Тесты в обучении. Их достоинства и недостатки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тесты в обучении. Их достоинства и недостатки














РЕФЕРАТ

Тесты в обучении. Их достоинства и недостатки

Введение

Реформирование системы образования, которое ныне происходит, выдвинуло в повестку дня вопрос дальнейшей научной разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы оптимизации социально-психологического климата в коллективе студенческой молодежи. Как свидетельствует жизненная практика и научные исследования, далеко не каждый способен быстро и без особых психологических травм адаптироваться к новой социальной ситуации, своему новому статусу, а это, безусловно, обозначается не только на самочувствии, но и на качестве усвоения ими знаний, взаимоотношениях с ровесниками, родителями и педагогами, на его поведении, поступках и личностном становлении вообще.

Цель данной работы, описать психологические особенности обучения в группе. Но не только указать специфику обучения в группе, как для дошкольников, школьников и студентов, но и выявить методы обучения и их особенности.

1. Специфика группового способа обучения

Современная педагогическая наука отличает общие и конкретные формы организации процесса обучения. Общие формы, к которым принадлежат индивидуальная, парная, групповая, коллективная, не зависят от конкретных педагогических задач и определяются структурой общения между педагогом и учениками.

Обращаясь к традиционным формам организации обучения, нельзя не преуменьшать значение специальных форм организации учебной работы, таких, как: урок, лекция, семинар, разнообразные факультативные объединения.

Занятие выступают наиболее популярной специальной формой учебно-воспитательного процесса. Традиционным, такие занятия называют при условии использования индивидуальной, парной и групповой форм организации обучения.

Современное занятие характеризуется уже четырьмя организационными формами: коллективной, групповой, парной и индивидуальной. Использование той или другой формы обучения зависит от этапов занятия и содержания учебного материала. Все эти формы обучения базируются на характере межличностного взаимодействия участников учебного процесса.

Ведущая роль, как отмечает В. Дьяченко, принадлежит коллективной форме (50-60%), использование которой приводит к коллективному способу обучения. Особенность коллективной работы заключается в том, что ученик поочередно работает с каждым членом группы (обучение в парах сменного состава).

Если фронтальная и индивидуальная формы обучения активно используются преподавателями высших учебных заведений, то использование групповой и коллективной форм часто сопровождается определенной трудностью и имеет характеристики личностно-парной работы. В современной педагогической литературе понятия «коллективная форма обучения» и «групповая форма обучения» часто используют как синонимы, поскольку отождествление понятий «группа» и «коллектив» не разрешает четко отличить их отличительные особенности. Обратимся к этому вопросу подробнее.

Группа социальная - ограниченная за размером общность людей, которая отличается из социума на основе определенных признаков. Соответственно этому группы классифицируют за размером, общественным статусом, непосредственностью взаимосвязей, уровнем развития и значимостью.

Классификация за уровнем развития группы есть иерархически построенной: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, автономная группа. Высшим уровнем развития группы есть коллектив. В коллективе проявляются социально-психологические закономерности, которые отличаются от тех, что существуют в других группах:

. Количество членов коллектива не влияет на качество взноса каждого члена в общее дело; уровень эмоциональной групповой идентификации не снижается.

. Не уменьшается мотивация общей деятельности.

. Противоречие между индивидуальными и групповыми интересами отсутствуют.

. Создаются благоприятные возможности для процесса интеграции и персонализации.

. Возникает благоприятная связь между эффективностью общей деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом.

О. Кононко выделяет такие признаки коллектива: сплоченность, оптимистичный психологический климат, высокий уровень сработанности, взаимопомощи, выполнение необходимых функций и ролей.

Студенческая группа в период своего учреждения есть условной, и только в процессе общей деятельности студентов между собой и студентов и преподавателя может стать коллективом. Н. Любимова в статье «Куратор и студенческий коллектив» отмечает, что становление коллектива происходит в процессе развития и проходит такие стадии: первичная - где коллектив является целью и объектом усилий куратора и преподавателя; следующая стадия характеризует студенческий коллектив как инструмент индивидуального и массового воспитания; и последнюю стадию - высочайшую, когда коллектив превращается из объекта воспитания на субъект самовоспитания и саморазвития. Таким образом, студенческий коллектив можно рассматривать как организационное объединение студентов и социально-психологическое единство его членов.

Особого внимания заслуживает работа В. Дьяченка относительно коллективной формы организации учебного процесса. Исследователь утверждает, что работа в парах сменного состава есть единой коллективной формой организации обучения и ни одна другая форма (индивидуальная, групповая, парная) не может стать коллективной.

В исследованиях В. Дьяченка четко определенные отличия между групповой и коллективной формами обучения. Так, в условиях групповой формы обучения нельзя достичь результата, когда «все (коллектив) учат каждого и каждый учит всех», - это невозможно, поскольку малую группу, которая состоит даже из 2-3 лиц, значительно сложнее учить, чем один человека. Исследователь прибавляет, что этому не могут оказывать содействие определенные субъективные и объективные причины. Во-первых, группа не всегда может воспринять и выслушать каждого; в условиях группового обучения не каждый студент (ученик) может выступить в роли «учителя», а если это становится возможным, оказывается: члены группы не готу к этому.

Собственную точку зрения исследователь обосновывается выявлением определенных противоречий группового способа обучения, а именно: между конечной целью обучения и конкретными, ближайшими задачами обучения; между низким уровнем активности тех, кто учится, и переизбытком созерцательных процессов их деятельности; между структурами общения обучения в учебных заведениях и основной структурой общения в обществе и т.п.

Таким образом, вышеизложенное побуждает к решению этих противоречий, поскольку, кроме недостатков, групповая форма организации обучения владеет значительным потенциалом повышения качества процесса обучения.

Особого внимания заслуживают такие положения, определенные исследователем:

. Переосмысление роли преподавателя, основные функции которого в условиях групповой работы такие: планировать, наблюдать, руководить, помогать.

. Групповая работа не может быть эффективной, если «ученики не владеют достаточными умениями индивидуальной работы».

. Групповая работа видоизменяет индивидуальную и фронтальную формы обучения и повышает их эффективность. Так, после групповой работы над определенным материалом характер фронтальной приобретает другие характеристики, а именно при обсуждении результатов групповой работы предоставляет фронтальной работе характер взаимодействия.

2. Методы психологического обучения в группе и их особенности

Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии высшая школа доказана, что использование групповых форм обучения положительно влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. Групповая деятельность - социологический и социально-психологический феномен, продукт общения, который не равняется механической сумме деятельности людей, которые входят в группу. Групповая деятельность имеет такой иерархический ряд видов, которые различают вообще за их целью: коллективная деятельность, общая деятельность, деятельность вместе, одновременная деятельность.

Почти все виды групп имеют за главный признак общую деятельность. Общая деятельность - это такой вид групповой деятельности, в процессе, какого действия ее участников подчиненные общей цели. Общая деятельность - сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе общего достижения общей цели в работе, игре, спорте, обучении, воспитании, руководстве и т.п. Высочайший вид общей деятельности - коллективная деятельность.

Групповая деятельность - это организованная педагогом или самыми участниками система активности индивидов, которые взаимодействуют и направляют ее на создание объектов материальной и духовной культуры..

Групповая учебная деятельность студентов, по определению М. Артюшиной, является формой их общей деятельности в составе малых групп, в которой выделяют личностно-групповую, парно-групповую, фронтально групповую та групповую формы.

За характером связи между подгруппами в выполнении учебных задач групповая учебная деятельность распределяется на: кооперативно-параллельный, кооперативно-последовательный, соревновательно-паралельний, соревновательно-последовательный виды. За продолжительностью реализации групповая учебная деятельность делится на локализованную и пролонгированную.

Итак, групповое обучение можно определить как организованный процесс групповой учебной деятельности студентов, объединенных общей учебной целью. Групповое обучение может осуществляться в личностно-групповой, парно-групповой, фронтально групповой та групповой формах.

Метод группового обучения - это взаимное обучение, которое предусматривает, что каждый из тех, кто учится, выступает одновременно учителем для других членов группы, помогает им усвоить те знания и умения, которыми они владеют более успешно, что оказывает содействие выравниванию общего уровня усвоения учебного материала. Взаимное обучение предусматривает общее усвоение теоретического материала, общее обретение умений и привычек, общий контроль добытых знаний и умений. В условиях взаимного обучения студент становится субъектом познавательной деятельности, ее организатором и участником. (В. Корнещук) Взаимное обучение может осуществляться в индивидуальных, парных, групповых и коллективных формах.

Согласно анализу психологической теории деятельности, необходимо, чтобы усвоение системы методических знаний и суммы практических привычек и умений в процессе группового обучения в студенческой группе происходило на равные деятельности. Это обуславливает соблюдение таких ориентиров:

организовывать обучение таким образом, чтобы добиваться высокого уровня осознания студентами закономерностей и последовательности учебных действий и операций;

предоставить обучению положительную эмоциональную окраску; развивать и укреплять интерес к учебной деятельности; развивать сознание тех, кто учится, их мышление и речь;

Итак, групповое обучение, которое представляет собой объединение разных форм учебной деятельности, следует рассматривать как необходимое условие для получения индивидуальных способностей, умений и привычек самостоятельной, творческой деятельности студентов или учеников. Приведенные характеристики группового обучения позволяют утверждать, что его использование в организации учебного процесса во ВНЗ является весомым фактором повышения качества профессиональной и коммуникативной подготовки студентов как будущих специалистов и школьников, как будущих студентов.

Таким образом, возникает насущная необходимость более активного использования группового обучения в практике высшей школы, в частности детальной разработки методики организации группового обучения студентам иностранного языка.

Заключение

Разные аспекты проблемы оптимизации социально-психологического климата в коллективе были предметом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых. Довольно неоднозначно определяются критерии измерения уровней оптимизации социально-психологического климата в коллективе, условия и психологические механизмы ускорения данного процесса на разных вековых этапах и в разных сферах жизнедеятельности человека, недостаточно выясненные внешние и внутренние факторы, а также вопрос о том, как влияют индивидуально-психологичные и личностные характеристики субъекта на особенности оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Целый ряд исследований посвящен исследованию климата в коллективе. Ученые делают ударение на важности исследования данной проблемы, подчеркивая при этом, что прогресс оптимизации социально-психологического климата в коллективе невозможно исключить нет из процессов социализации и воспитание, ни из жизни вообще, поскольку это «многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью общей деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды» (О. Мороз).

Список литературы

обучение психологический группа

1. Артюшина М.В. Взаимосвязь социально-психологических и дидактических условий групповой учебной деятельности студентов: 13.00.04 - теория и методика профессионального образования: Автореф. дис. на получение научной степени канд. пед. наук. - К.: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2000. - 20 с.

. Взаимное обучение учеников. Метод Равная. - К.: Издательский дом «Школьный мир»: Вид. Л. Галицина, 2006. - 128 с.

. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - Г.: Просвещение, 1991. - 191 с.

. Кононко О.Л. Психологические основы личностного становления дошкольника (системный подход). - К.: Стилос, 2002. - 336 с.

. Махмутов М.И. Современный урок. - Г., 1985. - 49 с.

. Современный словарь по педагогике / Сост. Э.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.

. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - Г.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

Похожие работы на - Тесты в обучении. Их достоинства и недостатки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!