Взаимосвязь уровня социального интеллекта и самооценки в подростковом возрасте
Введение
Для развития человека важен каждый возраст. И
все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый -
это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой
период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста
доставляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития
подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые
психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения,
формируются социальные установки.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии
подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более
высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С.
Выготский считает, что формирование самосознания и его компонентов составляет
главный итог переходного возраста.
Проблема развития самосознания, как важнейшего
составного компонента личности, в целом и его составляющих в частности является
актуальной. В психологической литературе показано, что, являясь “ядром
личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны
жизнедеятельности человека.
Подросток начинает всматриваться в самого себя,
как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны
своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной
личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в
самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются
критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания.
Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю.
Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его
самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а,
прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью
быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга,
кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее,
доступнее по сравнению со взрослым человеком.
Объектом нашего исследования является самооценка
подростка.
Предметом нашего исследования является
взаимосвязь уровня социального интеллекта и самооценки в подростковом возрасте.
Целью исследования явилось исследование
взаимосвязи между самооценкой и уровнем социального интеллекта в подростковом
возрасте.
В ходе исследования осуществлялась проверка
гипотезы о том, что завышенная самооценка чаще встречается у подростков с
низким уровнем развития социального интеллекта.
Задачи исследования:
. Изучить теоретические подходы к изучению
социального интеллекта и самооценки подростков;
. Провести эмпирическое исследование уровня
социального интеллекта и самооценки подростков;
. Определить наличие взаимосвязи между
социальным интеллектом и самооценкой в подростковом возрасте.
Для решения поставленных задач мы использовали
методы теоретического анализа литературы, математической статистики
(корреляционный анализ), метод теста («Определения уровня социального интеллекта»
Дж. Гилфорда, «Интегральная самооценка личности» («Кто я есть в этом мире» Ю.М.
Забродин, В.В. Новиков).
Глава 1. Теоретические основы
проблемы взаимосвязи уровня социального интеллекта и самооценки в подростковом
возрасте
1.1 Самооценка, как эмоциональный
компонент самосознания
Самосознание - относительно устойчивая, в
большой или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система
представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими людьми и относится к себе [2, с.159].
Процесс формирования самосознания начинается не
с осознания человеком самого себя как разумной личности, противопоставленной
природе и родовому коллективу. Этому предшествовал процесс формирования
осознания родом самого себя как единого целого, что служило одним из условий и
предпосылкой возникновения впоследствии личного самосознания, подобно тому, как
формирование общества служило условием и предпосылкой формирования человека как
его производной части.
Большинство авторов выделяют в самосознании два
основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин,
И.И. Чеснокова). И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х
компонентов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование
поведение личности. И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента:
сознание своей тождественности, сознание собственного “Я”, осознание своих
психических свойств и определенную систему социально-нравственных самооценок.
Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания: самочувствие,
самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритичность, саморегуляция [10].
На первый план выдвигается проблема самооценки.
Вопросы же самосознания остались как бы в стороне от психологических
исследований, несмотря на их большую актуальность и значение.
Самооценка - обязательный компонент
самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого
себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Г.К. Валицкас предложил следующее определение
самооценки: «Самооценка - это продукт отражения информации субъектом о себе в
соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве
осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного,
реального и демонстрируемого компонентов» [17, с.224 - 232]. Под самооценкой
Г.К. Валицкас понимал продукт отражения информации субъектом о себе в
соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве
осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и
частного, реального и демонстрируемого компонентов.
С. Куперсмит называет самооценкой отношение
индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный
характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого
определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.
Обобщая представления о самооценке, И. С. Кон
считал, что она является общим знаменателем, итоговым измерением «Я»,
выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное
или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных
самооценок [8].
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть
адекватной или неадекватной, относительно высокой или низкой, устойчивой или
неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является
дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы
жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких
результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его
заурядны [22].
Многие исследователи, такие как Е.И Савонько,
Н.А. Гульянова, рассматривают факторы, влияющие на устойчивость самооценки:
сложность выполняемого задания, значение успеха, ориентация на оценку
окружающих. Но эти факторы могут быть недостаточно точными, так как у одних
людей повышения уровня трудности задачи и значимость неуспеха снижают
устойчивость собственной оценки, а у других - нет. Так же чем стабильнее
самооценка, тем меньше склонность к депрессивным состояниям. Неустойчивая
самооценка может быть связана с выраженной ориентацией на социум и
неуверенностью в себе [5, с.35-36].
Под влиянием оценки окружающих у личности
постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей
личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения,
деятельности, переживаний [3]. Адекватная самооценка позволяет субъекту
отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы и возможности с
задачами разной трудности и с требованиями окружающих [16, c.
230]. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и
старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и
близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного
поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней
критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая
самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций [1].
Если человек недооценивает себя по сравнению с
тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же
случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности,
личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная
самооценка.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не
только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных
ситуациях - производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные
ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его
неправильной самооценки [2].
Таким образом, самооценка является важнейшим
компонентом целостного самосознания личности, выступает необходимым условием
гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с
которыми он вступает в общение и взаимодействие.
.2 Социальный интеллект как
психологический феномен
Социальный интеллект синонимичен
коммуникативно-познавательной активности личности и выступает как
интеллектуально-творческая способность, определяющая успешность общения
посредством социального интереса который трактуется как процесс идентификации,
эмпатии, сотрудничества и альтруизма, направленный на построение позитивных
отношений с другими людьми посредством общения. Более того, социальный интерес
является основной составляющей социального интеллекта, объединяющей и
регулирующей коммуникативно-познавательные процессы, связанные с отражением
социальных объектов, и способствующей правильному пониманию поведения людей в
межличностном взаимодействии.
По мнению ученых, личность, обладающая социальным
интеллектом, характеризуется следующими качествами: развитым чувством
социального, способностью создавать и поддерживать в общении и деятельности
положительные взаимоотношения.
Термин "социальный интеллект" был
введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения
"дальновидности в межличностных отношениях". Многие известные
психологи внесли своё понимание в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г.
Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти
автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции
человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта - особый "социальный
дар", обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого
является социальное приспособление, а не глубина понимания [6, с.18].
Создателем первого надёжного теста для измерения
социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно Дж. Гилфорду, социальный
интеллект - это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием
поведенческой информации, способность предвидения последствий поведения.
По мнению Дж. Гилфорда, социальный интеллект
представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов
общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут
быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты.
Дж. Гилфорд выделил одну операцию - познание и сосредоточил свои исследования
на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:
. Познание элементов поведения - способность
выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения
(способность, близкая к выделению "фигуры из фона" в гештальт -
психологии).
. Познание классов поведения - способность
распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной
информации о поведении.
. Познание отношений поведения - способность
понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
. Познание систем поведения - способность
понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения
в этих ситуациях.
. Познание преобразований поведения -
способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и
невербального) в разных ситуационных контекстах.
. Познание результатов поведения -
способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации
[6, с.18-19].
В отечественной психологии понятие «социальный
интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин
описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития
личности. В российской психологии понятие «социальный интеллект» описывает ЮЛ.
Емельянов и понимает под ним устойчивое, основанное на специфике мыслительных
процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать
самого себя, а также других людей. Социальный интеллект включает в себя
сензитивность - особую имеющую эмоциональную природу чувствительность к
психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сензитивность
же, в свою очередь, предполагает эмпатию - способность сочувствовать,
проявление эмоционального резонанса на переживания другого [6].
Е.С. Михайлова определяет социальный интеллект
как интеллектуальную способность понимать и прогнозировать поведение людей в
разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные
состояния человека, по невербальной и вербальной экспрессии. К процессам, его
образующим, автор относит социальную сензитивность, социальную перцепцию,
социальную память и социальное мышление.
А.А. Бодалев под социальным интеллектом понимает
совокупность психических образований человека, проявляющихся в способности
успешно общаться с другими людьми, а именно:
мотивационно-потребностная и эмоциональная
сферы, несущие в себе конкретные характеристики;
воля, отличающаяся определенными качествами;
набор психических свойств личности,
соответствующих коммуникативной активности (общение) человека;
богатый репертуар чисто поведенческих реакций
при осуществлении общения [6, c.
25].
Р. Селман выделяет пять этапов развития
социального интеллекта. Нулевая (досоциальная) стадия, на которой ребенок не
различает внутренние, психологические и внешние, физические принципы поведения,
заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные
выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.
Первая стадия развития социального интеллекта - стадия дифференцировки внешнего
и внутреннего мира - сменяется стадией согласования разных точек зрения,
намерений, действий. На второй стадии социального развития ребенок пробует
занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.
На третьей стадии развития социального интеллекта, достигаемой обычно в
предподростковом возрасте (10-12 лет), начинается понимание взаимозависимости,
взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных
людей; представление о человеческом взаимодействии структурируется,
выстраивается в систему. Четвертая стадия социального развития предполагает
осознание разных уровней человеческой близости и умение, или способность,
учиться способам построения отношений на разных уровнях близости [20, c.51-53].
Социальный интеллект - интегральная
интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной
адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные
процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по
общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная
сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов,
чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано
традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и
социальной психологий.
По утверждению ряда авторов (Б.Г.Ананьев,
А.А.Бодалев, Х.Гарднер, В.Н.Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская, Г.А.Ковалев),
социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии, памяти,
воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и
актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Близким в какой- то
степени понятию социального интеллекта является используемое В.А. Лабунской
понятие «социально-перцептивная способность», под которой понимается
способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного
отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность
предвидеть свое воздействие на этого человека [6, c.
26].
А.Л. Южанинова (1984) также выделяет социальный
интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к
практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу
субъект-объектных отношений, а социальный интеллект - субъект-субъектных. Она
рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех
измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и
социальной техники общения [21].
Таким образом, социальный интеллект -
относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе
развития и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный
интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с
обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально
отличаются от тех, которые лежат в основе белее «формального» мышления,
проверяемого тестами интеллекта. Социальный интеллект определяет уровень
адекватности и успешности социального взаимодействия.
1.3 Особенности развития самооценки
и социального интеллекта в подростковом возрасте
В дошкольном и младшем школьном возрасте
самосознание формировалось в основном под влиянием внешних факторов. Теперь
подросток не только "впитывает" внешние воздействия, оценки
окружающих - он начинает их анализировать: какие-то оценки принимает, какие-то
отвергает, с чем-то соглашается, против чего-то протестует. Теперь уже можно
говорить о формировании у ребенка знания самого себя.
Психическое развитие подростка тесно связано с
таким важнейшим новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот
период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на
собственную оценку [12, с. 225]. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная
потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности,
формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они
находится у взрослых людей.
Отрочество - как иногда называют подростковый
возраст - это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в
учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки
обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное
поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст - это время обостренного
стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного,
непротиворечивого образа «Я» [13].
В подростковом возрасте самооценка поднимается
на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые
функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя
как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в
определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают
обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он
начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу
осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с
окружающими.
У подростка часто самооценка оказывается
внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность
значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит
себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он
старается не допустить в свое сознание [18, c.
138].
Д. И. Фельдштейн выделил три стадии развития
самооценки на каждом этапе подросткового возраста.
Первая стадия (10-11 лет) - принятие себя. Дети
испытывают острую потребность в самооценке и в тоже время переживают неумение
оценить себя.
Вторая стадия (12-13 лет). Сохраняется
ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок
окружающих, прежде всего сверстников.
Третья стадия (14-15 лет) - возникает
«оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее
время [18, c.151-152].
По мнению К. Роджерса представление о себе, если
Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, то подросток может
принять себя, а если нет, то это может привести к психологическим проблемам
[17, с. 223 - 224].
По мнению А.И. Кравченко, адекватный уровень
самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе,
самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности.
Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и
общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более
высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и
наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной
самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные
виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и
целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения [9,
с.124].
К.Р.Сидоров считает, что подростки с тенденцией
к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах
деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное
[17].
Е. А. Зелуганова отмечает, что на формирование
самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем
детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов
[4, с. 34]. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует
самооценку, причем человек вначале учится оценивать других, а потом уже
оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа,
самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и
тем самым оценивает себя.
Известная тенденция подростков к группированию и
своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация,
присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает
необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его
социально-психологическим статусом. Исследования в этой области подтверждают
влияние особенностей самооценки подростка на его социально психологический
статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем ниже его самооценка, тем
выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и
чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или
выше отрицательный [16, c.
233].
Рассматривая взаимосвязь самооценки подростка с
его социально-психологическим статусом, Я. Л. Коломинский установил тенденцию к
завышенной самооценке у низкостатусных учащихся и к заниженной у
высокостатусных [7, с.121].
На социометрический статус в группе влияет
социальный интеллект человека. Социальный интеллект обеспечивает понимание
поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его
невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Его формирование стимулируется
началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка,
развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность
переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность
к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою
точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального
интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной
асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому.
Социальный интеллект понимается как способность
к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы
межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая
автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей
и обстоятельств [11, c.
468].
Очевидно, что социальный интеллект учащегося
способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного
взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения
нужного результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный
интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и
недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него
нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием
эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации
личности. социальный интеллект самооценка подросток
Для подросткового возраста характерен повышенный
интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой»
становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием
истины. Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и
содержательней. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут
стать выдающиеся личности, сведения о которых содержатся в учебных программах.
Перемены в социальном интеллекте зависят от
таких новообразований, как стремление к взрослости и стремление к идентичности,
которые, в свою очередь, ведут к смене избирательности и смене ведущего вида
деятельности. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие
действия приобретают качественно иной характер. Прорываясь к взрослости,
подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к
себе как к ребенку и отношение к себе как взрослому. В прямой связи с этим в
содержании социального интеллекта актуализируются аналитические способности.
Так, подросток начинает сравнивать основания товарищеских и дружеских
отношений, которые возникают среди взрослых и среди детей; он сосредоточивает
внимание на сходстве и различиях эмоциональных выражений при одной и той же
ситуации у детей и взрослых; он выделяет и классифицирует особые стили
поведения и общения в среде взрослых. Подростки стремятся не столько
вслушиваться, сколько «всматриваться» в человеческие отношения. Следовательно,
происходит переориентация функций социального интеллекта: от узнавания и
отражения к анализу и сравнению. Меняется и качество социального интеллекта. Он
начинает работать по принципу дистилляции: из отношений выбирается то, что
предлагается подростку как взрослому, а не как ребенку [23].
Качественно иным становится социальный
интеллект, решающий задачи прогнозирования последствий социальных действий.
Подростки, стремящиеся к взрослости, побуждаются использовать задатки
социального интеллекта для решения более сложных проблем, чем младшие
школьники. Если в младшем школьном возрасте прогнозирование ситуаций проходило
в однолинейной схеме «если - то», то подростки начинают замечать, что в одних и
тех же ситуациях следствия наступают различные, и во многих случаях
прогнозируемые результаты обусловливаются возрастом участников ситуации и
долгосрочной перспективой развития отношений. Возникает противоречие, снятие
которого зависит от разрешающей способности социального интеллекта:
прямолинейность или многообразие вариантов. Стремление к взрослости побуждает
подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого
количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть
последействия. Усложняется и такая способность социального интеллекта, как
способность проникать в социальные чувства и духовные ценности других людей.
Как и в ситуации сравнения поведения взрослых и поведения детей, подростки
начинают осознавать разницу между чувствами детей и чувствами взрослых. Они
вникают в суть чувств, ранее им недоступных. Их начинают интересовать нюансы
чувств.
Появляются гендерные различия в социальном
интеллекте. У девочек-подростков развивается стремление к развитию
взаимоотношений и привязанности, а у мальчиков - способность предвидеть и
контролировать окружение. Коммуникативно-личностный потенциал больше развит у
девочек. Они чаще лучше мальчиков описывают свои чувства, точнее определяют
чувства других и выражают сопереживание. Девочки-подростки демонстрируют
большую коммуникативную совместимость и успешность в общении.
Мальчики-подростки лучше владеют своими чувствами и способны контролировать
собственные эмоциональные состояния.
Ощущая себя взрослыми, подростки становятся
более чуткими к нуждам и желаниям других людей. Они становятся способными
осмысливать соотношения внешнего поведения и внутреннего мира окружающих [23].
Исследования, которые провела А.Л. Южанинова, а
также ряд других ученых, выявили, что социальный интеллект слабо связан с
оценками общего интеллекта, со шкалой интеллектуальной продуктивности теста
MMPI (Гауер, 1957), с данными по фактору В теста Кеттелла. Все эти данные
позволяет говорить о правомерности выделения социального интеллекта в качестве
самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности.
Были обнаружены корреляции с некоторым шкалам теста MMPI. Значимая
положительная связь с оценками шкалы «играние роли» (Макклеланд, 1951). Умение
взаимодействовать с окружающими, быть социально приемлемой личностью -
компонент социального интеллекта. Значимая отрицательная с оценками шкалы
«уверенность в себе» (Гибсон, 1955). Очевидно, что завышение самооценки
действительно связано с неспособностью ориентироваться в социальном окружении
[21].
Таким образом, мы пришли к выводу, что
социальный интеллект и самооценка могут быть взаимосвязаны между собой. По мере
достижения идентичности, т.е. самосознания того, кем подросток является, к чему
стремиться в жизни и какое место занимает в обществе, у подростка происходит
гармонизация структуры социального интеллекта. А самооценочные суждения молодых
людей определяются совокупностью различных видов оценок окружающих, характер
которых зависит от уровня социального интеллекта.
. Самооценка - обязательный компонент
самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого
себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Она имеет ряд
измерений: она может быть адекватной или неадекватной, относительно высокой или
низкой, устойчивой или неустойчивой.
2. Формирование самооценки происходит в
процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
. Социальный интеллект является одним из
психических механизмов, которые обеспечивают возможность социального познания.
. Социальный интеллект обеспечивает
понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а
также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).
. В настоящее время большинством
исследователей социальный интеллект определяется, как способность правильно
понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного
межличностного взаимодействия и успешной психосоциальной адаптации.
. Социальный интеллект учащегося
способствует общению с другими людьми и поэтому оказывает влияние на
формирование самооценки подростка.
Глава 2. Эмпирическое исследование
взаимосвязи уровня социального интеллекта и самооценки подростков
Эмпирическое исследование проводилось на базе
Гимназии №2 г. Барановичи. В качестве испытуемых выступали учащиеся восьмых
классов. Выборка составила 30 человек. В исследовании принимали участие
подростки обоих полов.
2.1 Исследование уровня социального
интеллекта в подростковом возрасте
Обследование данного контингента лиц проводилось
с помощью «Методики исследования социального интеллекта» (O'Sullivan M.,
Guilford J.P., 1965) в адаптации Михайловой-Алешиной Е.С. (1996) (Приложение
А). В целях изучения такого фактора психосоциальной адаптации, как социальный
интеллект, под которым, согласно Дж. Гилфорду, понимается способность понимать
и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать
намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и
вербальной экспрессии, была использована данная методика исследования
социального интеллекта.
Методика определяет как общий уровень
социального интеллекта, так и отдельные составляющие социального интеллекта
(способности предвосхищать последствия поведения, понимать вербальное и
невербальное поведение, разбираться в общей картине межличностного
взаимодействия). Данная методика применялась для диагностики когнитивного
компонента в структуре социального интеллекта. Методика рассчитана на весь
возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
Методика состоит из 4 субтестов: 1 субтест -
"Истории с завершением", 2 субтест - "Группы экспрессии", 3
субтест - "Вербальная экспрессия", 4 субтест - "Истории с
дополнениями". Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности
и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень
развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения.
Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень
развития социального интеллекта.
После завершения процедуры обработки результатов
были получены стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень
развития соответствующих способностей к познанию поведения. Данные результаты
отражены на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1 - Исследование уровня
социального интеллекта подростков
По результатам субтеста №1 у 10 подростков
(33,3%) наблюдается среднеслабый уровень. 15 испытуемых, что составляет 50%,
имеют средний уровень, а для 5 человек из нашей выборки, которые составляют
16,6%, характерен среднесильный уровень.
По итогам субтеста №2 мы выявили, что низкий
уровень имеет 1 испытуемый (3,3%), среднеслабый - 8 человек, которые составляют
26,6 %. 20 человек из нашей выборки, что составляет 66,6%, имеют средний
уровень. И для 1 испытуемого (3,3%) характерен среднесильный уровень.
По результатам субтеста №3 мы выявили, что 4
человека из выборки, что составляет 13,3%, имеют низкий уровень; 11 человек
(36,6%) - среднеслабый; 10 испытуемым, которые составляют 33,3%, присущ средний
уровень; 5 человек (16,6%) имеют среднесильный уровень.
По итогам субтеста №4 мы узнали, что 18 человек
из нашей выборки, что составляет 60%, имеют среднеслабый уровень, а для 12
испытуемых (40%) характерен средний уровень.
По результатам композитной оценки мы узнали, что
1 человек (3,3%) из нашей выборки имеет низкий уровень социального интеллекта;
23 испытуемым, что составляет 76,6%, присущ среднеслабый уровень; 5 подростков
(16,6%) имеют средний уровень и для 1 испытуемого, который составляет 3,3%,
характерен среднесильный уровень социального интеллекта.
Проанализировав результаты субтеста №1 мы видим,
что у большинства подростков преобладает средний уровень, что свидетельствует о
достаточно развитых способностях понимать последствия поведения. Подростки
испытывают небольшие затруднения в понимании связи между поступками людей и их
последствиями, в выстраивании стратегии собственного поведения для достижения
поставленной цели, поэтому не попадают в неожиданные конфликтные и даже опасные
ситуации. Они достаточно ориентируются в общепринятых нормах и правилах
поведения. Это объясняется стремлением к взрослости, которое побуждает
подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого
количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть
последействия.
По результатам субтеста №2 способность понимать
невербальный язык общения у подростков соответствует среднему уровню, т.е. они
могут правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их
невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Потому что в подростковом
возрасте ребенок становятся способными осмысливать соотношения внешнего
поведения и внутреннего мира окружающих.
Развитие способностей понимать смысл слов в
зависимости от характера человеческих взаимоотношений определяется по субтесту
№3. Для подростков характерны среднеслабый и средний уровни. Подростки имеющие
средний уровень испытывают меньше затруднений при поиске приемлемого тона
общения с разными собеседниками, нежели те, которые имеют среднеслабый уровень.
Они имеют больший репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую
пластичность). Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте у ребенка
развивается способность к рефлексии, нравственной самооценке и самоуважению.
По результатам субтеста №4 среди подростков
преобладает среднеслабый уровень, который характеризуется наличием трудностей в
анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохой
адаптацией к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым,
дружеским и другим), они часто не способны путем логических рассуждений уяснить
мотивы поведения людей, выстроить недостающие звенья в развитии событий. Это
может быть обусловлено жестким контролем, навязыванием моделей поведения, предъявлением
жестких требований соответствовать нормам и правилам со стороны родителей, как
показывает исследование Е.С. Лашевич [15].
По результатам композитной оценки для
большинства подростков характерен уровень развития социального интеллекта ниже
нормы. У них способность понимать и прогнозировать поведение людей развита
недостаточно, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной
адаптации. Подростки плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать
одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений
людей и контекста ситуации общения, плохо владеют языком телодвижений, взглядов
и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия,
чем вербальный язык). В общении они в большей степени ориентируются на
вербальное содержание сообщений. Подростки могут ошибаться в понимании смысла
слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают)
сопровождающие их невербальные реакции. Также для нашей выборки характерно
плохое понимание связи между поведением и его последствиями. Подростки могут
часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в
конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации, потому что неверно представляют
себе результаты своих действий или поступков других. Испытуемые плохо
ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.
Таким образом, для подростков характерен
среднеслабый уровень социального интеллекта, который может быть обусловлен
недостаточно развитой способностью к рефлексии, небольшим опытом межличностного
общения, по сравнению со взрослыми людьми, которые благодаря ему лучше
ориентируются в невербальном общении, путем логических рассуждений грамотнее
достраивают недостающие звенья в цепи взаимодействий, предсказывают, как человек
поведет себя в дальнейшем.
.2 Выявление самооценки подростков
Для изучения уровня самооценки подростков мы
использовали тест «Интегральная самооценка личности» («Кто я есть в этом мире»
Ю.М. Забродин, В.В. Новиков) (Приложение Б) [19]. Она представляет собой
специальный бланк, на котором изображены 7 прямых биполярных оценочных шкал:
самые больные - самые здоровые, самые глупые - самые умные, самые злые - самые
добрые, самые необщительные - самые общительные, самые беспринципные - самые
принципиальные, самые робкие - самые смелые, самые непривлекательные - самые
привлекательные. Испытуемым предлагалось оценить свое собственное здоровье и
другие девять качеств на прямых линиях любым знаком. Результаты исследования
представлены на рисунке 2.2.1.
Рисунок 2.2.1 - Исследование
самооценки в подростковом возрасте
По данным результатам мы выявили, что для 22
человек, что составляет 73,3%, характерна самооценка с тенденцией к завышению.
Для подростков характерно высокомерие, бестактность, переоценка своих
возможностей, недооценка чужих. Свои ошибки они считают случайными, вызванными
посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался»), а чужие
закономерными, само собой разумеющимися. Явно завышенная самооценка характерна
для 3 человек из нашей выборки, что составляет 10%. Для них характерно
стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах.
Свои ошибки они чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них, а к
чужим относятся сравнительно безразлично. 5 человек, что составляет 16,6% имеют
адекватную самооценку. Такие люди активны, общительны, оптимистичны. Отношение
к ошибкам у них адекватное: могут огорчиться; свои стараются исправить, чужим
сочувствуют.
Проанализировав результаты исследования, мы
видим, что в нашей выборке преобладает число участников имеющих самооценку с
тенденцией к завышению. У них возникает неправильное представление о себе,
идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих,
для общего дела. Подросток остро эмоционально «отталкивают» все, что нарушает
представление о себе самом. Восприятие реальной действительности у них
искажено, отношение к ней неадекватное - чисто эмоциональное. Подростки
справедливое замечание воспринимают как придирку, а объективная оценка
результатов работы - как несправедливо заниженная. Для нашей выборки неуспех
предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся
обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий их самих. Подростки с
завышенной неадекватной самооценкой не желают признавать, что все это -
следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или
неправильного поведения.
Таким образом, для подростков характерна
самооценка с тенденцией к завышению, которая может быть обусловлена возрастными
особенностями: несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о
завышенном уровне притязаний и является причиной частных неудач в осуществлении
задуманного.
2.3 Анализ взаимосвязи уровня
социального интеллекта и самооценки в подростковом возрасте
Для определения взаимосвязи между самооценкой и
уровнем социального интеллекта в подростковом возрасте мы использовали
корреляционный анализ, который позволяет выявить соотношение, взаимную
зависимость сопоставляемых понятий (Приложение В). Впервые в научный оборот
термин «корреляция» ввёл французский палеонтолог Жорж Кювье в XVIII веке. Он
разработал «закон корреляции» частей и органов живых существ, с помощью
которого можно восстановить облик ископаемого животного, имея в распоряжении
лишь часть его останков. В статистике слово «корреляция» первым стал
использовать английский биолог и статистик Фрэнсис Гальтон в конце XIX века.
Данный метод обработки статистических данных весьма популярен в экономике и
социальных науках. Эта популярность обусловлена двумя моментами: коэффициенты
корреляции относительно просты в подсчете, их применение не требует специальной
математической подготовки. В сочетании с простотой интерпретации, простота
применения коэффициента привела к его широкому распространению в сфере анализа
статистических данных.
По результатам анализа корреляционной матрицы мы
выявили, что уровень способности понимать логику развития целостных ситуаций
взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях слабо отрицательно
связан с уровнем самооценки (R=
-0,37). Между ними наблюдается отрицательная корреляция - корреляция, при
которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой переменной.
Это говорит о том, что чем ниже уровень способности распознавать структуру
межличностных ситуаций в динамике у подростков, тем выше показатель их
самооценки и наоборот. Это может быть обусловлено тем, что подросток с
завышенной самооценкой не испытывает потребности в общении и имеет
недостаточный опыт межличностного общения.
Также была выявлена слабая отрицательная связь
между уровнем способности выделять из контекста невербальную экспрессию
поведения и уровнем самооценки подростков, которая составила -0,29. Это говорит
о том, что чем ниже у подростков способность правильно оценивать состояния,
чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам,
тем выше показатель их самооценки и наоборот.
Слабая отрицательная связь также обнаружилась
между уровнем самооценки и уровнем способности предвидеть последствия
поведения, исходя из имеющейся информации (R=
-0,23). Это может быть вызвано тем, что чем выше у подростка самооценка, тем
выше его отрицательный социометрический статус (как выявил Я.Л. Коломинский).
Следовательно, такой подросток будет иметь слабую коммуникативную
компетентность из-за недостаточного опыта межличностного общения.
Связь между уровнем самооценкой и общим уровнем
социального интеллекта в подростковом возрасте является слабой и отрицательной
(R= -0,26). Это
обусловлено тем, что завышение самооценки в подростковом возрасте связано с
неспособностью ориентироваться в социальном окружении, которая вызвана
недостаточным опытом межличностного общения.
По результатам анализа корреляционной матрицы
можно сделать вывод о том, что чем ниже у подростка уровень способностей
понимать поступки и действия людей, понимать речевую продукцию человека, а
также его невербальные реакции (мимику, позы, жесты), тем выше будет уровень
его самооценки. Это можно объяснить тем, что при завышенной самооценке
подросток менее контактен (у него может быть ослаблена потребность в постоянном
общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им
окружающих либо снижены способности к установлению контактов).
Таким образом, такое важнейшее свойство личности
как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии
с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя
отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к
данной личности.
. По результатам исследования мы выявили, что
для большинства подростков характерен уровень развития социального интеллекта
ниже нормы. У них способность понимать и прогнозировать поведение людей развита
недостаточно, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной
адаптации.
2. Подростки с уровнем социального
интеллекта ниже нормы могут часто совершать ошибки (в том числе и
противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные
ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или
поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах
поведения.
. По результатам исследования самооценки
в подростковом возрасте мы узнали, что для большинства испытуемых характерна
самооценка с тенденцией к завышению.
. Для подростков характерно высокомерие,
бестактность, переоценка своих возможностей, недооценка чужих.
. В ходе корреляции мы выявили, что
уровень социального интеллекта и самооценка в подростковом возрасте
отрицательно взаимосвязаны. Чем ниже показатель социального интеллекта, тем
выше самооценка.
Заключение
Одной из главных особенностей подросткового
возраста становится формирование самооценки - важнейшее свойство личности,
которое формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с
внутренними свойствами личности и его сферой социализации. Также в подростковом
возрасте появляются чувства потребности в общении с товарищами, в установлении
интимно-личных отношений с ними, строящихся на основе определенных морально-этических
норм. Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения
взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах
этих отношений и их освоения.
Характер общения зависит от уровня социального
интеллекта, который являясь продуктом воздействия социальной среды, является
неотъемлемо личностным качеством. Социальный интеллект это сплав личностных
черт, способностей, знаний и умений, приобретенные личностью в социуме, это вид
познания, это сегмент общего интеллекта. Социальный интеллект ассоциируют с
коммуникативными, эмпатическими способностями, способностями эффективного
взаимодействия с окружающим миром, способность к взаимопониманию и социальной
адаптации.
По результатам нашего исследования выявлено, что
) для подростков характерен среднеслабый уровень
социального интеллекта;
) подростки имеют обобщенную самооценку с
тенденцией к завышению, а не адекватную;
) результаты наших исследований по изучению
связи между самооценкой и уровнем социального интеллекта показали, что между
ними прослеживается слабая отрицательная взаимосвязь.
В процессе проведенного исследования можно
сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы
видим, что чем ниже уровень социального интеллекта подростка, тем более высокий
уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.
Проведенные исследования также дают материал для
дальнейшего, более глубокого изучения данной взаимосвязи как в данном возрасте
- подростковом, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения
особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они также
дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в
других группах детей подросткового возраста.
Список использованных источников
1. Божович, Л.И. Проблемы
формирования личности / Л.И. Божович // М.: Просвещение, 1995. - 352с.
2. Журбин, В.И. Понятие
психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы
психологии. 1990. №4.
4. Зелуганова, Е.А. Соотношение
самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности / Е.А.
Зелуганова // М., 1995.
5. Зинько, Е.В. Особенности
устойчивой и неустойчивой самооценки / Е.В.Зинько // Вестник Московского ун-та.
Серия 14. Психология . - 2005.
6. Карпович, Т.Н.
Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович //
Мозырь: Содействие, 2007. - 164 с.
7. Коломинский, Я.Л. Психология
взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский // М., 2002.
8. Кон, И.С. Открытие «Я» / Кон
И.С // М., 1978.
9. Кравченко, А.И. Родителям о
подростках ( и подросткам о родителях) / А.И. Кравченко // М., 1987. - 238 с.
10. Кригер,
Г.Н. К изучению проблемы структуры самосознания личности в отечественной
психологии / Г.Н. Кригер // Сборник «Сибирская психология сегодня: Сборник
научных трудов» [Электронный ресурс] - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат,
2003. - 410 с. - Режим доступа: <http://hpsy.ru>. - Дата доступа:
05.02.2011.
. Куницына,
В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение / В.Н. Куницына и
др. // Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001. - 544 с.
. Матюхина,
М.В., Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина и М.В.
Гамезо др. // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121
«Педагогика и методика нач. обучения» / М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
. Немов,
Р.С. Психология / Р.С. Немов // М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
. Проневич,
А.Ф. Наука-2010 / А.Ф. Проневич и др. // Сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы -
Гродно: ГрГУ, 2010. - В 2 ч. Ч. 7. - 326 с.
. Райз,
Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райз // СПб.:
издательство «Питер», 2000 . - 656 с.
. Реан,
А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития
// Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»,
2005. - 416 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
. Сидоров,
К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . - № 2
.
. Сорокоумова,
Е. А. «Возрастная психология. Краткий курс» / Е.А. Сорокоумова // СПб.: Питер,
2007. - 208с.: ил. - (Серия «Краткий курс»).
. Станиславчик,
Л.И., Березнева, Я.В. Диагностика психического развития / Л.И. Станиславчик,
Я.В. Березнева // Практикум для студентов пед. специальностей высш. учеб.
заведений / Барановичи : РИО БарГУ, 2009. - 380 с.
. Цукерман,
Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А.
Цукерман // Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997.
. Южанинова,
А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности /А.Л. Южанинова //
В сб.: «Проблемы оценивания в психологии» / Саратов, издательство Саратовского
университета, 1984.
. Электронный
ресурс. - Режим доступа: <http://www.portal-slovo.ru>. - Дата доступа:
8.03.2011.
. Электронный
ресурс. - Режим доступа: <http://impisr.edunsk.ru>. - Дата доступа:
13.03.2011.