Борьба с угрозами незаконного вмешательства в деятельность аэропортов на примере аэропорта 'Курумоч' и её дальнейшее развитие

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    302,09 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Борьба с угрозами незаконного вмешательства в деятельность аэропортов на примере аэропорта 'Курумоч' и её дальнейшее развитие

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА

(национальный исследовательский университет)

Авиационно - транспортный колледж




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дипломному проекту на тему

Борьба с угрозами незаконного вмешательства в деятельность аэропортов на примере аэропорта «Курумоч» и её дальнейшее развитие

Дипломник В.А. Ханунов

Руководитель проекта Б.Д. Данилов

Консультант Н.А. Ковязина

Нормоконтролер Ю.В. Федотова

Рецензент С.В. Романов




Самара 2011г.

РЕФЕРАТ

АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРОФАЙЛИНГ, ТЕРРОРИЗМ, ИНТРОСКОП, МЕТАЛЛОДЕТЕКТОР, СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ, АЭРОПОРТ

Объектом исследования является работа службы авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» и работа служб авиационной безопасности других государств.

Цель данного дипломного проекта изучение и анализ работы САБ аэропорта «Курумоч», изучение и анализ работы САБ других государств.

Согласно цели решаются задачи по возможной модернизации САБ аэропорта «Курумоч» путем анализа работы служб других государств и теоретической возможностью внедрения технических средств и опыта в систему безопасности аэропортов РФ.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Авиационное предприятие - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (Воздушный Кодекс РФ, статья 61)

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников (Воздушный Кодекс РФ, статья 40)

Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль (Воздушный Кодекс РФ, статья 40)

Гражданская авиация - авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (Воздушный кодекс РФ, статья 21)

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)

Авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (Воздушный кодекс РФ , статья 52 , п. 1)

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (Воздушный кодекс РФ , статья 61 , п. 3)

Международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (Воздушный кодекс РФ , статья 79 , п. 1)

Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (Воздушный кодекс РФ , статья 83 , п. 1)

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

АБ - авиационная безопасность

АП - аэропорт

АНВ - Акт незаконного вмешательства

ВВ - Взрывчатое вещество

ВК РФ - Воздушный кодекс Российской Федерации

ВО - военизированная охрана

ВПП - Взлетно-посадочная полоса

ВС - воздушное судно

ВУ - Взрывное устройство

ГА - гражданская авиация

ИКАО - Международная организация гражданской авиации

КПП - контрольно-пропускной пункт

ЛОВД - линейный отдел внутренних дел

МВД - Министерство внутренних дел

МТ - Министерство транспорта

ОАО «МАК» - Открытое Акционерное Общество «Международный аэропорт «Курумоч»

ООПК - Отдельный Отряд Пограничного Контроля

ПВО - Подразделение военизированной охраны

ПП РФ - Постановление правительства РФ

РФ - Российская Федерация

САБ - служба авиационной безопасности

СВУ - Самодельное взрывное устройство

СОПП - Служба организации пассажирских перевозок

СП - санитарные правила

УВД - Управление воздушным движением

ФАВТ - Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (Росавиация)

ФАП - Федеральные Авиационные Правила

ФЗ - Федеральный закон

ФСБ - Федеральная служба безопасности

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Воздушному кодексу РФ Авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

На протяжении многих лет мировая статистика постоянно свидетельствует, что наиболее вероятным местом, где происходят акты незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА и другие кризисные ситуации, является аэропорт или его окрестности.

Аэропорт - сложная система, элементы которой всегда взаимосвязаны и действуют друг на друга. Следовательно, безопасность аэропорта следует рассматривать как неотъемлемую часть обслуживания пассажиров в аэропорту.

Большое скопление людей в аэропорту делает его хорошей мишенью для преступной деятельности.

В данном дипломном проекте будут рассмотрены АНВ на примерах , Нормативные документы, регламентирующие действия работников САБ, работа САБ аэропорта «Курумоч» , взаимодействие САБ с ФСБ, МВД, ЛОВД и другими органами правопорядка, САБ других государств, перспективы развития САБ в РФ и влияние технических средств досмотра на экологию и здоровье человека.

Целью дипломного проекта является изучение и анализ работы САБ аэропорта «Курумоч», изучение и анализ работы САБ других государств.

1. НЕЗАКОННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

1.1.1 Существуют разнообразные способы совершения АНВ. Одним из основных в наше время стал терроризм

"Террор" в переводе с латинского означает "ужас" - неестественное состояние для любого общества.

Наиболее ёмкое понятие терроризма даёт российский юрист-правовед И. И. Карпец:

"Терроризм - это международная или внутригосударственная организационная и иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушений на убийства, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа и т. д.; терроризм может сопровождаться разрушением и разграблением зданий, малых помещений и иных объектов"

Уголовный кодекс РФ дает свою интерпретацию данного термина, на которую в будущем и стоит ссылаться, т.к. определение из документа наиболее подходящее для нашей сферы деятельности.

Согласно статья 205 УК РФ преступление против общественной безопасности:

совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет -те же деяния :

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие за собой смерть по неосторожности;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они :

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание.

Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

1.1.1.1 Категории террористов

60% террористов - женщины, т. к. они смотрят на жизнь под своим углом зрения (имеют отличную от мужчин логику мышления).

1. Больные люди

а) неврастеник - прекрасно понимает последствия своих поступков и правильно оценивает обстановку. Но изнутри к нему приходит неосознанное чувство гнева.

б) псих - непредсказуем, не может разумно думать, испытывает чувство беспомощности, очень нестабилен, легко выводим из себя, постоянно находится в состоянии стресса.

в) психопат - самый вредный человек, маньяк-преступник, отсутствует чувство вины, никогда не колеблется, всех ненавидит (даже мать и отца), нет способности любить, совершает убийства животных и даже детей, любит пытать людей, расчленяя их. При захвате убивает заложников без предупреждения.

г) параноик - страдает от мании преследования, считает всех людей своими врагами.

д) неполноценный - слабоумный, следует за другими. Отсутствует чувство своего места в обществе, и он ищет его в банде, совершая преступление, чтобы утвердиться. Он не может принимать решения - следует принимать решения за него.

. Мстители

Такие люди очень опасны и не остановятся не перед чем, осознанно ставят цель и добиваются её, хорошо подготавливаются и их тяжело заметить по психологическим признакам.

. Идейные

Люди, идущие на смерть и массовые убийства ради идеологии, принятия их идеологии, их веры и политического строя в других странах.

. Жертвующие собой во имя чего-либо

Камикадзе, чьим семьям платили хорошую сумму за совершения терактов, жертвующие собой во имя Аллаха, во имя своей страны и прочие

Террорист - "борец за идею" (крестоносец) - очень хорошо подготовлен, отлично оснащен, действия его не предсказуемы. У него есть цель - он не берет заложников для развлечения. Не следует его недооценивать.

1.1.1.2 Методы совершения терактов

- взрыв или поджог на объекте, вблизи объекта, в месте скопления людей, транспортного средства;

стрельба по объектам, людям (в т. ч. обстрел с закрытых позиций);

захват ВС, объектов, комплексов, заложников;

поломка, порча, разрушение, саботаж (ВПП, ВС, навигационного и светотехнического оборудования);

организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с помощью ложных объявлении, слухов и т. д);

отравление помещений, воды, пищи, одежды;

подкуп персонала;

ложные сообщения, угрозы (по телефону, письменные, устные) о применении ВУ;

радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех;

Отвлечение внимания, провоцирующие действия

1.1.1.3 Терроризм на воздушном транспорте

Сегодняшний терроризм крылат. Особенно огромную опасность представляет терроризм на воздушном транспорте.

Этому служат следующие предпосылки:

наличие реальности захвата и угона ВС за границу представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа;

захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели;

выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств; (как подтверждает статистика, захват и угон ВС осуществляет обычно одно лицо);

действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. Немаловажное значение для них имеет побег в государства, предоставляющие им убежище;

в случае катастрофы большинство пассажиров погибает, террорист остается анонимным лицом.

ВС представляет значительную ценность для государства, легко поступиться которой оно не может;

последствия от терактов на воздушном транспорте, как правило, очень тяжелы.

Так, например, подрыв даже небольшого по мощности взрывного устройства на борту находящегося в полете авиалайнера ведет, чаще всего, к авиационной катастрофе и гибели сразу нескольких десятков, а то и сотен людей - пассажиров и членов экипажа, а иногда и жителей населенных пунктов, на которые обрушиваются обломки самолета. В качестве примера достаточно напомнить об имевшем место 21 декабря 1988г. взрыве на борту самолета американской авиакомпании «ПанАм», произошедшем в результате теракта в воздушном пространстве над Шотландией и приведшем к гибели 259 пассажиров и членов экипажа, а также 11 жителей населенного пункта Локерби, пострадавших под обломками самолета.

бомбы, гранаты, пистолеты стали средством и оружием принуждения, применяемыми современными воздушными террористами. Они отдают себе отчет в собственной силе: ничто не служит демонстрацией решительности лучше, чем взрывной заряд в руках безрассудного террориста.

через аэропорты, пункты контроля, пассажирские салоны и пилотские кабины воздушных судов проходит сегодня фронт борьбы с терроризмом.

1.1.1.4 Обстоятельства, способствующие захватам ВС

1. Просчеты в деятельности различных служб аэропортов и авиакомпаний; (примерно 60-90% от общего количества АНВ).

. Проникновение преступников в охраняемые зоны аэропортов и на борт ВС по вине сотрудников САБ и других служб.

. Подкуп членов экипажа ВС и сотрудников аэропорта (авиакомпании).

. Ошибки и просчеты сотрудников САБ:

. Недостаточный уровень подготовки сотрудников групп досмотра (недостаточное ориентирование в ухищренных способах проноса запрещенных предметов на борт ВС, способах маскировки запрещенных веществ и предметов, установления подделки документов, подчистки, травления, дописок, исправлении, замены фотографий, подделки подписей).

. Отступление от утвержденной технологии досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа, грузов и бортпитания (недостаточно эффективное применение существующих методов досмотра перед посадкой).

. Нарушение правил контроля с использованием технических средств досмотра.

Первый случаи попытки вооруженного захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 году в Южной Америке (Перу). В дальнейшем, вплоть до 1967 г., этот вид незаконного вмешательства не пользовался особой популярностью у преступников. С 1930 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев захвата и угона ВС.

И только начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсии и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

Наибольшее количество АНВ отмечено в период с 1970 по 1979 годы (10 лет). За этот период в мире зарегистрировано примерно 700 случаев попыток захвата и угонов ВС, погибло свыше 1100 человек, ранено свыше 1000 человек. За этот же период зарегистрировано свыше 10 000 угроз о захвате ВС и диверсиях.

Высокий процент успешных попыток захвата и угона самолётов в первые годы активизации преступных действий, явился результатом попустительства ряда государств, не принявших практически никаких мер по отношению к лицам, виновным в угоне ВС на их территорию.

По оценке американцев степень наибольшей угрозы воздушного терроризма сегодня перенесена в аэропорты Европы и Ближнего Востока.

1.1.2 АНВ, вследствие личностных проблем

Следующий способ совершения АНВ возможен без серьезных приготовлений - это следствие нарушения прав человека.


1.1.2.1 Забастовки персонала

Забастовки персонала сопровождаются отказом от выполнения своих обязанностей и блокированием прохождения пассажиров в здание аэровокзала, в связи с нарушением условий договора, несвоевременной оплатой труда, урезанием заработной платы , унижением работников и иных действий , которые могут являться причинной недовольства персонала.

1.1.2.2 Угроза совершения АНВ пассажирами

Угроза совершения АНВ пассажирами столь же возможна наравне с персоналом ,так как возможно возникновения пассажирских забастовок, блокирование входов к рамкам и заслон к выходам из здания аэровокзала. Такие забастовки возможны из-за задержания или отмены рейса, когда пассажиры израсходовали свою энергию и куда-либо опаздывают.

1.1.2.3 Забастовка жителей близлежащих к аэропорту населенных пунктов

Забастовка жителей близлежащих к аэропорту населенных пунктов возможна в случае ,когда шум от работы двигателей мешает им мирно жить. Возможны блокирование входа в аэровокзал, блокирование движения ВС, а также спецтехники и помехи работе персонала.

1.2 Пояснение понятия незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации на примерах

В наше время следует позавидовать изобретательности наркодиллеров, людей ,провозящих незаконные вещи, незаконным иммигрантам , но и изобретательность не обошла стороной терроризм. Появляются все более новые и совершенные способы совершения преступлений, появляется новое оборудование, новая идеология .но и старые приемы террористов бывают действенны и в наше время.

Примером этому может послужить использование обуви, ведь она продолжает рассматриваться как предмет одежды ,наилучшим образом подходящий для маскировки оружия, проносимого на борт ВС в обход системы контроля. Достаточно вспомнить Ричарда Рид, пытавшегося на борту ВС авиакомпании «Американ Эйрлайнз» привести заряд взрывного вещества, спрятанного в его обуви ( 20 декабря 2001 г., рейс 63 ). С помощью СВУ, закамуфлированных в обуви, террористы «Аль-Каиды» могут разрушать защищенные двери пилотских кабин, чтобы таким образом получить доступ к управлению самолетами или осуществлять подрыв самолетов, летящих на большой высоте.

Также возможно использование видеокамеры в качестве камуфляжа для СВУ. Анализ предметов, обнаруженных в результате обыска в помещении, использовавшемся членами «Аль-Каиды», показывает, что террористы изучали возможность размещения СВУ внутри кожуха видеокамеры с целью подрыва ВС, находящихся на большой высоте. В основу данной разработки заложена попытка закамуфлировать компоненты СВУ, и в частности, его электрическую цепь, под детали видеокамеры, чтобы, таким образом, избежать обнаружения при прохождении детекторного контроля. Помимо этого, террористы пытались разместить в корпусе камеры детонатор и заряд взрывчатого вещества. Можно предположить, что, если компоненты СВУ замедленного действия внутри камеры, такая камера должна, при этом, быть полностью функциональной, чтобы обеспечить импульс, необходимый для инициации СВУ. Хотя подобное техническое решение вполне возможно, задача по скрытному размещению СВУ внутри видеокамеры представляется достаточно сложной ( но отнюдь не неосуществимой ).

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Любое государство, развивая свою систему воздушного транспорта, формирует для ее деятельности правовую и нормативную базу, основанную на общепризнанных международных правовых актах и документах.

Любая безопасность, тем более авиационная, начинается с законодательства. Законодательная база функционирования российской системы авиационной безопасности базируется на трех основных источниках:

Международные правовые акты и документы по авиационной безопасности (Конвенции, Приложения к Чикагской конвенции, Руководства, стандарты и рекомендуемая практика ИКАО, а также документы других международных организаций гражданской авиации);

Правовые акты Российской Федерации, связанные с безопасностью и авиационной безопасностью (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

Нормативные и руководящие документы по обеспечению авиационной безопасности, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ (Федеральным агентством Воздушного транспорта).

2.1 Международная нормативно-правовая документация

Основным и решающим критерием, определяющим деятельность ГА, является уровень безопасности воздушных перевозок (безопасность полетов и авиационная безопасность).

В области обеспечения АБ ИКАО является основным международным органом ГА, определяющим стратегические действия всего мирового авиационного сообщества в этой сфере деятельности.

Определив АБ одним из приоритетных направлений своего Стратегического плана действий, ИКАО формирует международное воздушное право в области обеспечения АБ путем постоянного:

а) анализа уровня обеспечения АБ международной ГА и информирования государств - членов;

б) совершенствования принятых ИКАО документов международного воздушного права в области обеспечения АБ (конвенции, стандарты и рекомендуемая практика);

СССР вступил в ИКАО в ноябре 1970г. Первым председателем Комиссии СССР по делам ИКАО был назначен Министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев. Сегодня Россия является правопреемником бывшего СССР как стороны межправительственных соглашений по многим основаниям. В их числе и тот факт, что в подавляющем большинстве соглашений одним из пунктов отправления и назначения указана Москва как столица России, а не только бывшего СССР.

Российская Федерация является участником семи конвенций:

Варшавской конвенции 1929г.;

Чикагской конвенции 1944г.;

Римской конвенции 1952г.;

Гвадалахарской конвенции 1961г;

Токийской конвенции 1963г.;

Гаагской конвенции 1970г.;

Монреальской конвенции 1971г.

Стратегические (первоочередные) задачи ИКАО в области авиационной безопасности:

стратегическая задача № 1. - Всеобъемлющий досмотр зарегистрированного багажа.

стратегическая задача № 2. - Разработка мер безопасности для обеспечения того, чтобы только разрешенный багаж проносился на борт ВС.

стратегическая задача № 3. - Улучшение досмотра пассажиров и ручной клади. Усиление контроля, за перевозкой электронных устройств с батарейным питанием - основной элемент применяемых в аэропортах мер по обеспечению авиационной безопасности и нуждается в постоянном рассмотрении и улучшении.

стратегическая задача № 4. - Разработка мер безопасности в отношении груза, почты, бортпитания, курьерских и срочных отправлений.

стратегическая задача № 5. - Улучшение контроля, за доступом в аэропорты (твердый, неизменный контроль).

В различные периоды развития международной авиации мировым сообществом (государствами - членами Международной гражданской авиации ИКАО) принято девять (9) Конвенций по гражданской авиации, регламентирующих различные вопросы её деятельности.

Перечень международных Конвенций:

. Варшавская конвенция 1929 г. - Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (подписана в Варшаве 12.10.29 г., вступила в силу 17.09.33г., изменена в Гааге в 1955 г., изменена и дополнена в Гватемале 08.03.71г.).

. Чикагская конвенция 1944 г. - Конвенция о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго 07.12.44 г.).

. Женевская конвенция 1948 г. - Конвенция о международном признании прав на воздушные суда (подписана в Женеве 19.06.48г., вступила в силу 17.09.53 г.).

. Римская конвенция 1952 г. - Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (подписана в Риме 07.10.52 г., вступила в силу 04.02.58 г., изменена в Монреале 23.09.78 г.),

. Гвадалахарская конвенция 1961 г. - Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемым лицом, не являющимся перевозчиком по договору (подписана в Гвадалахаре 18.09.61 г., вступила в силу 01.05.64 г.).

. Токийская конвенция 1963 г. - Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (подписана в Токио 14. 09. 63 г., вступила в силу 04.12.69 г.).

. Гаагская конвенция 1970 г. - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (подписана в Гааге 16.12.70 г., вступила в силу 14.10.71 г.),

. Монреальская конвенция 1971 г. - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (подписана в Монреале 23.09.71 г., вступила в силу 26.01.73г.).

. Монреальские протоколы 1975 г. - Дополнительные протоколы № 1, 2, 3 и 4 об изменении Варшавской конвенции 1929 г. (подписаны в Монреале 25.09.75 г., вступят в силу после ратификации 30 государствами),

. Монреальский дополнительный протокол 1988 г. - Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23.09.71 г. (подписан в Монреале 24.02.88 г., вступил в силу 06.08.89 г.).

. Монреальская конвенция 1991 г. - Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (подписана в Монреале 01.03.91 г., вступит в силу после ратификации 35 государствами с учетом некоторых условий).

2.1.1 Чикагская конвенция

Основной конвенцией является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации. По сути, она является Уставом ИКАО. Присоединение государств к Чикагской конвенции 1944 г. влечет за собой автоматическое вступление в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), поскольку уставные положения ИКАО, как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Другой процедуры вступления в ИКАО, кроме присоединения к Чикагской конвенции, не существует.

Международные стандарты и рекомендации, предназначенные для координации деятельности ИКАО, оформлены в виде Приложений к Чикагской конвенции 1944г.

Международный стандарт ИКАО :

Стандарт - это любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации, и которое будут соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции, в случае невозможности соблюдения Стандарта Совету ИКАО в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со Статьей 38 Конвенции.

Международная рекомендуемая практика :

Рекомендуемая практика - это любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации икоторое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции

В ИКАО действует определенный механизм перевода положений из Рекомендуемой практики в Стандарт и пополнения Рекомендуемой практики новыми положениями.

Приложения к Чикагской Конвенции содержат технические данные, которые страны-участницы согласились соблюдать.

В настоящее время разработано и введено в действие 18 Приложений к Чикагской Конвенции, посвященных различным вопросам эксплуатации воздушных судов и деятельности гражданской авиации и содержащих технические данные (международные стандарты и рекомендуемую практику), которые страны-участницы согласились соблюдать.

Токийская (1963 г.), Гаагская (1970 г.), Монреальская (1971 г.), Монреальская (1991 г.) и Дополнительный Монреальский протокол (1988 г.) являются признанной универсальной базой борьбы с различными видами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и послужили основой для разработки Приложения 17 к Чикагской конвенции.

Принятое в 1974г. Приложение 17 «Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» относится к безопасности в гражданской авиации и содержит требования по охране, предъявляемые ИКАО и применяющиеся ко всем странам-участницам.

Приложение 17 к Чикагской Конвенции - «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» содержит «Стандарты и Рекомендуемую практику» для обеспечения безопасности гражданской авиации, предъявляемые ИКАО ко всем странам-участницам.

2.1.1.1 Составные части приложений Чикагской конвенции

Каждое Приложение к Чикагской конвенции состоит из одинаковых составных частей:

а) основной материал Приложения (Стандарты и Рекомендуемая практика);

б) добавления (составная часть Стандартов и Рекомендуемой практики);

в) определения употребляемых терминов (для единообразного понимания смысла требований Стандартов и Рекомендуемой практики);

г) материал, утвержденный Советом ИКАО для опубликования вместе со Стандартами и Рекомендуемой практикой.

д) в предисловии приводится историческая справка по разработке материала к Приложению 17, действия Договаривающихся государств по применению положений Стандартов и Рекомендуемой практики по авиационной безопасности, общие сведении о структуре Приложения, таблица с поправками к Приложению;

в главе 2 Приложения приведены стандарты цели и задачи безопасности, а также рекомендации по упрощению формальностей при введении мер и правил безопасности;

в главе 3 Приложения приведены стандарты и рекомендуемая практика по вопросам национальной организации системы авиационной безопасности и международному сотрудничеству;

в главе 4 Приложения приведены стандарты и рекомендуемая практика по:

) общим целям мер авиационной безопасности;

) мерам, касающимся пассажиров и их ручной клади;

) мерам, касающимся зарегистрированного багажа, груза и других предметов;

) мерам, касающимся контроля доступа в контролируемые и другие зон аэропорта;

) мерам, касающимся проектирования аэропортов в целях обеспечения безопасности.

в главе 5 Приложения приведены стандарты и рекомендуемая практика по вопросам руководства ответными действиями в связи с актами незаконного вмешательства;

в дополнении к Приложению приведены выдержки из других Приложений к Чикагской конвенции, имеющие отношение к обеспечению авиационной безопасности.

Руководство ИКАО по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc. 8973). Назначение и основное содержание.

В целях оказания помощи государствам в обеспечении безопасности гражданской авиации путем разработки правовых рамок, практики и правил, связанных с предотвращением и пресечением АНВ, а также в выполнении требований Приложения 17 ИКАО разработала Руководство по обеспечению безопасности «Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (Doc 8973).

Цель Руководства заключается в сборе материала с целью оказать помощь в выполнении положений Приложения 17 "Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".

Таким образом, в Приложении 17 излагаются требования по обеспечению авиационной безопасности, а в Руководстве содержатся рекомендации относительно методов их выполнения.

2.2 Нормативно-правовая база РФ

Основными нормативными документами по авиационной безопасности на территории РФ являются:

. Воздушный кодекс Российской Федерации - Закон Российской Федерации от 19. 03. 97г. №60-ФЗ;

. Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (утверждена постановлением Правительства РФ от 30. 07. 94г. № 897);

. Инструкция о мерах по предупреждению и пресечению захвата и угона воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации (утверждена и введена в действие межведомственным приказом от 10. 01. 95г.);

4. "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» (утвержден приказом Министерством транспорта 25 июля 2007 г. N 104)

. Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утверждено и введено в действие приказом ГСГА России от 20. 01. 98г. № 22);

. Совместная Инструкция «О взаимодействии служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на воздушном транспорте» (от 24. 04. 96г., ГСГА России № ДВ-59/и и МВД России № 1/7450);

. Типовое Положение о службе авиационной безопасности аэропорта (утверждено и введено в действие приказом Министра транспорта РФ от 17 10. 94г. № 76);

. Памятка экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке (утверждена Директором ГСГА России от 14. 10. 97r. № 66/и-ДСП);

. Другие нормативные документы.

Совершенствование нормативной правовой базы обеспечения авиационной безопасности является одним из основных направлений развития авиационной безопасности на воздушном транспорте России, Основными путями реализации этого направления являются:

а) ратификация Федеральным собранием РФ подписанной Россией Монреальской конвенции 1991г «О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения», которая сдерживается отсутствием финансирования;

б) разработка федеральных авиационных правил по авиационной безопасности Создание полного пакета нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование отечественной системы авиационной безопасности. Создание федеральных стандартов по авиационной безопасности;

в) приведение законодательной базы РФ в соответствие с основными принципами обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации России (Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях и др.).

2.2.1 Воздушный кодекс Российской Федерации

Основополагающим документом нормативно правового обеспечения системы авиационной безопасности является принятый в 1997 году федеральный закон - Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Кодекс установил правовые основы системы авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации. Впервые в нем появилась глава 12 «Авиационная безопасность».

Федеральный закон № 60-ФЗ от 19.03.97г. принят Государственной Думой - 19 февраля 1997г. Одобрен Советом Федерации - 5 марта 1997г. Подписан Президентом Российской Федерации - 19 марта 1997г.

В соответствии с главой 12, статьей 83 настоящего кодекса :

авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Согласно статье 84 Воздушного кодекса :

. Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности

. Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения в воздушное судно посторонних лиц;

) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

) предполетного досмотра;

) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

. Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни и здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Предполетный досмотр. Статья 85 ВК РФ.

а) в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

б) предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящиеся при пассажирах, производится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте.

Проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной или иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов предполетный досмотр производится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

в) при отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

г) правила проведения предполетного досмотра устанавливаются федеральными авиационными правилами.

2.2.2 Постановление правительства РФ № 897

Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 30. 07. 94г. № 897

По существу - это государственная программа обеспечения гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Авиационная безопасность, так же как и безопасность полетов, определяет уровень безопасности воздушных перевозок и является жизненно важной для функционирования транспортной системы государства.

Система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность гражданской авиации) представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действии в отношении гражданской авиации

Основной задачей системы авиационной безопасности является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта (авиакомпании) в соответствии с государственными нормами, правилами и процедурами, применяемыми в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации.

Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» устанавливает нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности на воздушном транспорте в Российской Федерации.

2.2.2.1 Авиационная безопасность гражданской авиации России осуществляется на основе следующих основных принципов

- создания системы мер авиационной безопасности, обеспечивающих защиту отечественной гражданской авиации и адекватно реагирующей на ухудшение состояния авиационной безопасности, как в России, так и в мире;

соответствия нормативно-правовой базы функционирования системы авиационной безопасности решаемым задачам в зависимости от их сложности. Приведения в соответствие с Воздушным кодексом РФ действующих нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов ГА и других министерств и ведомств РФ по вопросам обеспечения АБ;

создания и внедрения современных технических средств обеспечения авиационной безопасности, а также использования их зарубежных аналогов;

внедрения в отечественную систему авиационной безопасности Стандартов Рекомендуемой практики международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области авиационной безопасности;

государственной сертификации правил авиационной безопасности в отечественной гражданской авиации;

экспертизы строящихся и реконструируемых проектов международных секторов (терминалов) в аэропортах России в соответствии с требованиями ИКАО;

обеспечения интеграции отечественной авиационной безопасности в мировую систему авиационной безопасности.

В соответствии с требованиями Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также в целях обеспечения эффективности мероприятий по защите деятельности ГА от АНВ каждое авиационное предприятие России должно иметь свою разработанную и утвержденную Программу обеспечения авиационной безопасности.

Программа обеспечения авиационной безопасности разрабатывается администрацией авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта) с учетом местных условий, особенностей производственно-хозяйственной деятельности, согласовывается с территориальным органом ГСГА России и утверждается руководителем авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта)

Утвержденные программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятий должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности, как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства.

2.2.2.2.1 Цель программы

Цель и основная задача программы - обеспечить безопасность, регулярность и эффективность работы авиапредприятия путем разработки и внедрения мер необходимой защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ), направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала, воздушных судов, охраны аэропорта и расположенных на нем объектов в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.

Это достигается за счет осуществления комплекса мер и привлечения различных людских и материальных ресурсов авиапредприятия, его эксплуатантов и арендаторов.

2.2.2.2.2 Применение программы

Назначение программы - разработка и осуществление необходимых процедур и мероприятий по обеспечению мер авиационной безопасности аэропорта /авиакомпании/ при осуществлении его производственной деятельности, а также при взаимодействии с заинтересованными службами эксплуатантов и арендаторов, базирующихся на его территории, другими аэропортами, эксплуатантами гражданской авиации, различными организациями и ведомствами.

Сфера применения - выполнение требований, мер авиационной безопасности обязательно для всех сотрудников аэропорта, а также физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного аэропорта (авиакомпании).

Установленные (описываемые) в данной программе меры авиационной безопасности (Нормы, правила и процедуры) обязательно касаются:

действий всех сотрудников данного аэропорта, действий сотрудников авиакомпании, пользующейся услугами данного аэропорта;

каждого физического и юридического лица, находящегося в охранной (контролируемой) зоне данного аэропорта или входящего в нее.

Программа безопасности содержит информацию ограниченного распространения. Распространение программы или раскрытие ее содержания ограничено полномочными сотрудниками аэропорта (авиакомпании), штатом ФАВТ России и другими лицами, которые по роду работы должны быть ознакомлены с ней.

Запросы на такую информацию от других лиц должны направляться в полномочные органы авиационной безопасности территориальных управлений Федеральной авиационной службы России.

В зависимости от статуса и организационной структуры авиапредприятия, объемов его авиаперевозок Программа обеспечения авиационной безопасности может быть различной по объему изложения принятой системы безопасности, но обязательно должна иметь в своем содержании определенные разделы, в которых должны быть описаны принятые меры и процедуры обеспечения авиационной безопасности.

2.2.2.2.3 Структурная схема программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия

1. Общие положения.

В данном разделе раскрывается цель программы, ее назначение, сфера и конфиденциальность применения.

. Нормативно-правовые и другие документы, регламентирующие выполнение требований Программы.

В данном разделе приводится перечень действующих законодательных актов, федеральных и отраслевых руководящих документов Российской Федерации, в соответствии с требованиями которых разработана программа обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

. Организация обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятии.

В данном разделе Программы описывается :

а) деятельность авиапредприятия (статус, виды авиационных перевозок, типы эксплуатируемых воздушных судов, категории авиалиний, объемы пассажирских перевозок и т. д.), а также приводится перечень взаимодействующих организации и их ответственность за соблюдение мер авиационной безопасности на основе взаимных договоров (соглашений)

б) приводится перечень полномочных органов Российской Федерации и их обязанности в обеспечении авиационной безопасности с указанием необходимых данных и каналов связи.

в) указываются другие учреждения, ведомства и органы (иммиграционные службы, местные медицинские и почтовые органы, эксплуатанты и арендаторы авиапредприятия и др.), заинтересованные в обеспечении авиационной безопасности, их конкретные функции в обеспечении АБ, адреса, должностные лица и каналы связи.

г) описываются необходимые вопросы по организации службы авиационной безопасности.

. Координация действий, информационное обеспечение и связь. В данном разделе описывается:

наличие, состав и деятельность аэропортовой комиссии по АБ, каналы связи с ее членами.

порядок получения и распространения информации по вопросам АБ, в том числе со средствами массовой информации.

установленная система (процедура) оповещения и связи.

. Меры обеспечения безопасности авиапредприятия.

а) обеспечение безопасности сооружений и наземных средств.

В данном разделе программы приводится подробное описание принятых мер обеспечения безопасности сооружений и наземных средств авиапредприятия, а именно:

установление зон ограниченного доступа,

организация охраны зон ограниченного доступа,

принятие системы контроля доступа в зоны авиапредприятия лиц и транспортных средств, а также контроля за их перемещением внутри этих зон.

б) обеспечение безопасности воздушных судов.

В данном разделе программы должны быть описаны принятые меры и процедуры защиты воздушных судов на земле, их досмотр и обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажей воздушных судов в полете, а также установленная система контроля и ответственность соответствующих должностных лиц.

. Осуществление контроля лиц и предметов, попадающих на борт воздушного судна, в целях безопасности.

В данном разделе программы приводится подробное описание принятой системы и технологии производства досмотра всех лиц и предметов, попадающих на борт воздушного судна, а именно:

наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра;

состав и квалификация персонала, осуществляющего досмотр, описание применяемой технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади, досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала, мер в отношении пассажиров отдельных категорий, досмотра багажа, грузов, почты и бортовых запасов, мер разрешаемого провоза оружия и боеприпасов.

принятый порядок допуска членов экипажей ВС и авиаперсонала в контролируемые зоны, систему выдачи пропусков.

использование технических средств досмотра и контроля багажа, груза, почты и бортовых запасов;

процедуры доставки досмотренного багажа, груза, почты, бортовых запасов на борт ВС; установленный порядок провоза оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета.

. Применяемое оборудование для обеспечения АБ авиапредприятия.

В данном разделе программы приводится описание применяемого оборудования (технических средств) для обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия:

а) использование инженерно-технических средств охраны;

б) использование технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажа и наземного персонала;

в) использование устройств для обнаружения взрывчатых веществ, служебных собак и других средств.

г) эксплуатация и техническое обслуживание средств обеспечения авиационной безопасности.

. Ответные действия в связи с актами незаконного вмешательства (меры по урегулированию кризисных ситуаций).

В данном разделе программы приводится описание планов авиапредприятия на случай непредвиденных и чрезвычайных ситуаций, меры по урегулированию чрезвычайных ситуации, связанных с актами незаконного вмешательства (АНВ) и руководство действиями в этих ситуациях:

действия и процедуры в случаях совершения АНВ;

организация и деятельность оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций.

. Обучение персонала авиапредприятия мерам авиационной безопасности. В данном разделе программы приводится описание принятой системы подготовки (обучения) персонала авиапредприятия мерам авиационной безопасности:

а) наличие Программ обучения для различных категорий авиаперсонала мерам АБ;

б) наличие ресурсов и учебной базы для обучения;

в) принятая система отбора, обучения и переподготовки авиаперсонала.

. Контроль и анализ мер авиационной безопасности авиапредприятия. В данном разделе программы приводится описание принятой системы контроля, анализа и оценки эффективности программы безопасности в целях установления правильности соблюдения условий и положений утвержденной программы, а также выявления уязвимости авиапредприятия по отношению к актам незаконного вмешательства и последующей корректировки программы для обеспечения её действенности и адекватности уровням угрозы.

. Приложения к Программе.

В данный раздел Программы включаются все необходимые документы, подтверждающие принятые меры защиты авиапредприятия. Например:

перечень нормативно-правовых и руководящих документов, регламентирующих выполнение требований Программы (источники нормативных положений);

положение о службе авиационной безопасности авиапредприятия;

схема организационной структуры органов, обеспечивающих авиационную безопасность авиапредприятия (аэропортовая комиссия, администрация и службы аэропорта, служба авиационной безопасности), с указанием подчиненности и взаимодействующих связей;

положение об аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, ее персональный состав и средства связи;

карта аэропорта и прилегающей местности;

схема территории аэропорта и расположенных на ней и вне ее объектов с указанием контролируемых зон (зон ограниченного доступа);

схема организации охраны воздушных судов и объектов;

планы авиапредприятия на случай чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства;

другая документация и информация, необходимая для осуществления Программы авиационной безопасности.

с учетом специфики выполняемых задач и местных условий базирования программа обеспечения авиационной безопасности может дополняться и уточняться.

программы обеспечения авиационной безопасности являются конфиденциальными документами с установленным уровнем конфиденциальности.

программа авиационной безопасности доводится до всех должностных лиц, организаций и подразделений, принимающих участие в ее реализации. Для конкретных исполнителей руководителями подразделений и служб разрабатываются инструкции-памятки действий в различных ситуациях обстановки.

3. СЛУЖБА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Согласно ВК РФ следует, что:

Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

В соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, приказа Министра транспорта РФ от 14.04.94г. № 19, требованиями Федерального Закона «Воздушный кодекс Российской Федерации» авиационная безопасность обеспечивается создаваемыми в авиапредприятиях службами авиационной безопасности, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Служба авиационной безопасности создается для осуществления мер и координации работ по обеспечению авиационной безопасности, обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации авиапредприятия.

3.1 Описание работы службы авиационной безопасности аэропорта «Курумоч» по пресечению незаконного вмешательства в деятельность аэропорта

Служба авиационной безопасности аэропорта «Курумоч» является самостоятельным структурным подразделением аэропорта и осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышения угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств (организационная структура САБ аэропорта «Курумоч» приложение А)

Служба авиационной безопасности Международного аэропорта «Курумоч» производит предполетный досмотр пассажиров, багажа, ручной клади и грузов в соответствии с рекомендуемой практикой ИКАО и нормативно-правовой базой РФ.

В соответствии с требованиями и нормами составляется технологическая инструкция по производству предполетного и послеполетного досмотра. В аэропорту «Курумоч» инструкция разработана техническим отделом технической дирекции ОАО «Международный аэропорт «Курумоч». В соответствии с этой инструкцией производятся предполетный и послеполетный досмотр пассажиров, их ручной клади, багажа, а также устанавливается порядок взаимодействия должностных лиц САБ, с должностными лицами других ведомств и служб, участвующих в обслуживании рейсов.

Данная инструкция начинает действовать с момента получения информации по громкоговорящей связи от диспетчера СОПП об объявлении регистрации рейса и номера секции регистрации в пунктах досмотра для проведения предполетного досмотра.

В аэропорту «Курумоч» при входе в АВ любой человек проходит входной контроль на наличие оружия, взрывчатки провозимой в багаже. При входе человек ставит свой багаж на ленту интроскопа, сам проходит через стационарный металлодетектор. После прохождения рамки металлодетектора человек досматривается ручным способом. Сотрудник ЛОВД , стоящий в близи к этому пункту досмотра вправе потребовать у человека предъявить документы, узнать цели поездки, попросить показать билет. (Мини профайлинг) ( в основном в аэропорту «Курумоч» сотрудники ЛОВД такие требования предъявляют лицам «Кавказской» национальности)

В случае обнаружения какого-либо запрещенного предмета или вещества, а также в случае, если инспекторы не могут иденфицировать изображение предмета, хозяина багажа просят открыть багаж и показать этот предмет. Запрещенные к перевозке предметы и вещества изымаются и сдаются в комнату хранения, при этом составляется протокол.

После прохождения входного контроля пассажир на внутренних рейсах проходит в зону регистрации. При входе он проходит предполетный досмотр. Инспектор по досмотру просит пассажира снять верхнюю одежду, ремни, обувь, сложить их в корзину и отправить вместе с багажом через интроскоп. Пассажир проходит через рамку металлодетектора, выложив всё из карманов, потом досматривается вручную. Багаж, прошедший через интроскоп отмечается стикером о прохождении предполетного досмотра. В случае обнаружения запрещенных к перевозке предметов или веществ инспектор по досмотру сообщает по средствам связи начальнику группы досмотра о наличии таких предметов или веществ, начальник группы досмотра прибывает на место и совместно с сотрудником ЛОВД оформляет изъятие запрещенных к перевозке веществ и предметов. Далее пассажир следует к стойке регистрации.

При обслуживании пассажиров Международных рейсов в международном секторе, не позднее срока начала выполнения операции согласно ТГ, сотрудники отдела досмотра САБ подготавливают свои рабочие места и проводят предполетный досмотр.

Предполетный досмотр багажа и ручной клади осуществляется инспекторами отдела досмотра САБ совместно с сотрудниками таможенного поста и ЛОВД с применением технических средств досмотра перед регистрацией рейса в зоне таможенного контроля.

После досмотра в билете ставится отметка о прохождении предполетного досмотра и пассажир отправляется в «стерильную зону».

Предметы, запрещенные к перемещению через таможенную границу РФ, обнаруженные у пассажиров международных рейсов, а также лица, пытавшиеся осуществить перемещение указанных предметов, должны передаваться таможенным органам , которые далее осуществляют составление акта.

3.1.1 Досмотр пассажиров программы «Чистое небо»

Досмотр пассажиров программы чистое небо осуществляется группой специалистов, состоящих из трех сотрудников группы досмотра САБ и сотрудника ЛОВД. За 10 минут до начала регистрации в пункт досмотра пассажиров «Чисто небо» совместно с агентом представительства программы «Чистое небо» и сотрудника ЛОВД, пребывает специалист по досмотру, которые выполняет все подготовительные работы по проверке помещения и оборудования к проведению досмотра, совместно с агентом проводит тестирование пробной SIM-карты на ПК.

При прибытии пассажиров специалист по досмотру немедленно вызывает двух сотрудников группы досмотра САБ через начальника досмотра САБ.

При возникновении любых нештатных ситуаций немедленно докладывается начальнику смены досмотра, сотруднику ЛОВД, а также информируется агент правительства программы «Чистое небо».

3.1.2 Технология допуска в контролируемую зону и на объекты ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» оперативных сил и средств, задействованных в плане операции «НАБАТ»

С помощью данной технологии осуществляется допуск оперативных сил и средств, задействованных в операции «НАБАТ». Данная технология вступает в действие при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» и введение в действие операции «НАБАТ».

Встречу, допуск и сопровождение оперативных групп и вооруженных подразделений, технических и транспортных средств в контролируемую зону и на объекты ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», в том числе и решение о необходимости сопровождения этих групп и средств принимает начальник караула военизированной охраны подразделения военизированной охраны САБ.

После получения информации от сменного директора аэропорта начальник караула военизированной охраны ПВО САБ организует встречу, подъезд и сопровождение прибывающих оперативных групп и транспортных средств, осуществляет их координацию. Оперативная автомашина САБ, предназначенная для сопровождения, имеет двухстороннюю связь с руководителем полётов аэродрома службы УВД (РЦ ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги») на 7-м канале и сменным директором аэропорта (Центра Оперативного Управления - ЦОУ) на 12-м канале, используемого при чрезвычайных происшествиях.

На территории аэропорта предусматривается размещение пунктов сбора сил и средств подразделений, участвующих в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с актом незаконного вмешательства. Сопровождение оперативных сил и транспортных средств в зоне рулежных дорожек или ВПП осуществляется только по согласованию с руководителем полетов. При команде «Отбой» начальник караула ПВО САБ обеспечивает вывод оперативных сил и транспортных средств с территории ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» с последующим докладом. Авиационный персонал и иные лица обязаны содействовать оперативному штабу и администрации аэропорта в проведении мероприятий по урегулированию чрезвычайной ситуации.

3.1.3 Взаимодействие САБ с МВД, ФСБ и другими правоохранительными органами

3.1.3.1 Организация взаимодействия

Проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляет ФАВТ МТР России во взаимодействии с Федеральной Службой Безопасности, Министерством Внутренних Дел, Министерством Обороны, Министерством Иностранных Дел, Государственным Таможенным Комитетом России.

В вопросах обеспечения авиационной безопасности на воздушном транспорте службы АБ аэропорта «Курумоч» взаимодействуют с различными правоохранительными, военными, пограничными, таможенными и другими органами власти. Функции, права и обязанности каждого участника системы обеспечения АБ определяется совместным межведомственным нормативным документом.

Основные вопросы взаимодействия:

сбор, обработка, анализ и обмен информацией по вопросам обеспечения авиационной безопасности;

координация деятельности органов, участвующих в обеспечении авиационной безопасности;

обеспечение авиационной безопасности международных рейсов;

обеспечение авиационной безопасности в аэропортах России;

проведение специальных мероприятий по пресечению актов незаконного вмешательства.

3.1.3.2 Служба авиационной безопасности и Отдельный отряд пограничного контроля

Взаимодействие между этими службами возникает тогда, когда эксплуатант выполняет международные авиарейсы. Для выполнения поставленных задач в погранично-таможенной зоне, на борту воздушного судна по вылету (прилету), руководству службы АБ эксплуатанта необходимо обращаться к командованию ООПК для согласования технологий, оформления пропусков в зону, решения каких-либо оперативных вопросов.

Наиболее важным местом, где пересекаются интересы службы АБ и ООПК, является борт воздушного судна.

Раньше, в период становления службы АБ, возникало много проблем с пограничным нарядом при обслуживании воздушных судов. В настоящее время, с изданием правоохранительных документов, определяющих статус службы АБ, вопросов практически не возникает. Более того, по инициативе ООПК вводится практика совместного досмотра воздушных судов заграничного следования. Это, конечно, говорит о том, что служба АБ заработала авторитет своей грамотной работой.

Технология оформления самолета заграничного следования включает в себя досмотр, обеспечение наблюдением, проведение режимных мероприятий, контроль посадки пассажиров, контроль загрузки багажа, груза, борт питания, бытового имущества, оформлении документов членов экипажа и пассажиров, следующих вне основного пассажирского потока.

Старший пограничного наряда организует досмотр согласно технологической карты на данный тип самолета и в зависимости от стоящих перед нарядом задач. Пограничный наряд проверяет места возможного укрытия человека (салон, пилотская кабина, туалеты, технические отсеки, багажные отделения, потолочные и межшпангоутные пространства, гондолы шасси и т.д.). Сотрудники службы АБ выявляют посторонние вложения (салон, кресла, технические люки и лючки, потолочные и межшпангоутные пространства, багажные отсеки и отделения и т.д.).

Сотрудники службы АБ все свои действия согласовывают со старшим пограничного наряда.

Совместный досмотр воздушного судна осуществляется комиссией в составе: пограничного наряда, сотрудников службы АБ, инженерно-технического персонала. Сотрудники других контрольных органов могут присутствовать по решению руководителей своих служб.

3.1.3.3 Служба авиационной безопасности и Таможенные органы аэропорта

Таможенные органы свою работу строят в соответствии с Таможенным Кодексом Российской Федерации, который определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Новый Таможенный Кодекс определил таможенную службу как правоохранительную. В этой связи существенно расширились права таможенной службы в области борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Основные рабочие места службы АБ находятся в зоне действия таможенных органов - регистрация пассажиров, зал комплектования багажа, зал выдачи багажа. Также возможны места растамаживания бортовых запасов, грузов, почты. В связи с этим необходимо технологию работы службы АБ согласовывать с таможенными органами и утвердить списки сотрудников службы АБ для прохождения в таможенную зону.

Воздушные суда следует досматривать как территорию, где могут находиться товары и другой различный груз, подлежащий таможенному контролю. Согласно статьи 184 ТК РФ доступ должностных лиц таможенных органов на территорию РФ и в помещения для проведения таможенного контроля осуществляется на основании служебного удостоверения.

Главной целью таможенных органов при обеспечении авиарейса является обнаружение и изъятие предметов, запрещенных к перевозке воздушными судами ГА. Поэтому сотрудникам службы АБ надо быть очень внимательными при выносе (вносе) чего-либо с борта воздушного судна или из таможенной зоны. Все подобные действия производятся с согласия инспектора таможни.

Сотрудниками таможни, исходя из оперативной обстановки, могут производиться оперативно-розыскные мероприятия, тогда сотрудники службы АБ обязаны свои действия согласовывать с таможенными органами.

3.1.3.4 Служба авиационной безопасности и Линейный отдел внутренних дел аэропорта

Данная силовая структура является в нашем обществе основной по поддержанию внутреннего правопорядка. Все ее права и обязанности содержатся в законе «О милиции».

Рабочие моменты, где служба АБ взаимодействует с милицией, могут быть следующие:

при регистрации пассажиров;

на предполетном досмотре пассажиров и их багажа;

при составлении описи багажа (груза, ручной клади);

при личном досмотре членов экипажа;

при снятии пассажира с борта воздушного судна за хулиганские действия и т.п.

Наиболее важным моментом, с точки зрения АБ, считается момент оформления приемки сотрудниками специального контроля у пассажира какого-либо оружия и боеприпасов (по заявке пассажира) и доставка их на борт воздушного судна, для перевозки в спецконтейнере.

Таким образом, авиационная безопасность обеспечивает комплекс мер, предусматривающих , охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

И, без грамотного, оперативного взаимодействия между силовыми структурами аэропорта практически невозможно выполнить этот комплекс мер.

3.1.4 Охрана объектов повышенной опасности

Объектами повышенной опасности в аэропорту «Курумоч» считаются Топливно-заправочный комплекс (ТЗК), грузовой склад и перрон.

Охрану ТЗК осуществляет ПВО САБ, на территории ТЗК расположены 2 вышки и 2 КПП. Видеокамеры расположены по всему периметру(порядка 50 шт.), на заборах с колючей проволокой установлена охранная сигнализация. Грузовой склад оснащен камерами, на данный момент производится реконструкция системы видеонаблюдение. Грузовой склад имеет 1 КПП, где пропуск транспорта осуществляет ПВО САБ. Перон также находится под охранной ПВО САБ, которые осуществляют его охрану, проверку пропусков, охрану ВС. Периметр аэродрома находится под охранной УВО (управление вневедомственной охраны при УВД по г. Самара), осуществляющих объезд периметра аэродрома 8 раз за смену.

3.1.5 Подбор персонала в службу авиационной безопасности

При принятии решения о приеме на работу в службу авиационной безопасности аэропорта «Курумоч» проводится собеседование и полная проверка человека, независимо от характера предыдущей работы кандидата, даже если он проходил службу в вооруженных силах или работал в другом аэропорту. Проверяется личное дело за предшествующие 5 лет до приему на работу в САБ, а также послужной список за предшествующие 10 лет, при этом:

различные виды судимостей (отбывание срока, условно и т. д.);

подделка различных документов, мошенничество, вымогательство, соучастие;

хулиганство, нарушение общественного правопорядка, нарушение правил воздушных перевозок;

случаи привлечения к административной ответственности (за хранение, ношение и использование оружия, передачу ложной информации, незаконное проникновение в охранные зоны и т. д.);

. Проверяемое лицо должно объяснить причины перерывов в работе (более 12 месяцев) за предшествующие 10 лет, а также вышеуказанных правонарушений (если таковые имеются);

. Принимаемое на работу в САБ лицо имеет, как минимум, среднее образование;

. Принимаемое на работу в САБ лицо умеет говорить, читать и писать по-русски достаточно хорошо для того, чтобы:

а) выполнять устные и письменные инструкции, касающиеся выполнения порученных обязанностей,

б) читать надписи на русском языке на удостоверениях личности, документах, авиабилетах и ярлыках на предметах, обычно встречающихся в практике обеспечения АБ,

в) понимать вопросы, отвечать на них и давать инструкции на русском языке лицам, находящимся на территории аэропорта,

г) заносить информацию об инцидентах и журнальные записи в документацию по авиационной безопасности на русском языке.

. Принимаемое на работу в САБ лицо имеет физические способности и возможности выполнять порученные функциональные обязанности.

На данный период существует специальное учебное заведение для подготовки сотрудников службы АБ аэропорта «Курумоч». Подготовленные молодые специалисты, перенимая опыт сотрудников САБ, развиваются быстро, что позволяет ускорить обновление персонала и усиление подразделений.

Подготовленный специалист - ключ к успеху любого предприятия различной сферы деятельности, а в сфере безопасности - это спасение многих жизней и здоровья людей, что является приоритетной задачей службы АБ.

4. РАБОТА СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДРУГИХ СТРАН

Эталоном в обеспечении авиационной безопасности и состоянии защищенность гражданской авиации от актов незаконного вмешательства считается служба авиационной безопасности Израиля. Способы досмотра отличаются незначительно, но отличает службу авиационной безопасности этой страны трепетность по отношению к своему делу и постоянное выделение средств на обновление технического оснащения и дополнительную оплату сотрудникам за четкое выполнение своих служебных обязанностей.

4.1 Опыт других государств и меры, применяемые ими в области обеспечения авиационной безопасности

Конечно, Израильская служба авиационной безопасности считается лучшей в мире на данный период, но другие государства отстают от нее в наше время не так значительно как раньше. Понятие «профайлинг» служит для обозначения технологии наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц при авиаперелетах. Подготовка и использование специалистов (профайлеров) с целью выявления потенциально опасных пассажиров с точки зрения возможности осуществления противоправных действий, прежде всего террористической направленности, впервые были реализованы в Израиле авиакомпанией Эль-Аль (El Al). Применение технологии профайлинга способствовало присвоению авиакомпании El Al статуса одной из самых безопасных в мире. Опыт применения профайлинга авиакомпанией El Al в настоящее время внедряется по всему миру, в том числе и в России. Данная методика была призвана минимизировать возможные риски, связанные с авиаперевозками, и использовалась при предполетном досмотре пассажиров.

В большинстве своем это была система вопросов, которые ставили своей целью выявление нестандартных реакций пассажиров на "казалось" простые вопросы. Данная методика пользовалась небольшим набором базовых психологических паттернов (стереотипов поведения) и больше напоминала собой процедуру психологического тестирования.

В 1984 году данная методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала применяться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США. Параллельно с этим Пол Экман Групп (компания, которая была создана американским психологом и занималась изучением эмоциональных экспрессий) разработала ряд компьютерных программ, позволяющих считывать эмоциональные состояния человека. Специальные программы, созданные Полом Экманом, стали активно применять не только в аэропортах США, но и в других структурах, занимающихся обеспечением безопасности государства.

Кроме этого у Эль-Аль существуют свои правила по отношению к безопасности своих рейсов.

На борту ВС :

Известно о примерно шести сотрудниках службы безопасности в штатском, находящихся на борту каждого самолёта во время полёта (точное число агентов не разглашается из соображений безопасности). Все сотрудники имеют спрятанное под одеждой оружие. Все агенты являются выходцами из армейских частей специального назначения. Большинство пилотов «Эль-Аль» в прошлом - лётчики ВВС Израиля. Кроме того, весь экипаж самолёта проходит курс рукопашного боя <#"605646.files/image001.gif">

Похожие работы на - Борьба с угрозами незаконного вмешательства в деятельность аэропортов на примере аэропорта 'Курумоч' и её дальнейшее развитие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!