Государство на рынке страхования в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    112,9 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство на рынке страхования в России

Содержание

 

Введение

1. Значение и функции государственного регулирования страхового рынка

2. Экономические функции государства на рынке страхования

3. Место государства в совершенствовании российского страхового рынка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Страхование является самостоятельным элементом в финансовой системе Российской Федерации. Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым и важнейшим элементом системы рыночных отношений.

Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, влияет на укрепление и стабильность финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов физических и юридических лиц становится особенно значимым. Все это и определяет важную роль страхования в финансовой системе страны.

Страховой рынок - особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее.

Страховая деятельность в стране должна регулироваться и быть под надзором государства. Надзорная функция государства предопределяется неоспоримым значением проведения страхования, как в экономической, так и социальной жизни общества. Государство напрямую регулирует сферу страхования в РФ. Целью данной работы является рассмотрение места и функций государства в страховом рынке Российской Федерации.

Исходя из цели, задачами работы будут:

.        Определить значение и функции государства в отношении страхового рынка;

2.      Проанализировать место государства в совершенствовании развития страхового рынка.

1. Значение и функции государственного регулирования страхового рынка


Регулирование страховой деятельности со стороны государства являет собой создание государством необходимых условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых субъекты страхового рынка наделены определенной степенью свободы в принятии решений. Целями государственного регулирования являются:

) гарантия надежности и стабильности функционирования страхового рынка страны;

) гарантия соблюдения требований законодательства субъектами страхового рынка;

) повышение социальной и экономической стабильности в обществе с помощью страхования;

) обеспечение соблюдения обязательств обеими сторонами договоров страхования;

) фискальная функция, заключающаяся в сборе налогов и сборов от страховой деятельности.

В настоящее время регулирующая функция государства в страховании проявляться в формах:

·        законодательных актов, регулирующих страхование;

·        применение обязательного страхования к отдельным категориям граждан;

·        проведение социальной политики, проявляющейся в установлении различных видов льгот для страховых компаний с целью стимулирования страховой деятельности;

·        создание правовых механизмов, которые бы обеспечивали надзор за деятельностью страховых компаний.

Выделяют административные или прямые и экономические или косвенные методы государственного регулирования страховой деятельности в РФ. Административные методы регулирования опираются на действующую систему законодательства РФ, которая включает в себя систему правовых, подзаконных, ведомственных нормативных документов, в сфере страхования, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти. Методы косвенного воздействия государства на страховой рынок посредством использования механизмов налогообложения и влияния через другие сферы и звенья финансово-кредитной учетной политики, рынка ценных бумаг и т.п. Методы государственного регулирования проявляются через следующие функции:

а) законотворческая деятельность в области страхования;

б) ведение контроля государственными органам за соблюдением законов участниками страхового рынка;

в) оценка финансовой устойчивости страховой компании и контроль выполнения обязательств перед потребителями страховых услуг;

г) контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.

В настоящее время страхование перестало быть сферой государственной монополии. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Все это не могло не коснуться и законодательства, нормы которого обязаны регулировать страховую деятельность. Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права - в частности, административным, гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой деятельности, административное и финансовое - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Финансово-правовые нормы определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Страховое право как один из разделов финансового права регулирует государственное имущественное и личное страхование в Российской Федерации. Нормы страхового права играют ключевую роль в российской финансовой системе.

Страховое право регулирует общественные отношения, которые связаны со страхованием, это отношения не только между страховщиком и страхователем, но также отношения между страховщиком и государством, его системой управления. В нормах страхового права закрепляются общие принципы и формы страховой деятельности.

Регулируя эти отношения, нормы страхового права закрепляют права и обязанности государственных органов осуществлять свой надзор за этой деятельностью. Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов страховая деятельность содержит широкие возможности дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране.

В последнее время органы государственной власти Российской Федерации разрабатывают меры по повышению роли государства в регулировании страховой деятельности. Формирующееся сегодня страховое право отражает новые экономические и политические условия страны.

Государственному регулированию в страховании подлежат:

) деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);

) деятельность страховых посредников;

) деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).

Государственное регулирование страхового рынка РФ складывается посредством разных способов, осуществляемых не только Госстрахнадзором. В рамках трехступенчатой системы правового обеспечения регулирование страховой деятельности может осуществляться с помощью любых юридических актов, экономических инструментов, выработанных государственными органами.

 

2. Экономические функции государства на рынке страхования


Важной функцией государства в страховании является создание и регулирование социального страхования. Потребность его преобразования возникла с переходом к рыночным отношениям, когда сокращаются бюджетные поступления в социальную сферу, уменьшаются возможности молодежи и женщин в устройстве на работу, увеличивается разрыв в доходах среди бедных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных).

Значимая экономическая функция социального страхования со стороны государства в создании достаточных условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Современная система социальной защиты населения включает кроме социальной помощи, включающей социальные льготы и гарантии отдельным категориям граждан еще добровольное страхование.

Добровольный вид страхования в стране активно развивается государством. К страховым организациям добровольного страхования относятся государственные и частные страховые компании, агентства и самостраховщики, которые могут предложить широкий выбор форм страховой защиты.

рынок страхование государственное регулирование

К формам социальной защиты существует и другая форма социального страхования - социальная помощь. Роль государства в этом вопросе неоспорима. Программы социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетных средств различного уровня. Социальная помощь несет на себе отпечаток попечительства, вспомоществования со всеми вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

В РФ страхование набирает обороты в силу особенностей развития страны и рыночных отношений. Государственный страховой сектор на сегодняшний день представлен государственными и муниципальными страховыми компаниями в форме акционерных обществ. Форма организации предоставляет экономическую самостоятельность и снимает с государства часть обязательств по страхованию.

Крупнейшей страховой компанией государственного сектора в России является Росгосстрах - правопреемник Госстраха СССР.

С 1991 года система Росгосстраха состояла из отдельных региональных юридических лиц. Сегодня Руководство Росгосстраха полностью восстановило управляемость всех страховых подразделений, входящих в группу компаний.

Холдинговая компания - это юридическое лицо, осуществляющее тем или иным образом контроль над рядом других юридических лиц. Контроль в холдинговой компании основан на владении акциями дочерних и зависимых предприятий. В то же время возможны и иные формы участия в капитале дочерних компаний. Холдинговая компания определяет направления стратегического развития как всей компании в целом, так и отдельных подразделений, осуществляет планирование, контроль и экспертную поддержку региональных подразделений. Вся система работает по единым корпоративным стандартам управления, применяет универсальные страховые технологии.

В 2003 году впервые сформированы 10 крупных региональных центров управления. Они объединяют свыше 2300 филиалов, агентств и страховых отделов. Все региональные организации работают в тесном взаимодействии с подразделениями Холдинговой компании. Утвержден новый фирменный стиль компании, сочетающий традиции, элементы государственности и символику уверенности. Сформированы и внедряются новые принципы организации бизнеса.

Приоритетными задачами на ближайшие два года являются: выполнение ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", реорганизация филиальной сети, укрепление позиций в крупных городах страны, выстраивание современной системы продаж, внедрение современной системы продаж, внедрение новейших технологий и систем финансовой отчетности, а также обучение и переподготовка кадров.

Совокупный уставный капитал группы компаний "Росгосстрах" составляет более млрд. руб. Число работающих в системе Росгосстраха превышает тыс. человек. Из них свыше тысячи - агенты (74% от всех действующих в России агентов). Клиентами заключено более 54 млн. договоров с Росгосстрахом - 58% от общего числа договоров страхования в стране.

На Российском страховом рынке доля Росгосстраха составляет:

·        80% по договорам страхования имущества граждан;

·        46% по суммарной застрахованной стоимости имущества граждан;

·        27% по договорам страхования имущества предприятий.

К государственному сектору относится также социальное страхование (собственно социальное, обязательное медицинское, пенсионное).

Финансовый механизм социального страхования функционирует на основе сочетания страховых принципов с элементами государственного социального регулирования. Как компонент системы финансов, социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в зависимости от действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых денежных фондов и их использовании для социальной защиты населения.

Как элемент финансовой системы, социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В рамках финансовой системы социального страхования решаются вопросы организации фондов социального страхования.

Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными элементами являются: уплата страховых взносов, создание фондов социального страхования, осуществление социальных выплат (рис.1).

Рис.1. Финансовый механизм социального страхования

В основе финансового механизма социального страхования лежит процесс формирования страховых фондов. Именно на этом этапе закладываются основные принципы всей финансовой системы социального страхования. Специфика страхового механизма заключается в создании целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов участников этих фондов. Однако всеобщий и государственно регулируемый характер фондов социального страхования привносит определенные особенности в их организацию и условия формирования, в частности:

•        трехсторонние отношения по их формированию между работниками, работодателями и государством;

•        принцип "ограниченной эквивалентности" между взносами и выплатами в соответствии с общественно установленными гарантиями и материальным положением застрахованных граждан;

•        строгое соответствие взносов и выплат нормам государственного законодательства;

•        определение меры покрытия социальных рисков не только на базе актуарных расчетов, но и путем государственного регулирования уровня компенсации ущерба через социальные стандарты выплат;

Таким образом, социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от универсальных социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо "страховому" механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.

В настоящее время фонды социального страхования рассматриваются в трех аспектах:

) в широком смысле - все средства социального страхования,

) в узком смысле - конкретные финансово-кредитные учреждения,

) с точки зрения их отношений с бюджетом - обособленные внебюджетные фонды социального назначения.

Фонды социального страхования являются, с одной стороны. обособленными звеньями системы финансов, а с другой - специфическими страховыми фондами. Научные определения фондов социального страхования, затрагивающие оба аспекта, отсутствуют. Формулировки, предлагаемые в законодательных документах, как правило, учитывают только те характеристики, которые являются предметом данного регулирующего акта.

 

3. Место государства в совершенствовании российского страхового рынка


Современная рыночная экономика существенно повысила роль и место страхования в системе экономических отношений.

Новая роль страховых рынков заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных организаций и инвестиционных институтов, занимая ведущие позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала. Характер аккумулированных ими ресурсов позволяет использовать временно свободные денежные средства для долгосрочных производственных финансовых вложений через рынок ценных бумаг.

Решение проблем развития страхования в России во многом будет определяться ролью государства. Однако по поводу объема присутствия государства на страховом рынке, а также методов и инструментов регулирования государством страхового рынка единого мнения нет.

Государственное регулирование страховой деятельности должно дополнять рыночный механизм страхования, при котором основными экономическими законами функционирования являются закон стоимости и закон спроса и предложения, усиливать его положительные стороны.

Государственное регулирование страхового рынка России должно носить в первую очередь стимулирующий характер и осуществляться в следующих основных направлениях:

·        развитие обязательных и добровольных видов страхования;

·        регулирование деятельности страховых организаций: ограничение монополизма, методов недобросовестной конкуренции, условий договоров страхования: завышения или занижения страховых тарифов и взносов;

·        налоговое стимулирование;

Развитие обязательных видов страхования приводит к резкому увеличению объема страхового рынка страны и в силу прямого увеличения клиентской базы, и в силу роста сопутствующих продаж полисов добровольного страхования.

Предоставление специальных налоговых режимов страхователям пока предусматривает только отнесение взносов по определенным видам страхования на себестоимость (например, при страховании имущества). По другим видам страхования такие льготы либо предоставлены в недостаточном объеме, либо не предусмотрены вообще. Для физических лиц эти льготы вообще не предусмотрены.

Государственное регулирование страхования должно основываться на выработке наиболее эффективных стимулирующих механизмов.

Анализ статистических данных свидетельствует, что возможности роста рынка за счет введения обязательных видов страхования не безграничны, а в последние годы доля обязательного страхования в общем объеме премий имеет тенденцию к снижению. Отдельная проблема - определение максимального предела страхового взноса, который был бы выгоден и страхователю, и страховщику.

Чтобы приобрести полисы обязательного и добровольного страхования, потребитель должен иметь определенный уровень дохода, из которого только фиксированная часть может быть потрачена на страховые услуги.

Нельзя недооценивать возможности использования альтернативных методов регулирования страхового рынка государством, в том числе использование механизма его саморегулирования, через выработку профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг и гибкое реагирование на потребности страхователей в более качественных страховых услугах.

Совершенствование нормативно-правовой базы рынка страховых услуг предполагает разработку и осуществление мер по совершенствованию и развитию законодательства государством, регулирующего страхование и в частности:

·        создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;

·        совершенствование законодательства о налогах и сборах;

·        установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов.

В целях повышения емкости рынка страховых услуг государству необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

Также большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков, поэтому государственная поддержка и стимулирование становятся при этом необходимыми.

Стимулирование государством развития страхования и перестрахования осуществляется путем создания специализированных страховых объединений, расширения влияния российского страхового рынка на международном уровне, формирования различных фондов, направленных на повышение инвестиционного потенциала национальных инвесторов.

Совершенствование налогообложения операций по долгосрочному страхованию с возможностью включения социальных налоговых вычетов граждан по страхованию, а также расширение перечня расходов организаций, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг.

В целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций необходимо осуществить следующие меры:

·        установление единых требований и стандартов предоставления услуг по страхованию, применяемых в международной практике;

·        формирование нормативной базы при составлении отчетности в разрезе нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;

·        разработка методов финансового оздоровления страховых компаний;

·        установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующего образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

Заключение


Основной вывод по работе в том, что государственное регулирование страховой деятельности должно дополнять рыночный механизм страхования, при котором основными экономическими законами функционирования являются закон стоимости и закон спроса и предложения, усиливать его положительные стороны.

Административные методы государственного регулирования страхового рынка опираются на действующую систему законодательства РФ, которая включает в себя систему правовых, подзаконных, ведомственных нормативных документов, в сфере страхования, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти.

Обращаясь к функциям государства в страховании, можно отметить установление государством условий договоров страхования. Согласно Гражданскому кодексу в ст.943 "Определение условий договора страхования в правилах страхования" закреплены правила страхования как наиболее распространенный и удобный свод условий страхования по отдельным его видам, которые являются неотъемлемой частью договора страхования. ГК РФ законодательно закрепляет наличие страхового полиса при обязательном страховании.

Государство гарантирует выполнение условий договоров, заключаемых страхователями со страховыми организациями, и защищает права страхователей в части выполнения условий и правил страхования.

Методы косвенного воздействия государства на страховой рынок посредством использования механизмов налогообложения и влияния через другие сферы и звенья финансово-кредитной учетной политики, рынка ценных бумаг и т.п.

Список использованной литературы


1.      Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 352 с.

2.      Денисова И.П. Страхование. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2006 - 288 с.

.        Ивасенко А.Г. Страхование. - М.: КНОРУС, 2009. - 320 с.

.        Скамай Л.Г. Страховое дело: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.:. ИНФРА-М, 2008. - 324 с.

.        Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 312с.

.        Страхование/ под ред. Т.А. Федоровой. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Магистр, 2008. - 1006 с.

.        Страховое дело в вопросах и ответах / под ред.М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2007. - 576 с.

.        Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 184 с.

.        Чернова Г.В. Страхование. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 432 С.

.        Шахов В.В. Страхование. - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 311 с.

Похожие работы на - Государство на рынке страхования в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!