Тактика осмотра места пожара. Процессуальное оформление протокола осмотра и приложений к ним

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тактика осмотра места пожара. Процессуальное оформление протокола осмотра и приложений к ним

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Подольский учебный центр федеральной противопожарной службы "









Реферат

по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров»

на тему: «Тактика осмотра места пожара. Процессуальное оформление протокола осмотра и приложений к ним»

Слушатель: Конопкин Юрий Анатольевич

взвод

Проверил: Начальник цикла специальных дисциплин Обухова Наталья Викторовна




Подольск 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие, виды и процессуальные требования к осмотру места жара

1.1 Понятие осмотра, должностные лица, уполномоченные проводить осмотр, стадии расследования пожара, на которых он проводится

.2 Виды осмотра при расследовании дел о пожарах

.3 Правовые требования

.4 Участники осмотра, права и обязанности

Глава 2. Работа, предшествующая осмотру и выполняемая на стадии тушения пожара <mk:@MSITStore:C:\Users\Макс\Desktop\рефераты%20ПБ\Осмотр%20места%20пожара.chm::/2-Осмотр%20на%20стадии%20тушения/Осмотр%20на%20стадии%20тушения.htm>..

2.1 Фиксация развития пожара и действий по тушению

2.2 Осмотр окружающей территории и тех частей объекта, на которых не происходит горение

.3 Процессуальное закрепление сведений, полученных на стадии тушения пожара

Вывод

Список литературы

Введение

Осмотр места пожара - одно из основных действий при расследовании любого пожара. Это важнейший источник информации о произошедшем, причем, что необходимо отметить, информации объективной - в отличие от показаний свидетелей, актов ведомственного расследования и т.д. Некачественно и непрофессионально проведенный осмотр часто делает бессмысленными дальнейшие усилия по расследованию данного пожара. Место пожара обычно невозможно законсервировать и сохранить (на всякий случай) для повторных исследований. Поэтому восполнить пробелы в информации о пожаре в дальнейшем будут бессильны даже лучшие специалисты и эксперты.

Особую ответственность процедуре осмотра места пожара придает то обстоятельство, что она позволяет обнаружить и изъять вещественные доказательства, на которых в дальнейшем будет базироваться обвинение в суде. Учитывая одно это, процедура осмотра и изъятия должна быть выполнена безупречно как с юридической, так и с технической точек зрения. В противном случае доказательства в соответствии с УПК РФ будут признаны недопустимыми. Последние же, как гласит Конституция России (ст. 50) и УПК РФ, не могут быть использованы при осуществлении правосудия.

Не следует забывать также, что никто не снимал с должностных лиц пожарной охраны обязанности проводить исследование пожара. Данное действие выполняется в соответствии с действующей инструкцией по исследованию пожаров. При этом большая часть ключевых вопросов исследования пожара выясняется именно при осмотре места пожара.

Из вышеизложенного следует - к процедуре осмотра места пожара следует подходить со всей ответственностью, избегая формализма в написании протокола осмотра, не спеша и соблюдая сложившиеся к настоящему времени правила выполнения такого рода исследований.

В данном методическом пособии авторы ставили своей целью детальное изложение комплекса основных организационно-правовых и технических требований и рекомендаций по осмотру места пожара. Затронут и ряд вопросов, выходящих за рамки осмотра, как

процессуального действия, и касающиеся скорее процедуры исследования места пожара, но, безусловно, важных и требующих, по мнению авторов, рассмотрения в данном издании. Естественно, учитывая величайшее разнообразие ситуаций возникновения и развития горения, а также объектов, подлежащих осмотру, сделать это в полном объеме невозможно. Тем не менее, авторы надеются, что пособие окажется полезным пожарным дознавателям, специалистам, экспертам и поможет им выполнять данную ответственную работу более качественно.

Глава 1. Понятие, виды и процессуальные требования к осмотру места пожара

.1 Понятие осмотра, должностные лица, уполномоченные проводить осмотр, стадии расследования пожара, на которых он проводится

Осмотр места пожара является разновидностью осмотра места происшествия и осуществляется на основании и в порядке, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом России (УПК РФ) [2]. Осмотр места пожара в рамках административного производства имеет определенную специфику, которая рассмотрена отдельно, в разделе 1.3.

Анализ требований УПК РФ к производству следственного осмотра и специальной литературы [2-6, 10] позволяет определить понятие осмотра следующим образом.

Осмотр - следственное действие, производимое уполномоченным законом лицом в установленной процессуальной форме и заключающееся в обозрении, изучении материальных объектов путем восприятия через органы чувств, а также поиске и фиксации криминалистически значимой информации.

При осмотре места пожара криминалистически значимой информацией является:

сведения, указывающие на расположение очага пожара и причину его возникновения;

информация о механизме распространения горения, обстоятельствах, способствовавших развитию пожара, о характере причиненного пожаром вреда;

данные о личности, которая может быть виновной в происшедшем пожаре;

иные сведения, позволяющие установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу.

УПК РФ возлагает обязанности по производству следственных действий, в том числе и осмотра, на следователей, дознавателей и иных должностных лиц, которым орган дознания делегирует соответствующие полномочия. В органе ГПС такими должностными лицами являются государственные инспектора по пожарному надзору.

Осмотр места пожара производится на следующих этапах расследования перечисленными ниже лицами:

) при выезде на место пожара следственно-оперативной группы - следователем, в отсутствие следователя - дознавателем, государственным инспектором по пожарному надзору;

) в ходе проверки сообщения о преступлении, связанном с пожаром, в порядке ст. 144 УПК РФ - дознавателем ГПС, государственным инспектором по пожарному надзору;

) при производстве дознания или неотложных следственных действий по преступлениям - дознавателем, государственным инспектором по пожарному надзору;

) при производстве предварительного следствия по указанным уголовным делам - следователем или по поручению следователя дознавателем, государственным инспектором по пожарному надзору.

Цели осмотра

Цели осмотра любого места происшествия и места пожара, в частности, определены ст. 176 УПК РФ:

обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств,

выяснение обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

По общим правилам, установленным УПК РФ, осмотр, как любое следственное действие, производится после возбуждения уголовного дела.

Однако в случаях, не терпящих отлагательства, (к которым относятся и пожары), осмотр места происшествия может быть произведён до возбуждения уголовного дела . В этих случаях, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра.

Закон не ограничивает количество проведения осмотров. Осмотр можно проводить неоднократно, фиксируя его каждый раз новым протоколом, однако следует помнить, что осмотр - незаменимое следственное действие. Упущения на стадии осмотра могут быть невосполнимы в дальнейшем ни при каких обстоятельствах.

Задачи осмотра места пожара

Исходя из целей следственного осмотра, и специфики расследования преступлений, связанных с пожарами, могут быть определены следующие задачи осмотра места пожара:

) изучение и фиксация обстановки места пожара;

) обнаружение признаков, указывающих на место первоначального возникновения горения (очаг) и причину возникновения пожара;

) обнаружение и изъятие предметов, веществ и материалов, могущих послужить вещественными доказательствами;

) воссоздание и фиксация обстановки до пожара;

) выявление причин и условий, способствовавших возникновению и развитию пожара, в том числе нарушений требований правил пожарной безопасности, а также виновных лиц.

Основные принципы осмотра места пожара

Существующие правовые требования и практический опыт работы позволяют сформулировать следующие основные принципы осмотра места пожара.

. Законность.

Осмотр должен производиться на основании и в точном соответствии с требованиями УПК РФ.

. Своевременность.

Участники осмотра должны безотлагательно выезжать на место пожара, а прибыв, незамедлительно начинать осмотр.

. Единоначалие, четкая организация.

Данные о ходе осмотра, данные опросов, иная информация о работе на месте пожара, а также вся полученная документация должна сосредотачиваться в руках руководителя следственно-оперативной группы;

Все действия должны производиться без спешки и суеты.

Каждый сотрудник должен четко выполнять поставленную ему задачу, результаты работы и иную полученную информацию докладывать руководителю группы.

. Полнота.

Вещественная обстановка исследуется и фиксируется тщательным образом и как можно более полно с использованием современных технических средств и методов.

Осмотр проводится планомерно и основан на методе дедукции (при переходе от общего обзора к деталям) и методе сравнения (при описании степени повреждения огнем и других значимых для дела признаков предметов)

. Объективность.

Исследование и фиксация обстановки производится независимо от того, подтверждают ли данные осмотра сведения, полученные ранее, или нет.

Недопустимо делать поспешные выводы (об очаге пожара, причине и других обстоятельствах) на основе предварительных данных.

Принятие процессуальных и иных решений (в частности, о возбуждении уголовного дела, квалификации по статье УК РФ) должно происходить в спокойной обстановке, на основе анализа всех имеющихся материалов.

1.2 Виды осмотра при расследовании дел о пожарах

осмотр пожар тушение горение

Любой следственный осмотр, в том числе и осмотр места пожара, подразделяется на следующие виды:

основной и дополнительный;

первоначальный и повторный.

Дополнительный осмотр проводится, когда в ходе дальнейшего расследования устанавливается, что отдельные объекты на месте происшествия не осмотрены или осмотрены недостаточно внимательно. В ходе дополнительного осмотра исследуются только те объекты, для обнаружения и фиксации которых он был предусмотрен, в полном объёме осмотр не проводится.

При расследовании пожаров дополнительный осмотр может использоваться в следующих случаях:

для осмотра объектов, находящихся вне зоны горения и не осмотренных при первоначальном осмотре, но могущих иметь отношение к причине пожара;

если некоторые объекты были осмотрены не настолько тщательно, как потребовалось в дальнейшем;

в целях изъятия отдельных предметов, проб веществ, материалов, когда необходимость в этом возникает уже после проведения первоначального осмотра;

в других подобных ситуациях.

Повторный осмотр проводится, когда первоначальный осмотр:

осуществлялся в неблагоприятных условиях (погодных, недостаточном освещении и т.п.), затрудняющих обнаружение и фиксацию признаков, позволяющих установить необходимые обстоятельства происшествия;

проведен некачественно, поверхностно, без привлечения специалистов (если это было необходимо);

проводился, когда не были выяснены обстоятельства, связанные с необходимостью расширить границы осмотра, поиска каких-либо предметов, веществ, материалов.

При повторном осмотре место происшествия подвергается полному исследованию.

Дополнительный и повторный осмотры фиксируются самостоятельными протоколами.

В зависимости от исследуемого объекта осмотр, разделяется на следующие виды:

осмотр места происшествия;

осмотр местности;

осмотр жилища или иного помещения;

осмотр предметов;

осмотр документов.

Отдельными видами следственного осмотра являются осмотр трупа и осмотр тела человека.

Осмотр места пожара является, как правило, комбинацией осмотра места происшествия с другими видами осмотра, например:

осмотра места происшествия, местности, предметов и документов;

осмотра места происшествия и предметов и т.д.

1.3 Правовые требования

Основания проведения осмотра места пожара

Юридическим основанием проведения осмотра места пожара являются:

рассмотрение сообщения о преступлении, связанного с пожаром;

наличие в связи с пожаром возбужденного уголовного дела;

Фактическим основанием проведения осмотра является необходимость выяснить и процессуально закрепить обстановку места происшествия (пожара).

Таким образом, проведение осмотра места пожара будет законным только после получения в установленной УПК РФ процессуальной форме сообщения о преступлении (заявления о преступлении, явки с повинной, рапорта об обнаружении признаков преступления) или возбуждения уголовного дела.

УПК РФ, введённый в действие с 01.07.2002 г., в целях защиты конституционных прав граждан предусматривает определенные ограничения на проведение осмотра.

При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в нём лиц.

Возражение против проведения осмотра жилища должно быть документально зафиксировано. Форма отказа от осмотра законом не регламентирована, поэтому наиболее предпочтителен вариант, когда проживающие лица самостоятельно, в письменном виде, заявляют об отсутствии своего согласия на осуществление осмотра. В случае, если указанные лица возражают против осмотра и при этом отказываются как-либо это оформлять документально, следует пригласить понятых и составить акт об отсутствии согласия на осмотр жилища проживающих в нём лиц. Акт составляется в произвольной форме, но должен иметь необходимые реквизиты:

время, место, должность, фамилия, инициалы сотрудника ГПС;

Ф.И.О. понятых, а также проживающих в жилище (если данные их установлены);

подписи должностного лица ГПС и понятых.

В акте указываются юридические и фактические основания проведения осмотра (см. выше) и отражается факт отказа от проведения осмотра.

Не позднее 24 часов с момента поступления в суд ходатайства, оно рассматривается с вынесением постановления о разрешении производства или об отказе в производстве осмотра с указанием мотивов отказа.

В исключительных случаях, когда необходимо безотлагательно произвести осмотр, он может быть произведён и без получения судебного решения на основании постановления о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства. При этом в течение 24 часов с момента начала производства осмотра об этом уведомляется судья и прокурор. К уведомлению прилагаются копии постановлений о производстве осмотра и протокола осмотра.

Судья в 24 часовой срок проверяет законность произведённого осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае признания осмотра незаконным, все полученные в ходе осмотра доказательства (протокол осмотра, изъятые предметы, информация, зафиксированная при помощи технических средств и т.п.) признаются недопустимыми (незаконными), не имеющими юридической силы.

Подчеркнём, что указанный выше порядок принудительного осмотра жилища применим не только в случае, когда уже возбуждено уголовное дело, но и на стадии предварительной проверки

В ситуации, когда проживающие в жилище лица не возражают против проведения его осмотра, следует об этом сделать запись в протоколе осмотра, например, в графе, где указываются участвующие лица.

В других случаях (т.е. осмотре любого иного объекта, кроме жилища) принуждение вообще применять нельзя. Например, если руководитель предприятия, учреждения, организации возражает против проведения осмотра и не пускает на место пожара сотрудников ГПС, производство осмотра будет незаконным. В случае необходимости производства осмотра выходом из создавшегося положения может служить (при наличии соответствующих оснований) производство обыска в порядке ст. 182 УПК РФ. Основанием производства обыска, в соответствии со ст. 182 УПК РФ, является «наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела». Естественно, что место преступления, связанного с пожаром, содержит орудия преступления и иные предметы, имеющие значение для дела. Однако, нельзя забывать, что производство обыска возможно только при наличии возбужденного уголовного дела. В этом случае посредством проведения обыска можно будет изучить и закрепить обстановку, осуществить поиск и изъятие предметов, веществ, материалов, необходимых для установления истины, т.е. фактически достичь целей осмотра.

Формы процессуальных документов, фиксирующих производство указанных действий утверждены следующими приложениями к УПК РФ: протокола осмотра места происшествия , протокола осмотра жилища, иного помещения, местности -, постановления о производстве обыска, протокола обыска. Осмотр места пожара в порядке производства по делам об административных правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) статьей 27.1 устанавливает в качестве одной из мер обеспечения производства по делу осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Данную меру следует применять в случаях, когда административное производство связано с нарушением правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара. При этом, в соответствии с п.2.7 приказа МЧС России - МВД России от 31.03.2003 г. №163/208, необходимо проведение административного расследования, для которого осмотр места пожара является основным источником доказательств.

Технические и тактические аспекты проведения осмотра места пожара практически одинаковы как для следственного осмотра, так и для осмотра в порядке административного производства и отдельно рассматриваться в данном пособии не будут. Юридическая сторона имеет свои особенности, которые изложены ниже.

Юридические основания проведение осмотра:

обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, повлекшего возникновения пожара;

наличие возбужденного дела об административном правонарушении, связанного с пожаром (протокола об административном правонарушении или определения о возбуждении дела об административном правонарушении);

Фактическим основанием проведения осмотра является необходимость выяснить и процессуально закрепить обстановку места пожара в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела.

Объектами осмотра, в отличие от следственного осмотра, в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ могут быть только помещения и территории, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности, а также находящиеся там вещи и документы. Любой объект вне указанных зон (в жилище, на открытой территории, в других помещениях и на территориях, не используемых для осуществления предпринимательской деятельности) не может быть осмотрен. Следовательно, круг объектов осмотра в порядке административного производства гораздо уже, чем в уголовном судопроизводстве.

Изъятие вещей и документов также осуществляется в отличном от уголовного процесса порядке. Во-первых, объектами изъятия, предусмотренного ст. 27.10 КоАП РФ, могут быть лишь вещи, являющие орудием совершения или предметом административного правонарушения и документы, имеющие значение доказательств, а не любые предметы, имеющие отношение к делу и могущие помочь в установлении истины. Взятие проб и образцов предметов регламентировано другой нормой - ст. 26.5 КоАП РФ и обусловлено необходимостью получения объектов для проведения экспертизы. Во-вторых, оба этих действия (изъятие предметов и взятие проб и образцов) являются самостоятельными и могут быть не связаны напрямую с осмотром: изъятие - одна из мер обеспечения производства, наряду с осмотром, а взятие проб и образцов - средство обеспечения доказательств. Изъятие - аналог выемки (ст. 183 УПК РФ), а взятие проб и образцов - аналог получения образцов для сравнительного исследования в уголовном судопроизводстве (ст. 202 УПК РФ).

Таким образом, данные действия (изъятие вещей и документов, взятие проб и образцов предметов) осуществляются либо независимо от осмотра, либо после его проведения и составления протокола осмотра. При этом оформляется собственный протокол, но никак не в рамках осмотра. Порядок оформления протокола как для изъятия, так и для взятия проб, одинаков и регламентирован статьей 27.10 КоАП РФ. (Подробнее, в том числе образцы бланков протоколов).

1.4 Участники осмотра, права и обязанности

Лица, участвующие в осмотре

В осмотре, кроме лица, его проводящего, обязательно участвуют понятые (не менее двух).

Могут привлекаться к осмотру также:

специалист;

свидетель;

потерпевший;

эксперт (после назначения экспертизы, в ином случае - в качестве специалиста);

переводчик;

гражданский истец (ответчик) и его представитель.

Осмотр помещения организации (ч.6 ст. 177 УПК РФ) производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. При невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Понятые (ст.60 УПК РФ) - лица, вызванные для производства следственного действия, обязанные удостоверить:

факт,

содержание,

ход и результаты действий, при которых присутствовали.

Права понятых:

знать свои права и обязанности;

пользоваться помощью переводчика;

делать заявления на языке, которым владеет;

присутствовать при всех действиях, производимых при осмотре;

делать замечания по поводу произведенных действий, с занесением их в протокол;

знакомиться с протоколом осмотра, требовать дополнения, внесения поправок;

удостоверять правильность содержания протокола;

получать возмещение расходов, понесенных в связи с явкой для участия в осмотре.

Требования к понятым:

отсутствие заинтересованности в деле;

гражданская дееспособность (достигший 18 лет, психически здоровый, не злоупотребляющий спиртными напитками и наркотическими средствами);

отсутствие физических недостатков (слабое зрение, слух), болезней, препятствующих выполнению обязанностей понятых;

Понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства и их родственники, а также лица, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или предварительного расследования.

Нежелательно привлечение в качестве понятых сотрудников правоохранительного органа, в производстве которого находится дело, даже если они не наделены указанными полномочиями.

В соответствии с ч.3 ст. 170 УПК РФ, осмотр может производиться без участия понятых случаях его проведения:

) в труднодоступных местностях, при отсутствии надлежащих средств сообщения;

) в условиях, опасных для жизни и здоровья людей.

В протоколе при этом делается запись о причинах невозможности участия понятых.

Применение технических средств фиксации хода и результатов осмотра в данном случае обязательно. Если невозможно и применение технических средств, об этом делается соответствующая запись в протоколе с указанием причины.

Специалист (ст.58 УПК РФ) - лицо, обладающее специальными познаниями, привлекаемое к осмотру для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств.

Специалист обязан:

явиться по вызову для участия в осмотре;

участвовать в осмотре, применяя свои специальные знания и навыки;

оказывать лицу, производящему осмотр, содействие в обнаружении, закреплении, изъятии доказательств (обращая при этом внимание на обстоятельства, связанные с данными действиями);

давать пояснения по поводу выполняемых действий;

не разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее письменно предупрежден в порядке ст. 161 УПК РФ.

Права специалиста:

отказаться от участия в производстве, если он не обладает соответствующими специальными познаниями;

делать заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств, подлежащие занесению в протокол;

задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения следователя, дознавателя;

знакомиться с содержанием протоколов следственных действий, произведенных с его участием и требовать внесения в них дополнений, и уточнений;

использовать для общения язык, которым владеет, также пользоваться помощью переводчика;

возмещения расходов, понесенных в связи с явкой по вызову.

Требования к специалисту:

обладание специальными знаниями и навыками;

незаинтересованность в исходе дела;

отсутствие оснований для отвода, предусмотренных ст. 70 ч.2 и ст.71 УПК РФ.

При расследовании дел о пожарах в качестве специалистов, как правило, привлекаются инженеры испытательных пожарных лабораторий. Целесообразно организовывать выезд этих специалистов совместно с дознавателями, причём немедленно по получении сообщения о пожаре.

Важно отметить, что при работе на месте пожара специалист не должен в одиночестве ходить и изучать обстановку, где-то что-то изымать, исследовать, вносить изменения в обстановку (проводить динамический осмотр и т.п. действия) без участия лица, производящего осмотр, и понятых. Все свои действия, связанные с исполнением процессуальных обязанностей, специалист должен согласовывать с пригласившим его на место лицом (руководителем следственно-оперативной группы, дознавателем).

Кроме сотрудников ИПЛ, в качестве специалистов могут привлекаться и другие лица. Так, например, при необходимости выяснить особенности технологического или иного процесса, работы оборудования при возникновении пожара на производстве может привлекаться инженер или другой специалист, способный разъяснить их. В целях уточнения схемы подачи электропитания, подключения и устройства электрооборудования к проведению осмотра может привлекаться инженер-электрик.

При этом нельзя забывать о предъявляемых к специалисту требованиях, в особенности о его незаинтересованности в исходе дела.

Эксперт (ст. 57 УПК РФ) - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

В отношении участия эксперта в следственных действиях УПК РФ (ст.57) гласит следующее: «Эксперт вправе: . . . участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертного исследования. . . Эксперт не вправе: . . .самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования, . . . проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств». Таким образом, правовой статус эксперта при его участии в осмотре места происшествия, связанного с пожаром, недостаточно определенен. Основания, цели и порядок участия эксперта в следственных действиях законом не установлены, неясно (с точки зрения закона), какие функции он должен при этом выполнять. Указанные проблемы относятся к ситуации, когда уже назначена судебная экспертиза. До этого момента лицо, хотя бы и находящееся на штатной должности эксперта, может принимать участие в следственных действиях в качестве специалиста. УПК РФ не препятствует проведению в дальнейшем экспертизы по делу тем же лицом.

Глава 2. Работа, предшествующая осмотру и выполняемая на стадии тушения пожара

Лица, выполняющие осмотр места пожара и участвующие в его проведении (пожарные дознаватели, следователи, инженеры испытательных пожарных лабораторий, пожарно-технические эксперты) в ряде случаев, прежде всего при крупных пожарах, прибывают на место пожара еще на стадии тушения. Это хорошо, т.к. в этом случае осмотр места пожара и сопутствующие ему действия удается выполнить «по горячим следам» в прямом и переносном смысле этого слова. В случае подобного раннего прибытия целесообразно незамедлительное включение должностного лица в работу по сбору материалов, необходимых для расследования пожара. Такая работа может протекать по следующим направлениям.

.1 Фиксация развития пожара и действий по тушению

а) Ориентация на объекте.

Данная стадия работы обеспечивает вхождение дознавателя и специалиста «в курс дела» происходящих событий. Опросом очевидцев, прежде всего работающих и проживающих на данном объекте, следует выяснить назначение здания в целом и горящего помещения (помещений) в частности. Когда пожар происходит в производственном, складском, торговом здании (помещении), необходимы сведения о характере производственного процесса и имеющейся пожарной нагрузке (ее виде и примерном количестве). Возможно, что этой информацией к данному моменту обладает руководитель тушения пожара (РТП).

Насколько это возможно сделать, находясь вне горящего здания, необходимо разобраться с планировкой помещений, какие окна каким из помещений принадлежат, какова внутренняя связь отдельных частей здания коридорами, лестничными маршами, технологическими устройствами типа продуктопроводов, транспортеров, вентсистем и т.д. Особенно это важно, если уже на данной стадии пожара наблюдается горение в двух и более отдаленных друг от друга зонах. Указанные сведения помогут ориентироваться при дальнейшей фиксации развития пожара и его тушения.

Процессуальное оформление полученных опросом очевидцев сведений, указанных выше, на данном этапе обычно не производят, т.к. они носят предварительный характер и нужны для ориентировки специалиста на месте пожара. Естественно, если опрашиваемое лицо сообщает при этом эксклюзивную информацию, действительно представляющую интерес для расследования пожара, его показания должны быть оформлены в письменном виде, но делается это обычно после пожара, в более спокойной обстановке.

При нахождении на месте пожара вне помещения необходимо зафиксировать направление ветра (по дыму, который относит ветром) и следить за его изменением во время тушения.

б) Фиксация развития пожара.

Наблюдение и фиксация направленности и динамики развития горения дает крайне важную информацию для решения в дальнейшем вопроса об очаге пожара и путях его распространения.

Наблюдение за развитием и тушением пожара должно сопровождаться письменными записями наблюдаемых событий с обязательной фиксацией времени их наступления.

Фиксации в первую очередь подлежат:

) сразу же по прибытию - состояние каждого из окон и дверей тех помещений (этажей), где происходило или происходит горение, или куда оно может перейти. Фиксируются следующие состояния окон, дверей и происходящие за ними процессы:

окна, двери закрыты полностью, остекление цело;

открыты (сами окна и фрамуги, форточки), остекление цело;

то же и выход дыма;

то же и пламя за стеклами;

стекла разрушены, выброс пламени из окна;

то же, дыма нет;

) изменение во времени картины по п. 1); особое внимание обращается на разрушения остекления и его характер - взрывное разрушение с выбросом стекол или постепенное растрескивание и осыпание;

) выход дыма из труб и вентиляционных отверстий, чердака;

) обрушение перекрытий, стен и других конструктивных элементов здания или сооружения;

) вспышки, хлопки, взрывы, резкая интенсификация горения или другое изменение обстановки в тех или иных зонах.

Если имеются технические возможности, наблюдение за развитием пожара и его ликвидацией должно сопровождаться фото- и (или) видеосъемкой. Особенности фото- и видеосъемки в ходе пожара указаны ниже, в главе 10.

в) Наблюдение за действиями пожарных подразделений по тушению, проливке и разборке конструкций.

Сведения о том, куда, когда и в какой последовательности подавались огнетушащие средства при тушении, могут оказаться необходимыми в дальнейшем при поисках очага пожара, дифференциации очага пожара и очагов горения. Кроме показаний пожарных, объективная информация об этом может быть получена при непосредственных наблюдениях специалиста в ходе пожара. Поэтому, по мере возможности, подобные наблюдения следует вести. Опыт экспертиз пожаров показывает, что нередко возникают ситуации, когда в дальнейшем сложно разобраться, имело ли место выгорание стены, прогар пола или эти разрушения возникли на стадии разборки и проливки конструкций.

Необходимо указывать РТП и работающим пожарным, что не следует вскрывать конструкции непосредственно в зоне локальных прогаров стен, полов; при необходимости нужно это делать на некотором удалении от них.

2.2 Осмотр окружающей территории и тех частей объекта, на которых не происходит горения

Осмотр вне зоны горения надо постараться провести еще на стадии тушения пожара. Чем раньше это будет сделано, тем больше шансов на получение криминалистически значимой информации по пожару. Ниже указаны основные направления и объекты исследования на данной стадии.

а) Электрооборудование и контрольно-измерительные приборы.

Немедленному осмотру подлежат рубильники, аппараты электрической защиты (устройства защитного отключения - автоматы, плавкие предохранители, пускозащитные реле и другая аппаратура, обеспечивающая электропитание и защиту горящего здания (помещения), но находящаяся вне его.

То же относится к контрольно-измерительной аппаратуре, имеющей самописцы и фиксирующей параметры технологических процессов, происходящих в горящем цеху.

Немедленному осмотру подлежат приемные станции пожарной сигнализации. Некоторые современные модели таких устройств ведут так называемый «электронный протокол событий», т.е. фиксируют в памяти компьютера или на магнитной ленте время и последовательность срабатывания датчиков в отдельных помещениях.

Пока информация, которую содержат указанные устройства, не исчезла или не откорректирована, ее необходимо зафиксировать - описать состояние указанного электрооборудования, провести изъятие диаграммных лент, магнитных носителей (при проведении осмотра).

б) Следы антропогенного и техногенного характера.

Следы злоумышленника, его автомобиля могут быть вне горящего объекта и, пока их не затоптали, такие следы должны быть выявлены, зафиксированы или, по крайней мере, сохранены до прибытия эксперта-криминалиста. Особенно хорошо подобные следы сохраняются на снегу и мягком грунте, где их и следует искать в первую очередь.

в) Следы проникновения на объект, неудавшегося взлома, косвенные признаки поджога.

Подобные следы вполне могут находиться вне горящего здания (помещения) или в негорящей части его. Подробнее эти признаки, следы и методы их фиксации описаны:

следы проникновения и взлома;

косвенные признаки поджога.

2.3 Процессуальное закрепление сведений, полученных на стадии тушения пожара

Для того, чтобы сведения, полученные на стадии тушения до начала проведения следственного осмотра (раздел 2.1), использовалась не только в качестве оперативной информации, но приобрели и доказательственное значение, необходимо придать данной информации процессуальную форму.

Материальные носители этих сведений должны войти в уголовный процесс в качестве вещественных доказательств, процессуальных или иных документов. Это возможно лишь в случае, когда соблюден процессуальный порядок их получения, установленный законом.

Записи, фотографии, видеоматериалы, выполненные непосредственно лицом, осуществляющим расследование (дознавателем, следователем), вне рамок следственного действия, ни при каких обстоятельствах не могут быть приобщены к делу и иметь доказательственное значение. Они служат лишь ориентирующей информацией для подготовки и планирования следственных действий, выбора тактики их проведении и т.п. Эти материалы могут облегчить проведение допросов участников тушения, других свидетелей и прочих лиц, т.к. дознаватель (следователь) сможет сопоставить собственные наблюдения и имеющиеся оперативные материалы с их показаниями. Зафиксированные в соответствующих протоколах допросов сведения уже будут иметь доказательственное значение.

В соответствии с действующими уголовно-процессуальными нормами, материальный носитель информации может быть получен и приобщен в дальнейшем в качестве вещественного доказательства или иного документа следующими способами:

) изъят в процессе осмотра;

) истребован;

) изъят в ходе обыска, выемки;

) представлен подозреваемым, обвиняемым, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями.

Возможность изъятия материального носителя информации, фиксирующего сведения, связанные с процессом горения и тушения, в ходе производства осмотра представляется на практике достаточно редко (например, изъятие носителя видеоинформации автоматической системы слежения за объектом пожара).

Истребование используется в целях приобщения к делу предметов и документов, которые лицо согласно передать в распоряжение лица, осуществляющего расследование, в добровольном порядке. В этом случае на имя руководителя соответствующей организации направляется запрос с просьбой о передаче интересующих материалов. Указанным способом можно получить следующие материалы:

магнитные носители аудиоинформации (например, записи переговоров участников тушения);

справки центра погоды о метеорологических условиях;

любые другие документы, содержащие необходимые сведения.

Именно таким образом дознаватель (следователь) может истребовать в свое распоряжение для приобщения к делу сведения о развитии пожара и другие данные, собранные инженером ИПЛ на стадии тушения пожара. В этом случае запрос оформляется на имя начальника ИПЛ или вышестоящее должностное лицо. Интересующие дознавателя (следователя) сведения могут содержаться в отчете об исследовании пожара, карточке учета выезда на пожар и других документах, оформляемых сотрудниками ИПЛ в рамках своих функциональных обязанностей. Очевидно, что такая форма процессуальной легализации передачи дознавателю (следователю) сведений о пожаре, собранных инженером ИПЛ, на сегодняшний день представляется наиболее оптимальной.

Отметим, что истребование предметов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами (например, видеокассет, на которые осуществлялась запись процесса тушения),с точки зрения обеспечения процессуальных требований к доказательствам, выглядит небесспорно. Более надежным в подобных случаях видится применение выемки. В отношении же документов истребование является допустимым без всяких сомнений.

Обыск и выемка предметов, документов применяются в случаях, когда истребование оказывается недейственно или недопустимо и (или) для получения их необходимо применить принуждение. Обыск применяется, если известно, что в каком-то месте или у какого-либо лица могут находиться предметы, документы, которые могут иметь значение для дела. Выемка производится, когда точно известно, где и у кого они находятся.

В этих случаях сначала выносится постановление о производстве обыска (выемки), а затем, непосредственно при их осуществлении оформляется протокол обыска (выемки). Представление документов и предметов в порядке ст. 86 УПК РФ оформляется соответствующим протоколом со ссылками на ст.86 и 166 УПК РФ. Лицо, представившее их, также должно быть допрошено об обстоятельствах, связанных с появлением у него данных документов и предметов.

В соответствии с УПК РФ перечисленные способы получения предметов и документов (кроме изъятия в ходе проведения осмотра) могут использоваться лишь при наличии возбужденного уголовного дела. Однако часть 4 статьи 6 Закона «О пожарной безопасности» предусматривает право должностных лиц ГПС получать по находящимся в их производстве делам и материалам о пожарах необходимые объяснения, справки, документы и копии с них от должностных лиц и граждан. Следовательно, и на стадии проверки по факту пожара, дознаватель или иное должностное лицо ГПС, проводящее эту проверку, вправе истребовать документы путем оформления запроса со ссылкой на ч.4 ст. 6 Закона «О пожарной безопасности».

В случаях, когда полученные в распоряжение дознавателя предметы отвечают требованиям к вещественным доказательствам, после возбуждения уголовного дела должно выносится постановление о приобщении к делу вещественных доказательств в соответствии со ст. 81 УПК РФ.

Вывод

осмотр пожар тушение горение

Уголовные дела, связанные с пожарами и преступными нарушениями противопожарных правил, относятся к разной подследственности, а органами дознания по ним являются подразделения Государственного пожарного надзора МВД России. На них возлагается обязанность по установлению причин пожара, проведению неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Уголовные дела подлежат возбуждению, когда имеются криминалистически значимые следы, указывающие на поджог, либо человеческие жертвы; пожар перерос в стихийное бедствие, причинив крупный материальный ущерб; если наряду с пожаром имеются признаки другого преступления.

Типичные причины пожаров:

) Нарушение правил и мер пожарной безопасности, под которыми подразумевается комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения норм и стандартов, призванных предотвратить пожары и обеспечить безопасность людей в случае их возникновения. Нарушения правил пожарной безопасности обычно выражаются в неосторожном, небрежном обращении с огнем, ненадлежащем хранении взрывчатых, горючих и иных опасных в пожарном отношении материалов, несоблюдении установленных норм устройства и эксплуатации электрических машин и двигателей внутреннего сгорания, неправильном использовании осветительных, отопительных и нагревательных приборов.

) Стихийные явления (грозовые разряды, фокусирование солнечных лучей и др.).

) Умышленные действия людей поджоги, совершаемые по различным мотивам.

Под технико-криминалистическим обеспечением раскрытия и расследования преступлений понимается система создания необходимых для оптимизации деятельности органов предварительного расследования и оперативно-розыскных подразделений условий, направленных на решение задач уголовного судопроизводства, включающая в себя:

технико-криминалистические средства и методы и их поддержание в готовности (рабочем состоянии);

технико-криминалистическую подготовку участников раскрытия и расследования преступлений, автоматизацию их рабочих мест;

использование специальных знаний в форме участия специалистов, экспертов в проведении отдельных следственных действий;

криминалистические учеты;

экспертно-криминалистические подразделения и иные учреждения, в которых проводятся экспертные исследования.

Получив сообщение о пожаре, работник дознания или следователь вызывает на место происшествия «скорую помощь»; принимаются меры к охране места пожара; и одновременно вызываются специалисты для разрешения вопросов, возникающих в ходе осмотра. Ими могут быть: работники пожарно-испытательных станций управления пожарной охраны, ведомственного НИИ, специалисты в области техники безопасности и сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, судебно-медицинские эксперты, взрывотехники. Даются указания обеспечить следственно-оперативную группу фото- и видеоаппаратурой, пожарно-техническим чемоданом, газоанализаторами, электроизмерительными приборами, ситами для просеивания пожарного мусора, набором осветителей и др.

Для точного и объективного установления причин возникновения пожаров и технико-криминалистического сопровождения расследования дел о пожарах, Экспертно-криминалистический центр МВД России (ЭКЦ МВД России) проводит весь необходимый для этого комплекс мероприятий:

выполнение актуальных профильных научно-исследовательских работ (НИР);

разработка по результатам выполнения НИР технических средств и методических рекомендаций по их использованию;

внедрение разработок в практическую деятельность как экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (ЭКП ОВД), так и других организаций, занимающихся прямо или косвенно расследованием и исследованием пожаров.

Список литературы

1.Туркин Б.Ф. Состояние пожарной безопасности: (Тенденции и прогноз изменения обстановки с пожарами) // Пожарная безопасность, информатика и техника. 1997. № 2. С.46.

.Савельев ПС. Пожары-катастрофы / П.С. Савельев. М. 1983.

.Жук М.С. Использование специальных знаний на первоначальном этапе расследования поджогов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.09 - Уголовный процесс; Криминалистика и судебная экспертиза. Краснодар,2003.

Похожие работы на - Тактика осмотра места пожара. Процессуальное оформление протокола осмотра и приложений к ним

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!