Рынок ссудных капиталов, его виды и роль

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    686,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок ссудных капиталов, его виды и роль















КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Деньги, кредит, банки

на тему: Рынок ссудных капиталов, его виды и роль

РЕФЕРАТ

РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ, ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ, РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, КРЕДИТНЫЙ РЫНОК, СТРУКТУРА РЫНКА ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ

Объект исследования - рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, кредитование.

Предмет исследования - развитие и функционирование кредитного рынка и рынка ценных бумаг.

Цель работы - раскрыть понятие рынка ссудных капиталов, его структуры и видов, проанализировать развитие рынка ссудных капиталов на современном этапе и рассмотреть перспективы его развития.

Методы исследования: сравнительного анализа, сравнение, метод сочетания логического и исторического, описание.

Исследования и разработки: дано определение рынка ссудных капиталов, представлена структура рынка и отображены его виды, также раскрыта сущность и современные тенденции развития рынка ссудных капиталов на примере кредитования.

Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

ссудный капитал кредитование

Введение

1. Теоретические аспекты функционирования рынка ссудных капиталов

1.1 Понятие, характеристика и функции рынка ссудных капиталов

.2 Структура рынка ссудных капиталов

2. Анализ развития и функционирования кредитного рынка и рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

2.1 Особенности формирования и функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь

.2 Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь

2.3 Аналитическое обозрение условий кредитования в Республике Беларусь

3. Основные направления совершенствования рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь

3.1 Особенности рынка капитала в Республике Беларусь

3.2 Основные тенденции в кредитной сфере: перспективы развития кредитного рынка

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Изменение условий кредитования для всех категорий

кредитополучателей

Приложение Б. Изменение условий кредитования в белорусских рублях отдельных категорий кредитополучателей

Приложение В. Распределение ответов банков на вопрос об изменении условий кредитования физических лиц в белорусских рублях

Приложение Г. Распределение ответов банков на вопрос об изменении условий кредитования бизнеса в белорусских рублях

Приложение Д. Изменение условий кредитования в иностранной валюте отдельных категорий кредитополучателей

ВВЕДЕНИЕ

Рынок ссудных капиталов как экономическая категория выражает социально-экономические отношения, существующие в стране, которые определяются законами рыночного хозяйствования, формирующими в итоге его сущность, то есть связи и отношения как внутри самого рынка, так и во взаимодействии с другими экономическими категориями.

Важность рынка ссудных капиталов заключается в том, что он способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений и капиталовложения, реализации научно-технической революции, обновлению основного капитала.

Рынок ссудных капиталов является одним из важнейших звеньев рыночного хозяйства, аккумулирует денежные сбережения и накопления и тем самым определяет темпы экономического роста. Играя большую роль в рыночном хозяйстве, рынок ссудных капиталов служит показателем развития национальной и мировой экономики.

Рынок ссудных капиталов играет важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов, предоставляет возможность инвестировать денежные средства в реальный сектор экономики, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, способствует развитию предприятий и отраслей, обеспечивает максимальную прибыль инвесторам, позволяет накапливать ресурсный потенциал. Таким образом, все выше сказанное определяет актуальность изучения проблемы исследования эффективности функционирования рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы является выявление проблем в развитии рынка ссудных капталов в Республике Беларусь и определение направлений его развития и совершенствования.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

1) дать определение рынка ссудных капиталов;

2) рассмотреть структуру рынка ссудных капиталов;

3) проанализировать развитие рынка ссудных капиталов;

4)      определить направления совершенствования рынка ссудных капиталов.

Объектом данной курсовой работы является рынок ссудных капталов.

Предметом исследования является развитие и функционирование кредитного рынка и рынка ценных бумаг.

При написании данной курсовой работы был применены следующие методы исследования: сравнительный анализ, сравнения, метод сочетания логического и исторического, описание.

1.      Теоретические аспекты функционирования рынка ссудных капиталов

1.1    Понятие, характеристика и функции рынка ссудных капиталов

Рынок ссудных капиталов представляет собой сферу функционирования специфических товарно-денежных отношений, посредством которых происходит образование и осуществляется движение ссудного капитала.

Для определения современного рынка капиталов необходимо вначале обратиться к понятию ссудного капитала как экономической категории.

Ссудным капиталом называются свободные денежные капиталы, высвобождающиеся у одних предприятий, корпораций и иных экономических субъектов и предназначенные для передачи во временное пользование другим участникам рынка. [ 16 ]

Основными источниками ссудного капитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые в процессе воспроизводства. К ним относятся:

амортизационный фонд предприятий, предназначенный для обновления, расширения и восстановления производственных фондов;

часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат;

денежные средства, образующиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;

прибыль, идущая на обновление и расширение производства;

денежные доходы и сбережения населения;

денежные накопления государства в виде средств от владения государственной собственностью, доходы от производственной, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а также положительные сальдо центрального и местных банков.

При передаче части своего капитала заемщику, сам кредитор лишается возможности получить собственную прибыль за время кредитной сделки. Поэтому заемщик должен платить за полученные в кредит заемные средства - деньги, ссужаемые на время, должны вернуться к кредитору с приращением. Этот прирост, поступающий к собственнику капитала, называется ссудным процентом.

Ссудный процент представляет собой доход, получаемый собственником капитала в результате использования его денежных средств в течение определенного времени. Иначе говоря, это цена кредита. [17]

Заемные средства могут попадать к заемщику двумя основными путями: прямым и косвенным (опосредованным через систему финансового посредничества).

При прямом (непосредственном) заимствовании заемщики берут ссуду у кредиторов на рынке ссудных капиталов, продавая им финансовые инструменты (ценные бумаги). Обычно рынки прямых кредитов являются крупно-оптовыми, и номиналы продаваемых на них финансовых инструментов достаточно высоки, чтобы существенно ограничить круг возможных покупателей первичных обязательств. Данный недостаток решается с помощью особого финансового института финансовых посредников.

Финансовый посредник - институт, осуществляющий связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам. Главной задачей посредничества является преодоление различных затруднений во взаимодействии между кредиторами и заемщиками. При косвенном заимствовании финансовый посредник является кредитором для продавца-эмитента и заемщиком для покупателя вторичных обязательств. [17]

Существует множество определений рынка ссудных капиталов. Наиболее распространены:

ü  рынок ссудных капиталов - система экономических отношений, обеспечивающих аккумуляцию свободных денежных средств, превращение их в ссудный капитал и его перераспределение между участниками процесса воспроизводства;

ü  рынок ссудных капиталов - сфера формирования спроса и предложения на ссудный капитал, а также осуществления самих кредитных операций. Продавцами выступают коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании и др., покупателями -- государство, промышленные и торговые фирмы, отдельные лица;

ü  рынок ссудных капиталов - специфическая сфера товарных отношений, где объектом сделки является предоставляемый в ссуду денежный капитал и формируется спрос и предложение на него;

ü  рынок ссудных капиталов - сфера формирования спроса и предложения на ссудный капитал. Продавцами выступают коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, пенсионные фонды и др., покупателями - государство, промышленные и торговые фирмы, отдельные лица. [16]

Более точным может быть следующее определение рынка ссудных капиталов.

Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в экономике, а также задачами по воспроизводству производственных отношений.

Выделяют пять основных функций рынка ссудных капиталов.

. Обслуживание товарного обращения через кредит;

. Аккумуляция, или собирание, денежных сбережений (накоплений) предприятий, населения, государства, а также иностранных клиентов.

. Трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства.

. Обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов (учитывая огромную роль рынка ссудных капиталов в покрытии бюджетных дефицитов и финансировании жилищного строительства через ипотечное кредитование в рамках государственно-монополистического капитализма).

Во всех четырех случаях рынок выступает как своеобразный посредник в движении капитала.

. Ускорение концентрации и централизации капитала для образования мощных финансово промышленных групп. [11]

Отражая накопление и движение денежного капитала, рынок ссудных капиталов органически связан с движением стоимости в ее денежной форме, с образованием и использованием различных денежных фондов в виде кредитных ресурсов и ценных бумаг. Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие общественного воспроизводства, установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально экономические отношения.

.2      Структура рынка ссудных капиталов

В период свободной конкуренции основной формой движения ссудного капитала являлся кредит. С развитием рынка, расширением объемов капиталов, предоставляемых во временное пользование, с одной стороны, и с ростом спроса на заемный капитал - с другой, структура рынка капиталов и механизм движения ссудного капитала существенно усложнились. [7]

Современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками: временным и институциональным.

По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от нескольких недель до одного года, и непосредственно, рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки: от года до пяти лет (рынок среднесрочных кредитов) и от пяти и более лет (рынок долгосрочных кредитов).

По функционально-институциональному признаку современный рынок ссудных капиталов подразумевает наличие двух основных звеньев: кредитного рынка и рынка ценных бумаг. Последний, в свою очередь, разделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются новые эмиссии ценных бумаг, биржевой (вторичный), где покупаются и продаются ранее выпущенные ценные бумаги, и внебиржевой рынок, где совершается реализация ценных бумаг, которые не могут быть проданы на бирже.

Взаимодействие различных рынков ссудных капиталов осуществляется посредством механизма ценообразования, его элементов (ставки процента спроса и предложения, курсовой стоимости, доходности).

Кроме финансовых активов, которые являются товаром на рынке ссудных капиталов, обязательными элементами рынка ссудных капиталов, как и любого другого, являются субъекты рынка (включая органы государственного регулирования и надзора и саморегулируемые организации, инфраструктуру рынка).

Субъекты рынка ссудных капиталов - физические и юридические лица, которые продают или покупают финансовые активы, обслуживают их обороты, производят расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относят эмитентов и инвесторов. [17]

Государственное регулирование рынка ссудных капиталов и надзор осуществляют Президент, Правительство, Министерство финансов Республики Беларусь, его органы на местах. К саморегулируемым организациям относят объединения профессиональных участников рынка.

Рынок ссудных капиталов не может существовать без хорошо развитой инфраструктуры. Ее образуют организации, обслуживающие рынок, а также организации, обеспечивающие исполнение сделок (биржи, клиринговые организации, расчетно-клиринговые депозитарии).

В зависимости от позиции, которую занимают участники по отношению к рынку, их подразделяют на покупателей, продавцов и тех, кто обслуживает, регулирует рыночные процессы.

Также участников рынка ссудных капиталов условно делят на профессионалов и непрофессионалов.

Профессиональные участники рынка ссудных капиталов - юридические лица, зарегистрированные в качестве профессиональных участников и имеющие лицензии соответствующих государственных органов на осуществление деятельности. [17]

В заключение пункта можно сделать следующий вывод. Основными признаками развитого рынка ссудных капиталов являются стабильность нормативной правовой базы, достаточно большой круг участников рынка, информационная прозрачность операций, честность участников рынка и хорошо развитая инфраструктура. Наличие этих признаков обеспечивает участникам рынка быстрое и эффективное использование денежных средств.

2.      Анализ развития и функционирования кредитного рынка и рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

.1 Особенности формирования и функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь

Началом формирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь можно считать принятие в 1992 г. Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» и образование 22 мая 1992 г. Государственной инспекции Республики Беларусь по ценным бумагам.

Становление и развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг началось в 1990-х годах, когда возникла ОАО «Белорусская фондовая биржа», специализирующаяся на торговле ценными бумагами.

Сегодня ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» - единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка - валютном, фондовом и срочном .

За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных краткосрочных облигаций, государственных долгосрочных облигаций и краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь. [14]

В настоящее время рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих сегментов :

–  корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);

–       государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);

–       муниципальных ценных бумаг (жилищных, облигационных займов);

–  ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

–       именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Последние 10 лет корпоративный рынок ценных бумаг в нашей стране был надежно «законсервирован» целой системой нормативных запретов и жестких ограничений, неадекватным налогообложением доходов от операций с негосударственными ценными бумагами. Едва ли не единственным оборотным финансовым инструментом являлась государственная облигация. В государственной экономике находилось место лишь государственным ценным бумагам. Министерство финансов Беларуси более 10 лет было фактическим монополистом на внутреннем рынке оптовых заимствований, следствием чего стала постепенная деградация этого сектора финансового рынка, потеря ликвидности и сокращение числа инвесторов, участвующих в операциях с государственными облигациями.

Возобновление внимания к проблемам фондового рынка - важного для экономики государства сегмента финансового рынка - нужно оценивать позитивно. Табу на обсуждение вопросов приватизации и развития рынка ценных бумаг, таким образом, снято.

Развитию рынка корпоративных ценных бумаг в последние годы содействовали упрощение порядка их допуска к обращению на биржевом рынке, уменьшение налоговой нагрузки на участников рынка ценных бумаг, снятие ограничения на отчуждение акций акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Основные параметры и условия выпуска государственных ценных бумаг для юридических и физических лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. К эмиссионным бумагам отнесены государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года и государственные долгосрочные облигации (ГДО) со сроком обращения один год и более. [14]

Государственное регулирование и контроль за рынком ценных бумаг осуществляется путем принятия соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, государственной регистрации ценных бумаг, лицензирования и аттестации, осуществления контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг. Проведение единой государственной политики в этой сфере осуществляет Глава государства, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 (с измен. и доп. от 27.06. 2011 № 275) «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» законодательно закреплено разграничение полномочий между Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь по регулированию рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 982 «Об отдельных вопросах Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» закреплено за Министерством финансов Республики Беларусь.

Таким образом, в настоящее время создана система нормативно-правового обеспечения и регулирования рынка ссудного капитала в Республике Беларусь. На протяжении последних лет в Республике Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере функционирования и регулирования рынка ценных бумаг. [15]

2.2 Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь

Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь - содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

В Республике Беларусь постепенно развиваются кредитная система, адекватная рыночным отношениям, и рынок ссудных капиталов. Вместе с тем в трансформационной экономике действуют факторы, тормозящие данные процессы, связанные с недостаточной разработанностью общей макроэкономической стратегии трансформации национальной экономики, незрелостью рыночных отношений, кризисом производства, инфляцией, отсутствием четких правовых основ рыночного механизма кредитования и низким уровнем развития кредитной системы. В таких условиях перераспределение кредитных ресурсов приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя нарушению макроэкономической сбалансированности. В определенной мере это объясняется тем, что в период трансформации экономики происходит ломка государственно-административной кредитной системы, восстанавливаются принципы, функции, инструменты рыночной кредитной системы и формируется кредитная инфраструктура.

Беларусь отличается изолированностью от внешних кредитов и инвестиций, незначительностью общих объемов активов кредитной системы по отношению к ВВП и крайней неразвитостью или полным отсутствием небанковских институциональных инвесторов, как то: факторинговые и лизинговые компании, фирмы, обслуживающие оборот ценных бумаг, страховые организации, пенсионные и благотворительные фонды, ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества. [16]

Большая часть национального богатства не вовлечена в национальный оборот, то есть функционирующая кредитная система страны не в состоянии аккумулировать и производительно использовать имеющиеся ресурсы. Активы всей кредитной системы Беларуси составляют лишь 40% от размера ВВП, что крайне мало. Как минимум, ресурсная база кредитной системы должна быть сопоставима с ВВП. В ее составе практически отсутствуют такие институциональные инвесторы, как финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и кооперативы.

Много проблем накопилось также в организации и механизме функционирования в других институциональных звеньях кредитной системы - страховом секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах.

По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Так же, как и в банковской сфере, многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Стратегической целью реформирования кредитных отношений в республике является формирование и функционирование эффективной кредитной системы, которая:

а) создаст предпосылки для развития рыночной экономики через ускорение процесса приватизации государственной собственности, развитие частного предпринимательства, рыночной инфраструктуры и т. д.;

б) будет стимулировать развитие реального сектора экономики;

в) обеспечит реализацию механизма долгосрочного вложения денежных средств;

г) создаст условия для вхождения в мировую кредитную систему. [15]

.3 Аналитическое обозрение условий кредитования в Республике Беларусь

В рамках проведения Национальным банком мониторинга и анализа условий кредитования был проведен экспертный опрос (анкетирование) руководителей банков об изменении условий банковского кредитования. Период обследования условий кредитования охватывал III, IV квартал 2011 г., I квартал 2012 г., а также ожидаемые изменения во II квартале 2012 г.

Целью обследования являлось выявление изменений в условиях кредитования. Предметом обследования стала доступность кредитов (совокупность ценовых и неценовых факторов, обуславливающих с одной стороны возможности банков предлагать кредиты, с другой стороны, способность населения, малого и среднего бизнеса, крупного бизнеса привлекать кредиты и осуществлять их погашение). Объектом обследования явились банки Республики Беларусь. Анкеты представили все 32 банкa. [13]

Банками подтвердились ожидаемые экспертные оценки в части улучшения условий кредитования для всех категорий кредитополучателей во II квартале 2012 г. Помимо прочего, позитивным фактором являлось снижение размера ставки рефинансирования (с 45 процентов по состоянию на 1 января 2012 г., до 32 процентов по состоянию на 20 июня 2012 г.). Средняя полная процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях с начала 2012 г. снизилась на 19,5 процентного пункта до 31,7 процента. Если в III квартале 2011 г. наблюдалась тенденция существенного улучшения условий кредитования для всех категорий кредитополучателей, то в III - IV кварталах 2012 г. при сохранении данной тенденции улучшение условий кредитования будет менее выраженным (Приложение А). [13]

Во II квартале 2012 г. 53,1 процента банков отметили некоторое смягчение условий кредитования физических лиц в белорусских рублях на потребительские нужды и 25 процентов банков оценили изменения, произошедшие в апреле - июне 2012 г., как значительное смягчение указанных условий, в январе - марте оценки давались более сдержанные - 40,7 и 11,1 процента соответственно (Приложения Б, В). Во втором полугодии 2012 г. 68,8 процента банков ожидают незначительное увеличение доступности кредитов физическим лицам в белорусских рублях на потребительские нужды, доля банков, ожидающих существенное увеличение доступности данных кредитов, за III квартал 2012 г. составляет 6,3 процента, за IV квартал 2012 г. - 3,1 процента. За апрель - июнь 2012 г. банками отмечается некоторое улучшение условий кредитования в белорусских рублях физических лиц на финансирование недвижимости - 28,1 процента банков отметили незначительное улучшение (в I квартале 2012 г. - 11,1 процента). В III - IV кварталах 2012 г. банки ожидают формирование доступности кредитов на финансирование недвижимости на уровне, сложившемся за II квартал 2012 г. (рисунок 3). В целом, в III - IV кварталах 2012 г. банками ожидается незначительное улучшение доступности кредитов в белорусских рублях физическим лицам, как на потребительские нужды, так и на финансирование недвижимости. [13]

Во II квартале 2012 г. некоторое смягчение условий кредитования малого и среднего бизнеса отметили 59,4 процента банков, крупного бизнеса - 50 процентов банков. В апреле - июне 2012 г. существенное увеличение доступности кредитов малому и среднему бизнесу отметили 15,6 процента банков (3,7 процента в январе - марте 2012 г.), крупному бизнесу - 3,1 процента (в январе - марте 2012 г. существенного увеличения доступности не отметил ни один банк). О сохранении условий кредитования бизнеса, сложившихся в первом полугодии 2012 г., высказались 46,9 - 53,2 процента банков в части малого и среднего бизнеса в июле - декабре 2012 г., в части крупного бизнеса - 56,2 - 59,4 процента банков (Приложение Г). Наметившаяся во втором полугодии 2012 г. тенденция замедления улучшений условий кредитования физических лиц наблюдается также и при кредитовании бизнеса (Приложения Б, Д). В рамках организации работы по развитию бизнеса банками в I - II кварталах 2012 г. исходя из потребностей бизнеса и возможностей банков (с учетом ситуации на финансовом и валютном рынках) активно разрабатывались и внедрялись различные программы и мероприятия по стимулированию развития бизнеса (преимущественно малого и среднего). В этой связи дальнейшее увеличение доступности кредитов может быть обеспечено за счет изменений ценовых факторов (процентных ставок, комиссий), которые, в свою очередь, непосредственно связаны с условиями привлечения банками ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Во II квартале 2012 г. банки отметили смягчение условий кредитования в иностранной валюте малого, среднего и крупного бизнеса (Приложение Д). Вместе с тем банки ожидают в III - IV кварталах 2012 г. некоторое ужесточение условий кредитования крупного бизнеса - за некоторое ужесточение в III квартале 2012 г. высказалось 18,8 процентов банков, в IV квартале 2012 г. - 15,6 процентов банков. В части малого и среднего бизнеса банки ожидают сохранение сложившихся условий кредитования в иностранной валюте - о неизменности условий кредитования в III квартале 2012 г. высказались 59,4 процента банков, в IV квартале 2012 г. - 71,9 процента банков. [13]

Основные итоги обследования: Во II квартале 2012 г. для всех категорий кредитополучателей доступность кредитов как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте существенно улучшена по сравнению с III кварталом 2011 г. - I кварталом 2012 г.

В наибольшей степени это отразилось на кредитах в белорусских рублях физическим лицам на потребительские нужды, малому и среднему бизнесу. Банками отмечается некоторое улучшение условий кредитования в белорусских рублях физических лиц на финансирование недвижимости. Во II квартале 2012 г. банки отметили смягчение условий кредитования в иностранной валюте малого, среднего и крупного бизнеса.

В целом, банки продолжают работу по смягчению ценовых условий кредитов (снизили процентные ставки и комиссии) и неценовых (увеличили максимальные объемы и сроки кредитов).

Вместе с тем, исходя из оценок банков, в III - IV кварталах 2012 г. смягчение условий кредитования будет более сдержанным, чем в III квартале 2011 г. - II квартале 2012 г.

Оптимистический прогноз по увеличению доступности кредитов для всех категорий кредитополучателей на II квартал 2012 г. подтвердился фактическими оценками банков по результатам работы во II квартале 2012 г.

Замедление роста доступности кредитов в III - IV кварталах 2012 г. ожидается в связи с увеличением спроса на кредиты различных категорий кредитополучателей. Удовлетворение данного спроса может быть обусловлено ростом доходов населения, снижением ставки рефинансирования и последующим снижением процентных ставок, устанавливаемых банками при кредитовании. [13]

3. Основные направления совершенствования рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь

.1 Особенности рынка капитала в Республике Беларусь

Капитал является таким же производственным фактором любого предприятия как сырье или основные фонды. Для достижения своей основной цели - увеличения богатства владельцев - ему постоянно приходится искать новые способы доходного вложения своих активов. Помимо этого, принимаемые предприятием инвестиционные проекты нередко требуют привлечения дополнительного капитала. В случае недостаточности внутренних ресурсов (чистой прибыли и амортизации) предприятие должно иметь возможность приобрести недостающий капитал на рынке капитала. В случае, когда у него имеется избыточный собственный оборотный капитал и нет вариантов инвестирования с приемлемой ставкой доходности, предприятие может осуществить финансовые вложения - приобрести ценные бумаги или разместить свободные средства на банковском депозите. Тем самым можно частично возместить альтернативные издержки владения денежными средствами. Покупая ценные бумаги других эмитентов, предприятие продает им свой временно свободный капитал.

Привлечение собственного капитала осуществляется предприятием путем эмиссии обыкновенных и привилегированных акций на так называемых первичных фондовых рынках. Деньги от реализации акций формируют уставный капитал предприятия. Однако в развитых странах наибольший объем сделок с ценными бумагами производится на вторичном рынке, где осуществляется свободная торговля ими. Там также имеет распространение эмиссия краткосрочных корпоративных облигаций. Но к такому способу приобретения краткосрочного капитала обычно прибегают только наиболее крупные компании, для которых издержки эмиссии имеют незначительный удельный вес в сравнении с объемом привлекаемых ресурсов. Наличие вторичного спекулятивного рынка является абсолютной необходимостью для нормального функционирования первичного рынка акций. По закону инвестор не может вернуть предприятию-эмитенту купленные у него ранее акции и потребовать назад уплаченные за них деньги. Для него единственной возможностью избавиться от ставших ненужными бумаг является их перепродажа на вторичном рынке.

Рынок капитала не является самостоятельной системой взаимоотношений - это инфраструктура, обслуживающая рынок товаров и услуг и обеспечивающая капитализацию средств, размещенных в ценных бумагах, депозитах и других видах вкладов. Отсутствие нормального первичного рынка капитала и ценных бумаг отрицательно сказывается на уровне экономической активности белорусских предприятий, в то же время, получение дополнительного дохода от эксплуатации денег как инструмента может дать колоссальный толчок для притока денег в экономику Беларуси. Грамотное использование рыночных и финансовых инструментов может помочь предприятиям даже при привлечении кредита не только потратить полученные деньги, но и получить прирост, создать необходимые резервы, сформировать бюджет, финансовый план дальнейшего развития на основе долгосрочных инструментов и обязательств. Помимо этого, нормально работающий рынок капитала способствует расширению корпоративной формы предпринимательства, для которой характерно разделение функций владения и управления собственностью.

В настоящее время в Республике Беларусь наиболее развитым и ликвидным является рынок государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций с купонным доходом. Он обеспечивает полную прозрачность проведения операций с облигациями и высокую защиту прав инвесторов. Рынок корпоративных облигаций представлен в основном облигациями банков, так как доходы от операций с ними были освобождены от налогообложения. Нельзя не отметить наличия ряда проблем, основной из которых является ограниченная номенклатура выпускаемых ценных бумаг. Поэтому следует проводить работу по созданию условий для роста количественных показателей выпуска и обращения ценных бумаг банков, расширению спектра операций, осуществляемых банками на рынке ценных бумаг, и совершенствованию соответствующей инфраструктуры. Дальнейшее развитие финансового рынка видится, в первую очередь, в расширении круга инвесторов как за счет первичных инвесторов, не являющихся банками, так и физических лиц. [9]

Большую пользу реальному сектору Беларуси принесет выход отечественных предприятий на международный рынок капитала. Это может быть продажа предприятия (обычно - контрольного пакета) стратегическому инвестору или привлечение финансирования на внешних рынках капитала во всех остальных формах (кредиты иностранных банков, облигации, иные долговые ценные бумаги,). Причем второй путь позволяет сохранить контроль над предприятием существующих собственников. Основная часть белорусских предприятий находится на начальной стадии выхода на международные рынки капитала (иностранные кредиты, выпуск облигаций на иностранных площадках). Это связано, во-первых, с низким уровнем прозрачности, так как немногие компании ведут отчетность по МСФО. Во-вторых, с низким уровнем компетенции менеджмента в области международных рынков капитала. Так же существуют различные технические ограничители, например, налогообложение, регулирование процедур выпуска корпоративных ценных бумаг, отсутствие связей с депозитариями других стран и трансграничных сделок, законодательные ограничения.

На сегодняшний день уже принимаются меры для развития внутреннего финансового рынка и создания условий выхода на международные рынки:

получен первый суверенный кредитный рейтинг Беларуси;

-   принята государственная программа развития внутреннего финансового рынка;

- отмена «золотой акции»;

отмена моратория на движение акций;

снижение налогов на операции с ценными бумагами;

создание условий для активизации работы белорусской фондовой биржи.

Вместе с тем остается целый ряд законодательных барьеров, которые создают в основном технические проблемы для желающих активно участвовать в торговле ценными бумагами. Среди них можно отметить, например, требование о проведении открытой подписки и порядок оплаты финансовых инструментов (проведение оплаты до регистрации акций); требования к документам при совершении сделок; налогообложение сделок с производными инструментами. Законодательством не установлены четкие критерии необходимости обращения в антимонопольный орган. Поэтому фактически любая сделка купли-продажи акций или долей любого предприятия, независимо от его размеров, должна получать согласие антимонопольного комитета. Это противоречит всем международным стандартам, и создает серьезные препятствия для привлечения инвесторов на техническом уровне.

Таким образом, главная задача на сегодняшний день - создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка капиталов в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок, для привлечения инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. У Беларуси есть перспективы и пути для развития в данном направлении. [15]

.2 Основные тенденции в кредитной сфере: перспективы развития кредитного рынка

Использование кредитов - важная составляющая деятельности субъектов хозяйствования Беларуси. Получая во временное пользование капитал, предприятия приобретают возможность и стимул для дальнейшего развития. Для банков оказание услуг в сфере кредитования занимает основной удельный вес в активных операциях и дает приличные доходы. Поэтому совсем не удивительно, что на фоне положительных тенденций в экономике страны все чаще обсуждаются вопросы о стоимости финансовых ресурсов и ситуации в кредитной сфере.

Развитие банковского кредитного рынка республики идет в русле стабилизационной финансовой политики, способствует нормализации основных макроэкономических показателей.

Предложение банковских кредитов формируется в зависимости от экономической ситуации и определяется возможностями субъектов хозяйствования и населения обслуживать задолженность по кредитам на рыночных условиях. [8]

Перспективы кредитования физических лиц связаны с динамикой реальных доходов населения и изменением подходов к финансированию жилищного строительства. Государственная жилищная политика в настоящее время существенно меняется. Для оптимизации льготного кредитования жилищного строительства и связанных с ним бюджетных расходов ужесточились условия предоставления льготных кредитов, пересмотрен и значительно ограничен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной поддержки при строительстве жилья.

В области кредитования государственных программ важным является вопрос расширения деятельности ОАО "Банк развития Республики Беларусь", который приступил к кредитованию включенных в госпрограммы проектов за счет собственных источников и средств, предоставляемых Министерством финансов.

Что касается кредитования населения в иностранной валюте, то данная операция содержит неоправданно высокий валютный риск и риск непогашения кредитов в случае увеличения сумм платежей до таких размеров, которые превышают доход кредитополучателя. Это связано с тем, что граждане получают заработную плату в белорусских рублях. В то же время под влиянием мирового финансового кризиса при проявлении дисбалансов в экономическом развитии страны (например, возникших в 2011 году) возможны значительные непредсказуемые колебания взаимных курсов иностранных валют, что ведет к снижению платежеспособности кредитополучателей. [8]

Запрет на кредитование физических лиц в иностранной валюте снижает риски как для банков (в случае несвоевременного погашения либо невозврата кредита), так и для населения.

Более того, отказ от расчетов в иностранной валюте между резидентами на территории Беларуси - одно из важнейших направлений работы по дедолларизации экономики. Это способствует защите и обеспечению устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, а также усилению доверия к национальной валюте. [8]

В текущем году развитие депозитно-кредитного рынка зависит от множества факторов. С одной стороны, мы можем говорить о предложении и стоимости кредитов, которые зависят от макроэкономической ситуации в стране (в частности динамики инфляции, состояния внешней торговли и поступления валютной выручки). С другой стороны, кредитование связано со способностью предприятий и физических лиц обслуживать кредиты. В первую очередь это означает способность генерировать денежные поступления (выручку, зарплату), достаточные для покрытия платежей по основному кредитному долгу и начисленным процентам. То есть перспективы кредитования в руках каждого. Чем успешнее решает экономические задачи каждый субъект хозяйствования и гражданин, тем лучше, в конечном счете, кредитуется экономика.

По аналитическим данным Национального Банка в стране наметилась тенденция снижения процентной ставки по депозитам и, как следствие, по вновь выдаваемым кредитам физическим лицам. Так, за январь 2012 года средняя полная процентная ставка по новым кредитам физическим лицам составила 41,6% годовых, снизившись по сравнению с аналогичным показателем за декабрь 2011 года на 0,93 процентного пункта.

Обсуждая перспективы кредитного рынка, невозможно обойти тему инфляционно-девальвационных ожиданий. Речь идет о психологических факторах, определяющих поведение участников рынка и таким образом влияющих на экономические процессы. Очевидно, что подобными ожиданиями надо управлять. Предсказуемая макроэкономическая политика, реализуемая в течение длительного периода времени и обеспечивающая сбалансированный экономический рост, является наилучшим средством снижения уровня негативных ожиданий.

Для Беларуси остается актуальной задача повышения финансовой грамотности всех потенциальных участников рынка, особенно населения. Суть данной задачи в формировании адекватного экономической ситуации поведения, которое позволит каждому гражданину эффективно управлять своими финансами (избегать неоправданных рисков при кредитовании, рационализировать потребление и расходы). Для Национального банка и банков все это означает повышение степени доверия к банковской системе, желание и умение пользоваться всем спектром предлагаемых банковских продуктов и услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе было дано определение рынка ссудных капиталов, раскрыта его структура и виды. Также были раскрыты сущность и современные тенденции функционирования рынка ссудных капиталов. Определены основные тенденции развития рынка ссудных капиталов в разрезе кредитования.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что рынок ссудных капиталов - сфера экономики, где происходит движение или, другими словами, перемещение свободных денежных капиталов от кредиторов к заемщикам в любых формах.

На современном рынке ссудных капиталов можно наблюдать деление на два основных звена: кредитный рынок и рынок ценных бумаг.

Кредитный рынок представляет собой часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется распределение и перераспределение кредитных ресурсов. Кредитные институты (коммерческие банки и небанковские финансовые организации) осуществляют размещение собственных и привлеченных средств в виде ссудного капитала среди заемщиков.

Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, а также формы и способы этого обращения. Основное назначение рынка ценных бумаг заключается в аккумуляции временно свободных денежных средств с целью их инвестирования. Основным инструментом рынка являются ценные бумаги.

Для каждого из перечисленных выше сегментов рынка ссудных капиталов характерна своя специфика, особенности функционирования, правила совершения сделок.

Важнейшим направлением в решении экономических проблем экономики Республики Беларусь является становление функционирования сферы финансовых взаимоотношений между субъектами рынка ссудных капиталов. Экономика страны требует значительных инвестиционных ресурсов, без которых невозможно создание материальной базы перехода к устойчивому развитию экономики. Инвестиции в виде кредитных ресурсов, вложений в ценные бумаги формируются и перераспределяются в отдельных секторах рынка ссудных капиталов.

На протяжении последних лет в Республике Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, а также функционирования и регулирования рынка ценных бумаг.

В настоящее время рынок ссудных капиталов Республики Беларусь является динамично и эффективно развивающимся сектором экономики, который формируется в соответствии с задачами социально-экономического развития и учетом международных стандартов и правил.

Второе десятилетие развития белорусской кредитно-банковской системы проходит под знаком активизации продажи финансовых услуг широкому кругу клиентов. Структура активных операций банковской системы Республики Беларусь свидетельствует о том, что кредитование является приоритетным направлением размещения банками ресурсов.

Использование такого инструмента денежно-кредитной политики, как кредита является одним из важнейших условий обеспечения динамичного социально-экономического развития республики, поддержки политики экономического роста, создания условий для роста реальной заработной платы.

Проводимая в настоящее время политика в сфере рынка ценных бумаг является эффективной и позволяет осуществлять самостоятельное привлечение финансовых ресурсов с использованием различных инструментов.

Эмитентами ценных бумаг в Республике Беларусь являются Министерство финансов (государственные ценные бумаги), Национальный банк (ценные бумаги Национального банка), местные исполнительные и распорядительные органы (облигации), банки (депозитные и сберегательные сертификаты, акции, облигации), иные организации (акции, облигации).

За последние годы отечественный рынок ссудных капиталов достиг значительных успехов в своем развитии. Однако его все еще нельзя назвать окончательно сложившимся - по ряду факторов он существенно уступает рынкам развитых стран и даже некоторых развивающихся стран.

Также представляется необходимым отметить следующее. Являясь одной из структурных составляющих экономики в целом, рынок ссудных капиталов не может не испытывать на себе влияния общих для всей экономики тенденций. Поэтому развитие рынка ссудных капиталов в значительной степени определяется приоритетными направлениями государственной политики в финансовой сфере.

В целях создания дальнейших необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ссудных капиталов, способствующего привлечению инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики, в настоящее время утверждены Программе развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011-2015 годы, а также разработана Концепция развития финансового рынка Республики Беларусь на 2008-2015 годы.

Мероприятия, предлагаемые в вышеперечисленных Программах, направлены на повышение привлекательности рынка ссудных капиталов Республики Беларусь как для национальных, так и иностранных инвесторов и, соответственно, позволят ожидать значительного притока инвестиций в экономику республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.      Аксаков, А. Г. Консолидация в банковском секторе: финансовый кризис и новое финансовое законодательство // Финансы и кредит. - 2008. -№ 48. - С. 68-74.

.        Аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. - Режим доступа: #"648784.files/image001.gif">

Примечание. Положительное значение - ужесточение условий кредитования, отрицательное - смягчение.

Индексы ”net percentage“ рассчитываются по формуле: (% банков, сообщивших об ужесточении условий кредитования) - (% банков, сообщивших о смягчении условий кредитования).

Рисунок А.2. Изображены средние процентные ставки


* Средневзвешенная полная процентная ставка по объемам новых кредитов банков, выданных в отчетном

периоде (без МБК).

** Рассчитана по календарному количеству дней.


* Средневзвешенные полные процентные ставки по объемам новых кредитов банков, выданных в отчетном периоде (без МБК).

Примечание - Источник: Мониторинг условий банковского кредитования. Аналитическое обозрение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. - Режим доступа: <#"648784.files/image004.gif">

Примечание. Положительное значение - ужесточение условий кредитования, отрицательное - смягчение.

Примечание - Источник: Мониторинг условий банковского кредитования. Аналитическое обозрение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. - Режим доступа: <#"648784.files/image005.gif">

Примечание - Источник: Мониторинг условий банковского кредитования. Аналитическое обозрение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. - Режим доступа: <#"648784.files/image006.gif">

Примечание - Источник: Мониторинг условий банковского кредитования. Аналитическое обозрение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. - Режим доступа: <#"648784.files/image007.gif">

Примечание. Положительное значение - ужесточение условий кредитования, отрицательное - смягчение.

Диффузные индексы рассчитываются по формуле: (% банков, сообщивших о существенном ужесточении условий кредитования) + 0,5*(% банков, сообщивших об умеренном ужесточении условий кредитования) - 0,5*(% банков, сообщивших об умеренном смягчении условий кредитования) - (% банков, сообщивших о существенном смягчении условий кредитования).

Примечание - Источник: Мониторинг условий банковского кредитования. Аналитическое обозрение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. - Режим доступа: <http://www.nbrb.by./-> Дата доступа: 27.10.2012

Похожие работы на - Рынок ссудных капиталов, его виды и роль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!