Учитель и ученик: церковная музыка Ф. Дуранте и Дж.Б. Перголези

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,17 Мб
  • Опубликовано:
    2013-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учитель и ученик: церковная музыка Ф. Дуранте и Дж.Б. Перголези

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель и ученик: церковная музыка Ф. Дуранте и Дж.Б. Перголези

В середине XVIII века Неаполь имел репутацию ведущего музыкального центра Италии. Так, французский дипломат Шарль де Бросс, побывавший в нем в 1737 году называл его «мировой столицей музыки». Подобная слава была обеспечена городу, прежде всего, благодаря опере: в неаполитанских театрах шли многочисленные спектакли опер seria, комических интермеццо и музыкальные комедии на неаполитанском диалекте.

В городе активно функционировали четыре театра, ведущим из которых был Сан Бартоломео, построенный в начале XVII века. Он оставался наиболее престижным вплоть до 1737 года, когда был построен новый театр Сан Карло, превзошедший «размерами и роскошью отделки все театральные здания Италии». В трех других театрах: Фьорентини, Нуово и делла Паче исполнялись, главным образом, музыкальные комедии.

Известность, полученная городом в оперном жанре, была бы вряд ли возможна без наличия в Неаполе соответствующего музыкального образования. Четыре неаполитанские консерватории были основаны в XVI веке. Первоначально все они выполняли двойное предназначение, выполняя одновременно функции школы и приюта. Три из них - Санта Мария ди Лорето, Санта Мария делла Пьета деи Туркини и Сан Онофрио а Капуана - находились под покровительством вице-короля, одна - Деи Повери ди Джезу Кристо  - под покровительством архиепископа. Эти учебные заведения закончили множество выдающихся певцов и композиторов, и уже к середине XVIII века в Италии не было более-менее крупного города, в котором бы не работали выходцы из Неаполя.

В одной из таких консерваторий - Деи Повери ди Джезу Кристо в 1728 году встретились два музыканта. Один из них - сорокачетырехлетний профессор Франческо Дуранте (1684-1755) - педагог, теоретик и автор многочисленных церковных произведений. Его перу принадлежит более тридцати месс: полных и коротких, в том числе заупокойных, двадцать мотетов, священные драмы и литания. Другим музыкантом был его семнадцатилетний ученик, Джованни Батиста Перголези (1710-1736), поступивший в консерваторию годом раньше.

Именно Перголези впоследствии был признан одним из наиболее значительных итальянских композиторов XVIII века. Ранняя смерть (он умер в 26 лет от туберкулеза) способствовала «романтизации» образа Перголези в последующие века и необычайной популярности его произведений. Почти неизвестный при жизни, как писал историк XVIII века Лабордэ, он «был вознесен до небес тотчас же после смерти. Все театры Италии хотели играть только его произведения, которые они незадолго до этого так несправедливо презирали».

В то время церковь была важнейшей сферой культурной жизни. И Неаполь не стал исключением, так, к началу XVIII века здесь функционировало более двухсот церквей. Наиболее важное значение среди них имел кафедральный собор имени Святого Януария, где находились флаконы с кровью небесного покровителя города, по словам Б. Реизова, «за честь которого неаполитанские ладзарони могли сражаться, как за свою собственную».

Кроме того значительную роль в жизни Неаполя играли церковь Святой Марии дель Кармине и картезианский монастырь Святого Мартина. И Марии дель Кармине, как и Януарию, был посвящен ежегодный праздник с праздничным фейерверком, отмечавшийся 16 июля.

Интересна статистика: из 186 тысяч жителей, проживавших в Неаполе в конце XVII века, 12 из них, то есть каждый пятнадцатый, были так или иначе связаны с церковью. Город был населен многочисленными представителями духовенства.

Неудивительно поэтому, что все неаполитанские оперные композиторы XVIII века создавали и разнообразные церковные произведения: мессы, священные драмы, оратории и кантаты. Так, Алессандро Скарлатти, виднейший оперный композитор, создал десять месс, Никола Порпора - пять месс. Многие совмещали светскую и церковную службы.

Так, Леонардо Лео после окончания обучения в консерватории в 1713 году получил посты не только второго органиста Королевской капеллы и капельмейстера маркиза Стелла, но стал и капельмейстером церкви Санта Мария дела Солитария.

Никола Фаго после окончания консерватории в 1695 году служил капельмейстером в нескольких церквях Неаполя. Причем с 1714 года он временно отказался от сочинения светской музыки, и продолжал работать лишь в консерваториях и церквях.

Доменико Сарри с 1712 года сотрудничал с церковью Сан Паоло Маджоре, для которой и создал некоторые из своих кантат.

Неаполитанские композиторы были востребованы и в других городах: Алессандро Скарлатти стал капельмейстером церквей Сан Джакомо дель Инкурабили, Сан Джироламо делла Карита и вице-капельмейстером Санта Мария Маджоре в Риме, а Никола Порпора, во время своего пребывания в Венеции стал одним из претендентов на пост капельмейстера собора Сан Марко.

Широкому распространению церковной музыки в Неаполе способствовали и так называемые «братства», действовавшие не только на юге страны, но и по всей Италии. В Неаполе первая организация подобного рода, которую возглавил Ш. Черрето была основана в 1569 году. Другие братства появились лишь в середине XVII столетия. Одним из самых больших стало братство Св. Джорджо Маджоре (насчитывало около 150 музыкантов). Музыканты королевской капеллы также имели собственное братство, названное именем Св. Цецилии, наиболее раннее упоминание о нем встречается с 1655 года.

Вступившие в братство, получали профессиональную поддержку, кроме того, братство устанавливало основные правила сочинения произведений. И Дуранте, и его ученик, также были членами подобных «братств».

Однако прежде всего имя Дуранте упоминают в исследованиях в связи с очень важной для XVIII века проблемой - соотношением в церковной музыке так называемых двух стилей: строгого и нового, испытавшего влияние оперной музыки. В Неаполе этот вопрос вылился в противостояние двух «школ», «Дурантистов и Леистов», во главе одной из которых стоял Дуранте, его противником выступил Леонардо Лео, известный преподаватель и композитор, автор около сорока drammi per musica и музыкальных комедий.

Интересно, что в этой полемике Лео, оперный композитор, выступил приверженцем строгого стиля, ориентирующегося на нормы письма XVI века. И в целом, для его церковных произведений была характерна большая консервативность, строгость контрапунктирования, «научный» подход.

А Дуранте, который не писал оперных произведений, напротив, придерживался новаторских позиций, создавая прозрачные, часто «псевдо-контрапунктические» произведения, и свободно используя, как старую ученую полифонию в мессе a la Palestrina, так и стилистику оперы в мессе F. Нередким для композитора было и использование весьма смелых с гармонической точки зрения созвучий.

 

Фрагмент Qui tollis, Месса С, Ф. Дуранте


Чьих же взглядов придерживался в этом противостоянии Перголези? Каково было его отношение? Документальных сведений об этом не сохранилось, и ответ на этот вопрос нам могут дать лишь церковные композиции Перголези, насчитывающие четыре мессы, священные драмы, мотеты, оратории и кантаты.

Мы обратимся, прежде всего, к мессам композитора, которые оценивали по-разному. Так, первая из них, которая была написана Перголези в 1731 г. сразу же после окончания консерватории, по оценке Леонардо Лео была «неплохой». И Андреа Делла Корте (Torino, 1936) указывал, что Перголези в своей церковной музыке «выступил, скорее, как «леист», чем как «дурантист», активно осуществляя полифонические имитации».

Создание второй мессы стало для композитора очень ответственным: ведь требовалось написать произведение для торжественной службы в Неаполе, посвященной спасению города от землетрясения в 1732 году. Архиепископ и муниципалитет выбрали так называемого Святого Эмидиуса, защитника города от землетрясений, в честь которого ежегодно должен был проводиться праздник с торжественной мессой.

И месса Перголези для этого праздника была написана всего за 19 дней, прошедших между днем выбора святого и торжественной службой. Именно благодаря этому произведению композитор завоевал среди современников славу «одного из наиболее изобретательных композиторов неаполитанской школы».

 

Фрагмент Kyrie eleison, Месса F, Дж. Перголези


В то же время в некоторых частях Gloria - In excelis deo, Laudamus te, Domine Deus и Quoniam tu solis господствовал современный гомофонный стиль, напоминающий оперные арии.

 

 

Фрагмент Laudamus te, Месса F, Дж. Перголези

перголези опера творческий

Месса обрела такую популярность, что в 1734 году Перголези создал новую редакцию композиции - для ее четыреххорного исполнения в Риме, в церкви Сан Лоренцо (16 мая на празднике Святого Иоанна Непомука). Увеличение числа голосов способствовало достижению наилучшего эффекта tutti и антифонных перекличек.

Однако преобладающей для Перголези стала все-таки новая линия творчества Дуранте. И в мессе D-dur, написанной годом спустя, все части тяготеют к хроматизированному стилю Дуранте, для которого, по словам французского композитора Александра Шорона, была свойственна «новая тональность…подвижные модуляции и чувство гармонии, соответствующее музыкальной фразе». Большую часть номеров здесь характеризуют «современные» элементы музыкального языка: гомофонный склад изложения, декламационность, ритм и мелодика, характерные для сценических произведений.

Завершая, обращу внимание на следующее. Творчество Перголези охватывает всего шесть лет, но в нем можно наблюдать эволюцию как в оперных, так и в церковных жанрах: от тяготения к строгому стилю к синтезу строгого и оперного стилей, свойственному для его учителя, Франческо Дуранте.

Литература

1. Берни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествий по Италии и Франции 1770 г. Л., 1961.

. Луцкер П. Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Ч. 1. М., 1998.

. Мокульский С. История западноевропейского театра. Т. 2. М., 1939.

. Реизов Б. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966.

. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Ч. 2. Театр эпохи Просвещения. М. - Л. 1939.

. Carrer P. Francesco Durante maestro di musica. 2002.

. Degrada F. Le messe di Giovanni Battista Pergolesi. Analecta Musicology. №3, 1966.

. Pergolesi Studies. The Proceedings of the International Symposium Jesi 1983. Ed. By F. Degrada. Florence, 1986.

. Radiciotti G.G.B. Pergolesi. Leben und werk. 1954.

. Robinson M.F. Naples and Neapolitan Opera Р. 1. L, 1972.

. Robinson M.F. Benedetto R. Naples // NGDO, v. 3. P. 549-557.

. The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians. L., 2001.

Похожие работы на - Учитель и ученик: церковная музыка Ф. Дуранте и Дж.Б. Перголези

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!