Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,27 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование

Введение

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения и индивидуализации субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом.

Актуальность темы обосновывается тем, что в настоящее время в России преобладают отношения присущие рынку несовершенной конкуренции. Как известно, рынок совершенной конкуренции обладает наибольшей эффективностью, таким образом, необходимо выявлять проблемы на современном этапе в России и искать пути их решения.

Антимонопольное регулирование является общепризнанным эффективным механизмом предотвращения монополизации той или иной отрасли экономики. Его происхождение связывают со стремлением государства скорректировать «провалы рынка» и защитить конкуренцию.

Основными проблемами, стоящими перед антимонопольными органами, являются нехватка теоретически обоснованных способов анализа конкурентной среды на товарных рынках, осуществление различных методологических подходов к изучению уровня концентрации в России.

Целью курсовой работы является изучение сущности несовершенной конкуренции и антимонопольного регулирования и его роль в современном развитии экономике.

Задачами курсовой работы являются:

-анализ понятия несовершенной конкуренции, рассмотрение видов и особенностей несовершенной конкуренции;

-проблемы развития несовершенной конкуренции в экономики страны и его последствия;

-рассмотрение принципов антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства в РФ;

Глава 1. Несовершенная конкуренция и рыночная власть

.1 Сущность и виды несовершенной конкуренции

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет два основных типа рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции, в свою очередь подразделяется на:

Øмонополистическую конкуренцию;

Øолигополию;

Øмонополию. [1, с. 115]

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

Øзначительная доля рынка у отдельных производителей;

Øналичие барьеров проникновения в отрасль;

Øнеоднородность продуктов;

Øнесовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Одной из форм несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина [1, с. 116].

На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути к проникновению на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентом трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка - всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Почему же при либеральных условиях конкуренция не является совершенной? Причина в дифференциации продукта. Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при его потреблении. В отличие от совершенной конкуренции конкуренция монополистическая - не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды, обуви. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы - монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель [1, с. 118]. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

Противоположной ситуацией монополистической конкуренции является олигополия, когда небольшое число крупных фирм производят основную долю продукции данной отрасли. Рассмотрим её подробнее.

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судостроение и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру [2, с. 325].

Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «олигополия» (греч. «oligos» - несколько, «poleo» - продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса.

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. В автомобильной промышленности США в 80-е гг. минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. Поскольку многие предприятия производили не менее двух моделей одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущего положения автомобильных заводов - гигантов [3, с. 267].

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы , и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденции превращения отрасли в чисто монопольную.

Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Стоит отметить, что в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель - гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т. д.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает [3, с. 269].

Монополия возникает тогда, когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба, с естественной монополией. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Истман Кодак», «Интернэшил Бизнес Машин», «Сони» и т. д.

Из всего этого следует, что фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими исходными барьерами в отрасль.

1.2 Проблемы развития несовершенной конкуренции в экономике России

После окончания гражданской войны в России в 20-е годы получили широкое развитие рыночные отношения. Но на рубеже 20-х и 30-х годов было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы.

Абсолютная рыночная монополия выражалась в 2-х направлениях:

Øгосударство монополизировало производство и продажу основной массы товаров;

Øоно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

В 90-е годы экономические преобразования в России в качестве важного компонента включали в себя реформирование абсолютного монополизма государства в сфере товарно-денежного обращения.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства [4, с. 410].

Существуют несколько причин недостаточности развития конкуренции в России:

Øприватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

Øпринудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

Øмалый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ [2, с. 413].

Таким образом, несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции.

Защита и развитие конкуренции выделялись руководителями страны в качестве политического приоритета всех органов власти, что демонстрирует контент-анализ выступлений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на протяжении 2009 года [5, с. 17].

Важнейшие задачи политики защиты и развития конкуренции Председатель Правительства сформулировал в отчете перед Государственной Думой о результатах деятельности Правительства Российской Федерации за 2009 год:

Øделать ставку на повышение национальной эффективности и развитие конкуренции, на улучшение инвестиционного климата и большую свободу для бизнеса;

Øзавершить разработку правил недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий - морских и речных портов, почтовой связи, инфраструктуре железнодорожного транспорта;

Øследует четко регламентировать процедуры закупок в таких монополиях и компаниях, которые мы называем компаниями с государственным участием;

Øрегионам также следует разработать собственные планы демонополизации локальных рынков [5, с. 18].

К числу основных задач по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, поставленных на среднесрочный период, относятся:

Øсоздание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий;

Øпредотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств;

Øобеспечение равного доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий;

Øсоздание условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля привлечения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.

В последние годы ФАС России констатирует значительно улучшение в области несовершенной конкуренции. Для оценки несовершенной конкуренции и в целом состояния конкуренции в стране, используется система определенных показателей (индикаторов). В такой системе показателей можно выделить структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции. К структурным признакам можно отнести достаточно большое число покупателей и продавцов и отсутствие искусственных барьеров входа на рынок. Среди поведенческих признаков можно отметить независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, правильную информацию о рынке, отсутствие дискриминации. В числе функциональных признаков можно выделить отсутствие сверхприбыли, соответствие товаров требованиям потребителей, инновационное поведение хозяйствующих субъектов. несовершенный конкуренция антимонопольный регулирование

В 2009 году Всемирный банк впервые опубликовал субнациональное исследование, проведенное в рамках ежегодного глобального исследования «Doing Business in Russia - 2009», в рамках которого проведен анализ нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности и мер по обеспечению соблюдения норм и правил по четырем категориям:

Øсоздание компании;

Øоформление разрешений на строительство;

Øрегистрация собственности;

Øмеждународная торговля [5, с. 20].

По существу, рассматриваемый рейтинг детализирует представления об общих условиях конкуренции на товарных рынках посредством интегрированной количественной оценки барьеров для входа на рынки и степени открытости для международной торговли в исследуемых российских регионах.

В качестве решения проблем несовершенной конкуренции в России авторы доклада и бизнесмены видят проведение масштабных реформ как на федеральном, так и на муниципальном уровне, чтобы сократить количество процедур, сроки и издержки на создание и ведение бизнеса в России.


Следует вспомнить, что примерно до середины XIX в. экономике развитых стран была присуща совершенная (свободная) конкуренция. Она определялась небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй-половины XIX в. произошли существенные изменения. К этому времени был накоплен огромный капитал. Быстрыми темпами росли капиталоемкие отрасли, такие как тяжелая промышленность, железнодорожное строительство. Повсеместно перешли от парового двигателя к использованию электроэнергии. Произошел процесс концентрации производства. В результате возникли крупные и сверхкрупные для того времени предприятия. Они захватили большую часть рынка. Указанные обстоятельства и процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной (совершенной) конкуренцией появилась конкуренция несовершенная.

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Последствия установления несовершенной конкуренции являются:

) недопроизводство товаров (Q¹ < Q°);

2) завышение цен (Р¹ > Р°);

) тенденция к получению экономической прибыли (Р¹ - АТС¹ > 0).

Потери от несовершенной конкуренции:

Øнеоправданный рост цен;

Øувеличение издержек производства и обращения;

Øзамедление научно-технического прогресса;

Øснижение конкурентоспособности на мировых рынках;

Øпадение эффективности экономики.

Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов - тем просто больше негде взять этот продукт.

Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции. [22, ст.456]

Глава 2. Антимонопольное регулирование

.1 Сущность антимонопольного регулирования

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, которые осуществляются государством и направленные на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, которая угрожает нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое, а также налоговое регулирование.[6, ст.479]

Современная конкуренция является регулируемой. Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами. Основу комплекса государственных мер по антимонопольной политике заложило общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имею возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. При этом считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. И вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Сейчас в результате долговременной концентрации производства и капитала олигополия сложилась в преобладающем большинстве отраслей капиталистической экономики. Вне сферы антимонопольного законодательства остаются лишь три группы отраслей. Во-первых, отрасли, где не сложилась олигополия, то есть сосуществует большое число относительно мелких производителей. Во-вторых, отрасли, которые связаны с так называемой естественной монополией, то есть требуют для своего функционирования единой организационно-правовой системы. И в-третьих, некоммерческие виды деятельности (в том числе общественные и благотворительные организации и пр.) [8, с. 918].

Достаточно объективной основой монополизма является доминирующие положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конце концов, это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены - высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. Hа монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Hо для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого» [9, с.46].

) Eстественная монополия возникает вследствие объективных причин. Oна отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. B ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Пpимером могут служить так называемые предприятия общественного пользования - электpические и газовые компании, автобусные фирмы, предприятие водоснабжения и связи - могут быть классифицированы таким образом. Этим oтраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. [10, с.828].

Типы естественных монополий:

Øприродная монополия;

Øтехнико-экономическая монополия.стественные монополии имеют низкие предельные издержки, и считают выгодным расширять производство. B результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания, следствием могу быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слиянием уцелевших. Pазвивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

) Aдминистративная монополия возникает вследствие действий государственных органов, она образуется на законном основании. K ним можно причислить формы монополизации, как бы «защищенные от конкуренции» [11, с.479]. C одной стороны, это представление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. C другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Oни выступают на рынке, как один хозяйствующий субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министров и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управления экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

) Экономическая монополия является наиболее распространенной. Eе появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Pечь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитие предприятия, постоянном увеличении масштабов путем концентрации капитала. Bторой (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Cуществуют пять основных форм монополистических объединений. Фирмы монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. Hа основе монополизации возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты [12, с.15].

Виды монополистических объединений:

картель;

трест;

синдикат;

концерн. [12, с.17]

Pазработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. B современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. Cуществуют две основные формы борьбы с монополиями:

) с предупреждением созданиямонополий;

) ограничениемиспользованиямонопольной власти [13, с.41].

Aнтимонопольное законодательство, как правило, включает в себя нормы, определяющие ограничения при oбразовании различного типа хозяйственных объединений, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке и заключения договоров по продаже товаров и услуг, a также полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих законоположений. Oсновные задачи антимонопольного законодательства:

) oбеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

) cнятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

) oпределение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

) защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

) cоздание условий для развития национальной экономики [10, с.82].

Bо многих развитых странах законодательно установлены допустимые уровни монополизации конкретного рынка товаров и услуг. Указанные критерии не являются абсолютными - концентрация или централизация капитала могут в отдельных случаях приводить к повышению предельных значений доли рынка одной корпорации, если при этом обеспечиваются высокие темпы научно-технического прогресса, более высокое удовлетворение потребностей населения, существенное снижение издержек производства, повышение качества продукции. Aнтимонопольное законодательство обычно запрещает заключение корпорациями соглашений о разделе рынков и согласовании цен.

Пpоблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. Пpи этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить pост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен [13, с.43].

2.2 Механизм антимонопольного регулирования

В России функции федерального антимонопольного органа, контролера за деятельностью естественных монополий и соблюдением законодательства о рекламе возложено на Федеральную антимонопольную службу.

Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта, защищенная c патентами технологическая монополия, контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок. [14, с.39].

Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии [16, с.480]. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.

Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.

Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги - наиболее эффективный метод реализации преимуществ свободной конкуренции при покупке и продаже, позволяющий исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки [12, с.106].

Конкурсные торги при публичном распределении контрактов на поставки или работы, в том числе, для нужд правительства, являются важным методом защиты интересов общества. Сравнительный анализ конкретных случаев заключения контрактов на поставки при одном участнике и при проведении конкурса показали, что цены, предложенные правительству в отсутствие конкуренции, были существенно ниже, чем при конкурсе. При увеличении числа заявок предлагаемая стоимость проекта повышается от 2 до 18%. Фальсификация заявок - достаточно распространенный метод нарушения правил конкуренции не только в мировой практике, но и в России. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, при которой заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе, и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности, заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Для противодействия этому выработана процедура проведения конкурсов, применяемая и в России. Ответственность за нарушение правил проведения конкурсов различна в разных странах [16, с.96].

Антимонопольные органы обладают достаточно большими полномочиями. Они имеют право доступа к любым необходимым им документам фирм, на которые возбуждено дело, имеют право проведения обследований, направляют дело в суд. При этом антимонопольные органы отвечают за конфиденциальность полученной информации и не могут осуществлять действий, следствием которых может быть нанесение фирмам какого бы то ни было финансового ущерба. Окончательное решение о нарушении антимонопольного законодательства и применении санкций принимает суд. В России это делает арбитражный суд [9, с.46].

Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.

Опыт показывает что монополии, монополизировав определенную отрасль, захватив прочные монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не является абсолютным, они приносят увеличения прибыльности только до определенных пор.

Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами [14, с.48].

Если монопольное предприятие получает экономическую прибыль, то это будет искушать новых потенциальных продавцов, конкурировать с монополистом путем производства аналогичного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует существования условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополией. Барьер для входа в отрасль - это ограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок c необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободный вход на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекали бы новых производителей и продавцов. Предложение на этих рынках возросло бы, так как возросло бы количество производителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно исчез бы, так как рынки стали бы конкурентными.

2.3 Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ

В применении норм антимонопольного законодательства важную роль играет экономический анализ. Специалисты в области права отмечают множественность оценочных норм, что требует выявить взаимосвязь (в том числе количественную) факторов, существенных для решения антимонопольными органами и судом, которые, в свою очередь, определяют продуктивные и географические границы рынка, квалифицируют положение и поведение на нем хозяйствующих субъектов [14, с.39].

В течение длительного времени в российской антимонопольной практике неоспоримость данного тезиса де-факто уживалась с игнорированием инструментария экономической теории. Однако в последние годы в результаты внесения изменений в российское законодательство наметился перелом тенденций. Исследование сопоставимых рынков в условиях конкуренции может стать действенным инструментом предотвращения «синдрома ползучего регулирования»- распространение практики экономического регулирования (аналогично отраслям с естественно монопольным компонентом) под видом применения норм антимонопольного законодательства. Данный синдром сопровождается традиционным набором проблем, связанных с искажением стимулов участников экономических обменов и неэффективным использованием ограниченных ресурсов [18, с.104].

В период с 2005 по 2009г. в РФ произошли фундаментальные изменения в антимонопольном законодательстве и практике его применения. Был введен ряд новых норм: коллективное доминирование, координация экономической деятельности, государственные преференции; четче разграничены соглашения и согласованные действия; явно сформулированы так называемые групповые (общие) исключения для вертикальных соглашений; существенно изменилось определение монопольно высокой (низкой) цены. Кроме того, значительно ужесточено наказание за нарушение установленных правил конкуренции: речь идет о прежде всего об оборотных штрафах для компаний за злоупотребление доминирующим положением, соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (ст.14.31 и 14.32 КоАП РФ), а также об уголовных санкциях, предусматривающих возможность лишения свободы сроком до семи лет для должностных лиц компаний (ст.178 УК РФ).

В настоящее время основными тенденциями развития мировой экономики являются процессы глобализации и интеграции, охватывающие различные уровни политических и экономических отношений. Экономики развитых стран демонстрируют разнообразные организационно-хозяйственные формы интегрированных систем. Это и традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, универсальные многоотраслевые ФПГ, крупные картельные или синдикатные объединения, ассоциации и т.д. Одной из наиболее распространенных форм выражения концентрации выступают слияния и поглощения. Чаще всего приводят к негативным последствиям горизонтальные слияния, т.е. объединение, приобретение компанией всех или части активов другой компании, осуществляющей производство тех же самых или аналогичных товаров и функционирующей на том же региональном рынке [19, с.101]. Существуют две основные формы вертикальных слияний: прогрессивная интеграция (когда компания покупает потребителя, двигается по направлению к конечной продукции, оптовым или розничным операциям) и регрессивная интеграция (приобретается поставщик сырья, полуфабрикатов, комплектующих и др.).

Имеют место несколько форм конгломератных слияний - от краткосрочных договоров о создании совместного предприятия до полного слияния. В данном слиянии участвуют фирмы, выступающие на отдельных рынках, поэтому конгломератные слияния следует рассматривать как слияния, имеющие позитивный или нейтральный эффект для конкуренции. Устранение излишних административных барьеров осуществляется, во-первых, за счет уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа. Во-вторых, за счет увеличения количества критериев, на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю. Наконец, за счет передачи с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства РФ полномочий издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации.

Следует указать следующие существенные новеллы, касающиеся антимонопольного контроля:

. Исключение предварительного согласования каждого приобретения голосующих акций (долей) за пределами установленного 20%-ного порога.

. Введение двухступенчатой схемы рассмотрения заявлений, как для предварительных согласований, так и для уведомлений для селекции на первом этапе сделок, не оказывающих существенного влияния на конкуренцию.

. Установление нормы, согласно которой хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно проводить анализ рынка, оценивать положительный эффект от сделки. В необходимых случаях они могут предоставлять антимонопольным органам предложения по модификации сделки (структурные и поведенческие меры) с доказательством того, что предлагаемые меры, однажды примененные, способны восстановить условия конкуренции, нарушенные в результате совершения сделки либо иных действий.

. Введение законодательного закрепления обязанности хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгод приобретателя (бенефициариях), об участвующих в сделках оффшорных компаниях. Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на ее совершение. Наряду с предварительным осуществляется последующий контроль, который заключается в рассмотрении уведомлений об уже совершенных сделках, о проведенной реорганизации. Несомненно, при осуществлении государственного контроля действия и решения антимонопольных органов будут иметь наибольший эффект, если предварительно будет проведен комплексный экономический анализ. Предметом такого анализа должны являться, главным образом, рыночные доли хозяйствующих субъектов, образованные в результате слияния (присоединения), значимость которых определяется контекстом уровня фактической и потенциальной конкуренции на данном рынке.

Модифицированное законодательство, как представляется, будет более эффективным по сравнению с предшествующим. Вместе с тем процессы концентрации остаются актуальной угрозой для конкуренции. Данные, подготовленные Росстатом по запросу ФАС России в первом квартале 2009 года, иллюстрируют в динамике рост доли крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны. Росстатом было рассчитано количество организаций (юридических лиц), которые суммарно имеют долю добавленной стоимости в ВВП страны в 10%, 20%, 30%, 40% и 50% ВВП. При этом отношения между юридическими лицами, позволяющие отнести их к одной группе лиц не учитывались (т.е. дочерние компании крупнейших российских организаций рассматривались как самостоятельные хозяйствующие субъекты) [20, с.88].

Приведенные данные демонстрируют тенденцию ускоренного роста концентрации производства добавленной стоимости в постоянно сокращающемся круге крупнейших компаний. Макроэкономические показатели, соотносящие объемы продаж, чистую прибыль и рыночную капитализацию крупнейших компаний с ВВП страны в Российской Федерации, существенно выше, чем за рубежом.

В число крупнейших компаний входят (по данным рейтинга «Эксперт РА»): РАО ЕЭС России, Газпром, ЛУКойл, Сургутнефтегаз, Росуголь, Роснефть, Норильский Никель, АвтоВАЗ, ТНК, Сибнефть, Башнефтехим, Татнефть, Башкирская топливная компания, Русал, Славнефть, РЖД, ТНК-ВР, Сбербанк, Северсталь.

Данные о динамике концентрации в российской экономике за рассматриваемый период подтверждаются статистикой слияний и присоединений. Согласно данным ФАС России за 2009 г. о распределении слияний и присоединений между отраслями экономики, на долю внутриотраслевых слияний и присоединений приходится около 40 процентов всех сделок и действий, подпадающих под государственный контроль за экономической концентрацией. Особенно велика доля внутриотраслевых слияний и присоединений в машиностроении (более 60%), пищевой промышленности (более 60%), электро- и теплоэнергетике (более 75%), связи (100%), что свидетельствует об усиливающейся концентрации в этих отраслях.

Согласно данным ФАС России по итогам 2010 года слияния и присоединения, которые сопровождались консолидацией юридических лиц и сокращением их числа, составили не более 8% от общего количества сделок и иных действий, подпадающих под контроль антимонопольных органов. Поскольку слияния и присоединения в Российской Федерации за период 2005-2009 гг. имели в основном форму приобретения контрольного пакета акций (долей), можно утверждать, что прирост приходящейся на крупнейшие компании доли добавленной стоимости в ВВП превышает прирост доли, приходящейся на крупнейшие юридические лица [7, с.40].

При относительно небольшом количестве слияний и присоединений в нефтегазовом секторе экономики (5-7% от общего количества слияний и присоединений, прошедших антимонопольный контроль в 2009году) стоимостная оценка слияний и присоединений в этом секторе составляет 38% от общей стоимости слияний и присоединений в российской экономике. По предварительным данным за 2009 год стоимость слияний в нефтегазовом секторе и металлургии превышает 55% общей стоимостной оценки слияний и присоединений в Российской Федерации, что свидетельствует не столько об особой активности процессов концентрации в этих секторах, сколько об их доле в совокупных активах российских хозяйствующих субъектов. Обзор микроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, позволил экспертам ФАС сделать следующие выводы: - процессы концентрации в отраслях российской экономики в сочетании с ее высокой степенью открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; - ряд отраслей российской экономики являются достаточно избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран; развитие полноценной конкуренции в таких отраслях вероятно лишь при условии, что рынки такой продукции являются глобальными, т.е. выходящими за пределы Российской Федерации; - в ряде отраслей российской экономики (добыча полезных ископаемых, металлургия) наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующийонедостаткеконкуренции; - количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности); по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

Изменение концентрации в российской промышленности в период 1999-2009 гг. позволяет выделить две устойчивые долгосрочные тенденции: - сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран; - усреднение показателей концентрации: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных - растет.

Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния как на рынки реализации их продукции, так и на смежные рынки (на которых крупнейшие компании осуществляют закупки сырья, полуфабрикатов, комплектующих).

В этой связи, на наш взгляд, c необходимо дальнейшее совершенствование институциональных основ государственного контроля за экономической концентрацией.

На региональном же уровне, к примеру, в РТ, в настоящее время прослеживается негативная тенденция усиления административного регулирования экономических процессов в регионах. Как свидетельствуют данные МАП России, значительное количество дел по нарушению антимонопольного законодательства возбуждалось в последнее время против местных органов власти. Они были связаны с установлением различного рода административных барьеров.

К их числу можно отнести барьеры входа на местные, локальные товарные рынки для иногородних хозяйствующих субъектов, способных успешно конкурировать с местными товаропроизводителями, введение для иногородних предприятий повышенных ставок местных налогов, повышенных размеров оплаты лицензий, усложнение порядка для процесса лицензирования видов деятельности, усложнение порядка регистрации предприятий, создание препятствий в отведении земельных участков, приоритетное распределение любых видов ограниченных ресурсов и т.п.

Следует учитывать и тот факт, что государственной власти и наиболее крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке. Это позволяет последним лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против потенциальных конкурентов в том числе, в вопросах государственной помощи и государственных заказов.

Заключение

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции, которая подразделяется на: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию.

В условиях монополистической конкуренции степень несовершенства невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм, наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно.

На несовершенную конкуренцию в России сказались особенности регулирования конкурентных отношений. В капиталистических странах несовершенная конкуренция появилась тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции. Данная меры государства называются антимонопольной политикой.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого и экономического пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК) и потом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Исходя их проблем представленных во второй главе курсовой работы, существуют значительные проблемы в деятельности ФАС России. Данные проблемы вызваны, скорее всего, не разработанностью нормативно-правовых актов в борьбе с монополиями, однако в ежегодном докладе ФАС Правительству РФ, отмечается некоторое улучшение.

Список литературы

1.Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики, М., 2008.

2.Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. / М.: Проспект. - 2008.

3.Ивашкович С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учеб.-практ.пособие.-2-е изд., испр.и доп.- М.: Изд-во «Дело» 2009.

4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория, М.:Юрайт. - 2009.

5.Антонов Ю.В. Развитие конкуренции на рынках. // Вопросы Экономики. -2009. - №11.

6.Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг. - 2-е изд., исправл. - М.: ИНФРА-М,1998.

.Демин М. Б. Проблемы современной экономики //Евразийский международный научно-аналитический журнал. -2010.- №1 -с.150-152.

.Полный сборник кодексов Российской Федерации. - М.: «Информэкспо», Борисов Е.Ф. Экономическая теория М: ЮРИСТ, 2001 Воронеж: издательство Борисова, 2008

.Аралова О. Современная история информационного общества: журнал //Современная конкуренция. - 2010. - №1. -с.46.

.Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ.ред. В.И.Кушлина. - 2-е изд., доп.и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

.Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг. - 2-е изд., исправл. - М.: ИНФРА-М,1998.

.Экономическая энциклопедия / гл.ред. Л.И.Абалкина; науч-пед.совет изд-ва "Экономика"; ин-т эконом. РАН. - М.: Экономика, 1999.

.13. Еременко Е.И. Антимонопольное законодательство //Законодательство и экономика, 2010. - с. 41-45.

.Авдашева С. Конкуренция и конкурентная политика //Экономическая политика, 2010. -с.39-41.

.Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.пособие / БабашкинаА.М.. - М.: Финансы и статистика, 2011.

.Нарышкин С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. -2010. -№5. - с.96-109.

.Ковалева А.М. Финансы и статистика: журнал //Финансы и кредит - №6. - 2011.- с.12-18.

.Исаева Е.В. Стратегическое управление как научная дисциплина // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2011 - №2. - с. 120-123, 104-106.

.Демин М.Б. Проблемы современной экономики //Евразийский научно-аналитический журнал, 2010.- с. 97-102

.Вечканов Г.С. Современная экономическая энциклопедия / Г.С.Вечканов. - СПб.: Изд-во Лань, 2009.

.М.А. Сажина / Г.Г. Чибриков, Экономическая теория, НОРМА 2003, 456

Похожие работы на - Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!