорганизации ГИВС в условиях постоянного слежения за динамикой
процессов, протекающих в макросистеме и состоянием её элементов.
Дальнейшее развитие эти идеи
получили в [4]. Здесь рассматривается необходимость обеспечения устойчивого
функционирования системы на основе совершенствования процесса и технологических
средств формирования, получения, распознавания, обучения, запоминания и
использования знаний. В основе лежит разработка целостного представления
процесса накопления знаний в технологии при учёте эволюционного единства её с
макросистемой. Это приводит к концепции вложенности всех компонент
макросистемы, таких её подсистем, как интегрированные базы знаний (БЗ)
различного уровня, с одной стороны, и к вложенности когнитивных процессов
(процессов приобретения знаний), обеспечивающих интеграцию, - с другой.
Используется следующая схема вложенности систем приобретения знаний : объект
познания (макросистема), субъект познания (система), средство отражения объекта
в субъекте (технология) и результат познания (БЗ).
На рис. представлена
структура системы познания, в которой осуществляется процесс приобретения
знаний [4].
Обратные
связи продуктивных действий
ИБЗ
Zm
Dm Ds Dt ИБЗ Zs
Yt
Макро- Ym Система Ys Технология
БЗ
система
М S
T Zt
Im Is Is It It
Обратные связи интеллектуальной интеграции
Рис.1 Структура процесса
познания макросистемы
Здесь база знаний Zt (БЗ Zt) на технологическом уровне
является подсистемой технологии Т, на системном уровне технология Т и её БЗ Zt составляют интегрированную базу знаний (подсистему) системы S (ИБЗ Zs) и, наконец, на
макросистемном уровне система S и ИБЗ Zs составляют интегрированную базу знаний макросистемы М (ИБЗ Zm).
Процессы взаимодействия
между компонентами и соответствующие им связи разбиваются на два типа:
– связи, определяющие
процесс приобретения знаний, соответственно: прямые и обратные связи
взаимодействия макросистемного (Ym, Im), системного (Ys, Is) и технологического (Yt,
It) уровней;
– связи, отражающие
деятельностное взаимодействие элементов структуры на основе результатов
познания, соответственно: связи продуктивного взаимодействия макросистемного Dm, системного Ds и технологического Dt уровней. Связи, определяющие процесс приобретения знаний,
назовём интеллектуальными.
Прямые интеллектуальные
связи обеспечивают систему нижележащего уровня информацией об изменении
проблемной ситуации в системе вышележащего уровня. Обратные же интеллектуальные
связи обеспечивают информацией о предыстории познания, которая включает
информацию об изменениях в соответствующих базах знаний. Через прямые
интеллектуальные связи осуществляется процесс передачи знаний в базу знаний
того же уровня: от M через Ym в ИБЗ Zm, от S через Ys в ИБЗ Zs, от T через Yt в БЗ Zt. Этот процесс назовём
процессом интеллектуализации.
Прямые (Ym, Ys) и обратные (Is, It) интеллектуальные связи, а
также обратные связи продуктивных действий (Dm,
Ds, Dt)
определяют процессы накопления и суммирования знаний на каждом уровне -
процессы макросистемной, системной и технологической интеллектуальной
интеграции. Таким образом, макросистемная интеллектуальная интеграция
осуществляется при учёте предыстории Im от ИБЗ Zm, предыстории Is от ИБЗ Zs и связи продуктивных действий Dm, что
позволяет макросистеме M выдать в качестве
результата интеграции новое знание Ym. Системная интеграция
осуществляется при учёте предыстории Is от ИБЗ Zs, предыстории It от БЗ Zt и связи продуктивных действий Ds, что
приводит к результату интеграции в системе S нового знания Ys, выдаваемого в ИБЗ Zs. Интеллектуальная
технологическая интеграция происходит по предыстории от БЗ Zt и под действием связи продуктивных действий Dt, что выражается в результате Yt,
выдаваемого в БЗ Zt. Таим образом, процесс
интеллектуального взаимодействия смежных уровней определяется как процесс
интеллектуальной интеграции.
P1(It) - процесс самоадаптации технологии T к предыстории It;
P2(Dt) - процесс самокоррекции на основе продуктивных действий
относительно параметров, структур, организации технологии T;
P3(It, Dt) - процесс адаптивной самокоррекции технологии T (совместное выполнение процессов P1 и P2).
Можно показать, что
объединение процессов P1¸P3 может рассматриваться как процесс самопознания в условиях
замкнутости, т.е. использования знаний только внутреннего контура.
Кроме того, технологический
контур как элемент системы S испытывает воздействие Ys (в другом временном темпе), что обусловливает следующие
процессы:
P4(Ys) - процесс обучения технологии T как
элемента системы;
P5(It, Ys) - процесс адаптивного обучения технологии T;
P6(Dt, Ys) - процесс корректирующего обучения технологии T (коррекция параметров и/или структуры на основе обучения);
P7(It, Dt, Ys) - процесс корректирующего адаптивного обучения на
основе знания системы с адаптацией технологии T к
предыстории It (одновременное выполнение
процессов P4-P6).
Таким образом, в
технологическом контуре процесс познания включает совместную (интеграция) и
раздельную реализацию семи процессов P1-P7, сложным образом
взаимодействующих между собой в процессе интеллектуальной интеграции.
В заключение необходимо
упомянуть ещё одну монографию [5], где с позиций системной вложенности рассматривается
происхождение и развитие интеллектуальных самоорганизующихся (СО) объектов.
Проведённый анализ показал, что самоорганизующимися, т.е. творящими природу, а
следовательно в той или иной мере интеллектуальными, могут быть только те
объекты, которые как минимум способны распознавать, обучаться и запоминать.
Автором предлагается рекуррентная теория самоорганизации, использующая ряд ещё
не совсем привычных понятий. В работе сформулирован тезис о бесконечной
множественности в природе типов и экземпляров СО объектов, позволивший
поставить вопрос о единых механизмах генезиса их внутренней структуры, свойств
и принципов функционирования. Показано, что главным свойством СО объектов
является их способность быть создателем самих себя, сообщества себе подобных и
внешних по отношению к ним несамоорганизующихся объектов, т.е. обменных квантов.
В процессе обмена этими квантами друг с другом СО объекты и реализуют феномен
«создателя».
Список
литературы
Букатова И.Л., Макрусев
В.В. Интеллектуализация глобальных информационно-вычислительных систем :
основы, концепция, проблемы. М.: ИРЭ РАН.- Препринт №7 (595), 1994.- 37 с.
Венда В.Ф. Инженерная
психология и синтез систем отображения информации.- М. : Машиностроение, 1982.
-400 с.
Венда В.Ф. Системы
гибридного интеллекта : Эволюция, психология, информатика. - М. : Машиностроение,
1990. - 448 с.
Букатова И.Л., Макрусев
В.В. Когнитивные процессы эволюционирующих систем. М.: ИРЭ РАН.- Препринт №10
(598), 1994. - 32 с.
Клименко А.В. Основы
естественного интеллекта. Рекуррентная теория самоорганизации. Версия 3. Ростов
н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1994. - 304 с.