Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    139,43 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений

Введение

В настоящий период современная семья, как и другие воспитательные учреждения, переживает нелегкие времена, испытывая кризис в связи с глубокими политическими и социально- экономическими преобразованиями в нашей стране.

Просчеты в воспитании детей получаются от нерешительности и растерянности родителей и оттого, что они попадают в стрессовые ситуации, оттого, что их преследуют беды социальной неустроенности, конформизм и пресловутая авторитарность. Ратуя за человечность воспитания, нельзя упускать из виду проблему гражданственности, которая в настоящее время особенно проявляется в интересе родителей к таким сложным явлениям, как политика и война, национальные распри и общественная активность семей, социальных общностей, регионов, рынок и экологические народные беды [2,156].

В настоящее время, в связи с переходом на личностно - ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным, потому что успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и школы

Анализ современного состояния воспитания в семье и в других социальных институтах (ДОУ, школа) показывает, что педагогический опыт народа, его средства, формы и методы в недостаточной мере являются предметом пристального внимания исследователей при воспитании личности ребенка. Вместе с тем, отечественными учеными-педагогами (Г.Н. Волков, Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, М.Н. Кузьмин, О.Д. Мукаева, С.Д. Намсараев и др.) раскрыты и показаны педагогические функции, роль и значение разных жанров устного народного творчества в образовательном процессе школы, дошкольных учреждениях, высшей школе. Так, Г.Н. Волков разработал теоретико-методологические основы этнопедагогики как педагогики народа, народного опыта воспитания в семье, роду и племени.

Им показаны пути совершенствования национальной системы воспитания в общеобразовательных учреждениях, раскрыты сущностные признаки национальных (народных) традиций воспитания, факторов народного воспитания. Среди них особое место уделено родному языку, как ведущему фактору, обеспечивающему успешное семейное воспитание детей.

В педагогической литературе проблемы этнокультурного воспитания чаще всего рассматриваются в плане исследований целей и задач музыкального образования, в качестве составляющего элемента воспитательно-образовательного процесса, нравственного, патриотического воспитания, элемента развития творческого потенциала личности. Так, в в своей концепции, Г.И. Батурина выделила межпредметные связи не только на уровне знаний, но и на уровне видов деятельности, обосновывая свою точку зрения тем, что в процессе обучения объектами усвоения выступают не только знания, но и приемы, способы деятельности, поскольку в структуру учебно-познавательной деятельности входит не только содержательная, но и операционная сторона (система действий, направленная на решение тех или иных задач).

Известный ученый в области педагогики Т.Ф. Кузина рассматривала в своих публикациях именно типичные проблемные ситуациях, возникающих в учебно-воспитательном процессе детского сада и начальной школы. Она говорила о том, что именно решение этих ситуаций уже в младшем возрасте требует определенных знаний в области исторически сложившихся у разных народов традиций, для правильного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Большой вклад в теорию воспитания внес Кузьмин М.Н., который рассматривал на практике процессы реализации нормативных положений, определяющих статус государственных языков в России, а также придавал большое значение основам правового статуса личности.

О.Д. Мукаева разработала методику исторического подхода, как одного из основных инструментов этнопедаогики. Она считала, что методологией в этнопедагогике должны считаться исторические аспекты.

С.Д. Намсараев внес свой вклад, разработав муниципальные модели управления образовательными системами, в том числе, считая, что именно организационно-педагогические условия способствуют развитию образовательного процесса.

Однако, нельзя не заметить, что несмотря на весомый вклад каждого ученого, существуют определенные недостатки в области этнопедагогики.

Так, к примеру, очевидно, что сейчас существует, как и всегда, такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов.

В воспитательно-образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осознание ценности и неповторимости каждой из них.

Соответственно, сейчас перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Важно, чтобы учитель при этом выступал в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но, однако, не отказываясь от собственной позиции.

Другим примером недоработки в плане педагогического воспитания, и воспитания этнопедагогического, является пример взрослого. Родителя. Не прививая любви к культуре народа, не доводя до детей истинную культурную ценность таких форм, как сказки, сказания (особенно старинные), пословицы и пр., невозможно взрастить культурного гражданина. А данное прививается с молоком матери, ее песнями, рассказанными сказками на ночь.

Актуальность данной работы обеспечивается тем, что современная семья, как и другие воспитательные учреждения переживает нелегкие времена, испытывая кризис в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в нашей стране.

Пословицы и поговорки начали использоваться в процессе воспитания детей очень давно, и сейчас их использование для развития культурного компонента помогает детям овладеть не только культурным аспектом, но и важнейшим видом культуры - этнокультурных представлений.

Цель исследования: изучить, обосновать педагогический потенциал хакасских пословиц и поговорок как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений.

Объект исследования: хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное явление.

Предмет исследования: развитие этнокультурных представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хакасскими пословицами и поговорками.

Гипотеза исследования: развитие этнокультурных представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами пословиц и поговорок хакасского народа будет успешным, если:

. включить в образовательные программы ДОУ пословицы и поговорки хакасского народа в рамках культурного компонента образовательных программ;

. педагог использует игровые методы и приемы ознакомления детей с хакасскими пословицами и поговорками с учетом возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по обозначенной проблеме.

. Раскрыть содержание понятий «этнокультура», «национальная культура», «этнопедагогика» и др.

. Проанализировать педагогические функции хакасских пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества.

Методологическая основа исследования:

Этнопедагогическая концепция Г.Н. Волкова, Б.М. Ховратович, В.И. Даль, В.Я. Пропп;

Концепция межпредметных связей Г.И. Батуриной;

Концептуальный подход Кузьмина М.Н к основам правового статуса личности;

Методика исторического подхода О.Д.Мукаевой;

Системно-деятельностный подход к воспитанию и обучению (Т.П. Щефравицкий);

Этнокультурологический подход (А.Б. Полыкин, С.Н. Федорова);

Этнопедагогическая концепция (Б.Т. Ховратович);

Муниципальные модели управления образовательными системами С.Д. Намсараева.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что систематизированы представления о педагогических функциях хакасских пословиц и поговорок.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты используются в образовательном процессе высшей школы в изучении дисциплины педагогика, этнопедагогика и др. Кроме того, воспитатели ДОУ, внедряющие НКР в образовательном процессе ДОУ могут использовать практические результаты.

База исследования: МБДОУ д/с «Радуга».

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме использования пословиц и поговорок как элементов этнокультуры в современном образовательном процессе ДОУ

.1 Сущность и характеристика понятий «этнокультура», «национальная культура» и «этнопедагогика»

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности [9, с.7]. «Общечеловеческой культуры, одинаковой для всех, не бывает. Поскольку все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого - свое особое видение мира. Это влечет за собой особенности в обучении и воспитании, а значит требует создания своей национальной философии образования» [1,15].

Все высшие духовные потребности человека - в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации - это стремления к развитию, самоусовершенствованию Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо уже с раннего детства создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Кроме прочего, необходимо уже с раннего возраста внушать ребенку любовь к своему языку, отчизне, к своей культуре. Все это приведет к социальному комфорту в обществе, который будет в том случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре.

И именно главенствующую роль здесь играет этническая культура.

Этнокультура - от слова «этнос», что значит «народ», и культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры [3,24].

Многие даже не подозревают о своих этнокультурных потребностях, не знают, какие национально-культурные и языковые услуги могут оказать государственные образовательные структуры, неформальные организации.

Механизм потребностей настолько силен, что если они не удовлетворяются в положительной, прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной сфере (правда - ложь, любовь - эгоизм, терпение - раздражительность, трудолюбие - лень).

Сегодня общество не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются.

Эмпирически обосновано, что важно учитывать: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими, в конце концов, желание идентифицировать себя со своим народом.

Известно, что язык и культура неразделимы. Это ведет к тому, что мир той страны, в котором живут и играют дети, говорящие на другом языке, остается для ребенка чужим и закрытым, причем на долгое время. Именно поэтому в центре внимания в процессе обучения и воспитания должны быть факты и явления не взрослой, а детской культуры.

В связи с этим в наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития.

К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» [4,16].

Итак, механизм удовлетворения культурных потребностей - это познание, испытание и реализация этих возможностей. Потребность направляет эту деятельность, буквально ищет возможности (объекты и способы) своего удовлетворения.

Именно в этих процессах удовлетворения потребностей и происходит присвоение опыта деятельности - социализация, саморазвитие личности. И эти процессы саморазвития происходят самопроизвольно, спонтанно.

Однако, несмотря на возрастающий интерес к проблемам этнической культуры существует тесная взаимосвязь этнокультурных традиций и нравственного становления личности, и она еще недостаточно оценена и изучена в современной педагогической науке. Не до конца выявлен и определен, содержащийся в них нравственный потенциал, а также не исследована роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных подростков.

В педагогической практике сложилось противоречие между знанием детьми отдельных элементов этнической культуры и необходимостью нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей народов разных национальностей.

Национальная культура играет не менее важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Национальная культура - это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

Национальная культура проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Она охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования.

Элементы национальной культуры, воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы).

Восприятие индивидом национальной культуры и своей нации обычно является главным результатом функционирования ее самосознания. Обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна национальная культура.

Однако в большинстве стран обычно присутствует несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация. Создателем национальной культуры. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая «создается» ими, только до определенного времени «непонятна» народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности [3, 20].

Хотя творцы национальной культуры выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее, дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика.

История свидетельствует о том, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как «национальная идея». В русском варианте - это «русская идея», о которой писали многие русские философы. Разрыв этот преодолевается прежде всего образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.).

И именно здесь важна этнопедагогика - как наука, предметом изучения которой является народная педагогика <#"605556.files/image001.gif">

Рис. 1 - Уровень этнокультурного развития в экспериментальной группе

Рис. 2 - Уровень этнокультурного развития в контрольной группе

Итак, мы видим, что уровень этнокультурного развития в двух группах на констатирующем этапе исследования практически не отличается. Становление этнокультурной образованности ребенка зависит от того, насколько применяемая методика в системе дошкольного этнокультурного образования обеспечивает развитие информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и действенно-практического компонентов. Очевидно, что эффективное становление этнокультурной образованности детей в детском саду определяется тем, насколько этнокультурный опыт близок и доступен их пониманию и осознанию. Наличие вариативности содержания, средств, форм и методов этнокультурного образования обеспечивает поддержание и развитие региональной и этнической субъектности личности.

2.2 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы

Нами была составлена программа, направленная на развитие у дошкольников этнокультурных представлений. Данная программа включала в себя три области:

. Познание;

. Коммуникация. Художественная литература;

. Художественное творчество. Музыка.

Образовательная область. Познание.

Задачи:

продолжать знакомство с родным городом (селом), с некоторыми его достопримечательностями;

знакомство с внешним и внутренним убранством юрты;

расширять знакомство с деревьями, травянистыми растениями; домашними и дикими животными;

знакомство с окрестностями родного города (села).

Образовательная область. Коммуникация. Художественная литература.

Задачи:

продолжать знакомство с потешками, колыбельными песнями, пословицами, поговорками;

знакомить со сказками животного и бытового жанра;

Образовательная область. Художественное творчество. Музыка.

Задачи:

расширить представление о народной музыке;

знакомство с элементами хакасского геометрического и растительного орнамента;

дать представление о наскальных рисунках хакасов

К концу года дети должны

составлять узоры, используя элементы геометрического и растительного орнамента;

вслушиваться в музыку, запоминать и узнавать знакомые произведения.

Далее нами была проведена повторная диагностика этнокультурных представлений детей среднего дошкольного возраста.

На этом этапе используются те же диагностические методы, что и в констатирующем эксперименте. Цель: выявить уровень этнокультурного развития детей средствами пословиц и поговорок хакасского народа.

Методы исследования на данном этапе:

. Беседа с детьми;

. Наблюдение, анализ уровня этнокультурного представления;

. Описание и анализ результатов контрольного этапа.

В процессе наблюдения было выявлены данные, которые мы занесли в таблицу 2.

(Результаты исследования представлены в приложении 3).

Таблица 2 - Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Группы дошкольников

Уровень этнокультурного развития


Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

9 чел

11 чел

0 чел.

Контрольная

3 чел

11 чел

6 чел.


Итак, из таблицы 2 мы видим, что уровень этнокультурного развития в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Большинство детей из группы имеют высокий этнокультурный уровень. Дети продемонстрировали прекрасные знания народного фольклора, знание национальных праздников, традиций, обычаев. Эти результаты мы изобразили графически в диаграммах на рис.3 и рис.4.

Рис. 3 - Уровень этнокультурного развития в экспериментальной группе

Рис. 4 - Уровень этнокультурного развития в контрольной группе

Затем мы поместили в таблицу 3 результаты исследования в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 3 - Результаты констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной и группе

Этапы исследования в экспериментальной группе

Уровень этнокультурного развития


Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

4 чел.

12 чел.

4 чел.

Контрольный

9 чел

11 чел

0 чел.


Итак, мы видим, что в результате занятий с дошкольниками из экспериментальной группы пословицами и поговорками хакасского народа, отмечается повышение этнокультурного уровня этих детей.

2.3 Практические рекомендации педагогам по использованию хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ

Дети должны знать: название своего города, поселка, их своеобразие и достопримечательности; названия нескольких улиц, носящих имена известных людей, героев; памятник погибшим воинам, музей писателя или художника. Дошкольники должны проявлять интерес к городам нашей страны, у них должно возникать желание больше узнать о Родине. Для этого детям дают элементарные представления о многонациональности Республики Хакасия; формируют представления о национальностях.

Дети должны знать название своей республики и ее столицы. Дошкольникам дают элементарные сведения об истории государства, таких ее городов, как Абакан, Саяногорск, Черногорск; рассказывают о своем городе, поселке, крае; формируют представления о растительном и животном мире разных районов страны, показывают разнообразие, красоту и богатство природы, расширяют представления детей о природе и закрепляют знание правил поведения в ней. В доступной форме у детей формируют представления о творческом содружестве народов страны.

Детей знакомят с Флагом и Гербом, с Гимном. Они «должны узнавать мелодию Государственного гимна, знать, что гимн исполняют во время праздника или другого торжественного события. Знать, что, когда звучит гимн, нужно вставать, а мальчикам снимать головные уборы».

У дошкольников воспитывают доброжелательное отношение к окружающим людям разных национальностей, дружеские, товарищеские отношения со сверстниками разных национальностей.

В процессе ознакомления детей с народным фольклором, дети заводили альбом и записывали туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом - передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы народного фольклора, которые дети знали.

Альбом - передвижку сделали по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались этим, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

В своей экспериментальной работе учили детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняли детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл. "Зарубить на носу" - значит запомнить. Или такое выражение - "Повесить голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

Из множества народных пословиц и поговорок мы выбираем те, которые сопровождают деятельность детей и обогащют их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа закончена, нужно хвалить ребенка, помогая этим осмыслить пословицу и результат своего труда.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу.

Итак, использование этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе дошкольников осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

Заключение

Народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.

Важно, чтобы педагоги и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная педагогика и сегодня питает умы и сердца людей.

Именно в этом факте ярко проявляется преемственность, соединяющая прогрессивные народные педагогические идеи прошлого с бесценным опытом педагогики семейного воспитания. Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего.

Реализация национально-культурных интересов в сфере образования осуществляется прежде всего путем изучения в школах и детсадах своего языка как родного и через соответствующие кружки национально-культурных центров. Здесь имеется в виду, что именно через родной язык человек приобщется к культуре, истории, традициям своего народа, приобретает особенности национального характера и образа мышления. Этнопедагогическое образование по самой сути может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира человека.

Кроме этого, если сочетать национальное с общечеловеческим, то это позволяет познать национальную специфику своего народа, глубже понять и увидеть своеобразие другого народа.

В процессе работы в области развития культурно-национального развития детей, были подучены следующие изменения:

у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки.

у детей были сформированы патриотические и интернационалоьные понятия, напрямую связанные с народной педагогикой.

особенно благотворно влияет на развитие личности ребенка общение с детьми разных национальностей в детском саду.

Итак, в ходе рассмотрения развитие этнокультурных представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хакасскими пословицами и поговорками, были решены следующие задачи:

. Изучена психолого-педагогическая и специальная литература по обозначенной проблеме.

. Раскрыто содержание понятий «этнокультура», «национальная культура», «этнопедагогика» и др.

. Проанализированы педагогические функции хакасских пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества.

Итак, обобщая результаты исследования в курсовой работе, можно заключить, что моделирование методик становления этнокультурной образованности детей в детском саду включает в себя три логически связанных направления:

информационно-познавательный компонент (связанный с познанием этнокультуры);

эмоционально-ценностный компонент (направленный на понимание значимости этнокультуры);

действенно-практический компонент (связанный с проявлением этнокультурного опыта и отношения в различных видах деятельности и поведении).

Эффективность построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста обуславливается комплексом организационно-педагогических условий, объединяющим: создание и реализацию программно-методического обеспечения становления этнокультурной образованности личности; создание и обогащение этнокультурной образовательной среды ДОУ; обогащение этнокультурного потенциала субъектов образовательного процесса при использовании вариативности содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы.

Библиографический список

1.    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

2.      Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер. 2011. - 350 с.

.        Богатеева 3. А. Аппликации по мотивам народного орнамента - М, 1982.

.        Бодалев А.А. Введение в этнопсихологию. Москва. 1993.

.        Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974.

.        Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999.

.        Волков Г.Н. Концепции национальных школ РСФСР./ Г.Н. Волков, Е.П. Жирков М., 1991. - 14 с.

.        Волков Г.Н. Основные пути развития национальной школы и ее современные проблемы / Г.Н. Волков / Проблемы двуязычая в национальной школе Ижевск, 1998. - С. 33-34.

.        Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М.: Академия, 2000. - 176 с.

.        Вопросы этнографии Хакасии / Отв. ред. Л.И. Сунчугашев. Абакан, 1981.-205 с.

.        Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11. - С. 21-24.

.        Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса // Психолого-педагогические проблемы современного образования // Сборник научных статей. - Барнаул: БГПУ, 2001. - с. 128-133.

.        Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Хрестоматия по фольклористике / Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.

.        Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988. - 399 с.

.        Жарыкбаев К. Калиев С. Национальные аспекты обучения и воспитания. Алматы. 1990.

.        Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

.        Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. -127 с.

.        Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1972. -143 с.

.        Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№5. - С. 34-35.

.        Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С. 16-17.

.        Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

.        Патрушева Г.М. Шорцы сегодня: современные этнические процессы. Новосибирск, -2006. - 300 с.

.        Педашенко Н. Об интернациональном воспитании. - М.: - 2003. - 18 с.

.        Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - М.: Знание. - 2001. - 40 с.

.        Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/index.php>. - Л.: Изд-во ЛГУ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>, 1986. - 364 с.

.        Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М.: Наука <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)>, 1989. - 233 с.

.        Пропп В.Я. Русский героический эпос. - Лабиринт, 2006. - 624 с.

.        Радлов В.В. О национальном воспитании. - М.: - 2008. - 24 с.

.        Стефаненко Л.С. Этнопсихология. Москва.2000.

.        Хакасские пословицы, поговорки и загадки. / Сост. и пер. У.Н. Ирбижекова. / Ред. А.Г. Кызласова. Абакан, 1960. - 147 с.

.        Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы / М.Г. Харитонов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, НИИ этнопедагогики. - Чебоксары: ЧГПУ, 2004. - 329 с.

.        Чиспияков Э.Ф. Шорскокетские параллели в лексике. - М.: Знание 2002. - 73 с.

.        Чиспияков Э.Ф., Абдрахманов М.А. Территориальные различия в фонетике и лексике шорского языка // Материалы к предстоящей VIII научной конференции Новокузнецкого пединститута. Новокузнецк, 2007. С. 28-30.

.        Чудояков А.И. Шорские героические сказания. - Новосибирск. - 2008. - 450 с.

.        Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. - СПб.: Питер.- 2001. - 320 с.

Приложение 1

Результаты исследования этнокультурного развития дошкольников на первом (констатирующем) этапе в экспериментальной группе детей

№№

Фамилия, имя

Народный фольклор (песни, сказки, пословицы)

Национальные праздники, костюм, знание языка, традиции, обычаи

Общий уровень знаний



Количество правильных ответов на вопросы


1

Актуганова Даша

5-средний

5-средний

Средний

2

Бахтин Ярослав

7-высокий

7-высокий

Высокий

3

Власова Кристина

6- средний

6- средний

Средний

4

Воробьев Кирилл

3-низкий

3-низкий

Низкий

5

Ведерников Данил

5-средний

4-средний

Средний

6

Ефремов Илья

5-средний

5-средний

Средний

7

Казаков Миша

7-высокий

7-высокий

Высокий

8

Казаков Никита

6- средний

6- средний

Средний

9

Короткова Настя

3-низкий

3-низкий

Низкий

10

Лисин Максим

5-средний

4-средний

Средний

11

Лякишев Женя

6- средний

6- средний

Средний

12

Мамаева Аня

3-низкий

3-низкий

Низкий

13

Майорова Таня

5-средний

4-средний

Средний

14

Назарова Софья

6- средний

6- средний

Средний

15

Новикова Маша

3-низкий

3-низкий

Низкий

16

Николаева Лена

5-средний

4-средний

Средний

17

Пустовойтова Жанна

5-средний

5-средний

Средний

18

Сергеев Илья

7-высокий

7-высокий

Высокий

19

Софронов Борис

6- средний

6- средний

Средний

20

Савельев Андрей

7-высокий

7-высокий

Высокий

Результаты исследования этнокультурного развития дошкольников на первом (констатирующем) этапе в контрольной группе детей

№№

Фамилия, имя

Народный фольклор (песни, сказки, пословицы)

Национальные праздники, костюм, знание языка, традиции, обычаи

Общий уровень знаний



Количество правильных ответов на вопросы


1

Александров Кирилл

7-высокий

7-высокий

Высокий

2

Баранова Ксения

6- средний

6- средний

Средний

3

Васильева Лена

3-низкий

3-низкий

Низкий

4

Видяев Рома

5-средний

4-средний

Средний

5

Гусев Алеша

6- средний

6- средний

Средний

6

Загайнов Сергей

3-низкий

Низкий

7

Капелькина Инна

5-средний

4-средний

Средний

8

Краснов Дима

6- средний

6- средний

Средний

9

Колчин Саша

3-низкий

3-низкий

Низкий

10

Майков Егор

5-средний

4-средний

Средний

11

Мочалов Костя

5-средний

5-средний

Средний

12

Мухина Вика

3-низкий

3-низкий

Низкий

13

Новиков Женя

5-средний

4-средний

Средний

14

Николаева Аня

5-средний

5-средний

Средний

15

Осокин Петя

7-высокий

7-высокий

Высокий

16

Овсянников Витя

6- средний

6- средний

Средний

17

Петров Юра

3-низкий

3-низкий

Низкий

18

Решетов Саша

5-средний

4-средний

Средний

19

Рыбакова Настя

7-высокий

7-высокий

Высокий

20

Сушенцов Владик

3-низкий

3-низкий

Низкий

Приложение 2

Тематические занятия и их цели

Тема занятия

Цель занятия

литература

1. «Милости просим,  Гости дорогие»

 Первое посещение детьми юрты. Знакомство с её хозяйкой

К.М. Потачаков «Очерки материальной культуры хакасов» с.12

2. « Спи, усни, мой малыш»

Знакомство с «орай» (колыбелькой) и колыбельной песней

книга «Моя Хакасия» стих. Е Тыгдымаевой  с.55.

3.» Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе».

Знакомство с пословицами и поговорками хакасского народа о человеке.

 Пословицы и поговорки хакасского народа.

4. « Сказка о том, почему спина бурундука стало полосатой»

Знакомство со сказкой,  о том какие бывают сказки.

Книга «Моя Хакасия»  с. 121

5. « Почему Абакан назвали Абаканом?»

Знакомство детей с легендами хакасского народа

В. Торосов «Абакан» книга Стр. 12 - 13.

6. « Медведь, волк, лиса - обитатели тайги» Заучивание стихов.

Знакомство с детским хакасским поэтом  А.В. Килижековым и его стихами.

К. « Моя Хакасия» Стр. 41 - 42.

7. « Убранство юрты»

Знакомство с предметами быта и убранства юрты.

В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов»

8. «Знакомство с хакаской одеждой» д\и «Оденем куклу»

Познакомить детей с хакасским нарядом (платье)

К.М. Потачаков «Очерки материальной культуры хакасов» Стр.59 - 85

9. «Береза»  Д\игра «Назови дерево»

Знакомство детей с растительным миром данной местности

Книга « Таежный хоровод»

10.Чтение художественного произведения «Марал и медведь»

Продолжать знакомить детей с животными, живущими на данной территории (марал, медведь)

Книга «! Моя Хакасия» Стр. 67

11. Беседа по картине «Кого ель кормит»

Знакомить детей с тем, чтоб они знали, какую тесную связь имеют растительный и животны1й мир между собой

Картина «Кого ель кормит», чтение произведения на эту тему.

12. «Хор - хор» («Сорока - сорока»). Заучивание игры хакасского народа

Познакомить детей с народными играми хакасского народа.

книга «Хоор - хоор»

13. « В гости к древнему человеку» занимательная беседа с показом иллюстраций.

Знакомить детей с наскальными рисунками через показ иллюстраций в доступной форме.

книга «Живая старина» В.Ф.Буров

14 «Хозяйкины помощники»

Продолжать знакомить детей с обиходом домашней2 утвари хакасского народа.

К.М. Потачаков « Очерки материальной культуры хакасов» стр.27 -30

15. Заучивание стихот. М. Кильчичакова «Будильник» (перевод Г.Сысолятина)

Знакомить детей с писателями и поэтами хакасского народа.

книга «Моя Хакасия» стр.13.

16. « Разноцветный поясок»

Познакомить детей с хакасским орнаментом.ю Дать представление о том каким бывает орнамент.

Книга «Орнамент хакасов» И.К. Кидиекова

17. Беседа о загадках хакасского народа о животных

Познакомить детей с загадками хакасского народа о жи вотных, сравнить одну из них с русской.

Книга «Сорока - сорока» №1.

18. «Литературная викторина (Загадки и пословицы русского и хакасского народов)

Продолжать учить детей находить сходство и различие между русскими и хакасскими загадками и пословицами.

Копилка педагога «Загадки и пословицы русского и хакасского народов»


Занятие №1.

Тема: "Хакасия мой край родной!” (путешествие по карте)

Программное содержание:

. Углубить представления детей о республике Хакасия;

. Развивать речевую активность и творческое воображение;

. Развивать познавательную сферу детей;

. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

. Беседа: "Хакасия земля, где я живу”;

. Посещение выставки прикладного искусств;

. Посещение городского краеведческого музея;

. Рассматривание открыток "Хакасия”;

Приёмы: вопросы, художественное слово, игровые задания, нетрадиционное рисование.

Словарная работа: молибден, мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.

Материалы и оборудование: кисти, краски, бумага, палитра, салфетки, вода, поролон, карта Хакасии, д/и: "Какие деревья растут в Хакасии”, значки для карты, природные ископаемые: мрамор, уголь, железная руда.

Ход занятия

Художественное слово:

"Если ты приедешь в наши дали, ты степной увидишь океан,

Берегами океана стали, цепи Ала-тау и Саян.

По земле цветущей только вступишь, здесь оставишь сердце навсегда

Енисей серебряный полюбишь, и тасхылы синие от льда”.

(Н. Доможаков)

Вопросы воспитателя:

. О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).

. Почему океан называют степным? (Ответы детей).

. Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).

. Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).

Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии),

Воспитатель рассказывает: "...Сегодня я встала рано и пошла, бродить по родной земле. Весеннее солнце щедро испускало лучи, от которых сверкали как драгоценные камни, росинки на зеленных травах. Я иду и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой скалистой горы Саяны, которую омывает река Енисей”.

Релаксационная пауза: "Ласковый ветер приносит запах деревьев”.

/воспитатель предлагает закрыть глаза, и представить: "Что они в лесу, дует ласковый ветерок….”.

"А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.

Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы - это далекое прошлое хакасского народа”.

Вопросы воспитателя:

Где еще вы видели каменные стелы? (Ответы детей).

Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).

Тогда отгадайте мою загадку: "Это где у нас шахтёры, добывают угля горы”? (Черногорск).

Правильно дети, в нашей республике находится много полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г. Черногорска”: (Воспитатель предлагает детям отметить на карте значками природные ископаемые: залежи угля, железную руду, молибден, мрамор).

Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе. (Дети отмечают).

Недалеко от г. Сорска добывают молибден (Отмечают значком на карте).

В г. Саяногорске добывают мрамор. (Дети отмечают на карте, а воспитатель демонстрирует полезные ископаемые).

На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала”.

Д/и: "Какие деревья растут в Хакасии”? /ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз……/

Цель: Выявить знания детей.

Игровое действие: Поиск деревьев, которые растут в Хакасии /по карточкам/.

Правило: Кто найдёт первым, поднимает руку.

Кроме того, в Хакасии много диких животных. (Предложить детям их назвать).

Воспитатель: "И дальше я иду по родной земле, радуясь, какой богатый и знаменитый край, в котором я живу”.

"Моя Хакасия родная, страны богатства умножая растит отменные хлеба”.

. Кто знает, что выращивают на полях Хакасии? (Ячмень, пшеница, гречиха, овёс, рожь).

. Вам понравилось со мной путешествовать? (Ответы детей).

. Что Вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).

Физминутка: Хакасская народная игра: "Игра в кольца”

Все игроки в кругу и держат ленту /предварительно ленту сшивают, надев на неё 2-3 кольца/, 2-3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3-4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: "Я иду искать”. Открывают глаза и стараются угадать у кого кольцо, если угадал, меняются местами.

Воспитатель: Хакасия прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Может быть, и вы когда вырастите, прославите нашу Хакасию.

Индивидуальная работа детей:

Дети рисуют нетрадиционным способом - "Рисование по мокрому листу”.

Галерея картин: "Цветущая земля Хакасии”.

Занятие №2

Тема: "Абакан - столица республики Хакасия”

Программное содержание:

. Закрепить знания детей о столице нашей республики;

. Развивать умение находить на иллюстрациях достопримечательности города;

. Воспитывать любовь к своему городу;

Предварительная работа:

. Экскурсии по городу:

. Беседа о городе: "Абакан - моя родина”.

. Чтение стихотворения: "Абакан - город жизни моей” Т. Трофимец.

Словарная работа: Аба, Абахан, молодой алып, валуны,

Материалы и оборудование: посылка, открытки Абакан - столица, мяч, столы и стульчики, краски, бумага, вода, палитра, поролон, салфетки, материал для печатания, простой карандаш.

Ход занятия

Сюрпризный момент: Почтальон приносит посылку, в которой лежат открытки. Воспитатель предлагает рассмотреть и сказать, какой город изображен на этих открытках.

Беседуя, подвожу детей к тому, что Абакан - это столица нашей республики Хакасии и город, в котором мы живем. Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен и рассказываю легенду:

"Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь). На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий… . Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан - медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители”.

Физминутка: Хакасская народная игра "Медведь и пень”

/Выбирается водящий и "медведь”, остальные " пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: "Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.

Игра с мячом: "Назови улицу, на которой ты живешь?”

Воспитатель продолжает беседу о городе, говорит, что Абакан город с красивыми улицами.

Вопросы:

На какой улице находится наш детский сад? /ул. Чертыгашева/

Знаете ли Вы главную улицу нашего города? /ул. Ленина/

Что находится на этой улице? /парки, аптека, магазины,……/

(Предлагаю назвать достопримечательности города используя набор открыток "Абакан - столица”)

Какие памятники есть в нашем городе?

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Н. Доможакова "Весна” и нарисовать улицы нашего города.

"С зелёной листвой и цветами, и с пеньем, в мой город приходит весна.

Хожу по полям и по паркам весенним, везде перемена видна.

Цветок улыбнулся мне, словно девчонка, накинувши белый платок.

И птицы в степях соревнуются звонко. И тянется к солнцу росток……

И ирис, желая пышней нарядится, открыл свой зелёный сундук”

перевод В.Потёмкиной

Дети рисуют нетрадиционными способами по выбору: пальчиковым, печатание овощами с использованием ладошки, рисуют гуашью по мокрому листу, а также восковыми мелками.

Выставка рисунков: "Весенний Абакан”.

Занятие №3

Тема: "Устное народное творчество” в форме литературной викторины "Мудрость Хакасии”.

Программное содержание:

. закрепить знания у детей об устном народном творчестве хакасского народа;

. развивать познавательную сферу детей;

. обогащать словарный запас;

. воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

. Чтение хакасских народных сказок: "Медведь и бурундук”, "Беда”, "Перепёлка и лиса”, "Как бедняк с богатым судился”, "Петух и тетёрка”, "Как Муравей к лягушке в гости ходил”, "Перепёлка и лиса”, "Два брата”.

. Заучивание стихов поэтов Хакасии: М. Кильчичакова "Осень”, Н. Доможакова "Если ты приедешь в наши дали”, П. Штыгашева "Осень”.

. Заучивание пословиц и поговорок, считалочек:

"Без беды друга не узнаешь”, "Человек вырастет, умным станет”, "Любовь братьев крепче стены”, "Ума не купишь самому думать надо”, "Для езды коня имей, а закуску для друзей”, "Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят”, "Весенний день всю зиму кормит”, "В одиночку слабы, вместе сильны”.

. Литературная викторина "Хакасия мой край родной”.

Материалы и оборудование:

Сборник "Хакасские народные сказки”, Красноярское книжное издательство, 1986 г., книга "Моя Хакасия” Хакасское книжное издательство, Абакан, 2001г./ стихотворение "Рябина” И. Котюшева, шёлковая лента, рукавица, фишки, краски, бумага, вода, простой карандаш, подставки для кисточек, палитра, бумажные салфетки, кукла Тарина.

Приёмы: вопросы, считалочка, художественное слово, игровые задания, конкурсы, нетрадиционное рисование.

Ход занятия

Предлагаю детям провести занятие в форме литературной викторины: "Мудрость Хакасии”. (Дети делятся на две команды, выбирают капитанов с помощью считалочки):

"Эй, ребята быстро в круг, аты-баты бурундук.

Кто не пляшет, выйди вон, целый кон считай ворон”.

Первое задание - назовите хакасские народные пословицы о смелости:

. "Человек одинокий людей сторонится, одинокое дерево ветра боится”;

. "Неробкий в пылу сокрушит и скалу”;

. "Упорством блеснешь, сквозь землю пройдешь”;

. "С трусом якшаться, трусом прослыть, а медведя бояться, в лес не ходить”;

. "С тех пор как создан белый свет, сильней народа силы нет”;

. "В одиночку слабы, вместе сильны”.

/Воспитатель выдаёт фишки, по количеству названных пословиц/.

Физминутка: Хакасская народная игра "Вокруг веревки”:

Игроки держаться за ленту, и образуют круг, в центре круга - ловец. Он обязан поймать кого-либо из круга. Игроки могут /по одному, тот, кого ловят/ отпускать ленту и отскакивать в сторону. Игра проходит очень оживленно.

Второе задание /конкурс капитанов/ - узнать и рассказать сказку по иллюстрациям: ("Два брата”, "Медведь и бурундук”). Правильный ответ три фишки.

(Если капитаны затрудняются, помогает команда, но ответ оценивается на одну фишку меньше).

Третье задание - Хакасская народная игра "Спрячь рукавицу”.

Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: "У тебя!”. Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:

"Без беды друга не узнаешь”, "Человек вырастет, умным станет”, "Любовь братьев крепче стены”, "Ума не купишь самому думать надо”, "Для езды коня имей, а закуску для друзей”, "Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят”.

"Сидит птица на дереве орешки во чреве?” /кедровая шишка/

"Счесть не мог человечек жёлтых овечек "? /ячмень/

Хакасские народные сказки "Медведь и бурундук”, "Петух и тетёрка”, "Беда”, "Как бедняк с богатым судился”, "Как Муравей к лягушке в гости ходил”, "Перепёлка и лиса”…

/Воспитатель выдаёт фишку за каждую пословицу, загадку,../

Сюрпризный момент: Приходит кукла Тарина в гости и объявляет:

Четвертое задание: "Конкурс рисунков”.

воспитатель читает стихотворение И. Котюшева "Рябина”, предлагает передать его содержание в своих рисунках, но рисовать без кисточек, при помощи ладошек и пальчиков.

"Стоит рябина у окошка, и, глядя в хмурый небосвод, В сплетенье веток, как в лукошко, мне кисти красные даёт Кричит: "Держи карман пошире! Хоть ягода моя горька. Как все лекарства в этом мире, но гонит хворь наверняка”. /Идёт подсчет фишек/.

Индивидуальная работа детей.

Итог: В конце викторины кукла Тарина спрашивает, понравилось ли детям занятие, объявляет и поздравляет победителей и вручает победителям книжку с хакасскими сказками. Дети прощаются с куклой Тариной, приглашают её ещё на другие занятия.

Занятие №4.

Тема: "Хакасский национальный костюм”

Программное содержание:

. Познакомить детей с особенностями хакасской одежды;

. Расширять кругозор и эстетическое восприятие;

. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

. Посещение выставки народного искусства (Республиканский краеведческий музей);

. Рассматривание книжных иллюстраций;

. Рассматривание альбома "Хакасская национальная одежда”;

. Экскурсия на выставку народного творчества в краеведческом музее;

Словарная работа: орнаменты, мелей, самобытная одежда.

Приёмы: вопросы, художественное слово, хакасские орнаменты, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: альбом "Хакасская национальная одежда”, кукла Тарина, хакасские орнаменты, краски, бумага, вода, бумажные салфетки, палитра, простой карандаш, столы, мольберт, стульчики.

Ход занятия.

Сюрпризный момент: В группу приходит кукла Тарина и предлагает посмотреть альбом "Хакасская национальная одежда”. - Дети посмотрите, какие интересные наряды.

Вы когда-нибудь видели такую одежду? /ответы детей/.

Все вместе рассматривают журнал, потом Тарина просит воспитателя его прочитать.

Воспитатель читает журнал:

В старину одежда хакасского народа была самобытной. Шили её сами из шкур домашних животных, и из материала фабричного производства. Зимней верхней одеждой была меховая шуба с соболиной отделкой, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде. Шапка была круглая с околышком и платок, завязанный узлом на затылке. Летнюю верхнюю одежду шили из сукна. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Обувь носили кожаную без каблуков. Сапоги с каблуками надевали только по праздникам. Зимние шапки меховые с разной отделкой. А зимние рукавицы (мелей) из овчины, а праздничные вышивались с цветными узорами.

Хакасская народная игра: "Варежка”

Выбирается водящий, остальные стоят кольцом. Они передают варежку /руки за спиной/. Водящий должен угадать, у кого из них она находится в нужный момент. Назвать имя или просто сказать "У тебя!”. Если угадает, то меняются местами.

Воспитатель предлагает посмотреть альбом "Хакасские орнаменты”. Посмотрите, какие интересные узоры. Эти узоры называются орнаменты.

Подготовительная группа "Почемучки” г.Абакан МДОУ д/с компенсирующего вида "Санаторный”

Воспитатель читает стихотворение "Варежка” Я.Тисперекова

"Луна глядит в окошко, дрожащее от вьюги

Повышивать немножко, уселись две подруги.

В избушке свет включили, чтоб не терять иголки.

Потом достать решили, все нитки с верхней полки.

Поют и вышивают, в избушке две девицы

И словно оживают, жарки на рукавицах ………… Перевод В. Данилюка

Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц.

Дети, хотите помочь Тарине? Воспитатель предлагает детям белые варежки (силуэты).

Тогда давайте нарисуем Тарине праздничные хакасские орнаменты на варежках.

Индивидуальная работа детей:

Дети рисуют хакасские орнаменты на силуэтах варежек.

Итог занятия:

Понравилось ли вам сегодня занятие? Тарина благодарит детей и предлагает им сделать выставку: "Праздничные варежки Тарины”.

Приложение 3

хакасский этнокультура дошкольник занятие

Результаты исследования этнокультурного развития дошкольников на втором (контрольном) этапе в экспериментальной группе детей

№№

Фамилия, имя

Народный фольклор (песни, сказки, пословицы)

Национальные праздники, костюм, знание языка, традиции, обычаи

Общий уровень знаний



Количество правильных ответов на вопросы


1

Актуганова Даша

9-высокий

9-высокий

Высокий

2

Бахтин Ярослав

8-высокий

8-высокий

Высокий

3

Власова Кристина

9-высокий

8-высокий

Высокий

4

Воробьев Кирилл

6- средний

6- средний

Средний

5

Ведерников Данил

7-высокий

8-высокий

Высокий

6

Ефремов Илья

5-средний

5-средний

Средний

7

Казаков Миша

7-высокий

7-высокий

Высокий

Казаков Никита

6- средний

6- средний

Средний

9

Короткова Настя

6- средний

6- средний

Средний

10

Лисин Максим

5-средний

4-средний

Средний

11

Лякишев Женя

6- средний

6- средний

Средний

12

Мамаева Аня

6- средний

6- средний

Средний

13

Майорова Таня

9-высокий

8-высокий

Высокий

14

Назарова Софья

6- средний

6- средний

Средний

15

Новикова Маша

7-высокий

8-высокий

Высокий

16

Николаева Лена

5-средний

4-средний

Средний

17

Пустовойтова Жанна

5-средний

5-средний

Средний

18

Сергеев Илья

7-высокий

7-высокий

Высокий

19

Софронов Борис

6- средний

6- средний

Средний

20

Савельев Андрей

9-высокий

8-высокий

Высокий

Результаты исследования этнокультурного развития дошкольников на втором (контрольном) этапе в контрольной группе детей

№№

Фамилия, имя

Народный фольклор (песни, сказки, пословицы)

Национальные праздники, костюм, знание языка, традиции, обычаи

Общий уровень знаний



Количество правильных ответов на вопросы


1

Александров Кирилл

7-высокий

7-высокий

Высокий

2

Баранова Ксения

6- средний

6- средний

Средний

3

Васильева Лена

3-низкий

3-низкий

Низкий

4

Видяев Рома

5-средний

4-средний

Средний

5

Гусев Алеша

6- средний

6- средний

Средний

6

Загайнов Сергей

3-низкий

3-низкий

Низкий

7

Капелькина Инна

5-средний

4-средний

Средний

8

Краснов Дима

6- средний

6- средний

Средний

9

Колчин Саша

3-низкий

3-низкий

Низкий

10

Майков Егор

5-средний

4-средний

Средний

11

Мочалов Костя

5-средний

5-средний

Средний

12

Мухина Вика

3-низкий

3-низкий

Низкий

13

Новиков Женя

5-средний

4-средний

Средний

14

Николаева Аня

5-средний

5-средний

Средний

15

Осокин Петя

7-высокий

7-высокий

Высокий

16

Овсянников Витя

6- средний

6- средний

Средний

17

Петров Юра

3-низкий

3-низкий

Низкий

18

Решетов Саша

5-средний

4-средний

Средний

19

Рыбакова Настя

7-высокий

7-высокий

Высокий

20

Сушенцов Владик

3-низкий

3-низкий

Низкий


Похожие работы на - Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!