Конституционное право Соединенных Штатов Америки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,68 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное право Соединенных Штатов Америки















РЕФЕРАТ

На тему: «Конституционное право Соединенных Штатов Америки»












Санкт-Петербург 2010

Содержание

Введение

. Особенности конституционного развития страны

.1 Общая характеристика этапов конституционного развития

.2 Причины, предпосылки и особенности разработки, принятия, структура и содержание действующей Конституции США

.3 Сравнительный анализ Конституции России и США

. Особенности формы государственно-территориального устройства и политического режима

.1 Специфика государственно-территориального устройства и особенности правового статуса территориальных единиц (штатов)

.2 Особенности политического режима

. Форма правления и система органов государственной власти

.1 Система органов законодательной власти

.1.1 Структура и порядок формирования Конгресса

.1.2 Компетенция Конгресса и законотворческий процесс

.1.3 Условия роспуска Конгресса

.1.4 Особенности правового статуса депутата и сенатора

.2 Система органов исполнительной власти

.2.1 Особенности правового статуса президента: порядок формирования, концепция, порядок отстранения от должности

.2.2 Особенности взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями власти

.3 Особенности судебной власти

. Иные характеристики политической системы

.1 Система органов самоуправления

.2 Особенности правового понимания человека и гражданина

.3 Особенности института омбудсмена в США, его черты и функции

.4 Гражданство США (процедура принятия гражданства)

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Соединенные Штаты Америки - крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Аналогичные источники образуют конституционные системы штатов.

Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основанные на идеях демократии и защиты прав че- ловека, оказали большое влияние на конституционное развитие многих стран мира.

Конституция США является самой старой из действующих писаных конституций в мире. Она закрепила форму правления, систему высших органов государственной власти, права и свободы граждан, основы федерализма. Первая в мире демократическая конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почитается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гарантию для общества, основанного на свободе.

конституция америка политический правление

1. Особенности конституционного развития страны

.1 Общая характеристика этапов конституционного развития

Конституционное развитие США начинается с принятия тринадцатью штатами Декларации независимости 1776 г., в которой закреплены равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Правительство учреждается "с согласия управляемых" и служит целям их прав. В Декларации также закреплено право народа изменить или упразднить форму правления, если она стала губительной для этих целей, и учредить новое правительство. Эти важнейшие положения сохраняют свое значение и поныне.

В период 1776-1780 гг. в одиннадцати штатах были приняты конституции. В них были закреплены многие положения, которые впоследствии способствовали созданию Конституции США.

Положительную роль сыграли билли о правах, принципы народного суверенитета и выборности государственных органов и др.

Но в то же время в представления об избирательных правах были внедрены недемократические цензы, отстранявшие от выборов негров, женщин, молодежь и предоставлявшие привилегии имущим слоям.

В 1781 году штаты объединились и приняли конституционный документ "Статьи о конфедерации". Он предусматривал слабое конституционно-правовое образование с широкими правами штатов (например, для объявления войны, заключения международных договоров, создания вооруженных сил требовалось согласие 9 из 13 штатов). Законодательный орган (однопалатный Конгресс) имел ограниченные полномочия, а главное - был лишен права регулировать торговлю и взимать налоги. Именно это послужило толчком к пересмотру "Статей", в результате чего была принята Конституция США.

.2 Причины,предпосылки и особенности разработки, принятия, структура и содержание действующей Конституции США

Ныне действующая Конституция США была разработана федеральным Конвентом и принята в 1787 г. Ее целью было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная - Президенту США, судебная - Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме

государственного устройства - федерацией. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы.

Конституция США относится к числу "жестких", так как она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса (обычно так и бывает), либо Конвентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения входят в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов (обычно применяется этот порядок), либо 3/4 конвентов, специально созываемых с этой целью в штатах. За 200 с лишним лет, прошедших со времени принятия Конституции, Конгрессу было предложено несколько тысяч поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конституции

США как достаточно продуманные и устойчивые. Приспособление столь старого конституционного текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией "живой конституции".

В Конституции отсутствует какое-либо указание на капиталистический или иной характер общественного строя. Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совершающих любые не запрещенные законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы идеологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу.

Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) - исполнительной, статья III (3 раздела) - судебной, статья IV (4 раздела) - основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции.

1.3 Сравнительный анализ Конституции России и США

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:

  1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.
  2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
  3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.
  4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.
  5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.
  6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.
  7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.
  8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.
  9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

2. Особенности формы государственно-территориального устройства и политического режима

.1 Специфика государственно-территориального устройства и особенности правового статуса территориальных единиц (штатов)

Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто-Рико (3,4 млн. жителей) и Гуам (110 тыс.). Острова Микронезии (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии и др.) являются ассоциированными государствами с США. Большинство из них - члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается свободно присоединившимся государством, этот остров - не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство (как и в штатах), но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только по одному делегату (резиденту-комиссару) с правом совещательного голоса. Не имея представительства в федеральных органах, их жители не платят федеральных налогов. В Пуэрто-Рико проводились референдумы по преобразованию острова в штат, но его избиратели голосовали против.

В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа (30 тыс. жителей) и Виргинские острова (70 тыс. жителей), имеющие статус территорий США. Там существует практически назначаемая администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в выборах президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат конгрессу. Вашингтон - столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.

Штаты - это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861-1865 гг.). Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США (конституции штатов в отличие от конституции США принимались неоднократно и являются часто гораздо более пространными). Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска.

Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов - выборщиками) на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица - казначей, атторней и др. - могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими.

Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов.

.2 Особенности политического режима

Федерация США - относительно централизованная. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго определенные цели, проверяя их использование. Кроме того, в последние десятилетия федерация, стремясь разгрузить федеральный бюджет, передает штатам многие полномочия по решению социальных вопросов.

3. Форма правления и система органов государственной власти

По форме государственного правления США президентская республика. Федеральная конституция устанавливает принцип "разделения властей" законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная президенту, судебная Верховному суду и другим судам

.1 Система органов законодательной власти

.1.1 Структура и порядок формирования Конгресса

Структура и порядок формирования Конгресса США. Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на два года, еще треть - на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.

Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи с чем нередко применяется прием флибустьерства - путем бесконечных выступлений заговаривают законопроект другой партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно ограничить одним часом).

Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (их немного - по экономике, налогообложению и др.), которые координируют деятельность конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в палате представителей их 22: по иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в сенате - 16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.), которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы).

Особую роль играет комитет всей палаты. Эта юридическая фикция означает, что палата преобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законопроектов. Согласительные комитеты (комиссии) создаются для преодоления разногласий между палатами. Важное значение имеют постоянные специализированные комитеты (комиссии). Помимо указанных полномочий они вправе вызывать свидетелей и заслушивать их показания, министры соответствующего профиля ежегодно представляют этим комитетам отчеты о своей деятельности. Председатели комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов (в настоящее время в конгрессе более 200 подкомитетов). Председатели комитетов, как и всякие председатели коллегиальных органов, собраний при системе англосаксонского права, обладают большими полномочиями: определяют повестку дня, назначают дату парламентских слушаний, докладчиков на пленарном заседании палаты по законопроектам, пользуются дисциплинарными полномочиями. Только они выступают от имени комитета перед средствами массовой информации.

В обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, в частности делегирующие членов фракции в те или иные специализированные постоянные комитеты, имеются партийные организаторы (кнуты), обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте (в частности, явку членов-фракций на голосование на пленарных заседаниях). Особенно велика роль лидера фракции большинства (в настоящее время в обеих палатах большинство принадлежит Республиканской партии). Часто от него зависит прохождение того или иного билля (законопроекта).

При Конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек.

3.1.2 Компетенция Конгресса и законотворческий процесс

Полномочия Конгресса в конституции изложены в значительной мере прагматично, а иногда казуистично. К числу общих полномочий Конгресса относятся полномочия: финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.); в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими); в области охраны общественного порядка (создание милиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; милиция вправе карать морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии с международным правом). В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства (в настоящее время это федеральный округ Колумбия, где находится столица государства Вашингтон), а также на территориях, приобретенных у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции (выдавать каперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских судов, свидетельства на право аналогичных репрессалий, устанавливать правила для захватов на суше и на море), в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом. Некоторые из них официально отменены международными соглашениями.

Конституция устанавливает для конгресса и ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и с обратной силой, приостанавливать действие правил хабеас корпус в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другого штата.

Деятельность Конгресса. Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается одна сессия, и длится она обычно 7-8 месяцев (с перерывами). Во время сессии проводятся пленарные заседания, работают постоянные и другие комитеты, принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания, организуются дебаты по общественно значимым вопросам внешней и внутренней политики.

Главной формой деятельности Конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат (отсюда двойное название некоторых законов - по фамилиям лиц, вносивших законопроект, например закон Тафта - Хартли). Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями президента конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти. Особое значение в проталкивании законопроектов имеет деятельность уже упоминавшихся лоббистов.

Законы в США подразделяются на публичные (общего характера) и частные (индивидуального действия - это обычно акты о выплатах из казны, об иммиграции, натурализации отдельных лиц и др.). Законы принимаются в трех чтениях, по той системе, которая уже была рассмотрена в Общей части учебника. Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих палат. Для принятия конституционных законов (в США это только поправки к конституции) требуются особые условия, указанные выше. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет. Текст законопроекта, согласованный им, палатами не может быть изменен, но может быть отвергнут. В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо законопроект считается отвергнутым. Понятий органических и чрезвычайных законов в США нет.

Конгресс принимает также резолюции; некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенного закона: в форме объединенных резолюций принимаются конституционные поправки. Совпадающие резолюции (одинаковый текст) принимаются обеими палатами, но касаются только их взаимоотношений. Простые резолюции принимаются каждой палатой по вопросам ее деятельности, иногда также по вопросам международных отношений. Впрочем, по этим вопросам могут приниматься и совместные резолюции палат, четкого различия между видами резолюций нет.

.1.3 Условия роспуска Конгресса

Члены Конгресса независимы, что обеспечивается невозможностью досрочного роспуска палат. Их мандат, полученный от избирателей, носит свободный, а не императивный характер. Это означает, что депутаты представляют всю нацию, а не только своих избирателей и, следовательно, не связаны предварительными обещаниями и обязательствами. Они, однако, (особенно в Палате представителей) постоянно озабочены своим переизбранием на новый срок, что требует организационной и финансовой поддержки партийного аппарата штата, "заигрывания" с избирателями и т. д.

.1.4 Особенности правового статуса депутата и сенатора

Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период. Депутаты пользуются индемнитетом, не несут ответственности за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентское вознаграждение: члены нижней палаты - 120 тыс. долл. в год, сенаторы - 98,4 тыс. Кроме того, им выплачиваются дополнительные суммы в зависимости от численности их избирательных округов (они контактируют с населением, доводят нужды населения до сведения конгресса). Размер этих сумм колеблется от 140 тыс. до 400 тыс. долл. Им выделяются деньги для содержания личного штата - секретарей, референтов, помощников (9-25 человек). Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками, бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами коммуникаций. Конгрессмены получают специальную пенсию, размер которой зависит от стажа пребывания в конгрессе (она может составлять более 100 тыс. долл. в год).

Сенаторы и члены Палаты представителей работают на профессиональной основе и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Ни один из членов Конгресса не может занимать какую-либо должность в органах власти. поправкой к Конституции (1992 г.) установлено, что закон, изменяющий размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей, не должен вступать в силу до проведения следующих выборов в Палату представителей; тем самым членам Палаты представителей и одной трети сенаторов не разрешается увеличивать размер вознаграждения для самих себя. Члены обеих палат имеют штат помощников и референтов, обладают неприкосновенностью (свобода от ареста), свободой слова и голосования, законодательной инициативой.

3.2 Система органов исполнительной власти

Президент, вице-президент и министры. Согласно конституции, исполнительную власть в федерации осуществляет президент. В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников президента и не образуют правительства, это кабинет президента, его совещательный орган. Сказанное отнюдь не означает, что министры не имеют исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению. Однако они осуществляют такую власть на основе делегирования им соответствующих полномочий президентом. Должности премьер-министра в США тоже нет. Эту роль выполняет президент, но он является непререкаемым премьером. В кабинете президента вопросы решаются не голосованием: решения принимает президент. Бывали случаи, когда все министры высказывались против предложения президента, но он принимал свое решение.

Под руководством президента помимо министров работают различные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства (например. Совет национальной безопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц (один только сенат утверждает более полутора тысяч таких наиболее важных назначений).

Вице-президент (его кандидатура предлагается кандидатом в президенты и голосуется одновременно с кандидатурой президента от соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он замещает президента, председательствует в сенате и выполняет отдельные поручения президента.

3.2.1 Особенности правового статуса президента:порядок формирования, концепция,порядок отстранения от должности

Президент США избираются косвенным путем - выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух раз. Правда, Ф. Рузвельт был избран президентом трижды, но такая поправка к конституции, введенная специально для него, затем была отменена.

Условия для активного избирательного права при выборах президента те же, что и на выборах в конгресс (разными могут быть только сроки оседлости), но в отличие от конгресса избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиков президента. Для пассивного избирательного права существуют повышенные требования по сравнению с требованиями к кандидатам в члены конгресса: кандидат в президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению (а не натурализованное гражданство), проживать в США постоянно не менее 14 лет.

Кандидат в президенты сначала выдвигается на первичных партийных выборах, на этих же выборах выдвигаются кандидатуры на национальный съезд той или иной партии. Кандидат, получивший большинство голосов в штатах (в большинстве штатов), обычно выдвигается официально кандидатом в президенты на съезде партии, но иногда заправилы партии предлагают и иную кандидатуру (так называемую серую лошадку). Впрочем, в последние десятилетия такая практика не применяется. Кандидаты регистрируются в штатах, но в некоторых из них ставятся дополнительные условия для регистрации кандидатов, не принадлежащих к одной из двух главных партий. Кроме того, таким кандидатам (в том числе так называемым независимым) избирательные расходы возмещаются только в том случае, если они соберут не менее 5% голосов избирателей, что является редкостью.

В первых числах ноября (в первый вторник после первого понедельника) високосного года (раз в четыре года) избиратели голосуют за выборщиков от своего штата, представляющих ту или иную партию (в том числе за выборщиков от независимого кандидата). В каждом штате должно быть избрано такое число выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов (депутатов и сенаторов), избираемых от данного штата. Три выборщика избираются также от округа Колумбия (всего выборщиков 538 человек). Каждый штат составляет один избирательный округ. Избирателям обычно предлагается два списка выборщиков от двух партий, иногда - третий от имени независимого кандидата или третьей партии (такая ситуация хотя и редко, но встречалась в истории США). При подсчете голосов, поданных за списки выборщиков, используется мажоритарная система относительного большинства. При этом иногда бывает, что список выборщиков от одной партии получает больше голосов избирателей в целом по стране, чем от другой партии, но поскольку число выборщиков от штатов неравно, у кандидата в президенты от первой партии может оказаться меньшее число выборщиков (так было, например, в 1984 и 1992 гг.).

После того как выборщики избраны, они голосуют за кандидатуру президента. Формально выборщик вправе голосовать за любую кандидатуру, но фактически его голосование предопределяет партийная принадлежность: выборщик - активный деятель партии своего кандидата, и от его избрания он ожидает определенных благ для себя, прежде всего должностей по службе. Поэтому, когда становится известно количество выборщиков от той или иной партии, считается, что выборы президента уже фактически состоялись, и проигравший кандидат по телефону поздравляет соперника. Но юридически выборщики еще должны проголосовать, и они делают это в столицах своих штатов. Документы пересылаются в Вашингтон, председателю сената. Результаты суммируются и оглашаются в присутствии членов конгресса. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, т.е. 270. Если ни один кандидат не получит абсолютного большинства, палата представителей избирает президента, а сенат - вице-президента из числа трех кандидатов, получивших большинство голосов выборщиков (такая ситуация была дважды, но давно-в 1820 и 1824 гг.).

Полномочия президента. В общем виде конституция устанавливает, что президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Эта формулировка позволила расширить полномочия исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых в конституции полномочий. Кроме того, конгресс делегирует президенту чрезвычайные полномочия. Конституция содержит также детализацию полномочий президента. Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры (некоторые из них называются исполнительными соглашениями и потому не подлежат ратификации сенатом, хотя должны представляться в обе палаты конгресса); он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией (милицией штатов). На основе решений президента американские войска вели войну во Вьетнаме, Ливане, Ираке, бомбили Ливию, осуществляли военные операции в Гренаде, Сомали и т.д. Однако в настоящее время действует закон, требующий согласия конгресса на использование американских вооруженных сил за рубежом.

Президент имеет важные полномочия по отношению к конгрессу: он обращается к нему с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето, которое преодолевается обеими палатами (2/3 голосов присутствующих парламентариев в каждой), причем, по разным подсчетам, на практике преодолевается значительное меньшинство всех вето президента. Для осуществления вето президенту дается 10 дней. Если в это время он не подпишет закон и не вернет его в конгресс со своими замечаниями, закон вступает в силу без подписи президента. Если президент не подпишет закон до окончания сессии парламента, которому остается заседать менее 10 дней, действует так называемое карманное вето: неподписанный закон на следующей сессии должен рассматриваться как новый, с соблюдением полной процедуры.

Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате). Обычно сенат утверждает назначение президента, но бывают случаи отказа, главным образом по моральным соображениям. Для назначения других должностных лиц такого согласия не требуется. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

Ответственность и порядок отстранения от должности президента. Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Эту процедуру возбуждает палата представителей конгресса, она же формулирует обвинение, принимаемое большинством голосов общего состава палаты. Документ, содержащий обвинение, передается в сенат, который рассматривает дело по существу по правилам уголовного процесса (с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами документов и т.д.) и принимает решение. При рассмотрении дела в сенате председательствует не вице-президент, а председатель Верховного суда США. Решение сената принимается тайным голосованием, при этом требуется не менее 2/3 голосов присутствующих сенаторов. В решении сената говорится только об отстранении президента от должности или об отказе от этого. Если президент отстранен, он может быть затем привлечен к ответственности за уголовное преступление как обычное лицо. Ни один президент в порядке импичмента в США уволен с должности не был, хотя этот вопрос сенатом рассматривался несколько раз.

В порядке импичмента могут быть смещены также некоторые высшие должностные лица - министры, послы, федеральные судьи и др. Такое не раз бывало.

Конституция не упоминает о возможности отставки президента, но она однажды имела место (президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974 г., не дожидаясь угрожавшего ему импичмента в связи с делом о прослушивании телефонных разговоров политических противников, нарушающем конституционный принцип тайны коммуникаций).

Министерства и ведомства. Конституция США не знает понятия кабинета. Он существует по обычаю. Кабинет президента США невелик, в его состав входят министры и те лица, которым президент предоставил этот ранг. В настоящее время это менее двух десятков человек: руководители 14 министерств, 3 министра без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Командующие тремя родами войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета не входят - они приглашаются на заседания по мере надобности. Членов кабинета президент назначает, как правило, из своей партии, но бывало, особенно в ответственные периоды развития страны, что президент, исходя из концепции разделенной ответственности, назначал министрами и политических деятелей другой партии. Наряду с министрами большую роль в управлении государством играют руководители других ведомств; некоторые из них даже более влиятельны, чем министры (помощник президента по национальной безопасности, директор ЦРУ и др.). Число различных ведомств при президенте достигает нескольких сот, решающие их них он возглавляет сам (Совет национальной безопасности, Совет по экономической политике и др.). Поэтому в США принято говорить не о правительстве, а об администрации президента.

.2.2 Особенности взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями власти

Конституция США исходит из принципа разделения властей в его жестком варианте. Статья 1 конституции посвящена законодательной власти (конгресс США), ст. II - исполнительной (президент), ст. III - судебной (преимущественно Верховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделения полномочий между органами государства, установления системы сдержек и противовесов властей, их взаимозависимости. Деятельность президента и Верховного суда осуществляется на основе законов, принятых Конгрессом, но, с другой стороны, президент имеет право отлагательного вето в отношении законов, а Верховный суд может признать законы и акты президента неконституционными и тем самым парализовать их действие. Президентская власть распространяется на Верховный суд: президент назначает его членов, но при участии законодательной власти, поскольку эти назначения подлежат утверждению сената (2/3 голосов). С помощью такой системы государственный механизм США работает слаженно и эффективно на протяжении более двух веков, ему неизвестны кризисы, симптомы превышения власти какой-либо ее ветвью. Однако напомним: эта эффективность во многом зависит от двухпартийной системы, к которой приспособлены выборы и все функционирование государственного механизма.

3.3 Особенности судебной власти

В США самое большое в мире число юристов на душу населения, а в среднем в год бывает 25 млн. судебных процессов. Здесь существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению конгресса, их судьи назначаются президентом с согласия сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (т.е. пожизненно).

Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам). В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к правительству США и др. Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов, апелляционный процесс проходит, как и процесс по первой инстанции, с вызовом свидетелей, представлением документов, т.е. дело рассматривается по существу. Апелляционные суды рассматривают также

жалобы на решения налоговых и претензионных судов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд. Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом США с согласия сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации (как таковой отдельный институт кассации судебной системе США неизвестен). С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу. Конституции США институт судебного конституционного контроля неизвестен, он оформился на основе судебного прецедента. Верховный суд толкует конституцию США. проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты), если положения, сформулированные судом, представляют собой не попутно сказанные, а относятся к существу дела. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль (как и остальные суды, для которых он является решающей инстанцией) и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности. Закон (или его часть), признанный неконституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого права), остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается юридической защиты. С 1803 г. Верховный суд признал неконституционными около 130 положений законов.

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам (по обычным делам последней инстанцией является верховный суд штата, по вопросам конституционности - Верховный суд США). Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов - по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам; в прибрежных штатах - морские суды и т.д.

В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано в общий суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.

Суды формируются по-разному: судьи избираются населением, назначаются мэрами городов, муниципальными властями, председателями вышестоящих судов. Список присяжных заседателей обычно составляется муниципальными органами при участии различных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию. В делах, связанных с вопросами национальных меньшинств, присяжные подбираются особенно тщательно, часто путем согласований различных объединений и судебных инстанций.

В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: упомянутый выше хабеас корпус (доставка к судье задержанного лица с указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно задерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн) - приказ судьи прекратить бездействие и выполнить должное; инджанкшн (запретительный инджанкшн) - запрещение должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо действия или требование их прекращения (речь идет о действиях, которые по закону не должны совершаться).

Нередко в судебной практике США используется так называемое декларативное суждение: ответ судьи на обращение сторон, предпринятое с

целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или отказаться от этого.

4. Иные характеристики политической системы

.1 Система органов самоуправления

Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах различны.

Большинство штатов (кроме двух) делятся на графства (это название унаследовано от средневековой Англии, хотя графов в США никогда не было; дворянские титулы были сразу после образования США отменены). Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц - шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея - представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития.

Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют три системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система совет - управляющий Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист - чиновник-менеджер. Он отвечает за исполнение бюджета, нанимает чиновников для управления конкретными сферами, руководит их работой. Приблизительно в 40% городов существует система совет - мэр. Население отдельно избирает городской совет и мэра, который управляет городом. Он имеет право отлагательного вето по отношению к решениям совета, назначает чиновников, исполняет бюджет и решения совета. В очень немногих городах существует комиссионная система: население избирает комиссию в составе обычно 3-7 человек, которые одновременно осуществляют функции городского совета и ведают поделенными между ними отраслями управления.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Эти названия сложились исторически, и, по существу, разницы между ними нет, хотя иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами - группу примерно однородных поселков. В этих мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (3-5 человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля - ответственного за общественный порядок.

Компетенция органов местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она соответствует общим принципам местного самоуправления: принятие и исполнение местного бюджета, вопросы общественного порядка, оказание социальных услуг (муниципальное жилье, больницы, местные дороги, помощь нуждающимся), хозяйственная деятельность (муниципальные предприятия и др.), контроль за местными управленческими органами, информация населения об актах федерации и штата и исполнение этих актов.

Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц или орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.

В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.).

Местное самоуправление играет большую роль в США. На службе в его органах занято более половины работников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в совокупности равны приблизительно 40% федерального бюджета, хотя в местные бюджеты отчисляются налоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органов расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаются социальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата.

.2 Особенности правового понимания человека и гражданина

Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков - защищаются лишь производные от них права, например право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50-60-е годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные положения, например, право на информацию, на здоровую окружающую среду.

Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в которой заявлялось о неотъемлемых правах человека - о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании).

Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуации она запрещает приостанавливать действие правила хабеас корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности.

Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые презюмируются. Это относится и к политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Выше уже были перечислены эти поправки, начиная с XIII (1965 г.), отменившей рабство негров. Однако в целом Декларация независимости, конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 г. (См. илл.1). Как отмечалось, эти недостатки хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами.

.3 Особенности института омбудсмена в США, его черты и функции

Среди альтернативных процедур урегулирования споров в американской правовой системе выделяется институт омбудсмена.Данный институт широко известен и занимает свою нишу в международной правовой теории. Он выражает обобщенное понятие специальной службы или должность лица по рассмотрению жалоб граждан и урегулированию конфликтов в сфере государственного управления. В традиционных исследованиях омбудсмен относят к сфере конституционного и административного права. Его место на правовом поле США корректирует это правило и позволяет рассматривать этот институт как элемент не только публичного, но и частного права. Применительно к публичным отношениям омбудсмен представляет собой одну из форм демократического несудебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти для защиты прав граждан от произвола со стороны чиновников. В частноправовом смысле омбудсмен понимается как особая форма урегулирования разногласий, касающихся граждан при рассмотрении их жалоб на нарушения прав в различных сферах, альтернативно существующая наряду с судебной и иными несудебными частными формами защиты.

Идея омбудсмена из скандинавских стран постепенно распространилась во многие другие государства, относящиеся как к системе континентального, так и общего права. Сегодня институт национальных омбудсменов является неотъемлемым элементом правовой системы в странах Европейского Сообщества, а также в Австралии, Новой Зеландии, Израиле. Создан также Европейский Омбудсмен как институт европейского права6. Аналогом омбудсмена в России является уполномоченный по правам человека, введение должности которого предусматривается Конституцией. Его статус регламентируется в настоящее время Федеральным конституционным законом Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

Соответствующие должности в США вводятся с 1969 г. на Гавайях, с 1971 - в Небраске, с 1972 - в штате Айова, с 1975 - на Аляске, и т. д. Помимо омбудсменов штатов назначаются городские омбудсмены. Подобная инициатива исходила от школы права Университета Буффало (именно в этом городе была впервые использована эта идея). Опыт оказался успешным и был использован в других городах. Кроме того, стали создаваться и региональные омбудсмены для округов.

Процесс постепенного распространения омбудсмена по всему миру свидетельствует об отнесении его к числу общечеловеческих правовых ценностей, о его приемлемости в различных системах и способности к трансформации в соответствии с национальными особенностями того или иного государства.

Организационные омбудсмены создаются в различных учреждениях, корпорациях. Они представляют собой внутреннее структурное подразделение, устанавливаемое с целью урегулирования возникающих в рамках данной организации конфликтов, в частности между работодателем и работниками, между управленческим персоналом и подчиненными, между работниками. Данные службы в отличие от классической модели независимого омбудсмена являются частью административного аппарата. Но в то же время они находятся вне обычной иерархии, образуют самостоятельные независимые отделы по рассмотрению жалоб и подотчетны только высшему руководству компании.

В зависимости от ситуации омбудсмен может использовать различные приемы. Распространенным является метод так называемой челночной дипломатии, когда омбудсмен поочередно встречается с каждой стороной с целью выявления их истинных интересов и возможных уступок. Омбудсмен обязан не разглашать информацию, которая может причинить вред заявителю, и попытаться, если позволяют обстоятельства дела, урегулировать спор анонимно, то есть без указания имени обратившегося с жалобой. Ссылаться на имя конкретного лица омбудсмен может только с его согласия или если это требуется для разрешения конфликта. Данные положения особенно важны, когда стороны находятся в отношении власти и подчинения.

Омбудсмен использует в качестве приема и традиционное посредничество, приглашая стороны на совместное заседание, содействуя им в ведении переговоров и достижении соглашения по спору.

Осуществляя расследование, омбудсмен во всех случаях действует неформально, не ведется никаких записей (за исключением статистических данных) с целью сохранения независимости и кофиденциальности процедуры.

По результатам проведенного расследования омбудсмен дает рекомендации по урегулированию спора обеим сторонам или лицу, ответственному за принятие решения в той или иной сфере деятельности, либо лоббирует определенное решение с целью изменения общей политики управления фирмой. Рекомендации омбудсмена также имеют неформальный характер, они не являются обязательными для исполнения. Омбудсмен не имеет полномочий на вынесение властных решений и обеспечение их принудительного исполнения. Необязательность рекомендаций омбудсмена - это неотъемлемое свойство процедур, отражающих сущность не только организационного, но и классического института омбудсмена.

Омбудсмен может действовать только методом убеждения. Гарантированность исполнения его рекомендаций основана не на авторитете силы, а на силе авторитета личности омбудсмена, на его независимости, объективности и беспристрастности. Само введение должности внутреннего омбудсмена можно рассматривать как косвенное признание моральной обязанности подчиняться его рекомендациям.

Функции омбудсмена ограничиваются рамками индивидуального конфликта только в его определенной стадии, как правило, первоначальной. (В этом еще одно преимущество этого механизма, который позволяет остановить разрастание противоречий, еще не дошедших до антагонизма.) В случае же безуспешности раннего урегулирования спора и передачи его на рассмотрение суда или иных несудебных форм полномочия омбудсмена в отношении данного конфликта прекращают свое действие. Омбудсмен не вправе участвовать ни в каких последующих процедурах. Он не может быть привлечен в качестве свидетеля ни на стороне организации, ни на стороне заявителя для дачи показаний в суде по обстоятельствам, ставшим ему известными в связи с проводившимся расследованием. В этом важная гарантия его независимости.

Американская судебная практика идет также по пути установления защиты информации, полученной омбудсменом, привилегией от разглашения. Так, по делу Roy v. United Techs. Corp., связанному с обвинениями в возрастной дискриминации, истец заявил ходатайство о вызове омбудсмена в суд и допросе его под присягой. Суд определил, что при решении денного вопроса следует учитывать четыре фактора: осознание сторонами того факта, что омбудсмен действует на основе принципа конфиденциальности; признание необходимости конфиденциальности с целью обеспечения независимости омбудсмена; признание обществом в целом ценности конфиденциальности определенного рода отношений; сравнение пользы, которая может быть извлечена от раскрытия конфиденциальной информации, и вреда, который может быть этим причинен. Исходя из этих обстоятельств, суд признал, что интересы сохранения конфиденциальности и независимости омбудсмена перевешивают интересы истца в раскрытии информации. По другому аналогичному делу суд добавил, что без гарантии конфиденциальности омбудсмен будет только одной из многочисленно существующих возможностей придать огласке возникший спор.

Отдельного внимания заслуживает еще одна разновидность американских омбудсменов, службы которых образуются, как уже отмечалось, в университетах (University of Campus Ombudsman).

Университетские омбудсмены стали создаваться в конце 1960-х годов в ответ на массовые студенческие волнения и протесты против бюрократизации университетской администрации и недостатков в высшем образовании. Первоначально офисы омбудсменов предназначались для работы с жалобами студентов, защиты их прав и улучшения условий для получения высшего образования. В некоторых университетах они сохранились в таком виде. Во многих других омбудсмен получил более широкое применение. Он служит для урегулирования разногласий и разрешения конфликтов не только с участием студентов, но также и с участием профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала. По мнению американских исследователей, университеты стали идеальным местом для внедрения института омбудсмена. С одной стороны, профессора, научные работники и студенты - это наиболее цивилизованная, прогрессивная часть общества, которая служит распространению идей института омбудсмена, его гуманизации, коррекции и улучшения. С другой стороны, крупные системы, подобные университету, имеют бесчисленное количество внутренних конфликтов. Омбудсмен в данной системе - это безопасный и беспроигрышный механизм борьбы с теми проблемами, которые порождаются сложным по своей структуре и зачастую не персонифицированным бюрократическим аппаратом19.

Среди первых такая служба образована в государственном Вашингтонском университете в 1969 г. Ее целью не была замена существующих в университете формальных механизмов (административных, апелляционных) для рассмотрения жалоб. Омбудсмен становится неформальным способом совершенствования деятельности администрации, каналом компромиссного взаимодействия между управленческими службами, студентами, профессорами, сотрудниками, служит защите прав и интересов личности внутри университетского сообщества.

Назначение на должность университетского омбудсмена осуществляется по-разному. Например, в Вашингтонском университете он принимается на работу президентом университета после согласования с представителями студенчества, профессорско-преподавательского состава, сотрудников и утверждения кандидатуры исполнительным комитетом Сената университета. В отдельных университетах омбудсмен избирается совместным комитетом, состоящим из представителей студентов и преподавателей. Возможно также его избрание на собрании уполномоченных всех структурных подразделений университета20.Во всех случаях, независимо от порядка назначения, избрания, в соответствии с национальными стандартами эта должность является хорошо оплачиваемой и занимается специалистом, разбирающимся в университетских делах и ориентированным на мирное урегулирование конфликтов.

Опыт американского омбудсмена показывает, что данный институт может использоваться не только как демократическая форма несудебного контроля за деятельностью правительственных организаций, но и как альтернативное средство урегулирования конфликтов, способствующее профилактике правовых конфликтов, сокращению количества обращений в суды, а также решению многих неправовых внутрикорпоративных проблем: организационных, технических, социальных, психологических.

.4 Гражданство США (процедура принятия гражданства)

Гражданин США - это лицо, получившее все права и обязанности, предоставляемые Конституцией США и законами США, по праву рождения или в результате натурализации и имеющее право на защиту со стороны государства.

Способы получения гражданства:

Гражданство по праву рождения

Дети, родившиеся на территории США (не только 50 штатов и округа Колумбия, но также, во многих случаях, родившиеся на принадлежащих США территориях, таких, как Пуэрто Рико, Гуам, Северные Марианские Острова, Американские Виргинские острова) получают гражданство США по праву рождения (за исключением детей дипломатического персонала). Этот закон вызывает разногласия, т. к. многие родители, в том числе незаконные мигранты могут въезжать в страну специально, чтобы родить ребёнка (т. н. «дети-якори»). Такая практика отличается от большинства западных стран, обычно не допускающих такой возможности.

Рождение гражданами США за границей

Натурализация.

Натурализация в США

Эта юридическая процедура приема в гражданство США может быть коллективной и индивидуальной. Коллективная натурализация происходит автоматически при получении территорией статуса штата. Раздел 8 статьи I Конституции предоставляет Конгрессу право устанавливать единообразные правила натурализации. За практическое осуществление этих правил отвечает Служба иммиграции и натурализации. По Закону об иммиграции и гражданстве 1952 иностранец может получить гражданство США, если ему исполнилось 18 лет, он легально въехал в страну и прожил в ней по крайней мере пять лет, является «высоко нравственным человеком», имеет двух поручителей, может продемонстрировать владение английским языком и знакомство с историей США и их государственными институтами, а также готов дать присягу на верность. Супруги граждан США могут получать американское гражданство после трех лет постоянного проживания в США.

Присяга на верность

Обязательный элемент принятия гражданства США. Присягающий вслед за секретарем суда повторяет текст присяги: «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединённых Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних; что я буду верой и правдой служить Соединённым Штатам; что я возьму в руки оружие и буду сражаться на стороне Соединённых Штатов, когда я буду обязан сделать это по закону; что я буду нести нестроевую службу в вооружённых силах США, когда я буду обязан делать это по закону; что я буду выполнять гражданскую работу, когда я буду обязан делать это по закону; и что я произношу эту присягу открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от её исполнения. Да поможет мне Бог».Отказ под присягой от прежнего гражданства был введен Конгрессом США в 1802.

Партийность

Партийная принадлежность гражданина США определяется путём регистрации в местной избирательной комиссии. Партбилеты и заявления о приёме в Демократической и Республиканской партии (а также в подавляющем большинстве более мелких партий США) отсутствуют. Формальный выход из партии заключается в направлении в местную избирательную комиссию новой анкеты.

Тест на гражданство

Кандидаты в граждане получают 10 вопросов и должны правильно ответить по крайней мере на 6 из них.

Кто избирает президента США? Коллегия выборщиков.

Сколько поправок существует к Конституции? 27.

Сколько в Палате представителей депутатов с правом голоса? 435.

Кто сказал: «Дайте мне свободу, или дайте мне смерть?» Патрик Хенри.

Какой президент США был первым верховным главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов? Джордж Вашингтон.

Назовите поправки, говорящие о праве голоса. 15, 19, 24 и 26.

В каком году написана Конституция? 1787.

Сколько раз может быть переизбран сенатор или конгрессмен? Без ограничений.

Какая форма заполняется для заявки на получение гражданства? N-400.

Какое самое важное право гарантированно гражданам Соединённых Штатов? Право голоса.

Заключение

США являются одним из редких примеров успешного существования системы, основанной на жёстком разделении властей. Между тем такое положение потребовало определённого изменения первоначальной модели. Президентская власть усиливается, несмотря на все попытки Конгресса противостоять этому. В то же время Президент не может действовать без поддержки Конгресса, и несмотря на разделение властей они тесно сотрудничают, что необходимо для выработки компромисса. Его поискам благоприятствует отсутствие идеологических разногласий, разделяющих ведущие политические партии.

Список использованной литературы:

1.Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК «Велби», Изд-во Проспект, 2005.

.Американское правительство: единство в многообразии./Под ред. М. Эслера, Б. Браун, Т. Макаффи, В. Федотовой. - М., 1997

.Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.

.Боботов С.В. Конституционная юстиция. М.: Изд-во ИЧП «ЕАВ», 1994.

.Ведерникова О. Отбор кандидатов на судебные должности: опыт США // Российская юстиция. 1993. № 5.

.Глигич-Золотарёва М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006.

.Губанов А.В. Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. М., 1999.

.Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк. 2001.

.Жакке Ж-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М.: Юрист, 2002.

.Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2003.

.Зяблюк Н. США: новый закон о лоббистской деятельности // Бизнес и право. 1996. № 3.

.Касаткина Н.М. Глава исполнительной власти субъекта федерации (зарубежный опыт) // Очерки конституционного права иностранных государств Учебное и научно-практическое пособие Отв.ред. Д.А. Ковачев. - М., 2007.

.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М.: Изд-во НОРМА, 2006.

.Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005.

.Селезнев Л.И. Политическая система США. СПб, 2000.

Похожие работы на - Конституционное право Соединенных Штатов Америки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!