Влияние жизненных и профессиональных ценностей на переживание и преодоление трудной жизненной ситуации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    142,34 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние жизненных и профессиональных ценностей на переживание и преодоление трудной жизненной ситуации














Тема: «Роль жизненных и профессиональных ценностей при переживании и преодолении трудной жизненной ситуации»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ

.1 Понятие трудной жизненной ситуации в психологии. Разновидности трудных жизненных ситуаций

.2 Феномен утраты как предмет изучения в психологии

.3 Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

.1 Жизненные и профессиональные ценности личности

.2 Роль жизненных и профессиональных ценностей личности при переживании утраты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В наше время люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями, которые возникают на протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности человека. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, формирующая в определенных пределах стратегию своей жизни.

В жизни каждого человека могут возникнуть такие ситуации, когда человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом, ему нужно адекватно выходить из сложившейся трудной ситуации. Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б.С. Братуся, Л. Ф. Бурлачука, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др.

Основной единицей внутренней жизни личности является переживание. Переживание утраты, как наиболее трудной, психотравмирующей ситуации, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Необходимость изучения переживания личностью последствий трудной жизненной ситуации, особенно утраты, обусловлена в первую очередь требованиями практики психологической помощи человеку, который в силу различных причин оказался подвержен воздействию факторов психотравмирующей ситуации.

Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом. Основной особенностью западных исследователей является практическая направленность на адаптацию человека к ситуации и потому поведенческий подход. Разработки отечественной психологии по большей части посвящены срочной кратковременной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Но остро чувствуется недостаток исследований в области долговременной психологической помощи в переживании утрат, с которыми сталкивается в жизни практически каждый. Таким образом, можно говорить об актуальной необходимости проведения исследования психологической структуры этого переживания.

К настоящему моменту уже существует немало исследований, в которых можно найти прямое или косвенное подтверждение связи психических расстройств и кризисных состояний личности с особенностями ее ценностно-смысловой сферы.

Ценностно-смысловая сфера является важнейшим компонентом структуры личности. Изменения ценностных ориентаций личности зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности». Однако эти же изменения могут выступать как осознание ценности собственного бытия, его неповторимости, способности более полно прожить собственную жизнь. Жизненные и профессиональные ценности человека могут выступать средством и опорой в преодолении трудных психотравмирующих жизненных ситуаций, в том числе и переживание утраты, как наиболее тяжёлой психической травмы.

Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность, определили выбор темы исследования, ее объекта и предмета.

Цель исследования - изучить роль жизненных и профессиональных ценностей при переживании и преодолении трудной жизненной ситуации (на примере утраты).

Для достижения цели исследования, предстоит решить следующие задачи:

) Раскрыть понятие трудной жизненной ситуации. Определить разновидности трудных жизненных ситуаций.

) Проанализировать различные подходы к изучению феномена утраты в психологии.

) Охарактеризовать горе как эмоциональную реакцию на утрату. Рассмотреть фазы переживания горя.

) Охарактеризовать жизненные и профессиональные ценности личности.

) Определить роль жизненных и профессиональных ценностей личности при переживании утраты.

Объект исследования - ценностная сфера личности.

Предмет исследования - роль жизненных и профессиональных ценностей при переживании и преодолении трудной жизненной ситуации (на примере утраты).

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что жизненные и профессиональные ценности играют роль при переживании и преодолении трудной жизненной ситуации (на примере утраты).

Методологическую основу исследования составили: системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов и др.); личностно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.М. Теплов), теория развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.).

В процессе исследования мы опирались на ряд общеметодологических принципов:

принцип детерминизма (причинной обусловленности психической деятельности);

принцип развития (изучение явления в динамике, учет изменений в ходе существования определенного феномена).

Теоретическую основу исследования составили труды З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Шпрангера, А. Маслоу, В. Франкла, М. Рокича, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, А.В. Серого, М.С. Яницкого, О.Г. Дробницкого, и др. В данных исследованиях раскрывается сущность понятия ценностно-смысловой сферы личности, характер ее связей с некоторыми другими психологическими категориями, рассматривается процесс формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности.

Проблеме переживания утраты, горя посвящены работы К. Изард, Дж. Эйврил, Р. Моуди и Д. Аркэнджел, Дж. Тейтельбаум, Ф. Василюк, Э. Линдеманн, А.В. Полетаева и др.

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован метод теоретического анализа психологической литературы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнена и дополнена феноменология жизненных и профессиональных ценностей личности, а также переживания трудной жизненной ситуации. Теоретически доказано роль жизненных и профессиональных ценностей при переживании и преодолении трудной жизненной ситуации (на примере утраты).

Теоретическое значение работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить представление об условиях, способствующих или препятствующих «успешному» переживанию утраты.

Практическая значимость обусловлена направленностью исследования на научное обеспечение психологической практики. Полученные данные могут найти применение в профессиональной деятельности семейных психотерапевтов, психологов-консультантов, работающих с людьми, пережившими утрату, а также могут быть использованы в программах учебных курсов по кризисной психологии и по психологии семьи в процессе подготовки и переподготовки практических психологов.

Структура и объём курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять разделов, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 39 источников. Общий объём работы составил 40 страниц. В работе содержится 1 рисунок.

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Определение понятия трудной жизненной ситуации. Разновидности трудных жизненных ситуаций

Во второй половине XX столетия в психологии возникла проблема «совладания» личности с трудными ситуациями, которой в настоящее время в разных странах посвящено большое количество эмпирических и теоретических исследований. Психологи работали над выявлением конструктивных, неконструктивных и самопоражающих стратегий в драматических жизненных условиях. Определялись личностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуют индивиду совладать с ситуациями, заключающими в себе угрозу человеческим ценностям: жизни, здоровью, самоуважению, смыслу существования [4].

Трудные обстоятельства жизни являются результатом психической переработки индивидом жизненных невзгод с позиций своей, лишь частично осознаваемой уникальной «теории» мира. Выбираемые человеком для совладения с тяжелыми условиями «техники» жизни обусловлены личностными характеристиками и уровнем психотравмирующего воздействия трудных ситуаций.

Трудная ситуация - (от греч. problema - задача, задание и лат. - situation положение):

) ситуация, для овладения которой индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности;

) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания [17].

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности [21].

Трудные жизненные ситуации имеют различный характер. Существуют различные подходы к анализу ситуаций: структурный и содержательный и два основных подхода к описанию ситуаций: описательный и классификационный. Для исследования, наряду с обычными ситуациями, представляют интерес трудные ситуации, являющиеся особым случаем психологических ситуаций. Концепция трудной ситуации разрабатывается в соответствии с представлениями К. Левина о психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения [13].

Трудные ситуации возникают в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения или несоответствия между целями стремлениями и возможностями их реализации, или качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его моральному и материальному потенциалу, ограничивают его активность.

Существует несколько классификаций категории «трудные жизненные ситуации». Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:

) трудные жизненные ситуации;

) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;

) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.

Ф. Е. Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис [10].

По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации К. Муздыбаев: по интенсивности, по величине потери или угрозы, по длительности (хронические, краткосрочные), по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), по уровню влияния.

Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации, во-первых, потому что они в целом обыденны, во-вторых, они не всегда травмируют личность, в-третьих, благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений с внешней средой.

Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулируют его активность.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной, возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация - кризис. Это состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в быстрое время и привычным способом. Различают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни [23].

Кризис первого типа - это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.

Ситуация второго типа перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни.

Столкновение человека с непреодолимой преградой - утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис. Процесс преодоления этого кризиса отечественный психолог Ф.Е. Василюк назвал переживаниями, наполнив этот термин новым смыслом. Автор рассматривает переживание как внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации [10].

Наиболее серьёзным потрясением в жизни каждого человека является переживание утраты близкого. Рассмотрим более подробно этот феномен с позиции психологии.

1.2 Феномен утраты как предмет изучения в психологии

трудный жизненный горе ценность

Утрата - опыт, связанный с воздействием сверхсильной психической травмы (потеря близкого человека) [11]. И, что особенно важно, смерть близкого - это одно из самых трагичных событий в жизни человека и тяжелейшее испытание, оставляющее глубокий след, а иногда шрам в его душе. В известной Шкале жизненных изменений Т. Холмса и Р. Рэйха (1967) события, связанные с утратами, уверенно занимают лидирующие позиции по степени стрессогенности. Вместе с тем, как и любой экзистенциальный опыт, переживание горя заключает в себе значительный позитивный потенциал. Рассказывают, что «когда знаменитый советский психолог А. Н. Леонтьев спросил у философа Мераба Мамардашвили: «С чего начинается человек?», - тот, не задумываясь, ответил: «С плача по умершему» [24, с. 201 - 210].

К. Изард отмечает, что «утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической» [15, с. 266]. Иными словами, это очень многоликое явление, и в дополнение к перечисленным видам можно представить еще одну классификацию утрат, созданную по объектному основанию. «Они бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными» [24, с. 201]. Каждый из нас непременно что-то теряет в жизни, однако самое острое горе возникает, когда из жизни уходит любимый, дорогой сердцу человек. Именно этот, наиболее тяжелый вид утраты и сопровождающие его переживания будут предметом нашего обсуждения.

Начиная разговор об утрате близкого человека, стоит соотнести это понятие со скорбью и трауром. В русском языке «горе» и «скорбь» являются, скорее, словами-синонимами, означающими сильное душевное страдание, глубокую печаль. Вместе с тем некоторые зарубежные авторы различают их как два компонента поведения, связанного с тяжелой утратой. Так, Дж. Эйврил определяет «скорбь как конвенциональное поведение, определенное и предписанное социокультурным влиянием» [15, с. 267]. Похожим образом A. D. Wolfelt различает «grief» (горе) и «mourning» (траур, скорбь, рыдание). По его определению горе - это внутреннее переживание потери, связанные с ней мысли и чувства, которые человек испытывает внутри себя. Траур же является внешним выражением горя. Он может приобретать различные формы, включая плач, разговоры об умершем, отмечание памятных дат и годовщин [10].

В русском языке слово «траур» имеет сходное значение и означает внешнее проявление горя, скорби по умершему в каких-либо общепринятых знаках, действиях. Можно сказать, что траур - это лицо горя, имеющее выражение, предписанное культурной традицией. Безусловно, траур, будучи социокультурным явлением, имеет также немаловажное психологическое значение. Однако нас будет в первую очередь интересовать собственно психологическая сторона реакции на утрату - переживание горя. Причем рассматривать будем не только внутреннюю его сторону, но и внешние проявления в той мере, в какой они служат отражением внутреннего состояния, а не следованием традиции [11].

Несколько иные акценты ставят израильские ученые О. Gilbar и A. Dagan, изучавшие пожилых людей, чьи супруги умерли от рака [21]. Они пытались оценить интенсивность реакций горя со стороны испытуемых, уровень их психологического дистресса и приспособления к потере. Полученные результаты показали, что вдовы страдают больше, чем вдовцы, и труднее приспосабливаются к утрате.

Сходные по смыслу выводы делают канадские авторы A. Lang, L. Gottlieb и R. Amsel на основании исследования супружеских пар, потерявших ребенка два - четыре года тому назад [11]. Оказалось, что мужья испытывают меньше вины, бессмысленности, тоски и страха смерти, чем их жены. Кроме того, была выявлена существенная роль супружеских взаимоотношений в переживании утраты. По данным исследования, семейные пары, отличавшиеся меньшим уровнем супружеской близости вскоре после потери, переживали более интенсивное горе в последующем.

Сложную палитру эмоциональных компонентов переживания утраты представляют Р. Моуди и Д. Аркэнджел. По их мнению «переживание утраты или горе - это не эмоции, а процесс, вовлекающий различные чувства»: покинутость, гнев, тревога, паника, депрессия, страх, досада, сожаление, фрустрация, вина, стыд, зависть, любовь; а также чувства, отражающие как раз процессуальный аспект переживания горя: утешение, смирение или принятие [23, с. 91].

Среди всего, что переживает человек, потерпевший утрату, есть одно чувство, сильно отличающееся от всех остальных своей фундаментальностью и большим позитивным потенциалом (несмотря на страдание) - это любовь. Авторы рассматриваемой работы указывают, правда, на возможное с этой стороны препятствие для процесса переживания утраты. [23]. Однако это препятствие преодолимо.

Переживание утраты рассматривается на двух уровнях: событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном. Различия событийно-рефлексивного и духовно-рефлексивного уровня заключаются в следующих особенностях: психическое содержание (событие - смысл), масштаб осмысления событий (ситуация - жизнь), характер связей между событиями (простые - сложные), уровень обобщенности (низкий - высокий).

На переживание утраты влияют следующие условия:

) характер ситуации утраты;

) восприятие ситуации утраты;

) особенности утраченного близкого;

) социокультурное пространство;

) индивидуально-психологические особенности утратившего [11].

Таким образом, необходимо рассматривать переживание утраты близкого человека как системное многоуровневое переживание, имеющее общепсихологические закономерности, инвариантные по отношению к ситуации утраты, полу и возрасту утратившего, а также типу утраченного. Такой подход позволяет психологу достаточно точно определить этап и уровень переживания утраты, на котором находится конкретный человек и определить содержание его наиболее болезненных переживаний и четко сформулировать конкретные шаги в оказании практической психологической помощи.

1.3 Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя

После того, как произошла утрата, психика должна с этим справиться. Процесс этих изменений называется реакцией на утрату или горем. Реакция утраты считается завершенной, когда человек обретает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и ощущать себя как самость, личность без того, что он утратил [6].

Горе - это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической [15]. Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе - процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери.

Горе - это эмоциональная реакция на потерю человека. Часто для описания этого состояния человек использует слова сожаления, сердечной боли. При потери любимого человека или даже домашнего питомца в какой-то степени развивается эта реакция [11].

Горе - это сильная эмоциональная реакция на утрату, которая проявляется в виде опустошенности и печали, при этом может развиваться сильная депрессия.

Горе характеризуется следующими проявлениями.

. На первый план выступает физическое страдание в виде периодических приступов, постоянной потребностью вздохнуть; потеря аппетита, мышечной силы. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания: возникает легкое чувство нереальности и ощущение увеличения эмоционального расстояния, отделяющего человека от других людей [10].

. Поглощенность образом утраченного. На фоне некоторой нереальности могут возникать зрительные, слуховые или сочетанные иллюзии. Такие состояния отличаются особой эмоциональной охваченностью, под влиянием которой может утрачиваться грань между переживанием и реальностью.

. Чувство вины. Горюющий пытается отыскать в событиях и поступках, предшествующих утрате, то, чего он не сделал для умершего. Малейшие оплошности, невнимание, упущения, ошибки преувеличиваются и способствуют развитию идей самообвинения.

. Враждебные реакции. В отношениях с людьми снижается или исчезает симпатия, утрачивается обычная теплота и естественность обращения, нередко о происходящем человек говорит с раздражением или злостью, выражает желание, чтобы его не беспокоили [24]. Враждебность иногда возникает спонтанно и оказывается необъяснимой для горюющих.

. Утрата прежних, естественных моделей поведения. В поступках отмечается торопливость, суетливость, человек становится непоседливым или совершает хаотические действия в поисках какого-либо занятия, но оказывается совершенно не способным к простейшей организованной деятельности.

. Идентификация с утратой. В высказываниях и поступках человека появляются черты поведения умершего или признаки его последнего заболевания. Как правило, идентификация с утратой становится следствием поглощенности образом утраченного [21].

Таков поперечный срез состояния горя. Во времени ему свойственна динамика, прохождение ряда этапов, когда человек, как писал Э. Линдеманн, осуществляет «работу горя». Она требует физической и психической энергии: переживание включает не только выражение эмоций, но и активные действия. Цель «работы горя» состоит в том, чтобы пережить его, стать независимым от утраты, приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром [10].

Реакции горя - это нормальная реакция человека на любую значимую потерю. Условно выделяют «нормальное» горевание и «патологическое».

Этапы «нормального» горевания. Для «нормального» горевания характерно развитие переживаний по нескольким стадиям с комплексом симптомов и реакций, характерных для каждой. Остановимся на них подробнее.

Картина острого горя схожа у разных людей. При нормальном течении горевания характерны периодические приступы физического страдания, и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль, поглощение образом умершего. Длится стадия острого горя около 4-х месяцев, условно включая в себя 4 из описанных ниже стадии [24].

. Стадия шока. Трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии горюющего может ускоряться или останавливаться, пространство - сужаться.

. Стадия отрицания (поиска) характеризуется неверием в реальность потери. Человек убеждает себя и других в том, что «все еще изменится к лучшему», что «врачи ошиблись», что «он скоро вернется» и т.д. Здесь характерно не отрицание самого факта потери, но отрицание факта постоянства потери [10].

. Стадия агрессии, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим, обвинении в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, и др. Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает следующая стадия.

. Стадия депрессии (страдания, дезорганизации) - тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери. Именно на эту стадию приходится большая часть работы горя. Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация [24].

Предыдущие стадии были связаны с сопротивлением смерти, а сопутствующие им эмоции носили, в основном, разрушительный характер.

Стадия принятия произошедшего. В литературных источниках эту стадию подразделяют на две [10], [24]:

. Стадия остаточных толчков и реорганизации. На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни.

Эта стадия, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, именно поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год [11].

. Стадия «завершения». Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу. Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения.

Смысл и задача работы горя в этой фазе состоит в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в семейной и личной истории, семейной и личной памяти горюющего, как светлый образ, вызывающий лишь светлую грусть [21].

Одним из самых больших препятствий при нормальной работе горя является часто неосознанное стремление горюющих избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, с ним связанных [23]. В этих случаях происходит «застревание» на каком-либо из этапов и возможно появление болезненных реакций горя.

Болезненные реакции горя. Болезненные реакции горя являются искажениями процесса «нормального» горевания.

Отсрочка реакции. Если тяжелая утрата застает человека во время решения каких-то очень важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели и даже значительно дольше. В крайних случаях эта отсрочка может длиться годы, о чем свидетельствуют случаи, когда людей, недавно перенесших тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лет назад [11].

Искаженные реакции. Могут проявляться как поверхностные проявления не разрешившейся реакции горя. Выделяются следующие виды таких реакций:

. Повышенная активность без чувства утраты, может проявляться в склонности к занятиям, близким к тому, чем в свое время занимался умерший.

. Появление у горюющего симптомов последнего заболевания умершего.

. Психосоматические состояния, к которым относятся в первую очередь язвенные колиты, ревматические артриты и астма.

. Социальная изоляция, патологическое избегание общения с друзьями и родственниками.

. Яростная враждебность против определенных лиц, при резком выражении своих чувств.

. Скрытая враждебность. Чувства становятся как бы «одеревеневшими», а поведение - формальным.

. Утрата форм социальной активности. Человек не может решиться на какую-нибудь деятельность. Делаются только обычные повседневные дела, причем выполняются шаблонно.

. Социальная активность в ущерб собственному экономическому и социальному положению.

. Ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании [24].

Перетекая друг в друга по нарастающей, эти искаженные реакции существенно затягивают и отягощают горевание и последующее «выздоровление» горюющего [15].

Задачи работы горя. Проходя по определенным стадиям переживания, горевание выполняет ряд задач (по Г. Уайтеду):

. Принять реальность потери разумом и чувствами.

. Пережить боль потери.

. Создать новую идентичность, то есть найти свое место в мире, в котором уже есть потери.

. Перенести энергию с потери на другие аспекты жизни [23].

Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате переживания кризисных жизненных периодов, сопереживания душевным состояниям других людей. Особо в этом ряду стоят переживания смерти близкого человека [10].

Выводы по 1 главе:

. Трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Трудные жизненные ситуации классифицируют: 1) по интенсивности, 2) по величине потери или угрозы, 3) по длительности (хронические, краткосрочные), 4) по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), 5) по уровню влияния.

Критическая жизненная ситуация - кризис. Это состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в быстрое время и привычным способом. Столкновение человека с непреодолимой преградой - утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис. Процесс преодоления этого кризиса - переживания. Наиболее серьёзным потрясением в жизни каждого человека является переживание утраты близкого.

. Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом. Основной особенностью западных американских) исследователей является практическая направленность на адаптацию человека к ситуации и потому поведенческий подход. Разработки отечественной психологии по большей части посвящены срочной кратковременной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Утрата - опыт, связанный с воздействием сверхсильной психической травмы. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть); действительной или воображаемой; физической, психологической или социальной (утрата работы или учебы).

. Переживание утраты рассматривается на двух уровнях: событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном. На переживание утраты влияют следующие условия: 1) характер ситуации утраты; 2) восприятие ситуации утраты; 3) особенности утраченного близкого; 4) социокультурное пространство; 5) индивидуально-психологические особенности утратившего.

. Необходимо рассматривать переживание утраты близкого человека как системное многоуровневое переживание, имеющее общепсихологические закономерности, инвариантные по отношению к ситуации утраты, полу и возрасту утратившего, а также типу утраченного. На этой основе можно спрогнозировать последующие стадии процесса переживания утраты и четко сформулировать конкретные шаги в оказании практической психологической помощи.

. Горе - это сильная эмоциональная реакция на утрату, которая проявляется в виде опустошенности и печали, при этом может развиваться сильная депрессия. Условно выделяют «нормальное» горевание и «патологическое». Выделяют следующие фазы горя: стадия шока, стадия отрицания, стадия агрессии, стадия депрессии, стадия принятия произошедшего. К болезненным реакциям горя относят: отсрочка реакции, искажение реакций.

2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

2.1 Жизненные и профессиональные ценности личности

Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [30].

Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Суперэго» З. Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы [34]. По мнению Э. Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Автор делит их на две категории:

а) официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности.

Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, «... в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия» [35, с. 285].

Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности [30]. По его мнению, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные «ориентированный изнутри» и «ориентированный извне» типы социального характера.

Анализ связей между ценностями личности и общества осуществлялся также при исследованиях социальной установки. У. Томас и Ф. Знанецкий понимали под социальной установкой состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. На этой основе авторы выделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости), и творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры) [29].

Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентаций предложил Э. Шпрангер. Он считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Э. Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа [30].

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения (Рокич). В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития, бытийные ценности) и регрессивные (ценности сохранения, дефицитарные) (А. Маслоу). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития [22].

Принцип иерархии, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» [33, с. 290]. Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. Ранг той или иной ценности в индивидуальной системе, по мнению Н. Гартмана, может определяться как ее абстрактной «высотой», так и ее «силой», зависящей от «тягости», возникающей при ее не реализации [24].

В работах современных отечественных авторов, в частности Е.Б. Фанталовой, С.Р. Пантилеева, Д.А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность критериев индивидуального ранжирования ценностей: их предпочтение может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важностью, насущностью [31], [28], [20]. В этой связи представляет интерес концепция С.С. Бубновой, которая наряду с принципом иерархичности выделяет принцип нелинейности системы ценностных ориентаций. По ее словам, «чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является ее многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии - личностная значимость - включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений» [9, с. 143].

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой» [10, с. 125]. Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.

Ценности личности, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему. У людей могут быть ценности ситуативные (билет на самолет), и есть то, что важнее всего этого: жизненные ценности. В отличие от ситуативных ценностей, жизненные ценности описывают то самое важное, что касается жизни человека в целом. Все основные жизненные ценности личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей:

·              Личная жизнь и отношения,

·              Дело, бизнес, работа,

·              Собственное развитие [27].

Если же и эти части разделить на более мелкие, то у нас получится следующий список (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Жизненные ценности личности

Любовь, азарт, развлечения и отдых. Это ценности радости - отрывайся, наслаждайся, живи на всю катушку. Игра в казино, когда от ставок захватывает дух. Романтика встреч в кафе, где уютный полумрак и прекрасный человек напротив.

Семья, взаимопонимание, дети. Это длительные отношения в паре, родители и дети, друзья и близкие. Это ценность отношения с другими людьми. Здесь тоже есть любовь - как радостная забота, ласковое внимание, тёплое уважение.

Дом, комфорт, деньги. Это ценность упорядоченного быта. Она лежит на стыке двух сфер - ведь «дом, комфорт, деньги» очень нужны для семьи и не помешают отдыху. С другой стороны, деньги - это уже выход в сферу «Дело, работа, бизнес».

Моё дело, мои проекты. Это всё - ценность дела. Здесь собрано всё, что касается работы, идей и планов по созданию и развитию [29].

Карьера, власть, статус. Это ценность социального развития - получения более высокого социального статуса, новых возможностей влиять и делать.

Образование, повышение профессиональной квалификации. Сложно делать своё дело хорошо без образования и опыта. Поэтому ценность развития мастерства находится сфере «Дело, работа, бизнес». С другой стороны, любое образование и повышение профессиональной квалификации обязательно приводит к личностному развитию. Поэтому ценность развития мастерства одновременно относится к сфере «Я и собственное развитие».

Личностный рост, социальные и психологические навыки. Это ценность развития личности. Личностный рост можно коротко назвать словом «мудрость». Это зрелость, взвешенные выводы, внимание к другим людям. Социальные навыки - это поведение в обществе, например, умение с рабочим разговаривать на одном языке, а с интеллигентом на другом. Психологические навыки - это преодоление своих страхов, владение своими эмоциями, чистота и ясность мышления [26].

Красота, здоровье, гармоничное развитие. Внешность, стройная фигура, хорошо развитая мускулатура, умение танцевать и красиво двигаться - это всё ценность тела. Эта ценность лежит на стыке двух сфер - «Я и собственное развитие», «Личная жизнь и отношения».

Духовный рост, познание жизни, реализация предназначения. Если вы живете не только для себя, если для вас важно оставить в жизни добрый след - у вас самые высокие мотивы, вас можно назвать человеком с духовными устремлениями [27].

Согласно цели нашего исследования, среди многообразия ценностей нас в большей степени интересуют жизненные ценности личности, а в структуре жизненных ценностей возможно выделение профессиональных ценностей, реализуемых в профессиональной сфере жизнедеятельности человека. Содержанием профессиональных ценностей выступают: личностные качества субъекта труда, необходимые для успешной реализации конкретного типа профессиональной деятельности; процессуальный компонент деятельности, либо ее результат; внешние по отношению к профессиональной деятельности факторы, не представляющие собой непосредственное отношение субъекта труда к объекту профессиональной деятельности, его процессу или результату: близкое или дальнее социальное окружение (профессиональная группа, социальная атмосфера общества), совокупность материальных условий, внешние атрибуты профессиональной деятельности и сопутствующий образ жизни [16].

2.2 Роль жизненных и профессиональных ценностей личности при переживании утраты

Рассмотрение идеала «удачного» переживания травматического опыта в контексте ликвидации симптоматики стрессовых нарушений, повышения адаптивных возможностей человека существенно обедняет представление о последствиях психической травмы. За редким исключением (Л. И. Анциферова, Ф. Е. Василюк, М. Ш. Магомед-Эминов, В. Франкл) в учет не принимается вероятность позитивного приобретения в процессе переживания, такого, например, как возможность личностного роста, связанного с переживанием высших ценностей, обретение осмысленности жизни [6], [10], [21], [33].

Ф. Е. Василюк неоднократно подчеркивает, что вне зависимости от того, что является исходом кризиса - восстановление жизни, прерванной кризисом, или ее перерождение, человек так или иначе решает проблему самосозидания, самостроительства, что является, по сути дела, творческим процессом, лежащим в основе самоактуализации личности [10]. Превалирование же в исследованиях феномена психической травмы клинического подхода имеет своим следствием выпадение из поля зрения ученых вопроса влияния ценностных образований личности на возникновение и динамику психологических проблем, являющихся следствием стрессовых нарушений.

К настоящему моменту уже существует немало исследований, в которых можно найти прямое или косвенное подтверждение связи психических расстройств и кризисных состояний личности с особенностями ее ценностно-смысловой сферы [26], [27], [4]. Еще В. Н. Мясищев [25] высказывал мысль о том, что в психогениях патогенную причинную роль имеют нарушения отношений, понимаемые им как целостная система индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Л. И. Анциферова, говоря о состоянии проблемы «копинга», или преодоления, замечает, что эта тема стала разрабатываться отдельно от нравственных проблем. По ее мнению, такая позиция является существенным препятствием на пути раскрытия сущности стратегий преодолений психологического кризиса, потому как к настоящему моменту уже имеются все основания полагать, что эти два направления исследований соединяются тесно и органично [6, с. 15]. Б. В. Зейгарник предполагала, что некоторые особенности личности, в том числе глубина и устойчивость ценностных установок, ориентация, способны воспрепятствовать разрушительному влиянию многих болезненных состояний (как, например, при психической травме) или, по крайней мере, «отодвинуть» их [13, с. 8].

На наш взгляд, принципиально важными положениями в решении проблемы противопоставления внешних и внутренних факторов позволяющих очертить новые направления исследований переживания опыта, травматического для конкретной личности являются следующие:

·              внутренний мир человека не является самозамкнутым феноменом. Взаимодействуя с внешним, он избирательно «присваивает» его себе. Так же и объективный мир в восприятии индивида содержит в себе субъективные измерения, потому психическая травма не может быть рассмотрена ни как простая реакция, возникшая в ответ на экстремальные требования, ни как манифестация одних лишь психологических особенностей личности.

·              Основной причиной взаимосвязи параметров внешнего и внутреннего мира является их избирательное соответствие друг другу, обусловленное ценностно-смысловыми образованиями личности. Иными словами, психика человека, переживающего утрату, не просто отражает эту ситуацию, а позволяет выделить из нее то, что в наибольшей степени соответствует особенностям индивида.

·              Ценностно-смысловые образования могут являться «переменными взаимодействия» внешней и внутренней реальности, поскольку они представляют собою связующее звено между внутренним миром личности и объективной действительностью [21, с. 31].

В критической ситуации нарушаются одновременно и психологическое будущее, и смысл, и целостность жизни. Между этими нарушениями нет причинно-следственных связей, это различные измерения одного и того же - самой критической ситуации. Возникает разлад всей системы жизни, т. е. системы «сознание - бытие»; сознание не может принять бытие в таком его виде, и теряет способность осмыслять и направлять его. Бытие, будучи неспособно реализовать устремленности сознания и не находя в сознании адекватных ему форм, выходит из-под контроля сознания, развивает стихийные связи и зависимости, которые еще больше нарушают смысловое соответствие между ним и сознанием. Все это феноменологически выражается в утрате смысла.

Преодоление этого разлада жизни, т. е. переживание, осуществляется за счет ценностно-мотивационных перестроек. Это не значит, что непременно перестраивается сама система ценностей, в общем случае происходит перестройка отношений между нею и бытийным составом жизни.

Если невозможность реализации важнейших жизненных отношений, является следствием бытийных, не зависящих от субъекта изменений, и его ценности как таковые оказываются не затронутыми (например, смерть любимого человека, болезнь, препятствующая реализации жизненных замыслов), задача ценностного переживания заключается в том, чтобы из сохранных, реализуемых жизненных отношений выбрать, и ценностно утвердить такое, которое по своему содержанию в принципе способно стать новым мотивационно-смысловым центром жизни. Это касается жизненных ценностей личности в целом [10].

Однако как уже отмечалось, профессиональная сфера и профессиональные ценности играют также не мало важную роль в жизнедеятельности индивида. К тому же профессиональные ценности входят в структуру жизненных ценностей личности. Поэтому справедливо будет предположить, что как жизненные ценности личности в целом, так и профессиональные в частности, будут играть значимую роль при переживании утраты близкого. После пережитой трудной жизненной ситуации, потери близкого человека, если жизненные и профессиональные ценности не затронуты, возможно более быстрое восстановление оптимального уровня жизнедеятельности индивида.

На сегодняшний момент, в психологии нет исследований посвящённых изучению роли профессиональных ценностей на переживание утраты, чаще рассматривается обратная связь - влияние переживания утраты на профессиональную деятельность.

Таким образом, мы полагаем, что расширение представления о механизмах деятельности психики, функционирующей в кризисном состоянии, требует дополнительного изучения ценностного переживания. На наш взгляд, понимание феномена утраты как переживания актуального смыслового состояния, вызванного временной локализацией ценностно-смыслового вектора, позволит разрешить существующее противоречие в объяснении психологической природы данного явления.

Следовательно, необходима эмпирическая проработка теоретических представлений о взаимосвязи проявлений пережитой утраты с ценностными ориентациями личности, а именно влияния жизненных и профессиональных ценностей на переживание и преодоление трудной жизненной ситуации.

Выводы по 2 главе:

. Ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности (жизненные ценности личности) формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Жизненные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

. В структуре жизненных ценностей возможно выделение профессиональных ценностей, реализуемых в профессиональной сфере жизнедеятельности человека. Профессиональная сфера, несомненно, является одной из основных сфер жизнедеятельности. Содержанием профессиональных ценностей выступают: личностные качества субъекта труда; процессуальный компонент деятельности, либо ее результат; внешние по отношению к профессиональной деятельности факторы, не представляющие собой непосредственное отношение субъекта труда к объекту профессиональной деятельности, его процессу или результату.

. К настоящему моменту уже существует немало исследований, в которых можно найти прямое или косвенное подтверждение связи психических расстройств и кризисных состояний личности с особенностями ее ценностно-смысловой сферы. Глубина и устойчивость ценностных установок, ориентация, способны воспрепятствовать разрушительному влиянию многих болезненных состояний (как, например, при психической травме) или, по крайней мере, «отодвинуть» их.

. Задача ценностного переживания заключается в том, чтобы из сохранных, реализуемых жизненных отношений выбрать, и ценностно утвердить такое, которое по своему содержанию в принципе способно стать новым мотивационно-смысловым центром жизни. Это касается жизненных ценностей личности в целом.

Однако как уже отмечалось, профессиональная сфера и профессиональные ценности играют также не мало важную роль в жизнедеятельности индивида. К тому же профессиональные ценности входят в структуру жизненных ценностей личности. Поэтому справедливо будет предположить, что как жизненные ценности личности в целом, так и профессиональные в частности, будут играть значимую роль при переживании утраты близкого. После пережитой трудной жизненной ситуации, потери близкого человека, если жизненные и профессиональные ценности не затронуты, возможно более быстрое восстановление оптимального уровня жизнедеятельности индивида.

. На сегодняшний момент, в психологии нет исследований, посвящённых изучению роли профессиональных ценностей на переживание утраты, чаще рассматривается обратная связь - влияние переживания утраты на профессиональную деятельность.

Расширение представления о механизмах деятельности психики, функционирующей в кризисном состоянии, требует дополнительного изучения ценностного переживания. На наш взгляд, понимание феномена утраты как переживания актуального смыслового состояния, вызванного временной локализацией ценностно-смыслового вектора, позволит разрешить существующее противоречие в объяснении психологической природы данного явления.

Следовательно, необходима эмпирическая проработка теоретических представлений о взаимосвязи проявлений пережитой утраты с ценностными ориентациями личности, а именно влияния жизненных и профессиональных ценностей на переживание и преодоление трудной жизненной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

. Трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Трудные жизненные ситуации классифицируют: 1) по интенсивности, 2) по величине потери или угрозы, 3) по длительности (хронические, краткосрочные), 4) по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), 5) по уровню влияния.

Критическая жизненная ситуация - кризис. Это состояние, порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в быстрое время и привычным способом. Столкновение человека с непреодолимой преградой - утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис. Процесс преодоления этого кризиса - переживания. Наиболее серьёзным потрясением в жизни каждого человека является переживание утраты близкого.

. Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом имеют практическую направленность на адаптацию человека к ситуации и потому поведенческий подход. Разработки отечественной психологии по большей части посвящены срочной кратковременной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Утрата - опыт, связанный с воздействием сверхсильной психической травмы. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть); действительной или воображаемой; физической, психологической или социальной (утрата работы или учебы).

Необходимо рассматривать переживание утраты близкого человека как системное многоуровневое переживание, имеющее общепсихологические закономерности, инвариантные по отношению к ситуации утраты, полу и возрасту утратившего, а также типу утраченного. На этой основе можно спрогнозировать последующие стадии процесса переживания утраты и четко сформулировать конкретные шаги в оказании практической психологической помощи.

. Горе - это сильная эмоциональная реакция на утрату, которая проявляется в виде опустошенности и печали, при этом может развиваться сильная депрессия. Условно выделяют «нормальное» горевание и «патологическое». Выделяют следующие фазы горя: стадия шока, стадия отрицания, стадия агрессии, стадия депрессии, стадия принятия произошедшего. К болезненным реакциям горя относят: отсрочка реакции, искажение реакций.

. Ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности носят двойственный характер, они социальны и индивидуальны. Социальные ценности определяются как нечто, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Жизненные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В структуре жизненных ценностей возможно выделение профессиональных ценностей, реализуемых в профессиональной сфере жизнедеятельности человека. Профессиональная сфера, несомненно, является одной из основных сфер жизнедеятельности. Содержанием профессиональных ценностей выступают: личностные качества субъекта труда; процессуальный компонент деятельности, либо ее результат; внешние по отношению к профессиональной деятельности факторы, не представляющие собой непосредственное отношение субъекта труда к объекту профессиональной деятельности, его процессу или результату.

. К настоящему моменту уже существует немало исследований, в которых можно найти прямое или косвенное подтверждение связи психических расстройств и кризисных состояний личности с особенностями ее ценностно-смысловой сферы. Глубина и устойчивость ценностных установок, ориентация, способны воспрепятствовать разрушительному влиянию многих болезненных состояний или, по крайней мере, «отодвинуть» их.

Задача ценностного переживания заключается в том, чтобы из сохранных, реализуемых жизненных отношений выбрать, и ценностно утвердить такое, которое по своему содержанию в принципе способно стать новым мотивационно-смысловым центром жизни. Это касается жизненных ценностей личности в целом.

Однако как уже отмечалось, профессиональная сфера и профессиональные ценности играют также не мало важную роль в жизнедеятельности индивида. К тому же профессиональные ценности входят в структуру жизненных ценностей личности. Поэтому справедливо будет предположить, что как жизненные ценности личности в целом, так и профессиональные в частности, будут играть значимую роль при переживании утраты близкого. После пережитой трудной жизненной ситуации, потери близкого человека, если жизненные и профессиональные ценности не затронуты, возможно, более быстрое восстановление оптимального уровня жизнедеятельности индивида.

На сегодняшний момент, в психологии нет исследований, посвящённых изучению роли профессиональных ценностей при переживании утраты, чаще рассматривается обратная связь - влияние переживания утраты на профессиональную деятельность.

Расширение представления о механизмах деятельности психики, функционирующей в кризисном состоянии, требует дополнительного изучения ценностного переживания. На наш взгляд, понимание феномена утраты как переживания актуального смыслового состояния, вызванного временной локализацией ценностно-смыслового вектора, позволит разрешить существующее противоречие в объяснении психологической природы данного явления.

Следовательно, необходима эмпирическая проработка теоретических представлений о взаимосвязи проявлений пережитой утраты с ценностными ориентациями личности, а именно влияния жизненных и профессиональных ценностей на переживание и преодоление трудной жизненной ситуации.

Таким образом, в ходе теоретического исследования, наше предположение о том, что жизненные и профессиональные ценности играют роль при переживании и преодолении трудной жизненной ситуации (на примере утраты) полностью подтвердилось. Однако, необходима эмпирическая проработка теоретических представлений о влиянии жизненных и профессиональных ценностей на переживание и преодоление утраты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1977. - 112 с.

.           Абульханова-Славская, К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. - М.: Наука, 1989. - 243 с.

4.      Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А.Г. Амбрумова // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 6. - С. 107 - 115.

.        Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б.Г. Ананьев. - Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2, С. 10- 127.

.        Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1993. - № 2. - С.3 - 16.

.        Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М., 1988. - 301 с.

8.         Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М. С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - 399 с.

.           Бубнова, С.С., Сытин, А.Н. Ценностные ориентации молодёжи различных регионов России / С.С. Бубнова, А.Н. Сытин // Актуальные проблемы современной российской психологии. - 2007. - №6. - С. 140- 147.

10.    Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М., 1984. - 200 с.

.        Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / А.В. Гнездилов. СПб: Речь, 2001. - 321 с.

.        Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. - М.: МГУ,1994. - С.114-129.

.        Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. М.: МГУ, 1980. - 169 с.

14.       Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. - РАН. - М.: ИП РАН, 1994. - 235 с.

.           Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, с. 251-289.

16.    Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

.        Кравцова О. А., Румянцева Г. М., Чинкина О. В., Левина Т. М. Психосоматические аспекты развития психических нарушений у ликвидаторов аварии на ЧАЭС / О.А. Кравцова, Г.М. Румянцева и др. // Психиатрия и психофармакотерапия. 2002. - Т. 4. - № 1. - С. 35 - 49.

.        Куттер, П. Современный психоанализ / П. Куттер. - СПб., 1997. - 198 с.

.        Леонтьев, Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / Д.А. Леонтьев. - M., Прогресс, 1990. - С. 5-22.

.        Леонтьев, Д.А. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Д.А. Леонтьев. - М., 1997. С. 3-18.

.        Магомед-Эминов М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. Сер. Пихология. - 1996. - №4. - С.26-35.

22.       Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.

23.    Моуди, Р., Аркэнджел, Д. Жизнь после утраты / Р. Моуди, Д. Аркэнджел. Изд-во: София, 2010. - 109 с.

.        Моховиков А. Н. Телефонное консультирование / А.Н. Моховиков. М.: Смысл, 1999, с. 201-210.

.        Мясищев В. Н. Психологическая наука в СССР / В.Н. Мясищев. - Т 2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 372 с.

.        Полетаева А.В., Серый А.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы / А.В. Полетаева, А.В. Серый // Мир психологии. 2007. №2. - С. 30-43.

.        Полетаева А.В. К проблеме исследования переживания психической травмы: от неизбежности потери к трансформации и личностному росту А.В. Полетаева // Социальное обеспечение. 2008. №8. С 6 - 10.

28.       Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев - М. МГУ, 1991. - 110с.

29.    Самыкина, Н.Ю., Серебрякова, М.Е. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации / Н.Ю. Самыкина, М.Е. Серебрякова. - Самара: Изд-во: «Универс групп», 2007. - 148 с.

.        Серый, А.В., Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.

.        Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова Изд-во: Бахрах-М, 2001 -128 с.

.        Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия / В. Франкл // Психология личности. Тексты. - М., 1982. - С. 118-126.

.        Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М., 1990. - 368 с.

.        Фрейд, З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т. 2, / З. Фрейд. - Тбилиси., 1991. - 425 с.

.        Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2000. - 448 с.

.        Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Минск, 2003. - С. 41.

.        Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер. 2006. - 607 с.

.        Шестопалова, Л. Ф., Перевозная, Т. А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению / Л.Ф. Шестопалова, Т.А. Перевозная // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 3. - С. 66 - 71.

39.       Юнг К. Проблемы души нашего времени / Предисл. А. В. Брушлинского. - М.: Прогресс, 1993.-329 с.

Похожие работы на - Влияние жизненных и профессиональных ценностей на переживание и преодоление трудной жизненной ситуации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!