Аудит отходов производства и потребления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,7 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит отходов производства и потребления















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Аудит отходов производства и потребления

В настоящее время количество и разнообразие отходов производства и потребления в России стремительно возрастает. Состав отходов усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов. Ужесточается законодательство, устанавливающее правила обращения с отходами. Отношение населения к традиционным методам сваливания мусора на свалки и в водоемы становится резко отрицательным.

Учитывая сложившуюся ситуацию, современный экологический аудит невозможно представить без осуществления аудита отходов производства и потребления.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2002 г. №169-ФЗ), отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Цель аудита отходов - контроль соблюдения организацией действующих нормативов и инструкций в сфере обращения с отходами.

Для решения задач аудита необходимо проконтролировать соответствие порядка:

1.отражения в учете организации движения возвратных отходов;

2.хранения и утилизации отходов, установленным правилам и нормам.

Процедуры аудита:

-тестирование;

-контроль правильности документального оформления и учета движения возвратных отходов;

-проверка объема и направлений утилизации отходов производства и потребления;

-контроль соблюдения предельно допустимых объемов временного накопления и правил хранения отходов предприятия.

Прежде всего аудитору необходимо выяснить следующие вопросы (табл. 1).

Таблица 1. - Рабочий документ аудитора «Тест: отходы производства и потребления организации»

№ п/пВопросОтвет («+» да, «-» нет)Примечание1Имеется ли Подтверждение отнесения отходов организации к конкретному классу опасности, утвержденное территориальным Управлением охраны окружающей среды и природных ресурсов2Имеются ли паспорта опасных отходов организации3Имеют ли лица, допущенные к обращению с опасными отходами профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами4Организация имеет утвержденные нормативы образования отходов5Организация имеет утвержденные Лимиты на размещение отходов6Срок действия Лимитов на размещение отходов еще не истек7Ведется ли на предприятии учет отходов8Заключены ли договора с предприятием на вывоз отходов9Договора заключены с предприятиями, определенными в Лимитах на размещения отходов организации10Организован ли внутренний контроль за количеством отходов11Контролируется ли внутренний контроль экологических и санитарно-эпидемиологических требований при: - Сборе - Складировании - Использовании - Сжигании - Переработке - Обезвреживании - Транспортировке - Захоронении - Ином обращении с отходами производства и потребления или опасными веществами

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на класс опасности в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства РФ №511. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления №98-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности.

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. В ходе проверки аудитор в обязательном порядке должен убедиться в наличии паспорта опасных отходов, который составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

В соответствии с п. 1. ст. 15 Федерального закона №89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Лимиты на размещение отходов являются основополагающим нормативным документом организации в сфере обращения с отходами и важным источником аудиторской информации. Они разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения. Лимиты устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать организации, способы размещения и объекты размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства Природных ресурсов РФ.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Аудитор должен выяснить, организован ли такой учет в организации и запросить учетную документацию для выполнения последующих процедур.

Необходимо уделить внимание решению вопросов внутреннего контроля за опасными отходами, заключению договоров на утилизацию, организации условий хранения отходов организации.

Аудитор должен тщательно исследовать деятельность предприятия в сфере обращения с опасными отходами, поскольку неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Так, в соответствии со ст. 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 247 Уголовного кодекса РФ если производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то данные деяния наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В случае если деятельность по обращению с опасными отходами повлекла за собой по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам. В ходе проверки аудитор обязан руководствоваться положениями нормативных актов органом местного самоуправления, которые следует запросить и использовать при проведении аудиторских процедур с самого начала аудита.

Аудит движения токсичных отходов осуществляется по общей и детальной методике. Информационной базой аудита служат: статистическая отчетность ф. №2-ТП (токсичные отходы), ведомость инвентаризации токсичных отходов, ведомость учета отходов, приходный ордер, талоны учета вывозимых отходов, справки-расчеты бухгалтера.

Общая методика аудита отходов представлена в таблице (табл. 2).

Встречная сверка показателей ведомости инвентаризации токсичных отходов и формы №2-ТП (токсичные отходы) по каждому классу опасности отходов позволяет проконтролировать процедуру переноса бухгалтером отчетных данных и достоверность отчетных показателей.

Следующей процедурой аудита отходов производства и потребления организации является контроль правильности документального оформления и учета движения возвратных отходов.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены или дарения. Организация-собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

В этой связи при осуществлении организацией операций по реализации или передаче опасных отходов аудитор обращает внимание на наличие копии лицензии на осуществлении деятельности в области обращения с опасными отходами покупателя отходов аудируемой организации.

Согласно п. 111. Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2002 г. №119н отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

контроль аудит отход норматив

Таблица 2. - Рабочий документ аудитора «Общая методика аудита отходов»

При выполнении аудиторских процедур аудитор должен обратить внимание на порядок оценки возвратных отходов. Проводиться ли оценка совместно с экономическими службами или специалистами организации, имеется ли утвержденный порядок оценки и ответственные лица, соответствует ли фактическая оценка отходов установленному порядку.

Аудитор устанавливает, способствует ли система учета отходов обеспечению контроля за их сохранностью и использованием, относится ли стоимость учтенных отходом в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство должен оформляться выпиской требований или требований-накладных.

Также осуществляется контроль первичных учетных документов по формальным признакам: на соответствие унифицированным формам, полнота заполнения всех необходимых реквизитов и т.п.; и по существу: правильность отражения на счетах бухгалтерского учета, арифметический контроль сумм.

Проверка объема и направлений утилизации отходов производства и потребления осуществляется с использованием документации организации.

Лимиты размещения отходов производства и потребления организации;

-договоры на утилизацию отходов;

-талоны учета вывозимых отходов;

-ведомости (книги) учета отходов;

-и рабочего документа аудитора.

В соответствии с предложенным порядком, аудитором контролируются:

.установленные направления утилизации отходов производства и потребления;

.основание для вывоза отходов: договора на утилизацию (вывоз) отходов, и фактическое направление и объем утилизации;

.первичные документы, оформляющие вывоз отхода: талоны учета вывозимых отходов;

.бухгалтерский регистр, содержащий информацию о вывозимых отходах и их итоговом количестве, арифметический расчет которого также контролируется аудитором.

Проверка документации по учету движения отходов осуществляется по формальным признакам и по существу. При осуществлении аудиторской проверки следует обратить особое внимание на вид и количество вывозимых отходов в договоре на утилизацию и указанных в первичных документах, оформляющих вывоз токсичного отхода, а также на правильность расчета итоговых сумм. Отходы в рабочем документе аудитора располагаются по наименованиям в соответствии с классом опасности отхода. Немаловажными критериями аудита являются номер документа и дата вывоза отхода, которые также включены в форму рабочего документа, что позволяет аудитору проконтролировать правильность оформления документов и своевременность вывоза отходов с территории предприятия.

Заключение

После проведения экологического аудита делаются выводы и даются рекомендации по оптимизации всей деятельности предприятия в соответствии с существующим законодательством и нормативами. Качественное выполнение экологического аудита является гарантом стабильности.

В случае высокой степени соответствия, экоаудиторское заключение может использоваться для демонстрации заинтересованным лицам (заказчикам, подрядчикам, общественным организациям, контролирующим органам). В случае низкой степени соответствия, выводы и рекомендации по результатам экологического аудита послужат улучшению деятельности предприятия, а также помогут избежать возможных проблем в случае проверок контролирующих органов.

Экологическое аудирование также может проводиться и по инициативе любой заинтересованной стороны - по рекомендации судебных органов или по требованиям потребителей, материнских компаний и др.

Для того, чтобы подобрать наилучшую технологию переработки необходимо провести оценку имеющихся отходов и возможностей для организации предприятия по переработке.

-Оценка количества отходов;

-Определение качества отходов;

-Анализы отходов с целью определения перечня продуктов переработки, возможных к получению;

-Оценка предполагаемого качества продуктов переработки и их востребованности;

-Оценка перспективы источника отходов;

-Подбор оптимальной технологии переработки отходов;

-Опытная переработка отходов с получением готовой продукции.

Список использованной литературы

контроль аудит отход норматив

1.Карелов А.М., Беллер Г.А. Бусыгина В.М. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. Ч. 1. - М.: Тройка, 1998.

2.Карелов А.М., Беллер Г.А., Бусыгина В.М. Методические и нормативно - аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. 4.2. - М.: Тройка, 1998.

3.Лукъянчиков Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. - М.: НИА-Природа, 1998.

4.Макаров С.В., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование промышленных производств // Под ред. А.Ф. Порядина. - М.: НУМЦ, 1997.

5.Недре А.Ю., Оглоблин А.В., Снопковская О.В. Система управления окружающей средой и экологическое аудирование на предприятиях Российской Федерации. - СПб.: Центр обеспечения экологического контроля DCMR, 1999.

6.Никитин А.Т. Основы экологического аудита. - М.: МНЭПУ, 2001.

7.Нуоффер Г., Ушарова Л. Экологический аудит на практике // МЭМО, 1997. - №1.

8.Петров Б.Г. Проведение экоаудита на основе данных бухучета. // 4-я Всероссийская и 2 Международная конференция «Теория и практика экологического страхования». - Калининград. 2000.

9.Сергеева Т.В. Экологический аудит. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 207 с.

Похожие работы на - Аудит отходов производства и потребления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!