Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

НОУ ВПО Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Алтайский институт экономики

Экономико-юридический факультет






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: криминалистика

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств


Выполнил студент 2-4531/5-5 группы:

Шелест Ю. П.

Проверил: Шебалин А.В.







Барнаул - 2013

Содержание

Введение

. Понятие криминологического исследования следов автотранспортных средств

. Криминологические исследования следов ходовой части автотранспорта

. Криминологические исследования отделившихся и выступающих

деталей и частей транспортных средств

Заключение

Список литературы

Введение

Трасология - раздел криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия и анализа с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Трасология следов транспортных средств изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов - веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

Транспортное средство прямо указано в уголовном законодательстве как предмет следующих умышленных преступлений: угон (ст. ст. 166, 211 УК РФ) и пиратство (ст. 227 УК РФ). Кроме того, оно часто фигурирует в той или иной степени при расследовании убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, кражи, контрабанды, терроризма, захвата заложника и т.д.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т. д.

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются различные предметы вещной обстановки дорожно-транспортного происшествия (транспортные средства и их детали, следы контактного взаимодействия транспортных средств с другими транспортными средствами или иными объектами, следы колес (гусениц) транспортных средств, предметы одежды пострадавших, фотоснимки картины дорожно-транспортного происшествия, материалы уголовного дела), человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

Задачами транспортно-трасологической экспертизы являются установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвующего в дорожно-транспортном происшествии, определение механизма происшествия в целом или отдельных его фаз на основе изучения следов транспортных средств, следов на транспортных средствах, на отделившихся частях и деталях транспортных средств.

1. Понятие криминологического исследования следов автотранспортных средств

Производство судебной экспертизы регулируется главой 27 УПК РФ, а также Законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.01 г., который подлежит применению в части, не противоречащей УПК.

Производство экспертизы складывается из трех этапов: а) назначения экспертизы, б) проведения самостоятельного процессуального исследования лицом (лицами) на основе его специальных познаний и дачи им заключения (сообщения о невозможности дать заключение) по вопросам, поставленным осуществляющим производство по делу органом, в) ознакомление сторон с результатами исследования.

Необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения - при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными - от окрашенных выступающих частей, и негативными - от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса.

Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Например, частицы грязи, осыпавшиеся с колеса автомобиля, горюче-смазочные вещества, краска, перенесенная на другой объект при ударе. Вместе с тем следы-вещества могут оставаться и на транспортном средстве: кровь пострадавшего, краска с другого автомобиля и т.п.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Следы шин (англ. traces marks) - в криминалистике следы, которые образуются при прокатывании шин с одновременным надавливанием (вес транспортного средства). Следы шин возникают в различных формах: как колея (при качении незаторможенных колес), следы торможения (катящихся, но уже заторможенных колес), следы блокированных колес (при колесах, которые не катятся), следы проскальзывания и следы заноса.

2. Криминологические исследования следов ходовой части автотранспорта

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора.

Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, имеющимся в следах:

при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была очевидна локализация следов, затем - сам след, предварительно зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.

В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.

3. Криминологические исследования отделившихся и выступающих деталей и частей транспортных средств

Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

. осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

. кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

. обломки частей транспортного средства;

. составные части или крепежные детали отдельных узлов. Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части. Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

В результате трасологическим путем удается установить совпадение кусочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска.

При материаловедческих исследованиях сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия.

В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле.

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т.п.).

Следы контактного взаимодействия изучаются для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, также различают следы статические и динамические. Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т.п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях - длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу).

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов - соударение, опрокидывание и т. п.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов - участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера.

Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства. Для этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).

Заключение

Значение криминалистического анализа следов определяется возможностями установления различных обстоятельств расследуемого события. При этом так же, как и в других криминалистических исследованиях, решаются задачи идентификационные и диагностические. К первым относится отождествление объекта. Под объектом в данном случае понимается любой предмет. Этим понятием охватывается и человек. По оставленным им следам и установление групповой принадлежности, в том числе общего источника происхождения. При решении диагностических задач определяется в первую очередь механизм образования следов: взаимодействие объектов в момент возникновения следов.

Установление по следам объекта, а также механизма образования следов весьма существенно. Решение этих вопросов помогает установить орудия преступления, позволяет получить сведения о субъекте (его физических признаках, одежде), о способе совершения преступления, о предмете преступного посягательства; позволяет доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица, установить обстоятельства, способствовавшие преступлению.

Прежде чем приступить к поиску следов на месте происшествия, необходимо ознакомиться с его обстановкой. В этих целях используют показания очевидцев, потерпевших, результатов обзорной стадии осмотра.

Многие следы, такие, как объемные или окрашенные отпечатки обуви, следы орудий взлома, колес транспорта, могут быть без труда обнаружены путем обычного осмотра. Для обнаружения мелких следов (царапин, слабовидимых следов рук) используют лупы с различной степенью увеличения. Если след по цвету сливается с фоном, применяют светофильтры, ультрафиолетовые осветители.

Маловидимые (плохоразличимые) следы обнаруживают направленным освещением узкого пучка света, падающего на объект под острым углом (менее 90°). Обнаруженные следы прежде всего фотографируют: сначала общее положение следа на объекте, затем сам след. Фотосъемку производят по правилам масштабного фотографирования. В качестве способа фиксации применяют зарисовку следов, что позволяет выделить на схеме наиболее значимые признаки. Местонахождение следов указывают на плане, прилагаемом к протоколу следственного действия.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (действующая редакция).

. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция).

. Уголовный кодекс Российской Федерации N 63-ФЗ от 13.06.1996 в действующей редакции с последними изменениями.

. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

. Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (Приказ Минюста России № 346 от 20.12.2002 г.)

. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (Приказ Минюста России № 347 от 20.12.2002 г.)

криминологический трасологический транспортный след

Специальная литература

1. Белкин Р. С. Курс криминалистики. - М.: Закон и право, 2001.

. Корухов Ю. Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. - М.: Норма, 1998.

. Комментарий к Федеральному закону "О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" /Авт. кол. А. И. Каледин, В. В. Колкутин, Ю. Г. Корухов ; Отв. ред. Ю. Г. Корухов и др. ; Под общ. ред. В. И. Илюхинаи Г. Н. Колбая. -науч. изд. -М. :Проспект,2002. -192 с.

. Майлис Н. П. Судебная трасология. М.: Право и закон, 2003.

. Орлов Ю.К. Судебная экспертиза как средство доказывания в уголовном судопроизводстве. - м.: ИПК РФЦСЭ, 2005. - с. 63.

. Суворов Ю.Б., Панина А.С. «Судебная дорожно-транспортная экспертиза: экспертное исследование технического состояния дорог, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия», Москва, 2007г.

Похожие работы на - Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!