Анализ финансовых результатов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансовых результатов

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»









КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Основы экономического анализа»

На тему: «Анализ финансовых результатов»

Выполнил: студент Александр

гр. Б518-4

Проверила: Манщеева л.н





Г. Улан-Удэ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

.1 СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

.2 ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

.1 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

.2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

.3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Финансовые результаты деятельности любой организации складываются из ее доходов и расходов и характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления её финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда её извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль - важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:

. Экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;

. Стимулирующей функцией, проявляющейся в процессе её распределения и использования;

. Одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей предприятия. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают внешние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного объекта.

Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материалы и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.

Таким образом, показатели финансовых результатов является важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств организации, степени его надёжности и финансового благополучия как партнера, а выбранная тема Анализ финансовых результатов является актуальной в современных условиях развития рыночной экономики.

Цель курсовой работы овладение методикой анализа финансовых результатов. Для современных предприятий оценить прошлую деятельность и сравнить с данным периодом, а также выявить перспективы развития и разработать меры по улучшению финансовой устойчивости предприятия на отечественном и мировом рынках. Предприятие должно создать программу по улучшению качества продукции, рынка сбыта, работа с конкурентами и уменьшению себестоимости

Для достижения поставленной цели необходимо :

) определение особенностей системы формирования и распределения финансовых ресурсов в современных условиях.

) освоение методики анализа и оценка уровня и динамики показателей прибылей от продаж продукции, факторной анализа прибыли, и рентабельности.

) представление методики анализа использования финансовых результатов.

Основной целью анализа финансовых результатов является определение резервов увеличения прибыли, основными источниками которых могут быть: увеличение объёма продаж, увеличение уровня цен, снижение себестоимости продукции, увеличение качества готовой продукции, поиск более выгодных рынков сбыта и т.д.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

.1 СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Его основные задачи:

систематический контроль за формированием финансовых результатов;

определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Финансовое состояние предприятий-это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель, представленная на следующей рисунке

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.

За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и расходов, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли. Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшим среди них является показатель прибыли. Конечным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает балансовая прибыль.

Балансовая прибыль является основой для определения величины налогооблагаемой прибыли.

Для целей налогообложения прибыли предприятий, в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации «О налоге на прибыль организаций», рассчитывается показатель валовой прибыли, которая определяется на базе балансовой прибыли, но с учетом двух обстоятельств: при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества для целей налогообложения в сумму валовой прибыли включается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, причем эта стоимость увеличивается на индекс инфляции, официально утверждаемый в установленном порядке на данный период.

Для целей исчисления облагаемой прибыли валовая прибыль корректируется:

увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной;

уменьшается на сумму:

а)рентных платежей, вносимых в бюджет в установленном порядке;

б)доходов, полученным по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

в)дохода долевого участия в деятельности других предприятий;

г)прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

е)доходов от видеосалонов, проведения концертных мероприятий, от посреднической деятельности.

При определении прибыли, облагаемой налогом, из валовой прибыли исключается сумма отчислений в резервные и другие аналогичные по назначению фонды, формируемые предприятиями.

По мере получения прибыли предприятие использует ее в соответствии с действующим законодательством государства и учредительными документами предприятия. В настоящее время прибыль (доход) предприятия используется в следующем порядке:

) уплачивается в бюджет налог на прибыль (доход);

) производятся отчисления в резервный фонд;

) образуются фонды и резервы, предусмотренные учредительными документами предприятия.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) является преобладающей в составе общей прибыли.

Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли. (Коммерческие расходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо).

Первое, что необходимо учесть при определении финансового результата - это принятый учетной политикой предприятия метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. В соответствии с НК РФ часть 2 для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств на счета учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу, либо по мере отгрузки товаров (выполнение работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов).

При определении выручки по моменту оплаты, отгруженная, но неоплаченная продукция не учитывается при определении выручки, полученной в отчетном периоде (то есть по строке 010 формы №2 называется выручка по оплаченной продукции).

Поскольку прибыль, полученная предприятием за отчетный период, является объектом налогообложения для исчисления соответствующего налога, необходимо четко представлять себе механизм ее определения.

Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, определен разделом II «Положения о составе затрат».

Поскольку при формировании финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и, как следствие, налогооблагаемой базы, существенное влияние может оказать определение себестоимости, и поэтому требующие наиболее тщательного исполнения, является определение себестоимости продукции для целей налогообложения.

Основным документом, регулирующим вопросы определения себестоимости, является «Положение о составе затрат» по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552, согласно которому себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию этой продукции (включая расходы, связанные с ее сбытом, за исключением внереализационных расходов).

Любая ошибка в формировании себестоимости продукции (в том числе и чисто бухгалтерская) в конечном итоге, как правило, приводит к неверному формированию финансового результата, а значит, и налогооблагаемой прибыли. В некоторых случаях это может привести и к неверному исчислению иных налогов (НДС, налога на пользователей автодорог (от выручки), налог на имущество).

При формировании себестоимости необходимо руководствоваться перечнями затрат, установленными действующими нормативными документами.

Затраты, которые можно включать в себестоимость продукции, в соответствии с НК РФ часть 2 в себестоимость продукции (работ, услуг) - это затраты непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).

Затраты, входящие в себестоимость, по экономическому содержанию можно сгруппировать по следующим элементам:

затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды (отчисления во внебюджетные фонды);

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

Для обобщения информации о процессе реализации продукции (работ, услуг), а также определения финансовых результатов от этой операции предназначен счет 90 «Продажи». По кредиту этого счета отражается - суммы, предъявленные покупателю для оплаты по отпускным ценам (выручка), а по дебету счета 90 отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, налоги и отчисления.

Путем сопоставления оборотов кредита и дебета счета 90 получают финансовый результат от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Если кредит счета 90 окажется выше, чем дебет, то предприятием получена прибыль, которая в конце месяца полностью списывается на синтетический счет 99 «Прибыли и убытки».

Если кредит счета 90 окажется меньше, чем дебет, это означает, что получен убыток.

Прибыль от прочей реализации представляет собой прибыль, полученную от реализации основных фондов и другого имущества, нематериальных активов. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.

Прибыль от прочей реализации включает финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции, работ, услуг подсобных и обслуживающих производств, а также от реализации покупных товарно-материальных ценностей. К прочей реализации предприятия относятся не включаемые в объем реализуемой продукции основной деятельности работы и услуги непромышленного характера, в том числе по капитальному ремонту и по капитальному строительству; услуги транспортных хозяйств; реализация покупной теплоэнергии, пара; а также полученных со стороны полуфабрикатов, не подвергшихся обработке и монтажу.

Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества определяется, как разница между продажной ценой и остаточной (или первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества увеличенной на индекс инфляции устанавливаемой РФ.

Руководители предприятий, как правило, уделяют большое внимание первым двум составляющим финансовых результатов. Между тем результаты внереализационных операций оказывают существенное влияние на финансовое положение предприятий, их платежеспособность, ликвидность.

Внереализационные операции - это хозяйственные операции, в результате которых у предприятий образуются доходы или расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

В состав внереализационных доходов включаются:

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

доходы от сдачи имущества в аренду;

суммы, полученные от других предприятий (организаций) за невыполнение условий договоров: штрафы, пени, неустойки, а также суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанные ранее на убытки;

суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий, при отсутствии оформленной соответствующим договором совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в установленном законодательством порядке;

положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.

К внереализационным убыткам относятся:

не компенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий, а также пожаров, аварий. К компенсации потерь помимо прямых выплат соответствующих страховых сумм следует относить использование резервного фонда;

затраты на содержание законсервированных производственных мощностей (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

убытки от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность по оплате товаров (работ, услуг), по которой истек установленный предельных срок, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты деятельности организации-кредитора, но без уменьшения налогооблагаемой прибыли;

убытки от недостач и хищений по суммам, невозможным к получению;

отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, по операциям в иностранной валюте;

судебные издержки, сборы;

образование резерва по сомнительным долгам. Сомнительными долгами признаются не погашенные в установленные сроки и не обеспеченные соответствующими гарантиями дебиторские задолженности предприятий. Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года;

начисление налоговых платежей, относимых по законодательству на финансовые результаты деятельности предприятия, уменьшение валовой прибыли, а именно налога на имущество;

расходы по операциям, связанным с получением внереализационных доходов.

Конечный результат от внереализационных операций определяется путем сопоставления доходов от них с потерями.

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.

При этом под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).

За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счет собственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно - финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений.

Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников.

Отчетность о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам.

Данные о финансовых результатах организации являются основной информацией необходимой для организаций, взаимодействующих с данной фирмой.

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели и с пользу ют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого положительного денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, ной всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.


Рентабельность (доходность)капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала(KL)или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.= БП/KL RKL = ЧП/KL RKL = ЧДП/KL

.2 ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансовый результат представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов организации. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации - прибыль, а расходов над доходами - уменьшение имущества - убыток. Полученный организацией за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению капитала организации.

Прибыль, по мнению А.Д. Шеремет, - это выраженный в денежной форме чистый доход организации на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Прибыль, считает В.В.Ковалев, - особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.

По М.С. Абрютиной, сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли - это:

основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

индикатор кредитоспособности;

главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение:

максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

высокого качества формируемой прибыли;

выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственниками компании;

достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

роста рыночной стоимости организации;

эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Прибыль - конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. Она синтезирует в себе финансовые результаты работы предприятия от различных сфер деятельности:

операционной (основной);

прочей операционной;

финансовой и инвестиционной

внереализационных операций.

Основной составной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи продукции, работ, услуг - валовая прибыль.

Валовая прибыль представляет собой разницу между чистым доходом (выручкой) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг). При этом чистым доходом (выручкой) от реализации считается сумма денежных средств, поступивших предприятию от продажи (отпуска) продукции (товаров, работ, услуг) по ценам реализации без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других налогов, предоставленных скидок и др.

Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия по производству реализованной продукции, (работ, услуг).

Валовая прибыль является одним из слагаемых, необходимых для определения результата (прибыли) от операционной деятельности.

Прибыль от операционной (основной) деятельности определяется как сумма валовой прибыли и прочих операционных доходов за вычетом административных расходов, расходов на сбыт продукции и прочих операционных расходов.

При этом в состав прочих операционных доходов включают:

доход от операционной аренды активов;

доход от операционных курсовых разниц;

стоимость возмещения ранее списанных активов;

доход от реализации оборотных активов и др,

В состав административных расходов включаются общехозяйственные затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства: основная и дополнительная заработная плата управленческого (руководящего) персонала с отчислениями на социальное страхование; расходы на служебные командировки аппарата управления предприятием; расходы на содержание основных средств, прочих материальных необоротных активов общехозяйственного назначения (амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и т.д.); расходы на услуги связи и т.д.

В состав расходов на сбыт продукции включаются:

расходы, связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг);

расходы на содержание подразделений, занимающихся сбытом продукции;

расходы на рекламу продукции;

расходы на упаковочные материалы;

расходы на оплату труда продавцов;

расходы на транспортировку готовой продукции и др.

В состав прочих операционных затрат включают:

себестоимость реализованных производственных запасов;

сомнительные (безнадежные) долги;

убытки от уценки запасов и от операционных курсовых разниц;

признанные экономические санкции;

отчисления для обеспечения будущих операционных расходов;

прочие расходы.

Прибыль от операционной деятельности учитывается при определении прибыли от производственно-финансовой (обыкновенной) деятельности предприятия.

Прибыль от производственно-финансовой (обыкновенной) деятельности предприятия определяется как сумма прибыли от операционной деятельности, доходов от участия в капитале, финансовых и прочих доходов за вычетом расходов, связанных с участием в капитале, финансовых и прочих расходов.

В составе прочих финансовых доходов учитываются дивиденды, проценты и другие доходы, полученные от финансовых инвестиций.

В состав прочих доходов включают:

доход от реализации финансовых инвестиций и необоротных активов;

доход от неоперационных курсовых разниц и другие доходы, возникающие в процессе обычной деятельности предприятия, но не связанные с его операционной деятельностью.

В составе финансовых расходов учитываются расходы на уплату процентов за пользование кредитами, полученными по облигациям, выпущенным по финансовой аренде, и другие расходы предприятия, связанные с привлечением заемного капитала.

В составе затрат, связанных с участием в капитале, учитываются убытки, причиненные инвестициями в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия.

В состав прочих расходов включают:

себестоимость реализованных финансовых инвестиций, необоротных активов, имущественных комплексов;

убытки от неоперационных курсовых разниц;

убытки от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов;

прочие расходы, возникающие в процессе обычной деятельности, но не связанные с операционной деятельностью предприятия.

Результат (прибыль, убыток) от производственно - финансовой (обыкновенной) деятельности - основное слагаемое для определения итоговой прибыли (убытка) предприятия.

Итоговая прибыль предприятия представляет собой сумму прибыли от производственно-финансовой(обыкновенной)деятельности, скорректированную на внереализационные доходы и расходы.

При этом в составе внереализационных доходов учитывают:

страховое возмещение, полученное за потерянное имущество от стихийного бедствия, пожара, техногенных аварий;

средства, полученные в порядке возмещения потерь от стихийных бедствий;

прочие внереализационные доходы.

невозмещенные убытки от гибели имущества в результате стихийных бедствий, пожаров, техногенных аварий;

расходы на мероприятия по предупреждению стихийных бедствий;

убытки от других внереализационных операций.

Итоговая прибыль хозяйствующего субъекта подлежит распределению. При ее распределении должно обеспечиваться как формирование доходов государства, так и покрытие потребностей предприятий по расширению производства, материальному стимулированию работников и решению социальных вопросов.

Основные принципы распределения прибыли предприятий в рыночных условиях хозяйствования:

распределение прибыли между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом должно производиться с учетом интересов государства в формировании на соответствующем уровне бюджетов и заинтересованности предприятий в стимулировании их деятельности;

изъятие соответствующей части прибыли государством в бюджет в виде налогов должно производиться по твердым невысоким ставкам;

прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта; должна распределяться по его усмотрению с направлением ее в соответствующих частях на накопление и потребление.

Исходя из этого, полученная хозяйствующим субъектом прибыль используется, в первую очередь, на уплату в бюджет установленных законами Украины налогов и платежей - налога на прибыль, рассчитанного в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», а также других платежей в бюджет, которые уплачиваются за счет прибыли.

Оставшаяся после этого прибыль считается чистой прибылью предприятия, которая распределяется по его усмотрению. Предприятие оставшуюся у него чистую прибыль может направлять на выплату собственникам дивидендов, на пополнение уставного фонда (капитала), на создание и пополнение резервного фонда (капитала) и на другие цели. Часть прибыли может оставаться нераспределенной. При этом порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в его уставе и устанавливается положением, разработанным соответствующими службами предприятия и утвержденным его руководителем.

Объективно присущие финансам распределительная и контрольная функции реализуются государственными органами и предприятиями посредством создания, регулирования и использования финансового механизма.

Таким образом, неотъемлемой составной частью финансового механизма подрядной строительной организации является механизм формирования и распределения финансовых результатов, который представляет собой совокупность конкретных форм и методов организации и реализации финансовых отношений по поводу формирования и распределения финансовых результатов; финансовых органов и их структурных подразделений, непосредственно осуществляющих процесс формирования и распределения финансовых результатов; а также нормативно-правовых документов, регламентирующих процессы формирования и распределения фондов денежных средств подрядной строительной организации.

Механизм формирования и распределения финансовых результатов, подобно финансовому механизму, состоит из трех взаимосвязанных звеньев.

.Институциональное звено включает в себя финансовые органы подрядных строительных организаций и их подразделения (группы финансовых работников), непосредственно осуществляющие процесс формирования и распределения финансовых результатов.

.Функциональное звено данного механизма включает: принципы организации и функционирования механизма формирования и распределения финансовых результатов, которые вытекают из общих принципов оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятия, материальной ответственности и материальной заинтересованности, самоокупаемости и самофинансирования; конкретные формы, методы и технологии организации и реализации финансовых отношений (например, порядок и условия формирования прибыли; порядок определения и выявления убытков; порядок распределения валовой прибыли; порядок распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; порядок покрытия убытков; порядок учета формирования финансовых результатов и составления отчетности; порядок учета распределения финансовых результатов и составления отчетности); а также финансовые рычаги, стимулы и санкции (например, нормативы образования фондов потребления, фондов накопления и резервных фондов; налоговые ставки и льготы; ставки штрафов и пени, относимые за счет чистой прибыли).

.Нормативно-правовое звено представляет собой систему нормативно-правовых актов (приказов, постановлений, директив, указаний, положений, инструкций, методических рекомендаций и др.), регламентирующих применение финансовых методов, рычагов и стимулов; определяющих организационную структуру, права, обязанности, ответственность и порядок работы финансовых органов; а также позволяющих обеспечить функционирование и дальнейшее развитие механизма формирования и распределения финансовых результатов на твердой законной основе в условиях перехода к рыночной экономике. Механизм формирования и распределения финансовых результатов можно условно разделить на две части: механизм формирования финансовых результатов и механизм распределения финансовых результатов. Такой подход существенно облегчает задачу более подробного изучения и анализа рассматриваемого вопроса. Рассмотрим более подробно процесс формирования финансовых результатов. Формирование финансовых результатов представляет собой регламентируемый нормативно-правовыми актами процесс образования прибыли (убытков), который организуется и осуществляется финансовыми органами в целях определения в стоимостном выражении итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Непосредственно после завершения процесса формирования финансовых результатов начинается процесс распределения прибыли на централизованные и децентрализованные фонды.

Распределение прибыли - это направление прибыли на расширение производства, на удовлетворение социальных нужд работников, на их материальное поощрение, на формирование доходов бюджета, а также централизованных фондов и резервов вышестоящих органов. Объектом распределения является валовая (балансовая) прибыль предприятия.

Централизованные фонды денежных средств представляют собой платежи в бюджет и отчисления в фонды, создаваемые вышестоящей организацией.

Децентрализованные фонды денежных средств предназначены для удовлетворения собственных потребностей предприятия. Часть из них формируется за счет чистой прибыли, оставляемой в распоряжении строительной организации: фонды накопления и резервные фонды, которые относятся к фондам производственного назначения; а также фонды потребления, которые относятся к фондам непроизводственного назначения.

Различают валовую (или балансовую) прибыль и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между суммой валовой прибыли и суммой налогов, отчислений, штрафных санкций и других платежей, направляемых в бюджет; передаваемых вышестоящей организации; уплачиваемых банкам в качестве процентов за кредит; а также суммой командировочных, представительских и других расходов, произведенных сверх установленных норм. Из всех видов налогов, выплачиваемых за счет чистой прибыли, самым значительным является налог на прибыль. Чистая прибыль предприятия распределяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на фонды потребления, фонды накопления и резервные фонды Иногда часть средств, направляемых в фонды потребления, фонды накопления и в резервные фонды, перечисляется вышестоящим органам с целью создания централизованных фондов и резервов.

Оставшаяся после распределения часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и служит, как правило, в качестве источника пополнения оборотных средств предприятия до принятия решения о ее распределении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственным источником формирования фондов накопления и фондов потребления является чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Здесь не рассматриваются в качестве источника формирования фондов предприятия безвозмездные финансовые вложения сторонних предприятий и организаций, поскольку они не типичны для предприятий Министерства обороны, за исключением пополнения собственных оборотных средств за счёт сметы Министерства обороны. Путем распределения чистой прибыли на фонды потребления и фонды накопления определяются направления ее дальнейшего целевого использования. Направлениями целевого использования средств фондов накопления, образуемых за счет чистой прибыли строительной организации являются:

финансирование затрат по техническому перевооружению и реконструкции строительного производства; строительство новых объектов собственной производственной базы; финансирование затрат по освоению производства новой, конверсионной продукции; внедрение новых прогрессивных технологий строительного производства ; проведение научно - исследовательских, опытно-конструкторских и пректно-изыскательских работ; финансирование прироста собственных оборотных средств, а также возмещение их недостатка;

создание и развитие подсобных производств и хозяйств; погашение убытков от гибели, порчи основных средств в результате стихийных бедствий и погашение убытков прошлых лет, если эти убытки не покрываются за счет средств резервных фондов.

Таким образом, фонды накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с модернизацией собственной производственной и технологической базы строительных организаций. Направлениями целевого использования средств фондов потребления, образуемых за счет чистой прибыли строительной организации являются: оказание безвозмездной материальной помощи работникам предприятия; содержание объектов социальной сферы (финансирование расходов на содержание социальной сферы в части, не покрываемой ее доходами); финансирование других расходов на социальные нужды; материальное стимулирование трудовых коллективов и отдельных работников; финансирование расходов по подготовке кадров, если согласно закона эти затраты относятся за счет чистой прибыли предприятия; финансирование благотворительных акций (сверх норм, установленных системой льгот по налогу на прибыль).

Таким образом, фонды потребления предназначены для финансирования расходов непроизводственного характера, а также для материального стимулирования работников. При изложении направлений использования средств фондов потребления и накопления не ставилась задача дать исчерпывающий перечень всех возможных видов расходов, так как в современных условиях данный вопрос находится в рамках компетенции каждого конкретного предприятия. Изучив порядок формирования и распределения прибыли (выявления убытков), рассмотрим теперь порядок покрытия выявленных убытков за счет различных источников средств предприятия. В случае выявления убытков, главный бухгалтер представляет руководителю строительной организации письменный доклад о состоянии финансово-хозяйственной деятельности за истекший квартал. В этом докладе указывается размер понесенных убытков и анализируются причины их образования. Руководитель строительной организации принимает решение о назначении административных расследований по фактам бесхозяйственности и расточительства, о привлечении виновных должностных лиц к ответственности, а также о покрытии понесенных убытков. В любом случае убыточная финансово-хозяйственная деятельность приводит к уменьшению суммы собственных оборотных средств строительной организации, что может отрицательно отразиться на выполнении договоров подряда и производственной программы, а также планов по вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства.

Поэтому процесс формирования и распределения прибыли (выявления и покрытия убытков) контролируется и анализируется налоговой инспекцией, вышестоящей организацией, отделом финансирования капитального строительства и промышленных предприятий финансовой службы военного округа, заказчиками строительства, руководителем и главным бухгалтером строительной организации, а также работниками финансового и планового отделов. Кроме того, движение средств фондов потребления контролируется профсоюзным комитетом и трудовым коллективом строительной организации. По результатам контроля и анализа механизм формирования и распределения финансовых результатов регулярно подвергается управляющим и корректирующим воздействиям, то есть является объектом управления.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

.1 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Анализ (от греческого analysis-разложение) - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

На современном этапе одной из основных задач является совершенствование управления народным хозяйством в целом и всех его отраслей, а также отдельных предприятий.

Деятельность любой фирмы целенаправлена, то есть предполагается, что будет получен определенный результат, зависящий от ресурсов, находящихся в распоряжение предприятия, степени учета факторов риска, состояния внешней и внутренней среды фирмы, условий во внешней среде.

В результате влияния множества факторов социально - экономического и политического характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от ожидаемых.

В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно : причины сложившейся ситуации, выбор среди множества альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ в управлении предприятием имеет очень большое значение и является важным этапом в ходе принятия любого управленческого решения.

Анализ как суть, изучается многими науками. Но анализ экономики, анализ финансово - хозяйственной деятельности и ее конечных результатов - область исключительно экономического анализа. Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа, в профессиональном - экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности в соответствующих отраслях.

Экономический анализ тесно связан с планированием.

Нестабильность и неопределенность будущего привела к тому, что планирование от прошлого к будущему, широко практиковавшееся в нашей стране ранее, стало неэффективным. Отсюда стала вполне очевидна невозможность принятия решения без предварительного определения стратегического плана на перспективу.

Стратегическое планирование - это процесс выбора целей его развития, обоснование стратегии их реализации при условии соблюдения социальной миссии предприятия.

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Количество этапов стратегического планирования, содержание и их последовательность могут быть различными в зависимости от размера предприятия, формы собственности, масштаба деятельности и других факторов. Но анализ является необходимым и обязательным этапом стратегического планирования независимо от вышеперечисленных факторов, что наглядно показано на рисунках 2 и 3.

Принятие оптимальных управленческих решений превратилось сейчас в важную проблему, решить которую помогает изучение теории принятия управленческого решения. Теория принятия управленческого решения исходит из многовариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант.

Выбор наилучшего варианта требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов.

Свободная рыночная экономика, организация и управление невозможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга.

Маркетинговые программы и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней Среды, анализа состояния рынка, анализа конкурентной обстановки, анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики, анализа конечных финансовых результатов.

Экономический анализ, следовательно, является одним из важных слагаемым научно обоснованного планирования, регулирования, управления.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, ассоциаций, социально -экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. То есть экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно - финансовыми результатами их деятельности.

В качестве информационной базы экономического анализа используют плановую и прогнозную информацию, отчетные данные предприятия (бухгалтерские, статистические),некоторые заданные экономические параметры (налоговые и процентные ставки, страховые платежи, отраслевые уровни рентабельности и другие ).

Анализ позволяет установить и количественно выразить зависимость между конечными результатами деятельности предприятия и ресурсами производства(материальными, финансовыми, человеческими, информационными, временными), которыми она располагает для того, чтобы осуществлять текущую деятельность и развитие предприятия.

В процессе проведения экономического анализа ставится ряд задач, к числу важнейших из которых можно отнести следующие :

повышение научно - экономической обоснованности бизнес - планов и нормативов ( в процессе их разработки ). В целом бизнес - план представляет собой серьезный аналитический документ. Он состоит из ряда разделов, каждый из которых включает в себя определенную систему показателей.

Повышение научно-экономической обоснованности бизнес - планов и нормативов достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на финансово - хозяйственную деятельность данного предприятия.

Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным ( прогнозом ), который дает прямой выход на планово - предположительные показатели.

Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности предприятий и организаций. Таким образом, бизнес - планы обосновываются необходимыми экономическими расчетами;

объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности, выполнение установленных бизнес-планом и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг ;

контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов ;

определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов ;

выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса. Действительная полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса ;

обоснование и проверка оптимальности управленческих решений.

Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе экономического анализа.

Таким образом, сущность экономического анализа-комплексное изучение деятельности предприятия в соответствии с поставленными целями, представленное через систему экономической информации.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (вертикальный анализ показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчётных периодов (трендовый анализ показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

.анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

.факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

.анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;

.анализ и оценка использования чистой прибыли;

.анализ взаимосвязи затрат, объёма производства (продаж) и прибыли;

.анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объёмов реализации и издержек производства и обращения.

Общий финансовый результат отчетного периода, как было сказано выше, отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.

Из данных табл.2.1.1 следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 34,8%,что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения.

Прибыль от реализации растёт быстрее, чем нетто- выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции.

Чистая прибыль растёт быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности прибыль отчётного периода. Это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения.

Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. Опережающими темпами растут расходы периода (148,7%), внереализационные расходы. Все это привело к снижению прибыли отчётного периода на 8,2%.

Таблица 2.1.1

Динамика показателей прибыли

ПоказателиОтчетный периодАналогичный период прошлого голаОтчетный, в%, к предшествующему периоду1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг3232,62604124,12.Себестоимость (производственная) реализации товаров, работ, услуг18401630112,93. Валовый доход1392,6974143,04.Расходы периода (коммерческие и управленческие)684460148,75. Прибыль (убыток) от реализации708,6514137,86. Сальдо операционных результатов-2-7.Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности708,6516137,38.Сальдо внереализационных результатов-28-9.Прибыль (убыток) отчетного периода706,6524134,810.Прибыль остающаяся в распоряжении организации480,6344139,711.Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода75014,0

Изменения в структуре прибыли отчётного периода характеризуются данными табл. 2.1.2

Как следует из данных табл.2.1.2, в отчётном периоде произошли положительные изменения в структуре прибыли. Возросла доля прибыли от реализации товаров ( продукции, работ, услуг), от финансово-хозяйственной деятельности и финансовых операций. Возросла также против предшествующего периода доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). Вместе с тем в отчётном периоде (см. табл.2.1.1) в обороте оставлено только 7 млн. руб. чистой прибыли, тогда как в предшествующем- 50 млн. руб.

Значимость финансовых результатов может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в отчётном периоде составила 21,9%, что выше, чем за предшествующей период.

Таблица 2.1.2

Структура прибыли

ПоказателиОтчетный пе-риодАналогичный период прош-лого голаОтклонения (+,-)Прибыль (убыток) отчетного периода-всего в %100100-В том числе:Прибыль (убыток) от реализации100,398,12,2От финансовых операций2,41,50,9От прочей реализации-2,4-1,1-1,3от финансово хозяйственной деятельности100,398,51,8от внереализационных операций-0,31,5-1,8Чистая прибыль68,065,62,4Нераспределенная прибыль1,09,5-8,5

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

Прп =ƒ(VРПобщ УдiЦiСi)

Зрп = ƒ (VРПобщ УдiСi)

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

= (Пi/Зi) = (VРПi (ЦiСi)) / (VРПi*Сi) = (Цi - Сi) / Сi = Цi / Сi = 1

По данным табл. 10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия способом цепной подстановки:пл = 19,2%усл = 42,3%ф = 19,4%

План по уровню рентабельности данного изделия перевыполнен в целом на 0,2% (19,4 - 19,2). За счет повышения цены он возрос на 23,1% (42,3 - 19,2). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности снизился на 22,9% (19,4 - 42,3). Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной продукции.

Мы могли знать, какие виды продукции на предприятии более доходные, как выполнен план по уровню рентабельности и какие факторы на это повлияли.

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. По данным табл. выполним этот расчет по изделию.

Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота.

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базисный уровень каж-дого фактора данной модели на фактический.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

об = Пi / Вi = (VРПi(Цi - Сi)) / (VРПi *Цi)) = (ЦiСi) / Цi

Расчет их влияния производится также с помощью приема'цеп-ной подстановки.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPn), ее структуры (Уд,), себестоимости (С/), среднего уровня цен (Ц,) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости К.об), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Таким образом, план по уровню рентабельности совокупного ка-питала недовыполнен в основном за счет роста себестоимости продукции и замедления оборачиваемости средств.

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор (I-Кн),где Кн-коэффициент налогообложения (отношение всех налогов из прибыли к общей сумме балансовой прибыли).При анализе показателя рентабельности, исчисленного на основании Положительно чистого денежного потока, необходимо учитывать не только налоговый корректор, но и изменение суммы амортизационных отчислений.

рентабельность себестоимость прибыль хозяйственный

2.2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Использование анализа финансовых результатов представляет собой процесс исследования условий и факторов формирования прибыли и использования для выявления резервов с целью повышения эффективности деятельности организации.

Финансовые результаты деятельности организации анализируют в зависимости от направлений, видов и форм:

) по направлениям исследования:

анализ формирования прибыли ведется в разрезе основных сфер деятельности - операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли;

анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования и призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях;

) по организации проведения:

внутренний анализ прибыли проводится менеджерами или собственниками организации с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;

внешний анализ прибыли проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой организацией в открытой печати отчетности;

) по масштабам деятельности:

анализ прибыли по организации в целом - изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения структурных подразделений организации (используется в финансовом анализе);

анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);

анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете);

) по объему исследования:

полный анализ прибыли - проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;

тематический анализ прибыли - рассматриваются отдельные аспекты формирования или использования прибыли (влияние проводимой организацией налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности организации и др.);

) по периоду и глубине проведения:

предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана; анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов организации;

оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;

последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого организацией бизнес-плана;

детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по организации, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.

Показатели, используемые для анализа, оцениваются в базисных, плановых и фактически действующих ценах, при этом учитывается действие инфляции, факторы риска и неопределенности при получении прибыли. При проведении анализа прибыли за различные календарные годы необходимо вести расчеты в сопоставимых ценах - в ценах предыдущего или отчетного периода.

В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др.

Методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Анализ финансовых результатов рекомендуется проводить по следующей схеме:

. Используя данные отчета о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий год, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли организации (совокупной прибыли). Одновременно с этим изучить основные источники получения прибыли, степень стабильности получения прибыли.

. Изучить структуру организации, чтобы выявить, в какой степени повлияли на ее совокупную прибыль: прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прибыль от операционных доходов и расходов и внереализационной деятельности.

Первые два этапа реализуются в процессе экспресс-анализа прибыли организации.

. С помощью углубленного анализа исследовать прибыль в разрезе выпуска конкретных видов продукции, конкретных договоров с покупателями, а также прибыль от прочей деятельности в разрезе отдельных операций и сделок.

Проанализировать показатели рентабельности (доходности) деятельности организации, в частности рентабельность активов, продаж, капитала по прибыли от реализации и по чистой прибыли.

. Определить факторы, повлиявшие на изменение прибыли. Например, на величину прибыли от реализации влияют цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации, изменение себестоимости реализованной продукции, изменение величины коммерческих и управленческих расходов.

. Отдельным направлением, которое тесно взаимосвязано с анализом формирования прибыли, выступает анализ ее распределения и использования в интересах собственников, инвесторов, менеджеров и трудового коллектива организации, государства в целом.

Следует отметить, что при анализе финансового состояния и определения платежеспособности организации субъектам хозяйствования рекомендуется проводить обобщенный анализ результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65

.3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

С помощью различных способов факторного анализа определить влияние выручки от продажи продукции и рентабельности продаж на прибыль ( по отношению к плану и к прошлому году ) на основе следующих данных :

Таблица2.3.1

ПоказательПрошлый годОтчетный годизменениеот прошлогоот планапланфактабсотнабсотн1.Вручка от продаж продукции(ВП),т.р694867006717-231-0.0332170.00252.Рендабельность продаж, %12.113.013.61.50.1240.60.04623.прибыль(П),т.р840.708871913.51272.8040.086642.5120.0488

По отношению к прошлому:

Используя данные табл. 2.3.1 рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли изделия методом цепной подстановки :

(1). Способ цепных подстановок (NO1), который является универсальный и используется в любых моделях, мультипликативных, кратных, смешанных и аддитивных.

П = ВП* R

П0 = BП0 * R0 = 6948*12.1 = 840.708 т.р

Пусл1 = ВП1* R0 = 6717*12.1 = 812.757 т.р

Пусл2 = ВП1 * R1 = 6717*13.6 = 913.512 т.р

В том числе за счёт изменения :

. выручки от продажи продукции --

П(вп) = Пусл1 - П0 =812.757-840.708=-27.951 т.р

. рентабельности продаж --

П(R) = Пусл2 - Пусл1 =913.512-812.757=100.755 т.р.

Итого = 72.804 т.р.

(2). Способ абсолютных разниц (NO2), который используется только в мультипликативных и смешанных моделях.

П = ВП * R

В том числе за счёт изменение :

. выручки от продажи продукции --

П(вп) =BП * R0 =-231*12.1=-27.951 т.р.

. рентабельности продаж --

П(R) =ВП1 *R =6717*1.5=100.755 т.р.

Итого =72.804 т.р.

(3). Способ относительных разниц (NO3), который используются только мультипликативных моделях.

П = ВП * R

В том числе за счёт изменение :

. выручки от продажи продукции--

П(вп) =П0 *BП =840,708*(-3,32)=-27,951т.р.

. рентабельности продаж --

П(R) =(П0 +П(вп))*R=(840.708-27.951)*12.4=100.7819 т.р.

Итого=72.8309 т.р.

(4). Индексный метод (NO4), который используются только в мультипликативных моделях.

(вп)= ВП1 / BП0 = 6717 / 6948 =0.9668 т.р.(R)= R1 / R0 = 13.6/ 12.1=1.124 т.р.(п)= П1 / П0 = 913.512 / 840.708 = 1.0866 т.р.(п)= I(вп)* I(R)

.0866 = 0.9668 * 1.124 т.р.

(5). Способ пропорциональных деления (NO5), который используется только в мультипликативных моделях.

П(ВП)=П/(ВП+R)*ВП=72.804/(-231+1.5%)*(-231)=73.2798 т.р

П(R)=П/(ВП+R)*R=72.804/(-213+1.5%)*1.5%=-0.4758 т.р

Итого=72,804 т.р.

(6). Интегральный способ (NO6), который используется только в мультипликативных моделях.

П(вп)=BП * R0 + 1/2BП * R

=(-231) * 12.1+ 1/2(-231) * 1.5=-29.6835 т.р.

П(R)=BП0 *R+ 1/2BП *R

=6948 * 1.5+ 1/2(-231) * 1.5=102.4875 т.р.

Итого=72.804 т.р.

(7).Способ логарифмирования (NO7), который используется только в мультипликативных моделях.

П(ВП)=П*(ВП/П)=72.804*((-0.0147)/0.0361)=-29.646 т.р

П(R)=П*(R/П)=72.804*(0.0508/0.0361)=102.45 т.р

Итого= 72.804 т.р.

По отношению к плану как вышеуказанные:

(1) П = ВП * R

П0 = BП0 * R0 = 6700*13.6 = 871 т.р.

Пусл1 = ВП1 * R0 = 6717*13 = 873.21 т.р.

Пусл2 = ВП1 * R1 = 6717*13.6 = 913.512 т.р.

П(вп) = Пусл1 - П0 =873.21-871= 2.21 т.р.

П(R) = Пусл2 - Пусл1 =913.512-873.21= 40.302т.р.

Итого = 42,512т.р.

(2) П = ВП * R

П(вп) =BП * R0 =17*13=2.21т.р.

П(R) =ВП1 *R =6717*0.6= 40.302 т.р.

Итого = 42.512 т.р.

(3) П = ВП * R

П(вп) =П0 *BП =871*0.25 = 2.1775 т.р.

П(R) =(П0 +П(вп))*R=(871+2.1775)*4.62=40.3408 т.р.

Итого= 42.5183 т.р.

(4) I(вп)= ВП1 / BП0=6717/6700 = 1.0025 т.р.(R)= R1 /R0=13.6/13,0= 1.0462 т.р.(п)= П1 /П0=913.512/871 = 1.0488 т.р.(п)= I(вп)* I(R)

,0488=1,0025*1,0462т.р.

(5)П(ВП)=П/(ВП+R)*ВП=42.512/(17+0.6%) *17=42.479 т.р


Итого= 42.512 т. Р.

(6)П(вп)=BП * R0+1/2BП*R

= 17*13+1/2(17*0.6) = 2.261 т.р.

П(R)=BП0 *R + 1/2BП*R

= 6700*0.6+ 1/2(17*0.6) = 40.251т.р.

Итого= 42.512

(7)П(ВП)=П*(ВП/П)=42.512*(0.0011/0.0207)=2.259 т.р

П(R)=П*(R/П)=42.512*(0.0196/0.0207)=40.2529 т.р

Итого= 42.512 т.р.

Вывод: В отчётном периоде общая прибыль увеличился на 42.512 тыс.руб. По сравнению с планом. Выручка от продажи продукции и рентабельности продаж оказали положительные влияния. За счёт увеличения выручки от продажи продукции общая прибыль увеличилась на 2.21т.руб. за счет увеличения рентабельности продаж общая прибыль увеличилась на 40.302т.руб. но рентабельности продаж влияет сильнее. Общая прибыль по плану больше общей прибыли по прошлому году на 30.292т.руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Баланс предприятия - это одна из форм бухгалтерской отчетности, которая в обобщенном виде отражает его средства по составу и направлениям использования (актив) и источникам их финансирования (пассив) в денежной оценке на определенную дату. Для сравнения в балансе приводятся показатели на начало и конец отчетного периода.

Финансовые результаты деятельности предприятия находят своё отражение в системе показателей, данные о которых берутся из формы №2 «Отчёта о прибылях и убытках». Оценка этих показателей включает в себя в качестве основных элементов исследования: изменение каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ») и структура соответствующих показателей, а также их изменений («вертикальный анализ»).

В рамках анализа финансовых результатов проводится факторный анализ прибыли от продаж продукции (товаров, работ, услуг). При его ведении основными факторами, влияющими на объём прибыли от продаж являются изменения: отпускных цен на продукцию, объёма продукции, структуры и себестоимости продукции. Они оказывают непосредственное влияние на прибыль от продаж и соответственно на общую сумму прибыли.

Для проведения факторного анализа прибыли от продаж внешними пользователями на основе показателей финансовой отчётности, используется методика, которая проводится с учётом индекса инфляции.

Непременным условием полного качественного анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия является умение читать финансовую отчетность, и, в частности, основную ее форму - бухгалтерский баланс. Важно понимать экономическое содержание каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности предприятия, характера изменений сумм по той или иной статье и значение этих изменений для оценки экономики предприятия. Умение читать бухгалтерский баланс дает возможность только на основании изучения балансовых статей получить значительный объем информации о предприятии.

Основной целью анализа финансовых результатов является определение резервов увеличения прибыли, основными источниками которых могут быть: увеличение объёма продаж, увеличение уровня цен, снижение себестоимости продукции, увеличение качества готовой продукции, поиск более выгодных рынков сбыта и т.д.

Финансовый результат - важнейшая характеристика деятель- ности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом партнёрстве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. По результатам анализа финансовых результатов предприятия предлагается:

осуществлять эффективную ценовую политику, дифференциальную по отношению к отдельным категориям покупателей;

совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломке из-за низкой квалификации;

разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

использовать системы премирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

усилить контроль за прочими расходами и снизить их размер до ликвидации убытков по прочей деятельности;

изыскать поставщиков материалов, услуг транспорта с более низкими ценами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Проспект, 2006г.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от05.08.2007 г. № 117-ФЗ (в ред. от 29.12.2000 г. №166-ФЗ).

«Доходы организации». ПБУ 9/99. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999г. № 32н (в ред. От 30.12.1999).

«Расходы организации». ПБУ 10/99. Приказ Минфина от 06.05.1999г. № 33н (в ред. От 30.12.1998).

Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждены приказом Минфина России от 28.06.2002 г. №60н.

Анализ финансово - экономической деятельности предприятия/ Под редакцией Любушина Н.П. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009.

Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и документооборот в оптовой и розничной торговле - Москва: ГроссМедиа, 2007г.

Агафонова М.Н. Сайфуллин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.

Абрютина М.С., Грачев А.В.Анализ экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. - М.: «Дело и Сервис», 1998. - 256 с.

Агапова И.И. Экономических учений. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2004.

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.:Финансы и статистика, 2009

Баканов М. И., Шеремет А. Д.Теория экономического анализа: Учебник 2001

Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие - М.: ИНФРА - М, 2005.- 336с. - (Высшее образование).

Басовский Л.Е., Лунева А.М. Экономический анализ. - М.:ИНФРА-М, 2006г.

Гасанов С.А. Расчет экономических показателей. - Самара, 2009. - с. 207.

Гапоник А.И., Шафронская Г.Г. Использование внутреннего аудита для целей внешнего аудита - Журнал «Аудиторские ведомости», №8, 2010

Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2009

ЗевайкинаА.Н.Правовая природа аудиторской деятельности: предпринима- тельство или финансовый контроль? - Журнал "Аудитор", № 4, 2010

Игнатова Е.А., Пушкарева Г.М. Анализ финансового результата деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 96

Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки- М..: ИКЦ «Дис», 2009 - 224с.

Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа. - М.: Юристъ, 2004 - 290 стр.

Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, оценка персонала: Учеб. Пособие для вузов / В.Ф. протасов, А.В. Протасов. -2-е изд, перераб. И доп. - М.:Финансы и статистика, 2009.

Прибыль. Под редакцией Кузнецова В.И. - М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 176 с.

«Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации». Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н (в ред. От 24.03.2000).

Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. - Миснк: Вышэйшая школа, 2009.

Ришап Ж.А.Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.:Аудит,2009.

Фисенко М.А. Экономический анализ предприятий. - М., 2002

Хабарова Л. П. Формирование финансовых результатов в бухгалтерском и налоговом учете: Практич. пособие. М.: Бухгалтер-ский бюллетень. 2009.

Шеремет А.Д., Негашев Е.В. - Методика финансового анализа - М.: ИНФРА-М, 1999, - 208 стр.

Экономическая теория / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. - СПб.: изд. СПбГУЭФ, изд. "Питер Паблишинг", 2009

Похожие работы на - Анализ финансовых результатов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!