Зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    784,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности















Зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности

предпринимательство организационный новаторский

Введение

Предпринимательство - это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей. Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Актуальность темы заключается в том, что развитие предпринимательства - это развитие рыночной экономики. Для того чтобы предпринимательство развивалось его необходимо поддерживать. Практически во всех индустриально развитых странах предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

Цель данной курсовой работы - анализ поддержки предпринимательства за рубежом и применение опыта в экономике Казахстана.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

раскрыть сущность предпринимательства;

проанализировать зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности;

проанализировать возможность применения зарубежного опыта поддержки предпринимательства в Республике Казахстан;

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили интернет, учебные пособия, экономические статьи и журналы, научные исследования представителей зарубежной и отечественной экономической мысли, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан

1. Теоретические аспекты развития предпринимательства за рубежом

.1 Сущность, роль и функции предпринимательской деятельности

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой понимают целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. [1; c.30]

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым результатом.

Сущность предпринимательства хорошо выражается в его принципах: ориентации на человека, беззаветное служение покупателю, создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, постоянное стремление вырваться вперед.

Юридическое толкование предпринимательской деятельности дает Гражданский кодекс РК, подразумевая под предпринимательством самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. С точки зрения права такое определение предпринимательской деятельности вполне оправданно. Однако экономическая природа предпринимательства значительно шире. В западных странах предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежат постоянный поиск новых рыночных возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

Если обобщить суждения современных экономистов, они определяют предпринимательство как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимой для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами. [2, c.45]

Как видно из представленных определений, существуют различия в толковании понятия предпринимательской деятельности между экономистами постсоветского пространства и зарубежными экономистами. В частности, западные авторы большой упор делают на инновационный характер предпринимательской деятельности. Но видно уже сейчас, что именно такое понимание вытекает из сути самого слова «предпринимательство» - оно предполагает предприимчивость, означает, что некто не просто купил, скажем, магазин, а именно предпринял что-то новое.

К содержанию понятия «предпринимательство» близко стоит такое понятие, как «бизнес». Эти термины не являются тождественными. Бизнес - понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение прибыли. Предпринимательство же осуществляется на постоянной основе и предполагает реализацию новых подходов к формированию и удовлетворению потребностей рынка. [3, с. 12]

Сущность предпринимательской деятельности наиболее полно проявляется в сочетании присущих ей функций, среди которых можно выделить следующие: (рис 1)

Рисунок 1 - Функции предпринимательства

Иной способ определения предпринимательской функции предложил знаменитый австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Для Шумпетера деятельность предпринимателя лежит в основе всякого развития, т.е. перехода экономики от одного равновесного состояния к другому. [4; c.38]

Эта деятельность заключается в осуществлении "новых комбинаций", основными видами которых являются: (рис 2)

Рисунок 2 - функции предпринимательства по Й. Шумпетеру

Важнейшие черты предпринимательства:

·  самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

·  экономическая заинтересованность. Главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы - получение высокого дохода - предприниматель способствует достижению общественного интереса;

·        хозяйственный риск и ответственность. При любых, самых выверенных, расчетах неопределенность и риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. [5; 48]

1.2 Классификация видов предпринимательства

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другим.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную (рис. 3) производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.

Этот вид предпринимательской деятельности считается наиболее сложным и затратным, поскольку для его осуществления необходимы основные и оборотные средства, наемные работники. Могут понадобиться работы или услуги сторонних организаций. Основные производственные фонды (средства производства) включая здания, сооружения, машины и оборудование, станки, передаточные устройства, транспортные средства, измерительные приспособления, измерительные и регулирующие приборы и устройства, производственный инвентарь, лабораторное оборудование, вычислительную технику и т. д. Важнейший элемент - рабочие машины и оборудование. К ним относится все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов.

Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. В современном мире оно является едва ли не самым распространенным видом предпринимательства. В этой сфере заняты многочисленные малые предприятия и подавляющее большинство частных предпринимателей. Эта деятельность очень мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, поскольку связана с конкретными запросами населения. Предприниматель занимается не производством товара, а только его реализацией. Прибыль образуется за счет разницы между выручкой и затратами на реализацию и часто составляет от 20 до 30% рентабельности и выше. При этом в производственной деятельности уровень 10-12% уже считается нормальным и достаточным.

Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Консультативное предпринимательство (консалтинг) - предпринимательская деятельность, сущность которой составляет консультирование производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу юридических и экономических вопросов (финансы, создание и регистрация фирм, внешнеэкономические связи, исследование и прогнозирование товаров, ценных бумаг, инноваций), а также подготовка документов, необходимых при создании новых организаций и фирм. [6; c.75]

Все перечисленные виды предпринимательства тесно связаны между собой. За производственным обычно следует коммерческое, оба они требуют денежных средств, то есть им необходимо и финансовое предпринимательство. А иногда в одном предпринимателе сочетаются и производственник, и торговец, и финансист. Посредническое и страховое предпринимательство может быть отнесено к производству и предоставлению услуг. И при активности предпринимателя за счет сочетания известных видов возникают комбинированные комплексные виды бизнеса.

Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

Схема.

При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляющаяся по соглашению всех собственников.

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы; к основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги. [7; c.143]

Результатом каждого типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:

получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;

удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.

В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:

накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;

улучшение социальных условий сотрудникам организации;

оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;

оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.

1.3 Мировые тенденции развития предпринимательской деятельности в экономике зарубежных стран

Структура современной мировой экономики характеризуется сочетанием крупных и мелких форм производства и, соответственно, большого и малого бизнеса во всех сферах хозяйствования, в том числе во внешнеэкономических связях.

Развитие бизнеса за рубежом идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 23 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70% , дают 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости. Свыше 20 миллионов фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). Примерно 5 миллионов фирм - в государствах не входящих в Европейский союз - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке, в Китае насчитывается более 4,3 млн. малых и средних предприятий и 27,9 млн. индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99% от общего количества предприятий в стране, на которые приходится почти 60% ВВП.

Таблица 1 - Основные показатели роли МП 2010 г.

Страна Показатель

США

Япония

Германия

Великобритания

Индия

Доля МП в ВВП страны в %

52

51,6

57

52

6,9

53

Доля МП в общей занятости в %

50,1

69,5

69,3

55,5

4,5

62,3

Доля МП в кол-ве предприятий

97,6

99,2

99,3

99,1

89,2

98,5


Приведенные данные указывают на фундаментальную роль МП в социально-экономической и политической жизни каждой страны, т.к. в секторе МП действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий сектора МП в таких странах как США, Япония, Германия превышает 99% от их общем количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 чел. не превышает 12 тысяч.[6; 48]

Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и промышленности.

Ниже представлены диаграммы отраслевых структур Европы и Азии.

Рисунок 5- Отраслевая структура малого предпринимательства в Европе

Рисунок 6 - Отраслевая структура малого предпринимательства в Азии

Из диаграмм (рис.5 и рис.6) видно, что структура по отраслям в Европе и Азии примерно одинакова. Но в Азии, особенно в таких странах как Китай, уделяют большое значение не только области промышленности, но и сельскому хозяйству.

По видам деятельности малое предпринимательство в Европе и Азии охватывает практически все отрасли экономики. В январе 2010 г. в Европе действует свыше 20 млн малых предприятий. В общем количестве малых предприятий, по-прежнему, преобладают предприятия и организации с видом экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования». Их удельный вес составил 21%. На долю предприятий и организаций строительства приходится 13%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 11%, обрабатывающих производств - 18%, транспорта и связи - 14,0% от общего количества малых предприятий (рис.5 ).

В странах Азии (Китай, Япония, Тайвань) преобладающими сферами деятельности на 2010 г являются промышленность - 41%, сельское хозяйство - 21%. Но также охватаны в значительной степени и другие важные отрасли -транспорт и связь, строительство, торговля (рис.6).

Таким образом, в развитых странах Европы и Азии малое предпринимательство участвует во всех сферах экономики равнозначно.

Уровень развития бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 казахстанских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В Казахстане доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Основная задача политики в области государственной поддержки малого предпринимательства заключается в придании ей инвестиционной направленности. Распределение инвестиций по отраслям экономики происходит весьма неравномерно. Инвестиции практически поделены на четыре части. Страны участники Евросоюза акцент делают на промышленность и строительство, а также финансирование торговли и финансовой деятельности. (рис.7)

Но в зависимости от региона и его экономического приоритета инвестируются не только эти сферы деятельности. Так, в Японии, Сингапуре и США государство и крупные компании вкладывают в науку, образование и новые технологии. Северные страны Европы Дания, Нидерланды ориентированы на сельское хозяйство, поэтому инвестирование этих стран заключается в поддержке этой отрасли экономики. [8; c.122]

Распределение инвестиций по отраслям в Евросоюзе.

Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Зарубежный опыт показал, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию "среднего класса" как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.

Развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия).

Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также:

созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);

преодолению рецессии (Израиль, США);

созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);

последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

2. Анализ развития предпринимательской деятельности за рубежом

.1 Анализ развития предпринимательской деятельности в Европе и Азии

Решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах служит его государственная поддержка.

Стимулирование бизнеса многопрофильно, но во всех случаях оно подразумевает, прежде всего, создание благоприятного экономического и правового поля для его развития.

Практически все развитые страны с рыночной экономикой используют различные методы и формы административной, правовой и экономической (прямой и косвенной) поддержки: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для мелких предприятий; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение предприятий.

В странах с развитой рыночной экономикой разработаны специальные программы поддержки нововведений через малые венчурные предприятия. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования.

Зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что предпринимательство выполняет важнейшие функции в национальной экономике.

Японская экономика после второй мировой войны быстро восстановилась благодаря малым и средним предприятиям, и произошло «японское экономическое чудо».

В 70-х годах прошлого столетья даже была знаменита такая формула - «Малое прекрасно!».

По данным Программы развития Организаций Объединенных Наций, в мировой экономике количество малых предприятий превышает 95% от общего количества всех предприятий. На их долю приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%. Это среднемировые показатели.

А в Японии, например, доля малого и среднего предпринимательства составляет 99,6% от общего числа компаний, 55% ВВП и 80% численности занятых в промышленности.

В США - более 50% ВВП, более половины инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в малом предпринимательстве.

Сегодня в Казахстане каждый пятый из трудоспособного активного населения занят в малом и среднем бизнесе. Из них почти половина - индивидуальные предприниматели. А из всех зарегистрированных предприятий и предпринимателей более 90% приходится на сектор малого и среднего бизнеса. В этом отношении мы идем практически наравне со среднемировыми показателями.

В то же время, если сравнить долю малого и среднего бизнеса в ВВП, то в Казахстане - это около 16%. А, например, в Великобритании - 52%, Италии - 55%, Германии - 57% (рис. 8)

Рисунок 8 - Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости разных стран 2010 г.

Для нашей страны развитие малого бизнеса - одна из первостепенных задач. Малый бизнес способствует снижению безработицы, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду, влияет на ВВП и бюджет страны. Самое главное, малый бизнес является платформой для формирования среднего класса как основы стабильности общества.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Малый бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Для современной экономики на Западе характерно наличие, как минимум, двух больших групп малых предприятий. Одна выступает в роли субпоставщика гигантам индустрии, другая предпочитает самостоятельное функционирование. Соотношение этих групп в США соответственно 50:50, в Великобритании - 20:80, в Японии - 70:30, во Франции - 40:60.

Общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах ЕС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий, в США -75, а в Казахстане - 7-8. Во многих развитых странах малый бизнес находится по значимости в одном ряду с флагманами промышленности, численность занятых на малых предприятиях находится на уровне 70-80% населения: в Италии - 80%, Великобритании - 76%, Японии - 73%, Бельгии -72%, Франции - 69%, Германии - 64%, США - 53%.

В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что научно-техническому прогрессу и способствует формированию "среднего класса" как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). В странах Европейского союза насчитывается 23 млн. фирм (из них 2,5 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке (рис.9).

Рисунок 9 - Количество малых и индивидуальных предприятий в разных странах 2010г., в млн.ед.

В зарубежных странах малый и средний бизнес представляют собой главную сферу занятости населения, способствуют развитию инновационного потенциала экономики, поиск и внедрение новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. В Федеративной Республике Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. При этом, с одной стороны, демонополизация экономики приводит к разукрупнению крупных корпораций и их кооперации с малым и средним бизнесом, а с другой, - опыт и капитал малого бизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупных фирм.

Развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (таких стран, как Индия, Албания, Бразилия). Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, созданию среднего класса (во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании), преодолению рецессии (в Израиле, США), созданию новых рынков (в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии), последовательному проведению реформ (в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии). Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат определяет не столько рост числа МСП, сколько освоение новых технологий и решение адресных социальных задач по увеличению количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также по поддержке малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие МСП. По количеству МСП лидирующую позицию занимают Соединенные Штаты Америки (19 300 тыс.), затем следует Япония (6450 тыс.), на третьем месте находится Италия (3 920 тыс.) и далее по нисходящей: Великобритания (2 630 тыс.), Германия (2 290 тыс.), Франция (1 980 тыс.).

Важно также учитывать опыт развитых стран в целевом характере поддержки малых предпринимателей с акцентом на начинающих. В международной практике выделяют несколько категорий людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело. Первая категория - это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желание заниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки направлено, прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывших чиновников, инженеров, которые остаются без работы после закрытия крупных производств. Вторая категория предпринимателей - это те, кто уже начал свой бизнес и имеет небольшую собственность. Однако, семейному либо малому предприятию требуется расширение или модернизация, а иногда и качественное обновление производства (например, диверсификация) плюс определенные финансово-кредитные ресурсы. Причем, их обеспечение, имеющееся у того или иного предпринимателя, недостаточно, так как необходимо создание системы гарантий с участием государства, банков и фондов, как, например, принято в Австрии, Финляндии и других странах при обязательной поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей и, конечно, соответствующее законодательство. Гарантия по кредиту создает возможность развития и модернизации бизнеса, позволяет вывести его на достойный уровень, когда можно доказать свою состоятельность в банке, - такому предпринимателю необходимо помочь получить кредит, сформировать свою "кредитную историю". Кроме того, создание государственной системы гарантий позволяет разделить риски между предпринимателем, банком и государственной структурой (фондом), вовлечь значительный банковский капитал в активный рыночный оборот. В Казахстане, к сожалению, подобного рода механизмов поддержки предпринимателей пока не созданы. Третья категория предпринимателей - это те, у которых уже есть стабильный бизнес, а значит, есть и кредитная история. Данная категория предпринимателей может получить дополнительные кредиты даже под оборотные средства.

Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого бизнеса. Действуют эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. Формируется единая система гарантий Евросоюза.

Следует отметить, что в странах с высоким уровнем экономического развития, как, например, США, Великобритании, Канаде, Германии предприниматели также недовольны "бюрократическими препонами" и даже за это критикуют чиновников. Имеются и люди, которые не одобряют налоговую систему, пусть даже очень либеральную. Однако, в этом случае следует учитывать следующее: дело в том, что в развитых странах прямые контакты предпринимателей с государственными чиновниками (если принимать во внимание, что мы живем в век доминирования электронных коммуникаций), сведены абсолютно к минимуму, недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности.

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

-       облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);

-       облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);

-       внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Страны, в которых реализованы программы поддержки малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода - это Италия, США, Япония, Германия, Корея, Дания, Великобритания, Франция, Мексика, Чили, Бразилия. Для примера приведем реализацию в ряде стран, как развитых, так и развивающихся, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кластерно-сетевом подходе.

. Италия. Впервые кластерно-сетевой подход применен в Италии в 70-е годы. С точки зрения кластерного подхода к развитию малого и среднего бизнеса наиболее интересен опыт Италии, который получил название "третья Италия", с которого и началось развитие данного подхода. В то время как в конце 70-х гг. "первая" и "вторая" Италия переживали экономический кризис, северо-восточная и центральная части страны демонстрировали высокий экономический рост. В ряде секторов, где действовали в основном малые и средние предприятия (текстильное и кожевенное производство, производство обуви, керамики, мебели), были сформированы кластеры, в рамках которых субъекты малого и среднего предпринимательства смогли не только создать новые рабочие места, но и успешно выйти на экспортные рынки. В то время как крупные предприятия Германии и Великобритании переживали спад, кластеры малого и среднего предпринимательства "третьей Италии" смогли увеличить производство и экспорт. Более того, кластеры малого и среднего предпринимательства оказались способны постоянно внедрять инновации в производственный процесс.

. США. Более 50 % ВНП, более половины инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в малом предпринимательстве. Малое предпринимательство в США сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны. Для этого в США существует структура, оказывающая помощь развитию данного сектора - администрация малого бизнеса США (создана в 1953 году). Смысл деятельности - в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ, и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.

. Япония. Доля малого и среднего предпринимательства составляет 99,6 % от общего числа компаний, 55 % ВВП и 80 % численности занятых в промышленности. Для реализации государственной политики в отношении малых предприятий создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении малого и среднего предпринимательства.

Основными мерами поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии являются:

облегчение доступа к источникам финансирования через систему гарантирования и страхования кредитов и льготных кредитов для модернизации МСБ (со ставкой 1,05 % сроком на 20 лет);

создание системы поддержки бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов, оценки инвестиционных проектов, предоставления специалистов на краткосрочной основе по вопросам налогообложения, менеджмента, управления персоналом и информации о ситуации на рынке, а также предоставление обучающих программ;

стимулирование создания нового и венчурного бизнеса путем предоставления технической помощи, финансовой и законодательной поддержки;

поддержка развития технологий путем поддержки коммерциализации новых разработок и стимулирования сотрудничества между научными кругами, бизнесом и правительством;

поддержка инноваций в бизнесе через субсидирования и кредитования по низким процентным ставкам, участия государства в венчурных проектах и снижения патентных платежей для исследовательских предприятий.

Ведущую роль по уровню развития исследований играют технопарки Японии. Около 70 % японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого предпринимательства в регионах, при этом 58 % от общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции.

. Германия. Основной принцип поддержки германского кластерно-сетевого подхода - это упор на следующие рыночные механизмы:

приоритет на самостоятельность малого и среднего предпринимательства, а не государственную поддержку;

неэффективные предприятия должны уйти с рынка;

основное требование для оказания государством финансовой помощи малому и среднему предпринимательству - кредитоспособность.

. Корея. Насчитывается около 3 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 99,5 % всех компаний. В том числе доля малых компаний составляет 97 %. Малые компании в Южной Корее являются важнейшим источником трудоустройства, поскольку в них занято 87 % экономически активного населения страны (свыше 10 млн. человек). На долю малого и среднего предпринимательства приходится половина производства ВВП страны и 43 % южнокорейского экспорта.

. Израиль. Созданы объекты инфраструктуры поддержки, многие из них государственные. Существует целый ряд фондов, как государственных, так и частных, оказывающих помощь в финансировании предприятий, а государственные субсидии составляют примерно 3/4 необходимых для раскрутки бизнеса средств, 1/4 средств - это вклад самого предпринимателя.

Научно-промышленные парки являются прообразами будущих технополисов - городов передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок. Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-промышленных парков - это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, интеллектуализации всего национального хозяйства. В технополисах гармонично сочетаются наука, высокие технологии, традиционные национальные культуры и создается новая общность творческих и всесторонне развитых людей.

Таким образом, мировая практика свидетельствует, что наиболее успешно технопарки и бизнес-инкубаторы развиваются в тех странах, где государство поддерживает развитие научно-технических отраслей и где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

2.2 Анализ развития малого предпринимательства на примере Китая

Поддержка и развитие малого бизнеса - один из приоритетов сегодняшней экономической политики многих передовых зарубежных стран.

Национальная программа экономического развития Китая предусматривает в течении 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль.

В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства при существенном улучшении экологической ситуации в стране.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор малого бизнеса стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.

Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2005 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уровнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросе доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию. Особое практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск этого сектора экономики во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики. Вот некоторые особенности Китайского малого предпринимательства и его основные экономические показатели 2010 г (рис. 10)

Рисунок 10 - Основные показатели МП в Китае за 2010 г

В 2010 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн. малых и средних предприятий и 27,9 млн. индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения.

Это составило 99% от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 15% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая.

При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий, и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

В 2010 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил 218,25 млрд. долл. и 197,71 млрд. долл.. увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малых и средних предприятий.

Общий объем товаров и услуг за 2009 г. достиг 2,3 трлн. долл. Это вывело КНР на четвертое место в мире после США, Германии, Японии, опередив Англию, Францию, Италию и Канаду. В 2010 г. ВВП КНР достиг 2,7 трлн. долл., или более 2 тыс. долл. на каждого жителя.

Огромный вклад в этот динамический рост внес китайское малое предпринимательство, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. В КНР в настоящее время действуют свыше 40 млн. средних и малых предприятий, которые стали движущей силой экономического развития Китая.

Данные о развитии экономики Китая и динамике МП представлены ниже. (рис. 11)

Рисунок 11 - Основные показатели развития малых предприятий в Китае

В 2010 г ими было произведено 55% ВВП страны, налоги отчисляемые МП в государство составляют 46% их доля в числе организаций Китая составляет около 99%. В настоящее время на эти предприятия приходится 75% запатентованных разработок и 82% общего количества рабочих мест в стране.

Это значит, что третье удвоение ключевого показателя экономической мощи произошло не за десять, а всего за шесть лет. Таким образом, за 30 лет с начала реформ экономический потенциал Китая увеличился в 15 раз, его внешнеторговый оборот вырос почти в 80 раз (с 21 до 1600 млрд. долл.) при среднем темпе роста 16 %. По своей доле в мировой торговле достигшей 9 %, и по золотовалютным резервам, достигшим 1 трлн. долл., Китай опередил Японию. Это произошло на фоне впечатляющего роста прямых иностранных инвестиций. За годы реформ в стране создано 570 тыс. предприятий с участием иностранного капитала на общую сумму 670 млрд. долл. Одни лишь налоги с зарубежных предпринимателей позволяют финансировать расходы бюджета на образование и здравоохранение.

В структуре активных субъектов МП по организационно-правовым формам преобладают субъекты, осуществляющие деятельность в форме физического лица - это индивидуальные предприниматели, количество которых по 27 953 124 единиц или 62,9 % от общего количества активных субъектов МСП. Количество крестьянских фермерств составило 18,5%. Доля юридических лиц малого предпринимательства составляет 18% юридических лиц среднего предпринимательства 0,6%. (рис.12)

Рисунок 12 - Структура организационно правовых форм, в %

В результате ряда проведенных мероприятий по поддержке малого предпринимательства в стране динамика численности предприятий возросла за несколько лет. Во многих отраслях они занимают ведущие места. Малые и средние предприятия стали важным источником экономического роста Китая и их количество растет. По статистике, малые и средние предприятия составляют 99,3 % от общего количества предприятий в стране (табл. 2)

Таблица 2 -Рост количества малых и средних предприятий (МСП), в 10 тыс. ед.

Год

Количество предприятий

В том числе МСП

2006

301,3

289,1

2007

302,6

300,1

2008

312,8

2009

328,2

326,5

2010

342,3

340,2

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC). Одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого в ее состав входит «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (ССВСС). ССВСС является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями ССВСС являются: исследование роли, состояния и потребностей сектора; сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. ССВСС разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки малых и средних предприятий.

В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. ССВСС регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2005 г. было подписано более 950 международных проектов по развитию малого бизнеса в Китае на общую сумму 6,2 млрд. долл. Ныне ССВСС создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного

обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (СSМЕО). Деятельность СSМЕО поддерживается «Департаментом развития МСП» в NDRC. Сайт СSМЕО представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

В работе СSМЕО принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности малого бизнеса.

Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития малых и средних предприятий в стране и за рубежом. СSМЕО предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности СSМЕО в части создания высококачественной трехуровневой общенациональной системы информационного обслуживания малого бизнеса в 2003 г. было создано главное информационное агентство «Бейджинг МСП онлайн компани». На первом уровне находится основной веб-сайт в Пекине, который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

Наряду с обшей информацией о состоянии рынка малого бизнеса СSМЕО публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях, публикует данные об агентствах, оказывающих услуги малому бизнесу, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов, сообщает о потребностях и трудовых ресурсах для малых и средних предприятий в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, СSМЕО характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.

Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.

СSМЕО обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью малого бизнеса. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки малого бизнеса с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса. Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи.

Организация разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно, СSМЕО оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видеоконференции, создание веб-сайтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что правительство Китая постоянно предпринимает различные меры по создании более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики.

2.3 Исследовательско - сравнительный анализ состояния малого предпринимательства в Китае и Казахстане

Казахстан и Китай являются странами, которые относятся к однородной группе стран, имеющих в целом сходные условия для развития малых предприятий. В то же время у этих стран имеются и существенные различия. Китай обладает большим трудовым потенциалом с существенно более дешевой рабочей силой; Китай в недавнем прошлом - страна со значительной сельскохозяйственной специализацией; в то время как Казахстан - страна с индустриальным типом развития; Китай является регионом, более привлекательным для иностранных инвесторов, нежели РК, и т.д.

При сравнительном анализе уровня развития МП в Китае и Казахстане необходимо учитывать различия в законодательстве, определяющем санкционирование сектора малого предпринимательства. Как уже указывалось, к сектору МП в Китае относят не только малые, но и средние предприятия, при этом границы между малым, средним и крупным бизнесом установлены иначе, чем в казахстанской экономике. Однако даже с учетом этого обстоятельства можно сделать вывод о том, что уровень развития МП в Китае относительно выше, чем в Казахстане (таб.3).

Таблица 3 - Сравнительная характеристика МП Казахстана и Китая, 2010 г.

Показатели

Казахстан

Китай

Количество МП, ед.

1084170

32200000

Доля МП от общего числа предприятий, %

90

99

Число занятых в МП, %

23

75

Доля в МПП, %

15

41

Доля МП в ВВП, %

15

55

Доля инновационных разработок, %

0,3

5


Кроме своих количественных характеристик, китайский МП обладает отличительными качественными и структурными особенностями по сравнению с МП Казахстана. К их числу следует отнести перечисленное ниже:

.  Более высокая динамичность китайского малого предпринимательства.

2.      Большее влияние китайского МП на институционально-производственную структуру экономики, о чем свидетельствуют данные (таб.3) о доле предприятий в общем числе предприятий.

.        Различная отраслевая структура сегмента малого промышленного предпринимательства (МПП) в Китае и Казахстане: в Китае получили наибольшее развитие такие промышленные отрасли, как производство машин и оборудования, текстильное и швейное производство. В РК - доли этих сегментов в 2 раза меньше. Таким образом, китайское малое промышленное производство в большей степени ориентировано на обрабатывающие отрасли и отрасли передовых технологий.

.        Существенно большая открытость китайского предпринимательства по сравнению с казахстанским: китайский МП в своем развитии успешно реализует общую стратегию экспансии внешних рынков, провозглашенную руководством Китая и получившую название»цзоучуцюй».

.        Большая инновационная ориентированность Китая по сравнению с казахстанским: доля инновационных разработок, приходящихся на МП в Казахстане, составляет 0,3 %, в Китае - 5 % (таб.3). В значительной степени это обусловлено уже упоминавшимися различиями в менталитете народов этих стран, в частности интересом китайцев к новациям и стремлением к их внедрению.

.        Большая роль китайского МП в социальной политике страны (в частности в сфере занятости) по сравнению с казахстанскими.

Анализ факторов, тормозящих развитие предпринимательство в Казахстане и Китае, свидетельствует о том, что их перечень примерно одинаков, однако имеются различия. Можно выделить постоянно действующие факторы (недостаточность финансово-кредитных ресурсов, высокое налоговое бремя и т.д.)

В то же время анализ факторов, оказывающих доминирующее воздействие на МП Казахстана и Китая, позволяет выявить существенные различия между этими странами, а именно принципиальное отличие состоит в том, что если казахстанский МП развивался в значительной степени в опоре на крупную промышленность и ориентирован на внутренний рынок, то китайский МП - за счет институционального и трудового фактора и в значительной степени ориентирован на внешний рынок.

Правительство Казахстана ставит задачу достижения к 2030 году сопоставимых со среднеевропейскими показателей развития малого и среднего предпринимательства, что предполагает стимулирование общего роста числа субъектов предпринимательской деятельности и на изменение отраслевой структуры малых компаний.

3. Пути применения зарубежного опыта развития предпринимательства в Республике Казахстан

.1 Перспективы развития предпринимательства за рубежом

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.).

Но даже в этих странах существует ряд проблем, которые государство пытается устранить для того, чтобы выйти на новый уровень развития экономики. Поэтому большое внимание уделяется активной поддержке малого предпринимательства, создаются специальные центры, которые разрабатывают программы и долгосрочные стратегии развития малого предпринимательства.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Получили распространение две формы государственной поддержки:

·        законодательное установление долгосрочных программ развития малого предпринимательства;

·        включение малого предпринимательства составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малое предпринимательство институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого предпринимательства, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого предпринимательства. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Так, во всех странах организовываются специальные учреждения призванные не только поддерживать, но и разрабатывать программы на долгосрочную перспективу развития малого предпринимательства.

Примером тому может стать принятая еще в 2003 году программа направлена на социально-экономическое развитие Китая. Программы развития Китайской экономики предусматривают экономический рост государства и улучшение деятельности народного хозяйства за счет общего развития экономики страны, как со стороны крупного, так и малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило программы, направленные на совершенствование китайской экономики сроком до 2020-2050 годов.

Однако малому предпринимательству в Китае все же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти Китая стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Государственная социально-экономическая политика КР, включая стратегию развития МСП, разрабатывается высшим правительственным органом - «Исполнительной Палатой КР» и «Советом экономического планирования и развития». «Министерство экономики» (the Ministry of Economic Affairs - MOEA осуществляет перспективное планирование и управление всей совокупностью промышленных департаментов, корпораций и агентств, включая «Администрацию малого и среднего предпринимательства».

В рамках MOEA удалось объединить практически все отрасли промышленности и функциональные службы, что обеспечивает их тесное взаимодействие со SMEA по всему спектру вопросов, касающихся развития и поддержки МСП. Основными целями SMEA являются:

·        Разработка планов развития МСП и предложений по их законодательному обеспечению;

·        Исследование состояния и тенденций развития МСП;

·        Оказание помощи в обучении, консультировании и продвижении новых технологий в МСП;

·        Совершенствование руководства предприятиями, улучшение финансового, ресурсного и технологического обеспечения в целях повышения конкурентоспособности МСП.

Многие промышленные МСП ориентированы на выпуск оборудования и изделий по оригинальным разработкам и потому более 3% дохода затрачиваются на НИОКР. постепенно многие МСП переходят от изготовления и экспортных поставок компонентов для крупных корпораций к освоению собственных высокотехнологических производств. В этой связи производится обновление технологического парка, а трудоёмкие производства заменяют на капиталоёмкие и высокотехнологические процессы (малотоннажная химия, фармацевтика, информационные технологии, электротехническое, электронное производства и др.) с устойчивой тенденцией роста продаж. Постоянно возрастает роль электронной промышленности и информационных технологий (IT), в которых сектор МСП обеспечивает 85% национального производства и рынка, что позволило КР войти в мировую четверку лидеров по поставкам такого оборудования и услуг.

Так, новой перспективой для Китайской Республики в последние годы является превращение страны в Государство высоких технологий. Для этого создается множество программ и льгот предприятиям, занимающимся научной исследовательской деятельностью в области ИТ технологий.

Китай продолжает активно наращивать программы инновационных исследований и разработок, инвестируя в них большие средства, для создания преимуществ в сфере технологии и обеспечения дальнейшего устойчивого развития своей экономики и экспортного потенциала. В стране постоянно расширяется инфраструктура поддержки и развития МСП с акцентом на создание учебных и научных центров, бизнес-инкубаторов, техно-парков и венчурных фондов, способствующих широкому освоению высоких технологий как основы дальнейшего развития экспортного потенциала МСП. Для повышения конкурентоспособности национальной промышленности и сектора разработан комплекс программ технологического развития (Technology Development Programs - TDP). Программы TDP охватывают фундаментальные и прикладные исследования, НИОКР и меры по трансферту высоких технологий в производство путем создания инновационных центров. Эти программы реализуются при содействии 52 уполномоченных организаций, в которые входят различные университеты, НИИ, лаборатории и специализированные инновационные центры. В реализацию TDP было вложено более $500 млн.

В целях превращения страны к 2015 г. в один из мировых центров микроэлектроники и высоких технологий. была разработана 7-ми летняя программа национального развития (Challenge 2008 National Development Priority), в которую инвестировано свыше $75 млрд. Особое внимание будет уделяться поддержке талантливых специалистов, развитию всех видов инновационной деятельности, совершенствование систем международной логистики и созданию здоровой среды обитания. При этом планируется довести объём расходов на НИОКР до 6% от ВВП, что позволит создать 15 новейших продуктов и технологий, отвечающих высшим мировым стандартам и обеспечивающим лидерство на мировых рынках.

3.2 Использование зарубежного опыта в целях развития предпринимательства в Казахстане

Для Казахстана становление и развитие малого предпринимательства -важная задача.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное становление рынка: начато постепенное восстановление заброшенных производств; освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д.

Невозможно следовать одной политики развития предпринимательства какой-либо страны, и нельзя смотреть только на опыт таких держав как США и Германия, их стратегии развития предпринимательства не в полной мере могут подойти Казахстану, так как нужно учитывать ряд факторов, например таких, как - недавнее становление независимой республикой, разные экономические, демографические показатели.

Анализ малого предпринимательства Китая также показал необходимость развития собственного курса поддержки из-за разных условий существования МП в Казахстане и Китае. Феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, неприхотливость.

Но необходимо учесть китайский опыт поддержки предпринимательства, и развивать:

·        Благоприятный инвестиционный климат для капиталовложений, предоставить инвесторам всевозможные льготы и свое покровительство. Жесткая конкуренция на рынке Китая стала основным источником развития сектора МСБ.

·        Создание научно-технологических парков.

· Государственная поддержка. Предоставления серьезных налоговых льгот предприятиям, готовым трудоустроить значительное количество безработных и инвалидов.

·        Экспортная ориентация обрабатывающей промышленности Национальная специфика.

В развитых зарубежных странах поддержка малого и среднего бизнеса стала важнейшей функцией государства. В Федеративной Республике Германия, Финляндии, Китае и Японии и других странах соответствующие органы действуют во всех городах, центрах земель, округов и других административных единиц.

Зарубежный опыт позволяет выделить следующие наиболее важные для Казахстана элементы поддержки малого бизнеса:

институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;

соединение усилий государства, общественных организаций и благотворительных фондов;

дифференциацию налогообложения с учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);

промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;

отказ от субсидий в пользу косвенных форм стимулирования малого бизнеса.

Следует выделить следующие наиболее актуальные для Казахстана черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:

функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной организации, действующей по поручению и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;

особую роль государственных и региональных органов содействия малому бизнесу, создающих местные корпорации развития, консультационную, информационную и образовательную инфраструктуру, оказывающую услуги малому бизнесу на льготной основе;

особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области социальных услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных услуг;

специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (оралманы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и молодежь, безработные, многодетные семьи, бывшие правонарушители и так далее);

специальные квоты для малого предпринимательства при распределении государственных заказов, в том числе военных и космических заказов крупным корпорациям;

уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых инновационных фирм в университетах, при крупных корпорациях и государственных научно-исследовательских институтах;

финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.

Анализ опыта стран Центральной и Восточной Европы также позволяет выявить ряд актуальных для Казахстана путей государственного содействия созданию новых рабочих мест:

предоставление высвобождаемым работникам возможности выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для организации своего бизнеса (Словения, Чехия);

создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);

компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);

создание параллельно со службой занятости сети трехсторонних органов из представителей профсоюзов, работодателей и правительства для контроля использования бюджетных инвестиций и фонда занятости;

уточнение статистики занятости в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;

стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;

выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии - информационные технологии, в Латвии - фармацевтика и парфюмерия, в Литве - кооперированное производство комплектующих изделий).

Ключевые моменты, по которым Казахстан отстает от зарубежных стран, и по которым должна проводиться поддержка государства:

Финансовая поддержка: В Канаде выделяемая ссуда на десять лет не превышает 250 тысяч долларов под 2-3 процента годовых. В других случаях, частично компенсируя любые потери по займам, федеральное правительство облегчает малому бизнесу получение ссуды. В Корее государственные средства для поддержки МСБ расходуются по трем направлениям: предоставление льготных кредитов (срок до 8 лет и процентная ставка на 2,5-3% ниже банковской), разработка и внедрение новых технологий и пополнение оборотных средств. В Японии займы можно получить под 2-4% - стимулирование кооперативной деятельности МСБ, когда приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы (сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую стоянку для автомашин и пр.). В Сингапуре при получении кредита сроком до 4 лет действует ставка в 5% годовых, а при получении долгосрочного кредита - 6,5%. Специальное льготное кредитование предусмотрено для микрофирм, численность персонала которых не превышает 10 человек. Кредитно-банковская система Сингапура объединяет около 700 различных финансовых организаций, в том числе 122 коммерческих банка (из них 116 - иностранных), 7 финансовых и 146 страховых компаний.

Институциональная поддержка: Казахстану необходимо усилить роль существующих институтов развития деятельность, которых непосредственно связана с развитием малого и среднего бизнеса. Действующая система поддержки институтов развития не в полной мере охватывает спрос со стороны МСБ. В Финляндии действует разветвленная сеть (филиалами в регионах) институтов развития. Группа 7 институтов развития, деятельность которых непосредственно связаны с малым и средним бизнесом оказывают широкий спектр государственных услуг. В Корее вопросами регулирования малого бизнеса занимается 15 организаций; большая часть из них правительственные. Учреждены два банка и два фонда, ориентированных на малый бизнес. Следует отметить, что стимулированием экспорта продукции малых предприятий занимаются крупные внешнеторговые структуры. Они исследуют рынок, обеспечивают предпринимателей информацией, помогают выйти на мировой рынок, ведут работу по вопросам снижения налогов, таможенных тарифов и ставок льготных кредитов. В Японии создана разветвленная система специализированных учреждений, функционирующих как на общегосударственном, так и на региональном уровнях: Государственная корпорация финансирования малого бизнеса (59 филиала), Национальная финансовая корпорация (102), Центральный банк торговой и промышленной кооперации (117).

Инновационная поддержка:

. Государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных МСП, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);

. Прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);

. Предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

. Целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);

. Создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

. Снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);

. Бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);

Государственно-частное партнерство - ключевой фактор модернизации экономики. Все элементы экономики: частный и государственный сектор, должны работать вместе для того, чтобы перейти от разрозненных планов и действий к совместным взаимосвязанным шагам

Заключение

В настоящей курсовой работе был рассмотрен зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности. В ходе написания курсовой работы сделаны следующие основные выводы:

Предпринимательство - это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Это особый вид бизнеса. Его цель - получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода.

Различают следующее виды: производственное, коммерческое, финансовое и консалтинговое.

Предпринимательство в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, внося весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Предпринимательству оказывается адресная поддержка со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур.

В настоящее время в ведущих индустриальных странах создана весьма эффективная система государственного управления малым промышленным бизнесом. Ее отличают многофункциональность, использование системы разнообразных методов и средств воздействия на малые фирмы. Это позволяет решать управленческие задачи с высокой степенью эффективности, проводить по отношению к малому бизнесу адресную, дифференцированную политику.

Общим для развитых стран является тот факт, что государственная поддержка малого бизнеса осуществляется через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (SBA), в Великобритании - «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Китае - «Департаментом развития МСП» в NDRC , в Японии - реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA).

Осуществляется предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам;

Созданы программы, обеспечивающие бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств;

Произведен анализ развития малого предпринимательства на примере Китая, а также исследовательско - сравнительный анализ состояния малого предпринимательства в Китае и Казахстане.

Малое предпринимательство в Китае находится на достаточно высоком уровне, оно конкурирует с США и Западноевропейскими странами. МП является основой экономической стабильности, и образует средний класс в стране. Анализ статистических данных развития МП показал на сколько сильно зависят основные показатели экономики страны от малого бизнеса. Малые предприятия производят 55% ВВП страны, налоги отчисляемые МП в государство составляют 46% их доля в числе организаций Китая составляет около 99%, на которых работают свыше 75% населения.

Сравнительный анализ малого предпринимательства Казахстана и Китая показал, что имеются как сходства, так и различия развития МП.

Китай находится на более высоком уровне, чем Казахстан по всем параметрам. Сегментирование МП также имеет разный характер в РК и Китае, большую долю в Китае занимают отрасли промышленности и транспорта. В Казахстане большая доля занята - сферой услуг, торговлей. Китай уделяет большое внимание новым технологиям, и вкладывает в инновационную деятельность. В Казахстане все же преобладает крупный бизнес, но развитие малых предприятий находится в приоритете.

В обеих странах активно поддерживаются государством малые предприятия. Разрабатываются программы для развития малого предпринимательства в странах. В Казахстане - это «Дорожная карта бизнеса 2020»

Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества.


Список использованной литературы

с.

.Гайнутдинов Э.М. «Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа», 2003- 45 с.

.Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования: Учеб. Пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2005 - 12 с.

.Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 2005. - 38 с.

.Войтов А.Г. «Экономика. Общий курс», Москва, «Маркетинг», 2006 - 48 с.

.Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник.,2005. - 75 с.

Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2009. - 285 с.

.Дудин М.Н. Инновации и предпринимательство в зарубежных странах. Креативная экономика 2007. №12 http://www.creativeconomy.ru/articles/2307/

.И.В.Мажаров. Программа КНР: взгляд в будущее http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm

.Ван Ц.. Анализ развития малого предпринимательства Китая (на примере МСП) // Российское предпринимательство. - 2010. - № 2 Вып. 2 (106). http://www.creativeconomy.ru/articles/11935/

.1Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР. http://www.china.cn/chinese/zhuanti/263730.htm

.А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2005 г.

.ХУАН Дингуй, доктор экономики, заместитель директора Института экономики Хайнаньского университета (КНР), «Китай: подходы и особенности экономических преобразований», http://chinapro.ru/economy/2/

.Чжан Тюньси, Ма Тюнь, Чжан Юли и др. Отчет о развитии малого и сред-

него бизнеса в Китае. - Пекин, Социальные науки, 2009, №1.

15.Закон о стимулировании малых и средних предприятий 29.06.2002 [Law of the People's Republic of China on Promotion of Small and Medium-sized Enterprises];

.http://www.damu.kz/content/files/Issledovanie. Анализ Малого предпринимательства 2010г.

.www.stat.kz - Статистические данные предпринимательства в РК.

.Вакуров П., Эрматова Н. Направления финансовой поддержки малого и

.среднего бизнеса // Российский экономический журнал. - 2009. - №11.

.Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. Институционально- эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.

."Экономические регуляторы политики поддержки предпринимательства в Казахстане" А. Кантарбаева, У. Шукеев // Альпари № 3 2006 г

.www. http://bibliofond.ru/view.aspx/id487106/ Поддержка малого бизнеса

.Райзберг, Б. А. Основы бизнеса: Учебное пособие. - М.: 2007. - 192 с.

.Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом / Под ред. А.В. Рунова. - М.: Экономика, 2003. - 432 с.

.Блинов А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. - 149 с.

.Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 4.

.Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2009. - 452 с.

.Головин. И. О малых предприятиях. - М.: Норма, 2009. - 231 с.

.Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2008. № 5.

.Липсиц И.В. Экономика. - М.: Проспект, 2007. - 189 с.

Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2008. - № 3.

.Малый бизнес: организация, экономика, управление: учеб. пособие для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2007. - 495 с.

Омельченко Е.В. Предприятие и предпринимательство. Проблемы роста. - М.: Проспект, 2009. . - 269 с.

Похожие работы на - Зарубежный опыт поддержки предпринимательской деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!