Роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста

ГОУ ВПО Якутский Государственный Университет им. М.К. Аммосова

Институт Физической Культуры и Спорта

Кафедра теоретических основ физического воспитания и гимнастики










КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста»



Выполнил: студент III группы ТиМФВ-07К

Захаров Михаил Владимирович

Научный руководитель: Гоголев Н.Е.

Старший преподаватель



Якутск 2008

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста

.1 Особенности национальных видов спорта

.2 Физиологическая специфика юношей старшего школьного возраста

.3 Особенности использования национальных видов спорта в физическом воспитании

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей

.1 Диагностика физической подготовленности юношей старшего школьного возраста

.2 Использование национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании

.3 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

национальный спорт физическое развитие школьник

Введение

Актуальность исследования. Основу физического воспитания юношей старшего школьного возраста составляет физическая подготовка. Недооценка физической подготовки приводит к «однобокому» развитию учащихся.

Физическое воспитание детей это важная проблема всех народов. Особенно остро эта проблема стоит в последнее время, когда возрастает значение таких явлений народной педагогики как сбережение и возрождение традиций якутов, умение пользоваться в современных условиях.

Большую роль в развитии физической подготовки несет использование на занятиях национальных видов спорта. Отличительной чертой национальных видов спорта в Якутии является их прикладной характер, вырабатывавшийся в процессе многовековой практики, органическая связь с трудовой деятельностью. Традиционное физическое воспитание фактически формирует движения, которые имеют прикладное значение для будущей жизни. При зарождении и формировании физического упражнения исходили из народного опыта и необходимости игры для конечной цели - переноса двигательного действия в практику. Они способствуют развитию морально-волевых и физических качеств.

Особый интерес для нас представляла народная педагогика якутов как средство физического воспитания детей. (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намсараев, А.Ш Гашимов, Э.А. Измайлов, К.С. Чиряев, И.И. Портнягин, М.И. Павлова и др.).

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее дальнейшее исследование обосновали выбор темы курсовой работы: «Роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста».

Объект исследования: процесс физического воспитания юношей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: использование национальных видов спорта на занятиях физического воспитания.

Целью нашей работы является изучение роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: при использовании национальных видов спорта на занятиях физического воспитания повышается физическая подготовка юношей старшего школьного возраста.

Исходя из цели и гипотезы, перед нами стоят следующие задачи:

1.Выявить теоретические основы использования национальных видов спорта.

2.Определить эффективность применения национальных видов спорта на занятиях в старших классах.

.Выявить роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составляют труды П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Н.А. Фомина и других.

Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:

־теоретическое изучение литературы в данной области исследования;

־педагогические наблюдения;

־педагогический эксперимент.

Экспериментальная база: АСОШ Олекминского улуса Республики Саха (Якутии).

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для работы с юношами старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию для улучшения эффективности и качества физической подготовки.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты использования национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста

1.1 Особенности национальных видов спорта РС (Я)

В последнее время в школах Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этническими традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении этноса. Принятая в мае 1991 года «Концепция обновления и развития национальных школ в РС (Я)» отмечает, что знание родного языка, уважение культуры этноса, устного народного творчества обеспечивает процветание якутов. [25, с. 21]

В настоящее время изучение национальной культуры в республике Cаха (Якутия) и в России приобретает свою актуальность. Формирование их нравственной культуры, становление каждого дошкольника духовно богатой, творчески активной, гармонически развитой, целостной личностью. В контексте происходящих сдвигов подтверждается, что якутский народ, в основном, сохранил свои традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Для традиционного воспитания народная педагогика, сложившаяся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. [27, c. 14]

Национальные виды спорта народа Саха, как вид спорта, родились в процессе трудовой деятельности, и очень рано стали представлять собой объективно - существовавшие средства физического воспитания. С развитием национальной культуры народа Саха появилась потребность осуществлять свои действия в более эмоциональной форме - в форму состязания в силе, ловкости, выносливости и т.д. [7, c. 52]

На формировании самобытных видов спорта большое внимание оказали также природные, климатогеографические, производственные и другие особенности, в том числе и этнические. Примером этому может служить использование в состязаниях обязательных компонентов - аркана, нарт.

Традиционный образ жизни, жизнь в гармонии с природой - это не только прошлое человечества, но в значительной его части и будущее. В многовековом опыте народов, сохранивших себя в экстремальных условиях XXI века на своем этнографическом пространстве, ученые видят выход из экономического, экологического, психологического и нравственного кризиса индустриальной и урбанистической части человечества. Коренными народами Сибири, ведущими в большей части традиционный образ жизни на природе, накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях. Особо значимое место в нем занимает национальная культура якутов, и в первую очередь традиционные игры и игрушки. К сожалению, многовековая народная мудрость, азы воспитания детей народа Саха остаются все еще не использованными.

Якутская народная традиция воспитания передает нормы, составляющие ценностную основу жизни людей в их отношениях друг к другу и к родной природе, которая рассматривается человеком как особая персонификация себе подобного. Это обнаруживается в: стремлении прививать молодежи такие нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к родителям и старшим, бескорыстное гостеприимство; проявлении взрослыми безграничной любви и уважения к личности ребенка и, как правило, отсутствии жесткости в методах; широком использовании возможностей трудового воспитания как способа передачи детям не только производственных навыков родителей, но и развития в них общечеловеческих деловых, интеллектуальных и нравственно-эмоциональных качеств; привитие с младенчества любви, привязанности к родным местам и на этой основе - бережного, мудрого отношение к животному и растительному миру, людям. [6, c. 8]

В традиционном воспитании якутов система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Исследователи этнической этнопедагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими рациональными традициями воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности, осуществляемой в школе, так за ее пределами, необходимую стабильность, обеспечивает ее эффективность. Одна из особенностей национальных видов спорта способствуют развитию морально-волевых и физических качеств, приобретению навыков, необходимых в промысловой профессии. Умение профессионально метать, прыгать, бегать по лесным овражистым или горным участкам местности - это навык, который необходим и оленеводу, и охотнику и будущему воину.

Укреплению здоровья способствует возможность круглогодично заниматься национальными видами спорта.

Система традиционного физического воспитания способствует духовному обогащению личности, если:

а) воспитание является органической частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется в процессе решения жизненных задач;

б) традиции, выступая в виде принципов, норм, идеалов, правил, создающих общественное мнение, вырабатывают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность;

в) ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы [17, с. 37]

Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, национальные виды спорта пережили длительную эволюцию и возродились в новом качестве в наше время.

Их отличительными чертами являются прикладной характер, выработанный в процессе многовековой практики, органическая связь с трудовой деятельностью. Суровая природа Севера, тяжелые условия труда при занятии оленеводством, скотоводством, рыболовством, охотой в историческом развитии коренных народов Якутии привели к созданию уникальных спортивных состязаний, физических упражнений, самобытных игр. Состязания по национальным видам, основанные на мощных глубинных корнях, являясь плотью и кровью народной культуры, всегда пользовались большой популярностью.

Важной частью национального якутского праздника Ысыах издревле считаются спортивные состязания боотуров, традиционные праздники северных народов также не обходятся без спортивных игр. Победители прославлялись в народе, становились национальными героями, рассказы о них передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

В Якутии на основе экономических, социальных и культурных преобразований физическая культура и спорт стали важными факторами всестороннего развития личности.

В 70-80-е гг. XX века развивалась национальная борьба хапсагай, популярными являлись состязания, в основе которых были беговые и прыжковые упражнения. У северных народов сохранился обычай соревноваться в гонках оленьих упряжек, популярны состязания по имитации охоты на оленя. Национальные виды спорта наряду с общераспространенными стимулировали развитие массовой физкультуры и спорта высших достижений. В этот период произошли возрождение и становление на современной основе национальных видов спорта народов Якутии. [24, c. 14]

У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры.

Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье. К сожалению, большинство национальных упражнений, игр и видов спорта рассчитаны на лиц мужского пола и взрослую часть населения. Однако многие упражнения и игры модернизированы, облегчены и упрощены и с успехом могут применяться среди детей, в том числе и старшего школьного возраста.

К числу подвижных игр с участием большого количества детей и подростков можно отнести групповую борьбу хапсагай. Такие баталии обычно проводят зимой на снегу, летом - на поляне. Участники делятся на равные по силе команды. Проигравшие выбывают. Разрешается атаковать одного участника по несколько человек, возможны и другие варианты. За исходом схваток следят судьи. По договоренности нескольких сильных борцов могут сражаться с большой толпой нападающих.

В старших образовательных школах в вариативную часть программы необходимо включать такие специфические игры и состязания, как "Метание аркана на хорей", "Прыжки через нарты", "Перетягивание палки", "Гонки на лодках", "Стрельба из лука в цель", "Стрельба из лука на дальность", "Городки" (национальные) и пр. Кроме того, во внеучебное время рекомендуются секции по национальным видам спорта. [25, c. 19]

1.2 Физиологическая специфика юношей старшего школьного возраста

Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Важными ее чертами являются: незавершенность морфо-функционального развития, психо-эмоциональная неустойчивость, повышенная реактивность и чувствительность к действию различных средовых факторов и условий, социальная незрелость. Границы подросткового периода достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей данного периода. Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением являются интенсивный рост, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы. [23, с. 73]

В этот период в поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, отчего реакции по силе и характеру часто не соответствуют вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения, выражающаяся в дополнительных основной реакции сопутствующих движениях рук, ног и туловища (что особенно выражено у мальчиков).

Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства являются показателями усиления подкорковых влияний и ослабление тонуса коры головного мозга. Это также проявляется и в повышенной эмоциональности.

В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. Поэтому большое внимание необходимо уделять в этот возраст воспитанию сознательно контролируемого торможения реакций.

К концу данного периода устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Период перестройки организма, связанный с большим напряжением, требует радушного и бережного отношения со стороны окружающих взрослых людей. Именно недооценка серьезности положения в период созревания является причиной большого количества тяжелых конфликтов между подростками и родителями, и между подростками и учителями. [3, с. 58]

У современных подростков снизилась физическая работоспособность. Если в предыдущем десятилетии отмечалась акселерация, то теперь, напротив, наблюдается децелерация: увеличилось число подростков с пониженным весом и астеническим типом сложения.

В возрасте 13-14 лет продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метания) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, увеличивается прыгучесть.

Следует отметить неодновременность развития двигательных качеств организма. Увеличение скоростных свойств зависит от состояния ЦНС и заметно увеличивается от 7 до 16 лет (в 1,5 раза). Ловкость заметно меняется в 7-10 лет, способность переносить тело в пространстве повышается с 4 до 17 лет, точность попадания в цель - в младшем школьном возрасте. Сила мышц наиболее существенно возрастает с 11 до 16 лет, выносливость к статическим усилиям (вис, упор) - в 14-16 лет (мальчики).

В 13-14 летнем возрасте акцент делается на воспитание скоростных качеств и ловкости движений. При длительном дефиците движений возможно развитие предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок, в низкой функциональной активности внутренних органов, в отставании в развитии двигательных качеств, изменениях в физическом развитии.

Н.К. Шамаев в работе «Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом в Якутии» считает, что «у показателей развития школьников есть свои особенности. Национально - экологические особенности коренных национальностей Якутии предопределяют отставание в росто-весовых показателях по сравнению, например, с русским населением». Далее он замечает, что «изменение показателей роста и веса при развитии организма у детей любых национальностей происходит скачкообразно. Такие закономерности в развитии происходят у якутов - школьников на год позже, чем у русских». [24, с. 10]

Автор провел исследования в области определения уровня физического развития школьников и пришел к выводу, что городские школьники «имеют лучшие росто-весовые данные, чем сельские», что «темпы прироста за год росто-весовых показателей у детей северных районов несколько ниже по сравнению с жителями вилюйских и центральных районов». Он доказал, что «скоростно-силовые качества юных жителей Якутии по всем параметрам отстают от аналогичных данных жителей других зон России».

Доказано, что у юношей Якутии (якутов и русских) хорошо развита грудная клетка. Разница показателей окружности груди при вдохе и выдохе у северян имеет большое преимущество. У якутян - школьников, живущих в сельских местностях, грудная клетка развита лучше, чем у горожан.

Шамаев Н.К. привел такие общеизвестные факты, как «лица с меньшим собственным весом (массой) проявляют пониженные силовые возможности, а с низким ростом - обычно прыгают с места несколько хуже, чем их высокорослые сверстники с более значительной мышечной массой. В связи с этим разделяя, к примеру, результаты становой силы, силы кистей и прыжка в длину с места на вес тела, можно получить соответствующий коэффициент относительных показателей, который будет характеризовать физические возможности человека более реально». Автор считает, что «такой метод особенно необходим при исследовании уровня физической подготовленности жителей северных районов страны, где проживают значительное количество людей с малыми росто- весовыми данными». Хотя уровень скоростно-силовой подготовки юношей Севера намного ниже, чем у жителей средней полосы, «юноши - якуты имеют несколько лучшую относительную подготовку, чем русские - северяне».

Проведенный анализ сдачи нормативов ГТО Ш ступени в 1972 году «отразил реальную картину уровня развития физических качеств, как выносливость, быстрота, сила. У юношей скоростно-силовые качества развиты в какой-то мере лучше, чем у девушек, но в целом показатели неудовлетворительные. А результаты лыжного кросса, характеризующие выносливость, заметно лучше». (20, с. 13) Отставание в физическом развитии юношей Севера по сравнению с показателями средней полосы подтверждены исследованиями Белостоцкой Е.М., Бравой Н.В., Кулагиной Л.И., Жилиной А.Б., Сендек Г.В. и другими.

Физическое воспитание подростков и юношей осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально - экономические, так и экологические условия. Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды.

Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

Процесс воспитания в старшем школьном возрасте является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка, которые влекут за собой изменения в его поведении. У детей отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Таким образом, подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Это касается и возрастной физиологии мальчиков 13-14 лет.

1.3 Особенности использования национальных видов спорта в физическом воспитании

В настоящее время для эффективности подготовки юношей старшего школьного возраста необходимы программы обучения и образования подрастающего поколения с использованием традиционных физических упражнений.

Социальная значимость таких программ заключается в необходимости сохранения самобытной национальной культуры, а также в использовании громадного педагогического потенциала традиционных игр и состязаний для воспитания подрастающего поколения. Многовековой педагогический опыт коренных народов необходимо передавать новому поколению, при этом сохраняя то лучшее, что приемлемо для современных жителей Якутии.

Сегодня образовательные учреждения недостаточно используют программы обучения с применением традиционных национальных видов спорта и состязаний. [17, c. 4]

Якутский народ в древние времена преимущественно занимался охотой, а для этого требовалось очень хорошая физическая подготовка, сила, выносливость и, особенно прыгучесть, ловкость. Люди стали придумывать упражнения, тренироваться и состязаться между собой. Одним из наиболее подходящих видов физических упражнений явились якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах. Техника прыжков заимствована у животных, т. е. они выполняют по аналогии с прыжковыми движениями журавлей, оленей, зайцев.

Якутские национальные прыжки для боксеров вводятся в виде подвижных игр, в их число входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, несколько безостановочных прыжков на одной, на двух ногах, с ноги на ногу, игра «прыжки с кочки на кочку», эстафеты с применением различных прыжков, лошадиный галоп, танцевальные прыжки, также проводится обучение технике якутских национальных прыжков. Последние также применяются как средство для развития скоростно-силовых качеств. Кроме того, здесь дополнительно применяются такие упражнения, как прыжки через гимнастические скамейки, выпрыгивание их глубокого приседа, многоскоки с продвижением, с гантелями в руках, спрыгивание с высоты с последующим отскоком вверх и другие. Наряду с совершенствованием техники национальных прыжков, на занятиях по физическому воспитанию юношей применяются и чисто тренировочные элементы.[12, c. 11]

Якутские национальные способы физического тренинга, предназначены для физического воспитания человека подразделяются на пять разновидностей: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и виды спорта. В свою очередь, физические упражнения также имеют свою специфику - при выполнении одних копируются либо трудовые движения, либо повадки зверей, птиц, другие упражнения не связанные с подражательством и служат единственно для развития физических качеств. Подвижные игры делятся на индивидуальные, коллективные и игры единоборства. Настольные игры можно проводить стоя, сидя. Развлечения организуются в виде праздников, танцев, батальных игр и состязаний.

Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье. Большинство национальных упражнений, игр и видов спорта рассчитаны на лиц мужского пола и взрослую часть населения.

Хапсагай - это якутская национальная борьба, состязание в ловкости и быстроте, силе и выносливости. Имеет сходство с восточным видом боевого искусства - айкидо. Есть предположение, что в глубокой древности существовал боевой вид хапсагая. Как известно, у якутского народа древнейшим видом устного творчества является героический эпос - олонхо, в произведении этого жанра ярко описываются победы богатыря среднего мира над представителями темной силы при помощи приемов борьбы хапсагай. Этот пример говорит нам о том, что в старину древние воины проводили определенную подготовку по изучению приемов хапсагая и успешно использовали их в различных сражениях. Так что, наверное, не стоило бы слишком увлекаться зарубежными традициями единоборств и самозащиты, тогда как есть свои, национальные, их надо возрождать, особенно борьбу хапсагай.

Раньше хапсагаисты боролись без разделения на весовые категории. И часто маленькие, но ловкие борцы побеждали многопудовых гигантов. В настоящее время к схватке допускаются примерно равные по весу соперники, взвешивание участников проводится за 3 часа до состязаний.

Юноши младшего среднего возраста (14-15 лет) разделяются на следующие весовые категории: 36, 42, 50, 60 и свыше 60 кг. А для юношей старшего возраста (16-18 лет) имеются свои весовые категории: 45, 52, 60, 70 и свыше 70 кг.

Площадка или ковер для соревнований, имеет круглую форму диаметром 6-10, 8-10, 10 м. Участники выступают без майки, в трусах, в борцовках или босиком. Соревнованием руководят три судьи: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Схватка ведется только по положении стойки. Продолжительность схваток: для взрослых - 5 + 2 минут, для старших юношей 5 минут, для младших - 4 минуты. Исходом схваток является победа одного, поражение другого, а также поражение обоих борцов (за пассивность). При этом любое касание площадки считается проигрышем. [11. c. 21]

Хапсагаисты, в отличие от борцов-вольников, обычно ноги ставят параллельно. Такая стойка удобна для перемещения, а также для выполнения подножек подсечек. Соперники никогда, не наваливаются друг на друга, в большинстве случаев ведут схватку без глубоких захватов. Часто применяются: захваты за ноги, подсечки, подножки, отбивы ногой, увертывание, подбив руками и ногами, обманные и ложные атаки, сбивания, броски через бедро, м прогибом и другие.

На занятиях по физическому воспитанию юношей старшего школьного возраста можно вводить элементы борьбы хапсагай, требующие быстроты реакции.

К ним относятся касание руки партнера и увертывание от него, касание плеча партнера и увертывание от него, касание рукой ноги партнера и увертывание от него, касание рукой ступни партнера и увертывание от него, борьба без помощи рук, борьба без глубоких захватов, коллективная борьба, а также приемы хапсагай и пробуют свои возможности в единоборствах со сверстниками.

По характеру проведения соревнования по масс тардысыы делятся на: личные, командные, лично-командные.

В личных соревнованиях определяются места, занятые участниками в каждой весовой категории.

В командных соревнованиях определяются места, занятые командами.

В лично-командных соревнованиях одновременно определяются места, занятые участниками и командами.

По способу проведения соревнования по масс тардысыы делятся на: систему с выбыванием после двух поражений, систему с выбыванием после двух поражений на двух предварительных группах; где определяются финалисты; круговую систему без выбывания; олимпийскую систему с выбыванием после одного поражения.

Таким образом, использование национальных видов спорта на занятиях по физическому воспитанию юношей старшего школьного возраста развивает такие как скоростно-силовые, гибкость, выносливость и другие. Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия, с использованием национальных видов спорта РС (Я).

Выводы по 1 главе

Укреплению здоровья способствует возможность круглогодично заниматься национальными видами спорта.

Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, национальные виды спорта пережили длительную эволюцию и возродились в новом качестве в наше время.

У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры. Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье.

Якутские национальные способы физического тренинга, предназначены для физического воспитания человека подразделяются на пять разновидностей: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и виды спорта. В свою очередь, физические упражнения также имеют свою специфику - при выполнении одних копируются либо трудовые движения, либо повадки зверей, птиц, другие упражнения не связанные с подражательством и служат единственно для развития физических качеств. Подвижные игры делятся на индивидуальные, коллективные и игры единоборства. Настольные игры можно проводить стоя, сидя. Развлечения организуются в виде праздников, танцев, батальных игр и состязаний.

Национальные виды спорта влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. По-видимому, такое широкое применение народных видов спорта и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

В настоящее время для эффективности подготовки юношей старшего школьного возраста необходимы программы обучения и образования подрастающего поколения с использованием традиционных физических упражнений.

Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия, с использованием национальных видов спорта РС (Я).

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей

2.1 Диагностика физической подготовленности юношей старшего школьного возраста

Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей проводилась на базе АСОШ Олекминского улуса.

Целью опытно-экспериментальной работы является изучение влияния национальных видов спорта на развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста. Для решения поставленной цели перед нами были определены следующие задачи:

. Провести исследование развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста до и после внедрения в занятия по физическому воспитанию национальных видов спорта.

. Выявить эффективность использования национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста.

В исследовании приняли участие юноши 9 «А» класса, в количестве 10 человек, они вошли в экспериментальную группу:

На начальном этапе эксперимента мы провели теоретический анализ по проблеме, диагностику уровня развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста. По согласию учителя физической культуры проведены контрольные испытания на выявления уровня развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста.

Второй этап эксперимента состоял из внедрения в учебный процесс экспериментальной группы специального комплекса упражнений, включающих в себя национальные виды спорта.

Заключительный этап эксперимента состоял из повторной диагностики экспериментальной группы юношей, а также подведения итогов опытно-экспериментальной работы по изучению развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста, а также оформлению курсовой работы.

Национальная физическая культура занимает особое место в воспитании, посредством которого осуществляется и приобщение подрастающего поколения. По традиционному мировоззрению якутов «правильно воспитанный ребенок залог счастья и благополучия родителя». Поэтому предки обращали особое внимание и чуткость в деле воспитания подрастающего поколения. Традиционный образ жизни якутов, жизнь в гармонии с природой - это не только прошлое человечества, но в значительной его части и будущее.

В многовековом опыте народов, сохранивших себя в экстремальных условиях XXI века на своем этнографическом пространстве, ученые видят выход из экономического, экологического, психологического и нравственного кризиса индустриальной и урбанистической части человечества. Якутами накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях. Особо значимое место в нем занимает национальная физическая культура, и в первую очередь традиционные игры и состязания.

На начальном этапе исследования мы провели исследование уровня развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста.

Для исследования физической подготовленности учащихся проводились следующие тесты на выявление физической подготовленности учащихся.

. Прыжок в длину с места - изучение ловкости.

Выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от сталкиваемой линии до ближнего касания тела или ног.

«Отлично» - 142 см и больше,

«Хорошо» - не менее 135 см,

«Удовлетворительно» - менее 135 см.

. Подъем туловища 30 сек - изучение силы.

Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.

Методика выполнения. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 900, руки скрещены под головой. Партнер прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» необходимо энергично согнуться до касания локтями бедер. Обратным движением вернуться в исходное положение. Засчитывается количество сгибаний в течение 30 сек.

«Хорошо» - 12-10 раз,

«Удовлетворительно» - менее 10 раз.

. Наклон вперед из положения сидя - изучение гибкости

Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

Методика выполнения. Исходное положение: сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты, стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см, руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, протянутую между стопами вдоль внутренней поверхности ног. Отсчет ведут от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполняются сначала три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке или ленте), а затем четвертый наклон - основной. Это положение испытуемый должен фиксировать не менее 2 сек. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точность до 1 см. Он записывается со знаком плюс (+), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой и со знаком минус (-), если пальцы достали до нее.

«Отлично» - полный наклон вперед возможен, но с помощью рук,

«Хорошо» - наклон выполняется с помощью рук до касания ног грудью,

«Удовлетворительно» - касается с помощью рук после предварительного раскачивания.

. Бег на 1000 м. - изучение выносливости.

Тест позволяет оценить выносливость.

Бег на 1000 м без зачета времени:

«Отлично» - 1000-800 метров,

«Хорошо» -около 700-600 метров,

«Удовлетворительно» - менее 500.

. Челночный бег 3*10м - изучение быстроты.

Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения.

Методика выполнения. В зале на расстоянии 10м друг от друга чертятся две параллельные линии. По команде «Марш!» участник стартует от 1-й линии, добегает до 2-й, пересекает ее и возвращается к 1-й. Необходимо выполнить в максимально быстром темпе 3 таких замкнутых цикла (туда и обратно).

Во время движения не допускаются остановки и смена направления; время засекается с точностью до 0,1 сек в момент пересечения линии старта. Не рекомендуется использовать в качестве указателей направления движения, катающиеся и громоздкие падающие предметы. Все участники должны быть в одинаковой обуви или без нее.

«Отлично» - 23-30,

«Хорошо» - 19-15,

«Удовлетворительно» - менее 14.

Такой же тест для определения физической подготовленности юношей старшего школьного проводился на заключительном этапе исследования.

В таблице 1 указаны показатели уровня физической подготовленности юношей старшего школьного возраста на начальном этапе исследования.

Таблица 1. Показатели уровня физической подготовленности юношей старшего школьного возраста на начальном этапе

Ф.И. учениковСилаГибкостьЛовкостьБыстротаВыносливостьАнастахов А. Корнилов В. Николаев С. Седых Ж. Лугинов И. Савинов П. Лаврушкин А. Малых А. Павлов И. Петров Д. Гурьев И. Согдоев С. 3 4 4 3 3 4 3 3 3 4 4 43 3 4 3 3 3 4 3 4 4 4 43 3 4 3 4 3 3 3 4 3 4 33 4 3 4 3 4 4 3 3 3 4 33 4 4 4 3 4 3 3 4 4 3 3

Как видим из таблицы 1, уровень развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста невысок.

Итак, данные диагностики физической подготовленности юношей старшего школьного возраста на начальном этапе позволяют сделать вывод, что необходима работа по развитию физической подготовленности учащихся из экспериментальной группы. Для этого нам необходимо внедрить в занятия по физическому воспитанию национальные виды спорта РС (Я) для развития физических качеств учащихся.

2.2 Использование национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании

На занятиях по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я) юноши старшего школьного возраста совершенствуют физические качества.

Для общей физической подготовки юношей старшего школьного возраста следует выбирать из национальных видов спорта РС (Я) упражнения, наиболее отвечающие возрасту юношей и способствующие развитию физических качеств. Некоторые виды физических упражнений, в общем положительно воздействующие на учащихся, в то же время могут отрицательно влиять на формирование необходимых навыков и воспитание нужных качеств. Поэтому важно подбирать такие виды упражнений, которые способствовали бы совершенствованию функций организма в нужном направлении и в то же время положительно влияли на формирование необходимых умений и навыков (или, в крайнем случае, не препятствовали их формированию). Как правило, каждое упражнение имеет основную направленность (например, развивает быстроту), но одновременно помогает формированию и других качеств.

В практике широко распространена классификация физических упражнений по их преимущественным требованиям к физическим качествам:

  1. скоростно-силовые упражнения;
  2. упражнения, требующие определенной выносливости;
  3. упражнения, требующие высокой координации.

Упражнения на занятиях по физическому воспитанию следует классифицировать по комплексному проявлению физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий, а также по их биомеханике (поступательные движения, вращательные, сложно-пространственные действия). Поэтому следует учитывать неразрывную связь формы движения с его содержанием.

Можно использовать хапсагай. Для этого вида единоборства характерны кратковременные максимальные напряжения, задержки дыхания, иногда и длительные усилия. Ценность упражнений в борьбе заключается в том, что они увеличивают быстроту движений, а также силу мышц пояса верхней конечности. Укрепляются суставы, движения становятся эластичными. Во время борьбы воспитываются положительные психологические качества для единоборца.

Борьба в стойке напоминает действия в ближнем бою (борьба за устойчивость, за выгодное положение рук и головы, нырки, уклоны назад и в стороны при попытке партнера схватить за шею и т. п.). Этот вид упражнений используется в процессе специализированной тренировки в начале занятий (во время разминки) или в конце, в зависимости от направленности занятия физическим воспитанием.

К упражнениям, направленным преимущественно на совершенствование двигательных способностей занимающихся, развитие силы, равновесия, способности к напряжениям относятся национальные прыжки. Упражнения на координацию, гибкость, силу, быстроту и смелость являются обязательными для боксеров во всех занятиях. Национальные прыжки, например, применяются в разминке, а также во второй половине специализированных занятий для развития силы или гибкости отдельных групп мышц.

Национальные и подвижные игры являются неотъемлемой частью подготовки юношей старшего школьного возраста. Национальные игры по характеру действий, быстроте и выносливости подходят для занятий по физическому воспитанию юношей (быстрые передвижения, остановки, повороты, активное сопротивление противника). Игры развивают скорость, ловкость, выносливость. Разнообразие естественных движений, в большинстве случаев на свежем воздухе, способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма. Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством активного отдыха.

Метание аркана является неотъемлемой частью тренировки юношей старшего школьного возраста. Аркан перебрасывают с разных положений (стоя, сидя, лежа) одной и двумя руками. Эти упражнения развивают скоростно-силовые качества (в том числе скоростную выносливость), ориентировку, способность к кратковременным большим силовым напряжениям и расслаблениям мышц.

В зависимости от интенсивности игровой деятельности резко увеличивается потребление тканями кислорода (примерно в восемь раз по сравнению с состоянием покоя). Большие изменения происходят и в двигательном аппарате: укрепляются мышцы, повышается, их сила и эластичность, суставы становятся более подвижными.

Спортивные игры - высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования.

Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь.

Подвижные игры используются как средство общего физического воспитания детей, а также как средство подготовки к спортивным играм и другим видам спорта. Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям подвижных игр свойственны:

а) образность;

б) самостоятельность действия для достижения цели, ограничиваемая правилами;

в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;

г) исполнение отдельной роли в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;

д) столкновение противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях по физическому воспитанию. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных, как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижных нервных процессов.

Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятии подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов физических качеств.

Учебно-тренировочные занятия по физическому воспитанию подразделяются на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть.

Физиологическая разминка предусматривает:

а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания;

б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных усилий.

В образовательной части занимающиеся юноши старшего школьного возраста должны выполнять специализированные упражнения, подготовительные к решению основных задач занятия.

В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Исследования показали, что эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большей интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов увеличивается незначительно по сравнению с исходными данными покоя. Следует также учитывать, индивидуальные особенности юношей.

В подготовительной части нельзя много внимания уделять развитию таких качеств, как сила и выносливость.

Общеразвивающие упражнения с использованием национальных видов спорта РС (Я) оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся юношам улучшить работу двигательного аппарата, более точно дифференцировать движения.

Специальные подготовительные упражнения с использованием национальных видов спорта РС (Я) должны соответствовать задачам урока. Если в основной части занятия ставится задача развития подвижности, то для подготовительной части должны быть подобраны соответствующие упражнения в других физических качествах.

В подготовительную часть входят упражнения строевые; с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся для выполнения различных упражнений. Они способствуют поддержанию надлежащего порядка и дисциплины на занятиях.

Начинают занятия со строевых упражнений. За ними выполняют упражнения, улучшающие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, выпады, приседы и др.). Упражнения выполняются как стоя на месте, так и в передвижении.

В основной части занятия решаются главные задачи:

а) овладение техническими и практическими навыками по физической подготовленности и совершенствование их;

б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к перенесению высокого психологического напряжения;

в) развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

Также можно использоваться следующие физические упражения:

-Подражание движением косаря - ноги на ширине плеч, колени полусогнуты, туловище слегка наклонено вперед, маховые движения обеими руками справа налево с продвижением вперед мелкими шажками. Затем действия повторяются в том же порядке с маховыми движениями рук слева направо.

-Подражание движений лесоруба - ноги на ширине плеч, колени полусогнуты, резкие маховые движения обеими руками сверху вниз с шумным выдохом и глубоким наклоном вперед.

-Подражание движений рубщика льда - ноги на ширине плеч, давление обеими руками сверху вниз с без глубокого наклона, слегка подседая.

-Подражание движений кожемяки - ноги на ширине плеч, давление обеими руками сверху вниз с подседом и наклоном туловища вперед.

-Движение подкрадывающегося охотника - без шума полусогнутом положении.

-Подскоки с продвижением (дьиэрэнкэй) - выполняется попеременно с ноги на ногу, высоко поднимая бедро. Техника их выполнения напоминает русское танцевальное движение шаги веревочкой Руки можно держать, на поясе, попеременно поднимать вверх или размахивать в переднезаднем направлении. Упражнение используется в виде разминочных подготовительных, координационных и танцевальных движений.

-Пятнашки (атах тэпсии) - дети, стоя лицом друг к другу, взявшись за руки или положив руки на плечи друг к другу, выполняют прыжки в парах со сменой ног, одноименными ступнями касаясь, перед собой партнера. Они применяются чаще всего в разминочной части урока и как танцевальные движения.

-Прыжки в полупряседе (чохчохой) - они совершаются на передней части стопы одновременно толчками. Их можно выполнять в парах, продвигаясь вперед по прямой по кругу. Упражнение дает значительную нагрузку мышцам нижних конечностей. Его можно применять как разминочное и тренировочное средство на уроках.

-Галоп лошадей - одна нога впереди, другая сзади, передвижение прыжками вперед, сохраняя расстояние между ногами.

В заключительной части занятия организм занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние.

Таким образом, в занятия по физическому воспитанию юношей старшего школьного возраста целесообразно включать национальные виды спорта РС (Я) для развития общей физической подготовленности.

Общеразвивающие упражнения с использованием национальных видов спорта РС (Я) оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека.

Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся юношам улучшить работу двигательного аппарата, более точно дифференцировать движения.

2.3 Результаты исследования

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что использование специального комплекса упражнений с использованием национальных видов спорта РС (Я) дает положительную динамику развития физической подготовленности юношей старшего школьного возраста.

На начальном этапе эксперимента мы изучили общую физическую подготовленность юношей старшего школьного возраста. В конце исследования было проведено повторное тестирование, результаты которого характеризовались более высоким процентом подготовленности юношей из экспериментальной группы, следовательно, можно сделать вывод о том, что использование национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста дало положительный результат.

В таблице 2 приведены результаты тестирования юношей из экспериментальной группы.

Таблица 2. Показатели уровня физической подготовленности юношей на заключительном этапе

Ф.И. учениковСилаГибкостьЛовкостьБыстротаВыносливостьАнастахов А. Корнилов В. Николаев С. Седых Ж. Лугинов И. Савинов П. Лаврушкин А. Малых А. Павлов И. Петров Д. Гурьев И. Согдоев С.4 4 4 4 4 5 4 5 4 5 4 44 4 5 4 5 5 4 5 4 5 5 44 5 4 4 4 5 4 5 5 5 5 44 4 4 5 4 5 4 5 5 5 4 45 4 4 5 5 5 4 4 4 5 4 4

Исходя, из таблицы 2 видим, что показатели уровня сформированности физической подготовленности учащихся высокие.

Если сравнить результаты на начальном и заключительном этапе эксперимента, то видим, что показатели уровней физических качеств показывают повышение развития физических качеств юношей старшего школьного возраста.

На заключительном этапе исследования процент показателей, характеризующих развитие физических качеств юношей старшего школьного возраста, вырос благодаря занятиям по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я).

В таблице 3 представлены изменение показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста.

Таблица 3. Динамика показателей изучения физической подготовленности юношей из экспериментальной группы

Прыжок в длину с местаПодъем туловища 30 секНаклон вперед из положения сидяБег на 1000 мЧелночный бег 3*10ДоПослеДоПослеДоПослеДоПослеДоПосле77%79%75%77%78%81%78%80%82%83%

Таким образом, мы видим, что физическая подготовленность юношей старшего школьного возраста после внедрение в занятия национальных видов спорта РС (Я) возросла.

В начале учебного года процент скоростно-силового качества прыжка в длину с места составил 77%, а в конце учебного года - 79%. Прослеживается прирост развития данного качества на 2%. Этому способствовало использование упражнений с элементами национальных видов спорта, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, например, прыжки через нарты, хапсагай.

Результаты теста на развитие силовых качеств «Подъем туловища 30 сек» в начале года составили 75%, а в конце - 77%. Вновь прослеживается прирост показателей данного качества на 2%. Этому способствовало проведение занятий с использованием национальных видов спорта, таких как национальные прыжки, масс тардысыы.

Результаты теста на гибкость «Наклон вперед из положения сидя на полу» в начале года составили 78%, а в конце года - 81%. В данном случае прирост развития этого качества составил уже 3%. Этому способствовало регулярное проведение занятий с использованием национальных видов спорта, таких как традиционные игры, прыжки.

Координационный тест «Челночный бег 3*10м» показал результаты развития исследуемого качества в начале учебного года равным 82%, а в конце - 83%. В результате чего прослеживается прирост развития качества на 1%. Согласно диагностике общую физическую подготовленность юношей старшего школьного возраста развивают через использование национальных видов спорта РС (Я). С помощью занятий с использованием национальных видов спорта развиваются разнообразные качества: скорость, сила, гибкость, выносливость.

У юношей старшего школьного возраста появляется стимул к выполнению того или иного задания. На занятиях они занимаются с удовольствием, с заинтересованностью. Благодаря внедрению в занятия национальных видов спорта РС (Я) в экспериментальной группе юношей они совершенствуют физические качества. У учащихся развиваются моральные качества: дружба, коллективизм, помощь, добросовестность, справедливость и многие другие.

Особые качества, сформулированные в процессе занятий, складываются в процессе общения юношей старшего школьного возраста.

Итак, роль национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста велика. Благодаря подобным занятиям у юношей старшего школьного возраста развиваются все физические качества (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.). Эти результаты дают право сделать вывод о том, что цель, которую мы ставили перед собой, была достигнута, предположения верны.

Выводы по 2 главе

Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей проводилась на базе АСОШ Олекминского улуса Республики Саха (Якутия).

Данные диагностики физической подготовленности юношей старшего школьного возраста на начальном этапе позволяют сделать вывод, что необходима работа по развитию физической подготовленности учащихся из экспериментальной группы. Для этого мы внедрили в занятия по физическому воспитанию национальные виды спорта РС (Я) для развития физических качеств учащихся. На занятиях по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я) юноши старшего школьного возраста совершенствуют физические качества.

Для общей физической подготовки юношей старшего школьного возраста следует выбирать из национальных видов спорта РС (Я) упражнения, наиболее отвечающие возрасту юношей и способствующие развитию физических качеств. Общеразвивающие упражнения с использованием национальных видов спорта РС (Я) оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся юношам улучшить работу двигательного аппарата, более точно дифференцировать движения.

На заключительном этапе исследования процент показателей, характеризующих развитие физических качеств юношей старшего школьного возраста, вырос благодаря занятиям по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я).

С помощью занятий с использованием национальных видов спорта развиваются разнообразные качества: скорость, сила, гибкость, выносливость.

Заключение

Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, национальные виды спорта пережили длительную эволюцию и возродились в новом качестве в наше время.

У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры. Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье.

Национальные виды спорта влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. По-видимому, такое широкое применение народных видов спорта и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей проводилась на базе АСОШ Олекминского улуса Республики Саха (Якутия).

Данные диагностики физической подготовленности юношей старшего школьного возраста на начальном этапе позволяют сделать вывод, что необходима работа по развитию физической подготовленности учащихся из экспериментальной группы. Для этого мы внедрили в занятия по физическому воспитанию национальные виды спорта РС (Я) для развития физических качеств учащихся.

На занятиях по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я) юноши старшего школьного возраста совершенствуют физические качества.

Для общей физической подготовки юношей старшего школьного возраста следует выбирать из национальных видов спорта РС (Я) упражнения, наиболее отвечающие возрасту юношей и способствующие развитию физических качеств. Общеразвивающие упражнения с использованием национальных видов спорта РС (Я) оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся юношам улучшить работу двигательного аппарата, более точно дифференцировать движения.

На заключительном этапе исследования процент показателей, характеризующих развитие физических качеств юношей старшего школьного возраста, вырос благодаря занятиям по физическому воспитанию с использованием национальных видов спорта РС (Я).

С помощью занятий с использованием национальных видов спорта развиваются разнообразные качества: скорость, сила, гибкость, выносливость.

Таким образом, роль национальных видов спорта РС (Я) в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста велика. Благодаря подобным занятиям у юношей старшего школьного возраста развиваются все физические качества (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.). Эти результаты дают право сделать вывод о том, что цель, которую мы ставили перед собой, была достигнута, предположения верны.

Список литературы

1. Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988.

. Бернштеин Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

. Верхошанский Н.К. Основы специальной подготовки в спорте. М., 1970.

. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 1971.

. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. М., 1986.

. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. 1997.

. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч. конференции. Якутск, 1999.

. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980.

. Запорожанов В.А., В.Н. Плахтиенко. Прогнозирование и моделирование в спорте //Теория спорта. - Киев: Вища школа, 1987.

. Запорожанов В.А. Контроль в спорте. Киев, 1985.

. Железняк Ю. Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2001.

. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Якутской АССР. Якутск, 1980

. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. Пособие для учителя/Под. Ред. В.Н Кардащенко. М., 1986..

. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М. 1982.

. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.

. Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы. / И.И. Портнягин, Н.К. Шамаев, В.П. Кочнев ит.д. Якутск, 2001.

. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Уч. Пособие для студентов.М., 2002.

. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

. Сыч В.Л. Основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования. Современная система спортивной подготовки. М., 1995.

. Толковый словарь спортивных терминов. М., 1993.

. Теория спорта /Под ред. проф. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1987.

. Филимонов В.И. Спортивно-техническая и физическая подготовка. М., 2000.

. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера. Якутск, 1999.

. Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки //Современная система спортивной подготовки. М., 1995.

. Шилна Б.М. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1989.

Похожие работы на - Роль национальных видов спорта в физическом воспитании юношей старшего школьного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!