Аннотация на хор 'Нету, нету тут мосточка' из оперы 'Мазепа'

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аннотация на хор 'Нету, нету тут мосточка' из оперы 'Мазепа'















Аннотация

на хор «Нету, нету тут мосточка» из оперы «Мазепа»

опера либретто хоровой чайковский

Композитором оперы является Чайковский. Петр Ильич Чайковский (1840-1893), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 25 апреля 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П. Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой, прежде всего гармонией, под руководством Н.И. Зарембы. В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г. Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру «Гроза» по одноименной пьесе А.Н. Островского и кантату «К Радости» на стихи Ф. Шиллера. В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна - Николаем Рубинштейном. В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою «Первую симфонию» («Зимние грезы», 1866) и первую оперу «Воевода», которая была поставлена в Москве в 1869 (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям). Вторая опера, «Ундина», была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет Лебединое озеро). Оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта» получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. Удача начала поворачиваться лицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились «Вторая» и «Третья» симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия Франческа да Римини (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877). Две следующие оперы Чайковского - «Опричник» и «Кузнец Вакула» (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет «Лебединое озеро» были поставлены соответственно в 1874, 1876 и 1877.

К перечню его работ этого периода можно прибавить заграничные поездки - в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт. Но в 1877 произошли два очень важных события. Первое - начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течение многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Второе - женитьба Чайковского на Антонине Милюковой. Чайковский имел гомосексуальные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое чувство вины; в 1876 он говорит в письме к брату о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными: Чайковский попытался покончить с собой, но, так и не сумев сделать этого, срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917, последние два десятилетия своей жизни провела в приюте для умалишенных. Зиму 1877/1878 Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра - «Четвертую симфонию» и оперу «Евгений Онегин». Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. После описанных событий жизнь Чайковского потекла по прежнему руслу. В 1885 он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти, наконец, приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского - Александры) и друзей. В этот период появляются три оперы - «Орлеанская дева» (поставлена в 1881), «Мазепа» (поставлена в 1884) и «Чародейка» (поставлена в 1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), «Второй фортепианный концерт» соль мажор (1880), «торжественная увертюра» 1812 год (1881), «трио Памяти великого художника» (1882), посвященное Н.Г. Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). В 1888 году Чайковский вступил на новое поприще. Он преодолел отвращение к публичным выступлениям и постепенно начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. С января по март 1888 он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888) и вчерне завершен балет «Спящая красавица». Оркестрован он был в течение лета 1889 и поставлен в начале следующего года. В 1890 появилась лучшая опера Чайковского - «Пиковая дама».

Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром «Воевода», одноактной оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик». И опера и балет были поставлены в 1891, но имели на премьере столь скромный успех, что огорченный композитор даже прервал работу над почти законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии (по авторскому подзаголовку - симфония Жизнь) впоследствии были превращены автором в «Третий фортепианный концерт», оставшийся после смерти композитора незавершенным: первая часть была издана учеником Чайковского С.И. Танеевым как Третий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части Танеев отредактировал и опубликовал под названием Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, ор. 79 (фактически оба опуса представляют собой одно произведение, и в последнее время именно так исполняются некоторыми пианистами). Вначале 1893 Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге 28 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Через пять дней Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября 1893.

Либретто к опере написал В. Буренин вместе с самим композитором.

Виктор Петрович Буренин - известный критик, поэт и драматург, сын архитектора; родился в 1841 г.; учился в московском дворцовом архитектурном училище. Первыми печатными произведениями его были юмористические куплеты: «Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 г.» (в «Искре» 1862 г.) и «Драматические сцены» по поводу выхода «Современника» (в «Современнике» 1863 г., кн. 4), за подписью «Владимир Монументов». На страницах «Искры» 1863 - 66 годов появился ряд юмористических стихотворений Буренина. В 1863 г. в журнале «Зритель» Буренин поместил ряд стихотворений оригинальных и переводных, а также юмористических очерков в стихах и прозе под разными псевдонимами. В 1863 г. Буренин переселился в Санкт-Петербург, где в первые годы не покидал своей профессии архитектора, состоя помощником архитектора по клинике баронета Виллие. В это время появляются его переводы стихотворений Барбье, Томаса Гуда, Виктора Гюго, Гейне, Байрона, Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи, Гуцкова, Кальдерона, Леопарди, Ариосто и др. Некоторые из них были напечатаны в «Библиотеке для чтения» Боборыкина, в «Русском Слове» Благосветлова и в «Вестнике Европы» (с 1868 г.), «Беседе», «Деле»; писал также в «Неделе» (под псевдонимом «Благонамеренного гражданина»), в «Отечественных Записках» редакции Некрасова; здесь в числе различных пьес Буренина, переводных и оригинальных, был напечатан ряд юмористических его стихотворений-пародий под общим заглавием «Военно-поэтические отголоски» (1871, кн. 1 и 3). Эти стихотворения подписаны псевдонимом «Выборгский пустынник» так же, как и «Песнь о Педефиле и Педемахе» (вышучивание Каткова и Леонтьева), напечатанные в том же журнале (1871, кн. 6). Начиная с 1865 г., Буренин отдался преимущественно газетной деятельности, работая в качестве одного из постоянных сотрудников «Санкт-петербургских Ведомостей» редакции В.Ф. Корша, где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его обзоры «Журналистики» и критические фельетоны, подписанные буквою Z. Под псевдонимом «Маститого Беллетриста» он печатал там же свои рассказы и повести. Наравне с А.С. Сувориным Буренин был один из видных застрельщиков воинствующего либерализма. Его язвительные насмешки над консервативными писателями «Русского Вестника» так ожесточили последних, что по проискам их у Корша в 1874 г. была отнята газета. Но вскоре деятельность Буренина изменяется до неузнаваемости. Он становится членом редакции газеты «Новое Время» и одним из главных застрельщиков реакции 1880-х годов. Еженедельно появлялись его «Критические очерки» и время от времени пародии и памфлеты в стихах под псевдонимом «Граф Алексис Жасминов». Отдельные сборники сочинений Буренина: «Очерки и пародии» (СПб., 1874); «Былое», стихотворения (СПб., 1880); «Стрелы», стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889); «Песни и шаржи», новые стихотворения (СПб., 1886); I - «Мертвая нога» (таинственный процесс) и II - «Роман в Кисловодске» (3-е изд., СПб., 1889 - две повести); «Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр.» (СПб., 1879); «Критические очерки и памфлеты» (СПб., 1884); «Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд» (СПб., 1884); «Критические этюды» (СПб., 1888); «Хвост» (собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893); «Пипа и Пуся», юмористические рассказы» (СПб., 1894); «Голубые звуки и белые поэмы» (1895). Буренин написал либретто к опере Ц. Кюи «Анджело» (СПб., 1875) и драматические произведения: «Медея» (СПб., 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным); «Мессалина» (1885); «Смерть Агриппины» (СПб., 1886); «Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне» (М., 1890); «Пленник Византии» (драма, 1893); «Диана Форнари» (драма, 1894); «Все хорошо, что хорошо кончилось» (комедия, 1893); «Матрона Эфесская» (оперетта, музыка Иванова); «Ожерелье Афродиты» (драма, 1896); «Потонувший колокол» (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897); «Сердце принцессы Озры» (1898); «Забава Путятишна» (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897); «Не знаешь, где найдешь» (комедия, перевод); «Женщина с кинжалом»; «Нерон» (трагедия, перевод); «Императрица Византии» (драма) и др. Часть драматических произведений вошла в сборник «Театр» (т. I-II). Буренин, как лирик, превосходно владеет стихом; очень удачны его переводы иностранных поэтов; в оригинальных серьезных стихотворениях раннего периода чувствуется поэтическая жилка. Часто блестяще остроумны, при всей своей грубости, пародии и шаржи Буренина. Как критик он лишен определенных критериев, вялый в тех чрезвычайно редких случаях, когда хвалит, ярок только в своих отрицательных оценках. Все литературное движение последних 40 лет находило в нем ожесточенного противника. Но литературная физиономия Буренина определяется не столько этим враждебным отношением, сколько теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы. Все то, что неразрывно связано с представлением о «Новом Времени», в лице Буренина получило свое наиболее яркое выражение.

История создания оперы

Летом 1881 года во время отдыха на Украине, в любимой Каменке, Чайковский набросал план оперы на сюжет пушкинской поэмы «Мазепа» (1828). «В один прекрасный день, - рассказывает он, - я перечел либретто, прочел поэму Пушкина, был тронут некоторыми сценами и стихами - и начал со сцены между Марией и Мазепой, которая без изменения перенесена из поэмы в либретто». В распоряжении композитора было либретто, созданное В.П. Бурениным (1841-1926) для композитора К.Ю. Давыдова, известного виолончелиста и тогдашнего директора Петербургской консерватории. Но Давыдов отказался от своего замысла, уступив сюжет «Мазепы» Чайковскому. Не без колебаний приступил композитор к сочинению музыки. Необходимость сочетать личную драму Марии с эпическими картинами Полтавской битвы, с историей заговора коварного гетмана ставила перед ним трудную задачу. Вспоминая о своей работе над «Мазепой», Чайковский отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом. Однако сила и обаяние пушкинских стихов, неповторимая яркость образов были могучим творческим стимулом. Партитура оперы, над которой Чайковский работал более двух лет, была готова в апреле 1883 года.

Первые спектакли «Мазепы» состоялись в Москве в Большом театре 3 февраля 1884 года и в Петербурге в Мариинском театре 7 февраля того же года. Опера имела скромный успех, спустя два сезона была снята с репертуара и возобновлена в Мариинском театре лишь в 1903 году. Однако в репертуар советских театров эта опера вошла как одно из выдающихся произведений русского музыкального искусства.

Действующие лица

- Мазепа, гетман (баритон)

Кочубей (бас)

Любовь, его жена (меццо-сопрано)

Мария, их дочь (сопрано)

Андрей (тенор)

Орлик, палач (бас)

Искра, друг Кочубея (тенор)

Пьяный казак (тенор)

Действие происходит на Украине в начале XVIII века.

Либретто

Первое действие

Первая картина. На всю великую Украину славятся несметные богатства стольника Петра I Кочубея, но главная его гордость - прекрасная дочь. К ней собираются подруги в день летнего народного праздника. Но ни хороводы, ни игры, ни песни, ни любовь молодого казака Андрея не радуют ее. Ее мысли заняты гостящим у отца гордым старцем, гетманом Мазепой. И Мазепа отвечает Марии тем же пылким чувством; он просит у Кочубея ее руки. Кочубей изумлен, рассержен предложением семидесятилетнего гетмана. Просьбы гостя становятся все настойчивее, они переходят в требования, и в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария, ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа и - после мучительных колебаний - Мария уходят вместе, охраняемые стражей гетмана.

Вторая картина. Тишина и печаль царят в доме Кочубея. Мать, оплакивая Марию, словно умершую, обращается к мужу, советуя ему прибегнуть к помощи надежных людей и отомстить ненавистному Мазепе. Но Кочубей и сам, неотступно думая о мести, решил посвятить в свои планы жену, преданного Искру и Андрея. Еще в дни былой дружбы он не раз слышал от гетмана о «грядущих измененьях, переговорах…». Поняв уже тогда намерение Мазепы перейти на сторону шведов, Кочубей обдумывает теперь свой донос русскому царю. Он хорошо понимает, с каким риском связано его дело: Петр I бесконечно верит Мазепе. Знает об этом и Андрей, вызвавшийся лично доставить донос в столицу.

Второе действие

Первая картина. Сырые и холодные подземелья Белоцерковского дворца. В одном из них сидит прикованный к стене цепями Кочубей. Подтвердилось худшее его предположение: Петр I не поверил доносу и отдал доносчика в руки Мазепы: «Заутра казнь…» Бессильное отчаяние овладевает Кочубеем. Мрачные размышления прерываются появлением прислужника Мазепы Орлика. От имени гетмана он требует признания о спрятанных Кочубеем кладах. Услышав решительный отказ выдать тайну, разъяренный Орлик приказывает вновь пытать узника.

Вторая картина. Мазепа любуется красотой украинской ночи с балкона своего дворца. Но ни красота, ни мысли о Марии не могут смягчить в его душе. Вошедшему Орлику отдается приказ готовить казнь Кочубея.

К гетману неслышно подходит Мария. Беспокойством и ревнивыми подозрениями полно ее сердце. Успокаивая ее, Мазепа раскрывает Марии свою тайну: «…быть может, трон воздвигну я!» Мария с восторгом выслушивает это признание и в ответ на осторожный вопрос гетмана, кто ей дороже - он или отец, в ослеплении отвечает: «Ты мне всего, всего дороже!»

Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается во власти тревожных предчувствий, неожиданно появляется проникшая сюда с риском для жизни мать, которая умоляет дочь спасти отца. С ужасом узнает о готовящейся расправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.

Третья картина. Толпы народа заполнили поле в окрестностях Белой Церкви: здесь должна свершиться казнь. Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа, распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи ведут осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубей и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. Прибежавшие на поле мать и Мария уже не могут остановить происходящее - казнь совершается.

Третье действие

Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, придя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот - это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве… Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную песню.

Хор и пляска «Нету, нету тут мосточка» находится в первом действие, в первой картине. Так же в опере есть еще такие хоры как: в первом действие, в первой картине хор девушек «Я завью, завью венок мой душистый», женский хор «Не гроза небеса кроет тучею» который находится в первом действие, во второй картине. Во втором действие в третьей картине, есть народная сцена в которой присутствует хор «Скоро ли? Везут ли?». В финале второго действия, есть хор «Уходи же! Близок, близок страшный час, близок казни час».

Хор написан для партий S, А, Т, Б. Тональность произведения g-moll. В 39 и 51 тактах тональное отклонение в Des-dur. В 41-44 и 53-56 секвенция. В 57 - 61 такте отклонение в G-dur и moll.В 57-60 тактах секвенция в партии сопрано. В 62 и 64 такте отклонение в As-dur. Размер - Alla breve, то есть 4/4 исполняется по двухдольной схеме. Фактура гомофонно-гармоническая. Форма трехчастная. Первая часть с 1-32. Вторая часть с 33-62. Третья часть с 63-79. Авторский темп Moderato, что в переводе обозначает «умеренно». Динамика в произведение разнообразная от р до ff. Кульминация в произведение приходится на 68 - 77 такт. В произведение встречается пунктирный ритм, такой как:

Диапазоны хоровых партий:

Исполнительские трудности. С 1 по 7и с 17 по 23 такт у басов и теноров звучит октавный унисон. В 31-32 такте у альтов ход по полутонам, который нужно чисто проинтонировать:

С 33 по 65 такт смена тональностей, которая будет являться трудностью для исполнителей.

В 55-56 такте у Т1 ход по полутонам:

С 41-44, 53-77 такт сложностью будет являться, что у женского и мужского хора произносится разный текст.

Дирижерские трудности

Для дирижера трудность будет заключаться в показе различного характера для женских партий и мужских. Дирижер должен давать четкие ауфтакты, когда мужской хор сменяется на женский. Так же четкие ауфтакты нужны в перекличках с 33-40 и с 45-52 такты. Дирижер должен хорошо показывать динамику и развитие в произведение. В 67 и 77 тактах нужно четко снять на первую долю.

Роль сопровождения

Сопровождением в данном случае является оркестр. Хор вступает одновременно с оркестром, без вступления. В сопровождение наблюдается как гармоническая, так и ритмическая поддержка. Разнообразие в оркестре достигается за счет септолей деревянно-духовых, триолей в низких инструментах.

Похожие работы на - Аннотация на хор 'Нету, нету тут мосточка' из оперы 'Мазепа'

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!