Государство и право

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,89 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство и право

Общая характеристика теорий происхождения государства

.Теократическая - божественного происхождения государства, суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога.

.Договорная - рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).

.Насилия - краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Насилие выражалось, как правило, в

присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

сбор дани дружинниками;

расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

иные формы насилия.

.Патриархальная - суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

.Органическая- суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

люди образуют государство, как клетки - живой организм

государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение) и т. д.;

между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные

.Психологическая - Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

. Ирригационная - водная, гидравлическая. Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).

. Экономическая - Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

возник прибавочный продукт;

в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

появились частная собственность и публичная власть.

для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.

. Расовая - Согласно этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас

. Инцестная (половая) теория

Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства.

Понятие государства и его признаки. Правовое государство

Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа.

Признаки:

наличие публичной власти- включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

суверенитет- выражается в независимости власти данного государства от всякой иной власти

территория и административно-территориальное деление

правовая система;

гражданство-устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

налоги и сборы- материальная основа деятельности государства и его органов.

правовое государство - это государство, в котором верховенством обладают правовые законы, власть осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную, гарантируются права и свободы человека и гражданина, обеспечивается взаимная ответственность государства и личности.

Сущность государства

Сущность государства - это главное свойство государства, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Основные подходы к определению сущности государства:

) классовый подход- при классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

) общесоциальный (общечеловеческий) подход-при общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти

) религиозный подход

) национальный подход;

) расовый подход.

Понятие, свойства и формы осуществления государственной власти

Государственная власть - это разновидность социальной власти, носящая публичный, суверенный и универсальный характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах.

Свойства:

♦ Исключительность субъекта управления, которым является государство, его властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.

♦ Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления - государственная власть.

♦ Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.

♦ Системный характер государственного управления, без которого его не будет.

Формы:

1Непосредственная реализация народом государственной власти (референдум, участие граждан в выборах, собрание граждан).

2Реализация государственной власти через органы государства и местного самоуправления (правоустановительная, правоисполнительная, правоохранительная, договорная).

Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства

Механизм государства - это система государственных органов и учреждений , посредством которых обеспечивается реализация функций государства.

Признаки

1.Чиновничий аппарат - как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

.Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему..

.Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

.Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

.Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью».

Структурные элементы механизма государства:

.государственный аппарат;

.государственные учреждения;

.государственные предприятия.

Понятие и признаки государственного органа и их классификация

Государственный орган - это структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, осуществляющее государственно-властную деятельность на определённой территории.

Признаки:

·наделен специальными полномочиями по принудительному исполнению воли государства;

·имеет в своем распоряжении специально обученный личный состав и технические средства;

·имеет разветвленную структуру, каждое подразделение которой выполняет определенные функции;

·строится на основах четкой внутренней организации и жесткой дисциплины;

·действует на основе Конституции и законов в том случае, когда принуждение необходимо;

·находится под контролем государства.

Классификация государственных органов

·По территориальному уровню.

федеральные и региональные

·По способам формирования.

избираемые и назначаемые

·По содержанию деятельности.

Законодательные, исполнительные, надзорные, судебные

·По правовым формам деятельности.

Правотворческие, правоохранительные, правоисполнительные

·По характеру компетенции.

Общей компетенции, специальной компетенции

·По срокам полномочий.

Срочные, бессрочные

·По времени осуществления функций.

Постоянные, временные

Функции государства и их классификация

Функции государства - это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и назначение в обществе.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Существует несколько подходов:

1) выделяют внутренние и внешние;

2) постоянные и временные функции;

3) главные и производные

Понятие формы государства и ее структурные элементы

Форма государства - это организация политической власти в форме правления, государственного устройства и политического режима.

Структурные элементы:

·Форма правления

·Форма государственного устройства

·Форма политического режима

Форма правления, ее разновидности и их характеристика

Форма правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти в государстве, порядок образования высших государственных органов и их взаимоотношения с населением страны.

Разновидности:

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства и , как правило, передаётся по наследству.

Общие черты монархической формы правления:

·во главе государства находиться монарх;

·монарх приобретает власть по принципу престолонаследия;

·монарх осуществляет власть бессрочно;

·монарх не несёт юридической ответственности за свои политические действия.

Республика - это форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами государства, избираемыми на определённый срок и несущими ответственность перед населением страны.

Общие черты республиканской формы правления

·верховная власть осуществляется выборными органами (парламентом, президентом;

·выборные органы избираются (формируются) прямым либо косвенным способом;

·полномочия высших представительных органов (парламента, президента) и высшего исполнительного органа ограничены законом сроком;

·законодательство предусматривает юридическую и политическую ответственность главы государства и других должностных лиц.

Виды республик: парламентская, смешанная, президентская

Форма государственного устройства, ее разновидности и их характеристика

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий политико-территориальное устройства государства, обуславливающие особенности взаимоотношения между центральными и местными властями.

Унитарное государство - это единое, цельное государство, состоящие из административно-территориальных образований (области, округа, города, районы), которые подчинены центральным органам власти.

Федеративное государство - это сложное государство, состоящие из структурных образований, обладающих значительной степенью самостоятельности.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, создаваемый на договорной основе для решения вопросов военного, политического, экономического и иного характера.

Политические режимы и их характерные черты.

Политический режим - это совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:

) Народовластие, т.е. признание народа единственным источником власти в государстве.

) Гарантированность провозглашённых прав и свобод человека и гражданина.

) Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.

) Гласность в деятельности органов государственной власти.

) Обеспечение верховенства правового закона, прочной законности и правопорядка.

) Признание многообразия форм собственности.

) Принятие решений большинством с учётом интересов мнения меньшинства.

) Политический плюрализм, в том числе многопартийность, наличие реальной оппозиции.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:

) Господство одной политической партии или движения.

) Господство одной официальной идеологии.

) Господство одной формы собственности.

) Сведение к минимуму или ликвидация политических прав и свобод гражданин.

) Резкое расслоение населения по сословным, кастовым или иным признакам.

) Низкий экономический уровень обеспеченности основных слоёв населения.

) Акцент на карательные меры и принуждение.

Понятие и признаки права

Право - это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, выражающих в возведённую в закон волю классов, социальных групп или всего народа и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Признаки

1. одна из разновидностей социальных норм

. состоит из отдельных норм общего характера

. система норм

. охраняется

. формальная определенность

Место права в системе социального регулирования. Задачи и роль права в социальном регулировании общественных отношений

Социальное (нормативное) регулирование - это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. В учебной литературе выделяют несколько подвидов нормативного регулирования. В их числе - регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и т.д.

Сущность права

Сущность права - это главное свойство права, которое определяет его содержание и социальное назначение в обществе.

Основные подходы к определению сущности государства:

1) классовый подход- При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

) общесоциальный - при общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.

Принципы права

Принципы права - это основные, руководящие начала права, выражающие наиболее важные черты его содержания.

Общеправовые принципы

 приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей;

 социальной справедливости;

 законности;

 юридическое равенство граждан перед законом и судом;

 гуманизм;

 демократизм;

 единство прав и обязанностей;

 ответственности за вину:

 сочетание убеждения и принуждения и

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д.

Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе - презумпция невиновности и т.п.

Функции права

Функции права - это основные направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и назначение в обществе.

.Внутренние (собственно юридические функции) делятся на

.1 основные собственно юридические функции

.1.1 охранительная

.1.2 регулятивная

.2неосновные собственно юридические функции

.2.1 компенсационная

.2.2 ограничительная

.2.3 восстановительная

.Внешние (социальные) функции делятся на

.1основные социальные функции

.1.1 экономическая

.1.2 воспитательная

.1.3 политическая

.2 неосновные социальные функции

.2.1 экологическая

.2.2 социальная

.2.3 информационная

Понятие, признаки и виды социальных норм

Социальные нормы- правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Признаки

)Правила поведения действующие в обществе между людьми

2)Правила поведения общего характера, то есть относящиеся к неопределенному количеству людей или их объединению

3)Соц. нормы - результат сознательно- волевой деятельности людей

4)Соц. нормы обусловленные социально-экономическим строем общества.

Виды

1. По способам установления и охраны

а) Нормы нравственности(морали)

охраняется общественным мнением

б) Обычаи (нравы, привычки, обыкновения, традиции)-нормы сложившиеся стихийно в результате неоднократного повторения. Поддерживается привычкой, воспитанием, инерцией.

в) нормы общественных организаций, корпоративные нормы - правила поведения устанавливающиеся в общественно- негосударственных организациях (партии, церкви). Охраняются этими же организациями.

г) юридические нормы (позитивное право) - это правила исходящие от государства и им охраняемые.

. По сферам общественной жизни

а) экономические нормы

б) политические нормы

в) нормы духоной культуры, в том числе эстетические

г) технические нормы

Понятие, структура и функции правосознания

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.

Структура

·правовая идеология (это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок); право государство власть политический

·правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву на уровне чувств и эмоций, во многом выражающее поверхностные оценки права субъектами);

·Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом).

·Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления.

·Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.

Функциями правосознания являются:

·информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом;

·оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления;

·регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;

·прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные нормативно-правовые акты, юридически значимые решения государственных органов.

Понятие и виды источников права

Источники (формы) права - это способы закрепления правовых норм в официально признаваемых государством документах.

Виды:

.Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права.

.Правовые обычаи - возникли в обществе, но государство придало им силу.

.Судебные или административные преценденты - решения либо суда, либо административных органов по конкретному делу, которые получают статус общеобязательных правил разрешения всех подобных дел.

.Нормативный договор - между двумя сторонами, содержащий нормы.

. Научная доктрина - юридические теории, высказанная каким - либо видным ученым, юристом, которые государство объявило общеобязательным.

Понятие и признаки нормативных правовых актов

Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права.

Признаки

-имеет письменную форму;

- имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов,

наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);

имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);

Классификация нормативных правовых актов

. По юридической силе делятся на

законы- это акт представительного органа власти, изданный в установленном порядке, регламентирующий важнейшие общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу.

подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

"Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Но тоже имеют важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

. По сфере действия

принятые государством

санкцианированные государством

.По издающим субъектам

Законодательных органов

Исполнительных органов

Правоохранительных органов

органы самоуправления

надзорных органов

Понятие и элементы механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования - это система средств с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений.

Элементы

норма права

правоотношение

акты реализации прав и обязанностей

акты применения права

Законодательный процесс: понятие и стадии

Под законодательной процессом понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.

Выделяют четыре основных этапа (стадии) законодательного процесса:

» законодательная инициатива - представляет собой, согласно широко распространенному мнению, право внесения законопроектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т.п.) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой.

» обсуждение законопроекта - делится на предварительное и официальное

» принятие и утверждение закона

» обнародование закона - назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона.

Понятие, признаки и структурные элементы системы права

Система права это взятая в единстве совокупность всех норм права, поделённых на правовые институты, подотрасли и отрасли в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими отношений. Она обусловлена характером, спецификой и взаимными связями тех общественных отношений, которые складываются в реальной жизни.

Признаки:

·Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

·Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов <#"justify">·Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);

·Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание <#"justify">·Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

·Системность (право - это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

Структурные элементы:

Норма права - это первичный элемент системы права, закрепляющий общие предписания права, определяющий правила поведения, меры защиты субъективного права и меры ответственности за правонарушения.

-Институт права - совокупность норм права регулирующий однородный вид общественных отношений

-Подотрасль права - совокупность институтов права, образующих внутр отрасли права обособленную группу норм, которые регулируют свои чем-то отличающиеся отношения

- Отрасль права - совокупность норм права регулирующих однородный вид общественных отношений

25) Понятие и признаки норм права, их виды. Структура норм права.

Норма права - это первичный элемент системы права, закрепляющий общие предписания права, определяющий правила поведения, меры защиты субъективного права и меры ответственности за правонарушения.

Признаки

1.Исходит от государства или санкцианирует им

.реализация обеспечивается государством

.имеет общеобязательный характер

.рассчитано на конкретный случай

.регулирует определенную разновидность общественных отношений

Виды

)По отраслям

нормы гражданского, уголовного, семейного права

) материальное, процессуального права

) императивные, диспозитивные

) управомочивающие, обязывающие и запрещающие

) постоянного и временного

Структура норм права

Гипотеза - это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается реализация нормы

Диспозиция - это часть правовой нормы, содержащая предписание, правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на правовые последствия, возникающие в результате нарушения или соблюдения диспрозии и наступления обстоятельств (условий) указанных в гипотезе.

Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей права

Предмет правового регулирования - это качественно однородная группа общественных отношений, подвергающихся воздействию посредством права.

Метод правового регулирования - специфический, наиболее рациональный способ воздействия на общественные отношения.

Императивный - личности «навязывается» строго определенное поведение

Диспозитивный - регулируюет отношения субъектов между собой

Публичное и частное права

К публичному праву относят нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения человека с властью в интересах государства. Личности «навязывается» строго определенное поведение (основной метод - императивный).

К частному праву относят нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения субъектов между собой (основной метод - диспозитивный).

Понятие, признаки, структура и виды правоотношений

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное правовой нормой и охраняемое государством, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями.

Признаки

= Юридическая форма общественного отношения.

= Возникает на основе правовых норм.

= Возникает на основе юридических фактов.

= Участниками правоотношений являются конкретные субъекты права, обладающие субъективными правами и обязанностями.

= Субъективные права и обязанности гарантированы государством.

Структура:

1.Субъект

2.Объект

. Содержание

Виды

» по функциям различают:

♦ регулятивные - правоотношения, в которых устанавливаются права и обязанности (гражданские, семейные, трудовые и т.д.);

♦ охранительные - правоотношения, в которых устанавливается юридическая ответственность с применением мер государственного принуждения.

по степени определенности субъектов или прав и обязанностей сторон: относительные (правоотношения президентов) и абсолютные(президент и граждане страны).

Субъекты правоотношений

Субъект правоотношения - это одна из сторон правоотношения (их всегда не менее двух), обладающих субъективным право м и (или) юридической обязанностью.

Это физические и юридические лица

Бывают индивидуальными, коллективными, публично-правовые образования

Объекты правоотношений

Объект правоотношения - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности сторон.

Это материальные и нематериальные блага, продукты творчества, поведене участников правоотношений.

Содержание правоотношений.

Содержание- материально дозволенное поведение обязанного лица и юридического лица.

Понятие и признаки юридических фактов. Юридический состав

Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Признаки юридических фактов:

» предусмотрены нормативно-правовым актом (гипотезой нормы права);

» вызывают определенные правовые последствия (возникновение, изменение, прекращение субъективных права и юридических обязанностей субъектов и правоотношений);

» объективированы (выражены) вовне (то есть должны произойти именно в реальной действительности);

» подтверждены документально (справкой и др.);

» затрачивают интересы личности, отдельных социальных групп, общества, государства (то есть содержательны);

» выражаются в наличии либо отсутствии тех или иных явлений, событий, действий;

» имеют место на определенном пространстве и в определенное время;

» конкретны и индивидуальны;

» представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты;

» обеспечиваются государственным принуждением

В основном это следующие юридические факты: сроки, юридические условия

Понятие, признаки и формы реализации норм права

Реализация права (правовых норм) - это:

a. претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов. b. осуществление в деятельности субъектов права общеобязательных правил поведения, установленных и санкционированных государством. c. претворение (воплощение) установленных правовых норм и принципов в правомерное поведение субъектов права в результате соблюдения запретов, исполнения юридических обязанностей, использования субъективных прав и правоприменительной деятельности.

Признаки:

Выделяют следующие признаки реализации правовых норм:

) это всегда правомерное поведение;

) эта деятельность связана с достижением определенного результата, предусмотрен-ного нормой права;

) это волевое поведение, когда субъект права согласует свое поведение с требованиями правовых норм.

Формы: выделяют четыре основные формы реализации права: осуществление (использование), исполнение, соблюдение, применение.

Использование - субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой. Лица вправе осуществлять либо не осуществлять предоставленные им законом права.

Пример: наследник может предъявить свои права на наследство, а может и отказаться от них.

Соблюдение - субъект строго следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые ему не дозволены. Пример: реализация гражданами норм административного права заключается в воздержании от действий, запрещенных правом (охота в заповеднике)

Исполнение -субъект совершает активные действия во исполнение возложенной на него юридической обязанности.

Пример: сторож обязан охранять доверенное ему имущество, при попытке грабежа обязан отразить нападение и обеспечить сохранность этого имущества,

Применение права - особая форма воплощения требований юридических норм в отношениях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.

Понятие и признаки правомерного поведения

Правомерное поведение - это сознательно-волевое поведение дееспособной личности, объективно приносящее пользу обществу, соответствующее праву и влекущее позитивные правовые последствия.

Признаки правомерного поведения:

а) поведение соответствует нормам права (формальный аспект);

б) поведение социально значимо (содержательный аспект);

в) поведение осознано (субъективная сторона).

Состав и виды правомерного поведения

Состав правомерного поведения - это совокупность элементов правомерного поведения: субъекта (физические или юридические лица), субъективной стороны (мотивы, из которых исходят правомерно действующие участники общественных отношений, а также цели, на которые направлены их действия или бездействие.), объективной стороны (сторона включает в себя все элементы, характеризующие правомерное деяние как акт внешнего действия, ибо о помыслах и чувствах реальных личностей можно судить лишь по одному признаку - действиям.), объекта (предметы материального мира пли поведение субъектов).

Виды:

» по форме проявления разделяется на действие (активная форма поведения субъекта права в рамках закона) и бездействие (воздержание лица от совершения действий, нарушающих нормы права);

» в зависимости от отраслевой принадлежности нормы права они подразделяются на административно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

» в зависимости от субъекта поведения различают: действия государства в лице своих органов и должностных лиц, физических лиц, коммерческих структур, общественных объединений и т.д.;

» по формам реализации правовых предписаний их можно разделить на исполнение, соблюдение, использование и применение норм права.

Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений

Правонарушение - это опасное противоправное виновное наказуемое деяние деликтоспособного лица, наносящие вред обществу.

Признаки

·Поведение человека, выраженное в действии или бездействии

·Общественная вредность противоправного деяния

·Противоправность деяния

·Виновность поведения субъектов права

·Наказуемость противоправного деяния

Виды:

·По отраслям права

·По степени общественной опасности

·По сфере общественной жизни

·По видам юридической деятельности

·По форме вины

Состав правонарушений

. Субъект

. Объект

. Субъективная сторона

4.Объективная сторона - деяние, последствие, причинно-следственная связь мжду деянием и наступившим последствием

Субъект и объект правонарушения

Субъект - достигшее определенного возраста, деликтоспособное, вменяемое физическое лицо (гражданин, иностранец или лицо без гражданства) или, в предусмотренных законом случаях, юридическое лицо (организация), совершившие противоправное деяние.

Объект - общий(общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом) , родовой, непосредственный

Субъективная сторона правонарушения

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям. Это вина - делится на умысел ( прямой- осознает, предвидит, желает и косвенный - осознает, предвидит, не желает, но сознательно допускает) и на неосторожность ( легкомыслие- самонадеянность и небрежность - не предвидит, но должен и мог предвидеть). Также включают сюда мотив, цель.

Объективная сторона правонарушения.

Объективная сторона - наличие самого деяния. Сюда входят деяние, последствие, причинно-следственная связь между деянием и наступившим последствием.

Понятие и признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность - это разновидность социальной ответственности, опосредованная правовыми нормами, предусматривающими меры государственно-принудительного воздействия за совершённые правонарушения, возлагаемая компетентными субъектами в процедурно-процессуальной форме путём вынесение правоприменительного акта.

Признаки:

·Юридическая ответственность - это один из видов государственного принуждения.

·Юридическая ответственность - это возмездие, кара, установленная правом.

·Обязанность правонарушителя претерпеть лишения, вызванные применением правовой санкции.

·Тесная взаимосвязь юридической ответственности с правовыми нормами.

·Наступление юридической ответственности только за совершенное правонарушение.

Основания юридической ответственности

·Нормативное

·Фактическое

·Индивидуально- правовое

Цели, функции и признаки юридической ответственности

Цели:

·Наказание правонарушителя

·Исправление правонарушителя

·Возобновление правопорядка

·Предупреждение совершения новых правонарушений (частная и общая презумпция)

Функции:

·Воспитательная

·Превентивная

·Правовосстановительная

·Карательная

Признаки смотри вопрос 41

Классификация юридической ответственности

·По отраслям права

·По содержанию санкций

·По порядку возложения

·По субъектам возлагающим ответственность

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

·Недостижение лицом установленного законом возраста

·Недееспособность лица

·Казус т. е. деяние совершенное без вины

·Крайняя необходимость

·Исполнение приказа или распоряжения

·Обоснованный риск

·Причинение вреда при задержании лица совершившего преступление

·Невменяемость лица, совершившего преступление

·Непреодолимая сила

·Необходимая оборона

·Физическое или психическое принуждение

·Малозначительность деяния

Основания освобождения от юридической ответственности

·Деятельное раскаяние

·Примирение с потерпевшим

·Изменение обстановки, повлекшее исключение общественной опасности лица и совершенного им деяния

·Истечение сроков давности

·Малозначительность поступка

·Амнистия помилование

Законность и правопорядок: понятие и признаки. Соотношение правопорядка и общественного порядка.

Законность - это требование соблюдать установленный порядок в обществе.

Законность характеризуется единством двух признаков:

= внешнего - обязанность соблюдать, исполнять и применять законы

= внутреннего (сущностного) - качества законов.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Признаки

а) реальным уровнем соблюдения законности;

б) обеспечением и реализацией субъективных прав;

в) выполнением юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями и организациями.

Соотношение законности и правопорядка

Хотя законность и правопорядок тесно связаны друг с другом, между ними имеются и определенные различия. Различия в содержании законности и правопорядка зависят от предметной, субъектной и нормативной сторон.

Предметная сторона - это то, что должно соответствовать правовым требованиям, это «носители» законности, это деятельность (поведение) людей.

Субъективная сторона - это все участники правового процесса (государство, его органы, граждане). Исключение из числа субъектов, например, граждан сужает сферу законности, разрушает идею всеобщности, равенства всех перед законом.

Нормативная сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм, соблюдение и исполнение которых образует это понятие. Причем надо отметить, что сами правовые нормы являются скорее предпосылкой, а не элементом законности.

Проявлением различий законности и правопорядка являются такие факты, как появление групп лиц, которые считают, что для них законы не обязательны; принятие правовых актов, не соответствующих интересам общества; возникновение такого явления, как «возведенное в закон беззаконие».

Понятие, элементы и виды правового статуса личности

Правовой статус личности - это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с нормами международного и внутригосударственного права.

Элементы:

·Основные права и обязанности личности

·Правосубъектность - это способность человека быть субъектом права.

·Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства личности, её основных прав и свобод.

Виды:

1.Международный правовой статус личности

.Отраслевой статус личности

.Индивидуальный правовой статус личности

. Конституционный правовой статус личности

. Специальный правовой статус личности

Основные права и свободы личности: понятие и виды.

Основные права и свободы личности - это составляющие ядро правового статуса неотчуждаемые, неотъемлемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, закреплённые в конституции и гарантируемые государством.

Виды:

1.Личные права и свободы личности, обеспечивающие автономию и самоопределение личности, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров её развития.

.Гражданские политические права и свободы

. Экономические, культурные, социальные права и свободы

Основные обязанности личности

Основные обязанности личности - это закреплённая в конституции обязанности человека и гражданина, гарантированные государством.

К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех граждан страны:

А) соблюдать Конституцию и законы РФ;

Б) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

В) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Специальные (конкретные) обязанности закреплены за определенными лицами:

А) за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

Б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

В) за налогоплательщиками - обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

Г) за военнослужащими - обязанность защищать Отечество.

Механизмы защиты прав человека. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина

Механизм защиты прав человека - это система юридических способов защиты прав и свобод человека.

Судебная защита - это один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие - это деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных. Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину России, иностранному гражданину и лицу без гражданства

Понятие и признаки гражданского общества, его структура

В современном представлении гражданское общество - это:

. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.

. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития, Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями.

. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.

Признаки гражданского общества:

Характерные признаки современного гражданского общества:

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитость и разветвленность демократии;

правовая защищенность граждан;

определенный уровень гражданской культуры.

Структура:

Основными элементами современного гражданского общества являются:

. Политические партии.

. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

. Научные и культурные организации, спортивные общества.

. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

. Независимые средства массовой информации.

. Церковь.

. Семья.

Понятие и виды правовой системы (семьи). Национальная правовая система

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, имеющие общие исторические корни и характеризующихся общностью источников права, правовых терминов, принципов, структуры права.

Виды:

1.Романо- германская

. Англосаксонская

.Мусульманская

Национальная правовая система - это исторически сложившаяся совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в каждом отдельном государстве.

Конституции Российской Федерации - основной закон государства

Конституция 1993 года является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав.

Официальное опубликование нормативных правовых актов

  1. Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА. 56. Предметы исключительного ведения Российской Федерации.

Предметы ведения Российской Федерации - объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства - закреплённый в Конституции Российской Федерации <#"justify">·принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;

·федеративное устройство <#"justify">Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться : 1) в области государственного строительства: -обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; - зашита прав и свобод человека и гражданина; - зашита прав национальных меньшинств; - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; - режим пограничных зон; - административное, административно-процессуальное законодательство; - кадры судебных и правоохранительных органов; - адвокатура, нотариат; - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации; 2) в экономической, социальной, культурной областях: - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; - разграничение государственной собственности; - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; - охрана памятников истории и культуры; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; - координация вопросов здравоохранения; - защита семьи, материнства, отцовства и детства; - социальная зашита, включая социальное обеспечение; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; - трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории)

Административная ответственность как вид юридической ответственности и вид административного принуждения

Административная ответственность- это форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение.

Признаки:

. имеет публично-правовой характер - ответственность перед государством;

2. регулируется нормами института административной ответственности и устанавливается как законами, так и подзаконными актами органов государственной власти (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

3. в основании лежит нарушение порядка в сфере государственного управления; основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

4. распространяется на физических и юридических лиц (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

5. наличие кроме общих (с другими отраслями права) специальных субъектов ответственности, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

6. за административные правонарушения применяются меры административного взыскания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

7. применение мер административного взыскания осуществляется в процессуальном порядке, который установлен процессуальными нормами административного законодательства; меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

8. наличие специфических видов наказаний (выдворение за пределы территории России) и их внесудебный (в большинстве случаев) порядок применения;

9. применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

Административная ответственность отдельных субъектов: несовершеннолетних, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, должностных лиц, юридических лиц

К несовершеннолетним могут применяться специальные меры воспитательного воздействия:

а) возложение на подростка обязанности принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

б) вынесение предупреждения

в) объявление выговора или строгого выговора на заседании комиссии. Постановление об объявлении выговора направляется по месту учебы или работы подростка.

г) возложение обязанности возместить причиненный ущерб или своим трудом устранить его. Эта мера может применяться к несовершеннолетним, имеющим свой заработок (стипендию), и если сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда;

д) наложение штрафа также возможно только в отношении работающих подростков;

Административная ответственность военнослужащих

Законодательство РФ устанавливает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий. Все применяемые к военнослужащим дисциплинарные взыскания разделяются на общие и специальные виды. К общим дисциплинарным взысканиям относятся те, которые применяются ко всем военнослужащим. Это выговор и строгий выговор. Специальные виды дисциплинарных взысканий применяются только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу (солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры), а также от формы прохождения ими военной службы (по призыву или по контракту). В соответствии с положениями ДУ ВС РФ к специальным видам дисциплинарных взысканий относятся: 1) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег - для солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву; 2) лишение нагрудного знака отличника - для солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; 3) досрочное увольнение в запас - для солдат и матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту; 4) снижение в должности - для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; 5) снижение в воинском звании на одну ступень - для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву; 6) снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность - для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву. 7) дисциплинарный арест - наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

к юридическим лицам могут применяться только определенные административные наказания, названные в ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ, а именно: - предупреждение; - административный штраф; - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; - административное приостановление деятельности.

Административное правонарушение: понятие, признаки. Состав административного правонарушения, характеристика элементов состава, виды составов

Административное правонарушение - это поведение людей противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу.

Признаки:

1.есть акт поведения выражающее действие или бездействие

2.признается только противоправное действие

3.виновность, то есть совершение противоправного действия умышленно или по неосторожности

4.общественная вредность

Состав:

.Объект- общественные отношения, охраняемые законом, то есть то на что направлено посягательство.

. Объективная сторона - акт внешнего поведения нарушителя нормы

.Субъективная сторона - психическое отношение нарушителя к содеянному

.Субъект - физические лица достигшие 16 возраста, физические лица, граждане РФ, лица без гражданства, а также юридические лица.

Административные наказания: понятие, система, характеристика

Административное наказание - это мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

1. предупреждение; 2. административный штраф;

. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6. административный арест; 7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8. дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ

Общие принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях. Участники производства, их классификация и характеристика. Доказательства, виды доказательств

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

·своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

·разрешение его в точном соответствии с законодательством;

·обеспечение исполнения вынесенного постановления;

·выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;

·предупреждение правонарушений;

·воспитание граждан в духе соблюдения законов.

основные принципы:

законности. Сущность данного принципа заключается в том, что применение норм права или иная форма реализации правовых норм должны быть законными;

объективности. Принцип объективности означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела;

равенства перед законом и органом, разрешающим дело. Суть данного принципа заключается в административно-процессуальном статусе субъектов, согласно которому все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

гласности. Данный принцип закреплен в ст. 229 КоАП РСФСР, согласно которой: "Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя". Исключения составляют случаи, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны;

своевременности. Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленных административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость ответственности виновных, предупреждение новых правонарушений т др.

Участники производства по делам об административных правонарушениях

В ходе производства по делу могут участвовать различные лица, которые можно разделить на три группы:

А) Компетентные органы и должностные лица, которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела, т.е. полномочные вести производство по делу и его рассматривать (в зависимости от уровня органов государственного управления - федеральные и субъектов Федерации):

= административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;

= администрации районов, городов, поселков, сел;

= комиссии по делам несовершеннолетних;

= районные (городские) суды и мировые судьи;

= органы внутренних дел и их должностные лица;

= иные органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции (прокуратура).

Б) Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

= лицо, привлекаемое к административной ответственности;

= потерпевший (лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред);

= законные представители обеих сторон (лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевшего) - родители, усыновители, опекуны, попечители;

= лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему (с момента составления протокола);

= адвокат (защитник) привлекаемого лица (с момента составления протокола).

В) Лица и органы, содействующие осуществлению производства:

» свидетели (лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по конкретному делу);

» эксперты и специалисты (назначаются в случае возникновения необходимости в специальных познаниях);

» переводчики (привлекаются в том случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство);

» понятые.

Вещественными доказательствами по делу могут быть предметы, явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения либо сохранившие на себе его следы. В случае необходимости они фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу. Сохранность вещественных Доказательств гарантируется органом (должностным лицом), ведущим производство.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства. Эти сведения фиксируются как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемок, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и другие носители информации).

Показания специальных технических средств, т.е. измерительных приборов, утвержденных в официальном порядке в качестве средств измерений, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку и др.

Похожие работы на - Государство и право

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!