Российская система аккредитации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,69 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российская система аккредитации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО АККРЕДИТАЦИИ

2.1IAF - International Accreditation Forum - Международный форум по аккредитации

.2 ILAC - International Laboratory Accreditation Cooperation - Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий

.3 EA - European Co-Operation for Accreditation - Европейское сотрудничество по аккредитации

.4 APLAC - Asia Pacific Laboratory Accreditation Cooperation - Сотрудничество по аккредитации лабораторий Азиатско-Тихоокеанского региона

3. РОССИЙСКИЙ ОРГАН ПО АККРЕДИТАЦИИ

.1Деятельность Российского органа по аккредитации

3.2Правила деятельности в сфере аккредитации

.3Совет по аккредитации Российского органа по аккредитации

.4Аккредитованный орган по оценке соответствия

.5Организация работ по аккредитации

.6Формирования единой национальной системы аккредитации в РФ

.7Структура единой национальной системы аккредитации

4. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

.1 Критерии на аккредитацию органов по сертификации продукции и услуг

4.2 Заявка на аккредитацию

.3 Порядок (процедура) аккредитации

4.4 Аттестация заявителя

4.5Инспекционный контроль за органом по сертификации

5. АККРЕДИТАЦИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

.1 Критерии аккредитации

.2Заявка на аккредитацию

5.3Порядок (процедура) аккредитации

5.4Аттестация испытательной лаборатории

5.5Проверка лаборатории на качество проведения испытаний

5.6Повторная аккредитация

6. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ

6.1 Порядок проведения аккредитации метрологических служб

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному Закону «О техническом регулировании»:

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

-подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

-обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

-создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

·добровольности;

·открытости и доступности правил аккредитации;

·компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

·недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

·обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

·недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

·недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Порядок и критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, определяются Правительством Российской Федерации на основании национальных стандартов, принятых с учетом международных норм. Правительство Российской Федерации определяет органы по аккредитации [1].

Система аккредитации - система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов.

Аккредитующий орган - орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации в управляемой им системе аккредитации (в том числе испытательных лабораторий).

Аккредитованная испытательная лаборатория - испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.

Критерии аккредитации (испытательных лабораторий) - требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной.

Аттестация (испытательной лаборатории) - проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным требованиям (критериям аккредитации).

Эксперт по аккредитации испытательных лабораторий - лицо, осуществляющее все или отдельные функции, относящиеся к аккредитации испытательных лабораторий, и обладающее компетентностью в выполнении этих функций, признанной аккредитующим органом [2].

Аттестат аккредитации - официальный документ или комплект документов, подтверждающий аккредитацию в определенной области;

Апелляция - запрос органа по оценки соответствия о пересмотре неблагоприятного решения, принятого органом по аккредитации в отношении желаемого статуса аккредитации органа по оценки соответствия;

Жалоба - неудовлетворенность, выраженная лицом или организацией в адрес органа по аккредитации, имеющая отношение у деятельности этого органа или аккредитованного органа по оценке соответствия и требующая ответа;

Требования к аккредитации - совокупность определенных стандартов и/или других нормативных документов для определенной области аккредитации;

Российский орган по аккредитации, РОА - некоммерческая организация, проводящая аккредитацию и получившая соответствующие полномочия от Правительства Российской Федерации;

Область аккредитации - конкретные услуги по оценке соответствия, для которых аккредитация запрошена или уже выдана;

Орган по оценке соответствия - юридическое лицо, подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель оказывающие услуги по оценке соответствия и которые могут быть объектом аккредитации, и предоставляющие услуги оценки соответствия в следующих областях: испытания, измерения, инспекция, техническая экспертиза, а также сертификация продукции, в том числе услуг, систем качества (управления, менеджмента), персонала;

Оценка - процесс, организуемый органом по аккредитации с целью оценивать компетентность органа по оценке соответствия в соответствии с требованиями к аккредитации;

Эксперт по аккредитации - лицо, назначенное органом по аккредитации для оценки органа по оценке соответствия без посторонней помощи или в составе экспертной группы;

Член системы аккредитации - организация, действующая согласно применяемым правилам аккредитации и участвующая в управлении (менеджменте) системы;

Участник системы аккредитации - организация, действующая согласно применяемым правилам аккредитации и не имеющая возможность участвовать в управлении (менеджменте) системы;

Технический эксперт - лицо, назначенное органом по аккредитации для консультирования в специальных областях знаний или для экспертиз в области аккредитации, подвергаемой оценке;

Логотип органа по аккредитации - эмблема, используемая органом по аккредитации для собственной идентификации;

Знак аккредитации - символ, присваиваемый органом по аккредитации, для применения органом по оценке соответствия в целях демонстрации своего аккредитованного статуса;

Инспекционный контроль - набор видов деятельности, кроме повторной оценки, по контролю непрерывного выполнения аккредитованным органом по оценке соответствия требований по аккредитации [4].

1. АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

Вследствие того, что аккредитация является особым видом оценки соответствия, и органы по аккредитации представляют собой высшую ступень в структуре участников процесса оценки соответствия, их организационно-правовая форма должна в полной мере обеспечивать выполнение всех требований, предъявляемых международными стандартами и соглашениями о взаимном признании результатов.

Различия в организационно-правовых формах, структурах, составе учредителей и участниках процедуры аккредитации органов по аккредитации определяются многообразием национальных систем аккредитации и зависят от наличия в стране одного или нескольких органов по аккредитации [1].

На сегодняшний день во взглядах российских специалистов, работающих в консалтинговых фирмах, органах по аккредитации и сертификации, на проблему реформирования систем стандартизации, аккредитации и оценки соответствия нет единства. Особенно много споров вызывает состояние российской системы аккредитации, оценка ее жизнеспособности. Ведь не секрет, что зарубежные органы по аккредитации не спешат подписывать соглашения о взаимном признании результатов испытаний и аккредитации с российскими органами по аккредитации. Многие специалисты считают, что построить в России эффективную систему аккредитации можно, лишь взяв за основу европейский опыт.

В мире распространено несколько моделей систем аккредитации. Например, во Франции и Англии созданы единые национальные органы по аккредитации, соответственно COFRAC и UKAS. В Италии действует несколько органов по аккредитации в различных, не пересекающихся областях деятельности. В Германии работу нескольких органов по аккредитации, сферы деятельности которых могут и пересекаться, контролирует Немецкий совет по аккредитации (DAR). В США деятельность в этой области организована на принципах свободной конкуренции: множество органов по аккредитации с пересекающимися областями деятельности завоевывают доверие потребителей качеством и полнотой предоставляемых услуг.

Несмотря на подобное разнообразие, основные, принципиальные требования к аккредитации органов по оценке соответствия едины для всех и сосредоточены в международных стандартах. Правила аккредитации могут различаться, но принципы едины. Это позволяет обеспечить взаимное признание результатов сертификации разными странами.

Типовая структура европейского органа по аккредитации и основные требования к ней описаны в европейском стандарте EN 45003. Этот стандарт, используемый как руководство к созданию и функционированию органа по аккредитации, должен облегчить взаимное признание результатов аккредитации. Требования, изложенные в стандарте, носят рамочный характер, оставляя широкое поле для проявления индивидуальных особенностей.

Существенным моментом формирования органа по аккредитации являются связи и взаимоотношения с другими органами по аккредитации, включая обмен опытом, взаимные консультации, встречи, семинары и тому подобное. Эти связи должны устанавливаться как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Только таким образом можно добиться того, чтобы орган по аккредитации работал по современным стандартам и руководствам, обеспечивая выполнение задачи гармонизации отношений в области аккредитации на международном уровне.

Аккредитация в России зародилась в начале 90-х годов почти одновременно с формированием механизма сертификации. Понятия аккредитация и сертификация похожи, но уровень требований при аккредитации значительно шире и жестче. И это понятно, ведь идет оценка предполагаемых оценщиков, а с них особый спрос. Требования к аккредитуемым организациям регламентируются EN 45011 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции", EN 45012 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем качества", EN 45013 "Общие требования к органу по сертификации персонала", ИСO 17025/EN 45001 "Общие требования к компетентности испытательных и поверочных лабораторий", ИСО 17020/EN 45004 "Общие критерии работы различных видов контролирующих органов", ИСО/МЭК 62, ИСО/МЭК 65, ИСО/МЭК 66, а также документами EA, IAF, ILAC и внутренними документами органа аккредитации, которые, как правило, разъясняют процедуры применения перечисленных документов. На основе всей совокупности указанных документов и проводится оценка претендентов в процессе аккредитации.

В России первым шагом в законодательном обеспечении аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, метрологических служб и ответственных лиц в области поверки и калибровки средств измерений явилось принятие в 1992-1993 гг. законов Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений". Этими законами была определена необходимость аккредитации органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ) и установлены правовые положения в этой области.

Анализ практики проведения работ по аккредитации выявил ряд недостатков существующей системы:

применение разных критериев и процедур при проведении аккредитации различными федеральными органами исполнительной власти;

ведомственная разобщенность при проведении работ по аккредитации;

пересечение областей деятельности при проведении работ по аккредитации различными федеральными органами исполнительной власти и отсутствие механизма координации их деятельности;

совмещение механизмов аккредитации и уполномочивания для работы в системах сертификации.

К тому же введение стандартов серии 51000 не решило вопрос координации деятельности по аккредитации в Российской Федерации.

Поэтому создание единых национальных систем аккредитации с единым аккредитующим органом обуславливается, в первую очередь, необходимостью их признания на региональном и международном уровне.

Для дальнейшего совершенствования деятельности по аккредитации в Российской Федерации и обеспечения ее признания со стороны европейских и международных организаций необходимо внесение изменений в действующее законодательство в этой области. Первым шагом на пути к этому является проект Федерального закона "Об аккредитации организаций в сферах деятельности по оценке соответствия продукции и услуг нормативным требованиям". Этим проектом определены общие правовые основы аккредитации, учитывающие мировую практику и отечественный опыт в области аккредитации и направленные как на содействие развитию отечественной экономики в приоритетных стратегически важных направлениях, так и на защиту интересов России на мировом рынке товаров и услуг. В частности, в проекте определены базовые понятия и цели аккредитации, организационно-правовые положения и механизм формирования и функционирования национальной системы аккредитации в Российской Федерации, вопросы контроля и надзора за деятельностью аккредитованных органов, приоритетные аспекты взаимопризнания результатов в области оценки соответствия и условия применения международных договоров в области аккредитации, права и меры ответственности сторон, участвующих в аккредитации, при осуществлении ими деятельности по аккредитации в законодательно регулируемой и нерегулируемой сферах [5].

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО АККРЕДИТАЦИИ

2.1IAF - International Accreditation Forum - Международный форум по аккредитации

Описание статуса IAF приведено в работе Рахманова М.Л. [6]: «IAF является всемирной ассоциацией органов по аккредитации в области оценки соответствия и других органов, заинтересованных в оценке соответствия в таких сферах, как системы менеджмента качества, продукция, услуги, персонал и др.» Основу его деятельности составляет разработка единых подходов к оценке соответствия, сокращающих риск для бизнеса.

Основные направления программ IAF:

·разработка правил по проведению аккредитации, сертификации/регистрации и взаимному признанию;

·обеспечение высокой степени компетентности и беспристрастности работ органов-членов;

·гармонизация процедур аккредитации в соответствии с международными стандартами;

·обмен информацией между органами по аккредитации;

·участие в работе таких международных организаций, как ИСО и других;

·содействие в развитии организаций органов по аккредитации, обладающих низкими и средними доходами в экономике.

Полномочия высшего органа IAF возложены на Общее собрание (форум) его членов.

.2 ILAC - International Laboratory Accreditation Cooperation - Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий

ИЛАК создан в 1977 <#"justify">·разработку правил и документов, регламентирующих деятельность по аккредитации лабораторий;

·оказание помощи в аккредитации лабораторий как инструменте содействия торговле;

·оказание содействия в развитии системам аккредитации и в признании достоверности испытаний на международной уровне.

Полноправным членом ILAC является орган или группа органов, признанные своим государством национальными органами по аккредитации лабораторий и (или) инспекционных органов и удовлетворяющие требованиям документов ИСО/МЭК [40].

Членами организации являются 125 органов по аккредитации из 82 стран мира. В ее состав входят около 3000 испытательных лабораторий и 5000 контролирующих органов.

Процедура признания органов по аккредитации регулируется руководящим документом ILAC - ILAC-21: 2002 «Cross Frontier Accreditation - Principles for Avoiding Duplication». Он содержит глобальную цель Соглашения о взаимном признании ILAC - создание в отдельных государствах системы признанных в мире местных органов по аккредитации, имеющих возможность оказывать услуги лабораториям, желающим получить международную аккредитацию [8].

К рабочим органам ILAC относятся комитеты:

·по проведению конференций;

·по прикладному применению аккредитации в торговле;

·по практике аккредитации;

·по практической работе лабораторий;

·редакционный комитет.

Аккредитация испытательных лабораторий, базирующаяся на согласованных на международном уровне принципах и процедурах, представляет собой наиболее важный этап формирования атмосферы взаимного доверия, что в свою очередь ведет к устранению технических барьеров в торговле [8].

2.3 EA - European Co-Operation for Accreditation - Европейское сотрудничество по аккредитации

EA образована в ноябре 1997 года в результате слияния EAС (European Co-Operation for Accreditation of Certification - Европейское сотрудничество по аккредитации органов по сертификации продукции, систем качества, персонала) и EAL (European Co-Operation for Accreditation of Laboratories - Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (испытательных и калибровочных), а также органов по обучению персонала и контролирующий организаций) [9].осуществляет деятельность во всех областях по оценке соответствия:

·поверка;

·испытания;

·контроль;

·сертификация продукции, оборудования, систем управления;

·сертификация и проверка систем экологического менеджмента в соответствии с правилами Европейской системы экологического менеджмента и аудита (EMAS).

Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование аккредитации на международном уровне, все организации-члены EA должны использовать одни и те же стандарты при оценке органов по сертификации, лабораторий и контролирующих органов. Подписание многостороннего соглашения гарантирует равноценность деятельности организаций-участниц соглашения по аккредитации с помощью непрерывной и тщательной взаимной оценки, надзора и повторной оценки.

Потребность в многократных оценках сокращается вследствие того, что все аккредитованные организации-участницы многостороннего соглашения обладают одинаковым уровнем компетентности. Следовательно, поставщику достаточно получить всего 1 сертификат, чтобы соответствовать требованиям европейского и международного рынков.

Деятельность EA позволяет обеспечить:

·единообразие процедур по аккредитации в Европе;

·взаимное признание между системами аккредитации, признанными на национальном уровне;

·гармонизацию стандартов по аккредитации;

·прослеживаемость измерений;

·развитие многосторонних отношений организаций - членов EA как между собой, так и с органами по аккредитации и региональными группами, не входящими в состав EA.

Высший руководящий орган EA представлен Генеральной ассамблеей, в состав которой входят председатель, секретарь и делегаты - представители органов по аккредитации и сертификации, испытательных лабораторий и контролирующих органов. Проведением текущей работы занимается Исполнительный комитет, опирающийся на Секретариат и технические комитеты [6].

2.4 APLAC - Asia Pacific Laboratory Accreditation Cooperation - Сотрудничество по аккредитации лабораторий Азиатско-Тихоокеанского региона

APLAC занимается гармонизацией системы аккредитации в своем регионе, содействует взаимному признанию результатов испытаний, измерении и контроля испытательных лабораторий и контролирующих органов.

По состоянию на май 2009 г. в состав участников Соглашения APLAC входят 30 органов по аккредитации из 19 стран.является признанным региональным Соглашением ILAC.

В России существует ААЦ (Ассоциация аналитических центров) «Аналитика», занимающая важное место в Системе аккредитации аналитических лабораторий, вступившая в IPLAC, а затем получившая статус ассоциированного члена ILAC [7].

3. РОССИЙСКИЙ ОРГАН ПО АККРЕДИТАЦИИ

В Российской Федерации аккредитация органов по оценке соответствия в обязательной сфере осуществляется Российским органом по аккредитации.

Правительство Российской Федерации должно информировать международные организации по аккредитации, а также заинтересованные государства о наличии Российского органа по аккредитации, а также о том, в отношении оценки соответствия какой деятельности он осуществляет аккредитацию.

Для совершенствования деятельности по аккредитации в Российской Федерации и обеспечения ее признания со стороны европейских и международных организаций является проект Федерального закона "Об аккредитации организаций в сферах деятельности по оценке соответствия продукции и услуг нормативным требованиям".

Этим проектом определены общие правовые основы аккредитации, учитывающие мировую практику и отечественный опыт в области аккредитации и направленные как на содействие развитию отечественной экономики в приоритетных стратегически важных направлениях, так и на защиту интересов России на мировом рынке товаров и услуг. В частности, в проекте определены базовые понятия и цели аккредитации, организационно-правовые положения и механизм формирования и функционирования национальной системы аккредитации в Российской Федерации, вопросы контроля и надзора за деятельностью аккредитованных органов, приоритетные аспекты взаимопризнания результатов в области оценки соответствия и условия применения международных договоров в области аккредитации, права и меры ответственности сторон, участвующих в аккредитации, при осуществлении ими деятельности по аккредитации в законодательно регулируемой и нерегулируемой сферах [5].

3.1Деятельность Российского органа по аккредитации

Под деятельностью в сфере аккредитации понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется участниками системы аккредитации, содержанием которой являются разработка и установление единых стандартов и единых правил указанной деятельности, выполнение работ по аккредитации, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Российским органом по аккредитации признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных настоящим Законом и техническим законодательством Российской Федерации полномочий органа государственной власти в сфере аккредитации в области оценки соответствия.

Правительство Российской Федерации признает Российский орган по аккредитации в качестве единственного национального органа по аккредитации органов по оценке соответствия в обязательной сфере технического регулирования.

Правительство Российской Федерации наделяет Российский орган по аккредитации правом предоставлять Российскую Федерацию в международных организациях в сфере аккредитации.

Российский орган по аккредитации должен соблюдать следующие требования:

§быть организованным таким образом, чтобы быть независимым от органов по оценке соответствия, которые он оценивает, а также не зависеть от коммерческого влияния и обеспечивать отсутствие конфликтов интересов с органами по оценке соответствия;

§документировать обязанности, обязательства и полномочия персонала, которые могут оказать воздействие на качество оценки и аттестацию компетенции;

§быть организованным и управляться таким образом, чтобы обеспечивать объективность и беспристрастность своей деятельности;

§обеспечивать, чтобы решение, принимаемое в отношении аккредитации органа по оценке соответствия принималось компетентными специалистами или комитетами, отличными от тех, кто проводил оценку соответствия указанного органа;

§обеспечивать конфиденциальность получаемой информации;

§осуществлять аккредитацию только тех видов деятельности по оценке соответствия, в отношении которых он компетентен;

§устанавливать необходимые процедуры для обеспечения эффективного управления и внутреннего контроля;

§располагать достаточным количеством компетентного персонала для надлежащего выполнения стоящих перед ним задач;

§устанавливать, внедрять и поддерживать процедуры мониторинга деятельности и компетенции персонала, принимающего участие в работе по аккредитации, а также органов по аккредитации, с кем Российский орган по аккредитации подписал соглашение о взаимном признании.

Российский орган по аккредитации не вправе предлагать или осуществлять какие-либо другие виды деятельности или оказывать услуги предоставляемые органами по оценке соответствия, а также не вправе предоставлять консалтинговые услуги в области аккредитации и оценки соответствия.

Контроль за соблюдением Российским органом по аккредитации требований, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

3.2Правила деятельности в сфере аккредитации

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию по представлению Российского органа по аккредитации утверждает правила деятельности в сфере аккредитации, обязательные для соблюдения всеми членами и участниками системы аккредитации Российской Федерации.

Правила в сфере аккредитации должны соответствовать Федеральным законам, принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, а также национальным и международным стандартам в области аккредитации и оценки соответствия.

Правила Российского органа по аккредитации должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальная публикация в установленном порядке осуществляется Российским органом по аккредитации. Порядок опубликования правил Российского органа по аккредитации определяется федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.

Российский орган по аккредитации осуществляет следующие основные функции:

) разрабатывает и устанавливает критерии аккредитации органов по оценке соответствия;

) принимает решения об аккредитации, отказе в аккредитации, аккредитации в дополнительной области, сокращении области аккредитации, приостановки аккредитации, отмены действия аккредитации, наблюдения (инспекционный контроль) за органами по оценке соответствия;

) образует в своем составе специальный орган для разрешения споров, возникающих между Российским органом по аккредитации и заявителями услуг в области аккредитации, иными лицами в соответствии с российским законодательством;

) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и правилами по аккредитации в отношении участников системы аккредитации, с кем Российский орган по аккредитации подписал соглашение о взаимном признании или заключил договор на оказание услуг;

) представляет интересы участников системы аккредитации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

) организует профессиональное обучение и аттестацию экспертов по аккредитации;

) обеспечивает информационную открытость своей деятельности, публикует информацию о своей деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами по аккредитации.

Российский орган по аккредитации вправе осуществлять иные функции предусмотренные положением о нем и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В соответствии с установленными настоящей статьей основными функциями в процессе осуществления своей деятельности Российский орган по аккредитации имеет право:

) осуществлять мониторинг за деятельностью участников системы по аккредитации в части соблюдения ими требований стандартов и правил по аккредитации;

) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы участников системы по аккредитации, либо создающие угрозу такого нарушения;

) участвовать в обсуждении проектов Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом аккредитации, а также направлять в органы исполнительной власти Российской Федерации заключения о результатах проводимых им независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов в области аккредитации и оценки соответствия;

) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в области аккредитации и оценки соответствия;

) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения возложенных на него Федеральными законами функций в установленном порядке.

Российский орган по аккредитации не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов Российского органа по аккредитации и интересов участников системы аккредитации, с кем он подписал соглашение о взаимном признании или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Российский орган по аккредитации обязан обеспечить, где допустимо:

üинформацию о текущем статусе аккредитаций, которые он выдал органам по оценке соответствия;

üинформацию о международных соглашениях, в которых он принимает участие;

üинформацию о соглашениях с органами по аккредитации о совместном признании результатов аккредитации;

üинформацию о любых изменениях в своих требованиях к аккредитации и их публикацию.

3.3Совет по аккредитации Российского органа по аккредитации

Для обеспечения беспристрастности, а также для разработки и реализации принципов и политики системы аккредитации Российский орган по аккредитации должен иметь документированную структуру, предоставляющую возможность эффективного участия заинтересованных сторон.

Российский орган по аккредитации создает и обеспечивает функционирование Совета по аккредитации, который является консультативным органом управления Российского органа по аккредитации.

Российский орган по аккредитации обеспечивает сбалансированное участие всех заинтересованных сторон в процессе аккредитации. Независимыми членами Совета по аккредитации могут являться полномочные представители:

·федеральных органов исполнительной власти

·союзов и ассоциаций производителей продукции и услуг;

·союзов и ассоциаций потребителей;

·союзов и ассоциаций испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации;

·научных и общественных организаций.

К компетенции Совета по аккредитации относится: разработка принципов и политики системы аккредитации Российского органа по аккредитации, одобрение стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности участников системы аккредитации, внесение предложений по их изменению.

Взаимодействие Российского органа по аккредитации с федеральными органами исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти направляют в Российский орган по аккредитации: проекты нормативных правовых актов, подготовленных ими по вопросам осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности в соответствии с предметом деятельности Российского органа по аккредитации не позднее, чем за тридцать дней до их представления на утверждение. Указанные проекты направляются в Российский орган по аккредитации в соответствии с предметом его деятельности, на основании информации, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, осуществляющим мониторинг деятельности Российского органа по аккредитации.

Российский орган по аккредитации в течение десяти дней с даты получения проектов нормативных правовых актов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, направляет в федеральные органы исполнительной власти заключения по результатам проводимых им экспертиз проектов актов.

Проекты нормативных правовых актов в области аккредитации представляются на их утверждение (принятие) вместе с заключением Российского органа по аккредитации. Отсутствие заключения Российского органа по аккредитации в установленный срок не может служить препятствием для представления проектов нормативных правовых актов на их утверждение (принятие).

Федеральные органы исполнительной власти привлекают Российский орган по аккредитации к участию в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, связанным с аккредитацией в области оценки соответствия.

Федеральные органы исполнительной власти не вправе:

§требовать от Российского органа по аккредитации информацию, предоставление которой не предусмотрено Федеральными законами;

§принимать решения, обязывающие Российский орган по аккредитации осуществлять действия, нарушающие требования правил и стандартов системы аккредитации, либо воздерживаться от осуществления действий, являющихся обязательными в соответствии с указанными правилами и стандартами;

Заявители на аккредитацию Российского органа по аккредитации

. Заявителем на аккредитацию могут стать любые юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание получить оценку своей компетентности в определенной области оценки соответствия.

. Заявитель на аккредитацию может быть аккредитован для выполнения работ в определенной области оценки соответствия, если он соответствует критериям аккредитации.

. Действия и (или) решения Российского органа по аккредитации нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя на аккредитацию, могут быть обжалованы в досудебном порядке в комиссии по апелляциям Российского органа по аккредитации.

Решения комиссии по апелляциям могут быть обжалованы в судебном порядке.

3.4Аккредитованный орган по оценке соответствия

Аккредитованный орган по оценке соответствия выполняет работы по оценке соответствия в области, определенной аттестатом аккредитации.

Аккредитованный орган по оценке соответствия обязан:

oвыполнять работы по оценке соответствия в соответствии с областью аккредитации;

oприостанавливать или прекращать деятельность по оценке соответствия в случае приостановления или отмены действия аттестата аккредитации;

oсоблюдать критерии аккредитации в течение всего срока действия аттестата аккредитации;

oпредставлять в Российский орган по аккредитации информацию о своей деятельности, об изменениях в структуре, в составе персонала и его компетентности, технической оснащенности и других условиях, определяющих способность выполнять работы по оценке соответствия;

oсоздавать необходимые условия для осуществления инспекционного контроля Российского органа по аккредитации за своей деятельностью;

oнести ответственность за выполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аккредитованный орган по оценке соответствия вправе:

§применять в установленном порядке «Знак Российского органа по аккредитации»;

§прекратить свою деятельность в качестве органа по оценке соответствия, уведомив об этом Российский орган по аккредитации.

§обращаться в специализированные органы Российского органа по аккредитации по вопросам, входящим в их компетенцию.

3.5 Организация работ по аккредитации

Аккредитация включает следующие основные этапы:

) прием, рассмотрение письменной заявки от органа по оценке соответствия на аккредитацию и предоставленных документов заявителем на аккредитацию;

) заключение договора на проведение аккредитации;

) экспертизу предоставленных документов;

) обследование заявителя на аккредитацию по месту его нахождения;

) принятие решения об аккредитации, либо об отказе в аккредитации;

) заключение договора на проведения мониторинга и инспекционный контроль (постаккредитационного договора) органа оценки соответствия;

) выдачу аттестата аккредитации и утвержденной области аккредитации, либо прекращение договора на проведение аккредитации с выдачей мотивированного отказа в аккредитации.

Признание Российским органом по аккредитации компетентности заявителя выполнять работы в определенной области оценки соответствия осуществляется в порядке установленным данной статьей и правилам органа по аккредитации.

Признание Российским органом по аккредитации компетентности субъекта аккредитации выполнять работы в определенной области оценки соответствия подтверждается аттестатом аккредитации и утвержденной областью аккредитации по проведению оценки соответствия.

Аккредитованному Российским органом по аккредитации субъекту аккредитации на период действия аттестата аккредитации предоставляется право использования «Знак Российского органа по аккредитации».

Аттестат аккредитации

Аттестаты аккредитации, выданные Российским органом по аккредитации, действительны на всей территории Российской Федерации и имеют срок действия в пять лет. Аттестат аккредитации выдается в единственном экземпляре, передача аттестата аккредитации другим лицам запрещена.

Неотъемлемой частью аттестата аккредитации является область аккредитации, устанавливающая конкретные виды деятельности по оценке соответствия.

Срок действия аттестата аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации и включает период времени, в течение которого аттестат аккредитации был отозван.

Аттестат аккредитации подлежит регистрации в едином реестре Российского органа по аккредитации.

Бланки аттестата аккредитации являются документами строгой отчетности, имеют номер и защиту.

Утерянные, испорченные аттестаты аккредитации, приложения к аттестатам аккредитации считаются недействительными со дня подачи субъектом аккредитации письменного заявления в Российский орган по аккредитации.

Российский орган по аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата аттестата аккредитации, приложения к аттестату аккредитации.

Аттестат аккредитации может быть переоформлен по следующим основаниям:

) реорганизация субъекта аккредитации;

) изменение юридического адреса и/или места нахождения субъекта аккредитации;

) изменение наименования субъекта аккредитации;

) заявление субъекта аккредитации об увеличении или сокращении области аккредитации.

Знак Российского органа по аккредитации

1. Российский орган по аккредитации имеет «Знак Российского органа по аккредитации».

. Форма «Знака Российского органа по аккредитации» и порядок его применения устанавливается Российским органом по аккредитации.

. Предоставленный субъекту аккредитации «Знак Российского органа по аккредитации» должен содержать номер выданного аттестата аккредитации.

. Порядок использования «Знака Российского органа по аккредитации» определяется договором на проведения мониторинга и инспекционного контроля между Российским органом по аккредитации и органом по оценке соответствия (постаккредитационного договора).

Инспекционный контроль

Инспекционный контроль органа по оценке соответствия осуществляется с целью контроля постоянного соблюдения требований по аккредитации в утвержденной области аккредитации и осуществляется Российским органом по аккредитации.

Инспекционный контроль выполняет эксперт по аккредитации, назначенный Российским органом по аккредитации.

. Инспекционный контроль деятельности субъекта аккредитации осуществляется не более чем через 12 месяцев с момента его первичной аккредитации, в последующем - 1 раз в 2 года.

. Затраты на проведение инспекционного контроля несет проверяемый субъект аккредитации.

. Если Российский орган по аккредитации устанавливает, что аккредитованный субъект аккредитации более не является компетентным для осуществления деятельности по оценке соответствия или допускает существенное нарушение своих обязательств, не реализует предписанные корректирующие действия, Российский орган по аккредитации обязан принять все надлежащие меры для аннулирования, приостановления действия или отзыва его аттестата об аккредитации.

При возникновении спорных вопросов, связанных с деятельностью по аккредитации, заинтересованная сторона вправе обратиться с жалобой или апелляцией в Комиссию по апелляциям Российского органа по аккредитации.

Решение комиссии по апелляциям Российского органа по аккредитации может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Оплата работ по аккредитации

Оплата работ по аккредитации и инспекционному контролю производится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подавшим заявку на аккредитацию на условиях договора с Российским органом по аккредитации, и осуществляется в соответствии с Порядком оплаты работ по аккредитации.

Ответственность участников национальной системы аккредитации

За нарушение установленных настоящим Законом правил и процедур аккредитации, в том числе неправомерном применении (использовании) «Знака Российского органа по аккредитации», нарушение положений настоящего Закона, аккредитованные органы по оценке соответствия, их руководители, эксперты по аккредитации, технические эксперты несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Страхование гражданской ответственности органов по оценке соответствия

Страхование гражданской ответственности органов по оценке соответствия является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг по оценке соответствия, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением органа по оценке соответствия своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

Наличие страхового полиса является обязательным условием для аккредитованного органа по оценке соответствия при осуществлении им обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям в соответствии с техническими регламентами в сфере технического регулирования.

Информация о деятельности Российского органа по аккредитации

Информация об осуществлении деятельности по аккредитации Российским органом по аккредитации должна быть общественно доступной.

Российский орган по аккредитации самостоятельно устанавливает способы раскрытия информации с учетом того, что раскрываемая информация должна быть доступна наибольшему числу потребителей услуг аккредитованных органов по оценке соответствия. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования в отношении раскрываемой Российским органом по аккредитации информации.

Участники системы аккредитации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательными актами Российской Федерации или в соответствии с требованиями, установленными Российским органом по аккредитации.

Единый реестр Российского органа по аккредитации содержит актуализированную информацию об аккредитованных органах по оценке соответствия, экспертах по аккредитации и нормативных документах Российского органа по аккредитации.

Правила формирования Единого реестра Российского органа по аккредитации и представления информации заинтересованным сторонам устанавливаются Советом по аккредитации Российского органа по аккредитации.

Признание результатов аккредитации

Признание результатов аккредитации, проведенной аккредитующими органами, осуществляется посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений в установленном российским законодательством порядке.

Информация о взаимном признании результатов аккредитации между Российским органом по аккредитации и иными органами по аккредитации, публикуется Российским органом по аккредитации в открытой печати [4].

3.6 Формирование единой национальной системы аккредитации в РФ

Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации устанавливает цели и принципы осуществления аккредитации, а также приоритетные направления развития аккредитации в Российской Федерации, направлена на создание современной эффективно функционирующей системы аккредитации, от которой напрямую зависит компетентность аккредитованных лиц, уровень доверия к их деятельности и признание результатов такой деятельности.

Учитывая стремление Российской Федерации к международной интеграции, необходимо решить вопрос о международном взаимном признании результатов исследований, испытаний (измерений) и документов о подтверждении соответствия.

Системы аккредитации органов по подтверждению соответствия в обязательной и добровольной сферах в ходе реформы технического регулирования должны быть объединены в единую национальную систему аккредитации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг, а также признания результатов аккредитации за рубежом.

На сегодняшний день системы аккредитации многочисленны, непрозрачны, регулируются разнообразными, плохо согласующимися между собой нормативными актами, что делает невозможным не только их международное признание, но и классификацию.

В связи с этим необходимо осуществить переход на единую систему, единые принципы и правила аккредитации во всех областях оценки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию и контроль.

Основными проблемами в сфере аккредитации являются:

·отсутствие прозрачных правил аккредитации, единых для всех участников рынка;

·монополизация рынка услуг по оценке соответствия путем аккредитации подведомственных организаций, а также аффилированных лиц;

·низкий уровень безопасности из-за выдачи аккредитованными организациями документов, удостоверяющих соответствие заданным требованиям, без проведения необходимых исследований (испытаний), измерений, экспертиз, оценок и др.;

·отсутствие ответственности аккредитованных организаций;

·совмещение полномочий по установлению правил аккредитации, полномочий органа по аккредитации, полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора), функций учредителя;

·наличие барьеров, препятствующих выходу на внешние рынки из-за отсутствия международного признания результатов оценки соответствия.

В результате сложившейся ситуации издержки представителей российского бизнеса на оценку соответствия слишком высоки.

Основными целями формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации являются:

·выработка единой политики, принципов и правил аккредитации органов по оценке соответствия;

·гармонизация правил и процедур аккредитации в области оценки соответствия в Российской Федерации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств - членов Таможенного союза;

·создание условий для признания результатов деятельности аккредитованных лиц.

3.7 Структура единой национальной системы аккредитации

Предполагается, что единая национальная система аккредитации будет представлять совокупность участников работ по аккредитации, деятельность которых регулируется правилами и процедурами аккредитации, установленными законодательством Российской Федерации.

В число участников единой национальной системы аккредитации войдут национальный орган по аккредитации, совет при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, контрольно-надзорные органы, эксперты по аккредитации, технические эксперты, заявители и аккредитованные лица;

Предполагается, что национальный орган по аккредитации будет наделен следующими полномочиями:

§осуществление аккредитации органов по подтверждению соответствия, граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти на основании федеральных законов при осуществлении отдельных государственных полномочий;

§осуществление контроля за соблюдением процедур аккредитации;

§принятие решений об аккредитации;

§принятие решений о расширении (сокращении) области аккредитации;

§выдача и переоформление аттестатов аккредитации;

§принятие решения о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия аттестатов аккредитации;

§проведение аттестации экспертов по аккредитации;

§ведение реестра аккредитованных лиц и реестра экспертов по аккредитации;

§предоставление заинтересованным лицам информации о порядке проведения аккредитации;

§заключение международных соглашений в пределах своей компетенции;

§представление Российской Федерации в региональных и международных организациях в соответствии с возложенными полномочиями;

§осуществление контроля за аккредитованными лицами;

§утверждение программы подготовки экспертов по аккредитации.

В целях содействия деятельности национального органа по аккредитации при Министерстве экономического развития Российской Федерации предполагается создать совет по аккредитации, формируемый из представителей федеральных органов исполнительной власти, общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций. Совет по аккредитации сможет принимать участие в выработке политики в области аккредитации и правил аккредитации, а также будет содействовать международному признанию выдаваемых аккредитованными лицами документов. При совете по аккредитации будет создан комитет по апелляциям.

Предполагается, что заинтересованные федеральные органы исполнительной власти смогут участвовать в разработке правил аккредитации, а также в пределах своей компетенции взаимодействовать с национальным органом по аккредитации.

Порядок взаимодействия национального органа по аккредитации с федеральными органами исполнительной власти будет определен межведомственным административным регламентом.

Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, является аттестат аккредитации. Ранее выданные аттестаты аккредитации сохраняют силу до окончания срока их действия.

Предполагается, что единая национальная система аккредитации будет иметь соответствующий знак, который свидетельствует о том, что применяющее этот знак лицо аккредитовано в национальном органе по аккредитации.

В целях законодательного обеспечения формирования единой национальной системы аккредитации предполагается также принять федеральный закон об аккредитации в Российской Федерации, устанавливающий единые принципы, процедуры и критерии аккредитации.

Кроме того, предполагается совершенствование нормативной правовой базы в целях формирования единой национальной системы аккредитации, в том числе:

·внесение изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

·внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием федерального закона об аккредитации в Российской Федерации;

·принятие актов Правительства Российской Федерации, направленных на формирование единой национальной системы аккредитации;

·совершенствование ведомственной нормативной базы в связи с формированием единой национальной системы аккредитации.

Порядок аккредитации должен предусматривать прозрачные и не ограничивающие заявителей и аккредитованных лиц в степени большей, чем это необходимо для подтверждения их компетентности, процедуры подачи заявления об аккредитации, рассмотрения и проведения экспертизы представленных документов и сведений, проверки cоответствия заявителя критериям аккредитации и принятия решения об аккредитации, а также расширения и сокращения области аккредитации, приостановления и аннулирования действия аттестата аккредитации и проведения контроля за аккредитованными лицами.

В целях достижения международного признания порядок аккредитации органов по подтверждению соответствия определяется на основе международных стандартов.

Порядок работы национального органа по аккредитации и его взаимодействия с аккредитованными лицами предполагается гармонизировать с международными и европейскими требованиями, в том числе закрепленными в Регламенте и международном стандарте ИСО/МЭК 17011:2004 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия".

Критерии аккредитации будут основываться на требованиях к органам по подтверждению соответствия, установленным следующими международными стандартами:

-ИСО/МЭК 17020:1998 "Общие критерии деятельности различных типов инспекционных органов";

-ИСО/МЭК 17021:2006 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента";

-ИСО/МЭК 17024:2003 "Оценка соответствия. Общие требования к органам, осуществляющим сертификацию персонала";

-ИСО/МЭК 17025:2005 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий";

-ИСО/МЭК 65:2000 "Общие требования к органам по сертификации продукции".

В целях совершенствования взаимодействия с международными и региональными организациями по вопросам аккредитации предполагается:

§наделить национальный орган по аккредитации правом представлять Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по аккредитации;

§активизировать участие Российской Федерации в Международной электротехнической комиссии, Международном форуме по аккредитации и Международном сотрудничестве по аккредитации лабораторий.

Информационное обеспечение единой национальной системы аккредитации должно осуществляться в целях оперативного доведения до всех заинтересованных лиц достоверной и полной информации по вопросам аккредитации, информационной поддержки процедур аккредитации и создания условий для международного признания и сотрудничества.

К деятельности по аккредитации привлекаются независимые эксперты по аккредитации и технические эксперты, а также организации, которые имеют в штате соответствующих экспертов по аккредитации и технических экспертов либо с которыми указанные эксперты заключили трудовой договор. аккредитация сертификация испытательный метрологический

Экспертами по аккредитации являются физические лица, отвечающие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и внесенные в реестр экспертов по аккредитации.

Техническими экспертами являются квалифицированные специалисты в определенных областях знаний, привлекаемые к деятельности по аккредитации для оказания технической поддержки экспертам по аккредитации.

В целях сохранения квалифицированных специалистов при переходе к единой национальной системе аккредитации формирование реестра экспертов по аккредитации следует осуществлять с учетом реестров экспертов по аккредитации, сформированных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Национальный орган по аккредитации должен иметь доступ к достаточному количеству экспертов по аккредитации, чтобы охватить все сферы своей деятельности. Это предполагает необходимость реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации экспертов и реализации политики, направленной на содействие формированию института независимых экспертов.

Заявители оплачивают работы по аккредитации в размере, зависящем от объема таких работ и покрывающем фактические затраты на аккредитацию, в том числе на оплату работы экспертов, привлекаемых национальным органом по аккредитации.

В целях реализации настоящей Концепции утверждается план мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, предусматривающий осуществление мероприятий по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и мероприятий по организации деятельности национального органа по аккредитации.

Создание национального органа по аккредитации позволит достичь следующих результатов:

·прозрачность правил аккредитации и снижение коррупции;

·обеспечение защиты рынка от опасной продукции;

·обеспечение ответственности аккредитованных лиц за результаты своей деятельности;

·повышение качества услуг по оценке соответствия;

·повышение доверия со стороны потребителей, органов исполнительной власти, изготовителей и продавцов;

·взаимное признание выдаваемых органами по подтверждению соответствия документов в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства, а также в странах - основных торговых партнерах Российской Федерации;

·создание конкурентного рынка работ по оценке соответствия;

·сокращение издержек бизнеса при выпуске продукции в обращение.

В области подтверждения соответствия формирование единой национальной системы аккредитации позволит:

·осуществлять выработку и реализацию единой политики в этой области;

·обеспечить равные условия заявителям, претендующим на получение аттестата аккредитации, открытость правил аккредитации;

·исключить пересечение областей аккредитации при осуществлении полномочий по аккредитации различными федеральными органами исполнительной власти;

·обеспечить возможность органам, осуществляющим подтверждение соответствия продукции (услуг), аккредитовываться в одном органе по аккредитации, а изготовителям продукции (лицам, осуществляющим функции иностранного изготовителя) получать (принимать) один сертификат соответствия на одну и ту же продукцию;

·создать предпосылки для признания органов по подтверждению соответствия и выдаваемых ими документов (сертификатов соответствия и др.), протоколов исследований и измерений со стороны европейских и международных организаций, осуществляющих деятельность по аккредитации;

·создать условия для международного сотрудничества [11].

4. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

.1 Критерии на аккредитацию органов по сертификации продукции и услуг

Орган по аккредитации может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, необходимые для подтверждения компетентности и независимости органа по сертификации.

Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) до процедуры аттестации и (или) предоставлены заинтересованным сторонам по их запросу.

Орган по сертификации обязан:

- исполнять соответствующие требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 65 <#"justify">5. АККРЕДИТАЦИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

.1Критерии аккредитации

При оценке компетентности испытательной лаборатории аккредитующим органом необходимо использовать критерии по ГОСТ Р 51000.3.

Аккредитующий орган может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением конкретных видов (вида) испытаний. В этом случае аккредитующий орган может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих видах испытаний.

Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) предоставлены заинтересованным сторонам по их запросу.

Испытательная лаборатория обязана:

исполнять соответствующие требования ГОСТ Р51000.3 и настоящего стандарта:

создавать необходимые условия для проведения аккредитующим органом инспекционного контроля за деятельностью испытательной лаборатории, повторной аккредитации испытательной лаборатории и принятия решения по жалобам, включая доступ уполномоченных аккредитующим органом лиц к документации, персоналу и всем сферам деятельности:

заявлять о своей аккредитации только в отношении деятельности, включенной в область аккредитации;

не использовать свою аккредитацию, таким образом, который мог бы подорвать доверие к аккредитующему органу:

не делать заявлений относительно своей аккредитации, которые могли бы ввести в заблуждение потребителей ее услуг или органов управления;

после приостановления или отмены аккредитации не делать никаких заявлений, которые содержат ссылку на нее, вернуть все документы, которые потребовал аккредитующий орган:

не допускать использования аккредитации таким образом, который позволил бы предположить, что результаты испытаний, полученные испытательной лабораторией, одобрены аккредитующим органом.

Область аккредитации испытательной лаборатории должна однозначно определяться номенклатурой продукции и (или) видами испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов. С этой целью в области аккредитации следует устанавливать возможно более точное определение проводимых испытаний с указанием испытываемой продукции, работ, услуг (далее - продукция), проверяемых характеристик (свойств) и используемых методов испытаний.

Методы, используемые для проведения конкретного испытания, указанного в области аккредитации, устанавливают на основе стандарта (или других нормативных документов) или документированной процедуры.

Испытательную лабораторию аккредитуют только в отношении определенных объектов, которые могут испытываться лабораторией в стационарных или нестационарных условиях.

.2 Заявка на аккредитацию

Испытательная лаборатория подает заявку на аккредитацию в аккредитующий орган. В заявке на аккредитацию должны быть отражены:

заявленная область аккредитации;

осведомленность заявителя о требованиях системы аккредитации:

готовность заявителя в полной мере выполнять процедуру аккредитации, в том числе принять группу экспертов (комиссию) для аттестации лаборатории: оплатить расходы, связанные с работой по аккредитации (независимо от результата аккредитации) и последующему инспекционному контролю;

подтверждение заявителем своего согласия выполнять требования, обусловленные аккредитацией.

К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности лаборатории к аккредитации и возможности проведения ее аттестации.

Конкретный перечень документов, представляемых с заявкой, устанавливают в системе аккредитации.

Лабораториям-заявителям предварительно должна быть предоставлена возможность ознакомления с описанием процедуры аккредитации и документом, в котором сформулированы правила и обязанности аккредитованных лабораторий (включая расходы, оплачиваемые лабораториями-заявителями и аккредитованными лабораториями).

Дополнительную информацию по вопросам аккредитации представляет аккредитующий орган лабораториям-заявителям по их запросам.

5.3 Порядок (процедура) аккредитации

Описание процедуры аккредитации, применяемой для подтверждения соответствия испытательной лаборатории критериям аккредитации и возможным дополнительным техническим критериям, должно быть опубликовано или иным способом доведено до сведения всех заинтересованных сторон. Работа по аккредитации включает следующие этапы:

представление лабораторией-заявителем заявки на аккредитацию испытательной лаборатории;

экспертизу документов по аккредитации;

аттестацию испытательной лаборатории;

анализ всех материалов по аккредитации испытательной лаборатории и принятие решения об аккредитации;

оформление, регистрацию и выдачу испытательной лаборатории аттестата аккредитации (либо отказа в аккредитации).

Каждый последующий этап аккредитации проводят при положительном результате предыдущего этапа.

Все процедуры, связанные с аккредитацией, должны быть документированы.

Представление заявки на аккредитацию испытательной лаборатории

Вместе с заявкой испытательной лабораторией должна быть представлена следующая информация:

общая характеристика испытательной лаборатории (наименование, адрес, юридический статус, персонал и техническое оборудование). Указанную информацию, как правило, приводят в Паспорте испытательной лаборатории, копиях Устава и (или) других учредительных документов, а также в анкете испытательной лаборатории;

общие сведения об организации, в состав которой входит лаборатория-заявитель, или об испытательной лаборатории (основная область деятельности, компетентность и авторитетность в заявленной области, отношения с другими организациями, местонахождение испытательных лабораторий, включенных в заявку на аккредитацию). Указанную информацию, как правило, приводят в Положении об испытательной лаборатории и Справке о деятельности испытательной лаборатории, в которой приводят информацию о практической деятельности (научном и техническом опыте) лаборатории-заявителя;

перечень должностных лиц испытательной лаборатории (с указанием фамилии, имени, отчества), несущих ответственность за техническую корректность протоколов испытаний:

описание внутренней организации и системы качества, применяемой испытательной лабораторией для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимых испытаний, и, в необходимых случаях, основных планов обеспечения качества с подтверждением воспроизводимости результатов измерений на основе национальных или международных эталонов и другую необходимую информацию;

формы протоколов испытаний, которые испытательная лаборатория планирует выдавать после того, как она будет аккредитована.

Полученную информацию используют для проведения работ по аккредитации испытательной лаборатории, и обращение с ней должно обеспечивать соответствующую конфиденциальность.

Аккредитующий орган рассматривает заявку на аккредитацию испытательной лаборатории (с комплектом документов) и принимает решение по организации этих работ.

Для проведения экспертизы документов по аккредитации испытательной лаборатории аккредитующий орган назначает одного или нескольких экспертов и определяет ведущего эксперта.

Результаты экспертизы отражают в экспертном заключении, которое должно содержать оценку соответствия предъявленной вместе с заявкой информации критериям аккредитации.

Полученная в результате экспертизы информация должна быть использована при аттестации испытательной лаборатории.

В случае положительного результата экспертизы аккредитующий орган разрабатывает и утверждает программу проведения аттестации.

Лаборатории-заявителю заблаговременно должны быть сообщены фамилии имеющих необходимую квалификацию экспертов, назначенных для проведения аттестации на месте, чтобы предоставить ей возможность направить, при необходимости, свои возражения на назначение данного эксперта или экспертов.

Указанные эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть точно определены и доведены до сведения испытательной лаборатории.

При отрицательном результате испытательной лаборатории сообщают об отказе в аккредитации по причине несоответствия критериям аккредитации.

5.4Аттестация испытательной лаборатории

Испытательная лаборатория со всеми производственно-техническими подразделениями, включенными в заявку на аккредитацию, должна в стационарных условиях пройти аттестацию. Аттестацию проводит комиссия, в состав которой входят эксперты и в случае необходимости - другие представители аккредитующего органа, а также специалисты других организаций (по привлечению аккредитующего органа). Комиссия должна передать аккредитующему органу всю важную информацию, характеризующую способность испытательной лаборатории выполнить требования аккредитации, а также возможные дополнительные требования, включая те из них, которые могли бы быть получены в результате проверки на качество проведения испытаний.

Комиссия проводит аттестацию испытательной лаборатории по программе, утвержденной аккредитующим органом.

По результатам аттестации комиссия оформляет акт и передает его в аккредитующий орган.

Копия акта по результатам проведенной аттестации должна быть направлена испытательной лаборатории, которая может представить свои замечания по указанному акту, и, в необходимых случаях, сообщить о проведенных мероприятиях по устранению выявленных недостатков или о планировании таких мероприятий в течение определенного срока.

Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации

Аккредитующий орган должен рассмотреть заявку испытательной лаборатории, информацию, полученную при экспертизе документов и аттестации испытательной лаборатории, замечания со стороны испытательной лаборатории по акту аттестации и другую информацию, полученную в связи с аккредитацией, представленные ведущим экспертом.

Целью этой проверки является оценка соответствия испытательной лаборатории критериям аккредитации и возможным дополнительным критериям.

Решение об аккредитации лаборатории или об отказе в аккредитации принимает аккредитующий орган на основании результатов этой оценки. Решение должно быть изложено в письменном виде.

Аккредитация может быть ограничена по времени и связана с определенными условиями. В необходимых случаях решение, связанное с отказом в аккредитации или с ограничением области ее действия, может быть рассмотрено по результатам заслушивания полномочного представителя испытательной лаборатории.

При положительном решении аккредитующий орган:

оформляет, регистрирует и выдает испытательной лаборатории аттестат аккредитации с приложением к нему области аккредитации. В аттестате аккредитации устанавливают срок его действия не более 5 лет:

подписывает договор с испытательной лабораторией, определяющий взаимоотношения с ним, а также подписывает другие документы, установленные в системе аккредитации.

Акт о проведении аттестации испытательной лаборатории

Акт аттестации испытательной лаборатории следует составлять согласно образцу. В акте, как минимум, должны быть зафиксированы:

фамилии членов комиссии;

подписи председателя и членов комиссии;

статус, организационная структура, административная подчиненность, финансовое положение, система оплаты труда сотрудников;

наименования и адреса аттестуемых технических подразделений лабораторий;

оснащенность и состояние испытательного оборудования и средств измерений;

обеспеченность нормативной документацией;

область деятельности, заявленная для аккредитации;

информация по технической квалификации, компетентности, подготовленности, опытности штатного персонала, особенно лиц, несущих ответственность за техническую правильность протоколов испытаний;

условия размещения персонала, испытательного оборудования и средств измерений

наличие и эффективность системы обеспечения качества испытаний;

соответствие предъявляемым требованиям внутренней организации и процедур, используемых лабораторией-заявителем для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимых ею испытаний;

информация о проверках лаборатории-заявителя на качество проведения испытаний, результатах таких проверок и их учета в деятельности лаборатории;

замечания ведущего эксперта (или членов комиссии) о степени соответствия лаборатории-заявителя критериям аккредитации;

замечания по оформлению протоколов испытаний;

замечания по мерам, принятым для устранения недостатков, обнаруженных в ходе проведения предыдущих аттестаций лаборатории.

5.5Проверка лаборатории на качество проведения испытаний

Аккредитующий орган может обязать испытательную лабораторию принять участие в проверках на качество проведения испытаний

Проверки на качество проведения испытаний должны осуществляться аккредитующим органом или другим органом, компетентным в данном вопросе по мнению аккредитующего органа. Если результаты проверок оказываются неудовлетворительными, аккредитующий орган может пересмотреть вопрос о предоставлении, сохранении или продлении аккредитации, имея в виду, что проверка на качество проведения испытаний не является для этого единственным критерием. Однако аккредитация не должна предоставляться (осуществляться) или продлеваться лишь на основе результатов проверок на качество проведения испытаний.

Инспекционный контроль за аккредитованной испытательной лабораторией

После аккредитации испытательной лаборатории необходимо обеспечить регулярное проведение мероприятий, гарантирующих и в дальнейшем ее соответствие критериям аккредитации.

Аккредитация по дополнительным испытаниям

Аккредитацию по дополнительным испытаниям проводят по требованиям, определенным в настоящем стандарте для проведения аккредитации испытательной лаборатории.

Аттестация испытательной лаборатории по дополнительным испытаниям может быть проведена в рамках инспекционного контроля.

Если аккредитованная испытательная лаборатория делает заявку на аккредитацию технического подразделения, которое прежде не было аккредитовано, необходимо провести работы по аккредитации этого подразделения в полном объеме.

5.6Повторная аккредитация

Повторную аккредитацию лаборатории проводят к моменту истечения срока действия аттестата аккредитации в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Заявку на повторную аккредитацию представляет испытательная лаборатория за 6 месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации.

В отдельных случаях по истечении срока действия аттестата аккредитации продление срока может быть осуществлено без процедуры повторной аттестации. Такое решение аккредитующий орган принимает, не менее, чем за месяц до истечения срока действия аттестата аккредитации на основании результатов инспекционного контроля за деятельностью объекта аккредитации.

В соответствии с общими правилами аккредитованной лаборатории разрешается ссылаться на свою аккредитацию лишь в протоколах испытаний, относящихся к тем испытаниям или той продукции, которые входят в область аккредитации.

Если проведение испытания или какой-либо его части передано субподрядчику на основе субподряда, это должно быть четко отражено в протоколе испытаний.

Выдача субподрядов аккредитованными лабораториями

Аккредитующий орган может разрешать аккредитованной испытательной лаборатории заключить субподряд на проведение определенных испытаний только в том случае, если субподрядчик аккредитован на эти испытания или отдельные виды испытаний.

Однако в виде исключения аккредитующий орган может разрешить выдачу субподряда на проведение испытаний неаккредитованным лабораториям. В этом случае аккредитующий орган должен принять необходимые меры, чтобы испытательная лаборатория, выполняющая работы на основе субподряда соблюдала соответствующие требования ГОСТ Р 51000.3 , а также проводила в протоколе испытаний четкое различие между собственной работой и работой, выполненной ею на основе субподряда.

Досрочная отмена аккредитации

Аккредитация испытательной лаборатории может быть досрочно отменена аккредитующим органом в следующих случаях:

несоответствие лаборатории критериям аккредитации и требованиям, обусловленным аккредитацией;

самостоятельное решение аккредитованной лаборатории о досрочном прекращении аккредитации;

ликвидация лаборатории (или организации, в состав которой входит испытательная лаборатория).

В течение срока, установленного аккредитующим органом, испытательная лаборатория может опротестовать решение о досрочной отмене аккредитации в комиссии по апелляциям аккредитующего органа.

После приостановления или отмены аккредитации испытательная лаборатория должна вернуть все документы, выданные аккредитующим органом, по его требованию [3].

6. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ

6.1Порядок проведения аккредитации метрологических служб

Юридическое лицо, заинтересованное в аккредитации метрологической службы (далее - предприятие-заявитель), направляет заявку на проведение аккредитации в аккредитующую организацию.

Заявка должна содержать:

·- описание области аккредитации: виды или области измерений, методики выполнения которых аттестуются метрологической службой предприятия (организации); назначение и (или) область применения аттестуемых методик; виды документов, метрологическая экспертиза которых проводится метрологической службой, их назначение (область применения);

·- заявление об ознакомлении с настоящими Правилами.

К заявке прилагаются:

-Положение о метрологической службе юридического лица (предприятия, организации), утвержденное в установленном порядке;

-стандарты предприятия, регламентирующие деятельность метрологической службы в заявленной области аккредитации;

-паспорт метрологического обеспечения предприятия (организации).

На основе рассмотрения заявки аккредитующая: организация направляет предприятию-заявителю проект договора на проведение работ по аккредитации метрологической службы, в котором должны быть определены условия и порядок проведения аккредитации.

Договорная цена на выполнение работ по аккредитации определяется в зависимости от объема и сроков выполнения работы с учетом необходимых для достижения этих требований экономически обоснованных фактических затрат с учетом накладных и других расходов (в том числе командировочных) и согласованного (расчетного) размера прибыли.

По решению аккредитующей организации для проведения работ по аккредитации может быть образована комиссия, в состав которой могут привлекаться ведущие специалисты других государственных научных метрологических центров, эксперты Госстандарта России или специалисты аккредитованных метрологических служб, специализирующиеся в области метрологической аттестации методик выполнения измерений по данному виду или области измерений и (или) в области проведения метрологической экспертизы документов.

Аккредитующая организация поручает проведение работ по аккредитации метрологических служб юридических лиц в соответствии с настоящими Правилами только специалистам, имеющим опыт работ по аттестации методик выполнения измерений и проведению метрологической экспертизы проектной, конструкторской и технологической документации и (или) аттестованным в качестве экспертов Госстандарта России в соответствующих областях деятельности.

В тех случаях, когда в заявке на аккредитацию в числе других видов работ указано проведение метрологической экспертизы документации на разработку отраслевых СО и СО предприятий, в состав комиссии должны привлекаться специалисты Уральского НИИ метрологии - головной организации ГССО.

Оплата работ по участию в комиссиях по аккредитации специалистов сторонних организаций производится заинтересованными юридическими лицами в соответствии с условиями заключаемых ими договоров (в том числе на основе трудовых договоров с привлекаемыми специалистами).

Оплата работ по осуществлению инспекционного контроля за выполнением аккредитованной метрологической службой договорных обязательств проводится предприятием-заявителем по отдельному договору.

Обязательства по договору считаются выполненными в день выдачи аттестата аккредитации или отчета о проделанной работе (в случаях отказа в аккредитации).

Результаты проведенной по договору работы излагаются в акте. На основании выводов, изложенных в акте по итогам проверки, аккредитующая организация, в случае положительного решения, в 10-дневный срок направляет во Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) для экспертного контроля, оформления аттестата аккредитации и внесения в Реестр аккредитованных метрологических служб на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов (далее - Реестр) следующие документы:

§паспорт метрологического обеспечения предприятия (информационные данные);

§акт по итогам проверки деятельности метрологической службы;

§оформленный аттестат аккредитации с приложением области аккредитации.

ВНИИМС, после проведения экспертного контроля материалов аккредитации, присваивает номер аттестату аккредитации, заносит в Реестр, выписывает и направляет аккредитующей организации счет за экспертный контроль и регистрацию материалов аккредитации. После оплаты счета ВНИИМС сообщает аккредитующей организации регистрационный номер аттестат аккредитации или замечания и предложения по результатам экспертного контроля представленных материалов.

Плата за экспертный контроль материалов аккредитации и внесение аккредитованной метрологической службы в Реестр, составляет 10 минимальных размеров оплаты труда без учета НДС.

Для ускорения процедуры оформления аттестата аккредитации аккредитующий орган вместе с материалами аккредитации может направлять во ВНИИМС копию платежного поручения с банковской отметкой о выплате указанной выше суммы. Затраты и сроки, необходимые для оформления аттестата аккредитации, следует учитывать при заключении договоров на аккредитацию.

При отрицательных результатах аккредитующая организация сообщает предприятию-заявителю о замечаниях и предложениях по совершенствованию деятельности метрологической службы, которые должны быть реализованы предприятием в согласованные сроки. При необходимости повторной проверки оформляют установленном порядке дополнения к договору дополнительным соглашением.

По истечении срока действия аттестата аккредитации аккредитующая организация может по заявке метрологической службы юридического лица провести повторную аккредитацию.

В отдельных случаях продление срока действия аттестата аккредитации может быть осуществлено на основании результатов регулярного контроля за деятельностью аккредитованной метрологической службы.

Для расширения области аккредитации метрологическая служба юридического лица направляет в аккредитующую организацию заявку, на основании которой проводится дополнительная аккредитация.

Аттестат аккредитации, выданный метрологической службе юридического лица, может быть аннулирован аккредитующей организацией при несоблюдении требований, установленных для аккредитованных метрологических служб.

Аккредитующая организация несет ответственность за:

üсвоевременное выполнение обязанностей, установленных настоящими правилами;

üобъективность и обоснованность принимаемых решений.

Регистрация аккредитованных метрологических служб юридических лиц

ВНИИМС проводит регистрацию аккредитованных метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов, ведет Реестр и издает информационные материалы об аккредитованных метрологических службах юридических яиц с указанием областей аккредитации.

Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных метрологических служб и юридических лиц

Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных метрологических служб юридических лиц проводят аккредитующие организации с целью подтверждения соответствия их деятельности в области аккредитации действующему законодательству и проверки соблюдения условий, предусмотренных в пунктах 2 и 6 Паспорта.

Инспекционный контроль деятельности всех аккредитованных в соответствии с настоящими Правилами метрологических служб проводится в течение всего срока действия аттестата аккредитации.

Инспекционный контроль проводится в сроки, определяемые аккредитующей организацией, но не реже одного раза в 18 месяцев.

Отношения, возникающие между аккредитующей организацией и юридическим лицом, метрологическая служба которой подлежит инспекционному контролю, в том числе вопросы возмещения расходов по осуществлению контроля, регулируются договором, заключаемым между ними.

До начала проверки метрологическая служба представляет в аккредитующую организацию в произвольной форме справку-отчет о работах в области аккредитации, выполненных метрологической службой за период, прошедший с момента аккредитации или с момента окончания предыдущей проверки. Справка подписывается руководителем организации и главным метрологом.

При проведении инспекционного контроля проверяется:

Состояние деятельности метрологической службы в контролируемой области (области аккредитации), результаты работ в этой области за период, прошедший с момента аккредитации (или с момента предыдущего инспекционного контроля).

Наличие актуализированного фонда нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Соблюдение требований, установленных нормативной документацией.

Состояние применяемых эталонов и средств измерении, испытаний, контроля.

В процессе инспекционного контроля аккредитующая организация знакомится с актами, составленными органами Государственной метрологической службы по итогам государственного метрологического надзора, проведенного за истекший период.

По результатам каждой проверки, осуществляемой в течение срока действия аттестата аккредитации, составляется акт.

При выявлении нарушений в деятельности метрологической службы в акте следует отразить мероприятия, подлежащие реализации метрологической службой в определенные сроки в целях устранения отмеченных недостатков.

При нарушении метрологической службой установленных сроков устранения недостатков, отмеченных в акте, аккредитующая организация вправе приостановить действие аттестата аккредитации.

На основании результатов инспекционного контроля аккредитующая организация может принять одно из следующих решений, которое отражается в акте

подтвердить соответствие аккредитованной метрологической службы установленным требованиям и определить следующий срок проведения контроля;

приостановить действие аттестата аккредитации;

аннулировать аттестат аккредитации.

Акт инспекционного контроля доводится до сведения руководителя организации и главного метролога.

Один экземпляр акта направляется во ВНИИМС для регистрации результатов инспекционного контроля в Реестре аккредитованный метрологических служб юридических лиц.

В тех случаях, когда орган Государственной метрологической службы соответствующего региона не принимал участие в осуществлении инспекционного контроля, аккредитующая организация в недельный срок извещает его о принятых решениях по приостановке или аннулированию действия аттестата аккредитации.

В случаях, когда в течение всего срока действия аттестата аккредитации результаты инспекционного контроля положительные, аккредитующая организация может продлить срок действия аттестата аккредитации метрологической службы (при условии актуализации данных о состоянии метрологической службы, ее технической оснащенности и результатах деятельности в течение истекшего срока действия аттестата аккредитации).

Разрешение споров

Разрешение споров между метрологической службой юридического лица и аккредитующей организацией в части аккредитации, контроля, аннулирования аттестата аккредитации осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [2].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ФЗ «О техническом регулировании»

. ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов»

. ГОСТ Р 51000.4-96 «Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий»

. Федеральный закон «Об аккредитации в области оценки соответствия»

. Рязанцева Ю.Ю., Масалытина О.В. Российская система аккредитации и ее будущее (Старооскольский технологический институт (филиал) Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета))

.Рахманов М.Л. Система аккредитации - основа для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубежом. // Методы оценки соответствия. 2006. - №7(1) - С. 23-28.

7.Болдырев И.В., Ерошина О.А. Укрепляя доверие. // Методы оценки соответствия. 2009. - №8 - С. 31-33.

.Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 671 с.

.Прибылова Т.А. Из практики аккредитации. // Методы оценки соответствия. 2008. - №12- С. 22-23.

.ГОСТ Р 51000.6 - 2008 «Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг»

.(Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации)

Похожие работы на - Российская система аккредитации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!