Управление системой компьютерной информационной образовательной среды (КИОС)
МОУ
Становская СОШ
село
Становка Большеуковского района Омской области
Управление
системой компьютерной информационной образовательной среды (КИОС)
Автор:
Левендеев
Виктор Иванович
Современное постиндустриальное общество
базируется на информационных технологиях. Сейчас они - движущая сила
человеческого прогресса и степень овладения ими приобретают сейчас ключевое
значение для всех и каждого.
Особая и очень острая проблема - соотношение
российского образовательного пространства и мировых достижений в области
информационных технологий. Ни для кого не секрет, что современная российская
школа значительно отстала от стремительно развивающегося постиндустриального
общества и его составляющих, а ведь школа и есть одно из этих составляющих и на
данный момент она не в состоянии полноценно выполнить социальный заказ
общества, не отвечая его потребностям. Как это могло случиться?
Многие ссылаются на низкую техническую
оснащённость школ компьютерами и другой нужной аппаратурой, дефицит
методической литературы, но так было до недавних пор. Теперь благодаря
нацпроектам и президентским программам по компьютеризации сельских школ,
проблема решена. Что же мешает нам развиваться в данном направлении?
Возможно, дело в том, что, во-первых большинство
педагогов воспринимают компьютер как пусть и необычное, но всё же ТСО, хотя это
нечто большее - например, как и учитель, компьютер является носителем
информации и субъектом педагогического процесса.
Во-вторых, информационные ресурсы и возможности
воспринимаются традиционной школой как явный и, возможно, довольно агрессивный
конкурент знаниям и непререкаемому авторитету учителя, лишая его монополии в
области знания, зачастую превращая в своего посредника. Возникает страх перед
разнообразием содержания, а, следовательно, возможной своей беспомощности,
страх перед необозримым пространством многообразных проб, самовыражении
учеников в этих пробах.
Другой важнейшей проблемой современной школы на
пути создания упорядоченной и логичной системы применения компьютерных
технологий - новой информационной среды обучения является поиск оптимальных и
эффективных способов овладения компьютерными технологиями и использования их в
учебно-воспитательном процессе.
Нашей целью была разработка концепции
интеграционного подхода к обучению, характеризующегося эффективным сочетанием
педагогических и информационных технологий на базе компьютерной
информационно-обучающей среды школы и направленного на формирование основ
информационной компетенции школьников, необходимой для использования ИКТ в учебной,
а затем в профессиональной деятельности.
Несомненно, внедрение КИОС в процесс
преподавания значительно повысит эффективность процесса обучения и обеспечит
подготовку школьника на уровне современных требований общества, если:
• информатизация педагогического процесса в
школе будет осуществляться с учетом социально-экономических тенденций
информатизации общества;
• проектирование дидактической модели будет
осуществляться на основе системного подхода, предполагающего сочетание
личностно-деятельностного, коммуникативного, социокультурного подходов;
• будет создан ряд условий, способствующих
эффективному функционированию компьютерно-информационной модели и
предполагающих наличие:
компьютерной информационно-образовательной среды
(КИОС), информационной компетенции у учителя и ученика;
устойчивой мотивации обучающегося;
психологической грамотности и готовности у педагога и школьника к использованию
КИОС; компьютерной безопасности процесса обучения;
• традиционный (без использования КИОС) процесс
обучения будет постепенно перестроен (в ходе практической реализации проекта),
благодаря внедрению компьютерно-информационных методов
• современные подходы к обучению: личностно
ориентированный (Зимняя И.А., Сухобская Г.С), коммуникативный (Китайгородская
Г.А., Пассов Е.И.), социокультурный (Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В.,
Гальскова Н.Д.);
Итак, использование современных информационных
технологий предоставляет широкие возможности для повышения эффективности и
результативности учебно-воспитательного процесса:
· Простота диалогового общения, доступ
к гигантским объёмам информации;
· возможность визуализации;
· Сочетание высокой экономической
эффективности и гибкости учебного процесса;
Данные возможности позволяют:
· Увеличить скорость передачи
информации обучаемому, повысить уровень её понимания;
· Развить интуицию, логическое и
образное мышление учащихся.
И как результат:
Существенное расширение возможностей
традиционных форм обучения, построение новых, более эффективных форм.
Но это невозможно без построения в учебном
учреждении особой системы - компьютерной информационной среды обучения (КИОС) и
обеспечения правильного функционирования всех её составляющих:
· Носителей информации;
· Потребителей информации;
· Источников и средств хранения,
передачи и обработки информации;
· Самих информационных процессов и
технологий, условий их появления, протекания и применения.
Информационная среда существует в педагогике уже
много столетий. Основное её содержание - учебник и активные её составляющие -
ученик и учитель. Но сейчас можно говорить о новом информационном поле -
компьютерных технологий, существующим не отдельно, а в органическом симбиозе со
старым информационным полем. Естественно, в ходе таких изменений поменялись
методы взаимодействия компонентов среды, роль ученика и учителя, а также
появилась новая особая роль компьютера как субъекта образовательного процесса.
А ведь совсем недавно ученик рассматривался как объект педагогического
воздействия!
Создание компьютерной информационной
образовательной среды - сложный, многогранный, многоуровневый процесс,
включающей совместную, творческую, активную деятельность ученика и учителя,
несводимый к снабжению школ компьютерами и СD-учебниками.
Это переход к другой культурной парадигме, к новому, преобладающему типу
коммуникаций.
Основные принципы, на которых строится КИОС:
Многокомпонентность - КИОС представляет собой
многокомпонентную среду, включающую в себя:
· Учебно-методические материалы;
· Наукоёмкое программное обеспечение;
· Системы контроля знаний;
· Технические средства;
· Базы данных;
· Информационно-справочные системы;
· Хранилища информации любого вида.
Интегральность - информационная компонента КИОС
должна включать в себя
· всю необходимую совокупность базовых
знаний с выходом на мировые информационные ресурсы;
· междисциплинарные связи;
· Информационно-справочную базу
дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
Адаптивность - КИОС должна не отторгаться
существующей системой образования, адекватно отображать потребности общества.
Помимо традиционных форм учебной деятельности в
проекте необходимы следующие формы:
В соответствии с принципами КИОС и формами
учебной деятельности нами были определены следующие направления работы, планируемые
для внедрения в проект:
педагогический компьютерный
информационный обучающий
Цель организации данных направлений - выявить
индивидуальные способности и интересы учащихся к тому или иному виду
деятельности и всячески способствовать и поощрять увлечение работой в данном
направлении.
Особо важным видом деятельности в рамках КИОС
является компьютерное проектирование как мощный стимул для развития
познавательных и творческих способностей учащихся, приобщение их к богатейшим
источникам информации, обучение не только воспринимать эту информацию, но и
конструировать свои, интеллектуально значимые и полезные умозаключения и
выводы.
Следовательно, проектирование можно
рассматривать как особую информационную технологию и использовать её.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что
решающим фактором формирования КИОС в школе является потребность учащихся и
педагогов:
§ В осуществлении активной информационной
деятельности в качестве её субъекта;
Система управления КИОС
И в заключение хочется сказать, что КИОС
существенно расширяет практические возможности преподавания предметов в МОУ
Становская СОШ, повышает уровень знаний обучающихся, позволяет овладеть
основами компьютерной грамотности - подготовить школьников к жизни в
информационном обществе развитых технологий.
Теоретической основой исследования
послужили:
1. Концепции
информатизации общества и образования (Гершунский Б.С, Зайцева Ж.Н., Хуторской
А.В., Тихомиров O.K., Апатова Н.В. и др.)
2. Теории
обучения с использованием компьютера, положения о сущности информационных
технологий, разработанные в педагогике, психологии, методике обучения (Машбиц
Е.И., Лернер А.Я., Ильин Г.Л., Беспалько В.П., Пейпер С, Полат Е.С., Роберт
И.В., Селевко Г.А., Войскуновский А.Е., Скибицкий Э.Г., Извозчиков В.А.,
Кувардина Т.А., Нортон П., Пиаже Ж. и др.);
. Теории
системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических
процессов (Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.), теория контекстного
обучения (Вербицкий А.А.);