Теоретические основы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку

Введение

Исследованием проблем детей с родным нерусским, в частности мордовским, языком в дошкольных учреждениях России сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (Е. Волкова, Е. Протасова, Н.М. Родина, Т.В. Антонова и др.) занимаются уже более 20 лет. Среди прочих проблем - и поддержка родных национальных (этнических) языков.

Данные исследователи считают, что моделей двуязычного образования может быть много. Однако, к сожалению, не все педагоги готовы к работе в двуязычной среде: некоторые - в силу своей пассивности, другие - недостаточно хорошо знают сам язык или не понимают детей и т.д.

Существование определенных проблем по использованию поэтических произведений в процессе развития родной речи подчеркивали Н.С. Карпинская, Л.И. Гурович, О.И. Никифорова, Л.Б. Береговая и др. Работая над данной проблемой, А.И. Осипова и А.И. Исайкина указали на недостаточное количество детской литературы на мордовском языке и недоступность литературы для широкого круга читателей; отсутствие личной заинтересованности воспитателя в ознакомлении с творчеством и произведениями мордовских писателей.

Вышеуказанные причины и недостатки выявились в процессе исследования вопроса по использованию поэтических произведений в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Особое внимание по использованию поэтических произведений в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников стало уделяться в последние годы, потому что детство - период наиболее интенсивного формирования личности. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования (К.Д. Ушинский, Е. Волкова, Е. Протасова, Л.С. Выготский и др.). Л.С. Выготский, известный советский психолог, считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иными словами, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к освоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость, выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания.

В связи с данной проблемой тема выпускной квалификационной работы сформирована следующим образом: «Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников».

Объект исследования: - процесс обучения родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Предмет исследования: - использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении мордовскому языку старших дошкольников.

Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Исходя из цели исследования, выдвинута следующая гипотеза: - если при обучении родному языку старших дошкольников целенаправленно использовать поэтические произведения А. Моро (Осипова), то процесс обучения мордовскому языку будет проходить более эффективно.

На основе цели исследования и гипотезы выдвинуты задачи:

. Изучить литературу педагогики, психологии и методики по проблеме использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку;

2. Рассмотреть процесс обучения родному (мордовскому) языку детей старшего дошкольного возраста;

3. Выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников;

. Разработать и апробировать цикл занятий по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку.

База исследования: - МДОУ № 34 г. Стерлитамака.

Глава 1. Теоретические основы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку

.1 Роль родного (мордовского) языка и речи в развитии детей старшего дошкольного возраста

Овладение родным (мордовским) языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной (мордовский) язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку - это формирование эстетических чувств. Формируя речевые умения на родном (мордовском) языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Родной (мордовский) язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному (мордовскому) языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский).

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, потому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному (мордовскому) языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А. Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

Родной (мордовский) язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, родной (мордовский) язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным (мордовским) языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному (мордовскому) языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.

Обучение дошкольников родному (мордовскому) языку, развитие речи представляют собой богатые возможности для решения других задач нравственного и эстетического воспитания детей.

На каждом занятии в старшей группе должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли при ответах на вопросы воспитания, умения владеть синонимическим богатством родного (мордовского) языка.

В результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста формируется осознание формы литературного произведения, целостное его восприятие в единстве содержания и формы, совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольника включает:

владение литературными нормами и правилами родного (мордовского) языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;

знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

умение читать (элементарное владение грамотой).

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672). В его работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» развитию речи посвящается целая глава (восьмая). Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1826) раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия».

В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи:

) обучение звуку, или средству развития органов речи;

) обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами;

) обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом (Л. П. Федоренко).

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение - взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и другими. Е.И. Тихеева, первая из последователей К.Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие языка и речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

С самого начала становления методики обучения родному (мордовскому) языку рассматривается широко как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, позднее О.И. Соловьева, А.П. Усова, Л.А. Пеньевская, М.М. Конина).

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

Занятия по развитию речи и обучению родному (мордовскому) языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность - речевая. Своеобразием многих занятий по родному (мордовскому) языку является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.

Результативность занятий по родному (мордовскому) языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.

Занятия по развитию речи и обучению родному (мордовскому) языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым к занятиям по другим разделам программы детского сада.

.2 Использование поэтических произведений в обучении родному (мордовскому) языку

Произведения национальной детской литературы способствуют развитию речи, дают образцы родного литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до слова до усвоения грамматических правил маленький ребенок грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н.С. Карпинская [23, c. 57] также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах, в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Из многочисленных исследований отечественных ученых следует, что художественная литература, в том числе и поэтические произведения, помогают детям излагать свое отношение к прослушанному произведению, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Поэтические произведения А. Моро (Осипова) являются важнейшим источником и средством развития родной (мордовской) речи, а также уникальным средством воспитания. Они помогают почувствовать красоту родного (мордовского) языка, развивать образность речи, способствуют развитию родной речи, дают образцы мордовского языка.

Старшие дошкольники, воспринимая произведения, могут дать сознательную, мотивационную оценку персонажам, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе.

При ознакомлении с поэтическими произведениями А. Моро (Осипова) отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служат развитию художественного восприятия поэтических произведений.

Поэтому, в настоящее время в детских садах необходимо использовать поэтическое произведения А. Моро (Осипова). Благодаря данным произведениям дети лучше усваивают родной (мордовский) язык.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с поэтическими произведениями А. Моро (Осипова) - воспитание интереса и любви к книге, стремления общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно-образного человека.

Владение языковыми изобразительными средствами служит развитию художественного восприятия поэтических произведений. Поэтическое произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Овладение родным (мордовским) языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познания окружающего мира, развитием личности в целом.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, поэтическое произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача - каждое поэтическое произведение донести до ребенка как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам и к лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передавать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и почувствовать его, уметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности.

О правильном восприятии поэтического произведения можно говорить при условии выразительного донесения до ребенка этого жанра.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимать поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

В.Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувствам изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста.

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сильный творческий процесс. По словам А.В. Запорожца, «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психологическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы».

Восприятие поэзии рассматривается как активный волевой процесс, предлагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект мышечного присутствия, личного участия в событиях.

Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворения быстро и легко.

Полноценное восприятие произведения обеспечивает и (как обязательный прием) объяснение незнакомых слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Подготавливает детей к восприятию и краткая вводная беседа, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения (краткий рассказ о писателе, напоминание о других его произведениях, уже знакомых детям). Действенный прием, углубляющий понимание содержания и выразительности средств - повторное чтение.

Дошкольное детство - период становления личности человека, развития в ней личностной ориентации в окружающем мире. И возможности ребенка-дошкольника позволяют ему при целенаправленном руководстве взрослого овладеть родным языком. Это доказано психолого-педагогическими исследованиями (Л.И. Божович, В.С. Мусина, Л.М. Гурович и др.).

Решая задачи обучения родному (мордовскому) языку в процессе ознакомления детей с поэтическими произведениями А. Моро (Осипова), их знакомят с его творчеством, с иллюстрациями в книгах.

При отборе поэтических произведений А. Моро (Осипова) для детей пятого года жизни надо учитывать, что оно должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь критериями и творческим подходом к выбору книг.

В старшем дошкольном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественным образом, словом; закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.

Восприятие поэзии рассматривается как активный волевой процесс, предлагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект мышечного присутствия, личного участия в событиях.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного содержания (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознания).

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия поэтического произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героев, мысленно действует, борется с его врагами.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

О правильном восприятии поэтического произведения А. Моро (Осипова) можно говорить лишь при условии выразительного донесения до ребенка этого жанра.

Детей нужно также предварительно подготовить к восприятию поэтического текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К.Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

При выборе произведений учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме - предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию. Разработано несколько критериев:

идейная направленность детской книги - соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности мышления, внимания, памяти, круг интересов детей, их жизненный опыт;

сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят поэтические произведения. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодии детей привлекает к себе мир звуков.

Выводы по I главе

Национальная художественная литература, в частности, поэзия, является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи (в том числе и обучения родному (мордовскому) языку) и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного (мордовского) языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с национальной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие национальной детской литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

Умение воспринимать поэтическое произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется на протяжении всего дошкольного возраста.

Художественная литература, в том числе и поэзия, помогает детям излагать свое отношение к прослушанному произведению, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Знание психологических особенностей и возможностей восприятия поэтических произведений дошкольниками поможет воспитателю правильно строить работу по ее использованию в процессе обучения детей мордовскому языку.

Глава II. Опытно-практическая работа по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

.1 Диагностика первичного уровня обученности родному (мордовскому) языку детей старшего дошкольного возраста

После изучения теоретической и методической литературы была проведена опытно-практическая работа по данной проблеме.

Цель: - изучить эффективность использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Задачи:

провести первичную диагностику на выявление уровня обученности родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

апробировать разработанные занятия с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) с целью обучения родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

провести повторную диагностику с целью выявления изменений в обученности родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Опытно-практическая работа по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников проводилась на базе МБДОУ общеразвивающего вида № 34 городского округа г. Стерлитамак РБ. МБДОУ № 34 расположено в типовом кирпичном двухэтажном здании по улице Сазонова, 24.

Заведующий детским садом: Ишкильдина Лира Рухулбаяновна.

Старший воспитатель детского сада: Белякова Оксана Петровна.

В МБДОУ имеется физкультурный и музыкальный зал, кабинеты: медицинский изолятор, методический, педагого-психологический, физинструктора, выставочный зал, кабинет краеведения, две спортивные площадки. В ДОУ функционируют 11 групп с 12-часовым пребыванием детей от 1,5 до 7 лет. Детский сад посещают в среднем 200 детей разных национальностей, различного социального статуса родителей.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ осуществляется по приоритетному направлению «Развитие детей в изобразительной деятельности» на основе комплексной программы В.И. Логиновой «Детство» и парциальных программ Р.Б. Стеркиной «ОБЖ», Ф.Н. Фазлыевой «Мой край - Башкортостан», З.Г. Нафиковой «Оскон», эффективно внедряя инновационные методы и приемы работы с детьми: мнемотехника ГРИЗ, проблемно-диалогическое обучение; проектный метод форм работы: интегрированные занятия; разные творческие задания, целевые прогулки, экскурсии, акции, используя личностно-дифференцированный подход.

В группах созданы национальные уголки, зоны сенсорного развития. Обучение, развитие и воспитание детей ведется на русском и родном (мордовском) языке. Имеется группа, изучающая башкирский язык.

Эксперимент проводился в старшей группе, которую посещает 20 детей разных национальностей. Есть дети и мордовской национальности. Они имеют представление о языке, но не владеют им. В группе есть условия для проведения опытно-практической работы. Это - кукла в мордовском национальном костюме, книги некоторых мордовских писателей, поэтов, национальные музыкальные инструменты.

Детский коллектив сплоченный, дружный, творческий. С удовольствием помогают друг другу в трудных ситуациях. Стараются сами организовывать интересную для них деятельность. Очень вежливы, всегда здороваются со взрослыми, инициативны. Любят играть в кукольный театр.

В ДОУ систематически проводится работа с родителями. В свою очередь, родители способствуют воспитателям в совершенствовании знаний детей.

После проведенного анкетирования, беседы с родителями, воспитателями можно выявить следующие уровни обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень

Ребенок понимает, но с трудом использует в речи новые для него слова. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. Не понимает значений многих слов. При рассказывании стихотворений затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность. В общение по своей инициативе не вступает.

Средний уровень

Ребенок понимает значение слов, но не свободно употребляет их в речи. Грамматические ошибки в речи не часты, речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. При заучивании и рассказывании стихотворений требуется помощь. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий уровень

Ребенок понимает и свободно использует в речи новые слова. Грамматических ошибок практически нет. Самостоятельно заучивает и рассказывает стихотворения. Речь выразительна, громка, эмоциональна. Инициативен и активен в общении.


Результаты проведенных мероприятий по выявлению уровня обученности родному (мордовскому) языку отражены в следующей таблице:

Таблица № 1. Результаты исследования уровня обученности родному (мордовскому) языку

Имя, фамилия ребенка

Уровень развития

1.

Ирина С.

высокий

2.

Денис К.

средний

3.

Надя Л.

средний

4.

Никита М.

средний

5.

Нелли В.

высокий

6.

Павел Г.

низкий

7.

Юля Н.

средний

8.

Никита З.

высокий

9.

Малика К.

средний

10.

Илья Г.

низкий

11.

Лена Я.

высокий

12.

Алик У.

высокий

13.

Кристина Г.

средний

14.

Андрей П.

высокий


Таким образом, из 14 человек к высокому уровню обученности родному (мордовскому) языку относятся 6 человек: Ирина С., Нелли В., Никита З., Лена Я., Алик У., Андрей П.;

к среднему уровню относятся 6 человек: Денис К., Надя Л., Никита М., Юля Н., Малика К., Кристина Г.;

к низкому уровню относятся 2 человека: Павел Г., Илья Г.

Группу старших дошкольников мы разделили на следующие экспериментальную и контрольную подгруппы:

Экспериментальная подгруппа:

 Контрольная подгруппа:

Нелли В.

Алик У.

Павел Г.

Юля Н.

Лена Я.

Кристина Г.

Ирина С.

Надя Л.

Денис К.

Андрей П.

Никита М.

Никита З.

Малика К.

Илья Г.


Диагностическое обследование детей проводилось в индивидуальном порядке, чтобы исключить влияние высказываний одного ребенка на качество ответов других детей. Была создана благоприятная психологическая обстановка.

Представляемая далее методика по Немову определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.

Методика проведения диагностики: воспитатель называет ребенку некоторое слово из соответствующей тематической группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания - 160 секунд:

1)  животные;

2)      растения;

)        цвета предметов;

)        формы предметов;

)        другие признаки предметов, кроме формы и цвета;

)        действия человека;

)        способы выполнения человеком действий;

)        качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то воспитатель помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Были разработаны следующие критерии оценки ответов:

10 баллов

ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам;

8-9 баллов

ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам;

6-7 баллов

ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами;

4-5 баллов

ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп;

2-3 балла

ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами;

0-1 балл

ребенок за все время назвал не более 19 слов.


Из разработанных критериев оценки ответов можно сделать выводы об уровне обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста:

баллов - очень высокий

-9 баллов - высокий

-7 баллов - средний

-3 балла - низкий

-1      балл - очень низкий

После первичной диагностики был выявлен уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов на мордовском языке. Результаты обследования заносились в заранее составленные таблицы (таблицы № 2, 3):

Количественный анализ показал, что уровень обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в первичной диагностике составил 75%.

Высший балл - 56 баллов - 100%

Фактически - 42 балла - Х%

Х = 75%

По результатам диагностирования была построена гистограмма.

Таблица №2 Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми экспериментальной подгруппы старшего дошкольного возраста при первичной диагностике

Имя ребенка

Животные

Растения

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов кроме цвета и формы

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполненных человеком действий

Количество названных слов

Баллы

Итог

Нелли В.

7

5

5

4

3

5

5

4

38

9

90%

Павел Г.

3

3

4

2

1

4

2

2

21

2

20%

Лена Я.

5

3

5

3

2

4

4

3

29

5

50%

Ирина С.

5

5

5

3

3

5

5

4

35

8

80%

Денис К.

6

5

5

4

2

5

4

4

35

8

80%

Никита М.

4

4

5

3

2

4

3

3

28

5

50%

Малика К.

5

4

3

4

4

4

2

2

28

5

50%

Итого

   75%


 

Гистограмма 1. Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми экспериментальной подгруппы слов на мордовском языке при первичном диагностическом обследовании.

Таблица №3 Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми контрольной подгруппы старшего дошкольного возраста при первичной диагностике

Имя ребенка

Животные

Растения

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов, кроме цвета и формы

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполненных человеком действий

Количество названных слов

Баллы

Итог

Алик У.

5

5

7

3

4

5

4

38

9

90%

Юля Н.

5

6

4

3

2

4

4

3

31

6

60%

Кристина Г.

3

5

5

2

3

3

4

4

29

5

50%

Надя Л.

3

4

5

3

5

5

5

5

35

8

80%

Андрей П.

6

4

5

2

4

5

5

4

35

8

80%

Никита З.

7

5

4

2

3

4

5

4

34

7

70%

Илья Г.

5

3

4

3

1

3

1

2

22

3

30%

Итого

   82%


По показаниям таблицы видно, что уровень обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста контрольной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в первичной диагностике составил 82%.

Высший балл - 56 баллов - 100%

Фактически - 46 баллов - Х%

Х = 82%

По результатам диагностирования была построена гистограмма.

На основании данных таблиц и гистограмм можно сделать вывод, что дети знакомы с национальной мордовской детской литературой. Павел Г., Ирина С. и Денис К. знают большое количество слов на мордовском языке. К тому же Павел Г. с удовольствием рассказывает стихотворение Артура Моро «Теле». Так как в детском саду проводилась кружковая работа, то дети, которые не разговаривают на мордовском языке дома, с удовольствием посещали эти занятия и легко воспринимали пройденный материал. Во время диагностирования дети называли слова как на русском, так и на мордовском языках. Допускали ошибки в произношении, но в основном говорили правильно. Из проэкспериментированных детей наименьший балл набрали: Павел Г. из экспериментальной подгруппы, который назвал всего 21 слово, и Илья Г. из контрольной подгруппы (22 слова).

 

Гистограмма 2. Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов на мордовском языке при первичном диагностическом обследовании.

На основе сравнения полученных данных по обеим подгруппам была построена гистограмма 3, показывающая уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов на мордовском языке при диагностическом обследовании. Данный уровень составляет в I подгруппе 75 %, во II подгруппе - 82 %.

 

Гистограмма 3. Уровни (исходные) обученности родной (мордовской) речи

2.2 Разработка и апробация серий занятий по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

Целью следующего этапа опытно-практической работы было: сформировать те знания, умения, навыки, которые дети усвоили ранее, выяснить, как дети усваивают новый материал на занятиях с использованием национального материала, воспитывать интерес к родному (мордовскому) языку.

Для решения выше перечисленных задач с детьми среднего дошкольного возраста была проведена разнообразная работа: беседа, кружок по мордовскому языку, занятия на темы: «Знакомство с мордовской национальностью», «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Теле», «Россия, тиринем Россия», «Вирь» и «Что мы знаем о мордовском поэте».

·        Тема: «Знакомство с мордовской национальностью» (приложение №1).

Программное содержание: познакомить детей с национальностью мордва, развивать диалогическую речь. Вызвать интерес, любознательность к мордовскому народу. Развивать у детей память, воображение, восприятие.

Активизация словаря: шумбрачи, вастомазонок.

Обогащение словаря: мордва, Саранск, Мордовия.

Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, вводная беседа.

Материал: кукла в национальном мордовском костюме, кукла в русском костюме.

·        Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Теле» (приложение № 2).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: шушмо, душманонь.

Обогащение словаря: теле, лов, якшамо.

Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет А. Моро (Осипова), иллюстрация о зиме.

·        Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Мазый шка» (приложение № 3).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: тундо, мазый, лисьмар.

Обогащение словаря: тарад, ушо, моро.

Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет А. Моро (Осипова), иллюстрация о весне.

·        Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Россия, тиринем Россия!» (приложение № 4).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей читать выразительно. Учить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: лисьмапря, сюпав, сия.

Обогащение словаря: мода, валдо, тиринем.

Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические приемы: вопросы, использование наглядности (иллюстраций, показ портрета), объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет А. Моро (Осипова).

·        Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Вирь» (приложение № 5).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей читать выразительно. Учить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: маней, яксемс, латко.

Обогащение словаря: кизэ, вирь, сēксе.

Методические приемы: вопросы, использование наглядности (иллюстраций, показ портрета), объяснение новых слов, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: иллюстрация с изображением леса.

Таким образом, в ходе апробации цикла занятий по обучению родному (мордовскому) языку детей старшего дошкольного возраста наметились определенные положительные изменения в уровне обученности родной (мордовской) речи. На первом занятии на тему «Знакомство с мордовской национальностью» Нелли В. назвала слова приветствия и прощания на мордовском языке, Алик У. смог назвать столицу Мордовии Саранск и ответил полным ответом по-мордовски. Детям очень понравились занятия, проводимые воспитателем, новый материал они слушали с большим интересом. Также воспитанники проявляли инициативу в выборе тем для занятий. Но среди них были и такие, которые более пассивно участвовали на занятиях, например, Павел Г. и Илья Г., набравшие наименьшее количество баллов. В целях проверки результативным формирующим экспериментом было проведено повторное диагностическое обследование, которое позволяет увидеть эти изменения.

.3 Анализ и оценка результативности проведенной работы по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

Цель: выявить результативность проведенной работы, т.е. какие изменения произошли в уровне обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ: на занятиях использовались разнообразные методические приёмы: вопросы поискового характера, использование наглядности (иллюстрации, показ портрета поэта), объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Дети любят слушать и заучивать стихи А. Моро (Осипова), умеют сравнивать предметы, образовывать новые слова, на занятиях занимались с большим удовольствием. Стихи читали достаточно выразительно, эмоционально. В результате проведённых занятий у детей увеличился уровень обученности родной (мордовской) речи.

Исходя из анализа проведённых занятий, можно сделать следующий вывод: наметились определённые положительные изменения в уровне обученности родной (мордовской) речи. Чтобы убедиться в этом, было проведено повторное диагностическое обследование детей, которое позволило увидеть эти изменения.

По окончании проведённых занятий была проведена повторная диагностика, в ходе которой проверялись знания детей (таблицы № 4,5).

Таблица № 4. Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми экспериментальной подгруппы старшего дошкольного возраста при повторной диагностике

Имя ребенка

Животные

Растения

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов кроме цвета и формы

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполненных человеком действий

Количество названных слов

Баллы

Итог

Нелли В.

7

5

5

6

4

5

5

4

41

10

100%

Павел Г.

5

5

4

2

4

4

2

3

29

5

50%

Лена Я.

5

3

5

3

3

4

4

3

30

6

60%

Ирина С.

6

6

5

3

4

5

5

4

38

9

90%

Денис К.

6

5

5

4

3

5

6

4

38

9

90%

Никита М.

5

5

5

3

4

4

5

3

34

7

70%

Малика К.

5

4

3

4

4

4

2

2

28

5

50%

Итого

91%


Количественный анализ показал, что уровень обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в повторной диагностике составил 91%.

Высший балл - 56 баллов - 100%

Фактически - 51 балл - Х%

Х = 91%

По результатам диагностирования была построена гистограмма.

 

Гистограмма 4. Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов экспериментальной подгруппы на мордовском языке при повторном диагностическом обследовании.

Таблица №5 Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми контрольной подгруппы старшего дошкольного возраста при повторной диагностике

Имя ребенка

Животные

Растения

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов, кроме цвета и формы

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполненных человеком действий

Количество названных слов

Баллы

Итог

Алик У.

6

5

7

3

4

5

5

5

40

10

100%

Юля Н.

6

6

4

3

3

4

4

3

33

7

70%

Кристина Г.

4

5

5

3

3

3

5

4

32

6

60%

Надя Л.

5

4

5

4

5

5

5

5

38

9

90%

Андрей П.

6

5

5

3

4

5

5

5

38

9

90%

Никита З.

7

6

4

3

3

5

5

4

37

8

80%

Илья Г.

5

5

4

3

3

3

3

2

28

5

50%

Итого

   96%


По показаниям таблицы видно, что уровень обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста контрольной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в повторной диагностике составил 96%.

Высший балл - 56 баллов - 100%

Фактически - 54 балла - Х%

Х = 96%

По результатам диагностирования была построена гистограмма.

На основании данных таблиц и гистограмм можно сделать вывод, что дети знакомы с национальной мордовской детской литературой. Катя В., Андрей З. и Ульяна И. знают большое количество слов на мордовском языке. К тому же Катя В. с удовольствием рассказывает стихотворение Артура Моро «Сексь». Так как в детском саду проводилась кружковая работа, то дети, которые не разговаривают на мордовском языке дома, с удовольствием посещали эти занятия и легко воспринимали пройденный материал. Во время диагностирования дети называли слова как на русском, так и на мордовском языках. Допускали ошибки в произношении, но в основном говорили правильно. Из проэкспериментированных детей наименьший балл набрали: Радик Г. из I подгруппы, который назвал всего 21 слово, и Ирина Ш. из II подгруппы (22 слова).подгруппа

 

Гистограмма 5. Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов на мордовском языке при повторном диагностическом обследовании.

На основе сравнения полученных данных по обеим подгруппам была построена гистограмма 6, показывающая уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов на мордовском языке при диагностическом обследовании. Данный уровень составляет в I подгруппе 91 %, во II подгруппе - 96 %.

 

Гистограмма 6. Уровни усвоения словарного состава родного (мордовского) языка

Затем был проведён сравнительный анализ данных первого диагностирования и повторного диагностирования. Результаты данного анализа приведены в гистограмме 7.

 

Условные обозначения:

- экспериментальная подгруппа (первичная диагностика)

- экспериментальная подгруппа (повторная диагностика).

- контрольная подгруппа (первичная диагностика).

- контрольная подгруппа (повторная диагностика).

Вывод: По данным проведённого анализа видно, что в I подгруппе результат повысился с 75 % до 91 % - на 16 %, а во II подгруппе с 82 % до 96 % - на 14%.

Сравнительный анализ результатов показал, что систематическое использование таких приёмов, как дидактические игры, беседы, художественное слово, предметная наглядность в процессе обучения родному (мордовскому) языку способствует обогащению и активизации словаря детей среднего дошкольного возраста. Это позволяет сделать вывод об эффективности использованных средств и методов работы. У детей повысился уровень знаний мордовских слов, умение отвечать по-мордовски. В основном все дети научились правильно использовать интонацию, понимать смысл новых слов. Это свидетельствует о результативности проведенной работы и подтверждает гипотезу исследования.

Выводы по II главе

Сравнительная гистограмма 3 результатов первичной и повторной диагностик наглядно показывает определённые положительные изменения, которые произошли в ходе апробации цикла занятий по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) с детьми старшего дошкольного возраста.

В обеих подгруппах правильно подбирались произведения литературы по интересам и возможностям детей, поэтому уровень обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной подгруппы, в соответствии с гипотезой, повысился на 16%, у детей контрольной подгруппы - на 14%.

Это позволяет сделать вывод об эффективности использованных средств и методов работы: целенаправленное, последовательное и комплексное использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку. У детей повысился интерес к художественным произведениям.

В основном все дети научились правильно использовать интонацию, понимать содержание стихотворения, давать характеристику героям. Ознакомление детей с национальными произведениями, заучивание стихотворений эффективно влияет на успешное развитие родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста.

В МБДОУ № 34 «Сказка» г. Стерлитамак воспитателями ведётся определённая работа, как на занятиях, так и в повседневной жизни, но методических пособий и детских книг недостаточно.

Заключение

Завершая данную выпускную квалификационную работу, посвященную использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников, можно заключить, что данной проблеме в настоящее время уделяется недостаточное внимание.

В ходе работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной проблеме.

Гарантия успешного развития познавательной деятельности детей существует только тогда, когда обучение основывается на знаниях закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.

Как показали результаты теоретической и опытно-практической работы по теме исследования, поэтические произведения А. Моро (Осипова) являются отличным средством в обучении родной (мордовской) речи старших дошкольников.

Для достижения эффективности в обучении родной речи каждый воспитатель должен иметь максимально полную информацию об уровне обученности языку дошкольников, а также о том, какие произведения в области национальной художественной литературы предусмотрены программой или целесообразнее использовать в работе. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с дошкольниками с учетом реально существующих в том или ином дошкольном образовательном учреждении условий, способствуют творческой деятельности воспитателя.

Цель выпускной квалификационной работы достигнута через решение поставленных задач.

Гипотеза, выдвигаемая на защиту, доказана с помощью опытно-практической работы. Последовательное и системное обучение детей старшего дошкольного возраста с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) способствуют более успешному усвоению родного (мордовского) языка, что подтверждается результатами опытно-практической работы.

После занятий, проведенных в ходе опытно-практической работы, выявлены положительные изменения в уровне обученности родной (мордовской) речи, который значительно повысился при повторной диагностике.

поэтический обучение речь мордовский

Список использованной литературы

1.   Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2.      Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

.        Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.

.        Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993.

.        Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль: «Академия развития», 1988. - 240 с.

.        Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - М.: Просвещение, 1970.

.        Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич ; под общ. ред. А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

.        Брыжинский А.И. Лисьмаприне. - Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1993.

.        Валдоня (Светлячок). Программа и методические рекомендации. - Саранск, 2001.

.        Виноградова В.В. О теории художественной речи. - М., 1971.

.        Волкова Е., Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 12. - с. 28 - 30.

.        Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский ; под общ. ред. Л.С. Выготского. - М.: Знание, 1956.

.        Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М., 1988. - 399 с.

.        Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - Спб.: Акцидент, 1996. - 205 с.

.        Диагностика речевого развития дошкольников: научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 136 с.

.        Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999.

.        Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1951.

.        Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 2001. - 368 с.

.        Запорожец А.В. Психология / А.В. Запорожец ; под общ. ред. А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1965.

.        Запорожец А.В. Психическое восприятие ребенком-дошкольником литературного произведения // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному образованию. - М., 1999.

.        Исайкина А.И. Программа и методические рекомендации для обучения детей мордовскому языку в ДОУ. - Саранск, 1993.

.        Ишуткин Н.И. Ютко шкасто. - Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1994.

.        Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1972. - 143с.

.        Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская ; под общ. ред. Н.С. Карпинской. - М.: Академия, 1972.

.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова ; под общ. ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.

.        Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова ; под общ. ред. М.М. Кольцовой. - М., 2000.

.        Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

.        Короткова Э.П. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 31 - 41; № 9. - С. 23 - 92.

.        Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1999. - 244 с.

.        Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова ; под общ. ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

.        Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992.

.        Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И. Логинова; под общ. ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

.        Логинова В.И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1999. - 420 с.

.        Любина В.И. О формах и организации работы по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 49 - 51.

.        Макарин Н.П. Мордва. Историко-культурные очерки. - Саранск, 1995.

.        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина; под общ. ред. В. С. Мухиной. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

.        Новикова Ю. О развитии речи детей // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 8.

.        Проблемы изучения речи дошкольника. - М.: РАО, 1994.

.        Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. - 191 с.

.        Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - с. 223

.        Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

.        Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических вузов и училищ / Е.О. Смирнова; под общ. ред. Е.О. Смирновой. - М.: Школа - Пресс, 1997. - 384 с.

.        Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1966.

.        Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание. - 1999. - № 9. - с. 94 - 97 ; № 11. - С. 77 - 80 ; № 12. - с. 101 - 104.

.        Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада / под ред. Р.А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

.        Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева ; под общ. ред. Е.И. Тихеевой. - М.: Просвещение, 1967. - 146 с.

.        Ушакова О.С., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. - 1998. -№ 9. - С. 71 - 78.

.        Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой. - М., 1984.

.        Ушакова О.С. Развитие связной речи // Психолого - педагогические вопросы развития речи в детском саду / О.С. Ушакова ; под общ. ред. Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. - М., 1987. - с. 23 - 24.

.        Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина; под общ. ред. О.С. Ушаковой. - М., 2004.

.        Федоренко Л.П. Методика развития речи у детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошкольных пед. училищ / Л.П. Федоренко ; под общ. ред. Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1977. - 239 с.

.        Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина ; под общ. ред. М.М. Алексеевой. - М., 2002.

.        Эйдень саднэнь программат. - Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1992.

Приложение №1

Тема: «Знакомство с мордовской национальностью».

Программное содержание:

. Познакомить детей с национальностью - мордва. Развивать диалогическую речь. Вызвать интерес и любознательность к мордовскому народу. Развивать у детей память, воображение, восприятие.

Активизация словаря: шумбрачи, вастомазонок.

Обогащение словаря: мордва, Саранск, Мордовия.

Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, вводная беседа.

Материал: кукла в национальном мордовском костюме, кукла в русском костюме.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

В. - Ребята, в какой республике мы живем?

Д. - В Республике Башкортостан.

В. - Да, вы знаете, что наша республика многонационалная. Какие национальности проживают в нашей республике?

Д. - Татары, башкиры, чуваши, русские.

В. - Ребята, а вы знаете такую национальность - мордва? В нашей республике проживают люди мордовской национальности. Основная часть мордовского народа живет в республике Мордовия. Ребята, назовите столицу Республики Башкортостан.

Д. - Уфа.

В. - А столица Мордовии - Саранск. Давайте вместе повторим.

Д. - Саранск.

В. - Ирина, как называется столица Мордовии?

Д. - Саранск.

В. - Денис, где проживает основная часть мордовского народа?

Д. - В республике Мордовия.

В. - Молодцы, ребята. А теперь давайте научимся здороваться на мордовском языке. По-мордовски здравствуйте будет шумбрачи. Давайте вместе поздороваемся.

Д. - Шумбрачи.

В. - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это кукла Татю, она приехала из республики Мордовия. Давайте с ней поздороваемся.

Д. - Шумбрачи.

В. - Ребята, ее привела русская кукла Катя, которая живет в нашей республике. Посмотрите, обе куклы в национальных костюмах. Татю - в мордовском, Катя - в русском. Давайте сравним их. Надя, опиши нам костюм куклы Кати, из чего он состоит, какой цвет преобладает?

Д. - Костюм куклы состоит из сарафана - красного цвета, белой рубашки, красного платка и белых туфель. Сарафан украшен узорами.

В. - Молодец, Надя. Теперь я вам опишу костюм куклы Татю. Он состоит из платья белого цвета, украшенного национальным орнаментом, красного фартука. На голове у куклы головной убор, который называется - панго. Он тоже украшен узорами. На ногах сапоги красного цвета. Ребята, чем отличаются костюмы кукол друг от друга?

Д. - Цветом, вышивкой, формой.

В. - Правильно, но вы видите, что они обе очень красивые. У каждой национальности свой своеобразный костюм. Ребята, кукла Татю устала с дороги, ей нужно отдохнуть. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке - вастомазонок. Повторите.

Д. - Вастомазонок.

В. - Малика, попрощайся с Татю.

Д. - Вастомазонок, Татю.

Физминутка


У нас славная осанка,

Пойдем мягко, как лисята,

Мы свели лопатки.

Ну, а если надоест,

Мы походим на носках,

То пойдем все косолапо,

А потом на пяточках.

Как медведи ходят в лес.


Повторение пройденного материала.

В. - Ребята кукла Татю придет к нам на следующем занятии и научит нас новым словам. Ребята, какие мордовские слова мы с вами сегодня выучили? Как будет здравствуйте?

Д. - Шумбрачи.

В. - Как будет до свидания?

Д. - Вастомазонок.

В. - Умницы, понравился вам мордовский язык?

Д. - Да.

В. - На следующем занятии продолжим знакомство с мордовской национальностью.

Приложение №2

Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Теле» (приложение № 2).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: шушмо, душманонь.

Обогащение словаря: теле, лов, якшамо.

Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет А. Моро (Осипова), иллюстрация о зиме.

Ход занятия.

В: Ребята, каких мордовских писателей, поэтов вы знаете?

Д: М.Е. Евсевьев, И.П. Кривошеев, Т.А. Раптанов.

В: Мы сегодня познакомимся с известным мордовским поэтом А. Моро (Осиповым) (показываю портрет). А. Моро (Осипов) писал стихи для детей и взрослых, в которых воспевал любовь к родной земле. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением А. Моро (Осипова) «Теле» («Зима»).

Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

Телесь учи, телесь нувси,

Зима ждет, зима скучает,

Кувакасто уксны, кувси.

Глубоко вздыхает.

Мезень-бути кисэ янкси,

Как будто чего-то ждет,

Сыть кежензэ - ловонть панси.

Придет зло - снег гоняет,

Пукштяи чувтотнень эйсэ,

Качает ветки деревьев,

Цятны книшксь свистявозь пейсэ.

Трещат как раскаленное железо.

Кудотне кешсть ловонь шушмос,

Дома спрятались за снежные сугробы,

Ней кияк а мадки ушос:

Никто не спит на улице в это время,

Якшамодонть яла пелить,

Холода все время боятся -

Пек благой душманонь телесь.

Очень злая зима.

В: Понравилось вам стихотворение? О чем это стихотворение?

Д: Про снег, лед, ветер, зиму.

(Рассматривание иллюстрации о зиме и беседа с опорой на стихотворение).

В: Как начинается стихотворение?

Д: Телесь учи, телесь нувси.

В: Чем покрыта вода?

Д: Эйлэ.

В: Что делает ветер?

Д: Пуве.

В: Какими словами еще можно сказать про ветер?

Д: Дует, воет, летит, метет.

В: Как заканчивается стихотворение?

(Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание. Затем чтение стихотворения детьми по желанию или кто хорошо запомнил и с хорошей дикцией).

В: Дети, с каким стихотворением вы сегодня познакомились?

(Хоровые и индивидуальные повторения).

Приложение № 3.

Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Мазый шка».

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: тундо, мазый, лисьмар.

Обогащение словаря: тарад, ушо, моро.

Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет А. Моро (Осипова), иллюстрации на тему «Весна».

Ход занятия:

В: Ребята, вы знаете мордовских писателей, поэтов?

В: Кого знаете?

Д: Кириллов П. С., Куторкин А. Д..

В: Послушайте, я прочитаю вам стихотворение «Мазый шка» («Красивая пора»). Написал его мордовский поэт А. Моро (Осипов).

Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

В: Понравилось вам стихотворение? О чем говорится в стихотворении?

Д: О весне.

(Рассматривание иллюстраций о весне и беседа с опорой на стихотворение).

В: Как начинается стихотворение?

Д: Тараткине лангос.

В: Как заканчивается стихотворение?

Д: Мода мештесь артозь.

(Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание. Затем чтение стихотворения детьми по желанию или кто хорошо запомнил и с хорошей дикцией).

В: Дети, с каким стихотворением вы сегодня познакомились?

(Хоровые и индивидуальные повторения).

Приложение №4

Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Россия, тиринем Россия!».

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: лисьмапол, сюпав, сия.

Обогащение словаря: мода, валдо, тиринем.

Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет А. Моро (Осипова), иллюстрации с изображением России.

Ход занятия:

В: Ребята, вы знаете мордовских писателей, поэтов?

В: Кого знаете?

Д: Юртов А.Ф., Безбородов М.И.

В: Послушайте, я прочитаю вам стихотворение «Россия, тиринем Россия!» («Россия, родная Россия»). Написал его мордовский поэт А. Моро (Осипов).

Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

Россия, тиринем Россия! -

Россия, родная Россия! -

Певтеме паксят, розень сия.

Бесконечные поля, полные ржи

Весе моданть ланга келемезь,

На всей широкой земле.

Розь сиясто саевсь Тонь лемесь.

Сияющая рожь взяла твое имя,

Сюпават тон, виеват, покшат:

Богатая ты, сильная, большая:

Лия планетат - токшат.

Другие планеты трогаешь.

Россия, тиринем Россия! -

Россия, родная Россия! -

Лисьмапря ведень валдо сия.

Родниковая вода светится чистотой.

Лушмова чудикерькс гурниця,


Норовжорч-горнипов жойниця…



В: Понравилось вам стихотворение? О чем говорится в стихотворении?

Д: О России.

(Рассматривание иллюстраций о России).

В: Что именно говорится о России? Как ее характеризует поэт?

Д: Россия очень большая, богатая, сильная страна. Слово «рожь», как говорит поэт, происходит от слова «Россия».

В: Как начинается стихотворение?

Д: Россия, тиринем Россия!

В: Как заканчивается стихотворение?

Д: Норовжорч-горнипов жойниця.

(Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание. Затем чтение стихотворения детьми по желанию или кто хорошо запомнил и с хорошей дикцией).

В: Дети, с каким стихотворением вы сегодня познакомились?

(Хоровые и индивидуальные повторения).

Приложение №5

Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Вирь».

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей читать выразительно. Учить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: маней, яксемс, латко.

Обогащение словаря: кизэ, вирь, сēксе.

Методические приемы: вопросы, использование наглядности (иллюстраций, показ портрета), объяснение новых слов, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: иллюстрация с изображением леса.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодняшнее занятие мы также посвящаем знакомству с творчеством А. Моро (Осипова). С какими стихотворениями мы познакомились на предыдущих занятиях? О чем они?

Д: О зиме, весне, России.

В: Послушайте, я прочитаю вам еще одно его стихотворение, называется оно «Вирь» («Лес»). (Выразительное чтение стихотворения воспитателем).

Кизна тон, вирне,

Летом ты, лес

Пиже лопават.

В зеленой листве.

Маней, пси чиденть

В ясные, теплые дни

Эйзеть кекшеват.

В тебе прячутся.

Яксянь потмоват,

Хожу вокруг тебя,

Чувтнень юткова.

Между деревьями.

Кой-зярдо ютан

Как только пройду

Лейга, Латкова.

По лугам, по кочкам.

Но сēксне, вирне,

Но осенью, лес

Чевте лопинеть

Мягкие листья

Модантень провтат.

На землю роняешь.

Чевтине лопат


Чаразь-велязь прыть:


Вай, курок телесь


Экше марто сы!...



В: Понравилось вам стихотворение? О чем говорится в стихотворении?

Д: О природе, о лесе.

(Рассматривание иллюстраций о лесе и беседа с опорой на стихотворение).

В: Что именно говорится о лесе? Как его характеризует поэт?

Д: Лес летом бывает зеленым, в нем в ясные, теплые дни прячутся, но осенью лес сбрасывает с себя листву.

В: Как начинается стихотворение?

Д: Кизна тон, вирне.

В: Как заканчивается стихотворение?

Д: Модантень провтат.

(Повторное чтение стихотворения воспитателем с установкой на запоминание. Затем чтение стихотворения детьми по желанию или кто хорошо запомнил и с хорошей дикцией).

В: Дети, с каким стихотворением вы сегодня познакомились?

(Хоровые и индивидуальные повторения).

Похожие работы на - Теоретические основы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!