Гражданская оборона
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
. История создания гражданской
обороны (ГО)
. Структура, задачи и службы ГО,
состав сил и средств
. Права и обязанности граждан в
области ГО и защиты от ЧС
. Краткая характеристика стихийных
бедствий, аварий и катастроф
Заключение
Список используемой литературы
Введение
гражданская
оборона стихийное бедствие
Гражданская оборона (ГО) - это система
мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных
ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской
обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является
составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий,
проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны
направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на
проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на
объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени.
Служба гражданской обороны - служба,
предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая
подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских
организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и
других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
Гражданские организации гражданской обороны -
формирования, создаваемые на базе организаций по территориально -
производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской
Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для
защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
Территория, отнесенная к группе по гражданской
обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт,
имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем
объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций в военное и мирное время
1. История создания гражданской обороны
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране
считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание
"К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила
поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым
документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
Историки определили март 1918 года начальным
этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей
стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в
социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и
связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление
первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой
проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были
объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по
военным и морским делам.
Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль
1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по
защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932
года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о
противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и
средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной
опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено
начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного
нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем
рождения МПВО - начальным этапом развития государственной системы защиты
населения и территорий.
Развитие МПВО шло по двум направлениям -
военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах
создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные
батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться
участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях),
а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала
войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить
все назревшие вопросы.
Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо
подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает
годы Великой Отечественной войны.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты
населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
Опыт войны показал, что от успешного решения
задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная
работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое
состояние войск.
В условиях войны она накопила богатый опыт
организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их
последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашистской
авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить
защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить
аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования
предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный
вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО
страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап
совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты
населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.
Кардинальный шаг в развитии системы защиты
населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была
сделать в 1961 году и создать качественно новую систему - Гражданскую оборону,
ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности
государства в современной войне.
В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно,
что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и
возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и
территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия.
Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в
систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило
начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту
населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия
массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все
лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена
организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его
обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные
органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
В то же время гражданская оборона принципиально
отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?
Во-первых, мероприятиям ГО был придан
общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и
реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и
каждого коллектива.
Во-вторых, система защитных мер исходила из
необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех
поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло
проблему.
В-третьих, расширился круг задач, решаемых
гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению
устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество приобрела задача по
ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал,
что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи
одновременно сотням тысяч пострадавших.
Не без оснований считалось, что высокая
готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной
войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с
тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий
военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на
Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к
качественному решению задач по защите населения и территорий страны от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо
учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных
социальных и экономических условиях.
Поэтому, находясь в рамках жесткого
централизованного государства, Гражданская оборона СССР носила и отрицательные
черты административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась
ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно
регламентирующих деятельность всех органов.
Все это не только сковывало инициативу местных
органов, но и не позволяло учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и
экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий
гражданской обороны. Большое количество планируемых и проведенных мероприятий
по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие
из них проводились формально. В последние годы существования Гражданской
обороны СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм
в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях
ракетно-ядерной войны. Рассматривать в этих условиях систему гражданской
обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей в
современной обстановке было наивным.
Необходимость новых подходов к организации и
содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере
природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.)
характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.
С сентября 1971 г. непосредственное руководство
системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это
подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное
руководство ею на всех уровнях.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.)
связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки
вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена
эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных
органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых
шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий
по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и
ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача
перед названными системами не стоит.
Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ
века.
Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.)
развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической
ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной
части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На данном этапе на ГО были возложены задачи по
защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в
мирное время.
Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века
стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено
значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких
чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с
последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось
сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях - помощь со
стороны мирового сообщества.
Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года
подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и
территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на
государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила
принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР
постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета
Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров
СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя
союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы.
Названная комиссия и система существовали до распада СССР.
Аналогичным образом развивался этот процесс и в
Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал
Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем
Председателя Совета Министров РСФСР.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее
время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и
созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
(РСЧС).
В связи с этим в 1990 г. был создан специальный
федеральный орган исполнительной власти - Российский корпус спасателей на
правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился
в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС
России). Преследовались цели - радикально улучшить работу по защите населения и
территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную
значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была
создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС),
предназначенная для реализации государственной политики в области защиты
населения и территорий природного и техногенного характера.
Подводя общие итоги деятельности МЧС России и
РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно
подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую
целесообразность их создания.
РСЧС позволила объединить в единую систему
органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных
структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением
проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной
организованности и взаимодействия.
Развернулась разработка нормативно-правовой базы
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной
истории деятельность в едином направлении была регламентирована
законодательными актами государства.
Сформировалась разветвленная, достаточно
эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру
страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие
между органами управления различных уровней.
В результате целенаправленного реформирования
были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные
мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные
и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в
группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций.
Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое
оснащение сил.
На базе войск гражданской обороны были
сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт
аварийно-спасательных работ в мирное и военное время.
Принципиально изменилось и усовершенствовалось
финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм
помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства
Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на
случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и
материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями
государственной власти, органами местного самоуправления.
Развернуто широкое международное сотрудничество
в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и
многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое
аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене
снискали ей значительный авторитет.
2. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и
средств
Структура ГО:
Руководство гражданской обороной в РФ
осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской
обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны. Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях
субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы
органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного
самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную
ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне
и защите населения.
Органами, осуществляющими управление гражданской
обороной, являются:
) федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
) территориальные органы - региональные центры
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и
задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации.
Территориальные органы - региональные центры по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и
задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны,
лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и
гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных органов
назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа,
уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа
военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава
Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;
) структурные подразделения федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской
обороны;
) структурные подразделения (работники)
организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны,
создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Все вышесказанное можно изобразить схематично,
для наглядного представления:
Основными задачами в области гражданской обороны
являются:
· оповещение населения об опасностях,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· эвакуация населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные районы;
· предоставление населению убежищ и
средств индивидуальной защиты;
· проведение мероприятий по световой маскировке
и другим видам маскировки;
· проведение аварийно-спасательных
работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
· первоочередное обеспечение
населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих
действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой
медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых
мер;
· борьба с пожарами, возникшими при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
· обнаружение и обозначение районов,
подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
· обеззараживание населения, техники,
зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
· восстановление и поддержание порядка
в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
· срочное восстановление
функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
· срочное захоронение трупов в военное
время;
· разработка и осуществление мер,
направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания населения в военное время;
· обеспечение постоянной готовности
сил и средств гражданской обороны.
Службы ГО.
. Для выполнения мероприятий по гражданской
обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной
области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны,
а также службы гражданской обороны организаций.
. Решения о создании служб гражданской обороны
принимаются
Правительством Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.
Положения о службах гражданской обороны
утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.
Силы и средства ГО.
Силы гражданской обороны - воинские
формирования, специально предназначенные для решения задач в области
гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны,
а также гражданские организации гражданской обороны.
. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие
войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны
воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом
Российской Федерации.
. Аварийно - спасательные службы и аварийно -
спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основы деятельности войск гражданской обороны
. На вооружении войск гражданской обороны
находятся специальная техника, а также боевое стрелковое и холодное оружие.
. Военнослужащим войск гражданской обороны
выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их
статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.
. Военнослужащие войск гражданской обороны могут
проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально
уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах,
осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
. Деятельность войск гражданской обороны
осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала
военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного
положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а
также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных
авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих
проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.
Гражданские организации гражданской обороны
. Гражданские организации гражданской обороны
создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального
закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской
обороны определяется Правительством Российской Федерации.
. В гражданские организации гражданской обороны
могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до
60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных,
имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных
женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет. а также женщин, получивших
среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до тех
лет.
В состав сил ГО входят:
. Невоенизированные формирования ГО.
. Военизированные части ГО.
. Силы и средства МО, МВД и Минздрава.
) Невоенизированные формирования (НФ) ГО -
группа гражданских лиц, численность которых определена руководящими
документами, оснащенная техникой и имуществом, положенными по табелю. Эти
формирования получили названия "Спасательная (сводная) команда",
"Невоенизированные отряды ГО". В состав НФ входят мужчины 16-60 лет и
женщины 16-55 лет (кроме беременных и имеющих детей в возрасте до 8 лет) за
исключением инвалидов всех групп.
НФ классифицируют:
а. По подчиненности:
объектовые (подчинены начальнику объекта);
территориальные (подчинены председателю
исполкома);
б. По назначению:
общего назначения (создаются на объектах н/х
могут подчиняться
руководителю предприятия или председателю
исполкома);
специального (подчинены только руководителю
предприятия);
специализированного (подчинены руководителю
предприятия и вышестоящим
руководителям министерств и ведомств);
в. По степени готовности
повседневной (время готовности через 24 часа);
повышенной (время готовности через 6 часов);
) В каждой области есть отдельный батальон ГО.
) МО выделяет силы и средства в зависимости от
вида ЧС. МВД - пожарные команды или отряды. Минздрав - бригады скорой помощи,
которые комплектуются за счет персонала больниц и поликлиник.
Мирное время. Существует один сигнал:
"Внимание всем!". После него текст, разрабатываемый штабом ГО.
Военное время. Сигналы: "Воздушная
тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Химическая
тревога", "Радиационная опасность".
По сигналу "Воздушная тревога" личный
состав НФ в рабочее время действует по команде командира формирования. В
нерабочее время - укрыться в защитном сооружении по месту жительства.
По сигналу "Отбой воздушной тревоги" -
личный состав НФ обязан связаться с командиром. Если связи нет - прибыть на
объект н/х. По сигналам "Химическая тревога" и "Радиационная
опасность" действия аналогичны.
. Права и обязанности граждан в области ГО и
защиты от ЧС
Граждане РФ в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами в области ГО имеют право и
обязаны:
· проходить обучение способам защиты
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий:
· принимать участие в проведении
других мероприятий по ГО:
· оказывать содействие органам
государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.
ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера» определено, что граждане РФ в области
защиты от ЧС имеют право:
· на защиту жизни, здоровья и личного
имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
· в соответствии с планами ликвидации
ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое
имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
· быть информированными о риске,
которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории
страны, и о мерах необходимой безопасности;
· обращаться лично, а также направлять
в государственные органы и органы местного самоуправления и коллективные
обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
· участвовать в установленном порядке
в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
· на возмещение ущерба, причинённого
их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
· на медицинское обслуживание,
компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
· на бесплатное государственное
социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причинённый их
здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
· на пенсионное обеспечение по случаю
потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного
при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке,
установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного
при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране
собственности и правопорядка.
Граждане РФ обязаны:
· соблюдать законы и иные правовые
нормативные акты РФ, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
· соблюдать меры безопасности в быту и
повседневной трудовой деятельности; не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые
могут привести к возникновению ЧС;
· изучать основные способы защиты
населения и территорий от ЧС, приёмы оказания первой мед.помощи пострадавшим,
правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.
Постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной
области;
· выполнять установленные правила
поведения при угрозе и возникновении ЧС;
· при необходимости оказывать
содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
. Краткая характеристика, стихийных бедствий,
аварий и катастроф
Стихийные бедствия - такие явления природы,
которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность
людей и работу объектов. Наиболее характерные стихийные бедствия для различных
географических районов нашей страны - землетрясения, наводнения, селевые потоки
и оползни, снежные лавины, бури и ураганы, пожары. Стихийные бедствия возникают
внезапно и носят чрезвычайный характер. Они могут разрушать здания и
сооружения, уничтожать ценности, нарушать процессы производства, вызывать
гибель людей и животных.
По характеру своего воздействия на объекты
отдельные явления природы могут быть аналогичны воздействию некоторых
поражающих факторов ядерного взрыва и других средств нападения противника.
Землетрясения - наиболее опасные и
разрушительные стихийные бедствия. Область возникновения подземного удара
является очагом землетрясения, в пределах которого происходит процесс
высвобождения накапливающейся энергии. В центре очага условно выделяется точка,
именуемая гипоцентром. Проекция этой точки на поверхности земли называется
эпицентром. В период землетрясения от гипоцентра во все стороны
распространяются упругие сейсмические волны, продольные и поперечные. По
поверхности земли во все стороны от эпицентра, расходятся поверхностные
сейсмические волны.
Землетрясения обычно охватывают обширные
территории. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта,
разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энергетические
сети, возможны человеческие жертвы. Землетрясение, как правило, сопровождается
множеством звуков различной интенсивности в зависимости от расстояния до
источника его возникновения. Вблизи источника землетрясения слышны резкие
звуки, на некотором удалении они напоминают раскаты грома или гул взрыва. В
горах возможны обвалы и лавины. Если землетрясение происходит под водой,
возникают огромные волны-цунами, вызывающие страшные разрушения на суше.
Последствия сильных землетрясений в некоторой
степени похожи на последствия ядерного взрыва.
Наводнения-временное затопление значительной
части суши водой в результате действий сил природы.
Наводнения могут быть вызваны:
выпадением обильных осадков или интенсивным
таянием снега (ледников), совместным действием паводковых вод и ледяных
заторов; нагонным ветром; подводными землетрясениями.
Наводнения можно прогнозировать: установить
время, характер, ожидаемые его размеры и своевременно организовать
предупредительные меры, значительно снижающие ущерб, создать благоприятные
условия для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных
работ.
Селевые потоки и оползни. Сель-внезапно
формирующийся в руслах горных рек временный поток, характеризующийся резким
подъемом уровня воды и высоким содержанием в ней твердого материала. Он
возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния
ледников или снежного покрова и обрушения в русло большого количества
рыхлообломочного материала. Имея большую массу и скорость передвижения, сели
разрушают здания, сооружения, дороги и все другое на пути движения.
Структурные сели в связи с внезапностью их
возникновения и прямолинейностью движения представляют наибольшую опасность.
Сель может двигаться со скоростью до 15 км/ч и несколькими волнами.
Препятствия, встречающиеся на пути, сель переходит и наращивает свою энергию.
Оползни - скользящее смещение масс горных пород
вниз по склону под влиянием силы тяжести. Они возникают на каком-либо участке
склона или откоса вследствие нарушения равновесия пород. Оползни часто приводят
к катастрофическим последствиям и приобретают характер стихийного бедствия.
Большинство потенциальных оползней можно
предотвратить, если своевременно провести и организовать противооползневый
режим: устройство постоянных водостоков, дренажей, временных снеговых канав и
валов для поверхностного стока талых и ливневых вод; планировку поверхности
стока с выравниванием бугров, заполнением ям и канав, заделкой трещин,
приданием уклонов бессточным участкам; озеленение склонов.
Снежные лавины, заносы и обледенения - одно из
проявлений стихийных сил природы в зимний период. Они возникают в результате
обильных снегопадов, которые могут продолжаться от нескольких часов до
нескольких суток. Заносы, обледенения, лавины влияют на работу транспорта,
коммунально-энергетического хозяйства, учреждений связи, сельскохозяйственных
объектов.
Особенно опасны снежные обвалы в горах, которые
имеют большую разрушительную силу и причиняют материальный ущерб промышленным и
гидротехническим комплексам, дорогам, линиям электропередач и связи, зданиям,
сооружениям и вызывают человеческие жертвы.
Резкие перепады температур при снегопадах
приводят к покрытию различных поверхностей льдом или мокрым снегом. Обледенение
опасно для воздушных линий, антенно-мачтовых и других подобных сооружений.
Бури и ураганы возникают при прохождении
глубинных циклонов и представляют собой движение воздушных масс (ветер) с
огромной скоростью. При урагане скорость движения воздуха превышает 32,7 м/с
(более 118 км/ч). Проносясь над земной поверхностью, ураган ломает и вырывает с
корнем деревья, срывает крыши и разрушает дома, линии электропередач и связи,
здания и сооружения, выводит из строя различную технику. В результате короткого
замыкания электросетей возникают пожары, нарушается снабжение электроэнергией,
прекращается работа объектов, возможно возникновение других вредных
последствий. Люди могут оказаться под обломками разрушенных зданий и
сооружений. Летящие с большой скоростью обломки разрушенных зданий и сооружений
и другие предметы могут нанести людям тяжелые травмы.
Пожары-стихийное распространение горения,
проявляющееся в уничтожающем действии огня, вышедшего из-под контроля человека.
Возникают пожары, как правило, при нарушении мер пожарной безопасности, в
результате разрядов молнии, самозагорания и других причин.
Лесные пожары - неуправляемое горение
растительности, распространяющееся на площади леса. В зависимости от того, в
каких элементах леса распространяется огонь, пожары подразделяются на низовые,
верховые и подземные (почвенные), а от скорости продвижения кромки пожара и
высоты пламени пожары могут быть слабыми, средней силы и сильными. Чаще всего
пожары бывают низовые.
Низовые пожары распространяются только по
напочвенному покрову (горение хвойного подлеска, опавшей хвои, листьев, коры,
валежника, пней и др.).
Верховые пожары могут быть беглыми и устойчивыми,
в последнем случае огонь движется сплошной стеной от напочвенного покрова до
крон деревьев со скоростью до 8 км/час. Беглые пожары возникают только при
сильном ветре, огонь по пологу распространяется “скачками” со скоростью до 25
км/ч и обычно опережает фронт низового пожара.
Подземные (почвенные) лесные пожары обычно
являются развитием низового пожара. Они возникают на участках с торфяными
почвами или имеющих мощный слой подстилки. В слой торфа огонь заглубляется
обычно у стволов деревьев. Горение происходит медленно, беспламенно. Подгорают
корни деревьев, которые падают, образуя завалы.
Торфяные пожары чаще всего бывают в местах
добычи торфа, возникают обычно из-за неправильного обращения с огнем, от
разрядов молнии или самовозгорания. Торф горит медленно на всю глубину его
залегания. Торфяные пожары охватывают большие площади и трудно поддаются
тушению.
Пожары в городах и населенных пунктах возникают
при нарушении правил противопожарной безопасности, из-за неисправности
электропроводки, распространения огня при лесных, торфяных и степных пожарах,
при замыкании электропроводки во время землетрясений. Очень пожароопасные
населенные пункты из деревянных построек с малыми разрывами между зданиями. При
пожаре в населенных пунктах сильный ветер может разносить воспламененный
материал и искры на значительные расстояния и этим распространять пожар. Пожары
в городах и населенных пунктах оказывают морально-психологическое воздействие
на людей и нарушают нормальную жизнедеятельность.
На объектах заблаговременно разрабатываются
специальные мероприятия по предотвращению или максимальному снижению
последствий стихийных бедствий, характерных для данного географического района,
и уменьшению возможных потерь людей и материальных ценностей. К числу таких
мероприятий относятся: строгое соблюдение специфических мер безопасности,
организация оповещения руководящего состава, формирований и населения,
специальная подготовка и оснащение формирований, оказание медицинской помощи
пораженным и материальной помощи пострадавшим и др.
Краткая характеристика крупных аварий и
катастроф. Крупные аварии и катастрофы на объектах могут возникать в результате
стихийного бедствия, а также нарушения технологии производства, правил
эксплуатации различных машин, оборудования и установленных мер безопасности. Их
воздействия подобны стихийным бедствиям.
Под аварией понимают внезапную остановку работы
или нарушение процесса производства на промышленном предприятии, транспорте,
других объектах, приводящие к повреждению или уничтожению материальных
ценностей.
Под катастрофой понимают внезапное бедствие;
событие, влекущее за собой трагические последствия. Катастрофы сопровождаются
разрушением зданий различных сооружений, уничтожением материальных ценностей и
гибелью людей.
Наиболее опасным следствием крупных аварий и
катастроф являются пожары и взрывы. В ряде случаев, особенно на предприятиях
нефтяной, химической и газовой промышленности, аварии вызывают загазованность
атмосферы, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых
веществ. Аварии и катастрофы могут быть на железнодорожном, воздушном и водном
транспорте, а также в результате обрушения при строительстве и монтаже
сооружений и конструкций различных объектов.
За всю свою историю человечество не раз
сталкивалось с катастрофами неожиданными, губительными событиями, которые несли
смерть людям, разрушали их города и посевы. Причиной их были разнообразные
природные явления - извержения вулканов, землетрясения, цунами, наводнения,
смерчи, эпидемии. Но 26 апреля 1986 года в 1: 23 стало ясно, что катастрофы,
созданные руками людей, могут быть в тысячи раз страшнее и опаснее даже самых
сильных природных катаклизмов. В этот день человечество впервые испугалось само
себя больше, чем вулкана или землетрясения. Произошла авария на четвёртом
энергоблоке Чернобыльской АЭС.
Заключение
В обозримом будущем ГО, как и вся оборона
страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все:
промышленность, сельское хозяйство, органы управления - должно быть готово к
быстрому переходу на работу по планам военного времени.
В перспективе ГО, видимо, примет характер более
территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет
более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.
Основные тенденции развития гражданской обороны,
ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное
сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и
социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного
оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого
уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения
обстановки.
Чтобы быть на уровне современных требований,
необходимо постоянно совершенствовать структуру органов и пунктов управления,
добиваться оснащения их новейшими техническими средствами связи и управления,
совершенствовать организацию и методы работы всех должностных лиц, развивать и
обобщать опыт теории и практики управления ГО, улучшать систему подготовки
руководящего состава по гражданской обороне.
В последние годы активизировалась работа по
повышению готовности гражданской обороны. В целом сформирована нормативная
правовая база на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Выполняется
комплекс мер по совершенствованию системы управления гражданской обороной.
Осуществляется ее интеграция в единую систему государственного и военного
управления на основе внедрения современных технических средств и унификации
структурных элементов. Разрабатываются и внедряются новые средства
индивидуальной и коллективной защиты.
Организовано создание первой очереди пилотной
зоны Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в
местах массового пребывания людей.
Осуществлен широкий круг научных исследований по
формированию и обоснованию направлений дальнейшего развития гражданской обороны
с учетом современных требований. Организовано внедрение современных технологий,
форм и методов решения задач гражданской обороны.
В целом состояние гражданской обороны
обеспечивает реализацию национальных интересов, безопасность страны, укрепление
оборонного потенциала и повышение эффективности защиты населения, материальных
и культурных ценностей от различных угроз мирного и военного времени.
Вместе с тем в связи с сохранением рисков
возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов
необходимо создание более оптимальной по структуре и возможностям системы
гражданской обороны, а также внедрение на основе результатов научных
исследований новых подходов к формированию сил гражданской обороны и
перспективных методов и форм выполнения мероприятий защиты населения.
Список используемой литературы:
1. «Гражданская оборона». А.Т.
Алтунин. М.: Воениздат, 1999.
2. «Основы Безопасности
Жизнедеятельности» Смирнов А.Т., 11 кл., М.: “Издательство АСТ”. 2000.
. ФЗ от 12.02.98 г. №28-ФЗ «О
гражданской обороне».
. ФЗ от 21.12.94 г. №68-ФЗ «О
защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
. Конституция РФ