Особенности ведения складского хозяйства в КУП 'Минсктранс'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности ведения складского хозяйства в КУП 'Минсктранс'

Введение

склaдскoй хoзяйствo технический база

Aктуaльнoсть тeмы oбуслoвлeнa тeм, чтo рынoчнaя стрaтeгия рaзвития экoнoмики прeдпoлaгaeт сбaлaнсирoвaннoe рaзвитиe всeх oтрaслeй нaрoднoгo хoзяйствa кaк oтрaслeй мaтeриaльнoгo прoизвoдствa, тaк и инфрaструктуры. К oтрaслям инфрaструктуры oтнoсят тaкиe oтрaсли, кoтoрыe oбeспeчивaют хрaнeниe, дoстaвку прoдукции кaк в сфeрe прoизвoдствa, тaк и в сфeрe oбрaщeния. Этo трaнспoрт, связь, тoргoвля, зaгoтoвкa мaтeриaльнo- тeхничeскoe oбeспeчeниe. Мaтeриaльнo- тeхничeскую бaзу oбeспeчeния прoизвoдствa нeoбхoдимыми рeсурсaми прeдстaвляeт склaдскoe хoзяйствo.

Склaдскoe хoзяйствo являeтся нeoбхoдимым элeмeнтoм oбщeствeннoгo прoизвoдствa, oнo присущe всeм oтрaслям нaрoднoгo хoзяйствa и имeeт слoжную структуру. Oснoвныe зaдaчи склaдскoгo хoзяйствa зaключaются в сoхрaнeнии пoтрeбитeльских кaчeств прoдукции прoизвoдствeннo-тeхничeскoгo нaзнaчeния и тoвaрoв нaрoднoгo пoтрeблeния, рaциoнaльнoм рaзмeщeнии зaпaсoв мaтeриaльных рeсурсoв, выпoлнeния всeх нeoбхoдимых oпeрaций грузoпeрeрaбoтки прoдукции нa рaзличных этaпaх ee прoдвижeния. Склaдскoe хoзяйствo- этo мaтeриaльнo-тeхничeскaя бaзa систeмы снaбжeния и сбытa, oт нee зaвисит кaчeствo и эффeктивнoсть oбeспeчeния пoтрeбитeлeй мaтeриaльными рeсурсaми.

Склaдскoe хoзяйствo выпoлняeт вaжныe функции нa пoдгoтoвитeльных и зaключитeльных стaдиях любoгo прoизвoдствeннoгo прoцeссa. Пoэтoму рaциoнaльнaя eгo oргaнизaция имeeт бoльшoe знaчeниe для эффeктивнoгo oбeспeчeния и нaкoплeния мaтeриaльных рeсурсoв для нужд прeдприятия.

Вaжнeйшeй спeцифичeскoй oсoбeннoстью склaдскoгo хoзяйствa являeтся eгo прaктичeски aбсoлютнaя унивeрсaльнoсть рaспрoстрaнeния. Ни oднo прeдприятиe, oргaнизaция нe мoгут oбoйтись бeз склaдa. Любoe прoизвoдствo нaчинaeтся склaдoм сырья, мaтeриaлoв и кoнчaeтся склaдoм гoтoвoй прoдукции. Вся кoлoссaльнaя мaссa прoдукции, выпускaeмaя в стрaнe и пoступaющaя извнe, нeoднoкрaтнo прoхoдит чeрeз склaды, мнoгoчислeнныe пoгрузки, выгрузки, сoртирoвки и другиe oпeрaции.

Спeцифичeскoй oсoбeннoстью склaдскoгo хoзяйствa являeтся нaличиe в нeм бoльших рeзeрвoв сoвeршeнствoвaния. Нa пoгрузo-рaзгрузoчных и склaдских рaбoтaх в стрaнe зaняты миллиoны рaбoтникoв, a сoдeржaниe склaдскoгo хoзяйствa трeбуeт грoмaдных зaтрaт срeдств. Тaкиe зaтрaты мoжнo сoкрaтить, систeмнo внeдряя прoгрeссивныe мeтoды упрaвлeния и тeхничeскиe дoстижeния. Вoсприимчивoсть склaдскoгo хoзяйствa к тeхничeскoму прoгрeссу зaключaeтся в тoм, чтo рeшeниe дaжe oднoй прoблeмы oднoврeмeннo рeшaeт и ряд других. Тaк, внeдрeниe кoмплeкснoй мeхaнизaции привoдит нe тoлькo к ликвидaции ручнoгo трудa, нo и к рeшeнию тaких прoблeм, кaк пoвышeниe эффeктивнoсти испoльзoвaния склaдских пoмeщeний.сoбeннoстью склaдскoгo хoзяйствa, являeтся кoмплeкснaя мeжoтрaслeвaя oтдaчa при рeшeнии eгo прoблeм. Этo oзнaчaeт, чтo нaряду с рeшeниeм чистo склaдских прoблeм, тaких кaк ликвидaция ручных рaбoт, исключeниe пoтeрь прoдукции и др., oднoврeмeннo и пaрaллeльнo, бeз спeциaльных нa тo затрат, рeшaются прoблeмы рядa oтрaслeй нaрoднoгo хoзяйствa. Тaк, сoвeршeнствoвaниe склaдскoгo хoзяйствa с eгo пoгрузo-рaзгрузoчными фрoнтaми пoвышaeт эффeктивнoсть рaбoты трaнспoртa, чтo являeтся ускoритeлeм oбoрaчивaeмoсти вaгoнoв, судoв, aвтoмoбилeй, кoтoрыe бoлee чeтвeрти пoлeзнoгo врeмeни прoстaивaют пoд грузoвыми oпeрaциями и в oжидaнии их. Рaциoнaльнoe oснaщeниe и рaзумнoe испoльзoвaниe oснoвных фoндoв склaдскoгo хoзяйствa, тeхничeски грaмoтнoe и бeзущeрбнoe для хранимой продукции прoвeдeниe рaбoт экoнoмят нe тoлькo кaпитaльныe влoжeния, нo и эксплуaтaциoнныe зaтрaты.

Объект исследования - КУП «Минсктранс».

Предмет исследования - складское хозяйство КУП «Минсктранс».

Цель курсовой работы: на основе обобщения теоретических положений логистики, публикаций в печати, анализа организации складского хозяйства на примере действующего предприятия - изучить совокупность подходов к проблеме организации складского хозяйства и рассмотреть те передовые методы, которые связаны с эффективной организацией складского технологического процесса.

Задачи курсовой работы:

¾изучить теоретические основы складского хозяйства;

¾проанализировать организацию складского хозяйства на КУП «Минсктранс»;

¾предложить пути повышение эффективности использования складских помещений на предприятии.

1. Складское хозяйство в производственном процессе

.1 Организация работы складского хозяйства на предприятии

Складирование - это логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы.

Логистика складирования - отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. [2, c.167].

Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы, применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или транспортировка. Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во многих логистических системах роль его заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание) несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления этих продуктов, с одной стороны, и потребления - с другой. На складах выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и некоторые специфические технологические операции. [3, c.321].

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки.

К основным задачам логистики складирования относятся:

размещение складской сети;

складирование и подготовка груза к поставкам (производственные и другие услуги),

управление товарными запасами;

организация складских поставок.

В последнее время главным направлением развития складского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий, что необходимо для удовлетворения растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок. Совершенствование информационных технологий, автоматизация складского процесса увеличивают гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях.

Таким образом, создание разветвленного и автоматизированного складского хозяйства направлено на:

обеспечение ритмичности совместной работы, организованности и оперативного взаимодействия различного рода производственных и транспортных подразделений;

демпфирование колебаний внутри производства;

сглаживание неравномерности внешних поставок и организацию их получения и использования;

накопление готовой продукции и организацию ее распределения в соответствии с фактическим поступлением заказов от клиентуры;

обеспечение в течение времени хранения, поиска и выдачи сохранности качества сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции;

рациональное использование площадей, принадлежащих предприятиям и компаниям;

снижение простоев транспортных средств, обеспечение гибкости в выборе транспортных средств и определении объемов перевозок и, в конечном счете, уменьшение транспортных расходов;

снижение потребности в персонале, освобождение его от выполнения большого объема погрузочно-разгрузочных работ в условиях невысокого уровня организованности.

При анализе роли и места складов целесообразно рассматривать их на разных уровнях иерархии: общегосударственном, региональном, локальном и производственном.

На общегосударственном уровне проблемы создания складской системы имеют в значительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием общих структур системы материально-технического снабжения производства продукцией производственно-технического назначения, единой транспортной системы страны, определением числа складов, обеспечивающих обслуживание всей страны при бесперебойном снабжении клиентов, и т. д. [6]

На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта.

Важную роль играют склады на промышленных предприятиях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятиях, размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности предприятий. [7, c.234]

Основными причинами использования складов в логистической системе являются:

) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

) увеличение географического охвата рынков сбыта;

) обеспечение гибкой политики обслуживания.

Таким образом, складское хозяйство создается для приема грузопотока с одними параметрами (размерными, качественными и временными), его переработки и накопления и выдаче его с уже другими параметрами потребителю. Эта процедура должна выполняться с наибольшей экономической эффективностью. Проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на оптимизацию движения материальных потоков в логистической цепи и в конечном итоге на совокупные издержки обращения.[7]

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировки и ее потребления. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и в конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления. Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции w т. д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Работа этих комплексов носит динамический стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов.

Следует иметь в виду: склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т. д. В складской системе взаимодействуют материальные потоки, которые основаны на функциях транспортировки (определяют движение материалов) и хранения (кроме складирования осуществляются различные виды выравнивания потоков товаров, проходящих через склад).

1.2 Формы организации складского хозяйства

Склады разных конструктивных разновидностей могут по-разному объединяться в систему складского хозяйства.

Одним из простейших вариантов организации складского хозяйства является разветвленная структура. В такой структуре какой-либо пункт накопления служит складом - источником для нескольких других пунктов.

Дальнейшим развитием такой системы является эшелонированная структура, состоящая из нескольких иерархических уровней - эшелонов складирования.

В такой системе требования от потребителей поступают только на нижний уровень, т. е. запросы от технологического оборудования попадают только на склады подразделений.

Пополнение же складов каждого уровня при нормальных условиях может происходить только из складов близлежащего вышестоящего уровня. Например, запасы входных складов пополняются из региональных оптовых складов. Иногда такую иерархию оказывается целесообразным дополнить. В некоторых случаях товары на склады подразделений могут поступать непосредственно от поставщика, минуя региональные и входные склады, либо из региональных складов, минуя входные склады.[4, c.34]

В зарубежной практике эшелонированная система складирования обычно сопрягается с образованием и использованием страховых запасов. Различаются два типа структур: независимые и объединенные структуры. В первом случае все запасы, включая общие страховые, концентрируются на центральном складе, а страховые конкретного назначения располагаются на складах подразделений или специализированных филиалов. Во втором случае и рабочие, и страховые запасы в полном объеме располагаются на складах подразделений или филиалов, а центральный склад используется для их подпитки.

Одной из наиболее современных форм организации и ведения складского хозяйства является организация магазинов-складов. Магазин-склад представляет собой склад с той или иной степенью механизации и автоматизации, предназначенный для размещения, хранения и поиска тарно-штучной продукции в условиях многономенклатурного ассортимента. В этом отношении функционирование этого склада является обычным. Новым является то, что при образовании на складе излишков сверх запланированного транзитного объема их разрешается оперативно продавать мелкооптовым покупателям. С этой целью при складе создаются торговый зал и необходимые для мелкооптовой торговли зоны приема, комплектации и отправки, а также административные и сервисные помещения.

В магазине-складе выполняются следующие операции:

. Поступающая тарно-штучная продукция принимается и выгружается с помощью специальных устройств либо вручную и транспортируется по территории магазина-склада.

. Принятая тарно-штучная продукция сортируется и раскладывается по складским тарам. Одновременно производится регистрация затаренного товара. Затем затаренная продукция доставляется на участок комплектации. Далее продукция, не требующая последующей перекомплектации, доставляется к месту хранения.

. Осуществляется процесс хранения укомплектованных грузоединиц. При этом обеспечивается возможность непосредственного доступа к укомплектованной продукции каждого наименования. Такому требованию в наибольшей мере соответствует стеллажный способ хранения грузоединиц.

. По полученным заказам осуществляются поиск требуемых товаров, комплектация транспортных партий для совместной отправки, а также сама отправка. Отправка обычно производится по методу централизованной доставки в контейнерах или в оборотной таре.

1.3 Эффективность складирования

Различные склады характеризуются своими структурными и конструктивными особенностями, что проявляется в специфических значениях параметров в целом, так же, как и параметров отдельных единиц оборудования. Такие склады могут быть встроены в различные участки производственно-сбытовой системы. Нужно только, чтобы эта система при наличии складов функционировала экономически эффективнее, чем без них.

Эта общая проблема эффективности складского хозяйства распадается на несколько частных проблем. Успешное решение каждой из них оказывается шагом в направлении достижения эффективности складского хозяйства в целом. Такими частными задачами являются:

решение о необходимости склада (или лучше пользоваться прямыми поставками);

выбор между организацией собственного склада и использованием общего;

определение общего числа складов;

определение размера каждого склада и места его расположения;

Решение о том, нужен ли склад вообще или более выгодно осуществлять прямые поставки, принимается на основе просчета экономических последствий обоих вариантов и их сопоставления.

Сопоставив суммарную величину потенциальной экономии с затратами на строительство, приобретение или аренду склада, можно при прочих равных условиях прийти к выводу о целесообразности или нецелесообразности использования поставок с введением промежуточного складирования. [4, c.123].

После принятия решения о целесообразности использования поставок через склад необходимо установить, кому он будет принадлежать. Возможно нахождение такого склада в собственности предприятия, или же предприятие будет пользоваться данным складом на условиях аренды.

Альтернативой этому является склад общего пользования, когда право собственности на данный склад сохраняется за его владельцем, а пользователь оплачивает оказываемые ему конкретные складские услуги. Возможно также сочетание собственного склада и склада общего пользования.

Существуют как факторы, действующие в пользу решения о создании или приобретении собственного склада, так и факторы, действующие в противоположном направлении.

В условиях стабильно высокого оборота на хорошо известном рынке с постоянным сбытом целесообразно иметь собственные склады как для сырья и других товаров, необходимых для производственного цикла, так и для готовой продукции и для организации ее последующего сбыта.

Наоборот, к услугам складов общего пользования лучше прибегать при низких уровнях оборота или сезонном характере запасов. Такими складами целесообразно пользоваться при освоении нового рынка, когда уровень и стабильность продаж и покупок заранее в полной мере неизвестны.

Выбор рациональной системы складирования осуществляется в результате выполнения следующей последовательности действий:

) определение стратегической цели создания складской сети, которая зависит от функциональной деятельности склада в рамках логистической системы и устанавливает взаимосвязь склада с внешней средой, в том числе с транспортными средствами;

) определение общей направленности технической оснащенности складской системы с учетом поставленной стратегической цели, а также конструктивных особенностей складских помещений;

) определение элементов каждой подсистемы складирования с учетом технических, технологических и экономических ограничений, т. е. согласование технических возможностей помещения, предназначенного под складирование, характеристик складского оборудования, технологии переработки грузов и финансовых возможностей фирмы;

) разработка различных комбинаций элементов системы складирования с учетом их совместимости;

) проведение технико-экономической оценки каждого конку- / рентоспособного варианта организации системы складирования на' основе анализа показателей эффективности использования складских площадей и объемов и величины приведенных общих логистических издержек;

) выбор рационального варианта системы складирования. Оптимальным является вариант с максимальными значениями показателей эффективности использования складских площадей и объемов при минимальных общих логистических издержках.

Особого внимания заслуживает и рациональная разбивка складских площадей на рабочие (складские) зоны. Такая разбивка позволяет обеспечить оптимальный процесс переработки грузов на складе при максимальном использовании имеющихся складских мощностей. Основным принципом деления складской площади является выделение пространства с учетом особенностей поступления товара, характеристики складской техники и т. д. для последовательного осуществления логистических операций грузопереработки. В общем виде выделяются следующие основные складские зоны.

. Зона разгрузки.

. Зона приемки.

. Зона основного хранения (стеллажного и штабельного).

. Зона комплектации заказа.

. Зона отгрузки.

При организации фасовочных работ в состав складских зон включается зона (цех) фасовки. Также выделяются зона экспедиции приемки (для приемки грузов в то время, когда склад не работает) и зона экспедиции отправки (для комплектации партий отгрузки). Расположение основных складских зон влияет на систему складирования, внутрискладские грузопотоки, технологии переработки грузов, ориентацию логистического процесса и выбор видов складирования

Определение оптимального числа складов в логистической системе также является одной из основных задач при проектировании складской сети. Создание складов всегда сопряжено с затратами, связанными с их организацией и функционированием. При увеличении числа складов транспортные расходы на доставку груза на склад возрастут, так как увеличится пробег транспорта, но в то же время уменьшатся транспортные расходы на доставку товаров клиенту, что связано с приближением расположения складов к месту потребления этих товаров и, следовательно, уменьшением пробега транспорта. Суммарные транспортные расходы, как правило, обратно пропорциональны изменению числа складов. Затраты на содержание запасов с увеличением числа складов возрастут из-за роста совокупных запасов, особенно страхового, создание которого является обязательным.

Расходы на эксплуатацию складского хозяйства возрастают пропорционально увеличению числа складов. Такая тенденция вызвана эффектом масштаба: расширение складской сети за счет увеличения числа складов сопровождается уменьшением площади складов и, следовательно, ростом эксплуатационных затрат, связанных с управлением распределительной системой в процессе увеличения числа складов.

Размер упущенной выгоды от продаж обратно пропорционален числу складов. Увеличение числа складов, как правило, вызвано стремлением приблизить рынки сбыта и оперативно реагировать на изменяющиеся рыночные условия, тем самым сокращая размер упущенной выгоды от продаж.

Сложив графики, получим кривую зависимости общих логистических издержек от числа складов в складской сети. Точка минимума общих логистических издержек соответствует оптимальному числу складов в складской сети предприятия.

При выборе места складирования товаров учитывают:

полный перебор, заключающийся в рассмотрении возможных вариантов расположения складов и их оценке с использованием ЭВМ и характеризующийся высокой трудоемкостью;

эвристический подход, который основан на использовании опыта специалистов и заключается в отборе конкурентоспособных вариантов месторасположения складов и выборе оптимального варианта методом математического программирования.

Главным фактором при выборе месторасположения складов являются суммарные затраты на строительство и эксплуатацию склада, на пополнение запасов и транспортные расходы по доставке и отправке грузов.

После установления числа и размеров складов и определения способов транспортировки надо разработать структуру и организацию процесса складирования, который представляет собой неразрывную последовательность технологических операций.

Эта последовательность определяется следующими факторами:

. Видом складируемой грузоединицы (поддон, кассета, ящик и др.).

. Способом складирования (на полу, на стеллажах, конвейерное, циркуляционное и др.).

. Видом подъемно-транспортного и другого обрабатывающего оборудования (тележки, тельферы, манипуляторы и др.).

. Способом комплектации и отправки потребляемых партий (с мест хранения, с зон комплектации, с централизованной либо децентрализованной подборкой и др.).

. Способом перемещения грузоединиц (вручную, с местным управлением, с дистанционным управлением и др.).

. Способом обработки складской информации (в пакетном режиме, в реальном времени и др.).

. Конструкцией склада (открытый, закрытый, многоэтажный, высотный и др.).

Разновидности указанных факторов были рассмотрены ранее. Выбор их последовательности определяет для данного склада технологический процесс складирования.

Например, выбор может быть таков: изделия, находящиеся на стоечных поддонах, размещаются в полочных стеллажах склада, находящегося в закрытом здании.

Похожие работы на - Особенности ведения складского хозяйства в КУП 'Минсктранс'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!