Что считать браком в полиграфии?
Что считать браком в полиграфии?
Типография издательского дома «Справиздат»
Это
один из основных вопросов в полиграфии. Предъявляемые претензии по качеству со
стороны клиентов – вещь очень неприятная для типографий. Вдвойне они неприятны,
когда работа сделана качественно, но клиент, как известно, «всегда прав».
Брак
в полиграфии – дело, к сожалению, привычное. Без него не бывает ни одного
тиража. Даже если вы его не видите сейчас и уверены, что всё нормально – он там
есть. Его не может не быть. И дело не в типографиях Москвы, Петербурга или
Владивостока. России, Италии или Финляндии. Не в типографиях больших или
маленьких, дорогих или дешёвых. Просто ни одна типография не может
гарантировать стопроцентного качества на ста процентах тиражей. А самая высокая
цена на печать – отнюдь не гарантия высокого качества. Хотя, конечно, в этом
случае шансов, что все будет хорошо – больше.
Какие
претензии к типографиям возникают чаще всего? Разумеется, по качеству печати и
срокам. Причем под качеством каждый заказчик понимает нечто своё, определяя
брак по принципу «нравится – не нравится». Чёткие критерии он, как правило, не
использует, а оценка качества основана на визуальном восприятии, субъективна и
допускает самое широкое толкование. Не будем забывать, что офсетная печать –
это технологический процесс со своими ограничениями, нормативными величинами и
допустимыми отклонениями. Параметры качества печати регламентируются
нормативными документами (например, ОСТ 29.66-90) и международным стандартом
ISO 12647: 2004 «Полиграфические технологии. Управление процессами
цветоделения, изготовления проб и тиражных оттисков», но если за рубежом есть
зафиксированные в договоре нормы, которым должна соответствовать печатная
продукция (например, показатель отклонения от цвета dE), то в российских
типографиях обходятся не только без спектрофотометрии, но и без денситометрии и
контрольных шкал.
На
сегодняшний день, несмотря на совершенствование полиграфии, конкуренцию среди
типографий, нормой качественной печати у нас в стране считается 3-5 % брака.
Печать - сложный процесс, в котором важную роль играют бумага, краска,
оборудование, условия печати (влажность в печатном цехе, температура и даже
время суток), а также, так называемый, человеческий фактор: «не выспавшийся»
печатник, «слепой» резчик, «вредный» технолог… Это Россия, где рынок
полиграфических услуг еще только формируется.
Естественно,
у каждого заказчика и у каждого заказа есть свои требования к качеству. Для
листовок, раскладываемых бесплатно по почтовым ящикам, они одни, для каталогов
элитных ювелирных изделий – другие. Для большинства печатной продукции
небольшие недостатки не являются принципиальными, жизненно-важными, и
требования к качеству нужно определять исходя из вида продукции и её
предназначения, не нужно требовать невозможного. Хотя и спуска давать тоже не
стоит, качество продукции должно быть на определенном уровне.
Ниже
перечислены некоторые приблизительные требования и нормы к печати, принятые на
сегодняшний день в качественно выпускающих продукцию типографиях:
Точность
совмещения красок при печати должна быть не хуже 0.1 мм.
Деформация
направленного характера не должна превышать 0.2 мм.
На
страницах издания не должно быть марашек и других сторонних элементов, муара,
следов загрязненности диапозитивов, затеков увлажнения и клея.
Не
должны допускаться перетискивание изображения, слипание отдельных страниц
издания, а также непропечатки.
Брошюры
должны содержать полное число тетрадей и дополнительных элементов с правильным
их расположением. Последовательность страниц в блоке должна соответствовать
утвержденному макету. Сдвиг отдельных тетрадей относительно друг друга в
продольном и поперечном направлениях не должен превышать 1 мм.
Совмещение
плашек на соседних полосах в многостраничной продукции - не более 2 мм.
Недопустим
отрыв основного блока журнала при поднимании за оба листа обложки или
центрального разворота. Гарантийный срок на устойчивость термоклеевого
переплета – 60 дней при условии отсутствия обратного сгибания корешка.
Отсутствует
механическое повреждение бумаги, следы от брошировки и других элементов
отделочного оборудования на обложке или внутренних тетрадях, следы тесем.
В
случае ламинации ровность прилегания ламината составляет не менее 97 %.
Точность
резки, вырубки, фальцовки – не должна превышать 1 мм. Скос многостраничного
издания после обрезки не должен превышать 1 мм.
Плотность
прилегания страниц в многостраничных изданиях с брошюровкой на скрепку - 3 мм
для бумаг плотностью до 130 г/м2, 6 мм – для бумаг плотностью свыше 150 г/м2.
Как
компенсируются бракованные экземпляры? В ГОСТе 18242-72 чётко определено, для
какой продукции какой процент недостачи считается допустимым. И, соответственно,
либо типография допечатывает тираж, либо заказчику возвращаются деньги
пропорционально размеру недостачи. В случае, если заказчику критично
определённое количество экземпляров, то ему нужно заказывать и заранее
оплачивать больший тираж, включающий в зависимости от сложности его исполнения
допустимые нормы на брак.
Что
касается сроков… Не стоит ждать от типографий астрономических компенсаций и
готовности идти на жёсткие временные условия - даже на самом совершенном
производстве случаются непредвиденные ситуации. Лучший способ не пострадать от
срыва сроков - делать заказ заранее. Но если уж срок сжат, а ущерб при срыве
значителен, нужно выбирать типографию, в которой установлено дублирующее
оборудование, и заблаговременно поставив типографию в известность, получить от
неё недвусмысленные письменные заверения.
Борьба
за качество – ежедневный кропотливый труд. Сотрудничество между типографией и
заказчиком не всегда безоблачно. Возможно, просто стоит попробовать наладить
более плодотворные отношения - ведь отношения "типография - заказчик"
всегда двусторонние. А для того чтобы результат сотрудничества был
положительным, нужны не только опыт и профессионализм, но и взаимоуважение,
способность пойти на компромисс. И тогда обе стороны будут довольны результатом
и проработают вместе долгое время.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://publish.ruprint.ru/