История государственного права зарубежных стран

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История государственного права зарубежных стран

1. Возникновение права

Взаимодействие права и морали (нравственности) в обществе сложный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет и т.д. Право и мораль - дополняющие друг друга средства нравственного социального регулирования.

Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организационного общества. Право основывается на морали и является одной из форм её существования. Характерной чертой права является то, что право должно отражать требования общественной справедливости, служить интересам общества в целом и личности. Таким образом, я считаю, что такая точка зрения может стоять наравне с другими.

Право зародилось в первобытном обществе, на заключительном этапе его развития, когда стали образовываться протогосударства, право ещё было трудно отличимым от обычаев, которые являлись одним из основных средств регулирования жизни первобытного общества. Постепенно отличия становились всё более явными, но всё же до нашего представления о праве, как о социальном явлении ещё было далеко. И лишь тогда, когда сложились соответствующие социально-экономические условия, право полноправно заявило свои претензии на роль главного средства социального регулирования.

По моему мнению, основной причиной возникновения древнейшего права являются противоречия, возникшие между имущими и неимущими слоями общества.

Для того, чтобы регулировать эти отношения, подчинить волю бедных более богатым, установить определенные нормы поведения государство установило:

  • Правовой обычай
  • Судебный (административный) прецедент
  • Правотворческую деятельность государственных органов
  • Первый известный нам свод законов Эшнунны - древнего города Месопотамии, датируется XX в. до н.э. и является одним из древнейших памятников законодательства.
  • Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники военная знать. Рабовладение в Египте появилось еще до образования централизованного государства. Наряду с рабами подвергались эксплуатации свободные крестьяне и ремесленники. Форма правления государственного строя Египта в период древнего и Среднего царства - восточная деспотия, при которой власть принадлежит одному лицу - царю-фараону. Ей присуще наличие трех ведомств, общественных работ, военного и финансового.
  • В связи с этим, на мой взгляд, характерные черты восточной модели древнего права следующие:
  • Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации
  • В брачно-семейном праве пережитки матриархата. Женщины пользовались равными правами с мужчинами
  • В уголовном праве особо тяжким преступлением считалось посягательство на власть фараона
  • В судопроизводстве не было гласности
  • В Древнем Египте отсутствовала частная собственность на землю
  • В обязательном праве - договор займа, договор найма рабов, скота, имущества. Обязательства из-за причинения вреда личности (деликты) или имуществу.
  • право мораль закон хартия
  • 2. Свод законов Вавилонского царя Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.)
  • Важнейшей частью древневавилонского права являются законы царя Хаммурапи (первая половина XVIII в. до н.э.)
  • Структура свода законов: Ст. 1-5 Положения процессуального характера Ст. 6-126 Положения о регулировании имущественных отношений Ст. 127-195 Положение о семейных и наследственных правоотношениях Ст. 194-214 Положение о защите личности
  • Согласно своду законов Хаммурапи, если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит детей, и отец при своей жизни скажет детям, рождённым ему рабыней: «мои дети», причислит их к детям супруги, а потом отец умрёт - дети супруги и дети рабыни должны делить имущество в доме их отца поровну; наследник - сын супруги при разделе должен выбрать и взять свою часть первым (ст. 170). А если отец при своей жизни не скажет детям, рождённым ему рабыней: «мои дети», дети рабыни не могут делить с детьми супруги имущество в доме их отца. Рабыня и её дети должны быть отпущены на свободу. Дети супруги не могут предъявлять к детям рабыни иска об обращении в рабство. Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой 2/3 наследственной массы, а вторые только 1/3. Наследниками являлись прежде всего сыновья, дочери же получали часть наследства в виде приданного. Старшему сыну - недвижимость (земля, домовладение). Между другими сыновьями имущество делилось поровну.
  • Виды наказаний предусмотренных законами Хаммурапи определялись их целью. Такою целью было возмездие, к тяжким преступлениям относились кража и грабёж, кроме других. За тяжкие преступления предусматривалась, безусловно, карать смертью, смертная казнь в свою очередь квалифицировалась на различные варианты (сожжение, утопление, и т.д.)
  • Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:
  • Против личности;
  • Например, неосторожное убийство (строитель, построивший дом, который обвалится и причинит вред живущим в нем людям, будет нести соответствующее наказание); членовредительство (повреждение человеку глаза, зуба, костей и т.д.) Во всех случаях действуют принципы талиона - виновного настигает та же участь, что и потерпевшего. За побой - штраф.
  • Имущественные;
  • Например, кража скота, имущества, рабов. Укрывательство рабов. Грабеж Имущественные преступления карались сурово. Либо смертная казнь, либо членовредительство, в некоторых случаях огромный штраф.
  • Против семьи;
  • Например, прелюбодеяние, кровосмешение. Преступные действия, подрывающие отцовскую власть. Во всех случаях целью наказания является возмездие. Процесс был одинаков как по уголовным делам, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления, потерпевшей стороны. Средства доказывания - показания свидетелей, клятвы, ордалии (божий суд). Судья не мог изменить своего решения. Если он это делал, то платил штраф в 12-тикратном размере к сумме иска и лишался своего места, без права судить кого-либо.
  • Статья 23 и 24 судебника Хаммурапи характеризует родоплеменной обычай.
  • В статье 23 кодекса, например, обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступника не удалось поймать. «Если при этом загублена жизнь, община и рабианум (старейшина) должны отвесить одну мину серебра его (убитого) родственником».
  • Все это говорит о сохранившихся в кодексе пережитках прошлого, о родоплеменных обычаях.
  • Сборник законов Хаммурапи являлся не чем иным, как записью судебных обычаев, сложившихся прежде всего на Севере.
  • Обычай письменно оформлять совершение сделок
  • Кровная месть заменена наказаниями, налагавшимися органами государственной власти, и вознаграждениями, уплачиваемыми преступниками. Наказания отличались суровостью.
  • Определяются государственные и религиозные преступления, а так же преступления против личности.
  • Возникновение государства и права - это огромный шаг вперед в динамике развития общества. Так, во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
  • Как видно, Законы даже предоставляют защиту слабому против сильного. Другой вопрос, насколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять свои права бедняком, каким к нему попадал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к «защите» царского или храмового хозяйства.
  • Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
  • 3. Библия как древний источник сведений о праве и морали
  • Я считаю, что в приведенных фрагментах из Ветхого Завета и Нового Завета представлены моральные заповеди.
  • Юридические нормы - это официальные государственные акты правотворчества. Юридические нормы закреплены в официальных источниках. Государство может заставить строго соблюдать и выполнять юридические нормы. Юридические нормы принимаются по определенным правилам, для них определена четкая процедура исполнения. За неисполнение юридических норм наступает правовая ответственность.
  • Моральные заповеди записаны в религиозных книгах. Существуют различные религии. Приверженцы той или иной религии следуют моральным заповедям своей веры. Но все они обязаны соблюдать юридические нормы, установленные государством, где они проживают.
  • В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политенсизм-многобожие) религии раннего классового общества.
  • На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или над национальные религии - буддизм (IV-V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации религиозных отношений - церковь, духовенство и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).
  • К. Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм…». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо в конечном счете, и право, и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия, «» (профессор Е.А. Лукашева).
  • На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы, как одна из разновидностей социальных норм.
  • Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм: на религию, право, мораль.
  • На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными.
  • Я считаю, что взаимосвязь формирования мировых держав и возникновение мировых религий существует.
  • Взять хотя бы пример с Россией, перед тем как принять веру князь Владимир отправил 10 человек в разные земли, чтобы узнать какой народ лучше всех других понимает бога истинного. В то время в Киеве были и магометяне, и греки. В конечном итоге была выбрана вера христианская, которая зародилась в Константинополе.
  • Механизм действия права как воли божества таков. Бог открывает человеку свою сущность и свою волю «Отсюда откровения», а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с божеством, делает его волю своей нормой и отдаёт свои силы на её осуществление. Понятно, что религиозный человек воспринимает волю божью в качестве нормы поведения и видит в божестве установителя этих заповедей. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить, прежде всего, богу, а уже потом людям, обществу.
  • Заповеди созвучны с современными нормами права. Ведь и сегодня все уголовное право настроено на защиту прав и свобод граждан, на защиту личности. Нормы права мы должны четко соблюдать и не нарушать. В случае их нарушения гражданин несет уголовную или иную ответственность.
  • В Библии тоже говорится о соблюдении всех заповедей. Иначе Бог не прости греха. Призывает, соблюдая все заповеди, служить Богу, за что он благословит, отвратит болезни. Когда Моисей пересказал народу все слова Господа и все законы, весь народ сказал, что сделает все, что сказал Господь.
  • 4. Наставления Ману в дхарме
  • На мой взгляд, подобные требования можно назвать нормами древнего международного правового обычая.
  • Сборник «Законы Ману» явился законом государства, источниками права которого были обычаи, складывавшиеся в течение нескольких веков. Поэтому данное наставление, я считаю не законом государства, а обычаем.
  • Слова «варна» и «каста» являются синонимами. С развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные стали свободными, стали, делится на группы неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия - варны всё больше становились замкнутыми. Таким образом, варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы - касты. Принадлежность к касте обуславливалась рождением человека и наследовалась. Поэтому по качественному показателю я считаю, что понятия «варны» и «касты» считаются синонимами.
  • Варна - замкнутые социальные группы, неравные по своему правовому положению. В Древней Индии они имеют четыре основных сословия (буквально означает «цвет» и «качество»). Иначе это звучит касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры).
  • Брахманы занимаются изучением священных книг, они сама святость и истина. Это жрецы.
  • Кшатрии - управление, наказание и защита. Их удел приносить жертвы и давать дары. Они воины.
  • Вайшии - земледельцы, торговцы, ремесленники.
  • Шудры - низшая варна. Слуги брахманов. Батраки.
  • Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а «милым богам». В Законах Ману обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может, быть «глупым, жадным, необразованным, приверженным к порокам». Лишь свободная воля индийских царей давала им возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели его самого и управляемый им народ. Царю-человеку предписывается почитать брахманов, знающих веды. Царь являлся главой административного аппарата.
  • Я думаю, что в данной юридической норме имеется ввиду право собственности. Законами Ману охраняются движимое имущество, к которому относится скот, рабы, инвентарь. В этой норме имеется в виду, что человек являющийся рабом относится к категории движимого имущества, как и скот (домашние животные).
  • 5. Устройство древнегреческих городов-государств
  • Греция - это родина демократии (народовластия). Понятие свободы появилось именно там, потому что там возникла и эволюционировала борьба за права народа, именно там появилось подлинное народовластие.
  • В Афинском государственном праве существовали ограничения в отношении метеков (чужеземцев, проживающих в Афинах). Они не имели гражданских прав, были на положении вещи-рабы, таким образом государство неодинаково наделяло правами население.
  • Из-за того, что в древнегреческих городах-государствах существовало законотворчество и контроль за должностными лицами, их называли правовыми.
  • Солон создал суд присяжных - гелиэю, который помимо обширной судейской власти приобретает позднее большое политическое значение как орган законодательной власти и контролирующий избрание должностных лиц.
  • Гелиэя - суд присяжных по своей значимости следовала за народным собранием. Между этими органами были поделены функции законодателя. Последнее слово принадлежало галиэе. Галиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по делам государственных и должностных преступлений. Она контролировала деятельность должностных лиц.
  • 6. Римское право
  • Источниками правовых норм распространяющимся на римских граждан являются
  • - законы решения плебеев,
  • - постановления Сената,
  • - указа императора,
  • - Эдикты магистратов и ответы правоведов.
  • В институциях Гая говорится: «то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским.
  • А то право, которое установил между всеми людьми естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным. В право общенародное входит правило, подсказываемое самой природой человека. Становление и развитие римского частного права происходило с развитием Римского государства. Однако право в своем развитии отставало от развития государственности.
  • В своем развитии римское право прошло три периода:
  • 1.Древнейший (VI в. до н.э. - III в. до н.э.). Источниками древнейшего права являются:
  • Обычное право (совокупность правовых обычаев)
  • Законы народного собрания, которых в республике было несколько видов: куриантные комиции, центуриатные комиции, трибутные комиции.
  • В 451-450 гг. до н.э. была сделана запись этих законов - Законы 12 таблиц.
  • Эдикты магистров
  • 2.Классический (III в. до н.э. - III в. н.э.) Источниками права классического периода являются:
  • Постановления Сената
  • Деятельность юристов
  • Конституция императора (эдикты, рескрипты, декреты, мандаты).
  • 3.Постклассический (III в. н.э. - V в. н.э.)
  • Возрастает роль распоряжений императора

Все созданные ранее Конституции императора приобретают большое значение. Создается Закон «О цетировании юристов», в котором признана юридическая сила за сочинениями 5 юристов.

Сборники права стали систематизированы. Согласно книги I. О лицах Институции Гая

В перечне Гая не назван такой источник как обычное право. По мере укрепления и расширения государства обычное право становится неудовлетворительной формой в виду неопределённости, медлительности образований и вообще затруднительности регулировать в этой правовой форме возрастающий оборот. Оно уступает дорогу закону и другим формам правообразования. Оно было нежелательным и потому что образование единого обычного права не соответствовало централистским устремлениям императорской власти. Авторитет обычая в силу его долговременного применения значителен, но он не должен был быть сильнее закона.

Параграф 32 титула 3 книги 1 Дигест гласит: если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаями; а если этого нет для какого-нибудь дела, то следует соблюдать наиболее близкое и вытекающее из последнего правило; если и этого не оказывается, то следует применять право, которым пользуется город Рим. Если соблюдать это правило, то не исключены злоупотребления. Каждый будет по-своему понимать эти правила.

(Римские юристы делили право своей страны на публичное и частное. К основным правовым памятникам Рима относятся: Законы 12 таблиц, институции Гая, дегесты Юстиниана.

В XII веке полная кодификация институций, дегест, кодекса и новелл получила название «Свод гражданского права».)

. Римское государство

Я считаю, что с одной стороны политика римского государства по отношению к собственнику земли правильна - если собственник не использует свои земельные участки, то почему же они должны пропадать, пусть они «кормят» того, кто их возделывает. Отрицательная же сторона такой политики в том, что здесь просматривается явное ограничение права собственности и происходит неприкосновенность частной собственности. Для современности, где хозяйственно-правовые отношения намного сложнее, чем в римское время, такая практика неприемлема, особенно в период правового государства и демократии. Сегодня собственник имеет право полного владения, распоряжения и пользования вещью.

Упрочению монархической формы правления в период принципата способствовало то, что первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Власть его в области управления государством - империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Народное собрание утрачивает всякое значение. Разрешение вопросов внешней политики отходит от сената. Сенат лишь механически утверждает предложения принцепса. Магистраты сохраняются, но уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чиновникам.

В период домината император сочетал полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть зависела от армии, приносящей ему присягу, и была главной силой, поддерживающей его восхождение к верховной власти. В состав Совета при императоре входили друзья, единомышленники, союзники императора. Усиливается террор, доводится до предела налогообложение и эксплуатация населения. Идёт непрерывный распад империи.

Римляне доверили власть народу и создали демократическое управление государством

8. Великая хартия вольностей

Великая Хартия вольностей (1215 г.) - результат компромисса между королевской властью (Иоанн Безземельный) и поднявшихся на открытую борьбу феодалов, духовенства, части городского населения и крестьян.

Свободным крестьянам было обещано не обременять непосильными поборами, не разорять штрафами.

Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и купцов, ст. 3 подтверждает за горожанами древние вольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Эта статья говорила о свободе всех купцов, в том числе и иностранных, что было выгодно королю и баронам, и против чего резко и неоднократно выступали горожане. Наконец, ст. 35 устанавливала единство мер и весов, важное для развития торговли.

Иоанн Безземельный, уступив перед вооруженной силой своих подданных, впоследствии отказался от Хартии.

Общее право оправдывало своё предназначение тем, что, во-первых, оно действовало на территории всей Англии. Только монориальные суды судили по «обычаям монора», местным обычаям. Во-вторых, общее право не делало никаких различий внутри прослойки свободных в гражданских делах. Оно являлось в этом отношении привилегией для всех свободных в отличие от крепостных.

Средневековое английское право получило название «общего права», т.к. регулировало строго ограниченный круг обязательственных отношений, вытекавших из договоров, которые были формализованы и подлежали регистрации в Суде.

Суды пользовались «правом страны», т.е. обычным правом, т.к. не было письменных общих источников права.

9. Правовые обычаи области Бовэзи

Сословно-классовая структура общества французского феодального государства XIV-XV вв. включала следующие сословия:

·Духовенство

·Дворянство

·Горожане и крестьяне

Эти сословия подразделялись на высшие, средние и низшие.

Первые два считались привилегированными, что, прежде всего, освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на «третье сословие». Между правами дворян и других свободных людей, существует большая разница. Крепостное состояние двояко. Одни крепостные так подчинены, что их сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют над ними право смерти и жизни, могут держать их в заключении. С другими обращаются более мягко, если только они не провинятся.

Филипп де Бомануар в своем трактате отдает явное предпочтение письменным доказательствам, чем судебной дуэли. Это связано, на мой взгляд, с тем, что на судебной дуэли правят эмоции, а письменные доказательства более реалистичны и объективны. Правовые обычаи Бовэзи настаивают на объективном исследовании дела, поэтому и советуют больше уделять внимания осязаемым (письменным) доказательствам.

В IХ-ХI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - «страна писаного права», так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался «страной обычного права», так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума».

3 ответ. Кутю́мы (от фр. coutume - обычай) - правовые обычаи некоторых провинций, территорий, городов в средневековой Франции, или французское местное обычное право (также называемое публичным) эпохи феодализма. Существовали как в устной форме (преимущественно в северной части страны), так и в письменной - на юге Франции. Различия заключались не только в форме, но и в содержании - на севере кутюмы представляли собой совокупность преобразованного канонического права, грамот, прецедентов локальных судов. На юге - смесь местных обычаев на основе римского права. В XIII веке появились первые письменные сборники При крестьянских восстаниях местные территориальные обычаи - кутюмы, уничтожались, т.к. их отсутствие мешало господам привлекать крестьян к ответственности, т.к. не существовало единого права и на территории разных провинций существовали свои «кутюмы», что в дальнейшем создавало трудности при судопроизводстве.


Конституция - это нормативный акт, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории.

Исходя из этого понятия, следует, что городская хартия - это своего рода конституция города, так как она фиксировала городские вольности. Она строго определяла финансовые и иные повинности городов.

Например, Великая Хартия вольностей Англии XIII века, затрагивает интересы всех слоев общества. В ней оговорены следующие моменты: освобождение баронов от произвола при обложении денежных повинностей, свобода церковных выборов, право иноземных купцов свободно въезжать в Англию и выезжать из нее, вести торговлю и многие другие.

Хотя города Англии имели свои органы управления и суды, государство не представляло им полной самостоятельности, вмешиваясь прежде всего в экономические отношения, процессы торговли и производства. Как следствие такого вмешательства были изданы: Ордонас «О рабочих и слугах», «Статус о рабочих», «Статус о рабочих», «Статус об учениках».

Например в Германии в средние века не существовало общей правовой системы. Население жило по партикулярным правам.

Указанное наказание я считаю, относится к категории позорящих, бесчестящих.

Ст. 9,15-18,30 Хартии вольностей города Лорриса гласит, что никто с жителей Лорриса не будет требовать тальи (тальи с фр. Taille - постоянный прямой налог во Франции XV-XVIII вв, главным образом на крестьянство, взимавшийся в основном в произвольных размерах. Отменен Великой французской революцией), никаких подмог и вымогательств; никто из жителей не будет исполнять барщину, исключая одного раза в год; никто не будет задержан в тюрьме, если только представит поручительство, что явится в суд; каждый может продавать своё имущество и, получив деньги свободно покинуть город, если он не совершит в нём преступление; если человек проживёт больше года в городе, и за ним не числятся, правонарушение он может спокойно оставаться в городе.

По особенностям имущественных прав сказано, что всякий владеющий имуществом не будет лишён никакой его части, если только не совершит проступок, направленный против короля и его подданных.

. Средневековые Монархии

Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как например, у германских и славянских племен).

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1) ее иерархический характер; 2) сословный характер; 3) ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например церковные земли, вообще были изъяты из гражданского Оборота.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Сословное деление феодального общества будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии.

Вассально-сеньориальная монархия (Х-Х111 вв.) - в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

Национально-освободительные мотивы сыграли не последнюю роль в формировании централизованных монархий. Например, установление абсолютной монархии во Франции стало возможным не только потому, что сила крупных феодалов бывших серьёзными противниками королевской власти и централизации управления была подорвана, а буржуазия была ещё недостаточно сильна, чтобы захватить в руки политическую власть. Но и важную роль сыграли известные религиозные войны между католиками и гугенотами. В итоге этих войн (1559-1589 гг.) была перебита значительная часть дворянства, что серьёзно ослабило его силу и способствовало укреплению французских королей.

К 1500 году в Англии, Франции, Германии сложилось правление в форме сословно-представительной монархии.

В Англии сословно-представительная система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем, и знаменовало собой политическую победу сословий над монархией.

Создание в Англии во второй половине XIII века сословно-представительного учреждения - парламента - повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновении монархии с сословным представительством.

Парламент - представительный орган. В данном периоде нельзя не сказать о союзе джентри с молодой буржуазией, который содействовал укреплению парламента и сделал его в последствии главным орудием в борьбе с королевской властью. Он содействовал сохранению самоуправления в графствах и не позволил обессилить парламент.

В Германии развитие сословно-представительной монархии началось в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей империи. Большую роль в этом сыграли ландаги - сословные представительства духовенства, дворянства и горожан.

С конца XII века в Германии начался процесс децентрализации и ослабления императорской власти. А с XIII века фактически начали складываться отдельные центры политической власти и управления. Императорская власть окончательно утрачивает контроль над княжеской. В XIV-XVI вв. Германская империя представляла собой большое число независимых образований (сословно-представительных монархий), не подчиненных императору. Управление Германии сосредоточилось в руках семи курфюрстов - крупнейших светских и духовных феодалов («Золотая булла» 1356 г.).

Во Франции процесс формирования сословно-представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усиления королевской власти, что было неразрывно связано с преодолением феодальной раздробленности.

Литература

1.Борисеевич М.М., Бельчук О.А., Евтушенко С.Г. История государства и права зарубежных стран: краткий учебный курс. - М.: Юриспруденция, 2001

2.Кучер В.В. История государства и права зарубежных стран: Словарь справочник. - Новосибирск: Сибир. соглашение. 2000

.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: История государства и права зарубежных стран. - М., 2002

.Алексеев Н.Н. Идея государства. - 2-е изд. - Спб.: Лань, 2001

Похожие работы на - История государственного права зарубежных стран

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!