Психологическая работа с дошкольниками и их родителями в МДОУ №8 'Солнышко'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,56 Мб
  • Опубликовано:
    2013-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическая работа с дошкольниками и их родителями в МДОУ №8 'Солнышко'

Содержание

1. Краткая характеристика МДОУ №8 «Солнышко»

. Психодиагностическая работа в 4 группе МДОУ №8 «Солнышко»

.1 Особенности психодиагностики дошкольников

.2 Психодиагностическое исследование

. Психологическое консультирование

. Развивающая и коррекционная работа в 4 «А» группе МДОУ №8 «Солнышко»

. Просветительская работа

.1 Просветительская работа

.2 Развитие познавательных процессов в игровой деятельности старших дошкольников

.3 Готовность к школе

Литература

1. Краткая характеристика МДОУ №8 «Солнышко»

Статус учредителя определяет организационно-правовую форму MДОУ Детский сад №8 «Солнышко».

Детский сад находится в г. Берёзовском.

Основные задачи ДОУ:

последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальной комедии, народный балаганный)

поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам

совершенствование артистических навыков детей в плане переживание и воплощение образа, моделирование навыков социального поведения

начальная специализация детей (развитие у них способности к эмоциональной отзывчивости, к сопереживанию, к адекватному проявлению гуманного отношения)

приобщение детей к общечеловеческим ценностям

охрана и укрепление здоровья детей

создание благоприятных условий для полноценного проживания дошкольного детства.

Умелое применение этой программы педагогами детского сада помогает в решении следующих задач:

развитие способностей, заложенных в каждом ребенке

формирование свободной и самостоятельной личности

подготовка детей к обучению в школе

воспитание нравственности и духовности

оказание психолого-педагогической помощи детям и их родителям.

Для реализации основных задач ДОУ имеет право:

устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными;

самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовать образовательную, оздоровительную и другие программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

самостоятельно разрабатывать и утверждать годовой план, расписание занятий;

выбирать формы, средства и методы обучения, развитие и воспитание, учебные пособия; привлекать дополнительные финансовые источники за счет добровольных пожертвований.

В школе-саду имеется пять комнат для групп детского сада с оборудованными санузлом, игровой и спальной комнатой, кабинет заведующей, психологической разгрузки, методический кабинет, музыкальный (одновременно и спортивный) зал, пищеблок, прачечная, общемедицинский кабинет и т.д.

В ДОУ осуществляется комплекс мер, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей, их закаливание, физическая, интеллектуальная и личностное развитие, развитие воображения и творческих способностей ребёнка, становление общечеловеческих ценностей.

Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» Т.Дороновой, В.Гербовой

Дополнительными образовательными программами являются:

«подготовка к школе детей с общим недоразвития речи в условиях специального детского сада» -часть 1, первый год обучения (старшая группа) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

«подготовка к школе детей с общим недоразвития речи в условиях специального детского сада» -часть 2, второй год обучения (подготовительная группа) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

«воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной Г.А.Каше;

«воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (подготовительная группа) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной Г.А.Каше;

Основная общеобразовательная и дополнительные программы реализуются с учетом индивидуализации.

ДОУ организует работу по следующим направлениям развития детей: интеллектуального, художественного, эстетического, физического, нравственного, коррекционного.

Количественный состав организации определяется штатным расписанием, которое пересматривается в начале каждого календарного года.

Основной штат организации определен договором на оказание услуг, в том числе образовательных и составляет 46 человек.

Педагог-психолог:

Основные направления работы психолога в детском саду: диагностика, коррекция, развитие, психологическое просвещение, консультирование. Умение мыслить системно помогает расширить понимание детского симптоматического поведения. Семейный психолог рассматривает ребенка в контексте той системы, в которой он находится. Обычно, это две системы - семейная и социальная. Правила функционирования этих двух систем могут совпадать, а могут различаться, и даже противоречить друг другу. Обе системы могут быть друг для друга фактором как повышающим тревогу, так и понижающим ее. Один и тот же ребенок, находясь в системах с разными правилами, может демонстрировать разное поведение.

Разница семейных правил и правил ДОУ сказывается на адаптации детей. Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Очень важное умение, которое осваивает ребенок, адаптируясь к детскому саду, - это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях. И здесь типичная проблема, с которой родители обращаются за консультацией - это «просьба переделать ребенка» - «он НЕ такой». Тревожные родители часто не способны отличить, какое поведение является нормой, обусловленной возрастными особенностями, а что является следствием нарушенных детско-родительских отношений. Чаще всего неполадки в семейной системе отражаются на поведении ребенка.

Одна из обязанностей психолога ДОУ - наблюдение за детьми и сопровождение их в течение адаптационного периода. Уже с первых дней пребывания ребенка в саду я знакомлюсь с родителями. Мы пытаемся спрогнозировать, какой будет адаптация, с какими трудностями может столкнуться именно этот конкретный ребенок. Существует набор стандартных факторов, влияющих на адаптацию ребенка к детскому саду. Это степень овладения ребенком навыками самообслуживания и общий уровень развития ребенка. Будучи семейным психологом, я также обращаю внимание и на параметры семейной системы, в которой находится ребенок.

Наиболее часто встречаются семьи с перевернутой иерархией: на вершине ребенок, наделенный большим количеством власти. Как правило, это дети - «домашние тираны». Они не отпускают родителей из вида ни на минуту, потребляют все их свободное время - это основная, наиболее часто встречающаяся жалоба родителей. Вместе с этим, в коллективе такие дети себя чувствуют неуютно, часто с ними не хотят играть, или они сами не умеют выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.одной из таких семей мне удалось поработать. Мама обратилась по поводу рвоты у девочки (4,5 лет) по утрам. Ребенку тяжело расставаться с мамой, несмотря, на то, что в детский сад она ходит уже не первый год. Маме было предложено провести работу с девочкой в рамках недирективной игровой терапии. К моему удивлению симптом исчез после первой же сессии. Метод недирективной игровой терапии имеет много возможностей для проработки детских переживаний, но не имеет возможности влиять на детско-родительские отношения. Многие игры, которые отыгрывал ребенок в «специальное время» стали понятны благодаря консультированию ее мамы. Она ожидала рождения второго ребенка и, в течение месяца, должен был состояться переезд на новую квартиру. Эти стрессовые факторы снизили адаптивность семьи, усилив процессы слияния между матерью и дочерью. Я работала над снижением тревоги у мамы и ребенка. Мамину тревогу удалось нормализовать. На сессиях девочка проигрывала ситуацию «спасения». Вследствие проведенной работы с ребенком и мамой, у женщины уменьшилось чувство фрустрации по отношению собственной дочери. В своих рассуждениях она перешла от логики обвинения к системному взгляду на проблемное поведение ребенка.

В учреждении, в котором я работаю, существует Консультативный пункт. Психолог и логопед проводят занятия с детьми и родителями, консультируют их по вопросам развития. Преимущество в адаптации детей, посещающих Консультативный пункт перед садом, очевидно. Но и эта форма работы не дает абсолютной гарантии, что ребенок сможет быстро и легко адаптироваться в детском саду. Когда малыш регулярно начинает посещать детский сад, у него и его родителей возникает много сильных чувств. Тревога и страх - неизбежные спутники адаптационного процесса. В дисфункциональной семье мама не в состоянии справиться со своими чувствами и помочь справиться ребенку.

Наряду с вопросами адаптации, одна из задач работы психолога в ДОУ, как уже говорилось в начале - это развитие и коррекция психических функций ребенка. Консультирование родителей по итогам диагностических процедур, скринингов, индивидуальных занятий является одним из способов привлечения внимания родителей к трудностям ребенка и мотивации их на совместную работу с психологом. К сожалению, часто родители не имеют мотивации работать над проблемами семьи, им проще находиться в позиции «жалобщика». Родителям, которые способны сформулировать запрос, например, «Хочу научиться общаться с ребенком», я предлагаю Тренинг детско-родительского взаимодействия. Эта форма работы позволяет родителям обучиться навыкам терапевтической игры, способам управления поведением ребенка. А так же помогает в семьях со спутанной иерархией выстроить функциональные модели общения, создать семейные правила.

Как правило, с родителями в детском саду идет краткосрочная работа. Они мало мотивированы на долгосрочную психотерапевтическую работу. Но и краткое участие семейного психолога в образовательном, воспитательном и развивающем процессе ребенка приносит результат.

Должностные обязанности.

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия воспитанников.

Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Определяет факторы, препятствующие развитию детей, и принимает меры по оказанию детям различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

Оказывает помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентирования педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует педагогов по вопросам практического применения психологии, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей

Конечно, у педагога и психолога разные функции, задачи и методы, но предмет их профессиональной деятельности один - ребенок. Для психолога главное - обеспечение психического и психологического здоровья. Основу первого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Термин же "психологическое здоровье" трактуется более широко и подразумевает духовное развитие человека, проявляющееся в самоактуализации и ориентации на гуманистические ценности.

Та же мысль проводится и в ряде программных статей и нормативных документов, но уже в отношении деятельности воспитателя детского сада. Так, в "Положении о дошкольном учреждении" указано: "Основная цель каждого дошкольного учреждения - создание оптимальных условий физического, психического и личностного развития своих воспитанников". А далее подчеркивается, что воспитательными задачами являются укрепление физического и психического здоровья, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, обогащение социальных контактов детей. Н. Михайленко, Н. Короткова также считают, что основная задача воспитателя в русле гуманизации дошкольного образования - обеспечение полноценного развития ребенка и его психологического благополучия, психологической защищенности и эмоционального комфорта.

Таким образом, цель деятельности психолога и педагога в детском саду формулируется сходно. Ее достижение возможно лишь в ситуации полноценного взаимодействия воспитателя и психолога, построенного по принципу взаимообогащения. Психолог разрабатывает рекомендации педагогу. А педагог формулирует ему запрос, исходя из проблем и задач педагогической практики, обогащает информацию, полученную психологом, данными собственных наблюдений. Ведь воспитатель наблюдает ребенка каждодневно, в разнообразных ситуациях, что дает ему возможность заметить многие особенности его поведения и своевременно обнаружить зарождающиеся психологические трудности. Этот момент особенно важен в ситуации, когда все больше детей имеют серьезные проблемы в развитии. Не имея представления о задачах, направлениях и методах деятельности психолога, воспитатель не сможет реализовать его рекомендации в работе с детьми и родителями, вовремя заметить проблему в развитии воспитанников и сформулировать психологу запрос.

Итак, курс "Детская практическая психология" поможет педагогу продуктивно сотрудничать с психологом и достигать общей цели - укрепления психологического здоровья ребенка. Сам же факт такого сотрудничества между работниками детского сада является одним из важнейших критериев оценки работы дошкольного учреждения.

По роду своей педагогической деятельности воспитатель нередко выступает как практический психолог. Ведь он взаимодействует с детьми постоянно, и нередко от него требуется быстрое решение психологической проблемы, например оценить состояние ребенка, понять причину его поведения.

По мнению практиков, новые педагогические технологии, например ТРИЗ, "буксуют" именно потому, что воспитатель не может их психологически осмыслить. В целом же одним из принципов программно-методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном учреждении является его адекватность особенностям психического развития ребенка. Изучая же условия воспитания с точки зрения их развивающего или "тормозящего" влияния на психику ребенка, будущий педагог учится осмысливать свой опыт, рационально организовывать предметно-развивающую среду, намечать перспективу развития воспитанников, оценивать новые программы, методики и правильно их использовать.

2. Психодиагностическая работа в 4 группе МДОУ №8 «Солнышко»

.1 Особенности психодиагностики дошкольников

Психологическая диагностика - основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста - постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий - психодиагностические методики.

Психодиагностические методики - это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе.

Под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических явлений и закономерностей.

В настоящее время в мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом:

1.      Методы психодиагностики на основе наблюдения.

2.      Опросные психодиагностические методы.

.        Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ деятельности и поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

.        Экспериментальные методы психодиагностики.

Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием. Кроме этого используются: анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

В раннем возрасте психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов. Используются наблюдения в естественных и экспериментальных условиях.

Наблюдения включают два основных объекта - детей и среду, в которой дети находятся, - и преследуют следующие цели:

- получить информацию о развитии каждого ребенка;

понять темперамент каждого ребенка;

понять взаимодействие детей как группы и восприятие отдельными детьми друг друга внутри группы;

оценить, в какой степени воспитатели и среда соответствуют индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку, возможность заниматься с игрушками («возьми какие, хочешь игрушки и поиграй»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовывать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно тс игрушки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций психолог наблюдает за координацией движений, состоянием моторики.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка проводится специальное обследование с помощью игрушек. Например:

Доска Сегена №1. Предлагается детям с трех лет, представляет собой доску с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры.

Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Устанавливаются способности объединять предметы по общему признаку (простейшее обобщение), фигуры могут быть использованы для проверки счета, построения по образцу.

Матрешки. Ребенку предлагается разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляется понимание инструкции, разумность действий, учет размеров матрешки.

«Мисочки». Выявляется уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.

Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуется наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.

Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.

Рекомендованный игровой материал является примерным образцом. Главное требование к нему: он не должен быть случайным, бессистемным. Порядок предъявления заданий предусматривает чередование легких и трудных заданий.

Этапы психодиагностики дошкольников.

1. Подготовительный этап:

- составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации (карты развития ребенка) и беседы с медицинским работником;

составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

составление педагогического анализа (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и сотрудниками, взаимодействующих с ребенком;

составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями.

2. Адаптационный этап:

- знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

- тестирование или другой метод диагностики.

4. Интерпретационный этап:

- составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5. Заключительный этап:

- констатацию результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Правила психодиагностики дошкольников.

1.Подбирать методики в соответствии с его возрастом.

.Строго следовать инструкции.

.Не изменять стимульный материал.

.Заинтересовать ребенка, не пытаться работать с ним через силу.

.Наблюдать за ребенком во время обследования (реакция его на ситуацию обследования, его активность, интерес, степень расторможенности, напряженности, страхи, тревогу).

6.Проводить количественную и качественную обработку,

сопоставляя данные, полученные по разным методикам.

7.Интерпретация результатов может быть сделана только на основе всей диагностики.

Методика проведения психодиагностики и интерпретация ее показателей.

В начале собеседования нужно установить контакт с ребенком (глаза в глаза), лучше сесть не напротив, а рядом с ребенком. Предоставить вначале ребенку свободный выбор сфер деятельности (игра, рисунок, общение).

В ходе обследования чередовать деятельность, на основе которой построены тесты (общение - конструирование - движение - рисование). Регламентировать время обследования от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребенка. Следует регламентировать интеллектуальную нагрузку. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) тестов (не более трех в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных).

Необходимо регламентировать личностно-эмоциональную нагрузку. Она обеспечивается количеством проективных тестов в диагностическом комплекте (не более 2-х в одной процедуре) с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных. Помощь ребенку оказывается только при осложнении в процедуре обследования (тревожность, аутичность и др.)

После проведения обследования психолог проводит сложнейшую интеллектуальную операцию - интерпретацию - это проникновение во внутреннюю сущность процессов развития, конкретного ребенка, как он познает и воспринимает окружающий мир, других людей и самого себя, как происходит становление его индивидуальности.

Спецификой анализа результатов психологического обследования является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический статус ребенка на момент обследования (актуальный уровень развития).

Анализируя полученные данные (количественно и качественно) важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики ребенка (познавательными способностями, его личностными качествами и характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психики конкретного ребенка, а также причины недостатков и отклонений в его развитии. Например: неуспешность в учебной деятельности может быть связана с отставанием познавательного развития, а может с высокой тревожностью или замедленным темпом развития. Анализ результатов представляет собой систему размышлений специалиста над «протоколами». Правильная диагностика - первый шаг в организации коррекции психических отклонений. Диагностика должна помогать развитию ребенка, служить задачам индивидуализации его обучения и воспитания.

Таким образом, психологическая диагностика определяется как наука о конструировании методов измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Причем под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических явлений и закономерностей. Возможности использовать все многообразие психодиагностических методик при обследовании детей дошкольного возраста ограничены. Поэтому диагностика психического развития ребенка осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием, а также анкетированием, беседой, анализом продуктов детской деятельности. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка может быть проведено специальное обследование с помощью игрушек. Таким образом, психодиагностика ребенка дошкольного возраста может и должна проводиться в игровой форме, т. е. так, чтобы ребенок чувствовал себя легко и непринужденно.

2.2 Психодиагностическое исследование

Цели психодиагностического исследования: изучение тревожности дошкольников и особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Задачи: 1. Определить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. 2.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей. 3. Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. 4. Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Для исследования применялись следующие методы:

рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи”;

методика «Выбери нужное лицо»;

анкета для родителей

Исследование проводилось на базе МДОУ №8 г. Берёзовского. Было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Тест Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.

Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка) и выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

.Эмоциональное напряжение и дистанция.

.Дискомфорт.

.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявляются уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30%).

В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка - улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50%). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20%). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

После того, как дети нарисовали семью, был предложен ряд вопросов, ответы на которые позволили выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

физическое наказание;

отсутствие общения с родителями;

неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

общение с ребёнком на повышенных тонах.

Результаты теста представлены в диаграмме 1.

Условные обозначения:

 - высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)

- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)

- низкий уровень детско-родительских отношений (6 детей)

По результатам этого теста можно судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

Итак, было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

В результате предшествующей диагностики я предположила, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

Методика «Выбери нужное лицо» (Диагностика тревожности ребенка)

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см. (Приложение 1).Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребенка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом - печальное.

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность.

  

Рис. 1                                              Рис.2

  

Рис. 3                                              Рис. 4

  

Рис.5                                               Рис.6

  

Рис. 7                                              Рис. 8

  

Рис. 9                                              Рис. 10

  

Рис. 11                                            Рис. 12

  

Рис. 13                                            Рис.14

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию - разъяснение следующего содержания:

К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

К рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

К рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

К рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

К рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе (табл. 1).

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

ИТ = Количество эмоционально негативных выборов / 14 * 100%

. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.

. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.

В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис.4 (одевание), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.

Таблица 1. Протокол к методике «Выбери нужное лицо»

Имя ребенка:____________ Возраст ребенка:__________ Дата проведения обследования:_____________

Номер и содержание рисунка

Высказывания ребенка

Выбор лица



веселое

печальное

1. Игра с младшими детьми




2. Ребенок и мать с младенцем




3. Объект агрессии




4. Одевание




5. Игра со старшими детьми




6. Укладывание спать в одиночестве.




7. Умывание




8. Выговор




9. Игнорирование




10. Агрессивное нападение




11. Собирание игрушек




12. Изоляция




13. Ребенок с родителями




14. Еда в одиночестве.




 


Высокий уровень тревожности обнаружен почти у половины детей (49%), низкий - у 25% детей и средний - у 26% воспитанников.

Анкета для родителей

Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.

Методика проведения: Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили выявить уровень их знаний.

Вопросы анкеты:

.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?

.Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?

.Является ли Ваш ребёнок “кумиром семьи”?

.Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные “Почему”?

.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

.Решаете ли вы с ним его проблемы?

Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13%) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.

Двадцать человек (67%) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.

У троих родителей (10%) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10%) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

Анализ результатов исследования

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

·   детские отношения к родителям;

·   знания родителей о воспитании ребенка;

·   родительские отношения к детям.

Высокий уровень - характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

Низкий уровень - характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.


Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

Причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

·   у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

·   ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

·   дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

·   в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Рекомендации.

Родителям нужно проводить больше времени со своими детьми, заниматься общим делом, играть. Просто быть рядом, и поддерживать своего малыша в его начинаниях и взглядом и словом. Не в коем случае не отстраняться, и стараться быть другом для него. Уделять больше внимания, дарить доброту, ласку и конечно же любовь.

3. Психологическое консультирование

Конспект консультационной беседы.

За помощью обратилась Зенкевич Ольга Александровна, мама Зенкевича Павла, из 5-ой группы МДОУ №8 «Солнышко». Ольга Александровна год назад родила дочь Светлану. А Паше сейчас всего 3 года. Получилось, что детки погодки.

Я рассмотрела цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые я должна выявить во взаимодействии с ним. В своём движении нужно достичь профессиональной цели сотрудничать, взаимодействовать с клиентом в любом направлении.

Характером вопроса послужила ревность старшего ребёнка к младшему.

Главной задачей психоанализа является помощь в осознании конфликтной ситуации, при которой бессознательные влечения не признаются сознанием.

Ольга Александровна должна самостоятельно или в сотрудничестве со мной точно сформулировать проблемы, которые побудили его обратиться к за психологическими услугами. Результатом сотрудничества является Техническое задание, содержащее всю согласованную исходную информацию, которой достаточно для профессиональной работы Психолога.

Используется принцип конфиденциальности означает, что любой матери ал не подлежит сознательному или случайному распространению, чтобы избежать компрометации кого бы то ни было -испытуемого, практического психолога, руководителя и пр.

Внимательно наблюдая за психическим и эмоциональным состоянием Ольги Александровны, я послушала её проблему. О.А.: «Имеется двое детей. Три года и год. Старший очень ревнует и ревность эта только усиливается. Я стараюсь уделять ему больше внимания, но получается фигово (Прежде всего потому что мне не удается элементарно побыть с ним одним. Младший ребенок еще слишком мал, элементарно ухода за ним больше. Старший постоянно обижает младшего, отнимает игрушки, повторяет все, любой примитив. Говорим как его любим, как ему хорошо что он старше и сколько ему можно и т.д., Надоедает, ругаем, наказываем... В последнее время все чаще срываюсь. Причем сколько бы ему внимания не было, ему все равно мало.

Мои комментарии и советы по сложившейся проблеме.

Не драматизируйте ситуацию - подобная реакция весьма типична. Но если со стороны родителей последует бурная реакция или суровое наказание, у старшего ребенка негативные чувства могут только закрепиться. Гораздо лучше спокойно и твердо побеседовать с ребенком о его переживаниях, о том, что он может нанести вред малышу, а затем срочно начинать привлекать его к уходу за братиком или сестричкой, учить его любить и заботиться о другом существе. С появлением новорожденного придется себя контролировать, чтобы не слишком им восхищаться в присутствии старшего ребенка. Родителям стоит выработать общую линию поведения и донести ее до бабушек и других родственников, чтобы те с порога не восклицали: "А где наш маленький? У меня для него подарочек". До 10 лет ребенок очень подвержен внушению. Поэтому если все время повторять: "Он такой добрый мальчик, он так любит свою сестричку", ребенок так себя и поведет. А вот если вы будете твердить: "Она не любит братика, потому что ей меньше уделяют внимания", то малышка может воспринять эти слова как аксиому.

Почаще хвалите старших детей, их действия и поступки, т.к. первенцы порой начинают себя недооценивать после рождения второго ребенка. Дайте почувствовать старшему ребенку, что вы его любите. Любовь проявляйте самыми разнообразными способами: хвалите ребенка, уделяйте ему время и внимание, дарите маленькие подарочки, обнимайте, целуйте, берите на руки. И обязательно привлекайте старшего ребенка к помощи в присмотре за новорожденным. С энтузиазмом предлагайте ему: "А вот сейчас мы вместе с тобой". Как если бы речь шла об очень интересном деле. Попробуйте и у вас обязательно всё получится.

Ольга Александровна, ушла наполненная позитивам и готовая к хорошим совершениям. Так же она меня поблагодарила, за то что её выслушали и скорее всего помогли в действительности решить проблему.

Спустя месяц после консультации, она мне позвонила и сказала ещё раз спасибо. Её ситуация изменилась в лучшую сторону, а проблем между детьми, просто не имела места быть. Старший ребёнок с удовольствием проводит время с младшей сестрёнкой.

4.   Развивающая и коррекционная работа в 4 «А» группе МДОУ №8 «Солнышко»

 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Цель коррекционной программы:

создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений;

апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

Задачи:

формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни.

формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

·   пропедевтический;

·   вводный;

·   развивающий;

·   контрольно-оценочный. На формирующем этапе в исследовании приняло участие 20 родителей и 20 детей.

Программа коррекционной работы

ЭТАПЫ

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

1.Пропедевтический этап. Цель: - снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; повышение уверенности в собственных силах; - устранение отрицательных эмоций (одно занятие).

 Совместные детско-родительские занятия 1. Знакомство с родителями и детьми в круге: Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.). 2. Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию. (“Комплименты”, “Волшебный клубок”).

2. Вводный этап. Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями. (три занятия).

1.Изучение психолого-педагогической литературы: (Мухина “Шестилетний ребёнок”). 2.Просмотр видеофильма: “Шестилетка, каков ты?” 3.Родительское собрание на тему: “Мы и наши родители. Семейные линии”.

1.Проведение этических бесед на темы: “Семейные праздники”, “Как быть вежливым”. 2.Рисунки детей, отражающие семью и каждого родителя в отдельности. 3.Составление рассказов о семье.

3. Развивающий этап. Цель: Формировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям. Способствовать устранению тревожности у детей через совместную деятельность с родителями. (4 занятия)

1. Дискуссии: «Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?», «Как наши страх становятся страхами наших детей?». 2.Создание и разрешение педагогических ситуаций 3. Составление характеристик на своего ребенка

1. Упражнение «Расскажи свои страхи» 2. Рисование на тему «Расскажи свой страх»


Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. Психологические игры: “Сиамские близнецы”, “Слепой и проводник”.

4.Контрольно-оценочный этап. Цель: Анализ взаимоотношений, Эмоционального контакта между детьми и их родителями. (2 занятия)


Ход коррекционной работы:

Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры.

Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное.

На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.

Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.

Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят “Новый год” и “День рождения”. Руслан М. сказал: “Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца”.

На третьем этапе все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка.

Для выявления детских страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто с детьми провели упражнение “Расскажи свои страхи”. Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Руслан М. сказал: “Я не знаю, чего я боюсь!”. В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие.

На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Вадим К. вместе со своим папой. После изготовления поделок была организованна выставка.

В играх также участвовали все с удовольствием. Только маме Игоря Р. показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.

В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.

На четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

Папа Вадима К. сказал: “Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой”.

Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей.

В результате мы провели спортивный праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.

Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Ани К. сказала: “Мы все стали одной большой дружной семьей”.

Таким образом, коррекционные занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми - они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.

С целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был проведен контрольный этап по тем же методикам исследования.

Анализ полученных результатов убедил нас, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях.

На низком уровне детско-родительских отношений осталась одна семья из двадцати; 14 (70%) семей перешло на высокий уровень детско-родительских отношений; 5 (25%) семей - на средний уровень

Условные обозначения:

 - высокий уровень детско-родительских отношений

- средний уровень детско-родительских отношений

низкий уровень детско-родительских отношений

Из результатов диаграммы мы видим, что произошла тенденция к улучшению детско-родительских отношений, у большинства детей тревожность снизилась до оптимального уровня. Одна (5%) семья Игоря Р. Осталась на низком уровне детско-родительских отношений, но улучшение заметны и в этой семье. Игорь стал добрее по отношению к другим детям, более открытым, весёлым.

Для того, чтобы снизить уровень тревожности ребенка, необходимо, во-первых, выяснить, какие ситуации вызывают тревогу у ребенка, а, затем в игровой форме показать ребенку, что этой ситуации не стоит бояться, помочь ребенку преодолеть свои страхи и тревоги.

5.   Просветительская работа

 

5.1 Просветительская работа

«Лист информации» для родителей

Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

В этом возрасте на развитии ребенка сказывается ближайшая перспектива поступления в школу. Все большие требования и дома, и в детском саду предъявляют к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявлениям. Под влиянием соответствующих упражнений, соответствующей деятельности уровень психического развития повышается.

У будущих первоклассников уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Дети этого возраста хорошо овладевают бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах и т.п. Умение и способность ребенка выполнять эти довольно сложные виды движений не означает, что он также успешно будет выполнять и тонкокоординированные движения пальцев, рук.

В этом возрасте еще далеки до окончательного завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания и кровообращения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в дошкольном возрасте, а для других процессов этот период наступит позже. Усиливается регулирующая функция коры головного мозга - дошкольники уже не столь импульсивны и несдержанны, как в раннем детстве, могут тормозить свои непосредственные побуждения. К семи годам вес мозга достигает в среднем 1350 грамм.

Физическое развитие создает необходимые условия для большей самостоятельности ребенка, для усвоения им новых форм общественного опыта в процессе воспитания и обучения.

Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Место, занимаемое дошкольником среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего детского возраста.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.

Характерна тяга детей к словесному общению со взрослыми и сверстниками. Их словарный запас значительно возрастает. В процессе общения дети овладевают грамматическим строем языка, учатся связно излагать мысли, использовать выразительные средства языка. Очень заметно совершенствуется мышление, оно конкретно, наглядно. Но можно наблюдать и элементарные проявления абстрактного, рассуждающего мышления.

5.2 Развитие познавательных процессов в игровой деятельности старших дошкольников

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого, как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не столько свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда - возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего и среднего дошкольного возраста, игры отличаются разнообразием тематики, правил. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших и средних дошкольников, заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Т.е. ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью (камешек - это хлеб, палочка - человечек). Кроме того, он может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, изменяются содержательная сторона интеллекта и другие человеческие способности.

В игре ребенок ориентируется на свойства предметов-заместителей. После того, как ребенок дает свое название предмету, он начинает действовать с ним в соответствии с его новым названием. Если палка превратилась в ружье, то из него стреляют, если в коня, - на нем скачут.

Вхождение в игровую ситуацию является условием различных форм умственной деятельности ребенка. Он учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т.д. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями. Выбранная вещь выступает как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумевающемся предмете и как опора для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Первоначально действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы, постепенно ребенок переходит к внутренним умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых действий.

Ролевая игра - это своеобразная форма приобщения ребенка к жизни. В игре малышу впервые открываются отношения, объективно существующие между людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Последовательное исполнение определенных ролей дисциплинирует играющих детей. В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимает самосознание ребенка, формирует самостоятельность, способность к сопереживанию, способность следовать за группой.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений. Впервые появляется лидерство, у детей развиваются организаторские умения и навыки. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательными моментами для детей становятся выигрыш и успех. Именно в таких играх формируется и закрепляется у детей мотивация достижения успеха.

В игре дети с большой легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей. Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому-либо их сверстников. Игра становится уже предлогом для активного общения. Действовать совместно с другим ребенком не так-то просто без социальных навыков общения. Чтобы наладить отношения и не потерять расположения сверстника, ребенок ищет путь к взаимопониманию. Некоторое «легкомыслие» в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются стремлением освоить человеческие отношения. Заводя новые и новые приятельские отношения, ребенок открывает для себя множество поведенческих форм, которые дают ему известную свободу в группе знакомых сверстников.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель - сосредоточить внимание, запомнить и припомнить - выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для себя картинки не более 6-8 секунд, в то время как старшие дошкольники способны сосредотачивать внимание на одном и том же изображении 12-20 секунд. В старшем дошкольном возрасте уже наблюдаются значительные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, это зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. В конце дошкольного возраста формируется возможность все более длительного произвольного управления вниманием.

В старшем дошкольном возрасте появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, являются сюжетно-ролевые игры.

Воображение у детей выполняет две функции:

познавательно-интеллектуальную. Благодаря этой функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи;

аффективно-защитную. Эта функция позволяет воображению предохранить легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Игра оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. К концу дошкольного детства обогащается словарь и совершенствуется грамматический строй речи, осуществляется переход от ситуативной к контекстной форме речи, понятной вне ситуации; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических действий; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.

К 5-6 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. К шести годам лексикон ребенка состоит примерно из 14000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. Появляются первые развернутые формы диалогической речи, появляется и развивается развернутое монологическое высказывание, отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.

Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.

Таким образом, все познавательные процессы развиваются и совершенствуются в игровой деятельности ребенка.

5.3 Готовность к школе

В подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старших группах детского сада. Но она должна представлять собой не попытку оказания скорой помощи, а опираться на все предшествующие достижения в психическом развитии. Не может быть ничего вреднее, чем загромождение памяти детей большим количеством разрозненных сведений или механическое вдалбливание навыков чтения и счета. Совсем другое дело, когда дети получают обобщенные и систематизированные знания, когда их обучают ориентироваться в новых областях действительности (в количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка) и организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются такие начатки теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность в будущем сознательно усваивать любые знания.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость); концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальную зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

По современным неврологическим представлениям к шести годам происходит важный перелом в морфологическом и функциональном развитии головного мозга. Вес мозга шестилетнего ребенка составляет примерно 90% веса мозга взрослого человека. Степень сформированности различных областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка к соответствующим показателям мозга взрослого человека. Повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий мозга условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры. Т.е., мозг к этому времени, как правило, является достаточно созревшим для усвоения и переработки значительной по объему и относительно сложной информации, готовым для выполнения новой для него учебной деятельности.

У детей шестилетнего возраста следует отметить общую тенденцию - постепенный переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам.

Память шестилетнего ребенка отличается высокой степенью механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного повторения). Известно, как легко эти дети запоминают стихотворения, сказки. Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание пока еще остается доминирующим видом запоминания. Дети еще не умеют управлять своим запоминанием, некоторые из них даже не понимают, что означает требование взрослых запомнить. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно, что произвело сильное впечатление. Увеличивается объем запоминаемого материала. Образная память пока еще преобладает над словесно-логической, несмотря на заметное развитие последней.

Готовность ребенка к школе, к овладению учебной деятельностью является результатом его полноценного развития в период дошкольного детства.

Литература

1.   Воспитание и обучение в детском саду./ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М., 1976.

2.      Дубровина И.В. и др. Психология. - М., 2003.

.        Лебедева С.А. Детская практическая психология. - Шуя, ШГПУ, 2003.

4.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.

5.      Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М., 2005.

.        Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М., 1996.

.        Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЕК”, 2000.

.        Основы психологии: Практикум / Ред. - сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д., 2003. Прихожан А.М.

.        Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.,2000.

10.   Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб., 2006.

11.    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И. Рогов. - М., 2006.

.        Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.-СПб.,2000.

.        Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

.        Степанов С.С. Психологический словарь для родителей.-М.,1996.

.        Столяренко Л.Д. Психология. - СПб., 2006.

.        Фромм А. Азбука для родителей / Пер. И.Г. Константиновой. - Л., 1991.

.        Эльконин Д.Б. Психология игры - М., 1978.

Похожие работы на - Психологическая работа с дошкольниками и их родителями в МДОУ №8 'Солнышко'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!