Сущность социального страхования, его виды

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,61 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность социального страхования, его виды

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"

Факультет социально-педагогических технологий

Кафедра "Социальная работа"






Контрольная работа

по дисциплине "Социальная политика"

Сущность социального страхования, его виды



Викторович Светлана Геннадьевна

Проверила: доцент кафедры "Социальная работа",

кандидат социологических наук

Волнистая Марина Георгиевна



Минск, 2013

Содержание

Введение

Сущность социального страхования

Виды социального страхования в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Страхование - одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества.

Страхование - это система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни.

Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа существования человека. На любой стадии общественно-экономического развития существует риск разрушительного воздействия стихийных сил природы и нерациональной деятельности самого человека на процесс воспроизводства. Такие явления, как засуха, наводнение, грозы и другие природные катаклизмы, а также неосторожное обращение с источником опасности могут привести к пожару, взрыву, транспортной аварии, причинить крупный ущерб, нарушить воспроизводственный процесс и повлечь человеческие жертвы.

Социальное страхование сегодня - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Каждой из стран мира присущ специфический набор определенных форм социальной защиты населения, а также регламентирующие их законы, при этом социальное страхование является доминирующим в государствах с рыночной экономикой.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности любого государства.

Сущность социального страхования

Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области социальной защиты населения в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г. [8, с. 192].

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Социальное страхование является одним из компонентов системы социальной защиты.

Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастных случаев во время работы. Первоначальными формами социального страхования стали кассы и общества взаимопомощи.

Законодательной базой Республики Беларусь в сфере социального страхования является Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 N 3563-XII "Об основах государственного социального страхования".

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Обязательное социальное страхование в Республике Беларусь - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:

граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы;

осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;

неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О пенсионном обеспечении" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 17, ст.275), получающие ежемесячную страховую выплату, установленную для застрахованных лиц законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [3].

Социальное страхование как экономическая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

Основными принципами государственного социального страхования являются:

обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;

участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием [3].

Организация социального страхования базируется на принципах: всеобщности; универсальности; комплексности; самоуправления; гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др.

Социальное страхование является основой системы социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.

Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур и общественных объединений.

Виды социального страхования в Республике Беларусь

В реализации государственной политики в области социальной защиты и социального обслуживания, семейной и гендерной политики, социальной поддержки ветеранов и инвалидов, обобщении и распространении опыта работы по социальной поддержке нуждающихся на областном уровне - решающую роль играют Комитеты по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, региональные структуры Фонда социальной защиты (областные, Минское городское управление, районные, городские и районные в городах отделы Фонда социальной защиты, центры по начислению и выплате пенсий и пособий) [8, с. 202].

Социальное страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде таких выплат, как пенсии, пособия. Право на получение социальных выплат приобретается в зависимости от уплаты страховых взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с болезнью, производственным травматизмом, достижением пенсионного возраста, безработицей, а также потерявших кормильца.

В республике действуют три вида социального страхования:

. а) пенсионное страхование;

б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (далее - социальное страхование).

. Страхование от безработицы.

. Страхование от производственного травматизма и профзаболеваний.

Средства на эти виды страхования образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов.

В Законе Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования" [3] закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан, в которой определен порядок, субъекты, организация выплат пенсий и пособий.

В нашей стране - один из самых высоких страховых тарифов в системах социального страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 35%). Только проанализировав, от чего зависит размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика в этой области, можно определить, что можно сделать для реформирования системы социального страхования и снижения страховых тарифов.

Виды выплат по государственному социальному страхованию:

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями;

пособиями по беременности и родам;

пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;

пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

пособиями по безработице;

Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств.

Образование фондов осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах.

Субъектами отношений государственного социального страхования выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования - наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций, вторичное - при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, регламентирующим требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [6, с.10].

В Республике Беларусь формирование фонда денежных средств для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями переведено с 01.01.2004 г. в сферу рискового страхования (так называемого страхования "не жизни").

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30.07.2003 г. №18 в республике введено обязательное страхование данных случаев и заболеваний, распространяющееся на всех нанимателей. Оно касается как работников, так и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя, выполняющих работу на основе членства в организации и проходящих стажировку. Организация данного вида страхования возложена на унитарное государственное предприятие "Белгосстрах". Субъект хозяйствования не может открыть расчетный счет либо получить со счете средства на выплату заработной платы без предъявления справки, подтверждающей регистрацию в отделениях "Белгосстраха" в качестве страхователя и уплату страховых взносов. Уплата взносов должна производиться из фонда оплаты труда страхователя. При этом тарифы дифференцируются по отраслевому признаку и сфере деятельности. Право на страховые выплаты приобретается при условии уплаты страховых взносов в соответствующие фонды социальной защиты или "Белгосстрах".

Страховыми случаями, с наступлением которых назначаются выплаты, являются: болезнь и временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка и уход за ним до достижения им установленного законодательством возраста (3-х лет), инвалидность, достижение пенсионного возраста, утрата кормильца, потеря работы, смерть застрахованного или члена его семьи, производственные травмы и профессиональные заболевания.

Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций.

В 1997 году в Республике Беларусь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 N 837 утвержден следующий нормативный документ: "Об утверждении Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования" [4].

Основная задача персонифицированного учета - сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату "не заработанных" пенсий.

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Действующая в Республике Беларусь система государственного социального страхования основана на общепринятых в мировой практике принципах всеобщности, обязательности, гарантированности и независимости от форм собственности. Однако механизмы реализации указанных принципов на современном этапе нуждаются в постоянной корректировке.

социальное страхование беларусь обязательное

Заключение

Подводя итоги данной работе можно сделать вывод о том, что страхование представляет собой систему экономических отношений, предполагающую образование резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий каждому гражданину государства.

Страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы государства, важным элементом рыночной инфраструктуры.

Социальное страхование представляет собой механизм реализации социальной политики государства, основу системы социальной защиты населения Республики Беларусь.

Ведущая роль в организации всесторонней деятельности по социальному страхованию населения Республики Беларусь принадлежит Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.

Система социального страхования может быть двух видов: государственной и негосударственной.

Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Республики Беларусь социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Самая широкая прослойка населения, являющихся субъектами социального страхования - люди, достигшие пенсионного возраста.

Увеличение абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей численности населения и другие факторы становятся причиной кризисных явлений в системе пенсионного и социального страхования.

Успеху мероприятий по реформированию социального страхования будет способствовать дальнейшее расширение персонифицированного учета, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенсионного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной системы, которая позволит рассматривать возможные варианты развития и своевременно принимать упреждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.

Список использованных источников

1.Гольченко, Ю.В. Роль социального страхования в повышении эффективности инвестиций в воспроизводство человеческого капитала в современных условиях / Ю.В. Гольченко // Креативная экономика. - 2009. - №4. - С.33-40.

2.Клипинина, В.Н. Социальная педагогика: Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности "социальная педагогика" / В.Н. Клипинина, З.И. Прокопьева, А.М. Русецкая. - Минск: Изд-во БГПУ, 2007. - 59 с.

.Об основах государственного социального страховании: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: #"justify">.Об утверждении Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 N 837: [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: #"justify">.Писарчик, Л.Я. Проблемы социального страхования в Беларуси и мировая практика / Л.Я. Писарчик // Директор. - 2004. - № 7. - С. 9-13.

.Социальная защита: состояние, проблемы, адресность / В.А. Бобков [и др.]. - Минск: МНИИСЭПП, 2004. - 145 с.

.Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2003. - 736 с.

.Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.], под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 288 с.

Похожие работы на - Сущность социального страхования, его виды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!