Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме 'Великая тайна воды'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    221,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме 'Великая тайна воды'

Содержание

Введение

Глава I. Манипуляция общественным сознанием (Литературный обзор)

§1. Манипуляция общественным сознанием

§2. Этапы манипулятивного воздействия

§3. Мишени психологического воздействия

§4. Виды манипулирования

Глава II. Манипулирование общественным сознанием в фильме «Великая тайна воды»

§1. Описание метода исследования фильма «Великая тайна воды»

§2. Исследование фильма «Великая тайна воды» на предмет манипуляции общественным сознанием

§3. Выявление мишеней манипуляции в фильме «Великая тайна воды»

§4. Этапы манипуляции в фильме «Великая тайна воды»

§5. Приёмы манипулирования в фильме «Великая тайна воды»

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Российские телезрители уже привыкли к фразам из рекламных роликов о новых чудо-технологиях, новейших достижениях учёных и передовых разработках медиков, и на подобные высказывания у многих сформировался своего рода иммунитет. Но в последнее время на российском телевидении с устойчивой регулярностью стали появляться те же сообщения с теми же, только неочевидными, целями, но под видом научно-популярных фильмов. В этих «произведениях кинематографического искусства» авторы активно используют различные манипулятивные технологии.

Телевидение сегодня самый массовый сектор СМИ в России, поэтому оно является весьма эффективным каналом распространения манипулятивных действий в отношении общественного сознания.

Манипуляции в лженаучных фильмах имеют свои особенности, по сравнению с остальными манипулятивными актами. Казалось бы, зачем создавать, научно-популярное кино с псевдонаучным содержанием. Какой в этом смысл? Есть несколько причин этому явлению, и две основные приведены ниже.

Массового зрителя интересует сегодня разные паралогические феномены - мистика, чудо, ясновидения, предсказания, НЛО и т.п. Это имеет свои объяснения, чему посвящено много трудов по социологии и психологии. И так вышло, что реальная наука, как менее эффектная, отодвинулась в зрительских предпочтениях на задний план. А в условиях рынка, телеканалы в борьбе за рейтинги производят продукт, соответствующий зрительским запросам.

Но есть и вторая причина - внедрение псевдонаучных знаний в общественное сознание, когда фильм является частью манипулятивной системы, неким инструментом манипуляции. Цели таких манипуляций могут быть самыми различными - от коммерческих до политических. Также производство фильмов процесс дорогой, а когда в этом процессе присутствует политический или, тем более, коммерческий интерес, то расходы ложатся на плечи заказчиков, в то время, когда на «белые» научно-популярные проекты нужно либо самостоятельно выделять средства, либо ждать помощи государства.

Особенностью манипулятивных лженаучных фильмов является то, что зритель садится перед экраном телевизора с целью увидеть научно-популярный фильм, а манипуляторы под этим «соусом» проводят своё воздействие, конечная цель которого никак не связана с наукой. Когда мы наблюдаем манипулятивные технологии, склоняющие к приобретению какого-то товара в рекламном ролике, мы отдаём себе отчёт, что рекламный ролик предназначен для продвижения товара. Здесь же манипулятивная функция и функции «для прикрытия» различаются радикально.

Манипуляция, как таковая, уже давно и довольно-таки хорошо изучена исследователями из разных областей наук. Но труды по изучению манипулирования общественным сознанием в лженаучных фильмах если и есть, то их крайне мало. Поэтому, на фоне частого появления таких фильмов на экранах российского телевидения, их исследование становится актуальной задачей.

Объект исследования. Объектом данного исследования стал фильм отечественного производства «Великая тайна воды» 2006 года. Этот выбор объясняется широкой известностью его среди населения. Более того, ему присудили престижную в России премию ТЭФИ в трёх номинациях и премию «Лавр» в номинации «Лучший научно-популярный фильм».

Авторы фильма продвигают в массы теорию о наличии у воды абсолютно уникальных свойств, использование которых может повлиять на жизнь людей в позитивном или в негативном ключе. Наличие у воды некой структуры, на которую можно воздействовать физически и эмоционально, позволяет этому веществу иметь широкий спектр свойств: влиять на здоровье людей, гореть, иметь память, влиять на развитие растений, формировать климат. А так как учёные научились искусственно структурировать воду, то у них в руках оказываются новейшие технологии в области медицины, сельского хозяйства, энергетики и управления погодой.

Гипотезу, по фильму, поддерживает множество учёных, врачей, представителей религиозных конфессий. Также положения теории подтверждаются историческими событиями, а сама теория объясняет многие сказания и мифы.

В фильме используются исключительно качественные съемки, современные технологии компьютерной графики.

Социальные последствия фильма. Широко проанонсированный фильм был показан по центральному телевидению в прайм-тайм. В сознании многих зрителей информация, полученная из фильма, позиционировалась как научная. Отмечались инциденты, когда учителя физики, химии и биологии показывали фильм в качестве просветительского во время уроков в школе. В продаже появилась структурированная вода, различные приборы для её структурирования. Сам фильм был удостоен престижной российской телевизионной премии ТЭФИ в трёх номинациях.

Научная оценка фильма. Комиссия по борьбе с лженаукой при Российской Академии Наук, сразу после выхода фильма признала фильм несущим псевдонаучные знания. В «бюллетени в защиту науки» председатель комиссии Э.П. Кругляков негативно отозвался об авторах и псевдоучёных, участвующих в этом фильме:

«В апреле 2006 г. на канале “Россия” после шумной рекламной кампании воскресным вечером был показан фильм “Великая тайна воды”. Ничего не скажешь, фильм снят мастерски. Показаны нетронутые цивилизацией уголки нашей Земли. Все это выглядело очень красиво. И вот на этом фоне весьма специфические “ученые” плетут всяческие небылицы о том, как вода реагирует на музыку Моцарта и Бетховена (если быстро заморозить воду после прослушивания такой музыки, образуются очень красивые кристаллики льда), и как она реагирует на хард-рок, на бранные слова (образуются безобразные кристаллы). Утверждалось, что вода помнит абсолютно все! Несчастная! Даже страшно подумать, сколько мерзостей, встретившихся за всю историю Земли ей приходится помнить и даже сколько нечистот довелось ей смыть… А один профессор-циник, осознавший, что на науке сегодня много не заработаешь, вещал о том, что вода может гореть. Надо сказать, организаторы этого шоу заполучили в фильм действительно известного ученого, лауреата Нобелевской премии К. Вютриха. На мой вопрос, как он попал в этот фильм, он ответил, что сам был немало удивлен, когда к нему приехала в Сан Диего (США), где он в тот момент находился, команда Российского телевидения и более часа снимала интервью о воде. Увы, К. Вютрих потребовался авторам фильма совсем не для того, чтобы узнать у него, что знает наука о воде. В фильм были включены три малозначительных фрагмента его интервью продолжительностью около двадцати секунд каждый. Вютрих потребовался для того, чтобы добавить солидности этому постыдному шоу».

Предмет исследования. Фильм «Великая тайна воды» в данной работе исследовался на предмет манипулятивных технологий и их элементов, применяемых авторами - это стратегии, тактики и приёмы.

Методы исследования. В работе используется общенаучный метод анализа и синтеза, структурный анализ и элементы контент-анализа.

Теоретическая основа исследования. Данная работа основана на научной литературе учёных из разных областей науки: психологии, филологии и социологии. Труды, заложившие основу этому исследованию, это «Манипуляция сознанием» С. Кара-Мурзы, «Речевое манипулирование» Г.А. Копниной, «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е.Л. Доценко и «Скрытое управление человеком» В.П. Шейнова.

Цель исследования. Цель этой работы - выявить основные направления для подробных исследований в детальной разработке труда на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»», который планируется выступать, в качестве моей квалификационной работы на соискание степени магистра.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были сформулированы его основные задачи.

.        Сформулировать структуру манипуляции.

.        Подготовить эмпирический материал для исследования (сделать текстовую расшифровку фильма «Великая тайна воды»)

.        Проанализировать текст фильма на предмет манипуляции общественным сознанием.

.        Выявить структуру манипуляции в фильме «Великая тайна воды».

.        Сформулировать основные направления для подробных исследований в детальной разработке труда на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»».

Глава I. Манипуляция общественным сознанием (Литературный обзор)

§1. Манипуляция общественным сознанием

Существует много различных формулировок манипуляции. В рамках данного исследования остановимся на определении психолога Е.Л. Доценко: «Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [7: 59]

Исследователь С. Кара-Мурза выделяет четыре родовых признака манипуляции [9: 17-18]:

)        Манипуляция - это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие или угроза насилия. То есть манипулятор действует на дух, на психические структуры человеческой личности.

)        «Манипуляция - это скрытое воздействие. Конечная цель манипулятора и факт самого воздействия должны быть не замечены объектом манипуляции, у которого при этом обязательно остаётся иллюзия самостоятельности принятия решения и осуществления действия» [10: 11].

)        Манипуляция - воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Существуют, конечно, манипуляторы, действующие интуитивно, но масштаб их деятельности ограничивается небольшими группами, такими как семья, коллектив и т.п. Для манипулирования массовым сознанием обычно привлекаются разные специалисты или хотя бы знания, почерпнутые из специальной литературы.

)        К объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, можно сказать, к вещам.

«Перечислим важнейшие социальные «приобретения»:

• сокращение степеней свободы, находящихся в распоряжении у граждан, ограничение доступа к духовным ресурсам;

• насилие над индивидуальностью: нивелировка, сравнение, оценивание, эксплуатация;

• посягательство на ответственность, которой теперь стало возможным оперировать (манипулировать): снять, возложить, принять, перенести, распределить;

• санкционированная эксплуатация людей - использование их в инструментальной функции как средства достижения не ими поставленных целей;

• возведение в ранг обычной нормы иллюзий и взаимного обмана.

Справедливости ради надо отметить, что при этом есть и вполне позитивные, привлекательные для людей приобретения, в которых отражается конструктивная сторона социальности:

• повышение однозначности и определенности индивидуального восприятия, наличие понятных предписаний о том, как жить и что делать сделало жизнь людей более стабильной и предсказуемой;

• снятие бремени принятия решения и груза ответственности с рядовых граждан позволило сделать более предсказуемым и их поведение;

• достижение стандартизации в качествах людей позволило повысить управляемость человеческими ресурсами, следовательно, и эффективность общественного производства» [7: 73].

§2. Этапы манипулятивного воздействия

Манипулятивное воздействие осуществляется по схеме: сбор информации об адресате - обнаружение/формирование мишеней воздействия - аттракция - понуждение адресата к действию - выигрыш инициатора воздействия.

Каждое манипулятивное воздействие заранее планируется манипулятором. Любой процесс манипулирования проходит в несколько этапов[10:35].

1)      Подготовительный этап.

К этому этапу относят действия по подстройке к особенностям ситуации и/или адресата воздействия, а также с организацией ситуации и подготовкой адресата. Организация или подбор ситуации состоит в том, чтобы проконтролировать «внешние» переменные взаимодействия: физические условия, культурный фон, социальный контекст.

К физическим условиям относят место действия, сенсорную составляющую, интерьер. В культурный фон входят степень владения языком, национальные и местные традиции, культурные нормы поведения и др. Социальный контекст составляют переменные общения, задаваемые со стороны тех или иных групп людей. Например, принадлежность партнёров по общению к той или иной социальной группе, выполнение ими социальной роли, характерной для стандартной ситуации взаимодействия. Социальные роли, правила и нормы поведения накладывают ограничения на действия, чувства, желания адресата, снижают степень свободы его активности, а значит, повышают точность предсказания его поведения.

К подготовительному этапу также относят выбор и/или создание «мишеней психологического воздействия».

2)      Аттракционный этап

Аттракция - это психологическое понятие, смысл которого в "притяжении" одного человека к другому. Аттракция включает в себя привлечение и удержание внимания, и определенный интерес, и расположение, и уважение партнера. Очень часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается лишь воспользоваться ею. В иных случаях состояние аттракции необходимо создавать.

Понятно, что, строго говоря, аттракция значительно облегчает скрытое управление другими, хотя не является совершенно необходимой.

3)      Скрытое понуждение к действию

Скрытое понуждение к действию может осуществляться многими способами. К ним относятся: использование подходящих трансакций, препарирование передаваемой адресату информации, приемы убеждения, психологические уловки и риторические приемы.


Мишенями психологического воздействия называют «те психологические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия и которые изменяются в направлении, соответствующем цели воздействия» [7: 122]. Зачастую манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребности в безопасности, в пище, в чувстве общности. Воздействия часто строятся в расчёте на низменные влечения человека или его агрессивные устремления. Чем шире аудитория, тем универсальнее выбираемые мишени. Манипулятор может воздействовать как на готовые мишени человека, так и на те, которые он сам предварительно у него вызывает и закрепляет в сознании.

Доценко, основываясь на классификации «психологических образований» Т.С. Кабоченко, к мишеням воздействия относит:

)        Побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы.

)        Регуляторы активности: смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования.

)        Когнитивные (информационные структуры): знания о мире, людях, сведения, которые обеспечивают информацией человеческую активность.

)        Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация.

)        Психологические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные т.д.

§4. Виды манипулирования

В психологической литературе отсутствует общепринятая классификация видов манипулятивного воздействия. Психолог Е.Л. Доценко выделяет несколько видов манипуляции, отличающиеся, как по средствам психологического воздействия, так и по характеру внутриличностных процессов: манипуляция образами, конвенциональная манипуляция, операционно-предметная, эксплуатация личности и манипуляция духовностью. Причём исследователь отмечает, что «эти виды не удаётся выстроить линейно, как уровни или этапы манипуляции» и «что скорее их следует рассматривать как различные механизмы, которые могут сочетаться, дополнять друг друга, усиливая суммарный эффект воздействия» [7: 157].

1.      Манипуляция образами

Суть такой манипуляции заключается в предъявлении «таких стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность. Как пишет Е.Л. Доценко, на этом основаны подавляющее большинство сексуальных уловок - от обнажения нужных участков тела, до использования определённых жестов и движений. К этому близки приёмы, которые основаны на непосредственном управлении воображением адресата.

Также к манипуляции образами Е.Л. Доценко относит «те случаи, в которых актуально воспринятые или мысленно сконструированные образы пробуждают активность релевантных им архетипов».

Этому виду манипуляции немало внимания уделил и исследователь С. Кара-Мурза. Он пишет, что образы «обладают суггесторным значением и порождают цепную реакцию воображения. На равнее с логосферой в культуре можно выделить особый мир графических и живописных форм, воспринимаемых с помощью зрения, - эйдосферу…» [9: 99] На образах также основана сила воздействия театра и телевидения.

2.      Конвенциональная манипуляция

Этот вид манипуляции основан на «эксплуатации конвенциональной силы (норм, правил, ритуалов и т.п. « [7]: 161), с помощью которой создаются нужные манипулятору ситуации, направляющие объект манипуляции по готовым образцам.

Ритуалы, по мнению психологов, это привитие определённых стереотипов поведения. Шейнов пишет, что они» упрощают прогнозирование, предсказуемость наших действий в стандартных ситуациях. Облегчая нашу жизнь, они одновременно дают манипуляторам рычаги скрытого управления нами» [23: 111].

3.      Операционно-предметная манипуляция

Операционально-предметная манипуляция опирается на такие автоматизмы, как инерция, сила привычек, особенности распределение внимания между элементами структуры деятельности, навыки выполнения какой-то работы и т.п.» [7: 162]

4.      Эксплуатация личности

Е.Л. Доценко отмечает, что «эксплуатация личностных структур является апофеозом манипулятивного воздействия - управлять тем, что само управляет!» [7: 166].

«Суть этого воздействия в том, чтобы переложить ответственность за совершаемые действия на адресата, причём так, чтобы у последнего осталось иллюзия свободы в принятии решения» [10: 21].

Доценко выделяет три необходимых элемента, в результате сочетания которых возникает эта иллюзия свободы: наличие борьбы мотивов, момент выбора и отсутствие (осознания) стороннего вмешательства.

«Первый элемент в подавляющем количестве случаев создаётся манипулятором, поскольку актуализируемый им мотив по определению оказывается противоречащим интересам или намерениям адресата. <…> Выбор совершается в результате стандартного умозаключения или ситуативного распределения мотивов, на которые также можно повлиять извне. Для этого манипулятор привлекает <…> средства управления побудительной силы мотивов. Третий элемент <…> также является предметом специальных усилий манипулятора. <…> Таким образом, эксплуатация личности выражается в имитации процесса самостоятельного выбора между альтернативными мотивами, в создании иллюзии совершения поступка» [7: 166-167].

5.      Манипуляция духовностью (духовное помыкание)

Этот вид манипуляции опирается на жизненные смыслы и ценности. В отличие от конвенциональной манипуляции, манипулятор опирается на сформировавшиеся у человека смысловые установки: «Опора на то что вдохновляет и одухотворяет отличается от опоры на то, что влечёт и толкает…» [7: 168]

6. Речевое манипулирование

Г.А. Копнина Даёт следующее определение речевому манипулированию [10: 25]:

Речевая (языковая) манипуляция (манипулирование) разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемое путём искусного использования определённых ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата.

К приёмам речевого манипулирования относят различные операции с информацией: искажение, фальсификация, селекция, умолчание, способы подачи. Также они включает в себя приём отождествления личности с социальной группой с ярко выраженными свойствами, неправомерные аналогии, приём программирующей номинации (предвосхищение выводом, намеренное опережение событий), создание комплексной эквивалентности (установление желательных причинно-следственных связей), бездоказательные утверждения, перенос мнения нескольких людей на представительную группу, сопоставление или противопоставление логически неоднородных понятий, подмена тезиса, смысловые пропуски, плюрализация, генерализация сторонников точки зрения говорящего, неопределённость при названии деятеля или действия, эллиптические сравнения.

Также сюда можно приписать различные стилистические приёмы, такие как метафора, антитеза, нагромождение терминов, приём навешивания ярлыков, приёмы двусмысленности, гипостазирование, размывание смысла.

Глава II. Манипулирование общественным сознанием в фильме «Великая тайна воды»

§1. Описание метода исследования фильма «Великая тайна воды»

Перед началом исследования фильма была прочитана различная литература из области филологии и психологии. При анализе этой литературы была составлена приблизительная структура манипуляции. Приведённая ниже структура имеет неполный вид - оригинальный вид имеет более глубокие разветвления каждого из её элементов, но её полное размещение нецелесообразно в рамках данного описания.

Структура манипуляции:

1.      Схема: Сбор информации об адресате - обнаружение / формирование мишеней воздействия - аттракция - понуждение адресата к действию - выигрыш инициатора воздействия.

2.      Стратегии:

1)      На понижение

)        На повышение

)        Нейтральная

3.      Тактики

.        Приёмы

.        ЭТАПЫ:

1)      Подготовительный

)        Аттракционный

)        Перлокутивный

6.      Мишени:

)        Побудители активности

)        Регуляторы активности

)        Когнитивные структуры

)        Операциональный состав

)        Психические состояния

7.      ВИДЫ:

.        Манипуляция образами

.        Конвенциональная манипуляция

.        Операционно-предметная манипуляция

.        Эксплуатация личности

.        Манипуляция духовностью

.        Речевое манипулирование

Затем производилась расшифровка текста фильма, которая фиксировалась в таблице со следующими столбцами: автор, время, номер предложения, предложение. После этого ввели понятие «микроблок» - это часть текста, принадлежащая одному герою или диктору, на одну тему. Также ввели понятие «тезис» - глобальное в рамках фильма утверждение, выполняющее определённую манипулятивную функцию. Далее для удобства анализа весь текст был разбит на микроблоки и тезисы. Набралось 24 тезиса, которые зачастую повторяются или перекрывают друг друга (см. табл. 2).

Общая таблица для анализа приняла следующий вид:

Табл. 1. Шапка общей таблицы анализа.

Тезис

№ микроблока

Микроблок

Хронометраж

Автор

№ предложения

Предложение


Далее, достраивая столбцы к этой таблице, проводилось исследование фильма на наличие элементов выделенной выше структуры. После этого путём сопоставления результатов анализа таблицы со знаниями, почерпнутыми из литературы, и собственных умозаключений производилось описанное ниже исследование фильма.

Табл. 2. Список выделенных из фильма тезисов.

Вода играет важную роль в жизни людей

2

Человек состоит из воды

3

Вода источник жизни

4

Вода - необычное вещество с необычными свойствами

5

Вода имеет память

6

Вода имеет структуру

7

Воду можно искусственно структурировать

8

На воду можно воздействовать

9

На воду можно воздействовать физически

10

На воду можно воздействовать эмоциями

11

Негативное влияние на структуру воды

12

Превосходство природной воды

13

Структурированная вода обладает необычными свойствами

14

Негативное влияние воды на человека

15

Вода обладает энергетикой

16

Обычная вода - мертвая вода либо испорченная

17

Вода может гореть

18

Структурированная вода позитивно влияет на здоровье человека

19

Частоты колебания звуковых волн, магнитных и структура воды связаны

20

Вода - информационный транспортер

21

Возможность управлять погодой

22

Проблема недостатка пресной воды

§2. Исследование фильма «Великая тайна воды» на предмет манипуляции общественным сознанием

Рассмотрим фильм «Великая тайна воды» на наличие признаков манипуляции общественным сознанием.

Цель манипуляции: побудить зрителя к приобретению товаров, связанных со структурированием воды.

Средства манипуляции: внедрение в сознание общества псевдонаучных знаний.

Извлечение выгоды манипулятором: прибыль от продажи товаров, связанных со структурированием воды.

Фильм демонстрирует именно психологическое воздействие на зрителя. Никто не заставляет и не принуждает его покупать структурированную воду и сопутствующие ей товары. Человек, отдающий деньги за «чудо-товары», имеет иллюзию, что это его самостоятельный выбор. Так как воздействие фильма психологическое, то оно отвечает первому родовому признаку манипуляции из, выделенных исследователем С. Кара-Мурзой [7: 17]. Психологическое воздействие в фильме производится скрытно, что отвечает второму родовому признаку - авторы не предлагают открыто покупать их товары. Более того, они практически нигде не говорят об этих товарах, только мельком оговаривают то, что некоторые организации занимаются исследованиями и производством в данной области. Подразумевается, что человек под впечатлением от этого фильма начнёт самостоятельно искать дополнительную информацию о структурированной воде. Самым популярным источником информации в последние годы стал интернет. Если ввести в поисковой системе, например, «структурированная вода» (#"607936.files/image001.gif">

Рис.1. Соотношение количества микроблоков телеведущего и суммарного количества микроблоков героев фильма.

Табл. 3. Авторы текстов в фильме «Великая тайна воды».


Автор текста

Статус

Организация

Страна

Количество микроблоков

%

1

Телеведущий




73


2

Рустум Рой

член

Международные Академии Наук

США

9

11,54



профессор

Пенсильванский университет




3

Митрополит Смоленский и Калининградский

РПЦ

Россия

5

6,41

4

Курт Вютрих

лауреат Нобелевской премии


Швейцария - США

4

5,128

5

Аллоис Груббер

Исследователь


Австрия

6

7,692

6

Мартин Чаплин

заведующий лабораторией

Лондонский университет

Великобритания

3

3,846



профессор





7

Александр Солодилов

доктор наук, член-корреспондент

РАЕН

Россия

6

7,692

8

Владимир Воейков

доктор наук

Биологический факультет Московского государственного университета

Россия

4

5,128



профессор





9

Константин Коротков

доктор наук

РАЕН

Россия

9

11,54



профессор







академик





10

Эмото Масару

Исследователь


Япония

4

5,128

11

Герберт Клима

доктор наук

Институт Ядерной Физики

Вена, Австрия

2

2,564



профессор





12

Ван ГУЙХУА

главный агроном

Академии Агрономической науки

Китай

1

1,282

Леонид Извеков

исследователь


Россия

1

1,282



заведующий лабораторией по исследованию структуры воды





14

Шамиль-Хазрат АЛЯУТДИНОВ

имам-хатыб

Мемориальная мечеть на Поклонной горе

Москва, Россия

2

2,564

15

Виктор Инюшин

доктор наук

Казахстанский университет

Казахстан

3

3,846



профессор







заведующий кафедрой биофизики





16

Пинхас ПОЛОНСКИЙ

доктор Богословия


Израиль

1

1,282

17

Чжан ГОУХУА

Исследователь


Китай

2

2,564

18

Перл Лаперла

доктор медицины







иммунолог


Невада, США

2

2,564

19

Огун БОЛСОН

Врач


Тибет

1

1,282

20

Вячеслав Звонников

доктор медицинских наук


Россия

3

3,846



профессор





21

Эффи ЧАУ

профессор

Президентский Совет по Альтернативной Медицине

США

3

3,846



член





22

Василь КАЗНАЧЕЕВ

Академик

РАМН

Новосибирск, Россия

3

3,846

23

ПАНДИТО ХАМБО-ЛАМА


Россия

1

1,282



Глава

Буддийская Традиционная Сангха




24

Адин Штейнзальц

раввин


Израиль

3

3,846



Практически все участники фильма дают интервью в присутствии атрибутов их деятельности - это увеличивает доверие зрителя к их словам и усиливает воздействие.

Всех героев можно разбить на три группы: учёные, представители медицины и духовные деятели. Из диаграмм на рисунках 2 и 3 видно, что, не смотря на подразумеваемую научность фильма, духовным деятелям выделено довольно много времени и места. Также представителям медицинских наук занимают добрую четверть мест и шестую часть высказываний.

Рис.2 Распределение участников фильма по деятельным группам.

Рис.3 Распределение микроблоков между деятельными группами участников фильма.

Рассмотрим группу духовных деятелей отдельно, а группы «Учёные» и «Представители медицины» (ввиду их схожести) отдельно.

Группы участников «Учёные» и «Представители медицины».

Функции участников этих групп очевидна. Кому как не учёным и медикам рассказывать о достижениях современной науки и медицины. Их громкие звания и учёные степени внушают зрителю значимость их комментариев, и уж тем более их достоверность.

Эти звания и степени заслуживают отдельного «разговора». Люди мало связанные с наукой слабо разбираются в этих научных иерархиях, а уж тем более ничего не понимают в различного рода научных организациях. Сегодня существует огромное число различных исследовательских институтов и академий, создающихся специально в манипулятивных целях, которые выдают учёные степени созвучные, учёным степеням официальной науки. Но неподготовленный зритель видит звания доктор наук, академик, профессор, а какой уж там организации ему не так важно. Тем более, что часть исследователей - зарубежные учёные, где свои организации.

Справедливо отметить, что не все представители группы «учёные» осознанно участвуют в манипулятивной системе. Некоторые из них, например, лауреат нобелевской премии Курт Вютрих сам стал своего рода жертвой манипуляции. Он принял у себя съёмочную группу, попросившую дать интервью о воде для научно-популярного фильма. В итоге, авторы фильма использовали лишь три коротких реплики учёного, подставив их в контекст манипулятивного акта.

Отметим, что из восемнадцати ученых и медиков двенадцать иностранные. Такой интернационализм объясняется тем, что среди россиян бытует высокий уровень доверия к зарубежной науке и медицине. Но и оставлять фильм без представителей отечественных исследователей нельзя. Во-первых, российская принадлежность части учёных делает научную теорию ближе к зрителям. Помимо абстрактных зарубежных лабораторий, они видят названия хорошо знакомых городов. Во-вторых, так как манипуляция направлена на извлечение денежных средств у российских потребителей, то эффективнее продавать товары от лица местных разработчиков, чем от лица дистрибьюторов, представляющих интересы зарубежных компаний. То есть, учёным доверяют больше, чем «торгашам».

Группа «Религиозные деятели».

В этой группе авторы фильма собрали представителей всех основных религий, бытующих среди населения России. Это говорит о ответственном подходе манипуляторов к разноконфессиональности российского населения. Функция участников этой группы подтвердить религиозную составляющую поддержки продвигаемой научной теории.

Абсолютно все участники данной группы стали частью манипулятивной системы неосознанно. Это видно из данных ими комментариев, где каждый рассказывал о роли воды внутри своей религии. Вырванные из контекста интервью фразы авторы подставили в контекст своих манипулятивных актов. Либо рассуждения или религиозные сказания использовались в качестве косвенных доказательств своей научной теории. Ну и с точки зрения здравого смысла, сложно предположить, что публичные религиозные деятели сотрудничают с такого рода шарлатанами.

2.      Использование реконструкций экспериментов для подтверждения выдвинутых научных тезисов.

Ничто не подтвердит рассказанное лучше, чем возможность увидеть это своими глазами. Поэтому почти каждый научный тезис в фильме сопровождается видеореконструкцией эксперимента, этот тезис подтверждающего. Естественно, для отображения эксперимента на экране совсем не обязательно, чтобы этот эксперимент работал. Телевизионные технологии позволяют его сфальсифицировать, а рядовой зритель вряд ли сможет его повторить, особенно если в большинстве из них используется некая структурированная вода, которую из-под крана не нальёшь, а также устройства непонятного типа.

При демонстрации экспериментов часто используются различные графики, построенные в неизвестных координатах, графические изображения на мониторах ПК, так как они имеют большое манипулятивное воздействие на человека, как и цифры. При описании применяется сложная научная терминология, непонятная обычному человеку, а порой и учёному. Зачастую из результатов экспериментов делаются нелогичные выводы, а их описание не позволяет понять что именно в них исследуется, но тем не менее эксперименты имеют огромный эффект в подтверждении данной теории в сознании зрителей.

3.      Использование мифов, сказаний, историй и цитат великих людей для косвенного подтверждения научной теории.

Использованию такого рода приёмов в манипулятивных технологиях посвящено много литературы. И авторы этого фильма активно их используют. Эти приёмы применяются как в области религии, древней истории, так и описывают события или байки сравнительно недавнего прошлого. Не исключено, что некоторые из историй, сфабрикованы или искажены самими манипуляторами, но не могут быть проверены.

4.      Религия - как инструмент манипулятивного воздействия.

Некоторые аспекты использования религии в манипулятивных целях в данном фильме выше уже были описаны - это использование комментариев духовных деятелей и религиозных сказаний. Так же в фильме затрагивается тема различных религиозных обрядов, таких как молитва, крещение и т.п., и установок. Религиозная тема прослеживается на протяжении всего фильма и заслуживает отдельного исследования.

5.      Приёмы речевого манипулирования

Конечно же, отдельного подробного изучения требует один из самых обширных разделов психологического воздействия - речевое манипулирование. Его приёмы присутствуют если не в каждом предложении, то в каждом микроблоке точно.

Перечислим некоторые группы приёмов речевого манипулирования, которые присутствуют в исследуемом фильме.

)        Паралогические риторические приёмы: неправомерные аналогии, создание комплексной эквивалентности, бездоказательные утверждения, сопоставление или противопоставление логически неоднородных понятий, соединение в качестве однородных членов предложения логически несопоставимых понятий, подмена тезиса.

)        Нарушение постулата количества (Высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется. Высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.): плюрализация, генерализация сторонников точки зрения говорящего, неопределённость при названии деятеля или действия, эллиптические сравнения.

)        Стилистические приёмы - риторические приёмы, основанные на прагматически мотивированном отклонении от языковой нормы: метафора, нагромождение терминов, коннотация

)        Речевая агрессия.

Заключение

В процессе разработки данной темы был изучен ряд литературы по теории манипуляции массовым сознанием, откуда была выделена общая структура манипулятивного воздействия. Далее после подготовки эмпирического материала было произведено исследование лженаучного фильма «Великая тайна воды» на предмет манипулятивных технологий. Было установлено наличие психологического воздействия манипулятивного характера на протяжении всего фильма. В результате анализа этого воздействия была выявлена комплексная манипулятивная система, отвечающая всем признакам манипуляции.

Далее, в целях выявления направлений дальнейших, исследований, были рассмотрены различные элементы этой системы, такие как этапы манипуляции, мишени манипулятивного воздействия, его приёмы и др. В результате, можно выделить темы детальных исследований для более подробной разработки темы «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»»:

1)      Структура манипулятивного воздействия на общественное сознание в фильме «Великая тайна воды»». Здесь будут подробно исследоваться цели, средства, этапы, инструменты и тактики манипулирования, как элементы структуры манипулятивной системы.

)        Социальные последствия манипулятивного воздействия на общественное сознание в фильме «Великая тайна воды».

)        Формирование и выбор мишеней манипулятивного воздействия в фильме «Великая тайна воды».

)        Использование религии в манипулятивных целях в фильме «Великая тайна воды».

)        Использование мифов, историй и сказаний в манипулятивных целях в фильме «Великая тайна воды».

)        Использование реконструкций научных экспериментов в фильме «Великая тайна воды».

)        Использование приёмов речевой манипуляции в фильме «Великая тайна воды». Очень объёмная тема, поэтому нуждается в дополнительном дроблении.

)        Мнение компетентных лиц, как приём манипуляции в фильме «Великая тайна воды».

)        Визуальные образы в системе манипулирования общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды».

)        Звуковой ряд в системе манипулирования общественным сознанием в фильме «Великая тайна воды».

Работа имеет «разведывательный» характер, её результаты будут использованы в качестве «векторов» исследований в научном труде на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»», который планируется выступать, в качестве моей квалификационной работы на соискание степени магистра.

Список литературы

1.     Бредемайер К. Чёрная риторика: власть и магия слова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

2.      Бубличенко М.М. Гипнотические приёмы в общении. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

.        В защиту науки. Бюллетень №3. М.: «Наука», 2008.

.        В защиту науки. Бюллетень №5. М.: «Наука», 2009.

.        Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты. СПб.: Бизнес-пресса, 2002.

.        Давид М.В. Публицистическая деятельность академика Э. П. Круглякова в борьбе с лженаукой в современных СМИ. Дипломная работа, 2009.

.        Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 2000.

.        Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ [Электронный ресурс] // С. А. Зелинский. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zel.htm.

.        Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

.        Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Изд-во «Наука», 2007.

.        Константинова Е. Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления [Электронный ресурс] / Медиаскоп. - Режим доступа: http://mediascope.ru/node/290.

.        Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги. М.: «Наука», 2001.

.        Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги - 2. М.: «Наука», 2006.

.        Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги - 3. М.: «Наука», 2009.

.        Полукаров В.Л. и др. Телевизионная и радиовещательная реклама.

.        Рубанов В. А. Влияние СМИ на формирование интеллектуального потенциала общества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=155470 (26.05.07).

.        Рюмшина Л.И. Манипулятивные приёмы в рекламе. М.: ИЦК «Март», 2004.

.        Средства массовой информации России. - М., 2005.

.        Топорков А. Мифы и мифология в современной России // Неприкосновенный запас. - 1999, №6.

.        Хазагеров Т.Г. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1994.

.        Хлопкинс К. Научная реклама. М.: Эксмо, 2007.

.        Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М.: Изд-во АСТ, 2001.

.        Штепа В. И. Научная журналистика в сегодняшнем мире [Электронный ресурс] // RELGA. - 2007, №05 (150). - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1754&level1=main&level2=articles.

.        Шубина И.Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео. М.: ИЦК «Март», 2004.

Похожие работы на - Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме 'Великая тайна воды'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!