Государство и право
Общая характеристика теорий происхождения государства
.Теократическая - божественного происхождения государства, суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога.
.Договорная - рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).
.Насилия - краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Насилие выражалось, как правило, в
≈присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
сбор дани дружинниками;
≈ расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
≈ иные формы насилия.
.Патриархальная - суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
.Органическая- суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
люди образуют государство, как клетки - живой организм
государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение) и т. д.;
между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные
.Психологическая - Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под этими свойствами подразумеваются:
желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
. Ирригационная - водная, гидравлическая. Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
. Экономическая - Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
≈ возник прибавочный продукт;
≈ в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
≈ появились частная собственность и публичная власть.
≈ для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
. Расовая - Согласно этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас
. Инцестная (половая) теория
Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства.
Понятие государства и его признаки. Правовое государство
Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа.
Признаки:
≈ наличие публичной власти- включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.
≈ суверенитет- выражается в независимости власти данного государства от всякой иной власти
≈ территория и административно-территориальное деление
≈ правовая система;
≈ гражданство-устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.
≈ налоги и сборы- материальная основа деятельности государства и его органов.
правовое государство - это государство, в котором верховенством обладают правовые законы, власть осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную, гарантируются права и свободы человека и гражданина, обеспечивается взаимная ответственность государства и личности.
Сущность государства
Сущность государства - это главное свойство государства, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
Основные подходы к определению сущности государства:
) классовый подход- при классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.
) общесоциальный (общечеловеческий) подход-при общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти
) религиозный подход
) национальный подход;
) расовый подход.
Понятие, свойства и формы осуществления государственной власти
Государственная власть - это разновидность социальной власти, носящая публичный, суверенный и универсальный характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах.
Свойства:
♦ Исключительность субъекта управления, которым является государство, его властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.
♦ Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления - государственная власть.
♦ Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.
♦ Системный характер государственного управления, без которого его не будет.
Формы:
1Непосредственная реализация народом государственной власти (референдум, участие граждан в выборах, собрание граждан).
2Реализация государственной власти через органы государства и местного самоуправления (правоустановительная, правоисполнительная, правоохранительная, договорная).
Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства
Механизм государства - это система государственных органов и учреждений , посредством которых обеспечивается реализация функций государства.
Признаки
1.Чиновничий аппарат - как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.
.Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему..
.Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.
.Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения.
.Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью».
Структурные элементы механизма государства:
.государственный аппарат;
.государственные учреждения;
.государственные предприятия.
Понятие и признаки государственного органа и их классификация
Государственный орган - это структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, осуществляющее государственно-властную деятельность на определённой территории.
Признаки:
·наделен специальными полномочиями по принудительному исполнению воли государства;
·имеет в своем распоряжении специально обученный личный состав и технические средства;
·имеет разветвленную структуру, каждое подразделение которой выполняет определенные функции;
·строится на основах четкой внутренней организации и жесткой дисциплины;
·действует на основе Конституции и законов в том случае, когда принуждение необходимо;
·находится под контролем государства.
Классификация государственных органов
·По территориальному уровню.
федеральные и региональные
·По способам формирования.
избираемые и назначаемые
·По содержанию деятельности.
Законодательные, исполнительные, надзорные, судебные
·По правовым формам деятельности.
Правотворческие, правоохранительные, правоисполнительные
·По характеру компетенции.
Общей компетенции, специальной компетенции
·По срокам полномочий.
Срочные, бессрочные
·По времени осуществления функций.
Постоянные, временные
Функции государства и их классификация
Функции государства - это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и назначение в обществе.
Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.
Существует несколько подходов:
1) выделяют внутренние и внешние;
2) постоянные и временные функции;
3) главные и производные
Понятие формы государства и ее структурные элементы
Форма государства - это организация политической власти в форме правления, государственного устройства и политического режима.
Структурные элементы:
·Форма правления
·Форма государственного устройства
·Форма политического режима
Форма правления, ее разновидности и их характеристика
Форма правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти в государстве, порядок образования высших государственных органов и их взаимоотношения с населением страны.
Разновидности:
Монархия - это форма правления, при которой верховная власть сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства и , как правило, передаётся по наследству.
Общие черты монархической формы правления:
·во главе государства находиться монарх;
·монарх приобретает власть по принципу престолонаследия;
·монарх осуществляет власть бессрочно;
·монарх не несёт юридической ответственности за свои политические действия.
Республика - это форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами государства, избираемыми на определённый срок и несущими ответственность перед населением страны.
Общие черты республиканской формы правления
·верховная власть осуществляется выборными органами (парламентом, президентом;
·выборные органы избираются (формируются) прямым либо косвенным способом;
·полномочия высших представительных органов (парламента, президента) и высшего исполнительного органа ограничены законом сроком;
·законодательство предусматривает юридическую и политическую ответственность главы государства и других должностных лиц.
Виды республик: парламентская, смешанная, президентская
Форма государственного устройства, ее разновидности и их характеристика
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий политико-территориальное устройства государства, обуславливающие особенности взаимоотношения между центральными и местными властями.
Унитарное государство - это единое, цельное государство, состоящие из административно-территориальных образований (области, округа, города, районы), которые подчинены центральным органам власти.
Федеративное государство - это сложное государство, состоящие из структурных образований, обладающих значительной степенью самостоятельности.
Конфедерация - это временный союз суверенных государств, создаваемый на договорной основе для решения вопросов военного, политического, экономического и иного характера.
Политические режимы и их характерные черты.
Политический режим - это совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:
) Народовластие, т.е. признание народа единственным источником власти в государстве.
) Гарантированность провозглашённых прав и свобод человека и гражданина.
) Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.
) Гласность в деятельности органов государственной власти.
) Обеспечение верховенства правового закона, прочной законности и правопорядка.
) Признание многообразия форм собственности.
) Принятие решений большинством с учётом интересов мнения меньшинства.
) Политический плюрализм, в том числе многопартийность, наличие реальной оппозиции.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:
) Господство одной политической партии или движения.
) Господство одной официальной идеологии.
) Господство одной формы собственности.
) Сведение к минимуму или ликвидация политических прав и свобод гражданин.
) Резкое расслоение населения по сословным, кастовым или иным признакам.
) Низкий экономический уровень обеспеченности основных слоёв населения.
) Акцент на карательные меры и принуждение.
Понятие и признаки права
Право - это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, выражающих в возведённую в закон волю классов, социальных групп или всего народа и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.
Признаки
1. одна из разновидностей социальных норм
. состоит из отдельных норм общего характера
. система норм
. охраняется
. формальная определенность
Место права в системе социального регулирования. Задачи и роль права в социальном регулировании общественных отношений
Социальное (нормативное) регулирование - это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. В учебной литературе выделяют несколько подвидов нормативного регулирования. В их числе - регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и т.д.
Сущность права
Сущность права - это главное свойство права, которое определяет его содержание и социальное назначение в обществе.
Основные подходы к определению сущности государства:
1) классовый подход- При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.
) общесоциальный - при общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.
Принципы права
Принципы права - это основные, руководящие начала права, выражающие наиболее важные черты его содержания.
Общеправовые принципы
приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей;
социальной справедливости;
законности;
юридическое равенство граждан перед законом и судом;
гуманизм;
демократизм;
единство прав и обязанностей;
ответственности за вину:
сочетание убеждения и принуждения и
Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д.
Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе - презумпция невиновности и т.п.
Функции права
Функции права - это основные направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и назначение в обществе.
.Внутренние (собственно юридические функции) делятся на
.1 основные собственно юридические функции
.1.1 охранительная
.1.2 регулятивная
.2неосновные собственно юридические функции
.2.1 компенсационная
.2.2 ограничительная
.2.3 восстановительная
.Внешние (социальные) функции делятся на
.1основные социальные функции
.1.1 экономическая
.1.2 воспитательная
.1.3 политическая
.2 неосновные социальные функции
.2.1 экологическая
.2.2 социальная
.2.3 информационная
Понятие, признаки и виды социальных норм
Социальные нормы- правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Признаки
)Правила поведения действующие в обществе между людьми
2)Правила поведения общего характера, то есть относящиеся к неопределенному количеству людей или их объединению
3)Соц. нормы - результат сознательно- волевой деятельности людей
4)Соц. нормы обусловленные социально-экономическим строем общества.
Виды
1. По способам установления и охраны
а) Нормы нравственности(морали)
охраняется общественным мнением
б) Обычаи (нравы, привычки, обыкновения, традиции)-нормы сложившиеся стихийно в результате неоднократного повторения. Поддерживается привычкой, воспитанием, инерцией.
в) нормы общественных организаций, корпоративные нормы - правила поведения устанавливающиеся в общественно- негосударственных организациях (партии, церкви). Охраняются этими же организациями.
г) юридические нормы (позитивное право) - это правила исходящие от государства и им охраняемые.
. По сферам общественной жизни
а) экономические нормы
б) политические нормы
в) нормы духоной культуры, в том числе эстетические
г) технические нормы
Понятие, структура и функции правосознания
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
Структура
·правовая идеология (это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок); право государство власть политический
·правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву на уровне чувств и эмоций, во многом выражающее поверхностные оценки права субъектами);
·Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом).
·Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления.
·Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.
Функциями правосознания являются:
·информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом;
·оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления;
·регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;
·прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные нормативно-правовые акты, юридически значимые решения государственных органов.
Понятие и виды источников права
Источники (формы) права - это способы закрепления правовых норм в официально признаваемых государством документах.
Виды:
.Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права.
.Правовые обычаи - возникли в обществе, но государство придало им силу.
.Судебные или административные преценденты - решения либо суда, либо административных органов по конкретному делу, которые получают статус общеобязательных правил разрешения всех подобных дел.
.Нормативный договор - между двумя сторонами, содержащий нормы.
. Научная доктрина - юридические теории, высказанная каким - либо видным ученым, юристом, которые государство объявило общеобязательным.
Понятие и признаки нормативных правовых актов
Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права.
Признаки
-имеет письменную форму;
- имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов,
наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);
имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;
действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);
Классификация нормативных правовых актов
. По юридической силе делятся на
законы- это акт представительного органа власти, изданный в установленном порядке, регламентирующий важнейшие общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу.
подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
"Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Но тоже имеют важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
. По сфере действия
принятые государством
санкцианированные государством
.По издающим субъектам
Законодательных органов
Исполнительных органов
Правоохранительных органов
органы самоуправления
надзорных органов
Понятие и элементы механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования - это система средств с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений.
Элементы
норма права
правоотношение
акты реализации прав и обязанностей
акты применения права
Законодательный процесс: понятие и стадии
Под законодательной процессом понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.
Выделяют четыре основных этапа (стадии) законодательного процесса:
» законодательная инициатива - представляет собой, согласно широко распространенному мнению, право внесения законопроектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т.п.) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой.
» обсуждение законопроекта - делится на предварительное и официальное
» принятие и утверждение закона
» обнародование закона - назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона.
Понятие, признаки и структурные элементы системы права
Система права это взятая в единстве совокупность всех норм права, поделённых на правовые институты, подотрасли и отрасли в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими отношений. Она обусловлена характером, спецификой и взаимными связями тех общественных отношений, которые складываются в реальной жизни.
Признаки:
·Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
·Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов <#"justify">·Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
·Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание <#"justify">·Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
·Системность (право - это внутренне согласованный, упорядоченный организм).
Структурные элементы:
Норма права - это первичный элемент системы права, закрепляющий общие предписания права, определяющий правила поведения, меры защиты субъективного права и меры ответственности за правонарушения.
-Институт права - совокупность норм права регулирующий однородный вид общественных отношений
-Подотрасль права - совокупность институтов права, образующих внутр отрасли права обособленную группу норм, которые регулируют свои чем-то отличающиеся отношения
- Отрасль права - совокупность норм права регулирующих однородный вид общественных отношений
25) Понятие и признаки норм права, их виды. Структура норм права.
Норма права - это первичный элемент системы права, закрепляющий общие предписания права, определяющий правила поведения, меры защиты субъективного права и меры ответственности за правонарушения.
Признаки
1.Исходит от государства или санкцианирует им
.реализация обеспечивается государством
.имеет общеобязательный характер
.рассчитано на конкретный случай
.регулирует определенную разновидность общественных отношений
Виды
)По отраслям
нормы гражданского, уголовного, семейного права
) материальное, процессуального права
) императивные, диспозитивные
) управомочивающие, обязывающие и запрещающие
) постоянного и временного
Структура норм права
Гипотеза - это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается реализация нормы
Диспозиция - это часть правовой нормы, содержащая предписание, правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.
Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на правовые последствия, возникающие в результате нарушения или соблюдения диспрозии и наступления обстоятельств (условий) указанных в гипотезе.
Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей права
Предмет правового регулирования - это качественно однородная группа общественных отношений, подвергающихся воздействию посредством права.
Метод правового регулирования - специфический, наиболее рациональный способ воздействия на общественные отношения.
Императивный - личности «навязывается» строго определенное поведение
Диспозитивный - регулируюет отношения субъектов между собой
Публичное и частное права
К публичному праву относят нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения человека с властью в интересах государства. Личности «навязывается» строго определенное поведение (основной метод - императивный).
К частному праву относят нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения субъектов между собой (основной метод - диспозитивный).
Понятие, признаки, структура и виды правоотношений
Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное правовой нормой и охраняемое государством, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями.
Признаки
= Юридическая форма общественного отношения.
= Возникает на основе правовых норм.
= Возникает на основе юридических фактов.
= Участниками правоотношений являются конкретные субъекты права, обладающие субъективными правами и обязанностями.
= Субъективные права и обязанности гарантированы государством.
Структура:
1.Субъект
2.Объект
. Содержание
Виды
» по функциям различают:
♦ регулятивные - правоотношения, в которых устанавливаются права и обязанности (гражданские, семейные, трудовые и т.д.);
♦ охранительные - правоотношения, в которых устанавливается юридическая ответственность с применением мер государственного принуждения.
-» по степени определенности субъектов или прав и обязанностей сторон: относительные (правоотношения президентов) и абсолютные(президент и граждане страны).
Субъекты правоотношений
Субъект правоотношения - это одна из сторон правоотношения (их всегда не менее двух), обладающих субъективным право м и (или) юридической обязанностью.
Это физические и юридические лица
Бывают индивидуальными, коллективными, публично-правовые образования
Объекты правоотношений
Объект правоотношения - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности сторон.
Это материальные и нематериальные блага, продукты творчества, поведене участников правоотношений.