Профессиональная этика чиновника

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профессиональная этика чиновника













Профессиональная этика чиновника

Оглавление

Введение

Глава 1. Профессиональная этика как объект социально-философского анализа

1.1 Понятие профессиональной этики

1.2 Профессионально-этические основы деятельности чиновника

Глава 2. Приоритеты совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих в социокультурной ситуации современной России

2.1 Духовно-нравственное состояние российского общества и социальные противоречия профессиональной этики государственного служащего

2.2 Основные тенденции развития и направления совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих (на примере Курганской области)

Заключение

Литература

Введение

Многообразие профессий обусловило формирование и развитие специфических моральных норм и правил, которые со временем складывались в профессионально-нравственные комплексы (виды профессиональной этики). В современных условиях расширяется число профессий, претендующих на собственные профессионально-этические комплексы. Особо выделяется профессия государственного служащего. Историческое развитие данного вида человеческой деятельности сформировало ряд специфических черт и характеристик, среди которых отчетливо просматривается своеобразная этическая составляющая.

Динамичное развитие современного общества настоятельно требует нравственного совершенствования гражданских и служебно-профессиональных отношений. Свои особенности они имеют в сфере деятельности государственных служащих России, обусловливая необходимость исследования соответствующей профессиональной этики. Этика как научная область знаний была выделена на раннем этапе развития общества. Мораль (моральность) как универсальное свойство всей человеческой, социальной деятельности включает в себя элементы объективно-бытийные (поведение) и субъективные (моральное сознание), рациональные, эмоциональные и волевые, личностные, общественно-психологические и идеологические. Поэтому реальный анализ моральных явлений, как правило, требует использования методологических средств различных наук. Комплексный подход к морали диктуется, в том числе, ее собственной сложной природой.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова мораль и нравственность не выделяются как различные понятия. Существуют также и другие точки зрения и сходные, и различные с вышеуказанной. Согласно одной из них, мораль - это форма сознания, а нравственность - область практических поступков, обычаев, нравов.

Поступки людей имеют определенную социальную значимость потому, что они оказывают влияние на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. В структуре профессиональной этики нравственные отношения могут рассматриваться как своеобразное связующее звено между моральным сознанием и нравственной деятельностью. Они определяются как особый вид социальных отношений, возникающий в процессе профессиональной деятельности индивидов.

Термин "профессиональная этика" состоит из двух слов: "профессиональная" и "этика". И поэтому сущность явления, по всей видимости, отражает объединение, диалектическое взаимодействие этих двух феноменов. Рассмотрим их более подробно. Слово "профессиональная" - производное от "профессия", которое появилось в середине XIX века в Европе. Профессия (лат. professio) означает род деятельности, требующий определенной специальной подготовки, соответствующих знаний, навыков, умений, качеств. Это понятие имеет много общего с понятием "специальность" (от лат. - species род, вид), которое определяется как вид занятия в рамках одной профессии, например, специальность врача: хирург, терапевт, педиатр и т.д. В данных толкованиях понятие "специальность" по своему смысловому значению уже, чем понятие "профессия". В работе понятия "профессионал" и "специалист" отождествляются, подразумевая под ними личность, овладевшую знаниями, навыками, умениями и сознательно на высоком качественном уровне выполняющего служебные обязанности.

В справочной литературе профессиональная этика отождествляется с профессиональной моралью и обозначает "кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности. ".

В некоторых работах она трактуется в качестве производной сферы нравственности, непосредственно не связанной с основными философскими проблемами, а функции профессиональной этики ограничиваются обоснованием существующих или предполагаемых всеобщих или групповых норм. В других, - "профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий". Можно предположить, что профессиональная этика - это проекция морали в профессиональную сферу деятельности, в систему профессиональных отношений. "Профессиональная нравственность (мораль) - есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии". Профессиональная этика (как важнейший инструмент духовно-практического освоения мира) представляет собой своеобразную "систему координат" для формирования действенного отношения индивида к социальной действительности.

Актуальность темы. В настоящее время происходит реформирование государственной службы России, ее становление как социального института. Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов. Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, прежде всего с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств. Именно от нравственности представителей государственных органов зависит в целом авторитет власти среди населения и, как следствие этого, доверие граждан к ней. Во-вторых, в среде государственной службы формируются специфические нравственные нормы поведения лиц, занимающих государственные и политические должности, которые способствуют разрешению сложных ситуаций в процессе осуществления ими должностных полномочий. В-третьих, остается открытым вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей властных структур. В-четвертых, в настоящее время слабо работают механизмы прямого общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих.

Целью работы будет рассмотрение сущности, структуры и содержания профессиональной этики чиновника, а также ее основных тенденций развития и совершенствования.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

изучить по данной теме литературу;

проанализировать сущность и содержание профессиональной этики чиновника;

выявить взаимосвязь духовно-нравственного состояния общества и моральных норм и ценностей государственного служащего;

рассмотреть основные тенденции развития профессиональной этики чиновника.

Объект исследования: профессионально-нравственные отношения государственных и муниципальных служащих.

Предмет исследования: профессиональная этика государственных и муниципальных служащих.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретическими основаниями исследования выступают идеи Белолипецкого В.К., Бойкова В.Э., Ионовой А.И. Атаманчук Г.В. об этической составляющей управленческой деятельности и государственной службы; о месте профессиональной этики в системе государственного управления; о взаимосвязи духовно-нравственного состояния современного общества и деятельности чиновников. Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского и др. Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.

Глава 1. Профессиональная этика как объект социально-философского анализа

1.1 Понятие профессиональной этики

Во всем многообразии культурных феноменов особое место занимает профессиональная этика, объективно возникшая в процессе развития общественных и профессиональных отношений. Актуализация вопросов профессиональной этики в современной России связана с рядом условий: во-первых, это объективный процесс дальнейшей профессионализации общества и соответственно развитие профессионально-этической теории и практики; во-вторых, повышение социальной значимости отдельных профессий и специальностей, что обусловливает необходимость дополнительных механизмов регуляции и контроля, в том числе и нравственных; в-третьих, осмыслением ограниченности только технической (технологической) составляющей в решении социальных проблем, необходимости гибкого учета духовного потенциала человека. В профессиональной среде этот потенциал заложен в феномене профессиональной этики.

В последнее время наблюдается тенденция к обособлению этики как отдельной науки. При этом в разработке нуждается не только теоретическая база, но и приложение теории к практике. Динамика социально-политических условий актуализирует проблемы прикладной этики, вычленяя области знаний (комплексы) в профессиональных сферах деятельности. Достаточно четко выделяется этика врача, этика правоведа, воинская этика и др.

Профессиональная этика развивается на пересечении теоретического, нормативного и прикладного направлений этики, содержание ее предмета и категорий определяется специфическими задачами конкретного вида деятельности. Эта конкретизация влечет за собой особое понимание профессионального долга, профессиональной чести, других этических категорий.

Можно предположить, что профессиональная этика - это проекция морали в профессиональную сферу деятельности, в систему профессиональных отношений. Профессиональная этика представляет собой своеобразную "систему координат" для формирования действенного отношения индивида к социальной действительности. Анализ исследований по профессиональной этике показывает, что почти все подходы к ее определению сводятся к попытке объединить онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты или же выделить какой-либо один из них.

Что же характеризует профессиональную этику как социальное явление (социокультурный феномен)? Во-первых, проблематика профессиональной этики изучена лишь в определенных сферах деятельности человека. И там, где нравственные качества в силу их большой роли для результативности работы приобретают значение профессиональных качеств, складывается своя особая этика, которая пытается теоретически отразить эту зависимость и выработать практические рекомендации по объективации нравственного потенциала людей в оптимальные результаты деятельности.

Во-вторых, в профессиональной сфере деятельности исторически складываются устойчивые моральные комплексы. Они выделяются в тех профессиях, значимость которых для личности, общества и государства играет важную роль, имеет более выраженный социально-ценностный аспект.

В-третьих, хорошо заметна тенденция расширения круга профессий, претендующих на собственные моральные кодексы, формирующие профессиональную этику. Это является следствием развития общественных отношений, появления новых профессий, специальностей (например, космонавт, программист, специалист по бионике и др.), имеющим постоянный характер.

В-четвертых, определяющим условием формирования, развития и функционирования профессиональной этики является специфика деятельности человека. Отмечается зависимость содержания нравственных норм от рода профессиональной деятельности, где функциональное предназначение системы (профессии) определяет содержание основных категорий профессиональной этики.

В-пятых, профессиональная мораль формируется у личности в процессе подготовки специалистов в течение длительного времени по особым программам обучения и воспитания, предполагающим не только приобретение особых навыков и умений, но и нравственных качеств, позволяющих эффективно выполнять служебные функции.

В зависимости от характера деятельности можно дать условную классификацию видов профессиональной этики: этика управленческой деятельности (это такие виды деятельности, которые предполагают наличие субординационных (начальники и подчиненные) и координационных (равные по должности и званию) отношений, определяющих порядок подчиненности ее сотрудников, членов); этика творческой деятельности (наука, культура, образование и др.); этика работников сферы обслуживания (медицинская этика, этика журналиста, этика работника торговли и др.); этика работников сферы производства (этика шахтера, этика строителя и др.); этика сотрудников правоохранительных органов (милицейская этика, этика юриста, и др.); этика военнослужащих; этика специальных государственных служб (этика сотрудника ФСБ РФ, этика спасателя, этика военнослужащего и др.)

Как специфическая сфера духовно-практической жизни профессиональной группы, личности специалиста профессиональная этика представляется как: проявление сущности профессиональной группы, отдельного специалиста; необходимо возникающий в процессе становления личности специалиста и профессии аспект их жизнедеятельности и функционирования; феномен культуры; социальная подсистема.

Под моральным поведением в профессиональной деятельности можно понимать одну из форм человеческого поведения, обусловленную нравственными целями, мотивами, качествами личности, адекватными профессиональному роду деятельности. Поведение человека - это объективный универсальный показатель его нравственного облика, во всей совокупности ее проявлений. В широком смысле - это особый вид взаимодействия с окружающей средой в рамках профессиональной сферы, основанный на этических аспектах. В узком - это совокупность нравственных поступков в сфере профессиональной деятельности.

Особенно значимым считается нравственное поведение в видах деятельности, где ее результаты непосредственно влияют на жизнь, здоровье, безопасность личности, общества, государства. Основные нормы и правила поведения находят закрепление в понятии "этикет". В различной справочной литературе почти нет разногласий по поводу того, как понимать сущность этикета. Например, в словаре по этике дается следующее определение "этикет (фр. Etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда)". В обыденном понимании - это установленный порядок поведения, своего рода соглашение между людьми о том, что является правильным и неправильным, что принято и не принято в обществе.

Деловой этикет - это форма делового общения, которая помогает ориентироваться в повторяющихся стандартных ситуациях. Знание делового этикета способствует овладению мастерством межличностных отношений, исходящих из принципов и норм деловой этики. Профессиональные моральные отношения являются одним из важных аспектов успешной деятельности. Профессиональные моральные отношения - это те социальные связи, в которых находится человек по роду своей деятельности.

Неполным может оказаться изучение объекта исследования, если не обратиться к рассмотрению других категорий профессиональной этики. Среди них, как наиболее общих понятий, отражающих самые существенные стороны и моменты профессиональной этики, особое значение играют категории долга, чести, совести в их специфическом содержании.

Политическая система, политическое состояние общества и государства непосредственно влияют на морально-психологическое состояние государственных служащих, в первую очередь на мотивационную сферу. Формируется система общегосударственных нравственных ценностей относительно политики той или иной страны, на основе которых складываются ценностные ориентации субъектов ее реализации, т.е. государственных чиновников. Целенаправленность деятельности государственной службы в целом определяется политической линией страны, ее идеологией, и отражает единую для всех нравственную ценность - территориальную целостность, суверенитет и независимость государства, возможность развиваться в цивилизованных рамках. По крайней мере, об этом заявляют политики всех стран.

Тесная взаимосвязь и взаимовлияние политики и профессиональной этики государственных служащих конкретизируется в политике России, которая является концентрированным выражением линии поведения государства. Это находит отражение и в нормативно-правовой базе, где определяются прогрессивные, миролюбивые, гуманные цели, принципы и приоритеты государственной деятельности. Таким образом, можно заключить, что политика во всем многообразии своих сложностей обусловливает формирование профессиональной этики государственного служащего в соответствии, прежде всего, с реализацией общественных интересов.

Профессиональная мораль и право как феномены социума, как сферы проявления жизнедеятельности человека очень тесно связаны и взаимообусловлены. Недостаток нравственности не может быть заменен хорошим законодательством, судом, администрацией. Немаловажным и интересным выступает изучение взаимосвязи профессиональной этики и религии. На протяжении тысячелетий религия играла и играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности, в формировании у них определенного отношения к окружающему миру.

Некоторые авторы, анализируя религиозные труды (в частности Библию) прямо выходят на обоснование нравственных аспектов деятельности апеллируя к религиозным нормам. Вероятно, что в современных условиях развития России многие моральные понятия и явления потеряли свою ценность, и люди тянутся к более устойчивым и доступным, по их мнению, религиозным постулатам, которые хоть как-то обеспечат если не защиту от вредных воздействий, то компенсацию душевных затрат. Таким образом, рассмотрены сущность, структура, социальные функции профессиональной этики, ее взаимодействие с другими социальными феноменами.

1.2 Профессионально-этические основы деятельности чиновника

Государственная служба выступает атрибутом любого организованного общества. Она необходима каждой стране независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима. Государственная служба в самом широком понимании выполняет роль управленческого механизма в развитии и функционировании государства. Непосредственными исполнителями задач государственного управления являются государственные служащие. Именно они реализуют управленческие функции, которые общество возлагает на них.

Высокая квалифицированность государственного служащего предполагает не только и не столько теоретическую подготовленность и комплекс специальных знаний, навыков и опыта, сколько особый духовный склад, мировоззренческие установки, предрасположенность человека к реализации общественного блага. Человек, избравший своим профессиональным делом государственную службу должен обладать не только специальными знаниями, но и особыми морально-деловыми достоинствами. Еще в древности в трудах различных мыслителей упоминалось о том, что управлять должны самые достойные, самые справедливые, самые мудрые.

Профессиональная деятельность государственных служащих сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, характера, форм, методов, средств их труда. Можно предположить, что одним из действенных факторов его развития и совершенствования выступает профессиональная этика, как регулятивно-ценностная система норм, правил, оценок. Властные отношения в деятельности государственного служащего как системообразующий профессиональный признак предполагают реализацию принципов гуманизма, справедливости, законности, ответственности, честности, благородства и др., а это нравственные категории. Поэтому немаловажным выступает развитие профессионально-этической системы государственной службы адекватной современным условиям.

Профессия как относительно самостоятельный, конкретно-исторический, специализированный и институционализированный род деятельности людей возникла под влиянием общественного разделения труда. Этот объективный процесс приводит к разъединению индивидов, но одновременно и к их объединению на базе одинаковых или же сходных функций и видов деятельности. Такое положение образует устойчивые прочные общности людей, которые объединяются в профессиональные группы. Существует и разновидность социальной классификации по профессиональному признаку.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Она имеет почти трех тысячелетнюю историю и несет на себе следы многовекового опыта, традиций, исторически передаваемых идей, ценностей, форм организации и управления социальными процессами, а также заимствований, которые, как правило, трансформируются в соответствии с существующей культурой, национальным характером, обычаями и нравами народа. Вопрос о становлении и совершенствовании государственной службы всегда был актуальным и злободневным, т.к. затрагивал самые глубинные, личностные стороны человеческих отношений: между слугами и господами, начальниками и подчиненными и т.д.

Государственная служба имеет и свою специфику. Под спецификой профессии (рода деятельности) можно понимать совокупность отличительных черт, отражающих: цели и задачи; характер и направленность труда; средства, приемы и способы выполнения профессиональных задач; условия деятельности; результаты труда и их общественную значимость и др. Именно специфика той или иной профессии определяет содержание ее профессиональной этики.

Деятельность государственного служащего носит выраженный (прямо или косвенно) управленческий характер, причем управленческо-политический. Государственная служба ничего не производит, существует на внеэкономической системе организации управленческого труда и живет за счет налогов с населения. В основе этого вида деятельности лежат властные полномочия, регулирующие и координирующие жизнедеятельность общества, граждан. Власть имеет триединое значение: способность, возможность и право оказывать воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств (закона, авторитета, воли, принуждения).

Социальное управление, составляющее основу деятельности государственного служащего имплицитно содержит в себе и власть и интерес, которые составляют базовые характеристики управления, без них нет и не может быть собственно социального управления. Власть выступает как рычаг управления интересами. В государственной службе присутствует строгая иерархия должностей и званий, закрепленная законодательно, поддерживаемая прочными традициями. Кроме того, система взаимоотношений в государственной службе носит ярко выраженный сословно-корпоративный характер. В России это имеет давние исторические корни, отражающие ментальность русского характера.

Специфические знания, навыки, умения, традиционно высокий уровень общей образованности и профессиональной культуры. Однако существует одна особенность весьма болезненно проявляющаяся в этой сфере - это совместное решение профессиональных задач сотрудниками разного уровня специальной подготовки. При достаточно высоких требованиях к личности управляющего, недостаточно высокий уровень интеллектуальных, профессиональных, нравственных качеств, свойств, образований (об этом будет говориться далее).

В современных условиях профессиональная этика государственного служащего может пониматься как совокупность нравственных принципов и норм, исторически сложившаяся в практике государственной службы, выражающая моральные требования к его духовности, назначению и содержанию деятельности, характеру взаимоотношений с государством, обществом, гражданами.

Базируясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного служащего представляет собой четкую систему этических принципов и норм, обязательных к исполнению. Нравственные принципы, нормы, ценности - важный регулятор социальных отношений, поведения и деятельности людей в различных сферах деятельности, в том числе в государственной службе. Деятельность людей, связанная с государственным управлением объективно основывается на понятиях добра, справедливости, долга, чести, закономерно требует последовательного и строгого соблюдения всех общезначимых норм и принципов морали.

Однако существует серьезное противоречие современности между нравственными идеалами, с одной стороны, и общественной практикой (экономической, политической, военной и иной) с другой стороны. При этом наибольшую опасность представляет отчуждение от общечеловеческих нравственных ценностей руководителей государств, представителей высших политических и деловых кругов, государственных служащих по предназначению и долгу своей службы вершащих судьбами многих людей, ответственных за принятие решений, затрагивающих их жизненно важные интересы.

Массы людей никому и ничему не верят и это - прямая угроза национальной безопасности страны, так как ни закон, ни сила, ни деньги, ни какие-либо иные средства не могут быть эффективными рычагами государственного управления в такой ситуации. "В условиях, когда авторитет властей становится большой проблемой, любое ее решение заведомо обречено на критику и обвинение в коварстве, в стремлении "злоупотребить служебным положением". Ощущение чего-то нечестного, плутовского, жульнического постоянно присутствует при восприятии правительственных инициатив".

Таким образом, закономерно назрела задача первостепенной государственной важности, связанная с преодолением нравственного пробела в общественном сознании россиян, с утверждением практики нравственной оценки деятельности властных структур, с повышением уровня нравственного сознания государственных служащих.

Важное значение для понимания глубинных истоков нравственности, моральных устоев российской государственности имеет освоение классического идейно-теоретического наследия и материалов современных исследований в области общей этики, а также различных ее отраслевых теорий, в частности, этики управленческой деятельности.

Нравственное содержание государственной службы, деятельности ее управленческих кадров также включает в себя: идеалы блага, представления о сущности и проявлениях зла в сфере деятельности органов государственной власти; моральные нормы и принципы, определяющие характер и направленность поведения и деятельности государственных служащих; исторически сложившиеся нравственные ценности государственной службы; облик государственного служащего, включающий совокупность нравственных качеств и свойств.

Важное место в структуре нравственного содержания государственной службы и управленческой деятельности профессиональных кадров занимают моральные ценности. К ним относятся высоко значимые и чтимые в обществе и в среде кадровых работников этические идеи и идеалы, облагораживающие облик и возвышающие моральный престиж государственной службы, формирующие позитивное отношение в обществе к решаемым ею задачам, а также укрепляющие дух порядочности, моральной чистоплотности в ее рядах, служащие источником высоких моральных чувств, убеждений, нравственной жизненной позиции сотрудников государственной службы. К числу важнейших моральных ценностей, в частности, относятся патриотизм, гуманность, нравственная цельность (единство убеждений и поступков, слова и дела), достоинство, неподкупность, ответственность.

Нравственный облик руководителя характеризуется системой усвоенных им этических норм и принципов, сложившихся черт его морального сознания и управленческого стиля деятельности, устойчиво проявляющихся в сфере служебных отношений, в быту и личной жизни. Он раскрывается в двух основных планах:

во-первых, с точки зрения того идеала, который формируется из общественных ожиданий и предъявляемых к представителям государственной службы требований (нормативная модель нравственного облика);

Нормативный нравственный облик российского чиновника имеет устойчивые черты, неизменно повторявшиеся на протяжении всей отечественной истории и во многом актуальные для современных условий. Вместе с тем в нем находили отражение и значительные социально-экономические, политические, духовные изменения, происходившие в российском обществе, дополняя и корректируя набор нормативных нравственных качеств.

Наконец, нравственное содержание государственной службы фиксируется в доминирующих нравственных настроениях, чувствах, ценностных ориентациях, мировоззренческих убеждениях и позициях, а также в реальной практике межличностных и служебных взаимоотношений.

Нравственное содержание государственной службы РФ может повышаться и понижаться, в зависимости от множества различных факторов. В немалой мере его повышение и стабилизация на приемлемом уровне зависят от управленческой деятельности высшего руководства, их постоянного внимания к моральной атмосфере в структурных подразделениях государственной службы в центре и на местах, моральным качествам чиновников.

Анализ законодательной базы деятельности государственных служащих позволяет судить о том, что в основе своей нравственные аспекты в той или иной мере находят отражение в них. Например, Федеральный закон "Об основах государственной службы" № 119 от 31 июля 1995 года в ст.5 Принципы государственной службы отражает следующие аспекты:

. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Это реализует такие нравственные принципы, как подотчетность и ответственность за свою деятельность.

. Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. В этом случае реализуется принцип социальной справедливости, дающий возможность каждому человеку самореализовать свои интересы.

. Профессионализм и компетентность государственных служащих. Профессиональное дилетантство всегда оказывается безнравственно.

. Обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, приоритета этих прав и свобод. В целом это подчеркивает гуманистическую сущность государственной службы как вида деятельности. Очень важно, что моральное требование получает закрепление и в юридической норме. В этом случае диалектическое единство внутреннего (личностного) и внешнего (коллективного) образуют прочный, функциональный механизм.

. Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ. Дифференциация полномочий предотвращает волюнтаризм, необоснованное стремление и злоупотребление властью.

профессиональная этика чиновник россия

6. Внепартийность государственной службы. Независимость принятия политических решений от воли партий, стремление к объективности.

. Отделение религиозных объединений от государства. Свобода принятия решений от веры и религиозных канонов.

Два вышеуказанных принципа обозначают одно из необходимых условий - моральный выбор, самостоятельно определяемый каждой личностью.

. Обязанности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

Проявление инициативы допустимо только в интересах общества и государства, как легитимная деятельность в пределах действия служебных обязанностей.

. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе. Это положение отражает принцип равенства в правах и обязанностях людей перед законом и обществом.

. Ответственность госслужащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

В этом случае хорошо видна этическая направленность и содержание кодифицированных, обязательных к исполнению норм, Если интерпретировать перечисленные положения и выразить их категориями социальной философии, к основным моральным принципам современного руководителя можно отнести:

принцип гуманизма, т.е. признания человека высшей ценностью, уважения человеческого достоинства и доверие к людям;

принцип служения (исполнения своих служебных обязанностей) не за страх, а за совесть;

принцип сохранения верности патриотическому и служебному долгу;

принцип гармонизации целей и средств государственной деятельности (сочетание нравственного характера выбора цели с нравственным содержанием форм и способов ее достижения);

принцип обоснованности управленческих решений, их моральной допустимости и ответственности за последствия их реализации.

принцип соблюдения большого в малом или нравственной последовательности;

принцип учета моральных качеств чиновников в оценке их деятельности;

принцип противодействия (активного противостояния) всякому проявлению социального зла.

Кроме того, важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного служащего является принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми другими нормативными актами и должностными инструкциями. Воплощение этого принципа в жизнь, руководство им в непосредственной практической работе выступает в качестве определяющей социальной и духовной базы управления обществом. Роль и значение данного принципа, его приоритет среди других этических требований подчеркивается его закреплением в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Таким образом, мораль (нравственность), присущие ей нормы, принципы, ценности - объективно обусловлены и играют важную роль в регуляции поведения и деятельности людей, в том числе в сфере государственной службы. Во многих жизненных ситуациях моральные требования помогают осуществлять правильные поступки, находить верные решения. Вместе с тем нередки случаи, когда люди, руководители высокого ранга, поступаются нормами морали, стремясь к сиюминутным выгодам, неблаговидным целям.

Моральное сознание государственного служащего может характеризоваться: ярко выраженной политической направленностью, основу которой составляют государственные (национальные) интересы; приоритетностью нравственных целей в системе духовных ориентиров и поведении; акцентом на нормы высокой ответственности за выполнение служебных задач по реализации общественных интересов, своего профессионального долга; более четкой сформированностью теоретических знаний (ввиду хорошего образования) в том числе и этического плана; повышенной требовательностью со стороны общественности к провозглашаемым идеалам.

Таким образом, моральное сознание государственного служащего отражает множество сторон: общечеловеческие моральные мысли, идеи, требования, оценки и т.п.; специфические профессиональные нормы нравственности; аспекты управленческой этики.

Деятельность государственного служащего с позиций моральной оценки также имеет свою специфику. Сюда можно отнести: повышенные требования к формам и содержанию поведения, как в профессиональной среде, так и вне ее; более резкую оценку и значительный резонанс в случаях совершения аморальных поступков; расширенный спектр социальных отношений для оценки и критики поведения государственного служащего. Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаимосвязанных нравственных отношений. В эту систему моральных отношений входят, прежде всего: отношение специалиста к обществу; отношение специалиста к объекту труда; отношение специалиста к коллегам по профессии; отношение специалиста к самому себе.

Вторая особенность нравственных начал государственной службы - наполнение конкретным содержанием основных этических категорий будет адекватным целям, задачам, условиям, средствам профессиональной деятельности государственного служащего. Благо в сфере деятельности государственного служащего соотносится, прежде всего, с общественным благом, с приложением усилий для обеспечения этого общественного блага. Именно отсюда мы выходим на дифференциацию понятий добра и зла, а точнее не понятий, а критериев оценки различных явлений и процессов общественной жизни, которые регулируются органами власти. Ведь именно система координат того, что полезно обществу, его гражданам, а что вредно позволяет соотносить различные социальные проявления, давать им нравственную оценку. Например, преступность, терроризм, коррупция, дилетантство и т.п. имеют негативное влияние на общественные процессы. А такие понятия как, например, солидарность, стабильность, профессионализм однозначно выделяются в приоритет положительных.

Справедливость на обыденном уровне представления отражает соотношение прав и свобод человека и степени их реализации в жизни. И здесь, вероятней всего, можно заявить о том, что дифференциация в целом достигнута. Однако есть некоторое различие между справедливостью и распределением благ, например, у военнослужащих и у судей.

Социальная (общественная) роль государственного служащего значительна, поскольку он имеет права и полномочия определяющие жизнь больших групп людей; несет (должен нести) более высокую ответственность. Соответственно и степень воздаяния за содеянное должно превышать обычные нормы. Однако ввиду целого комплекса условий и факторов очень сложно добиться полного соответствия в этом вопросе.

Долг государственного служащего выступает, прежде всего, как совокупность его обязанностей по отношению к системе государственной власти, ее институтов, общественных ценностей интересов и потребностей. Но в центре внимания стоит человек.

Для государственного служащего нет принципиальных отличий в механизме совести, но есть особенность в развитой способности анализировать доброе и злое. Деятельность государственной служащего напрямую связана с решением "человеческих задач" (права и свободы граждан; удовлетворение их потребностей и интересов; установление справедливости и других жизненно-важных вопросов). Именно поэтому совесть как социально-психическое образование у государственного служащего является профессионально необходимой.

Честь и достоинство государственного служащего проявляются в его профессиональной деятельности. Честь выражается в том, что чиновник, как человек чего-то в жизни добившийся, испытывает удовлетворение от самореализации, и, безусловно, с уважением относится к своей персоне. Понятие чести, как мы уже говорили, связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми моральными заслугами. И вот здесь очень четко в отношении государственного служащего просматривается зависимость его общественного положения (элитное) от общественно полезной деятельности, ее результатов.

Достоинство государственного служащего - это, прежде всего, конкретные дела, поведение, отражающее глубину сформированных нравственных качеств его личности. Достоинство госслужащего формируется его деятельностью, широким общественным мнением. Совершение недостойного поступка оценивается более строго. Общественный резонанс от недостойного поступка значительно больше.

После рассмотрения основных моральных категорий необходимо сказать, что вряд ли возможно вести речь о принципиальном расхождении понятий применительно к государственной службе. Долг, совесть, честь, справедливость, достоинство в целом ассоциируются со вполне известными нормами, установленными в обществе критериями. Однако у каждого человека уровень осознания нравственных проявлений и личной мотивации для исполнения чего-либо различен. Но для профессиональной деятельности существует негласный (опытным путем сформированный) свод, перечень требований и нравственного характера в том числе, который соотносится с той или иной сферой человеческой деятельности (специальностью).

В практике деятельности государственного служащего часто возникает нравственная проблема - как быть должностному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение от вышестоящего руководителя? В случае если государственный служащий сомневается в правомерности полученного им распоряжения, Закон "Об основах государственной службы в России" (ст.14, п.4) предписывает в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвердит указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Рассмотренное профессионально-этическое содержание деятельности государственных служащих показывает его сложность и противоречивость. Нравственные нормы, как правило, идеализированы и их реальное выполнение в повседневных условиях крайне затруднено, поэтому рассчитывать на полное торжество нравственных идеалов в действительности просто не разумно. Вряд ли можно найти пример абсолютного совпадения идеальных представлений с нравственной практикой в каком-либо обществе. Тем не менее изучение этических норм и правил в государственной службе позволяет увидеть приоритеты их развития применительно к современным условиям.

Глава 2. Приоритеты совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих в социокультурной ситуации современной России

2.1 Духовно-нравственное состояние российского общества и социальные противоречия профессиональной этики государственного служащего

Культура современных обществ, располагая потенциально высокими нравственными идеалами, не смогла обеспечить на практике реализацию справедливости, доброты, толерантности. Общесистемный кризис российского общества и государственности привел к серьезным духовно-нравственным последствиям для всех его сфер, не избежала этого и государственная служба России. Негативные процессы, отражаясь в духовной сфере, особенно остро и болезненно затрагивают ее этическую сторону, качественным показателем которой выступает уровень нравственной культуры государственного служащего.

Объективные условия и факторы, отрицательно влияя на моральное сознание и нравственную деятельность, порождают негативные нравственные явления в обществе, значительно тормозят прогрессивное развитие всех его структурных элементов. В этой связи особая актуальность обусловлена тем, что государственные служащие выступают организаторами и координаторами действий подчиненных и знание ими методологических аспектов развития духовности позволяет выполнять профессиональные задачи на высоком качественном уровне, оценивать и прогнозировать развитие общественных процессов во всех структурах общества, конкретных профессиональных коллективах.

Современные противоречия развития профессиональной этики государственного служащего определяются условиями и факторами совершенствования самой личности, профессии (профессиональных отношений), общества, общественных отношений и государства во всех его структурных звеньях и механизмах. Оценивая характер развития морального сознания и нравственной деятельности государственного служащего в последние годы, можно видеть, что их содержание претерпело и продолжает претерпевать существенные изменения. Они порождены сложившейся в стране социально-политической, экономической, социокультурной ситуацией. В современной России действует принцип частного интереса, основывающийся на частной собственности на средства производства. И это происходит в обстановке правового нигилизма, криминализации многих государственных структур, сфер общества, практически постоянным ведением в течение последних 10 лет военных действий на территории страны.

Так, можно выделить характерные черты в развитии интересов современного российского общества: конкуренция между социальными группами и индивидами, имеющая зачастую просто дикие по меркам цивилизованного общества проявления; борьба за существование с использованием антигуманных, в том числе самых коварных и жестоких приемов, включая и такие уже неконтролируемые как международный терроризм; подчинение государственной политики интересам частного капитала; использование СМИ (средств массовой информации) в целях рекламы и возбуждения низменных страстей, разжигание враждебности между людьми, народами, субъектами государства на почве национальных, религиозных, этнокультурных различий.

Общественные связи пронизываются денежными интересами, сами деньги принимают вид универсального мерила богатства и личного успеха. Всеобщее стремление к обогащению становится нормой поведения. Так, например, О.А. Митрошенков приводит следующие факты: "У населения существует весьма устойчивое убеждение, что закон не находится в числе тех приоритетов, которыми руководствуются судьи при вынесении решений. На первые места среди таких приоритетов 54,4% респондентов (причем не зависимо от образования, возраста и места проживания) поставили деньги".

Вместе с тем, обогащение одних ведет к обеднению других и обострению социальных противоречий. По данным исследователей в России различие в уровне доходов между крайними полюсами: бедности и богатства достигло невероятных размеров. Иерархия имущественных положений в значительной степени предопределяет иерархию жизненных стремлений и интересов, искажая нравственные основы разумного существования и прогрессивного развития. Третьим следствием происходящих в России перемен является изменение характера распределительных отношений.

В этой связи общественная значимость профессии государственного служащего значительно возросла, расширился диапазон средств и возможностей для реализации различного рода проектов, жизненных планов личного характера, отвергая нормы справедливости, честности, добропорядочности.

Характерной особенностью морали современного российского общества является то, что в нем довольно интенсивно идет процесс "размывания" в сознании людей "простых" норм нравственности, таких как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность, вежливость и др. Все большее распространение в нравственных качествах получает прагматизм в духовной сфере: преобладающая направленность человека только на личную выгоду в знакомствах, экономических связях, в социально-политических ситуациях, в разрешении различных конфликтов и т.д. Прогностически можно с большой долей вероятности предположить, что в нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо личностных ценностей.

Таковы некоторые негативные характеристики современного российского общества, которые имеют непосредственное влияние на развитие духовно-нравственной сферы такой социальной группы, как государственные служащие. Результатом этих изменений выступает ряд противоречий в развитии морального сознания и нравственной деятельности государственного чиновника, которые обусловливают и тенденции ее развития.

В отношении морального сознания можно выделить следующее, прежде всего, противоречия между ценностными ориентациями морального сознания личности государственного служащего и складывающейся в российском обществе системой нравственных ценностей. Содержанием нравственных ориентаций является синтез мировоззренческих, социально-познавательных и психологических компонентов, выражающих значимое, ценное для личности государственного служащего в окружающем мире, во взаимодействии с ним.

Значение и место ценностных ориентаций государственного служащего определяется, прежде всего, тем, что именно они во многом задают единую направленность поведения и деятельность других членов общества. Нравственные ценности выступают стержневой основой морального сознания и ориентируют его личность в системе сложных общественных отношений.

В складывающейся системе общественных нравственных ценностей наблюдается смещение приоритетов в сторону частных интересов, в которых государственная служба в различных структурных подразделениях органов власти, прежде всего, не рассматривается как деятельность по исполнению обязанностей служению государству, его гражданам. Это выступает противоречивым по отношению к объективному предназначению этой профессиональной группы.

Позиция большинства чиновников инертная, не творческая, меркантильная. Основной приоритет - интересы общества, его граждан имеет сравнительно низкий процент. Такие выводы на основе данных социологических исследований делают отдельные ученые. Например, В.Э. Бойков отмечает, что "по определению профессиональное предназначение государственного служащего независимо от его должности и управленческих функций состоит, в конечном счете, в служении государству. Однако в спектре доминирующих профессиональных установок чиновничества почти не нашлось места установкам на оказание государственных услуг гражданам и организациям".

Существуют, рассогласование между личными целями, ценностями и интересами государственных чиновников, их представлениями о службе, социальном назначении государственных структур, с одной стороны, и отсутствием четких правовых и нравственных регулятивов, обеспечивающих механизм реализации профессионального долга, высокую заинтересованность в его добросовестном выполнении, с другой стороны.

Наиболее значимым в обще социальном масштабе выступают противоречия между существующими представлениями о справедливости и отражением в общественном моральном сознании реального ее осуществления в деятельности государственных органов России. Согласно сложившемуся в обществе мнению, человек, в зависимости от вклада в общественно-полезную сферу деятельности, получает моральные и материальные блага. В этом заключен принцип справедливости. В настоящее время в российском обществе он часто деформируется.

Профессиональная сфера деятельности государственного служащего основана на единоначалии, строгой подчиненности и обязательности выполнения распоряжений вышестоящих начальников, и аспекты социальной несправедливости в этой среде выступают острее. Причины таких проявлений кроются на различных уровнях его реализации: государственном, общественном, ведомственном, коллективном, личностном, и выступают как несправедливость, которая проявляется в сфере отношений: общество - государство, государство - личность и в сфере межличностных отношений.

По целому ряду причин существует общественная точка зрения о том, что большинство чиновников не исключают попытки извлечь из своего служебного положения, полномочий как можно больше личной выгоды и пользы. Сведенные в систему усилия чиновников выступили предпосылками создания в России коррупции в органах власти и государственного управления.

Одна из ключевых проблем, которая волнует сегодня общественность - это положение государственных служащих. Правовая и социальная защищенность как комплекс мер и обязательств, принимаемых государством на себя в виде законодательных и административно-правовых актов, повышающих социальный статус этой категории граждан, закрепляющих и гарантирующих им определенную совокупность прав, льгот и привилегий, очень часто носит искаженный характер. Складывается так называемая система "двойных стандартов". Государственные служащие отдельных категорий имеют льготы, гарантии выполнения которых значительно выше, чем у других граждан и в этой связи находятся в привилегированном положении.

Существует такое мнение: большинство нарушений закона в виде взятничества, махинаций, иных преступлений и правонарушений в среде государственных служащих происходит по причине низкой заработной платы, социальной неудовлетворенности предоставляемых льгот и др. Это уже личные амбиции. В сравнении с другими социальными слоями граждан государственные чиновники обеспечены и защищены все же лучше. Например, вопросы, связанные с денежным содержанием (заработной платой) большинства категорий государственных служащих решаются более дифференцировано и оперативно. Несправедливость в самой системе государственной службы проявляется в различного рода фактах протекционизма, бюрократизма, своеволия, игнорирования нужд, потребностей, интересов, реальных заслуг работников.

Можно выделить и противоречия между рационально-теоретическим и обыденно-психологическим уровнем морального сознания государственных служащих. Особенность проявления данного противоречия в сфере деятельности государственных органов России заключается в том, что обыденное моральное сознание "реагирует" на реальные, непосредственно происходящие события и, естественно, в этом случае преобладает эмоциональный характер реакций. Теоретический уровень морального сознания предполагает осмысленное, взвешенное, адекватное поведение, оценки, суждения. Не всегда государственному служащему хватает выдержанности, а порой информации и времени для оценки той или иной ситуации для принятия решения. Вариативность, непоследовательность, противоречивость профессионально-повседневных и бытовых ситуаций, настроений, интересов не выступает средой формирования и развития позитивной моральной мотивации.

Особенности морального сознания государственного служащего, тенденции его развития находят отражение в его моральной деятельности. Необходимо отметить, что моральная деятельность, отражая взаимосвязь объективной и субъективной сторон нравственной культуры, объединяет все проявления и формы нравственного поведения, и, главное, характеризует личность человека с точки зрения соотношения ее мотивов и поступков. Нравственная деятельность рассматривается как совокупность действий, воспроизводящая моральные ценности, мысли, идеи, принципы в поведении, моральных отношениях, нравственных качествах.

Исторически в обществе сложилось мнение о государственном служащем как высоконравственной личности. Однако современные реалии отражают факты обратного.

Существуют противоречия между общественной моральной оценкой и принципом личной пользы, расчета в поступках государственных служащих. В настоящее время в российском обществе заметно общее смещение действий в сторону прагматизма, рациональной жизнедеятельности. Это особенно хорошо видно на примере гражданского общества. Однако трудности современного этапа развития России отразились и на поведении государственных служащих. Довольно часто чиновник оказывается перед выбором далеко не всегда четкой нравственной позиции, средств реализации своих помыслов и намерений, что идет в разрез с требованиями профессионального долга, совести, чести. В сфере профессиональной деятельности на первый план выходят критерии более высокого - общественного порядка, в которых личная польза может не совпадать с общественной. Это получается в том случае, когда нравственная деятельность чиновника мотивирована высокими профессиональными убеждениями и идеями. Поэтому основной задачей личности выступает согласование личных и общественных интересов при решающей роли интересов общественных.

Проблемы имеющейся неорганизованности отрицательно влияют на формирование и развитие жизненной и профессиональной позиций личности государственного и муниципального служащего. В ситуации неопределенности при низкой сформированности нравственных качеств человек может отдать предпочтение не вполне приемлемому моральному выбору, который может быть оправдан в отсутствии элементарного порядка. Действующая в среде государственной службы поведенческая профессионально-этическая регуляция настраивает индивидов - госслужащих на усвоение совокупности взаимоисключающих черт и качеств. В результате возникает противоречивая модель поведения государственных служащих, характеризующаяся наличием взаимоисключающих установок.

2.2 Основные тенденции развития и направления совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих (на примере Курганской области)

Рассмотренные противоречия функционирования профессиональной этики государственных служащих в контексте социокультурных преобразований позволяют выделить группы тенденций развития ее структурных элементов - профессионально морального сознания и нравственной деятельности государственного служащего. Эти тенденции показывают динамику изменений профессиональной этики государственного служащего как социокультурного феномена, отражая сложность и противоречивость общественного развития в целом.

В обществе наблюдается определенная степень осмысления роли и значения профессионально этической компоненты государственных служащих, усиление внимания в последнее время к объективной оценке их профессиональной деятельности с позиций справедливости, ответственности, долга. Просматривается тенденция к усилению внимания в плане подготовки высокопрофессиональных кадров для государственных структур, в целом гуманизации высшего образования в ВУЗах РФ, что является, своего рода, созданием благоприятных условий для формирования личности государственного служащего и другие.

Выше отмечалось, что особым содержанием наполнены такие нравственные ценности, как служебный долг, честь, достоинство, совесть и др. Многочисленные противоречия бытия ломают сложившуюся систему ценностей, и, например, служебный долг государственного служащего, переплетаясь с завышенными потребностями жить с роскошью, иногда уходит на второй план. Это проявляется в снижении интереса к службе, социальной апатии, реализации личностного потенциала в других сферах деятельности. Немало примеров о криминализации деятельности чиновников, что показывает алчность, стремление к обогащению любыми способами, цинизм в отношении социальных ценностей. Постепенно всеобщий мотив индивидуального поведения чиновников - общественный интерес становится не доминирующим. Естественно, на первых порах сохраняются еще достаточно массовидные установки и остаточные интересы, действующие в прежнем направлении. Но, не получая подкрепления в новой системе социальных институтов и ценностей, они медленно, постепенно сопротивляясь, исчезают.

Это выступает и следствием того, что среди регулятивных принципов поведения государственных служащих отрицательное отношение складывается к добросовестным людям, которые стремятся сделать карьеру на государственной службе, естественно в хорошем профессиональной понимании. Иерархия богатства, власти, авторитета, престижа пронизывает всю общественную жизнь, проникает в профессиональную среду государственных служащих, порождая не только антагонизмы интересов на крайних полюсах социальной лестницы, но и жестокую стратификацию интересов в промежуточных звеньях социального положения. Отсюда складывается тенденция снижения уверенности в том, что в сфере деятельности чиновника может быть реализован принцип социальной справедливости. Причиной этого выступает ряд условий и факторов:

во-первых, на обыденном уровне сознания в обществе сложился устойчивый стереотип "нечистоплотного чиновника", ставящего свои личные интересы и амбиции выше интересов дела;

во-вторых, заметно лучше реализуемые права и льготы государственного служащего по сравнению с другими слоями населения, а в отдельных случаях даже в ущерб различным категориям граждан. Существует такое мнение: большинство нарушений закона в виде взяток, махинаций, иных преступлений и правонарушений в среде государственных служащих происходит по причине низкой заработной платы, социальной неудовлетворенности предоставляемых льгот и др.

в-третьих, относительная обособленность и закрытость (скрытность) деятельности особенно на высоких инстанциях и ограниченность общественного контроля за ней, что порождает безответственность и волюнтаризм во власти;

в-четвертых, изъяны нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность государственных служащих, что не всегда позволяет эффективно, а самое главное законно решать задачи по реализации интересов личности, общества, государства.

Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т.д. В качестве тенденции можно отметить растущее отставание рационально-теоретического уровня морального сознания от общественно-психологического. Все негативные явления, происходящие в обществе, прежде всего, затрагивают обыденно-психологический уровень морального сознания, вызывая в нем деструктивные изменения, и отрицательно проявляются в настроениях, чувствах, общественном мнении.

Так, в Курганской области установлено, что на старшую руководящую должность в отделе Государственной фельдъегерской службы был назначен не имеющий необходимого высшего образования гражданин, который занимал этот ответственный пост на протяжении 5 лет. Кроме того, начальник данного отдела своим приказом утвердил Положение о ведомственной котировочной комиссии, незаконно наделив данный орган рядом полномочий при осуществлении процедуры государственных закупок, создающих условия для коррупционных проявлений.

Приказом начальника управления Государственного автодорожного надзора по Курганской области на должности государственных инспекторов отдела контроля международных автобусных перевозок были незаконно назначены лица, у которых отсутствовало необходимое для замещения этих должностей высшее профессиональное образование. Кроме того, ведомственным Положением о Единой комиссии по проведению конкурсов на поставку товаров для государственных нужд этому органу были незаконно предоставлены полномочия, которые по закону не должны были входить в его компетенцию.

В областном управлении Федеральной Налоговой Службы России по Курганской области на должности заместителя начальника отдела и главного государственного налогового инспектора были назначены лица, не имеющие необходимого высшего профессионального образования и не отвечающие необходимым квалификационным требованиям. Кроме того, должностными лицами названного ведомства предоставлялись недостоверные сведения о доходах и принадлежащем им имуществе - в частности, заместители начальников отделов обеспечения и информатизации не отразили в декларациях госслужащих доходы, полученные от вкладов в банках, а государственный инспектор контрольного отдела не указал доход за оказание им юридических услуг в пользу коммерческой фирмы. Начальники отделов регистрации и учёта налогоплательщиков, урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства, правового отдела, а также заместитель начальника отдела налогообложения, не сочли нужным исполнить требования закона и сообщить о своих доходах, полученных ими от преподавательской деятельности.

При проверке управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области выявлено, что 7 ответственных работников его подразделений, решив нажиться за счёт государственной казны, после выезда в служебные командировки в г. Екатеринбург предъявили для оплаты в финансовую часть госучреждения заведомо подложные документы, в которых была указана стоимость проживания в гостиницах, завышенная в 1,5 - 2 раза. Несмотря на то, что в результате этих махинаций бюджету был причинён многотысячный ущерб, эти факты были оставлены без внимания руководством управления, которое позволило 3 недобросовестным чиновникам уволиться по собственному желанию, а в отношении остальных каких-либо мер принято не было. Кроме того, в этом же управлении выявлены грубые нарушения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, связанные с наличием коррупциогенных факторов в утверждённом приказом его руководителя Положении о работе внутриведомственной Единой комиссии.

В региональном управлении Ростехнадзора по Курганской области вскрыт факт назначения на ответственную инспекторскую должность лица, не имеющего необходимое высшее образование. Кроме того, установлено, что ответственный чиновник управления, возглавлявший ведомственную комиссию по проверке выполнения требований промышленной безопасности и лицензионных условий, осуществил контрольные мероприятия в отношении коммерческой фирмы, где получил более 250 тысяч рублей за преподавательскую деятельность, при этом мер по пресечению вскрытых в ходе этой проверки нарушений законности не принял. Ещё один инспектор управления в рабочее время незаконно "подрабатывал" в филиале Уральского центра лабораторных анализов и технических измерений.

В управлении Россельхознадзора по Курганской области вскрыты факты установления чиновниками административных барьеров для хозяйствующих субъектов при осуществлении лицензионных процедур.

В областном Главном управлении МЧС России выявлен факт назначения на должность инспектора Государственного пожарного надзора гражданина, предъявившего подложный диплом о получении высшего юридического образования, который впоследствии, из-за беспринципной позиции руководства, был уволен не за совершение порочащего проступка, а "по собственному желанию". Кроме того, установлено, что на должности начальника одного из его отделов и специалиста этого же подразделения были назначены близкие родственники - отец и дочь.

В администрации Кетовского района выявлен факт назначения на должность специалиста финансового отдела местной жительницы, не имевшей обязательного высшего образования, а также установлен ряд нарушений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Такому роду явлений способствует то, что ослабевает нравственный компонент в подготовке (обучении и воспитании) профессиональных кадров в учебных заведениях России. Не закладываются основы положительной нравственной мотивации. В программах подготовки государственных служащих курсы профессиональной этики читаются в лучшем случае в рамках элективов, а на факультетах дополнительного образования и различных курсах повышения квалификации эти вопросы вообще обходят стороной. Складывается индифферентное отношение к дисциплинам этического профиля как со стороны администрации вузов, так и со стороны педагогов и учащихся. Поэтому государственные служащие, остающиеся на уровне обыденного морального сознания, не выходят за рамки личных забот, интересов, устремлений и в полной мере не могут разумно сопоставить личные и коллективные интересы, адекватно оценить нравственность событий.

Наряду с тенденциями развития морального сознания государственных служащих возможно выделить основные тенденции развития его нравственной деятельности. Они также имеют как позитивную, так и негативную направленность. Среди позитивных тенденций развития нравственной деятельности государственных служащих можно отметить:

Во-первых, постепенное повышение уровня интеллектуальной и духовно-нравственной культуры корпуса государственных служащих в целом и конкретных руководителей в частности. Лишь высокая профессиональная культура с ее основательной интеллектуальной и нравственной основой позволяет государственному служащему выполнять важнейшую государственную функцию "выявлять всеобщие, интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представлять и нормативно закреплять всеобщую волю, выражая ее в форме законов - обязательных правил поведения".

Во-вторых, в рамках проходящих реформ российского общества просматривается тенденция развития цивилизованных норм и форм культуры делового общения, формирование позитивных приоритетов, культивация общепринятых в мире принципов сотрудничества и взаиморазвития.

В-третьих, по-прежнему служба в государственных структурах России считается наиболее престижной и привлекательной среди молодежи. Традиционно высоким остается конкурс в вузы на специальности, связанные с государственной службой. В частности, показательна динамика ответов на вопрос о том, насколько высок для самих чиновников престиж работы в органах государственной власти.

Вместе с позитивными тенденциями в развитии нравственной деятельности существуют и негативные. К первой можно отнести то, что остается устойчивой тенденция значительного числа фактов связи профессиональной деятельности государственных служащих с криминалом. Это следствие тех деструктивных процессов, которые происходят в обществе. Кроме того, существует и ряд причин субъективного характера: не желание отдельных чиновников развивать свою нравственную культуру, этический нигилизм, ослабление регулятивной возможности морали (профессиональной в том числе), сложность в определении личностью государственного служащего системы профессионально-нравственных ценностей, критериев и ориентиров.

Можно отметить изменение характера нравственных отношений. Общие негативные процессы развития современного общества проецируются на функционирование системы профессиональных отношений. Это происходит в результате ряда объективных и субъективных причин. Среди них можно выделить: нездоровую атмосферу конкуренции, противопоставления ее профессиональной карьере; приоритет материальной обеспеченности, должностного статуса, нужных связей перед образованием, воспитанностью, духовностью личности.

Не всегда совпадают и ценностные ориентации, мировоззренческие принципы различных поколений государственных служащих. Молодых чиновников отличает больший динамизм, раскованность, может быть смелость управленческих решений. Это приводит к социальной напряженности в профессиональных отношениях, увеличению межличностных, межгрупповых конфликтов. Для подтверждения этого можно отметить изменение отношений части государственных служащих к выполнению своего служебного долга. Наблюдается тенденция к росту сознания самодостаточности и самоуверенности чиновников. Служебных долг все чаще рассматривается в рамках самими же служащими установленных правил и требований. В этом случае многие механизмы социального контроля и регуляции просто не допускаются в сферы влияние государственного служащего.

Примечательным для современного этапа развития общественных отношении является то, что именно в профессиональной среде этика стала мыслиться как необходимость, приобретая более четкие критерии и конкретное содержание. Необходимо сказать и о том, что духовно-практические содержание и характер профессиональной этики определяют два вектора направленности на ее изучение: практический и теоретический.

Первый вектор (практический) заключается в наблюдении и накоплении материала по вопросам профессиональной этики в различных сферах деятельности. Эмпирика дает возможность в целом представить широту диапазона форм и норм профессионально этического мышления; выделить наиболее четкие (яркие) особенности разновидностей профессиональной этики; вычленить типичные поведенческие нормы.

Второй вектор (теоретический) предполагает на научном уровне исследовать профессиональную этику. Это позволяет проникнуть в суть изучаемого явления; систематизировать имеющиеся знания; выявить структурные элементы и вскрыть социальные взаимосвязи, общественные закономерности, противоречия развития; возможно, выйти на прогноз и разработку перспективных моделей профессионального поведения.

Для этого есть все условия, но есть и ряд сложностей, затрудняющих реализацию этих задач. Теоретический уровень изучения этики представлен многообразием исторически существовавших нравственных идей и концепций, начиная от персонифицированных (частных) систем, заканчивая доктринами, существовавшими веками.

Тем более, что социокультурная ситуация в России значительно изменилась и этические концепции прошллого не вписываются в современную действительность. Но категорично отвергать наследие прошлого нельзя. Российской государственности немало лет и на протяжении истории ее развития многие мыслители обращались к моральным нормам и чертам личности государственного человека, его нравственному поведению, этическим приоритетам и идеалам.

Как раз особую сложность и ценность представляет собой определение современного состояния нравственности в обществе, такой ее профессиональной сфере как государственная служба. Современность требует поиска адекватной существующему типу государства, общества, общественных отношений профессионально-этической модели поведения и деятельности государственного служащего.

Эффективность работы различных органов государственной власти и управления во многом зависит от того, как организована деятельность государственной службы как правового и социального института; как поставлена кадровая работа; насколько высока культура управления. Все это выступило предпосылкой разработки концепции административной реформы. Эта концепция предполагает формирование такого аппарата государственных служащих, в основу которого была бы положена "система заслуг и достоинств". Эта система существует и применялась во многих странах мира. Анализ ее основных установок говорит о том, что в основе ее лежат культурно-этические принципы. Нравственное воспитание сотрудника должно быть направлено, прежде всего, на утверждение в сознании личности социально-ценностных приоритетов, формировании целостного мировоззрения, отражающего отношения к себе, другим людям, профессии, обществу, государству. Оно формируется на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей, реализации их в профессиональной сфере деятельности. В связи с этим, необходимо введение в программы подготовки специалистов государственного и муниципального управления курсов по "профессиональной этике" с достаточным объемом часов и формой контроля в виде экзамена.

Формирование профессиональной этики государственных служащих выступает составной частью духовно-нравственного воспитания, которое, в свою очередь, является одним из направлений воспитательного процесса в целом. И поэтому закономерности и принципы процесса формирования профессиональной этики определяются методологией, логикой, содержанием и организацией воспитательного процесса вообще, выдвигая приоритетную цель - формирование высоконравственной личности государственного служащего. Важным направлением развития профессиональной этики выступает сохранение и передача профессиональных традиций, охватывающих нравственный опыт многих поколений. Не может игнорироваться сама инерция традиции в условиях кардинальных перемен, когда в случае резкого противопоставления новых нормативно-поведенческих стереотипов поведения государственных служащих ранее бытовавшим старым возможен так называемый инновационный шок, способный привести к откату от уже достигнутого.

Перечисленное не исчерпывает всех существующих тенденций развития профессиональной этики государственного служащего в социокультурной ситуации современной России, а является скорее предпосылками для разработки профессионально-этической модели поведения и деятельности государственного служащего, а обозначенные направления развития выступают в качестве приоритетов этой деятельности.

Заключение

Нравственность - одно из немногих измерений духовной жизни, специальным образом определяющее и оценивающее человеческие действия. Но как одно из многих, она не может претендовать на абсолютность или всеобщность. Этика консервативна в силу традиционности менталитета, социальных норм и обычаев, социальных долженствований. Но движущейся нравственной силой общества является не этическая статика, а этическая динамика, этический либерализм, способность к "переоценке всех ценностей".

Современный этап развития институтов профессиональных отношений сложен и противоречив. Постановка многих вопросов административного, кадрового, технологического, технического, духовного характера отражают общую тенденцию качественного изменения жизни и деятельности людей вообще. В профессиональной сфере деятельности государственной службы исторически сформировался специфический свод норм, правил поведения и деятельности, в котором особо фиксируются нравственные императивы. Корпус государственных служащих, представленный в совокупности профессий и специальностей выполняет роль задающего общие направления и приоритеты развития культурных и деловых качеств и отношений.

В настоящее время в этой сфере деятельности профессиональные отношения претерпевают изменения, обусловленные появлением новых факторов и образованием новых условий. Среди наиболее значимых можно выделить:

.Конструктивную и энергичную реорганизацию системы государственного управления в стране, сложный и противоречивый процесс сопряжения усилий субъектов федерации, различных государственных структур, отдельных руководителей;

2.Противоречие между потребностью и необходимостью качественной оптимизации государственного устройства и невозможностью в условиях современной России оперативно, последовательно и в полном объеме реализовать задуманное;

.Повышение общих и специально-профессиональных требований к личности государственного служащего, его интеллектуальному, деловому, духовно-нравственному облику;

.Значительное расхождение норм, приоритетов, установок прошлого, которому привержено большинство представителей "старой закалки" и современности, все более активно проявляющейся в молодых, энергичных кадрах и др.

Проблемы профессиональной этики государственного служащего неотделимы от социальной сферы человеческой деятельности, его профессии. Профессиональная деятельность пронизывает всю жизнедеятельность человека, придает ей особый смысл и оттенок, влияет на его нравственность. Поэтому методологические средства социальной философии эффективно работают в исследовании аспектов профессиональной этики государственного служащего. Генезис, формирование и развитие содержания профессиональной этики государственного служащего происходят в диалектической взаимосвязи со многими социальными факторами и условиями.

Литература

1.Административная этика: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Л. Романова. - М., 2007.

2.Алёхина И. Имидж и этикет делового человека. - М., 2001.

.Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. - М., 1974.

.Атаманчук Г.В. Модернизация государственного управления (Теоретико-методологические основания). М.: РАГС, 2001.

.Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие. - М.; Ростов н/Д, 2004.

.Белякова Г.И. Профессиональная этика. - М., 1975.

7.Блюмкин В.А. О нравственной деятельности. - М., 1977.

.Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне /СОЦИС, 2003. - № 9.

9.Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? - М., 2002.

10.Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: Юнити - Дана, 2002.

.Гренчикова А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. - 2004. - №12 (98) - С.63 - 65.

12.Гуманитарные основы управленческой деятельности в органах и войсках ФПС РФ. Учебник в 2-х тт. / Под общ. ред. проф. Родачина В.М. - М., - 2000.

.Еговцева Н.Н. Основы профессионального общения специалиста социальной сферы. - Курган: Изд-во КГУ, 2007.

14.Зубец О.П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып.4 / Отв. ред. А.А. Гусейнов - М.: ИФРАН, 2003.

.Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - №5.

16.Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2000.

.Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие /Общ. Ред. Г.В. Атаманчук. Соавторы: А.Я. Ульянова. - М., 2004.

.Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общ. ред. Атаманчука Г.В. Аверин А.Н., Ульянова А.Я. - М.: Флинта: МПСИ, 2007.

.Митрошенков О.А. Отношение населения и госслужащих к существующему порядку // СОЦИС, 2004. - № 5.

20.Попов Л.А. Этика: Курс лекций. - М., 1998.

21.Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. <http://humanities.edu.ru/db/msg/8992> - М., 1999.

.Словарь по этике /Под. ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - М., 1989.

.Соколов В.М., Турчинов А.И. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие. - М.: РАГС, 2006.

24.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М., 1986.

.Формирование имиджа муниципального служащего: Учеб. - метод. материалы / Под ред. Н.Г. Чевтаевой. - Екатеринбург: УрАГС, 2003.

26.Чебан В.В. Геополитическое положение и военная политика России. Размышления публициста о настоящей и будущей военной политике России. - М., 2001.

27.Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 2006.

.Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Похожие работы на - Профессиональная этика чиновника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!