Система образования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система образования

Введение

Прежде чем начать разговор в рамках данной работы, стоит ответить на вопросы: что же стоит за словом образование? Каков его смысл и каково его значение? Процесс это или результат? А возможно ли, что то и другое? И за этим обратимся к известным источникам информации.

Существует множество трактовок и толкований этого слова. Итак, с одной стороны, образование - это получение систематизированных знаний и навыков, обучение и просвещение. Это совокупность знаний, полученных в результате обучения. Образование можно считать и целенаправленным процессом, а также достигнутым результатом воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающимся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [2]. Это своеобразная система или общность как широкого, так и узкого круга знаний, творческих и практических умений, способных накапливаться, а если говорить о знаниях, то и усваиваться в процессе обучения. По сути, образование можно толковать и как накопительный процесс и результат.

Стоит отметить очевидную для современного человека вещь: образование в настоящее время является, непосредственно, важным и неотъемлемым компонентом нашей жизни, результатом которого являются необходимые и полезные знания. Они требуются повсеместно и в любое время. Это некий нематериальный ресурс, имеющий, однако, не только интеллектуальные, но ещё и материальные очертания и проявления. Знания позволяют нам строить мосты, возводить сооружения, запускать ракеты в космос, оценивать и сопоставлять исторические факты и события, вести беседы и споры, обсуждения; писать очерки, статьи; составлять алгоритмы и реализовывать виртуальные проекты. Они передаются от одного человека другому (или группе людей) путём их усвоения, а также с помощью применяемых методов (а впоследствии и методик).

Процесс передачи, усвоения и реализации как в теории, так и на практике знаний, несомненно, должен носить некий упорядоченный, систематический, стратификационный характер. Это выражается в распределении нагрузки и уровня знаний в разных группах и на разных стадиях обучения. Так, ребёнок, находящийся в подготовительной дошкольной группе при детском саде, не получит знания того уровня и той сложности, какие он будет приобретать, обучаясь в школе или, к примеру, в институте, техникуме.

Мощным комплексом, обеспечивающим своевременность усвоения и закрепления полученных в процессе обучения (образования) знаний, является система образования. Поэтому актуальность тематики, посвящённой системе уровней образования, состоит в том, что современный человек на всех стадиях своей жизни проходит процесс образования - начиная с яслей, детского сада и школы, и заканчивая каким-нибудь либо ВУЗом, либо ПТУ или другим ОУ, а возможно и в дальнейшем продолжая обучение по дополнительным образовательным программам (ДОП), либо другим альтернативным вариантам.

Таким образом, система уровней образования в РФ, по моему мнению, даёт человеку возможность не только двигаться вперед по ступеням обучения, но ещё и осуществлять выбор возможного пути своего развитии, а также специфики и планомерности приобретения знаний.

Глава 1. Система образования

Обратимся к объекту изучения в работе. Итак, как известно, система образования в Российской Федерации есть совокупность связанных друг с другом элементов и взаимодействующих субъектов, направленных на достижение целей образования [3] (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., ст. 10, п. 1). Можно сказать, что образовательная система нашей страны является своеобразным соединительным, как указывалось выше, комплексом, создающим направленный, постепенный процесс приобретения знаний, их систематического усвоения и практической реализации. Изложим сущность и определим структуру этого комплекса.

Согласно ФЗ «Об Образовании» в редакции от 27 марта 2012 года, система образования Российской Федерации в себя включает: во-первых, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, а также образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности; во-вторых, организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законные представителей); в-третьих, органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы; в-четвёртых, организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования; наконец, объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [3] (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., ст. 10, п. 2). Все перечисленные компоненты находятся во взаимозависимости. Таким образом, организации, задействованные в образовательной деятельности, а также отдельные юридические лица не вправе заниматься таковой без ведома и соответствующего контроля со стороны уполномоченных органов (властных, юридических, оценочных), осуществляющих управление, оценку в сфере образования. Деятельность же и той, и другой сторон регламентируется стандартами, актами, указами, программами в образовании. Регулирование взаимоотношений в образовательном процессе, как я полагаю, осуществляется на основе опыта, приобретаемого в результате взаимодействия этих компонентов в ходе хронологического течения, а также некоей совокупности прецедентов.

Образование делится на образование общее, профессиональное, дополнительное, а также профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (так называемое непрерывное образование). Под дополнительным образованием необходимо понимать как дополнительное образование детей и взрослых, так и дополнительное профессиональное образование.

В трактовке ФЗ «Об Образовании» от 27 марта 2012 г., дополнительное образование детей и взрослых направлено на то, чтобы формировать и развивать творческие способностей у детей и взрослых, удовлетворять их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и развитии, активно формировать культуру здорового, безопасного образа жизни и деятельности, укрепление здоровья, а также организацию их досуга в свободное. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Причём дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. В свою очередь, дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. А дополнительные предпрофессиональные программы реализуются для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта [3] (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., ст. 79, п. 1 и 3).

По моему рассуждению, дополнительное образование необходимо взрослому человеку для пополнения багажа знаний, покрытия их недостатка за счёт обучения на различного рода факультативах, отделениях специальных учебных программ, в центрах дополнительной подготовки, курсах повышения квалификации. Это помогает человеку приобрести необходимые знания в интересующей его области и по конкретному направлению. Детям же дополнительное образование обычно навязывается взрослыми для того, чтобы часть своего свободного времени ребёнок был занят определённым занятием, то есть для обеспечения рационального менеджмента времени. По современным меркам считается в норме вещей факт того, что ребёнок часть своего внеучебного времени занимает посещением либо факультативов, либо специализированных кружков, секций.

Данная позиция кажется мне вполне приемлемой, поскольку воспитывает в человеке определённое логическое и объективное видение не только учёбы, но и образования в целом, развивает у него бережливое отношение ко времени, позволяет рационально его использовать. Единственное «но» с моей стороны обусловлено тем, что с для детей младшего возраста выбор взрослых является направляющим и определяющим, однако предрасположенность ребёнка может оказаться лежащей в совершенно иной области, и поэтому неосознанная специализация может причинить вред для последующего его становления как взрослого человека. Другое дело - когда родители ориентировочно знают о том, какие задатки у их чада, и процесс начинает развиваться в другом направлении.

Система образования создает условия для непрерывного образования, реализуя преемственные основные образовательные и различные дополнительные (образовательные) программы, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования.

Вот сейчас мы подошли к раскрытию сути и содержания темы работы. Итак, как автор и инициатор рассуждений не эту тематику, попытаюсь высказаться, а заодно и дать свою интерпретацию системе уровней образования.

Глава 2. Система уровней образования. Структура и особенности

Как известно, общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования [3]. В нашей стране определены следующие уровни образования в последовательности: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование (в категориях: специалитет, магистратура), высшее образование (в аспекте подготовки кадров высшей квалификации). По моему мнению, необходимо рассмотреть каждый из упомянутых уровней образования, поскольку возникает желание раскрыть суть каждого из них, а затем придти путём частного рассуждения к общим выводу и результатам.

Итак, дошкольное образование, наряду с начальным общим образованием, основным общим образованием и средним общим образованием. Дошкольное образование формирует общую культуру, развивает физические, интеллектуальные и личностные качества у учащихся, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, упразднение недостатков в физическом или психическом развитии детей (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., ст. 64, п. 1).

Это, пожалуй, самый ответственный и полезный этап с позиции закладывания начала сознательного образования в жизни каждого человека. Поскольку развитие, определение и выражение способностей и формирование мышления человека, думаю, происходит именно в этот период образования. В подготовительных группах, как правило, формируемых при детских садах, ребёнок приобретает необходимые для школы знания по предметам и дисциплинам, практические навыки, а также проходит пробные процедуры учёбы по аналогии со школьными уроками и занятиями. Разумеется, содержание процесса может быть различным и зависеть от инициативы руководства детсадов или секций дошкольного образования.

Далее - начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Эта категория (уровень) образовательной системы, пожалуй, представляет не менее важный этап в формировании человека наряду с дошкольным (подготовительным) образованием, поскольку в школе закладываются основы мышления, и даются необходимые знания и навыки для дальнейшей деятельности учащегося (ребёнка, подростка), связанной с учёбой на следующей ступени образовательной системы. Школа (гимназия) является отправным пунктом для человека во взрослую жизнь, делает попытки сформировать в нём трезвое, добросовестное и ответственное отношение к своей деятельности и работе, учит мыслить системно, комплексно. Однако, рассуждая обо всей этой нише в общем, так сказать, в целом, я невольно стираю границы между её основными подэтапами, каждый из которых вносит свой вклад, а также ведёт к своей цели, решает конкретные задачи. Поэтому предлагаю рассмотреть каждый из них подробнее.

Итак, первое - начальное общее образование - необходимо для того, чтобы сформировать личность учащегося. Оно служит для развития его индивидуальных способностей, даёт положительную мотивацию и умения в учёбе: ребёнок учится технике чтения, учится письму и чистописанию. Развивается умение считать, основные навыки в учебе, элементы теоретического мышления, простейшие навыки самоконтроля, культура поведения и речи, закладываются основы здорового образа жизни. На этом подэтапе ребёнок (учащийся) усиленно формируется и развивается с позиции умственного воспитания. Здесь же развивается и творческий потенциал. Продлённые занятия зачастую помогают ученикам освоить непонятый материал, подтянуть свои знания в совместительстве с учителем или наставником. Однако свободное внеурочное время, проводимое на продлённых занятиях (так называемых продлёнках), может быть в альтернативе потрачено на дополнительное образование, будь то занятия в секциях или кружках как творческого (рисование, моделизм, танцы), так и спортивного профиля (лёгкая атлетика, единоборства и другие виды спорта).

Следующим в нише общего образования является основное общее образование. Оно необходимо для становления и формирования личности обучающегося. Оно формирует у него некие нравственные убеждения, здоровый образ жизни, определённый уровень культуры общения между сверстниками, взрослыми людьми, представителями разных наций и уважительное отношение ко всем. Основное образование позволяет ученикам усваивать материалы, составляющие основы многих наук. В конце концов, учащиеся изучают основы русского языка, приобретают навыки умственного и физического труда, на развитие его склонностей, интересов, а также способности к социальному самоопределению.

Венцом общего образования является среднее общее образование. Это своеобразный отправной пункт во взрослую жизнь учащихся, прошедших многие моменты учёбы, и освоивших достаточный для дальнейшего своего образования уровень. Оно, прежде всего, направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей ученика. Оно формирует навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации по профилям, профессиональной ориентации по результатам, полученным от среднего общего образования, подготавливает учащегося к жизни в обществе, самостоятельному выбору в жизни, к началу трудовой деятельности и продолжению образования (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., ст. 66, п. 3). Этот этап во всей череде уровней образования, как я полагаю, следует считать самым важным, поскольку именно в этот период обучения ученик приобретает все навыки, практические умения, знания, которые так необходимы ему во взрослой жизни, а также для продолжения учёбы на более высокой ступени - в ВУЗах, проф. училищах и т.п.

Как правило, выпускным моментом на этом уровне обучения является сдача Единого Государственного Экзамена, подготовка к которому длится в течение последнего года обучения. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки достижения обучающимися требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования контрольных измерительных материалов (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., ст. 69, п. 1). Это весьма и весьма ответственный момент, поскольку результаты такого мероприятия влияют на заинтересованность многими ВУЗами и проф. училищами в наборе студентов. Естественно, наибольшее предпочтение отдаётся выпускникам средних общеобразовательных школ (СОШ) с лучшими результатами (хорошими и отличными). Не без внимания остаётся и успеваемость учащихся, отражающаяся в выпускных документах - аттестатах. На содержимое аттестатов ВУЗы и проф. училища тоже обращают внимание.

Потому добросовестное или, по крайней мере, ответственное отношение к учёбе в школе важно, а знания и, приобретаемые в школе, важны в дальнейшей учебной деятельности. Здесь закладывается большая, основная и опорная их база. В свете этого факта хочу сделать обращение к подрастающему поколению: «Пока есть время и возможности, старайтесь ответственно и добросовестно относиться к учению - в нём заложены большая сила и потенциал»

Среднее профессиональное образование решает задачи по обеспечению интеллектуального, культурного и профессионального развития человека. Основная цель такого образования - подготовка квалифицированных рабочих, а также специалистов среднего звена по всем основным направлениям. Оно позволяет удовлетворить потребности учащегося личности в углублении и расширении своего образования. Причём, как указано в ст. 71, п. 3 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. И в этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, которая реализуется на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования. Высказывая своё мнение, хочу отметить, что профессиональное среднее образование не является пиком в развитии учащегося на этой стадии. Продолжением является высшее профессиональное образование, включающее бакалавриат, специалитет, магистратуру, подготовку кадров высшей квалификации - всё, как и на уровне высшего образования. Профессиональное образование является отличным дополнением к среднему общему, поскольку оно учитывает интересы, стремления человека в интересном для него направлении.

Однако здесь перед учащимся встаёт вопрос: как же быть дальше - после среднего общего образования? Пойти в проф. училище или же в ВУЗ? Как показывает практика, каждый идёт своей дорогой: некоторые поступают проф. училища, обучаются в них, а после идут либо трудоустраиваться, считая достаточным достигнутый уровень, либо продолжают учёбу, поступая в ВУЗы, зачастую с зачислением на средний (третий) курс, либо продолжает обучение по высшему профессиональному образованию. Возможно множество вариантов в данной ситуации, как и путей развития событий. Оставаясь при своём мнении, скажу, что введение выбора между профессиональным и высшим образованием даёт человеку право выбора того, что ему нужно. Правда, многое здесь зависит от степени готовности и устремлённости человека к просвещению и образованию в конкретной области. Путь от среднего профессионального к высшему общему или профессиональному образованиям полезен тем, что человек получает в проф. училищах практические и теоретические навыки, имеющие наибольшую приближенность, по сравнению с той ситуацией, когда выпускник школы поступает сразу же после СОШ в институт (университет), имея школьные навыки и знания. Естественно, в большей степени выигрывает учащийся, пришедший после проф. училища.

Альтернативным и, пожалуй, наиболее приемлемым путём развития событий по лестнице (системе уровней) образования для многих выпускников СОШ становится движение по пути высшего образования. Человек отныне уже абитуриент. Как было сказано выше, степень соответствия требованиям того или иного ВУЗа определяется успеваемостью и успешностью абитуриента. Итак, немного о высшем образовании.

Высшее образование ставит целью своей обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям в соответствии с необходимостями в них общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научной, педагогической квалификации [3] (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., ст. 69, п. 1). Говоря в более простой форме, государство и общество нуждается в квалифицированных специализированных кадрах (работниках умственного и физического труда, творчески и научно подкованных людях). Поэтому в каждом ВУЗе, в зависимости от местных потребностей в людях с квалификацией и специальностью (инженер, экономист, политолог, историк, филолог, врач и т.п.), имеется опредёлённый набор специальностей, равно как и кафедр, обучающих людей по интересующим их направлениям и по определённому профилю, то есть с уклоном и упором на специальность. Высказывая свою точку зрения, могу поддержать такую позицию, поскольку квалифицированные кадры, специалисты всегда и везде были нужны не только как исполнительные сотрудники, но и как элита своего дела, своей отрасли. Они необходимы для решения тех задач, которые людям без соответствующей квалификации и необходимых знаний не под силу. Поэтому регулярность выпуска таких людей необходима в каждом из существующих ВУЗов, особенно государственных.

Как известно, помимо специалитета (обучение по направлению, регламентированному в образовательной программе, реализуемое с первого года обучения студента), существует бакалавриат (как правило, 4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). К освоению программ бакалавриата (академического, прикладного) или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Для лиц, имеющих диплом бакалавра с присвоением квалификации бакалавра и поступающих на обучение по программам магистратуры, срок получения высшего образования - магистратуры увеличивается на один год [3]. Естественно, по аналогии с профессиональным образованием, студент (ныне так буду называть учащегося) имеет право выбора своего пути - либо быть выпущенным специалистом, либо пойти по пути бакалавр и на достигнутом остановиться, либо продолжить обучение с бакалавра по магистерской программе.

Эта разветвлённая система положительна со стороны того факта, что студент получает право выбора своей деятельности в ВУЗе. Магистратура, к примеру, позволяет студенту (в обязательном порядке) принимать участие в общественно-научной деятельности - участвовать в конференциях, выступать на семинарах, вести начальную педагогическую деятельность, публиковаться, что, несомненно, идёт на пользу самому магистранту с точки зрения его развития. Однако такая дорога обычно по душе лишь единицам, поскольку многие студенты не видят смысла в своеобразном увеличении своего пребывания на учёбе в ВУЗе. Многие стремятся, будучи на последних курсах обучения, найти себе работу либо по специальности (если интерес к таковой и предрасположенность имеются), либо, что актуальнее всего, подыскать себе хорошо оплачиваемую должность другого направления или общего направления.Стоит привести цитату одного древнеримского сенатора, автора романа «Сатирикон» - Петрония Арбитра Гая: <#"justify">Моё мнение - необходимо с младших курсов посвящать студентов в вопросы определения своего пути обучения. То есть учащийся примерно может себе представить, кем он будет - специалистом, или же магистром? Это очень важный аспект.

Продолжением обучения в ВУЗе по его программам является аспирантура, докторантура (ординатура в медицинских ВУЗах). По результатам освоения программы аспирантуры (адъюнктуре) учащийся получает квалификацию «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь» при защите диссертации, в результате чего ему выдается диплом кандидата наук [5]. Что же касается медицинских ВУЗов, то по результатам освоения программы ординатуры, программы ассистентуры- стажировки - присваивается квалификация, определенная федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 27 марта 2012 г., ст. 69, п. 1).

Что будет дальше - аспирантура, докторантура, самостоятельные исследования, преподавательская деятельность - решать самому учащемуся, выпускнику. Образование не имеет границ и предела.

Стоит отметить, что высшее образование часто становится предметом махинаций с выпускными документами. По сути, некоторые люди, не желая проходить обучение в ВУЗах, решают данный вопрос денежным путём, и на выходе получают диплом по необходимой им специальности. Такое развитие событий, как я полагаю, категорически идёт во вред прогрессу и развитию образования. К счастью, таких людей пока единицы, поскольку намного эффективнее и полезнее использовать возможность учиться, обучаться, чтобы иметь возможность дальнейшего саморазвития, приобретения дополнительных знаний. Как говорил Георг Зиммель, немецкий философ и социолог: «Часто, диплом о высшем образовании всего-лишь лакмусовая бумажка безграмотности» Так оно в жизни и происходит. Весьма частым явлением становится также и выпуск кадров, чей уровень подготовки, объём знаний, умений и практических навыков оставляет желать лучшего, то есть не соответствует требованиям во многих аспектах, включая дальнейшую рабочую деятельность.

Поэтому важно быть заинтересованным в своём образовании современным человеком. Сам процесс образования не имеет предела и границ. Многое зависит от самого человека. Он выбирает, как ему быть, на какие знания и умения опираться.

Заключение

профессиональный образование бакалавриат специалитет

Итак, мы рассмотрели основные этапы, или, вернее - уровни образования. На каждом из них, несомненно, важен в большей степени сам процесс, а уже после необходим и соответствующий результат. Как было отмечено ранее, система уровней образования нашей страны в настоящее время ориентирована на возможность выбора каждым из учащихся, исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых, своего пути образования.

Однако, по моему мнению, необходима дальнейшая модернизация системы уровней образования в том аспекте, когда учащиеся на стадиях обучения в средних школах (общее среднее образование) получают определённые ориентиры на свою дальнейшую деятельность. Суть предложения в том, что в курсы учащихся будут вводиться, в зависимости, к примеру, от проф. ориентации классов (поскольку говорим мы о последних классах обучения в школах), отдельные предметы (дисциплины), по уровню приближенные к спец. дисциплинам в ВУЗах (технические, медицинские, гуманитарные и т.п.). Как я полагаю, такого рода внедрения помогут учащимся в освоении на уровне начальных курсов овладеть необходимыми знаниями, и, таким образом, в ВУЗах учащиеся новых наборов будут чувствовать себя несколько свободнее, компетентнее и полноценнее в общих вопросах своей специальности или, по крайней мере, своего направления. Разумеется, процедура данного внедрения будет предполагать привлечение преподавателей из ВУЗов или же проф. училищ, которые смогут обучить школьников необходимым навыкам, дать набор знаний, умение мыслить логически и т. п. В сравнении с программами в ВУЗах, в школах подобные системные занятия будут проводиться с нагрузкой в разумных для такого уровня пределах. Они будут упрощены, требования снижены. А для преподавания будут разработаны специальные методики.

Список использованных источников

1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук <#"justify">2.Сапрыкин Д.Л. <#"justify">.Проект ФЗ «Об Образовании» от 27 марта 2012 г. МинОбрНауки.

.А. Сикалев. Цитаты известных людей. М.: Umora, 2009 - 290 с.

.Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 64.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!