Обзор административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.2, 12.3 кодекса Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,69 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обзор административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.2, 12.3 кодекса Республики Беларусь

ОБЗОР АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 12.2, 12.3 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

черный металл хранение учет

Предусмотренное статьей 12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) административное правонарушение посягает на установленный порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.

Объективную сторону предусмотренного статьей 12.2 КоАП административного правонарушения образует несоблюдение любого из рассмотренных требований правил. Совершаются такие правонарушения, как правило, умышленно. Субъектами правонарушения могут являться граждане, осуществляющие отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов; организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием, учет, хранение, транспортировку и отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов, а также их работники.

Черные металлы - чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них.

Цветные металлы - алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них.

Лом и отходы черных и цветных металлов - пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов, отходы производства изделий из черных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства.

В соответствии с пунктами 6 - 8 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 N 98/12/10 (далее - Инструкция N 98/12/10), учет черных и цветных металлов, их лома и отходов организовывается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности и включает в себя:

правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, поступлению и отпуску черных и цветных металлов, их лома и отходов;

обеспечение сохранности черных и цветных металлов, их лома и отходов в местах их хранения и на всех этапах их движения;

обеспечение соблюдения цен, наценок и скидок на черные и цветные металлы, их лом и отходы, транспортных расходов на их перемещение;

составление и представление в соответствии с законодательством установленной государственной статистической отчетности.

Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства;

своевременное проведение инвентаризаций черных и цветных металлов, их лома и отходов;

соблюдение технологии хранения черных и цветных металлов, их лома и отходов;

своевременное доведение структурным подразделениям заданий по объемам поставки (сдачи) лома и отходов черных и цветных металлов для республиканских государственных нужд и контроль за их выполнением;

установление круга лиц, ответственных за сохранность, прием и отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов;

определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов, разрешающих отпуск черных и цветных металлов, их лома и отходов с мест хранения, а также их вывоз с территории субъекта предпринимательской деятельности.

Документальное оформление и учет черных и цветных металлов, их лома и отходов субъектом предпринимательской деятельности регламентируются Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З "Об обращении с отходами" (далее - Закон N 271-З), Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон N 3321-XII), Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.11.2001 N 27 "Об утверждении Правил ведения учета отходов" (далее - Постановление N 27), Инструкцией по вовлечению в хозяйственный оборот и бухгалтерскому учету лома и отходов черных металлов, утвержденной Постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 16.09.2004 N 10 (в настоящее время утратила силу), а также правовыми актами, принятыми субъектом предпринимательской деятельности в соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами, действующими стандартами, Инструкцией N 98/12/10 и иными нормативными правовыми актами в сфере обращения черных и цветных металлов, их лома и отходов.

При складском хранении черных и цветных металлов субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:

рациональное использование складских помещений;

сохранность черных и цветных металлов и их качества;

возможность беспрепятственного осмотра и погрузки любой партии черных и цветных металлов;

возможность проведения инвентаризаций;

безопасность работы;

постоянное обновление запасов.

Порядок складского хранения черных и цветных металлов применительно к специфике производства субъекта предпринимательской деятельности определяется утвержденными им правовыми и техническими правовыми актами, которые разрабатываются с учетом требований законодательства и действующих стандартов.

Примеры.

. Проверкой соблюдения законодательства по вопросам соблюдения установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных, цветных металлов установлено, что предприятием в производственно-хозяйственной деятельности используются черные и цветные металлы, а также изделия, содержащие черные и цветные металлы.

Лом и отходы черных и цветных металлов образуются на предприятии от производственно-хозяйственной деятельности, а также от списания основных средств.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 N 179 "О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней" (далее - Указ N 179) лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгрузке по их нарядам.

Согласно абзацу 4 пункта 23 Инструкции N 98/12/10 запрещается реализация лома и отходов черных и цветных металлов населению.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5, частью 1 пункта 20 Инструкции N 98/12/10 деловые отходы черных и цветных металлов - отходы проката черных и цветных металлов, которые могут быть использованы субъектом предпринимательской деятельности для собственных производственных и хозяйственных нужд без переплава. Деловые отходы черных и цветных металлов могут быть использованы субъектом предпринимательской деятельности для собственных производственных и хозяйственных нужд (на изготовление более мелких деталей, ремонтно-эксплуатационные нужды и др.). Такие отходы подлежат исключению из сводных норм расхода.

Установлено, что на предприятии при производстве изделий из металлопродукции (защелка и барашек) образуются неделовые отходы металлолома в виде выштамповки, которая не исключается из сводных норм расхода. Часть выштамповки приходуется на склад как изделие "комплект для забора". Цена изделия формируется следующим образом: в состав материальных затрат калькуляции входят только металлоотходы - выштамповка. Дополнительно включаются расходы на заработную плату работников, которые производят сортировку и упаковку, а также по требованию заказчика обрезку в размер по длине. Следовательно, в результате указанных технологических операций металлоотходы не видоизменяются. Одновременно установлено, что данный вид металлоотходов (комплект для забора) числится по бухгалтерскому учету на счете 10.60.2 "Металлолом".

В нарушение абзаца 4 пункта 23 Инструкции N 98/12/10 предприятием за период с 01.04.2009 по 01.09.2011 было реализовано населению (работникам предприятия) 16,336 т отходов черных металлов под видом изделия "комплект для забора" на общую сумму 4212150 руб.

Таким образом, предприятием не соблюден порядок реализации лома и отходов черных металлов, не были приняты необходимые меры по соблюдению законодательства и недопущению указанного правонарушения.

В ходе выборочной проверки было установлено следующее. Согласно приказу от 09.02.2012 "О проведении инвентаризации на территории производственной базы" в ходе проверки комиссией предприятия была проведена внеплановая инвентаризация материальных ценностей предприятия.

Проведенной инвентаризацией были выявлены излишки материальных ценностей: металлолом (разукомплектованный трактор) в количестве 1,28 тонны; металлолом (кузов от автомобиля) в количестве 0,63 тонны; металлический контейнер размером 3 x 1,1 x 2,7 в количестве 1 шт. Таким образом, УП "В" не было обеспечено обязательное и полное проведение инвентаризации материальных ценностей, всех активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, в ходе которой проверялись и документально подтверждались наличие, состояние и оценка имущества общества (в том числе неучтенного), чем было допущено нарушение пункта 3 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180, статей 4, 7, 8, 12 Закона N 3321-XII, что привело к формированию неполной и недостоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.

Также проверкой было установлено несвоевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета стоимости лома черных металлов, узлов и деталей при списании основных средств, т.е. стоимость металлолома определялась на предприятии не по мере его образования, а по мере сдачи в УП "Минсквтормет". Так, в марте 2011 г. в акте на списание насоса 8-НДВ было определено образование 200 кг металлолома, однако его стоимость на момент списания в регистрах бухгалтерского учета определена и отражена не была. Аналогичная ситуация сложилась при списании в марте 2011 г. и по другим 7 объектам основных средств (электрические приводы, мотороллер "Муравей", пистолет строительный и др.), а также при списании в августе 2011 г. лобзика электрического. Кроме того, при списании 15 объектов основных средств (перфораторы, шлифмашинки, дрели и др.) в январе, марте 2011 г. не были определены количество и стоимость лома черных металлов, узлов и деталей от их разборки по цене возможного использования с отражением в регистрах бухгалтерского учета на момент осуществления хозяйственных операций.

В ходе выборочной проверки было установлено, что ОАО "З" в проверяемом периоде были допущены нарушения законодательства о порядке закупки металлопродукции.

Так, целями Программы централизованных закупок металлопродукции и ее реализации для нужд экономики Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2005 N 864 (далее - Программа) (раздел "Цели Программы"), являются:

повышение экономической эффективности закупок металлопродукции организациями, имущество которых находится в республиканской собственности, и хозяйственными обществами, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или республиканским юридическим лицам, путем их централизации, а также реализации металлопродукции таким организациям;

исключение необоснованного посредничества в поставках металлопродукции;

снижение цен на металлопродукцию для потребителя.

Согласно абзацу 2 части второй раздела "Введение" Программы металлопродукция - это черные металлы и изделия из них, за исключением лома и отходов черных металлов.

Согласно частям одиннадцатой и двенадцатой раздела "Оценка состояния рынка металлопродукции в Республике Беларусь" Программы она разработана с учетом функционирования открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" (биржа).

Согласно частям 1, 2 пункта 3 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 N 714 "О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах" (далее - Постановление N 714) на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" обязаны заключать сделки (регистрировать на бирже) организации, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственные общества, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, с товарами, включенными в Перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", утвержденный Постановлением N 714 (далее - Перечень N 714), за исключением товаров, включенных в пункт 17 Перечня N 714, реализуемых на внутреннем рынке.

Согласно части 1 раздела "Порядок централизованных закупок металлопродукции и ее реализации" Программы порядок централизованных закупок и реализации металлопродукции, включенной в перечни, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1615 "О некоторых вопросах оборота отдельных товаров и его координации" и Постановлением N 714, не распространяется на закупки металлопродукции ежемесячно на сумму, эквивалентную менее 2000 евро, а также на коммерческие организации, коммерческие организации с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)".

Согласно приложению 2 к Программе в Перечень организаций Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, у которых может производиться закупка металлопродукции организациями-потребителями, а также которым организации-потребители могут реализовывать металлопродукцию для осуществления внутриотраслевой производственной кооперации, входят следующие предприятия: РУПП "Белорусский автомобильный завод", РУП "Минский тракторный завод", ПРУП "Минский автомобильный завод", ПРУП "Минский моторный завод", РУП "Белорусский металлургический завод", ЗАО "АТЛАНТ", ОАО "АМКОДОР", РУП "Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения "Гомсельмаш", республиканское объединение "Белагросервис", РУП "Молодечненский завод металлоконструкций", государственное производственное объединение по машиностроению "Белагромаш", РУП "Могилевский завод лифтового машиностроения".

Однако в нарушение вышеуказанных требований ОАО "З" в 2010 - 2011 гг., январе 2012 г. была осуществлена закупка металлопродукции, входящей в пункты 18 - 67 Перечня N 714 (более 2000 евро в месяц), без необходимого заключения сделок в открытом акционерном обществе "Белорусская универсальная товарная биржа".

Так, в проверяемом периоде ОАО "З" по договорам с ОАО "ЛМЗ Универсал", ОАО "Мозырский авторемонтный завод", УП "МЗКТ" была закуплена металлопродукция минуя ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" на сумму более 8 млрд.руб. без НДС.

Выборочной проверкой соблюдения предприятием требований законодательства, регламентирующего оборот черных и цветных металлов, изделий из них, лома и отходов, были установлены следующие нарушения:

подпунктов 11.3 и 11.5 пункта 11 Правил разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.11.2001 N 28 (далее - Правила N 28) (в настоящее время действует Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 N 45): в инструкции предприятия по обращению с отходами производства отсутствовало приложение "Расчет-обоснование количества отходов для хранения", в котором указываются: количество отходов, хранимых для вывоза одной транспортной единицей; максимальное количество отходов, накапливаемых для хранения; срок хранения отходов. Так, в соответствии с абзацами 1, 5 части 1 и частью 4 раздела 5 "

Похожие работы на - Обзор административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.2, 12.3 кодекса Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!