Общественно-политические факторы терроризма на Ближнем Востоке (по материалам Сирии)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,92 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общественно-политические факторы терроризма на Ближнем Востоке (по материалам Сирии)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Арабо-израильский конфликт, борьба за источники энергоресурсов, международный терроризм и экстремизм, наращивание вооружения, политическая нестабильность и другие, уже глобального масштаба, проблемы Ближнего Востока остаются актуальными, особенно в свете последних событий 2013 г. (ситуация в Сирии).

Ближний Восток - перекресток трех континентов, где наследие великих цивилизаций тесно переплелось с политическими, экономическими, религиозными и военными проблемами сегодняшнего дня. Специфика геополитического положения ближневосточного конфликта придает особую остроту проблемам национальной безопасности государств и народов, как непосредственно вовлеченных в сферу его действия, так и всего региона в целом. События последнего времени - вспышки насилия на территории Сирии, от которых страдает мирное население, активное использование оружия противоборствующими сторонами конфликта; общее обострение ситуации - лишний раз подтвердили тот факт, что на Ближнем Востоке сохраняется состояние перманентной нестабильности, отсутствуют гарантии поддержания мира и безопасности, расположенных здесь государств.

В современных условиях, терроризм перерос в глобальную проблему человечества, создавая непрерывную угрозу дестабилизации. Особую озабоченность вызывает рост терроризма и исламского экстремизма на оккупированных территориях Сирии. Активизация радикальных исламских группировок на Ближнем Востоке и фундаментализм повлекли за собой такие страшные последствия для всего мирового сообщества, как неконтролируемость создаваемой фундаменталистами террористической инфраструктуры, усиление роли религиозного фанатизма, резкое увеличение терактов, совершаемых террористами-смертниками. Исламский фундаментализм и терроризм на Ближнем Востоке превратились в феномен международной политики. Террористы активно расширяют национальную и социальную базу, оправдывая свои действия равнодушием мирового общественного мнения к их проблемам, а также эффективностью террора.

Актуальность и научная значимость исследования терроризма на Ближнем Востоке вызываются, во-первых, необходимостью изучения корней, основ, базы возникновения терроризма и его распространения; во-вторых, потребностью выявления общего и особенного в содержании терроризма, в-третьих, Сирия, находящаяся в состоянии конфликта с Израилем и подвергающаяся постоянному давлению со стороны США, остро нуждается в поддержке России и мирового сообщества, в необходимости повышения эффективности мер борьбы с терроризмом, как внутригосударственным, так и международным, делает актуальной тему работы. Степень научной разработанности проблемы. Предпринятое изучение темы, показывает, что при значительном объеме публикаций государственных деятелей, военных экспертов, отечественных и зарубежных исследователей целостный системный анализ динамики развития проблемы терроризма в регионе Ближнего Востока еще не стал предметом специального исследования ни в российской, ни в зарубежной историографии. Вместе с тем в историографии накоплены научные знания по различным аспектам исследуемой проблемы.

Весомый вклад в изучение терроризма на Ближнем Востоке в отечественной науке внесли труды востоковеда Е.М. Примакова. Квинтэссенция его взглядов на терроризм и исламский экстремизм состоит в следующем: во-первых, терроризм теряет связь с государственными структурами (Иран, Ливия, Ливан, Сирия) и входит в арсенал методов религиозных сепаратистских и политических движений; во-вторых, он распространяется далеко за национальные рамки, действуя на мировой арене; в-третьих, особую опасность терроризм представляет вследствие реального или потенциального доступа к оружию массового поражения, возросших финансовых и информационных возможностей экстремистских групп.

Важное значение имеют сборники, выпущенные Институтом изучения Израиля и Ближнего Востока Российской академии естественных наук: «Ближний Восток: проблемы региональной безопасности», «Арабский Восток: ислам и реформы», «Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке», «Политическая элита Ближнего Востока», «Ближний Восток и современность», «Мусульмане на Западе»; «Востоковедный сборник», сборник статей «Армия и власть на Ближнем Востоке». Эти работы позволяют получить представление о круге существующих проблем, а также о широком спектре мнений и оценок отечественных исследователей по данным вопросам. Авторы анализируют процессы, происходящие на Ближнем Востоке, в частности, в регионе арабо-израильского конфликта.

Вопросы соотношения религии и политики в Ближневосточном регионе раскрываются в работах М.П. Мчедлова «Религия и современность», «Политика и религия», в публикациях Н.В. Жданова и А.А. Игнатенко «Ислам на пороге XXI века», «Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. История. Идеология. Деятельность», в работах JI.P. Полонской, С.М. Алиева, А.И. Ионовой, И.А. Ушакова, А.К. Лукьянова, С.Б. Дружиловского, JI.E. Склярова и ряда других отечественных востоковедов и политологов по исламской проблематике. Влияние ислама на развитие терроризма и экстремизма рассмотрены в работе известного российского ученого В.Е. Донцова «Ислам в международных отношениях».

Интересный материал содержится в сборниках статей: «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии, «Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики», «Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока», «Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока», «Ислам. Религия, общество, государство».

Важное место среди материалов по теме исследования занимает научный труд А.Г. Бакланова «Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы региональной безопасности», который представляет собой первое отечественное исследование проблемы в сфере безопасности на Ближнем Востоке и ее воздействие на общее состояние международных отношений. В монографии освещены вопросы взаимодействия между арабскими государствами и Израилем в контексте проблемы безопасности.

В историографии коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные проблематике международных отношений и прежде всего проблемам Ближнего Востока, арабского мира, арабо-израильского конфликта. Это - трехтомная монография «Зарубежный Восток и современность (основные проблемы и тенденции развития зарубежного востока)», «Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985», «Новейшая история арабских стран Африки», «Арабский мир: три десятилетия независимого развития».

Большую ценность с точки зрения исследования проблемы имеет фундаментальная работа В.Е. Петрищева «Заметки о терроризме». В книгу вошли его отдельные статьи и выступления, в которых рассматриваются различные аспекты терроризма и борьбы с этим явлением. Автор вскрывает причины терроризма и обстоятельства, способствующие реализации террористических замыслов

В монографии К.В. Жаринова «Терроризм и террористы» особое внимание уделяется непосредственно организациям и отдельным личностям, связанным с терроризмом.

Особый интерес, вызывает сборник «Современный терроризм: состояние и перспективы» под ред. Е.И. Степанова. В книге освещаются основные аспекты конфликтологического анализа терроризма как социально опасного явления. Рассмотрены его история, социально-политические основания, типология, формы и механизмы осуществления, факторы обострения и нейтрализации, средства и способы предотвращения и преодоления.

Несомненный интерес представляет работа К.Н. Салимова «Современные проблемы терроризма», в которой освещаются теоретические основы изучения проблемы терроризма, а также криминологический и военный аспекты. Целый ряд вопросов терроризма рассмотрен в статье руководителя Центра стратегического развития, генерал-майора А.И. Гушера «Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества».

Весомый вклад в осмысление современного террора и терроризма вносит профессор философии И.М. Ильинский. В его исследовании «О терроре и терроризме» рассматривается такая важная научная проблема: о том, почему до настоящего времени ученые не смогли в достаточно корректной форме внести определение понятия «международного терроризма».

Исследуемая тема в той или иной мере разрабатывается известными иностранными учеными, такими как Э. Шоу, С. Хантингтон.

Важнейшие исследования о сирийской проблеме освещаются в работах Александрова А.И., Косача И.Г., Филоника А.О., Шенникова В.Ф., Арипова A.B.

Российский востоковед В.М. Ахмедов, предлагая в своих трудах анализ внутренней политики Сирии, отмечает разделение населения Сирии на шиитов и суннитов как фактор, представляющий угрозу для внутренней безопасности страны.

Государственную структуру Сирии исследовал также и другой востоковед, З. Эял, отмечавший, что органы безопасности и управления находятся в руках семьи Б. Асада и что суннитам в этой сфере невозможно занять руководящие посты. Особый акцент ученый делает на том, что поскольку решения государственного уровня принимаются узким кругом лиц, имеющих отношение к Б. Асаду, они отличаются гибкостью и быстротой принятия. З. Эял затрагивает в своих работах и особенности внешней политики в период президентства Б. Асада.

Объект исследования - терроризм.

Предмет исследования - общественно-политические факторы терроризма в Сирии.

Хронологические рамки исследования - с 2011 по 2013 гг. Выбор рамок связан с современным сирийским кризисом.

Цель исследования - выявить общественно-политические факторы терроризма в Сирии.

Для достижения цели необходимо решить следующие взаиосвязанные задачи исследования:

определить сущность и атрибутивные признаки террориза, его основные концепции;

установить систему общественных факторов терроризма;

раскрыть политико-властные факторы терроризма;

изучить начало террористических актов в Сирии;

выявить основные влияния зарубежных стран на сирийский кризис.

Теоретико-методологическая основа исследования.

При проведении исследования широко использовались методы бихевиоризма, институцианализма, также статистический, политико-правовой и различные технологии экспертной оценки.

Использовался аналитический подход, что позволило рассмотреть проблему всесторонне, во всех ее противоречиях и динамике.

Социально-политический подход к исследованию терроризма позволяет определить цели, задачи, силы и средства терроризма, несколько шире - субъекты, объекты и методы, и в большинстве случаев его можно рассматривать как основополагающий подход.

Социально-политический подход к исследованию терроризма достаточно полно объясняет причины возникновения этого явления и определяет систему мер по противодействию росту преступлений террористического характера.

Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить проявления терроризма на различных исторических этапах и в различных общественно-политических системах.

Необходимость широкого освещения целого ряда решаемых Сирией внешнеполитических проблем определила проблемно-хронологический, системный и междисциплинарный подходы, учитывающие взаимодействие всего комплекса факторов - политических, военных, экономических, этнических, конфессиональных, культурных и др.

Эмпирическую базу исследования представляют законодательные акты Сирийской Арабской Республики (Сирии); нормативные акты и официальные документы Министерства Сирии; декларации, конвенции, соглашения ООН и других международных организаций; научные и научно-популярные труды российских и зарубежных исследователей - философов, политологов, историков, правоведов, государственных и религиозных деятелей; материалы дискуссий; сборники материалов научно-практических конференций международного и национального масштабов; коллективные монографии и аналитические статьи по проблемам Ближнего Востока, изданные Российской Академией наук; выступления политических лидеров, материалы периодических изданий таких как «Итоги», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Дипломатический ежегодник», «Известия», «Азия и Африка сегодня», «Восток», «Восточная коллекция», «The Observer», «Time» и сообщения Интернет.

Научная новизна исследования определяется следующими

основными исследовательскими результатами работы:

определены сущность и атрибутивные признаки террориза, его основные концепции;

установлена система общественных факторов терроризма;

раскрыты политико-властные факторы терроризма;

изучено начало террористических актов в Сирии;

выявлены основные влияния зарубежных стран на сирийский кризис.

Структура исследования.

Структура работы соответствует поставленным задачам и соответствует логике их решения. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и библиографического списка.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1 Сущность, признаки, основные концепции

сирия терроризм концепция кризис

Известно, что актуальнейшей темой современных общественно-политических и научных дискуссий и исследований является терроризм. Практически в каждом уголке мира, люди испытывали на себе влияние террористической деятельности. И каковы бы не были объяснения государства, власти, ученых о причинах возникновения терроризма, о прогнозах его развития, количестве жертв и методах борьбы, терроризм по-прежнему остается неотъемлемой частью жизни каждого человека на земле.

Научный подход к изучению любого явления предполагает выявление его сущности и причинноследственных связей. Существует никаких сомнений, что поиски в понятие терроризма требует изучения различных аспектов его исследования как рассмотрения сущности терроризма, его исторических, социально-политических, идеологических и психологических корней.

Террористы подрывают социально-экономические и политические структуры страны. По идеологиям террористов, им нет необходимости объявлять войну, которая требует высокие затраты и тяжелые потери. Разнообразие терроризма и его тактики служили поводом тому, что различают 3 вида терроризма: внутренний терроризм, государственный терроризм и терроризм, организованный преступными группами. Нужно отметить тот факт, что до сентября 2001 года не существовала общепринятого определения терроризма, пока не разрушился Всемирный торговый центр и Пентагон.

С обширным появлением на свете различных концепции и различных исследований на данной теме крупные государства, доминирующие на мировом арене трактовали свои понятия терроризма для достижения поставленных политических целей, что привело к смешению понятия терроризма, в соответствии с правом на самооборону от агрессии государства, также смешались с вооруженным сопротивлением государства, чьи территории оккупированы, такие как Палестина, Ливан, Ирак и другие. Отслеживая события, крупные страны особенно доминирующие на мировой арене не ставит четкого определения, конкретно связанных с терроризмом, поскольку она сталкивается с экономическими и политическими интересами. К сожалению, реальность оказывается полнее, чем формулировки официальных документов. Например, в США терроризм определяется как «преднамеренное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения и «нонкомбатантов» с использованием отдельных национальных групп или тайных агентов, как правило, с намерением повлиять на массовое сознание населения».

В Китае, например, среди воинственных тайных обществ, использующих терроризм в качестве средства достижения своих целей, существовали уголовные банды пиратов, разбойников, вымогателей. Эти организованные группы владели игорными домами, занимались контрабандой. Некоторые наиболее крупные банды имели политические амбиции с преобладанием антиманьчжурских настроений. При этом они достигали своих целей путем запугивания общества и представителей власти насилием или угрозой насилия.

Наибольшее распространение терроризм получил в середине XIX века. В Европе стали возникать террористические организации революционного, уголовного и националистического характера. С самого зарождения массового террористического движения оно разделилось на несколько отчетливо видимых направлений.

Таким образом, в разных странах различные группы и организации поняли, что с помощью такого явления как терроризм можно эффективно добиваться достижения своих целей с наименьшими затратами сил и средств.

Также, научное сообщество изучает этот феномен, проводится большое количество исследований по различным направлениям, то есть, так или иначе, затрагивает проблему терроризма и безопасности. Например, политологи рассматривают круг вопросов связанных с политическим характером террористической деятельности. Психологи изучают причины совершения терактов, психологические последствия пребывания в заложниках и так далее. Социологи изучают терроризм как социальное явление, а безопасность рассматривают как основное условие существования общества. Тем не менее, недостаток большинства современных исследований при всей их обстоятельности и фундаментальности заключается, в том, что терроризм в каждой специальности рассматривается по отдельности.

Следовательно, выявление сущности терроризма представляет собой актуальную исследовательскую задачу, решение которой предполагает теоретическое и методологическое осмысление практических проявлений этого социально-политического феномена, сопряжённого с насилием, устрашением в целях достижения политических уступок от функционируюшей власти. Терроризм многолик, поликазуален, что, безусловно, требует детального теоритического анализа и исследования. Существует более ста определений террора и терроризма, но ни одно из них не является достаточно определенным. Слово террор произошло из латинского языка: terror - страх, ужас. Действительно, любые действия террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие, принуждение, угрозу. Главное средство достижения цели для любого террориста - это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса. Принимая во внимание крайнюю общественную опасность и жестокость актов террора, их антисоциальность и антигуманность, терроризм можно определить как общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных целей.

Следовательно, также очевидно, что мнения историков и политологов относительно времени возникновения терроризма довольно заметно расходятся. Некоторые ученые приравнивают к терроризму любое политическое убийство и таким образом корни терроризма отодвигаются в античные времена, если не в еще более ранний период; другие считают терроризм феноменом конца ХХ века. Так, Н. Неймарк относит происхождение современного терроризма к эпохе пост-Наполеоновской Реставрации. О.В. Будницкий полагает справедливым мнение историков (Р. Фредландер, З. Ивиански и др.), относящих возникновение явления, именуемого «терроризмом» к последней трети XIX - началу ХХ века. Обосновывается данный тезис тем, что превращение терроризма в систему было бы невозможно ранее по чисто техническим обстоятельствам. Возникновению терроризма нового типа способствовал технический прогресс - изобретение динамита, а также развитие средств массовой информации и способов передачи информации, в частности, телеграфа. Это многократно увеличило пропагандистский эффект террористических актов.

Важно отметить, что обязательным компонентом терроризма является наличие политической цели. По этому поводу известный специалист по терроризму У.Лакер пишет: «Терроризм представляет собой нелегитимное использование силы для реализации политической цели путём угрозы невинным людям».

Современный терроризм - сложное социально-экономическое явление вышедшее за рамки национальных границ и превратившееся в серьезную угрозу для населения всего земного шара.

Следует признать, что выработать универсальное определение терроризма невозможно. Это подтверждает и один из крупнейших зарубежных исследователей У. Лакер, который считает, что общая теория терроризма невозможна, потому что у этого феномена непомерно много разных причин и проявлений. Неопределённость понятия терроризм заложена в жизни и эволюции данного явления.

Проникновение в сущность терроризма как социального явления, может быть продуктивным с точки зрения уяснения многообразных форм его проявления и всего спектра причин, его порождающих. Чтобы понять суть явления, нужно хорошо разобраться в формах его проявления. Терроризм, как и любое другое социальное явление, имеет много форм своего проявления. А многообразие форм порождает желание классифицировать их.

Возможны и другие классификации. Например, А.П. Шмид и И.Д. Грааф подразделяют терроризм на следующие три типа. Первый - повстанческий терроризм, направленный против государства. В нем выделены три подвида:

а) социальный революционный терроризм, имеющий целью стимулирование мировой революции;

б) сепаратистский, националистический или этнический терроризм, стремящийся к радикальным переменам, но регионального, а не глобального масштаба;

в) терроризм, добивающийся привилегий для определенной группы.

Второй тип - государственный или репрессивный терроризм. Третий тип - терроризм «стоящих на страже», который не является государственным, но и не направлен против государства.

Учитывая бесконечное многообразие, смыкание и переплетение различных форм терроризма, классифицировать их очень непросто, и любая форма классификации будет в чем-то условной и в большей или меньшей степени неполной. Почти ни одна разновидность терроризма не укладывается целиком в какую-либо ячейку типологической сетки. Но сама такая классификация необходима, ибо без четких исходных критериев и параметров невозможно дать достоверную характеристику конкретным разновидностям современного терроризма.


1.2 Система общественных факторов терроризма

Терроризм - преступление против общественной безопасности, субъектами которой являются личность, общество, государство. Терроризм возникает не на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, способствующие этому. Их выявление и исследование раскрывает природу терроризма как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Помимо того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом.

Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные, - для которых становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм имеет тенденцию к росту именно в переходные периоды и этапы жизни общества, когда в нем создается определенная эмоциональная атмосфера, а неустойчивость является основной характеристикой базовых отношений и социальных связей. Это является благодатной почвой для взращивания насилия и агрессивности в обществе и приводит к тому, что та или иная экономическая, этническая, социальная, религиозная или другая группа пытается навязать свою волю обществу, используя при этом в качестве инструмента реализации своих устремлений насилие.

Проблема терроризма приобретает особую остроту в период социальных конфликтов, которые являются провоцирующим фактором террористического поведения. В свою очередь, причиной возникновения конфликтных ситуаций является переходный период, коренное изменение социально-политического и экономического устройства общества. Конфликты отличаются длительностью, степенью остроты противоречий, методами разрешения.

Наиболее существенными причинами, порождающими терроризм являются тяжелые экономические кризисы, которые создают условия социального противостояния, сформировывают особое состояние массового сознания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, настроение неуверенности, не оправдавшихся ожиданий, социального страха, озлобленности и агрессивности. В этих условиях легко воспринимаются экстремистские призывы к акциям протеста. Нищета, безработица, безысходность, крайняя дифференциация населения по уровню доходов, слабость государственной власти, ее неспособность обеспечить безопасность личности и ее имущества приводят к тому, что культ насилия начинает стремительно прокладывать себе дорогу, и экстремизм в этих условиях становится неотъемлемой частью менталитета общества. Утрата людьми уверенности в своем настоящем и будущем, разрушение всех идеалов бывшего стабильного общества, царящая везде атмосфера насилия и жестокости, культивируемая средствами массовой информации, создают весьма благоприятные условия для роста преступности, а терроризм приобретает масштабы национального бедствия.

Особого внимания заслуживают и психологические аспекты проблемы терроризма. Их анализ нужен для объяснения не только конкретного террористического акта и его причин, но и всего явления терроризма в целом. Знание психологии терроризма позволяет понять, от кого можно ожидать соответствующих действий, что представляет собой террорист как личность, как предупреждать и расследовать преступления, связанные с террором, как наказывать виновных. Основу психологического познания терроризма составляет анализ мотивов этого преступления.

Подводя итоги, можно сделать вывод, если остановиться на вопросе о непосредственных причинах обращения к террористической деятельности, то это:

причины психопатологического характера. Среди ученых-психологов ведутся дискуссии относительно того, кто преобладает среди террористов - нормальные люди или люди с психическими отклонениями. Большинство исследователей склоняются все же к первому;

мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения, обезличивания, стандартизации;

корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения террористических актов;

очень часто терроризм является результатом «железного» убеждения в обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом «спасения» своего народа или даже всего человечества.

1.3 Политико-властные факторы террористической активности

Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый - даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.

Уровень терроризма и конкретные формы его проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой - эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности, по профилактике и пресечению самого терроризма.

Негативное воздействие оказывают и противоречия в политических отношениях, среди которых принципиальное значение приобретают:

противоречия между демократическими конституционными принципами и реальной практикой;

противоречия, вытекающие из продолжающегося процесса политического размежевания общества, формирования социальных групп и слоев с противоположными политическими интересами;

противоречия, порожденные отчужденностью между властью и населением;

противоречия, вызванные ослаблением социально-экономических и культурных связей между центром и регионами, а также между отдельными регионами.

Вся совокупность социальных, экономических, политических и иных противоречий дополняется противоречиями в духовной сфере, влекущими за собой деградацию духовной жизни общества, разрушение исторических, культурных, нравственных традиций, гуманистических ценностей, утверждение культа индивидуализма, эгоизма, жестокости и насилия, неверие в способность государства защитить своих граждан, формирование в обществе настроений национального унижения и обесценивание таких понятий, как долг, достоинство, честь, т.е. потерю идеологии государственности. Именно при возникновении таких явлений происходит героизация уголовных авторитетов, бандитов и террористов.

Важнейшими причинами являются все же аномалии политические, территориальные, идеологические, религиозные. Углубляющийся социальный, экономический, духовный и политический кризис, ослабление правопорядка порождают новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и организации все чаще прибегают к насилию. Разрушая и убивая, террористы преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими лишь как средства достижения целей. Терроризм в широком понимании сочетает самые разные формы террористической деятельности - от политической, идеологической, религиозной до разовых кровавых акций, от справедливой вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и политических интересах.

Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают полной картины этого сложного феномена. Имеется много частных, индивидуальных причин и мотивов обращения к террористической деятельности, например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности, эмоциональные аффекты и т.д.

Сущность террористической деятельности проявляется в основных взаимных связях и противоречиях государственной политики с экономикой, идеологией социальных сил, государств, их взаимодействия по поводу безопасности государственной власти, государства, т.е. по вопросу сохранения, укрепления государства на внутригосударственном и межгосударственном уровнях исторического процесса. Сущность выражается во всей совокупности внутренних сторон, отношений, моментов и законов развития террористической деятельности, в ее конкретном всеобщем основании всего многообразия явлений терроризма, которые порождает функция подрыва государственного строя, его политической системы.

Поэтому причины, а также мотивации терроризма должны быть исследованы так, чтобы в фокусе внимания были те факты, которые порождают именно терроризм, а не какое-либо другое явление. Только в этом случае предупредительные усилия будут конкретными и отчасти эффективны, что особенно важно. исходя из различных видов терроризма можно предложить следующую группировку его причин:

. Нерешенность национальных, экономических, социальных, государственных, религиозных и иных проблем, имеющих для данной этнической общности важное значение, а также стремление к перераспределению жизненных ресурсов и природных богатств в пользу данной общности.

. Несовпадение этнических и религиозных границ, предъявление в связи с этим террористических и политических претензий одной нацией другой, одной религией - другой, а также желание сделать свою страну мононациональной или монорелигиозной.

. Стремление какой-либо этнорелигиозной, национальной группы или организации захватить государственную власть путем отделения от остальной страны. Такое стремление часто порождается неумелой, непродуманной политикой центральной власти в отношении этнических и религиозных регионов, а также отсутствие мер по нейтрализации негативных последствий, возникающих при перестройке иерархических структур, нарушение прежнего баланса сил и возможностей, ущемление прав представителей данного этноса или конфессии.

. Стремление какой-либо этнической или религиозной группы к сохранению своей идентичности и в связи с этим сопротивление навязыванию им иных образа жизни, культуры, системы ценностей мировоззрения и миропонимания. Вполне возможно, что именно поэтому крайне враждебное отношение некоторых незападных сообществ к западной культуре, питающее террористические устремления отдельных групп, проистекает именно из активного неприятия западных стандартов и ценностей.

. Чрезмерная симбиотическая связь данной национальной или религиозной групп со своей культурой, языком, символикой и т. д. Любое покушение на нее порождает страх тотальной катастрофы, а поэтому оправдываются любые средства ее предотвращения.

. Политическая борьба, опирающаяся на религиозное, национальное или националистическое движение и эксплуатирующая иррациональные, низменные побуждения отдельных слоев населения.

Одна из главных целей террористов, как считают многие исследователи, - привлечь внимание общества и даже вызвать его симпатию. Поэтому они стремятся к рекламе, а не самоуничтожению, хотя встречаются и террористы-смертники, но это скорее исключение из правила. Без системы массовой информации, особенно телевидения, а именно ярко транслируемых терактов в живом эфире, террористы не могли бы иметь шанса выдвинуть властям свои требования и надеяться на их выполнение, поскольку реакция населения на террористические акты была бы менее эмоциональной и масштабной.

Таким образом, терроризм сегодня - главное орудие для получения политической и экономической выгоды, а террорист - профессионал, знаток своего дела, способствующий достижению поставленной цели.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ СИРИЙСКОМ КРИЗИСЕ

.1 Начало террористических актов в Сирии

Антиправительственные выступления, спорадически вспыхивавшие в ряде сирийских городов и районах в последние два-три года, стали превращаться в центры оппозиции. Политическая ситуация в них приняла особенно непримиримый характер. Там внедрились вооруженные группировки, которые вступили в вооруженные столкновения с силовыми структурами страны. Шаг за шагом они привели страну к кровавому противоборству между существующей властью и разношерстной оппозицией. Лидеры повстанцев требовали отставки президента и правительства, а также демократизации политической системы.

В Сирии протестные выступления с требованием улучшения условий жизни и демократических реформ начались в марте 2011 г. в г. Дараа, расположенном на границе с Иорданией и Израилем. Вскоре они рапространились на другие города Сирии и стали перерастать в столкновения с силами правопорядка и призывам к свержению правящего режима. Башар Асад, избранный президентом Сирии в 2000 г. после смерти своего отца Хафеза Асада, объявил о предстоящем проведении реформ в социально-экономической и политической сфере, в том числе о предоставлении большей свободы политическим партиям, а также снятии запрета с сирийского движения «Братья-мусульмане». 29 марта 2011 г. в Дамаске и в ряде других крупных городов Сирии, таких как Алеппо, Латакия, Хомс, Хама, прошли многотысячные митинги и демонстрации в поддержку президента Башара Асада. Однако антиправительственные манифестации и столкновения с силами правопорядка продолжались и принимали все более ожесточенный характер. В результате ожесточенные столкновения вспыхнули на севере, юге и востоке страны, усилилившись к концу года. На этом этапе ряд повстанческих отрядов объединились, провозгласив образование Свободной армии Сирии, и таким образом стали демонстрировать более организованный характер своих боевых операций.

Акции протеста имели место в ряде городов Сирии, в основном пограничных с Иорданией, Ливаном, Турцией. Наиболее драматические события произошли в г. Джиср аш-Шугур (50 тыс. жителей), на границе с Турцией, где погибли около 120 сотрудников службы безопасности и полиции. Оппозиционные режиму силы заявляли, что эти сотрудники, якобы отказавшиеся «стрелять в народ», были расстреляны сирийской армией. Официальные власти обвинили в их гибели «вооруженных боевиков-террористов, проникших в Сирию из-за рубежа».

Необходимо отметить также, что практически все города, где происходили антиправительственные выступления, расположены вблизи границы - г. Дараа на границе с Израилем и с Иорданией, г. Джиср аш-Шугур менее чем в 20 км от Турции, г. Хомс - в 30 км и г. Хама - менее чем в 80 км от ливанской границы, г. Дейр эз-Зор - менее чем в 100 км от границы с Ираком. Сирийская оппозиция, центры которой находятся в основном за пределами Сирии (в Турции, Ливане, Иордании), используя недовольство части населения, провоцирует антиправительственные выступления в данных приграничных районах. Силы, оппозиционные правящему сирийскому режиму, условно можно разделить на две категории: первая - либерально-демократическая оппозиция, стремящаяся к проведению демократических реформ, развитию многопартийности, свободы слова, устранению всевластия спецслужб и монополии алавитского клана Асадов на власть. Она представлена в основном частью либерально настроенной сирийской интеллигенции (в большинстве своем проживающей на Западе, ориентированной на сближение с США и ЕС), некоторыми бывшими членами сирийского руководства, не согласными с политическим курсом Башара Асада и эмигрировавшими за пределы Сирии, представителями «Братьев-мусульман» и курдскими сепаратистами, программным требованием которых является «получение таких же прав, которые имеет курдская община в Ираке.

Вторая - радикальная оппозиция, главной целью которой является отстранение от власти нынешней правящей группировки любым способом, в том числе вооруженным путем.

Таким образом, судя по экстремистскому и террористическому характеру их действий (канал «Аль-Джазира» транслировал кадры с манифестантами, в руках у которых можно было видеть плакат с надписью на арабском языке «Мы хотим казни Асада»), у данной категории оппозиции отсутствует какая-либо программа дальнейших демократических реформ кроме лозунга свержения режима. В эту категорию входят боевики, по большей части исламистские, в том числе наемники из арабских стран и, по сообщениям сирийских официальных источников, из Афганистана.

Источники финансирования террористических организации, таких как оружие, деньги, а также группы вооруженных боевиков переправляются в Сирию через достаточно протяженную (свыше 700 км) и поэтому недостаточно охраняемую иракскую границу. Часть оружия и боевиков переправляется из Ливана с помощью правых ливанских партий, враждебно настроенных к Сирии.

2.2 Влияние международных стран на сирийский кризис

Против Сирии ведется открытая информационная война. Многократно повторяемый показ телеканалами «Аль-Джазира», «Аль-Арабийа», «Евроньюс», СNN кадров (как правило, сделанных камерами с мобильных телефонов, где невозможно определить место происходящих событий) с изображением массовых антиправительственных демонстраций, их подавления, пострадавших демонстрантов, передвижением по улицам городов бронетехники создает впечатление, что вся Сирия охвачена антиправительственными демонстрациями, которые жестоко подавляются войсками, что не соответствует действительности. Причем ни один из этих телеканалов ни разу не предоставил свой эфир правительственным сирийским СМИ. О своей поддержке Сирии и о ведущейся против нее информационной войне заявляли члены иностранных делегаций в Сирии, такие как известные государственно-политические деятели, как бывший посол США в Сирии, заместитель спикера парламента Ливана, представитель ливанской партии «Национальное движение», возглавляемой генералом Ауном, журналисты из Франции, Испании, Иордании, Ливана, Турции, Венгрии. Свою солидарность с руководством Сирии выразил президент Ирака Джалаль Талабани в своем послании, которое передал президенту Сирии министр национальной безопасности Ирака, находившийся в это время с официальным визитом в Дамаске. Президент Ирана М. Ахмадинежад также в своем послании подтвердил свою поддержку Башару Асаду.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что Сирия, будучи союзником Ирана, который соответственно рассматривается США и Израилем в качестве враждебного государства, и поддерживая палестинские группировки, противостоящие Израилю, является достаточно активным участником глобальной политики. Соответственно, имеются внешние силы, которые пытаются влиять на внутрисирийский кризис для достижения своих целей. В связи с этим можно вспомнить неоднократные обвинения Сирии в поддержке международного терроризма, в частности ливанского шиитского движения «Хезболла» и палестинского ХАМАС, звучавших со стороны руководства США (как предыдущего, так и нынешнего). Аналогичные обвинения звучат в адрес Сирии со стороны Израиля.

При этом необходимо отметить, что Сирия является практически единственной из всех противостоявших Израилю арабских стран, которая не заключила с ним мирного договора (Египет и Иордания заключили таковой соответственно в 1979 г. и в 1994 г.), хотя переговоры по этому вопросу между Сирией и Израилем велись уже давно. Оккупация Израилем с 1967 г. части сирийской территории (Голанские высоты), не признанной ООН и мировым сообществом, является еще одной болевой точкой, создающей напряженность в отношениях между Сирией и Израилем. В то же время суннитская Турция соперничает за лидерство в данном регионе с шиитским Ираном. Поэтому ослабление Сирии, имеющей давние, со времен ирано-иракской войны, союзнические связи с Ираном, в том числе на конфессиональной основе (правящий режим в Сирии состоит в основном из представителей алавитской общины, одного из направлений шиизма), соответствует турецким интересам. В то же время правящая партия и руководство Турции, представленное умеренными исламистами (премьер-министр и президент Турции - выходцы из ассоциации «Братьев-мусульман»), в какой-то мере симпатизируют сирийским «Братьям-мусульманам», находящимся в оппозиции правящему режиму в Сирии. Наряду с этим, в Турции, провозглашающей себя великой державой, не забывают, что Сирия на протяжении 400 лет (с ХVI века до конца Первой мировой войны) входила в состав Османской империи. Со своей стороны, правые партии Ливана, и прежде всего Движение 14 марта, возглавляемое Саадом Харири, обвиняющие Сирию в причастности к убийству в 2005 г. премьер-министра Ливана Рафика Харири (отца Саада Харири) и не желающие возвращения сирийского влияния в Ливан, также настроены против нынешнего сирийского режима. Напротив, блок ливанских партий и движений, и прежде всего «Хезболла», противостоявших израильскому вторжению на юг Ливана в 2006 г., поддерживают руководство Сирии, оказывавшее им существенную помощь в отражении израильской военной акции.

Что касается отношений между Сирией и Иорданией, то, несмотря на то, что обе страны находились в «одном окопе» во время всех арабо-израильских войн, тем не менее, ввод в 1970 г. сирийских войскна территорию Иордании для по ддержки базировавшихся там палестинских военизированных организаций, которых иорданский король Хусейн решил выдворить из Иордании, так как они, по мнению тогдашнего иорданского руководства стали угрожать суверенитету страны и королевской власти, создавали напряженность в отношениях двух стран. В настоящее время эта напряженность между Сирией и Иорданией, имеющей приоритетные отношения с США (американское посольство в Аммане является самым большим на Ближнем Востоке, откуда США осуществляют мониторинг региона), в достаточной степени сохраняется.

Что касается политики ведущих западных держав в отношении Сирии, то, очевидно, что политика Запада, направленная фактически на дестабилизацию арабского мира, создание здесь постоянного хаоса и внутреннего противоборства, в какой-то степени может быть выгодна странам Запада в плане облегчения им доступа к арабским нефтегазовым ресурсам и Израилю - в плане устранения потенциальных военных противников (Ирак и, возможно, Сирия, которая поддерживала «Хезболлу» во время израильского вторжения в Ливан в 2006 г. и поддерживает палестинские антиизраильские группировки), тем не менее, ведет к усилению радикального исламизма.

Практически с самого начала вооруженного выступления сирийской оппозиции, особенно с мая 2011 г., США и другие страны стали оказывать на сирийского президента Башара Асада нарастающее давление в ответ на подавление его правительством протестов и выступлений оппозиции.

Следовательно, нужно выявить потенциальных участник военного конфликта, точнее государства, имеющие общую с Сирией границу.

Израиль - обладает высоким наступательным потенциалом, позвояющим обеспечить успешные боевые действия против сирийской армии на ее же территории. Но его участие в наземной операции против Сирии выглядит маловероятным, так как израильский фактор всегда выступал объединяющим стимулом для всего арабского мира. Открытое вторжение Цахала на территорию Сирии с большой степенью вероятности приведет к резкому росту антиизраильских и антиамериканских выступлений во всем арабском мире. Израиль, скорее всего, ограничится разведывательным обеспечением действий коалиционных сил (в случае их создания) и сирийской оппозиции. Авиация Израиля может быть эффективно использована для уничтожения пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет, а также запасов химического оружия, имеющегося на вооружении ВС Сирии (минимальное время реакции с момента выявления цели до возможности нанесения по ней удара).

Иордания - обладает достаточно многочисленной и неплохо сбалансированной армией, на вооружении которой состоит большое количество относительно современных образцов вооружения. Однако события последних лет показали, что правящая монархия с трудом удерживает власть, а натиск радикальных исламских группировок возрастает с каждым днём. Если бы не военная помощь Саудовской Аравии Иордания уже бы повторила судьбу Ливии и Египта. К самостоятельным боевым действиям против Сирии Иордания не готова, участие в любой коалиции может окончательно нарушить хрупкое равновесие в этой стране.

Ирак - после двух военных кампаний по свержению Саддама Хусейна и длительной оккупации иностранными войсками с большим трудом налаживает мирную жизнь и имеет устойчивую тенденцию к дефрагментации в ближайшем будущем. К ведению самостоятельных боевых действий против Дамаска не готов. Мало того, возможный развал Сирии чреват для Ирака отделением курдской автономии. Участие в антисирийских коалициях маловероятно, к тому же, правительства у нтх шииты, а презипент Асад алавит из шиита.

Турция - способна к ведению самостоятельных боевых действий против Сирии. В случае поддержки действий турецкой армии коалиционными силами - шансы на успешное завершение военной кампании высокие: большая протяжённость совместной границы, развитая дорожная рокадная дорожная сеть с турецкой стороны, возможность скрытого сосредоточения войск в непосредственной близости от государственной границы, наличие как минимум трёх операционных направлений, неподготовленность северного направления для ведения широкомасштабных действий сирийской стороной, - все эти факторы в совокупности делают шансы турецкой стороны на успешное проведение военной кампании достаточно высокими. Опасность этого направления усиливается наличием у Турции гораздо более сильного флота, способного в короткие сроки организовать морскую блокаду Сирии и ведение эффективных боевых действий на приморском направлении.

Таким образом, в случае гипотетического падения правящего режима в Сирии здесь, весьма вероятно, что в Сирии возможна активизация исламистского экстремизма. Причем она может быть направлена в том числе и против России. Еще одним результатом возможного крушения нынешнего сирийского режима станет потеря Россией своего, пожалуй, единственного союзника на Ближнем Востоке вместе с военно-морской базой в Тартусе и выдавливание отсюда российского бизнеса, как это происходит в Ираке. Возможно, в настоящее время политика в отношении Сирии не является приоритетной для России. Однако внешняя политика великой державы, каковой Россия является (хотя бы по размерам ее территории, обладанию ядерным оружием и постоянным членс-твом в СБ ООН), должна базироваться на долгосрочных интересах. Сирия, занимая стратегически важное положение в регионе и являясь потенциальным проводником экономических и военно-политических интересов России на Ближнем и Среднем Востоке и в бассейне Средиземноморья, должна занимать достаточно важное место в российской внешней политике. В этой связи очевидно, что современная российская политика в отношении Сирии, как и всего ближневосточного региона, должна быть очень взвешенной и учитывать все возможные последствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работу над курсовой работой я начала с изучением истории терроризма, без знания которой, как мне кажется, невозможно постичь его смысл и определить истоки. В свою очередь, только четкое представление о том, что же являет собой терроризм, в чем состоят причины, порождающие его, и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься террористической деятельностью, может стать основой для разработки мер по предупреждению действий террористов и определения эффективных методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим явлением.

Так, терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой.

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов. Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.

Что касается ко второй части моей исследовательской работы, то в качестве предварительного вывода о затянувшемся внутреннем политическом и религиозном кризисе в Сирии и дипломатической дуэли между державами можно сказать следующее: как видно из двухлетнего противоборства сторон в Сирии и вокруг нее, страна разрушена, рассечена на множество социальных слоев, а также по национально-религиозным и территориальным сегментам. Причем внешний фактор в лице мировых держав и ряда заинтересованных международных организаций получил право на вмешательство в её внутренние дела. Воспользовавшись сложившейся трагической ситуацией в Сирии, иностранные идеологи вещают о продолжении плохой судьбы этой страны и на перспективу. Так, мировые СМИ и политологи-эксперты утверждают, что Сирии грозит скорее судьба Афганистана - затяжная гражданская война на истощение и долговременный глубокий раскол общества по религиозным, социальным, этническим и территориальным аспектам. Причем утверждается, что это - тупик. Поэтому и советы извне следуют безнадежные, т.е. избежать тупика можно лишь двумя способами: либо быстрой и предельно жестокой ликвидацией восстания (на что у режима, как видно, недостаточно сил и политической воли), либо отставкой Башара Асада и проведением глубоких реформ (на что у правящих кругов страны нет желания).

На мой же взгляд, противодействие терроризму должно рассматриваться всеми цивилизованными странами в качестве одной из основных общегосударственных задач. Тут хотелось бы отметить тот факт, что любое военное вмешательство в дела Сирии не допустимо. Свержение действующего правительства Сирии приведет к приходу к власти исламистов и росту репрессий, насилия и нестабильности, тем более когда в стране и так уже политическая нестабильность, экономический спад. Кроме того, это будет крайне опасным прецедентом для всех стран региона. Видимо, урегулировать конфликт в Сирии может только правительство этой сраны совместно с обществом, однако чем дольше будут длиться боевые действия, тем туманнее становится эта перспектива. К сожалению, возможности международного сообщества в данном случае довольно ограниченны, но оно должно всячески способствовать этому. Запад должен прекратить политику двойных стандартов по отношению к сторонам конфликта; прекратить любую поддержку повстанцев; и, хотя репрессивные методы Сирийских властей вызывают беспокойство, предоставить им возможность навести порядок в стране. В конечном счете, репрессии законных властей лучше, чем такие же репрессии боевиков - радикальных исламистов.

В заключение еще раз отмечу, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Исламский фактор» в международных отношениях в Азии. М., 1987; Ислам.

2.Huntington S. "The clash of civilizations" Foreign Affairs Summer, 1993.

.Reich W. Origins of Terrorism: Psychologies, Ideologies, Theologies, States of Mind. / Ed. by Washington 1998. - р. 262.

.Shaw «The terrorist an the terrorized: Some Psychoanalytic consideration». The Journal of Psychohistory, 1991.

.Zisser Eyal. Appearance and Reality: Syrias Decisionmaking Structure // MERIA. T. 2. № 2. Mayis 1998; Idem. Bashar al-Assads Gamble // Middle East Quarterly. Осень 2006; Idem. Syrian Foreign Policy Under Bashar al-Assad // JERUSALEM ISSUE BRIEF. T. 4. № 2. Август 2004.

.Абдурахманов С.Ш. Сущность терроризма: теоретико-методологический анализ. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань - 2009. - № 1. -С. 68-73.

7.Агентство международных новостей Trend / URL: <http://www.trend.com> (20.12.2012).

.Арабский Восток: ислам и реформы. Сб. статей. М., 2000.

.Арипов A.B. Сирия: факторы политико-экономических изменений // Ближний Восток и современность / Ред. М.Р. Арунова. М.: РАН, 2002.

.Ахмедов В.М. Сирия на рубеже столетий: Власть и политика. М.: РАН, 2003.

.Бакланов А.Г. Ближний Восток на рубеже XXI века: к созданию системы региональной безопасности. М., 2000.

.Барышников, С.Г. Атрибуты террористической деятельности: социально-онтологический аспект // Мир науки, культуры, образования. - Кемерово, 2011. - № 5 - С. 423-424.

.Батагова Л.Х. Сущность и содержание современного терроризма // Вестник Владикавказского научного центра. - 2008. - № 4. - С. 38-40.

.Безносов Д.С., Почебут Л.Г. Психологические аспекты экстремизма и терроризма // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Cерия [10]. 2010. - № 1. - С. 287-299.

.Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. 6. 2000 / Ответ. Ред. В.А. Исаев, А.О. Филоник.

.Ближний Восток: проблемы региональной безопасности / Под ред. М.П. Аруновой. М., 2000; Политическая элита Ближнего Востока. М., 1999.

.Вахрушев В.А. Исторические аспекты терроризма // Вестник академии военных наук. - 2011. - № 2. - С. 187-196.

.Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // Закон и право. 2000. №4.

.Долгов Б.В. Кризис в Сирии: внутренние и внешние факторы // Восточная аналитика. - 2011. № 2. - С.181-187.

.Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический Ежегодник. 1997.

.Жаринов К.В. Терроризм и террористы. М., 1997.

.Зарубежный Восток и современность (Основные проблемы и тенденции развития зарубежного востока). М. 1980-1981.

.Ильинский И.М. О терроре и терроризме. М., 2001.

.Информационный центр Меира Амита по изучению терроризма // URL: <http://www..terrorism-info.org.il/ru/Хезболла> (07.06.2013).

.Климаченкова В.О. Современный терроризм: понятие, условия и причины // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. -2007. - № 7. - С.12-16.

.Косач И.Г. Мирный процесс на Ближнем Востоке: Сирийское направление // Востоковедный сборник / Ред. В.А. Исаев. М.: РАН, 2001.

.Мазен Лило Ради Понятие терроризма в международном праве: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. в области публичного права (01.08.07); Фак. права и политики Арабской академии в Дании. - Копенгаген, 2007. (на арабском языке).

.Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке: Материалы конференции. Москва, 4 февраля 1999. М., 1999.

.Политическая аналитика // URL: <http://www.politicalmind.ru/minsos-1195-4.html> (18.06.13).

.Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002.

.Программа лекции Сирийский кризис: причины и перспективы терроризма // URL: <http://www.nov.docdat.com/docs/index-10871.html> (09.06.2013).

.Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 2000.

.Ситуация в странах // URL: http://www.fundrokada.org.ua/ <http://fundrokada.org.ua/> (07.06.2013).

.Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000.

.Филоник А.О. Госсектор и бюрократия в Сирии //Арабские страны. М.: РАН, 1995.

.Шарипов, У.З. Битва за Сирию // Обозреватель-Observer. - 2012. - № 10. - С. 64-74.

.Шенников В.Ф. Место Сирии в арабском мире после падения режима Саддама Хусейна // Ближний Восток и современность / Ред. М.Р. Арунова. М.: РАН, 2003. № 18.

Похожие работы на - Общественно-политические факторы терроризма на Ближнем Востоке (по материалам Сирии)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!