Разработка комплекта технологической документации и планировки участка по восстановлению детали 'Рычаг рулевой трапеции ГАЗ-53'
Содержание
Введение
. Расчетно-технологическая часть
.1 Описание ремонтной детали
.2 Характеристика детали и условий ее работы
.3 Технические условия на контроль сортировки деталей
.4 Схемы технологического процесса
.5 Составление плана технологических операций
. Разработка операций по восстановлению деталей
.1 Расчет величины производственной партии
.2 Исходные данные
.3 Определение припусков на обработку
.4 Содержание операции
.5 Определение технических норм времени по операциям
. Планировка оборудования и рабочих мест на участке
.1 Определение годовой трудоемкости работ на участке
.2 Определение количества рабочих
.3 Определение количества оборудования
.4 Определение площади участка
. Конструкторская часть
.1 Назначение приспособления
.2 Устройство и работа приспособления
.3 Расчет на прочность одного соединения
. Техника безопасности
.1 Техника безопасности работы
.2 Пожарная безопасность на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целью курсового проекта является разработка комплекта технологической
документации и планировки участка по восстановлению детали, указанной в
задании. Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению
исправности или работоспособности и восстановлению ресурсов изделий и их
составных частей.
При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда
их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным или экономически
нецелесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или
капитальный ремонт (КР) на авторемонтное предприятие (АРП).
Себестоимость КР автомобилей и их составных частей обычно не превышает
60% …70% стоимости новых аналогичных изделий. При этом достигается большая
экономия металла и энергетических ресурсов. Высокая эффективность централизованного
ремонта обусловила развитие авторемонтного производства, которое всегда
занимало значительное место в промышленном потенциале нашей страны. Объемы
централизованного ремонта автомобилей и их составных частей достигли, а по
некоторым позициям превзошли объемы их производства.
Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
- рассчитать размер производственной партии
деталей;
- разработать план технологического процесса
восстановления детали и оформить в виде маршрутной карты;
разработать 2-3 операции по восстановлению
детали и оформить в виде операционных карт;
выполнить планировочный чертеж участка.
Объектом исследования является рычаг рулевой трапеции ГАЗ - 53
изготовленный из стали марки 30Х. №детали 53-3001030/31
1. Расчетно-технологическая часть
.1 Описание ремонтной детали
Рычаг рулевой трапеции - предназначен для передачи усилия от рулевого
колеса на рулевой привод и ведущие колеса.
.2 Характеристика детали и условий ее
работы
Деталь характеризуется по следующим параметрам:
¾ Класс детали: прямые круглые стержни
или стержни с фасонной поверхностью;
¾ Материал: Сталь 30-Х С=0,28-0,33%
ГОСТ 4543-48;
ü Погнутость рычага;
ü Износ шпоночной канавки по ширине;
ü Повреждение резьбы под гайку.
¾ наличие термической обработки детали:
нет;
¾ характеристика детали: НВ 286-321 для
удерживания рулевой тяги с цапфой.
¾ шероховатость рабочих поверхностей и
точность их обработки (данные привести по восстанавливаемым
поверхностям);
¾ базовые поверхности при
ремонте детали: стержень, канавка, резьба
¾ характер износа детали: равномерный,
неравномерный, односторонний;
¾ характер нагрузок: знакопеременные;
¾ характер деформаций изгиб.
Рычаг рулевой трапеции нумеруется 53-3001030/31
.3
Технические условия на контроль сортировки деталей
Таблица 1 - Технические условия на контроль сортировки деталей
|
Деталь: Рычаг рулевой
трапеции
|
|
№детали: 53-3001030/31
|
|
Материал: Сталь 30-Х ГОСТ
4543-48
|
Твердость НВ 286-321
|
Обозначение по эскизу
|
Наименование дефектов
|
Способ установления дефекта
и измерительные инструменты
|
Размеры, мм
|
Заключение
|
|
|
|
Номинальный
|
Допустимы без ремонта
|
Допустимый для ремонта
|
|
1.
|
Осмотр
|
-
|
-
|
-
|
Ремонтировать. Правка
|
2.
|
Износ шпоночной канавки по
ширине
|
Калибр 5,03
|
|
5,03
|
более 5,03
|
Ремонтировать. Заварка
|
3.
|
износ резьбы М22 x 1,5
|
Резьба калибр М22*1,5
|
М22*1,5
|
-
|
-
|
Ремонтировать. Вибродуговая
наплавка
|
Дефекты рычага рулевой трапеции:
1. Погнутость рычага.
2. Износ шпоночной канавки по ширине.
. Повреждение резьбы под гайку М22*1,5
Возможные способы устранения:
по дефекту I:
- Правка.
по дефекту 2:
Заварка.
по дефекту 3:
- Вибродуговая наплавка.
.4 1.4 Схемы технологического процесса
Таблица 2 - Разработка схемы технологического процесса
Дефект
|
Способ устранения
|
№ операции
|
Наименование и содержание
операции
|
Установочная база
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Схема 1
|
Погнутость рычага
|
Правка
|
1
|
Механическая. Гидравлический пресс с ручным управлением 10тонн
|
Ушко резьбовой конец
|
|
|
2
|
Проверочная. Проверить по шаблону
|
|
Схема 2
|
Износ шпоночной канавки по
ширине
|
Заварка
|
1
|
Сварочная. Установить и заварить вручную.
|
Ушко
|
|
|
2
|
Шлифовальная. Шлифовать как чисто.
|
Ушко
|
|
|
3
|
Фрезеровочная. Фрезеровать пальчиковой фрезой.
|
Ушко
|
Схема 3
|
Износ резьбы М22*1,5
|
Вибродуговая наплавка
|
1
|
Токарная. Проточить изношенную резьбу.
|
Ушко
|
|
|
2
|
Наплавка. Наплавить шейку резьбовую.
|
|
|
3
|
Токарная. Проточить шейку и нарезать резьбу.
|
Ушко
|
1.5 Составление плана технологических операций
Таблица 3 - План технологических операций
№ операции
|
Наименование и содержание
операции
|
оборудование
|
приспособление
|
Инструмент
|
|
|
|
|
рабочий
|
измерительный
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
005
|
Механическая.
|
Гидравлический пресс с
ручным управлением.
|
Зажим
|
|
Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1
|
010
|
Проверка.
|
Рабочий стол.
|
|
шаблон
|
линейка
|
015
|
Сварочная. Установить и заварить канавку вручную
|
Инверторный электрод синий
МР3
|
Тисы, зажим
|
Электродная проволока
|
|
020
|
Шлифовальная Шлифовать как чисто.
|
Кругло-шлифовальный станок
3Б151
|
Поводковый патрон с
поводком, центрами
|
Шлифовальный круг
|
Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1
|
025
|
Фрезерная
|
Горизонтально-фрезерный
станок 6M32Г
|
Тиски
|
фреза
|
Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1
|
030
|
Нормализация
|
Ванна с расплавленной солью
|
Подвеска для нагрева детали
|
|
|
035
|
Мойка. Промыть деталь
|
Ванна с содовым раствором
|
Подвеска для мойки деталей
|
|
|
040
|
Токарная. Проточить изношенную резьбу
|
Токарно-винторезный станок
1К62
|
Поводковый патрон с
поводком центрами
|
Резец
|
Штангенциркуль-1-125-0,1
|
045
|
Наплавка Наплавить шейку резьбовую
|
Переоборудованный
токарно-винторезный станок 1К62 Выпрямитель ВСА 600/300
|
Зажим для не центрирующего
вращения
|
Проволока 1,2 в среде СО2
|
|
050
|
Токарная. Проточить шейку и нарезать резьбу
|
Токарно-винторезный станок
1К62
|
Поводковый патрон с
поводком центрами
|
|
Штангенциркуль -1-125-0,1
|
. Разработка операций по
восстановлению деталей
2.1 Расчет величины
производственной партии
Z = Nг * Кр * Р / Др.г. (1)= 970 * 0,9 * 1 / 253 = 3 ед.,
где Nг - годовая программа;
Кр - маршрутный коэффициент;
Р - количество одноименных деталей на автомобиле;
Др.г. - количество рабочих дней в году.
.2 Исходные данные
Операция 045. Наплавка
Деталь - рычаг рулевой трапеции.
Материал: - сталь 30Х
Материал электродной проволоки: - св.1,2
Диаметр электродной проволоки - d=1,6мм
Длина наплавки L = 30мм
Толщина наплавляемого слоя H = 2,5мм
Диаметр детали перед наплавкой d = 22 мм
Оборудование - переоборудованный токарно-винторезный
станок 1К62, выпрямитель ВСА-600/300, полуавтомат;
Установка детали - кулачковый патрон со смещенным
центром.
. Операция 050 Токарная
Деталь - рычаг рулевой трапеции ГАЗ-53 Д = 23,2, d =
22, L = 30
Материал - сталь 30Х
Твердость - НВ 286-321
Масса детали - не более 10 кг
Оборудование - токарно-винторезный станок 1К62
Режущий инструмент - резец проходной с пластинкой
TI5K6, резец резьбовой Р18
Установка детали - в патроне, со смещенным центром.
Условия обработки - без охлаждения
.3 Определение припусков на обработку
Определить припуски на обработку при наплавке резьбы
рычага рулевой трапеции автомобиля ГАЗ-53 (деталь 53-3001030131)
Наплавка 0,6 и выше
Номинальный диаметр Дном = 22
Принимаем к расчету: 25,2 (1,6 с обеих сторон)
Повреждение износа резьбы составил 21мм.
2.4 Содержание операции
Операция 035 - Наплавка
№ перехода
|
Содержание перехода
|
1 2 3 4 5
|
Установить на
токарно-винторезный станок (1К62). Наплавить 1,1 с 21до 23,2 на длину L=30мм
Предварительно обработать Измерить штангенциркулем ШЦ-125-0,1 Снять деталь
|
Операция 050 - токарная
№ перехода
|
Содержание перехода
|
1 2 3 4 5 6
|
Установить кулак поворотный
в центра. Проточить шейку под резьбу с Д = 23,2 до d = 22 на длине L=30 Снять
фаску 2 x 45 на d = 22 Измерить шейку под резьбу штангенциркулем ШЦ-125-0,1
Нарезать резьбу М22х1,5 резьбовым резцом P18 на длине L = 30 Снять деталь
|
.5 Определение технических норм времени по операциям
Операция №1 Наплавочная (наплавить);
Оперативное время:
tоп = (tо + tB1) * L + tB2,
(2)
где tоп - оперативное время на одно изделие, мин;о
- основное время на один погонный метр сварочного шва. Время в течении которого
происходит разогрев и плавления металла (основного и присадочного) для
образования сварочного шва, мин;B1 - вспомогательное время,
связанное с переходом (длиной свариваемого шва на 1 погонный метр шва, мин; в
среде углекислого газа применяется 0,82 мин, стр.310;- длина шва или валика, м;B2
- вспомогательное время, связанное со сваркой изделия, мин; принимается
по табл. IV.3.2 стр.310.
to.п=(0,011+0,82)*0,682+0,44=1,007м/мин,
Время обслуживания рабочего места: to.p.м принимается: 11,0 - 15,0% от
оперативного времени.
to.p.м = (0,11 - 0,15) * tоп., (3).p.м = 0,15*1,007 = 0,15 мин.
Подготовительно-заключительное время: применяется по табл.IV.3.8, пункты
2, 4, 6, 7, 8в и 9а и равно 16 мин.
Масса расплавленного металла:
Gр.м
= ., (4)
где
н -
коэффициент наплавки г/мин.р.м = = 0,18
г/мин.
Объем
расплавленного металла:
Qр.м
= , (5)
где
-
плотность расплавленного металла, г/см3, принимаемая равной
плотности расплавленного металла, принимается в табл.IV.3.1 (стр.310)р.м = = 0,82
см3/мин.
Скорость
подачи электродной проволоки:
υпр = , (6)
где
d - диаметр электродной проволоки, мм.;
υпр -
скорость подачи электродной проволоки, м/мин.
υпр = = 0,41
м/мин.
Скорость
наплавки:
υн = , (7)
где
t - толщина наплавленного слоя, мм.;- подача на один оборот детали (шаг
наплавки), мм/об.;
υн - скорость
наплавки, м/мин.;
К
- коэффициент перехода металла на наплавляемую поверхность, то есть
коэффициент, учитывающий выгорание или разбрызгивание металла;
а
- коэффициент неполноты наплавляемого слоя.
Значение
коэффициентов К и а приводятся в таблице IV.3.7.
Подача
или шаг наплавки S определяется экспериментально, так как часто от нее зависят
механические качества наплавленного слоя. Ориентировочно
=
(1,2 - 2)d,
где
d - диаметр электродной проволоки, мм.= 1,6 * 2 = 3,2 мм.
Частота
вращения:
n
= , (8)
где
D - диаметр наплавляемой детали, мм.;- частота вращения.
n
= = 2,03
об/мин.
где
d - диаметр электродной проволоки, мм.
Основное
(машинное) время:
tо
= * i, (9)
где
L - длина шва, мм.;- частота вращения детали, об/мин.;- подача (шаг наплавки),
мм/об. изд.;- количество слоев наплавки.о = * 1 =
0,011 мин.
Длина
шва:
L
= , (10)
где
D - диаметр обрабатываемой поверхности, мм.;- длина наплавки, мм.;- шаг
наплавки, мм.= =
682,95мм = 0,682 м.
Вспомогательное
время, связанное с переходом, при наплавке резьбы:
tв
= tв1 * L, (11)в = 0,82 *0,682= 0,56 мин.
Операция
№2- Токарная
Для
всех станочных работ техническая норма времени
Тш.к.
= tо + tв.у. + t в.п. + tо.р.м. + , (12)
где
Т ш.к- штучно- калькуляционное время;о- основное (машинное) время- расчетом на
основании рекомендуемых режимов обработки или данных для их определения и
расчетных данных, вытекающих из размеров обрабатываемых деталей;в.у. -
вспомогательное время на установку и снятие деталей, IV.3.58, (стр. 347);в.п. -
вспомогательное время, связанное с переходом, IV.3.56, (7,стр. 346);о.р.м. -
время обслуживания рабочего места, IV.3.62, (стр.350);п.з.- подготовительно-
заключительное время, IV.3.57,(разделы 1, 6, 10).
Тш.к.
= 45,57 + 0,35 + 0,30 + 6 + = 56,55
мин.
Все
нормы времени, кроме основного, при нормировании применяются из нормативных
таблиц.
Основное
(машинное) время tо для всех видов обработки определяются из формулы:
tо
= , (13)о =
= 45,57
об/мин.
где l - длина обрабатываемой поверхности, мм;- величина врезания и выхода
инструмента;- частота вращения детали, вытекает из скорости резания, об/мин;-
подача на один оборот детали, мм/об ;- число ходов.
y =y1 +y2 +y3, (14)
где y1 - величина врезания резца, равная t/tд Q, мм;- глубина резания,
(1,00) мм;- перебег резца при обтачивании на проход (y2 =2-3 мм);- взятие
пробной стружки (y3 = 2-3 мм)= 1,00/1 =1 мм= 1 +3+3 = 7 мм
Скорость резания определяется по эмпирическим зависимостям:
υ = , (15)
где
-
коэффициент, зависящий от условий работы и механических качеств обрабатываемого
материала и металла инструмента;
К
- поправочный коэффициент, характеризующий конкретные условия работы;
tυ - глубина резания, мм;
Sυ - подача, мм/об.(7,таб. IV.3.54 - IV.3.55)
υ = 1,5 = 255
мм/мин.
3. Планировка оборудования и рабочих
мест на участке
.1 Определение годовой трудоемкости
работ на участке
рычаг рулевой трапеция деталь
Годовой объем работ по каждой операции в отдельности
рассчитывают по формуле
г =tnN Кмр (чел/ч),
(16)
Тг=5*1*970*0,9=4365чел/ч
где t - трудоемкость на единицу продукции,
чел/ч;- число одноименных деталей в изделии, шт.;- годовая программа (по
заданию);
Кмр - маршрутный коэффициент ремонта
(по заданию).
.2 Определение количества рабочих
(чел),
(17)сп=
где
Фдр - действительный фонд времени рабочего, ч ([7], с. 21)
.3 Определение количества оборудования
(ед.),
(18)
Хоб=
где Фд.о. - действительный годовой
фонд времени работы оборудования, ч ([7], с. 21)
3.4 Определение площади участка
Площадь участка определяют по формуле
(м2),
(19)уч=10*5=50м2.
где ∑fоб - суммарная площадь
оборудования и организационной оснастки, м2
Кп - коэффициент плотности
расстановки оборудования, для механического и гальванического участков. Кп
= 4...5, для сварочно-наплавочного и кузнечного Кп = 5,5...6,5.
4. Конструкторская часть
.1 Назначение приспособления
Данное приспособление предназначено для закрепления рычага рулевой
трапеции для ремонта этой детали. Деталь в данном приспособлении центруется и
жестко закрепляется, что позволяет точно обработать деталь без смещения. Это
приспособление удобно при работе с данной деталью.
.2 Устройство и работа приспособления
Приспособление состоит из основания, к которому с одной стороны
прикреплена направляющая, а с другой стороны затяжной винт. Направляющая
предназначена для центровки рычага рулевой трапеции. С помощью затяжного винта
приспособление устанавливается в ручном гидропрессе.
Затяжной винт и основание приспособления изготовлены из стали 5 ГОСТ
380-88, а направляющая изготовлена из стали 3 ГОСТ 380-88.
При пользовании приспособлением не представляет никакой сложности. При
установке детали нужно установить деталь и приспособление и затянуть на ручном
гидропрессе.
Приспособление в процессе эксплуатации и обслуживании не представляет
никакой сложности, им очень удобно пользоваться, так как деталь можно быстро
установить и снять.
Также, оно малогабаритно, что очень удобно в плане хранения не занимает
много места, очень практично.
Приспособление имеет простое крепление, что не занимает много сил и
времени при установке и снятии детали.
4.3 Расчет на прочность одного соединения
Определение диаметра резьбы болта для крепления направляющей и затяжного
винта. Материал болта класса прочности 2.
Допустимое напряжение:
[σ]p = , (20)
где
Sт - значение требуемого коэффициента запаса. Приводится в таб.3.4
стр.64.
σт - предел текучести материала болта. Приводится в таблице
3.3 стр.61
Расчетная
нагрузка:
расч. = 1,3 * Fо
(21)расч. = 1,3 * 37,3 = 48,49 кН.o = , (22)
где к = 1,4 … 2 - коэффициент запаса по сдвигу деталей;= 0,15 … 0,20 -
коэффициент трения, для стальных и чугунных поверхностей;= 1 … 2 - число
стыков;- число болтов.
Fo
= = 37,3
мм.
Расчетный
диаметр резьбы:
[dp]
≥√ , (23)
[dp]
≥√ = 12,43
мм.≈ d - 0,94 * р, (24)
где d и p - наружный диаметр и шаг резьбы.≈ 22 - 0,94 * 1,5 = 20,59
мм.
Резьба M 22 пригодна.
5. Техника безопасности
.1 Техника безопасности работы
. Работать только на станках, к которым имеется допуск, и выполнять
работу, которая поручена.
. Сосредоточить внимание на выполняемой работе, не отвлекаться на
посторонние дела и разговоры, не отвлекать других.
. Не допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношения к
порученной работе. Без разрешения мастера не доверять свой работающий станок
другому рабочему.
. Не опираться на станок во время его работы и не позволять делать это
другим.
. Заметив нарушение инструкции другим рабочим, предупредить его о
необходимости соблюдения требований по технике безопасности.
. О всяком несчастном случае немедленно поставить в известность мастера
или бригадира и обратиться в медицинский пункт.
. При ремонте станка и пусковых устройств на станке должен быть вывешен
плакат: «Не включать - ремонт».
. Нельзя работать на неисправном и не имеющем необходимых ограждений
станке. Не производить ремонт и переделку станка самостоятельно.
. Запрещается работать на станке в рукавицах или перчатках, а также с
забинтованными пальцами без резиновых напальчников.
. Во избежание несчастных случаев и попадания грязи и стружки в механизмы
станка запрещается обдувать воздухом из шланга обрабатываемую поверхность и
станок.
. Надежно и жестко закреплять обрабатываемую деталь на станке.
. Масса и габаритные размеры обрабатываемой детали должны соответствовать
паспортным данным станка.
. При всяком перерыве в подаче электроэнергии немедленно выключить
электрооборудование станка.
. Если на металлических частях станка обнаружено напряжение (ощущение
тока), электродвигатель работает на две фазы (гудит), заземляющий провод
оборван, остановить станок и немедленно доложить мастеру о неисправности
электрооборудования.
. Пользоваться деревянной решеткой и содержать ее в исправном состоянии.
.2 Пожарная
безопасность на предприятии
В рамках обеспечения пожарной безопасности, являющейся неотъемлемой
частью охраны труда, исключается воздействие на работников и имущество
юридического лица факторов, сопутствующих возникновению пожара.
Пожарная безопасность подразумевает разработку политики предприятия по
недопущению возникновения и развития пожара, направленную на решение следующего
круга задач:
· реализацию комплекса мероприятий, направленных на ограничение
распространения пожара;
· обеспечение объектов средствами пожарного контроля,
оповещения сотрудников предприятия о возникновении нештатной ситуации и
непосредственного пожаротушения;
· принятие организационных мер, направленных на контроль над
соблюдением сотрудниками нормативных требования ПБ;
· повышение уровня информированности работников и должностных
лиц о мерах по обеспечению пожарной безопасности;
· организацию
и проведение производственного контроля
<http://www.arm-m.com/services/proizvodstvennyj-kontrol.php>.
Обеспечение пожарной безопасности неразрывно связано с соблюдением
основных нормативных требований в сфере ТБ и принятием инструкции по пожарной
безопасности, действующей в рамках предприятия.
Инструкция по пожарной безопасности разрабатывается, исходя из
специфических особенностей производственных объектов, техпроцессов,
используемого оборудования, материалов и уровня экологической безопасности.
Заключение
Деталь: Деталь рулевой трапеции
Дефекты: Погнутость рычага;
Износ шпоночной канавки;
Износ резьбы М22x1,5.
В курсовом проекте разработан технологический процесс восстановления
ремонтом дефектов рычага рулевой трапеции ГАЗ - 53, выбраны способы
восстановления с подбором необходимого оборудования, приспособлений и
инструментов.
К каждой операции рассчитаны технические нормы времени, которые
необходимы для организации ремонтных работ, а так же разработано приспособление
для крепления рычага рулевой трапеции автомобиля ГАЗ - 53, которое обеспечивает
точность обработки и увеличения производительности труда. Что приводит к
качеству и улучшению условий труда.
Операция №1 - to.п = 1,007 мин. to=0,011мин.
Операция №2 - to = 45,7 мин., tш.к= 56,55мин.
Годовая трудоемкость на участке:4365чел/час.
Кол-ва рабочих на участке 3чел.
Площадь участка: 50м2
Расчет на прочность одного соединения
Допустимое напряжение:
[σ]p = 40 Н/мм2.
Расчетная нагрузка:расч. =48,49 кН.o = 37,3 мм.
Расчетный диаметр резьбы:
[dp] ≥= 12,43 мм.≈ 20,59 мм.
Список использованной литературы
1. Карагодин
В. И., Митрохин Н.Н. «Ремонт автомобилей и двигателей»: Учебник для студентов
средне - профессионального учебного заведения. - М.: Мастерство; Высшая школа,
2001.- 496 с.
. Куклин
Н.Г., Куклина Г.С. «Детали машин»: Учебник для машиностроительных специальных
техникумов.- 3- е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. Шк., 1984- 255 с., ил.
.
Методические указания.
. Выписка из
« Справочника технолога авторемонтного производства» под редакцией Г. А.
Малышева М. Транспорт. 1977 г.