Проектирование предприятий розничной торговли строительными и мебельными товарами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    551,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование предприятий розничной торговли строительными и мебельными товарами

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Проектирование предприятий розничной торговли строительными и мебельными товарами

Введение

Товары, как известно, характеризуются совокупностью потребительских свойств, обуславливающих способность этих изделий удовлетворять потребности определенной половозрастной группы людей или категории потребителей в защите организма от неблагоприятных воздействий внешней физической среды и эстетические запросы, вытекающие из особенностей социальной среды, в которой происходит жизнедеятельность человека.

Товары для строительных работ и мебельные товары очень актуальны на данный момент. Очевидно, что за счет наращивания темпов развития научно-технического прогресса рубеж веков всегда отличается повышенной интенсивностью жизни. В главной степени это отражается на самой актуальной сфере человеческой жизнедеятельности - строительстве. Строительные материалы - всегда были категорией товаров повышенного спроса, соответственно, повысился уровень качественных требований. Сегодня ассортимент отделочных и строительных материалов очень и очень значительный. С каждым днем на свет «рождаются» современные материалы, которые полны великолепных аспектов качества и надежности, доступности и долговечности.

Так же в связи с огромным размахом строительства в стране, повышением материального благосостояния народа производство мебели увеличивается с каждым годом. Значительный рост производства мебели сопровождается внедрением более совершенной технологии ее производства, применением новых материалов. Эти факторы в свою очередь привели к некоторому изменению ее конструкции: вырабатывается значительное количество мебели универсально-сборной, встроенной, трансформируемой, что особенно важно для обстановки комнат небольшой площади. В последние годы мебельная промышленность начала выпускать художественную мебель.

Наряду с изделиями, простыми по форме, вырабатывается мебель повышенной комфортности и эстетичности, с применением улучшенной лицевой фурнитуры и элементов художественного декорирования.

В данной работе рассматриваются следующие группы товаров: строительные и мебельные. Поэтому в работе объединены мебельные и строительные товары, это обуславливается тем, что в проектируемом рознично-торговом предприятие может осуществляться совместная продажа этих групп товаров.

Цель данной работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретические основы «проектирование торгового предприятия» правильно спроектировать торгово-розничное предприятие. В первой части работы рассматривается ассортимент товаров. Во второй части рассматривается выбор технологического оборудования для предприятия. В третьей части рассматривается выбор розничного предприятия. Последняя часть работы посвящена устройству и технологической планировке предприятия розничной торговли.

1.      Характеристика ассортимента розничного торгового предприятия

строительный товар мебельный розничный

Ассортимент товаров - важный признак классификации предприятий розничной торговли.

В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов:

-       универсальные;

-       специализированные;

-       магазины с комбинированным ассортиментом;

-       магазины со смешанным ассортиментом товаров.

Универсальные магазины - магазины, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и / или непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных магазинов являются: универсам, супермаркет, гипермаркет; универсальных непродовольственных - универмаг, торговый дом.

Специализированные магазины - магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными магазинами.

Магазины с комбинированным ассортиментом товаров - магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Все для рукоделия», «Диета»).

Магазины со смешанным ассортиментом товаров - магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Такими магазинами является в настоящее время большинство специализированных магазинов, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.

Анализ состояния розничной торговой сети в России показывает, что в настоящее время происходит процесс универсализации торговых предприятий, растет число смешанных магазинов, количество которых в целом по России увеличилось с 9% в 1991 г. до 35% в 1999 г., а в некоторых городах, например в Санкт-Петербурге, - с 1 до 15%. За рубежом также наблюдается тенденция к увеличению числа крупных универсальных магазинов. Это связано с комплексностью покупок, так как покупатели стремятся покупать товары «под одной крышей».

Число специализированных магазинов, в России начиная с 1991 г., заметно сократилось. Специализированные магазины («Диеты», «Океаны», «Колбасы», «Овощи-фрукты», «Булочные» и др.) не выдержали конкуренции с другими магазинами и расширили свой ассортимент, что отрицательно сказалось на культуре торговли. Однако специализированные магазины имеют ряд преимуществ перед универсальными, комбинированными и смешанными. Они серьезно работают с одной товарной группой, что сокращает количество персонала и упрощает процесс оформления бумажной документации, тесно взаимодействуют с поставщиками, обеспечивая скидки на товары. В перспективе количество специализированных магазинов должно увеличиваться. Особенно это касается таких магазинов, в которых реализуются товары редкого спроса: дорогие парфюмерно-косметические товары, модная одежда, изысканные вина.

1.1 Общая товароведная характеристика по предприятия продаже строительных и мебельных товаров

Классификация строительных товаров

Строительные материалы и изделия классифицируют по степени готовности, происхождению, назначению и технологическому признаку.  

По степени готовности различают собственно строительные материалы и строительные изделия - готовые изделия и элементы, монтируемые и закрепляемые на месте работы. К строительным материалам относятся древесина, металлы, цемент, бетон, кирпич, песок, строительные растворы для каменных кладок и различных штукатурок, лакокрасочные материалы, природные камни и т.д.

Строительными изделиями являются сборные железобетонные панели и конструкции, оконные и дверные блоки, санитарно-технические изделия и кабины и др. В отличие от изделий строительные материалы перед применением подвергают обработке - смешивают с водой, уплотняют, распиливают, тешут и т.д.

По происхождению строительные материалы подразделяют на: природные и искусственные.

Природные материалы - это древесина, горные породы (природные камни), торф, природные битумы и асфальты и др. Эти материалы получают из природного сырья путем несложной обработки без изменения их первоначального строения и химического состава.

К искусственным материалам относят кирпич, цемент, железобетон, стекло и др. Их получают из природного и искусственного сырья, побочных продуктов промышленности и сельского хозяйства с применением специальных технологий. Искусственные материалы отличаются от исходного сырья, как по строению, так и по химическому составу, что обусловлено коренной переработкой его в заводских условиях.

Наибольшее распространение получили классификации материалов по назначению и технологическому признаку.

По назначению материалы подразделяют на следующие группы: конструкционные материалы - материалы которые воспринимают и передают на грузки в строительных конструкциях; теплоизоляционные материалы, основное назначение которых - свести до минимума перенос теплоты через строительную конструкцию и тем самым обеспечить необходимый тепловой режим в помещении при минимальных затратах энергии; акустические материалы (звукопоглощающие и звукоизоляционные материалы) - для снижения уровня «шумового загрязнения» помещения.

Гидроизоляционные и кровельные материалы - для создания водонепроницаемых слоев на кровлях, подземных сооружениях и других конструкциях, которые необходимо защищать от воздействия воды или водяных паров; герметизирующие материалы - для заделки стыков в сборных конструкциях; отделочные материалы - для улучшения декоративных качеств строительных конструкций, а также для защиты конструкционных, теплоизоляционных и других материалов от внешних воздействий; материалы специального назначения (например, огнеупорные или кислотоупорные), применяемые при возведении специальных сооружений.

Ряд материалов (например, цемент, известь, древесина) нельзя отнести к какой-либо одной группе, так как их используют и в чистом виде, и как сырье для получения других строительных материалов и изделий. Это так называемые материалы общего назначения. Трудность классификации строительных материалов по назначению состоит в том, что одни и те же материалы могут быть отнесены к разным группам. Например, бетон в основном применяют как конструкционный материал, но некоторые его виды имеют совсем иное назначение: особа легкие бетоны являются теплоизоляционным материалом; особо тяжелые бетоны - материалом специального назначения, который используют для защиты от радиоактивного излучения.

По технологическому признаку материалы подразделяют, учитывая вид сырья, из которого получают материал, и вид его изготовления, на следующие группы:

Природные каменные материалы и изделия получают из горных пород путем их обработки: стеновые блоки и камни, облицовочные плиты, детали архитектурного назначения, бутовый камень для фундаментов, щебень, гравий, песок и др.

Керамические материалы и изделия - получают из глины с добавками путем формования, сушки и обжига: кирпич, керамические блоки и камни, черепица, трубы, изделия из фаянса и фарфора, плитки облицовочные и для настилки полов, керамзит (искусственный гравий для легких бетонов) и др.

Стекло и другие материалы и изделия из минеральных расплавов - оконное и облицовочное стекло, стеклоблоки, стекло профилит (для ограждений), плитки, трубы, изделия из ситаллов и шлакоситаллов, каменное литье.

Неорганические вяжущие вещества - минеральные материалы, преимущественно порошкообразные, образующие при смешивании с водой пластичное тело, со временем приобретающее камневидное состояние: цементы различных видов, известь, гипсовые вяжущие и др.

Бетоны - искусственные каменные материалы, получаемые из смеси вяжущего, воды, мелкого и крупного заполнителей. Бетон со стальной арматурой называют железобетоном, он хорошо сопротивляется не только сжатию, но и изгибу и растяжению.

Строительные растворы - искусственные каменные материалы, состоящие из вяжущего, воды и мелкого заполнителя, которые со временем переходят из тестообразного в камневидное состояние.

Искусственные необжиговые каменные материалы - получают на основе неорганических вяжущих и различных заполнителей: силикатный кирпич, гипсовые и гипсобетонные изделия, асбестоцементные изделия и конструкции, силикатные бетоны.

Органические вяжущие вещества и материалы на их основе - битумные и дегтевые вяжущие, кровельные и гидроизоляционные материалы: рубероид, пергамин, изол, бризол, гидроизол, толь, приклеивающие мастики, асфальтовые бетоны и растворы.

Полимерные материалы и изделия - группа материалов, получаемых на основе синтетических полимеров (термопластических нетермореактнвных смол): линолеумы, релин, синтетические ковровые материалы, плитки, древеснослоистые пластики, стеклопластики, пенопласты, поропласты, сотопласты и др.

Древесные материалы и изделия - получают в результате механической обработки древесины: круглый лес, пиломатериалы, заготовки для различных столярных изделий, паркет, фанера, плинтусы, поручни, дверные и оконные блоки, клееные конструкции.

Металлические материалы - наиболее широко применяемые в строительстве черные металлы (сталь и чугун), стальной прокат (двутавры, швеллеры, уголки), сплавы металлов, особенно алюминиевые.

Классификация мебельных товаров

Стандартная классификация мебели

Мебель - это передвижные или встроенные изделия для оборудования жилых и общественных помещений, садово-парковых и других зон пребывания человека. Мебель классифицируют (ГОСТ-20400-08) по следующим основным признакам: комплектность, эксплуатационное назначение, функциональное назначение, конструктивно-технологическое исполнение, по материалам, а также по характеру производства. В рамках стандартной классификации, осуществляемой фасетным методом, мебель подразделяют на независимые классификационные группы.

По комплектности мебели в стандарте выделены следующие понятия: мебельное изделие (единичное) и комплектные изделия, которые могут быть представлены в наборах или гарнитурах.

Набор мебели - это группа изделий, связанных между собой общей архитектурно-художественной задачей обстановки помещений, с широкой вариабельностью по составу и назначению. Из изделий одного набора можно образовывать различные варианты комплектов мебели, например, набор для кухни, спальни, детской комнаты.

Гарнитур мебели - группа изделий, связанных между собой по архитектурно-художественному и конструктивному признакам, предназначенных для обстановки определенной функциональной зоны помещения (например, гарнитур мягкой мебели из дивана и кресел; гарнитур для столовой, включающий шкаф для посуды, стол обеденный и стулья; кухонный гарнитур, объединяющий шкафы-столы, шкафы для посуды и продуктов напольные и настенные, шкафы под мойку и встраиваемые электроприборы).

По эксплуатационному назначению мебель классифицируют на три подгруппы (рис. 1), объединяющие изделия по месту и особым условиям эксплуатации и ухода. Так, например, мебель бытовая характеризуется повышенными показателями эстетических свойств и максимальным уровнем комфортности эксплуатации, мебель для общественных помещений, прежде всего, должна обладать прочной конструкцией и защитно-декоративными покрытиями, устойчивыми к истиранию и влажной обработке.

Рисунок 1. Классификация мебели по эксплуатационному назначению

Мебель бытовая - это изделия, предназначенные для обстановки различных помещений, квартир, дач, для использования на открытом воздухе. Различают следующие виды бытовой мебели: для общей комнаты (для комнат с совмещенными функциями, например, столовой и спальни или спальни и кабинета), для спальной комнаты, столовой, гостиной, кабинета, детской (изделия, размеры, форма и конструкции которых соответствуют возрастным особенностям и ростовым характеристикам детей), для кухонь, прихожих, ванных комнат, а также дач.

Мебель для общественных помещений - изделия, предназначенные для обстановки помещений предприятий и учреждений с учетом характера их деятельности и специфики функциональных процессов. Различают следующие виды такой мебели: медицинская (для больниц, поликлиник и других медицинских учреждений), лабораторная (для лабораторий, в том числе учебных и медицинских), для дошкольных учреждений (детских садов, яслей), учебных заведений (школ, училищ, техникумов и вузов), предприятий торговли, общественного питания (столовых, ресторанов, кафе, закусочных и др.) и бытового обслуживания, гостиниц и здравниц, театрально-зрелищных учреждений, библиотек и читальных залов, спортивных сооружений, административных помещений, залов ожидания транспортных учреждений, предприятий связи.

Мебель для транспорта - это изделия, предназначенные для оборудования различных средств транспорта.

По функциональному назначению выделяют четыре подгруппы мебели (рис. 2), включающие изделия различных конструкций в соответствии с их назначением.

Рисунок 2. Классификация мебели по функциональному назначению

Основное назначение мебели для хранения (корпусной) - хранение и размещение различных предметов. Выделяют следующие виды изделий для хранения:

Шкаф - изделие, преимущественно с дверьми, для хранения предметов различного функционального назначения, в том числе: шкафы для одежды (платья), белья, посуды, книг; шкаф кухонный - изделие, предназначенное для хранения предметов кухонного и хозяйственного обихода; может входить в состав рабочего фронта кухни либо быть отдельно стоящим изделием; шкаф-стол кухонный - изделие, предназначенное для приготовления пищи и сервировочных работ, с емкостями для хранения кухонной посуды и пищевых продуктов; шкаф под мойку (предназначен для установки мойки); шкаф с витриной (витрина) - застекленное изделие, предназначенное для хранения и демонстрации различных предметов; шкаф-перегородка - изделие, предназначенное для разделения помещения на отдельные зоны; шкаф настенный; шкаф многоцелевого назначения - изделие с отделениями различного функционального назначения; комод - изделие с ящиками для хранения белья; тумба туалетная - изделие с зеркалом и емкостями для хранения туалетных принадлежностей; тумба-шкаф пониженной высоты различного назначения; секретер - изделие с откидной дверью или выдвижной доской, предназначенной для выполнения письменных работ; сервант-шкаф - изделие для хранения посуды и столового белья, верхняя плоскость которого используется для сервировочных работ; сундук - изделие корпусной мебели с откидной или съемной верхней крышкой, предназначенное для хранения различных вещей; полка - изделие без передней стенки, с задней стенкой или без нее, предназначенное для размещения книг или других предметов.

Мебель для сидения и лежания предназначена для размещения человека в положении сидя и лежа. Различают следующие предметы такой мебели: кровать - изделие, предназначенное для сна, с матрацем, с одной или двумя спинками; кровать одинарная (предназначена для одного человека); кровать двойная (предназначена для двух человек); диван - комбинированное изделие со спинкой, предназначенное для сидения нескольких человек; диван-кровать - диван, трансформируемый в кровать; кушетка - изделие с головной спинкой и подголовником или без них, предназначенное для лежания; тахта - широкая кушетка с продольной спинкой или без нее, предназначенная для лежания; скамья - изделие со спинкой и подлокотниками или без них, с высотой сиденья, равной его глубине или превышающей ее, предназначенное для размещения нескольких человек; табурет - изделие без спинки и подлокотников, с жестким сиденьем (или настилом), предназначенное для размещения одного человека; банкетка - изделие без спинки, с обитой поверхностью для сидения, предназначенное для одного или нескольких человек; стул - изделие со спинкой, подлокотниками или без них, с высотой сиденья, функционально удобной при соотношении его с высотой стола (обеденного, письменного), предназначенное для сидения одного человека; кресло - комфортабельное изделие со спинкой, подлокотниками или без них, предназначенное для сидения одного человека; кресло рабочее (стул рабочий) - изделие с подлокотниками, с высотой сиденья, равной высоте сиденья стула; кресло для отдыха - изделие с подлокотниками или без них, высота сиденья которого меньше высоты сиденья стула; кресло-кровать - изделие для отдыха, которое в трансформированном положении может быть использовано для лежания; кресло-качалка; шезлонг - легкое кресло, предназначенное для отдыха полулежа, трансформируемое во время использования.

К мебели для работы и приема пищи относят все разновидности столов.

Стол - изделие с рабочей плоскостью, расположенной на функционально удобной высоте, предназначенное для приема пищи, выполнения различной работы и установки предметов. По назначению различают следующие разновидности столов: обеденный (для приема пищи); сервировочный (для подачи пищи и уборки посуды); письменный (для занятий и выполнения письменных работ); журнальный (преддиванный) - низкий стол для формирования зоны отдыха; туалетный - изделие с зеркалом и емкостями для хранения туалетных принадлежностей.

Мебель прочая включает следующие виды изделий: манеж детский - переносное ограждение для детей ясельного возраста; вешалка - изделие, предназначенное для размещения верхней одежды и головных уборов.

Ассортимент строительных и мебельных товаров

Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразие, аналогичные индивидуальные потребности.

Промышленный (производственный) ассортимент - набор товаров, выпускаемый изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований.

Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности.

Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований.

Марочный ассортимент - набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.

Сопутствующий ассортимент - набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.

Рациональный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают наилучшее качество жизни.

Строительные товары:

-       Антисептики;

-       Герметики силиконовые и акриловые;

-       Грунтовки;

-       Декоративные покрытия;

-       Затирки;

-       Клеи;

-       Колера;

-       Краски;

-       Лаки;

-       Обои;

-       Пена монтажная;

-       Растворители, Уайт-спирити;

-       Шпатлевки.

Мебельные товары:

-       Детская мебель;

-       Кровати;

-       Кухни;

-       Мягкая мебель;

-       Прихожие;

-       Стенки;

-       Шкафы.

1.2 Особенности упаковки, хранения, транспортирования строительных и мебельных товаров

Строительных материалы на основе полимеров

Рулонные полимерные материалы упаковывают в плотную бумагу, края которой вдоль всего рулона проклеивают. На каждый рулон наклеивают этикетку, на которой указываются: наименование завода-изготовителя, номер стандарта на материал, наименование материала, его назначение и дата изготовления. На этикетке кровельных материалов пишут: «Не класть плашмя!». Транспортирование рулонных материалов производится в вертикальном положении не более чем в 2 ряда по высоте.

Кровельные материалы должны храниться в сухих закрытых помещениях в вертикальном положении. Линолеум следует хранить в сухих помещениях при температуре не ниже + 15°С. При транспортировании и хранении при более низких температурах линолеум следует распаковывать не ранее чем через 12 ч; если температура хранения была отрицательной, то следует распаковывать через двое суток после переноса материала в теплое помещение.

Плиточные изделия должны складываться попарно лицевой поверхностью внутрь и упаковываться в картонные коробки или оберточную бумагу. Хранят и транспортируют такие пачки в горизонтальном положении; высота штабеля при этом не должна превышать 1,5 м. Отделочные полистирольные плитки должны храниться вдали от органических растворителей и отопительных приборов.

Транспортирование и хранение природных каменных материалов

Материалы и изделия из природного камня во время транспортирования следует предохранять от увлажнения, загрязнения и механических повреждений. Бутовый и валунный камень, щебень, булыжный камень перевозят навалом или в контейнерах.

Бутовый камень хранят в штабелях навалом по маркам и породам; брусчатку - в штабелях по сортам и классам.

Крупные стеновые блоки, блоки для распиливания, бортовые камни перевозят на открытых платформах с укладкой правильными рядами на подкладках, защищая от повреждений. Хранят их на открытых спланированных площадках уложенными на деревянные подкладки. [1]

Минеральные вяжущие вещества. Транспортирование и хранение.

Гипсовые обшивочные листы при транспортировании и хранении укладывают плашмя без прокладок по сортам и размерам. Они должны быть тщательно защищены от увлажнения и повреждений. При транспортировании и хранении изделий на основе цемента и извести необходимо предохранять от ударов. Листовые изделия и черепицу перед транспортированием укладывают горизонтально в стопы, при погрузке и разгрузке их нельзя сбрасывать. Хранят листовые изделия и черепицу в закрытых помещениях или под навесом.

Минеральные вяжущие вещества обладают высокой гигроскопичностью. Поглощая влагу из воздуха, они постепенно теряют свои вяжущие свойства. Поэтому транспортироваться и храниться они должны в условиях, исключающих возможность увлажнения, а процесс хранения должен быть краткосрочным. Транспортируют минеральные вяжущие вещества навалом без тары или в упакованном виде.

Транспортирование навалом осуществляется в закрытых специально оборудованных автомобилях. Упаковываются минеральные вяжущие вещества в бумажные многослойные мешки, масса которых, как правило, не должна превышать 50 кг. На каждом мешке должно быть обозначено: наименование завода-изготовителя, вид и сорт вяжущего вещества, дата изготовления.

Минеральные вяжущие вещества должны храниться в закрытых сухих помещениях. Мешки укладывают на стеллажах. Но, следует знать, что даже при правильном хранении минеральные вяжущие вещества постепенно теряют свои свойства. Так, гипс через 3 месяца теряет 30% своей активности, портландцемент - 20%, через 6 месяцев - на 30, через год - на 40%.

Транспортирование лакокрасочных материалов

1. Лакокрасочные материалы в транспортной таре или в специализированных контейнерах и транспортных средствах в соответствии с ГОСТ 9980.3-09, маркированные в соответствии с ГОСТ 9980.4-09, транспортируют всеми видами транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный) в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам по ГОСТ 19433-09, допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей требованиям ГОСТ 9980.3-09, ГОСТ 26319-09 и требованиям правил перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.

. Лакокрасочные материалы транспортируют в крытых транспортных средствах. Допускается транспортирование лакокрасочных материалов автомобильным транспортом в открытых специализированных машинах.

Необходимость и целесообразность транспортирования лакокрасочных материалов в открытых транспортных средствах железнодорожным транспортом предусматривается в нормативных документах (НД) или технических документах (ТД) на конкретный лакокрасочный материал.

. Необходимость транспортирования лакокрасочных материалов железнодорожным транспортом мелкими отправками предусматривается в НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал.

При железнодорожных перевозках мелкими отправками лакокрасочных материалов применяют потребительскую и транспортную тару по ГОСТ 9980.3 и тару, указанную в НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал.

. Лакокрасочные материалы в транспортной таре в универсальных контейнерах транспортируют различными видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов в универсальных контейнерах, действующими на данном виде транспорта.

. Грузы, которые по своим свойствам, габаритным размерам и условиям перевозок могут быть сформированы в транспортные пакеты, предъявляют к перевозке железнодорожным транспортом или с участием других видов транспорта в транспортных пакетах, сформированных по НД или ТД.

Лакокрасочные материалы в металлических банках транспортируют транспортными пакетами железнодорожным транспортом повагонными отправками.

Допускается транспортирование лакокрасочных материалов без формирования в транспортные пакеты в следующих случаях:

при транспортировании автомобильным транспортом;

при транспортировании в универсальных контейнерах, кроме крупнотоннажных;

при транспортировании железнодорожным транспортом повагонными отправками в бочках вместимостью не менее 100 дм3.

При транспортировании лакокрасочных материалов в транспортной металлической и полиэтиленовой таре между ярусами тары устанавливают деревянные прокладки.

. Порядок размещения пакетов в транспортных средствах, габаритные размеры пакетов, число мест в пакете, массу продукции указывают в НД или ТД на транспортные пакеты.

. Требования к формированию транспортных пакетов - по ГОСТ 26663-09 и др. НД или ТД.

Требования к транспортированию лакокрасочных материалов пакетами - по НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал.

. Транспортирование железнодорожным транспортом конкретных видов лакокрасочных материалов, не относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433-09, в открытых транспортных средствах, мелкими отправками, в универсальных контейнерах, повагонными отправками пакетов, сформированных из продукции в металлических банках, предусмотренных НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал, проводят в соответствии с правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, а лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433-09, проводят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.

. Лакокрасочные материалы в таре-оборудовании железнодорожным транспортом не транспортируют.

. Допускается лакокрасочные материалы в потребительской таре транспортировать автомобильным транспортом не упакованными в транспортную тару или не сформированными в групповые упаковки, если тара уложена в складные ящичные поддоны по ГОСТ 9570-09, тару-оборудование по ГОСТ 24831-09 или по другим НД или ТД или в специализированные контейнеры.

. Возможность совместного транспортирования железнодорожным транспортом лакокрасочных материалов в одном вагоне или контейнере, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433-09, с другими опасными грузами и опасных грузов с неопасными грузами осуществляют в соответствии с правилами перевозки.

Совместное транспортирование автомобильным транспортом лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам, с другими опасными грузами осуществляют в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

. Крепление грузов в транспортных средствах на железнодорожном транспорте должны соответствовать техническим условиям погрузки и крепления грузов, действующим на железнодорожном транспорте и требованиям ГОСТ 22235-10.

. Лакокрасочные материалы воздушным транспортом транспортируют на грузовых воздушных суднах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на воздушном виде транспорта.

Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам, воздушным транспортом транспортируют в соответствии с инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам по ГОСТ 19433-09, допускаются к перевозке воздушным транспортом в таре и упаковке, соответствующих требованиям ГОСТ 9980.3-09, ГОСТ 26319-09, требованиям правил перевозки опасных грузов на воздушном транспорте и техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, утвержденными Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Лакокрасочные материалы в ящиках из гофрированного картона воздушным транспортом не транспортируют.

Хранение лакокрасочных материалов

Лакокрасочные материалы при хранении должны быть складированы по партиям.

Допускается хранение лакокрасочных материалов, кроме материалов групп 23 - 26 по ГОСТ 9980.3-09, в упакованном виде на спланированной площадке, защищенной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, или под навесом.

Условия хранения лакокрасочных материалов распространяются на склады грузоотправителя (грузополучателя).

. Допускается хранение лакокрасочных материалов в мягких специализированных контейнерах на открытых площадках.

Необходимость защиты мягких контейнеров при хранении на открытых площадках брезентом или другим водонепроницаемым материалом устанавливают в НД или ТД на конкретный материал.

. Допускается хранение лакокрасочных материалов в контейнерах-цистернах на открытых площадках.

. Допускается хранение лакокрасочных материалов на открытых площадках на время комплектации вагона в течение не более чем 3 суток.

. При хранении тару и специализированные контейнеры с лакокрасочным материалом укладывают в штабели высотой не более 3 м на подкладки или деревянные поддоны.

Допускается хранение лакокрасочных материалов в металлической транспортной таре, уложенной в штабели высотой не более 5,5 м.

При складировании тару с лакокрасочными материалами устанавливают пробками и крышками вверх.

. Лакокрасочные материалы в аэрозольных упаковках хранят в крытых сухих складских вентилируемых помещениях на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов.

Условия хранения, включая температурный режим, должны быть указаны в НД и ТД на конкретный лакокрасочный материал и должны соответствовать утвержденным в установленном порядке НД или ТД по хранению препаратов в аэрозольных упаковках.

. Требования по совместному хранению лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433-09, с другими особо опасными и опасными веществами и материалами - по ГОСТ 12.1.004-09 (приложение 7, таблицы 15 - 17).

Требования по совместному хранению многокомпонентных лакокрасочных материалов, смешиваемых перед применением, указывают в НД и ТД на конкретный лакокрасочный материал.

Упаковка, транспортирование и хранение мебели

На каждом изделии мебели должен быть ярлык с указанием наименования изготовителя, его местонахождения, товарного знака, наименования изделия, артикула, даты изготовления и с обозначением стандарта. К сборно-разборной мебели прилагается инструкция по сборке, схема монтажа; к гарнитурам, наборам - инструкция по эксплуатации и уходу за мебелью. Упаковка. Для предотвращения повреждения и загрязнения мебель упаковывается в тару из; гофрированного картона, синтетических материалов, в деревянные обрешетки. На тару наносят предупредительные знаки: «Не кантовать», «Верх» и условные знаки: рюмка - для мебели со стеклами и зеркалом; зонтик - для всей мебели. Полированные поверхности мебели заклеивают, поливиниловой пленкой так как она хорошо защищает мебель и легко удаляется. Транспортируют мебель всеми видами транспорта или в универсальных контейнерах. Хранение мебели. Мебель хранят в распакованном виде в сухих проветриваемых помещениях, защищая от прямых солнечных лучей, увлажнения, загрязнения, при температуре 18-20°С, но не ниже 2°С и относительной влажности от 45 до 70%. Мебель при хранении следует отдалять от источников тепла не менее чем на 50 см, проходы должны быть шириной не менее 1 м.


2. Выбор и обоснование средств технологического оснащения предприятия по продаже строительных и мебельных товаров

2.1 Выбор технологического оборудования


Выбор торгового оборудования для магазина - первое, с чем сталкивается предприниматель, желающий организовать продажу тех или иных товаров. Подбор должен быть максимально правильным и точным, ведь от этого зависит внешний вид самого магазина, его интерьера, и возможность наиболее верно и эффективно, а так же, как можно компактнее разместить все предлагаемые на продажу товары. Торговое оборудование должно быть качественным, удобным для продавца-консультанта и покупателя, представляющим товар лицом. Данное положение обеспечит высокий процент продаж, и как следствие, большую прибыль предприятия.

Понятие «торговое оборудование» широко и многогранно. Оно включает в себя комплексное оборудование для магазинов, различные островные и модульные системы, состоящие из труб, крепежей, декоративных элементов. Торговое оборудование предоставляет достаточно большое количество комплектующих и аксессуаров. Правильный выбор оборудования под конкретный ассортимент магазина, его соответствие ведомому бизнесу - залог успеха, развития и процветания торговой площади на долгое время вперед. Сочетание современного дизайна и широкой функциональности торгового оборудования дает неограниченные варианты в оборудовании магазинов, бутиков, торговых комплексов.

В настоящее время в магазиностроении используется торговое оборудование следующих основных видов: решетки, эконом панели, рекламные стойки, вешала, зеркала, подставки, вешалки, накопители, корзины, манекены, торговые столы, съемники, трубные и тросовые системы, стеллажи, прилавки, витрины. Во всем этом разнообразии нужно выбрать именно то оборудование для магазинов, которое будет являться максимально функциональным, удобным, и что немаловажно, красивым.

Лучше всего, если торговое оборудование будет выдержанно в единообразном стиле. Например, под деревянные витрины берутся деревянные вешалки, а под трубные системы и вешала покупаются вешалки металлические. В магазине, оборудованном в стиле хай-тек будет хорошо смотреться тросовое навесное оборудование и большие напольные зеркала в металлических рама

Торговая мебель представлена торговыми стеллажами, торговыми прилавками, торговыми витринами и кассовыми боксами (расчетными узлами). Важными параметрами данного торгового оборудования являются износоустойчивость к эксплуатационным нагрузкам, способность выдерживать вес размещенного товара, ёмкость, наглядность, эстетический аспект и конечно же - цена. Современные торговые стеллажи (оборудования для продуктовых магазинов) выполнены из металла и способны выдерживать до 150 кг на полку. [2]

Торговые стеллажи для промтоварных групп, в большей степени должны отвечать определенным требованием эстетики и дизайна, поэтому их чаще всего делают из ДСП различных цветов.

Торговые прилавки, как правило, отражают стиль торговых стеллажей и выполняются из тех же материалов. Условно торговые прилавки можно разделить на расчетные (обычно глухие) и для демонстрации товаров, чаще всего стеклянные. Оптимальным решение для демонстрации покупателям мелких товаров являются торговые витрины, которые могут быть реализованы в виде автономных модулей или киосков.

Отличие торгового оборудования для магазинов маленькой площади и оборудования для супермаркета чаще всего заключается в способности вмещать и демонстрировать покупателю большее кол-во товаров, ну и конечно же, так как большинство крупных магазинов работают в формате самообслуживания, то этот фактор также откладывает отпечаток на специфику и устройство торгового оборудования.

Торговое оборудование для строительных материалов чаще всего представляет собой специальные торговые стеллажи, назначение которых заключается в качественном хранении и демонстрации товаров. Именно такими стеллажами обычно обустраивают специализированные магазины строительных материалов (рулонные материалы, товары для оформления интерьера и озеленения территории и т.д.)

Исходя из того, что товары, которые размещаются на подобных стеллажах, могут быть как крупногабаритными, так средне- и малогабаритными, то обязательно следует учитывать специфику товара, его вес и размер при выборе торгового оборудования. Однако, большинство строительных материалов, как правило, имеют значительный вес, поэтому лучше всего, когда стеллажи производятся из высококачественной стали. При этом цвет окраски можно выбирать в зависимости от общего интерьера торгового помещения.

Торговое оборудование для рулонных материалов может быть как навесное, так и пристенное, а также может представлять собой островные конструкции, с обеих сторон которых может располагаться продукция.

Так как строительный супермаркет - это и магазин и склад одновременно, то следует тщательно относиться к организации торгового помещения. Правильный выбор оборудования способствует решению многочисленных проблем строительного магазина: хаотичное размещение товарных групп, что приводит к сложностям ориентации клиентов в супермаркете, отсутствие единого стиля в торговом оборудовании и т.д.

Разновидностью подобных стеллажей также являются складские стеллажи. Они должны иметь очень прочную конструкцию, поскольку именно на их долю выпадает хранение и размещение огромного количества товара с разным объемом, весом и т.п. Важно, чтобы торговое оборудование для строительных материалов служило основой успешной торговли, а также безаварийного и длительного использования.

В данном предприятии будет использовано следующие оборудование:

-       Стеллаж для обоев

-       Стеллаж пристенный

-       Островной стеллаж

-       Стеллаж складской

Рисунок 3. Стеллаж для обоев

Стеллажи для обоев (рис. 3) - это отдельный вид торгового оборудования, отличительными особенностями которого является наличие горизонтальных стальных труб вместо обычных полок. Такое размещение предотвращает обои от деформации и продлевает срок хранения. Стеллажи для обоев обеспечивают доступность демонстрируемой продукции, а материалы изготовления задней стенки и боковин (бук, вишня, орех и др.) привносят дополнительные стилевые нюансы в интерьер торгового зала.

Рисунок 4. Стеллаж пристенный

Рисунок 5. Островной стеллаж

Торговые стеллажи (рис. 4-5) для магазинов должны соответствовать нескольким условиям - иметь презентабельный вид, быть достаточно прочными для конкретного товара, обладать хорошей устойчивостью и иметь оптимальную стоимость.

Объем металлических стеллажей используется по максимуму, в то время как площадь, занимаемая самим стеллажом, минимальна. Особенности моделей данного раздела - прочность и долговечность. Немаловажным достоинством металлических стеллажей (горок) с полками из металла является их противопожарная стойкость, что особенно актуально для хранения пожароопасных грузов.

Рисунок 6. Стеллаж складской

Металлические стеллажи складские (рис. 6) отвечают целому ряду требований, предъявляемым к складской мебели: прочность, долговечность, влагостойкость, устойчивость, рациональность, современный дизайн. Стеллажи складские легко монтируются, и также легко разбираются и перевозятся на новое место. Складирование грузов средней тяжести на полках с настилами - это то, для чего и находят свое основное применение складские стеллажи. На них возможна установка поддонов. Стеллажи складские имеют большой выбор вариантов комплектации, что позволяет подобрать необходимую конфигурацию складских стеллажей с учетом всех индивидуальных особенностей каждого конкретного склада. Складские стеллажи используют пространство Вашего склада с максимальной эффективностью, они допускают применение ручной, механизированной и смешанной погрузки. Стеллажи складские комплектуются различными настилами: из фанеры, ДСП, обычными и усиленными стальными настилами и сетчатыми настилами двух типов.

2.2 Производственный инвентарь


Торговое измерительное оборудование

Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработку товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и увеличению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.

По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.

В зависимости от назначения торговый инвентарь делится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.

В данном рознично-торговом предприятие используется инвентарь для уборки и санобработки, к нему относятся:

-       окномойки;

-       тележки для уборки помещений;

-       лестницы;

-       противопожарный инвентарь.

Окномойки (окномойки-стеномойки) служат для мокрой санобработки полов из линолеума и кафеля, стен, оконных витражей и дверных остеклений. Состоят они из волосяной щетки, секционной рукоятки и трубки, по которой с помощью шланга, подключенного к водопроводному крану, подается вода.

Тележки для уборки помещений выпускаются двух видов: со щеткой и отжимающим устройством и тележки с набором инвентаря для уборки помещений. Первый вид тележки снабжен щеткой, состоящей из тряпкодержателя и съемной швабры, и отжимающим устройством.

Тележка с набором инвентаря для уборки помещений имеет две полки. На нижнюю полку помещают ведра, щетки и другие уборочные приспособления, на верхнюю - моющие средства, ткань для уборки и т.п.

Для уборки помещений магазинов используются также пылесосы, половые щетки и щетки-сметки, тряпкодержатели, различные скребки, совки, ведра и мусоросборники.

Лестницы (стремянки) применяют на складах, в подсобных помещениях и торговых залах магазинов при эксплуатации высоких стеллажей, горок и других видов торгового оборудования. Бывают складные лестницы и лестницы-подставки. Основными элементами складных лестниц являются трубчатые основание и подкос, соединительные трубки, ступеньки и площадка. Лестница-подставка состоит из трубчатого каркаса, ступенек и площадки, устроенной в верхней части лестницы. Ступеньки и площадка окантованы алюминиевым профилем.

Противопожарный инвентарь используется для тушения пожаров. К противопожарному инвентарю относят пенные и углекислотные ручные огнетушители, гидропульт-ведра, бочки с водой, ящики с песком, а также наборы противопожарных инструментов (багры, топоры, лопаты и т.п.), размещаемых на специальных щитах. [3]

Также в данном рознично-торговом предприятие используется инвентарь для складских и подсобных помещений. Он представляет собой широкое разнообразие различных приспособлений. В основном используется инвентарь для вскрытия тары и упаковки, к нему относятся:

-       гвоздодеры обыкновенные;

-       гвоздодеры-ножницы:

-       ножи;

-       ножницы.

Гвоздодеры обыкновенные используются для вскрытия тары, с их помощью выдергивают гвозди.

Гвоздодеры-ножницы являются цельнометаллическим инструментом, используемым для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты и проволоки.

Ножи используются для вскрытия картонной тары.

Ножницы используют для разрезания скотча и другой упаковочной ленты, а также для разрезания бумаги и картона.

Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приёма денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.

Конструкция современных контрольно-кассовых машин позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика. Одновременно на их индикаторах указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей обработкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и т.д. [4]

В последние годы для оснащения магазинов все чаще используют контрольно-кассовые машины зарубежного производства, отличающиеся высокими эксплуатационными свойствами.

Рабочее место контролера-кассира должно рассматриваться как один из самых важных и ответственных участков магазина. От его организации во многом зависят затраты времени на приобретение товаров, пропускная способность магазина, сохранность товарно-материальных ценностей и в значительной степени культура обслуживания покупателей.

Главная задача рациональной организации рабочего места контролера-кассира заключается в обеспечении высокой эффективности его труда, максимальной пропускной способности рабочего узла при высокой культуре обслуживания покупателей. Уровень организации рабочего места контролера-кассира определяется его планировкой, оснащением и оборудованием. При организации рабочего места контролера-кассира необходимо учитывать следующее:

-       кассовую кабину располагают у выхода из торгового зала, а при боксовой системе - у выхода из зоны боксов;

-       площадь вокруг кассовых кабин должна обеспечивать беспрепятственное движение покупателей;

-       поток покупателей должен проходить слева от контролера-кассира, чтобы он мог правой рукой работать на контрольно-кассовой машине, а левой - проверять купленные товары.

Важно, чтобы узлы расчета были компактными и занимали небольшую площадь, а их расположение соответствовало направлению потоков покупателей и исключало их встречное движение.

При размещении инвентаря на рабочем месте контролера-кассира (рис. 7) необходимо соблюдать следующие правила:

-       на рабочем месте должно находиться все необходимое и не должно быть ничего лишнего;

-       каждый предмет должен иметь свое постоянное место, что обеспечивает автоматизм рабочих движений;

-       предметы, которые чаще требуются для выполнения работы, должны быть расположены ближе к работнику;

-       необходимо разделять предметы, которые работник берет правой и левой рукой;

-       предметы, используемые последовательно, должны быть расположены рядом, чтобы можно было использовать обратные движения рук;

-       все предметы должны быть размещены в зоне досягаемости рук работника.

Уровень организации рабочего места и производительность труда контролера-кассира во многом зависят от правильности выбора типа контрольно-кассовых машин.

 

Рисунок 7. Прилавки кассовые

Конструкция современных контрольно-кассовых машин позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать па контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика. Одновременно на их индикаторах указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей обработкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и т.д. [5]

В торговле используют контрольно-кассовые машины (рис. 8), подразделяющиеся на следующие типы:

-       автономные контрольно-кассовые машины;

-       пассивные системные контрольно-кассовые машины;

-       активные системные контрольно-кассовые машины;

-       фискальные регистраторы.

Рисунок 8. Контрольно-кассовое оборудование.

В данном рознично-торговом предприятие используются Активные системные контрольно-кассовые машины. Это контрольно-кассовые машины, имеющие возможность работать в составе компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системы.

 

 


3. Выбор розничного торгового предприятия по продаже строительных и мебельных товаров

Конечным звеном, которое завершает процесс продвижения товаров от производителя к потребителю, является розничная торговля - деятельность субъектов товарного рынка по продаже товаров и предоставлению дополнительных услуг непосредственно населению. В розничной торговле товары переходят из сферы обращения в сферу потребления, то есть становятся собственностью покупателя.

В нашей стране продажу товаров населению в основном осуществляют предприятия розничной торговли - владельцы объектов розничной торговли (магазинов, павильонов, киосков и др.). Розничной торговлей также занимаются промышленные и оптовые предприятия через сеть собственных фирменных магазинов и другие пункты продажи товаров, розничные рынки, предприятия общественного питания, предпринимателей и другие субъекты ведения хозяйства разных форм собственности.

Розничная торговая сеть составляет основу инфраструктуры товарного рынка и являет собой совокупность торговых и других предприятий, предпринимателей - владельцев объектов розничной торговли.

Розничную торговую сеть классифицируют по такими признаками:

-       вид и особенности здания;

-       форма обслуживания покупателей;

-       тип здания и особенности его планирования.

По видами и особенностям здания розничная торговая сеть делится на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, передвижные магазины и тому подобное.

Приблизительно 90% сети розничной торговли приходится на магазины. Они имеют помещение и оборудование, которое необходимо для выполнения разнообразных торгово-технологических операций, обычно расположенные в капитальных зданиях.

Магазины-склады осуществляют торговлю строительными материалами, топливом, продовольственными товарами и т.п. Они имеют приспособленные площадки, навесы и складские помещения, а также помещения для товарных образцов и оформления продажи товаров.

Павильоны, палатки, ларьки, киоски - это сооружения легкой конструкции, которые принадлежат к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают узкий ассортимент товаров и меньше удобств для обслуживания покупателей.

Передвижные магазины используют при обслуживании жителей небольших населенных пунктов и работников сельского хозяйства.

По формам обслуживания различают магазины самообслуживания и магазины, которые используют традиционный метод торговли (за прилавком, по образцам, каталогам и т.п.).

По типу здания и особенностям объемно-планового решения магазины делятся на отдельно стоячие, встроено-пристроенные и торговые комплексы, а также одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

3.1 Вид и тип предприятия


Под видом розничного торгового предприятия понимают предприятие классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специальные, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

Тип предприятия - это предприятие определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания. По формам обслуживания различают салонное обслуживание, индивидуально, через прилавок или продавцом консультантом в магазине самообслуживания.

Данное розничное торговое предприятие будет - магазин.

Магазин - специальное оборудованное стационарное здание, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспечение торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещения для приема, хранения и подготовки товара к продаже.

Данный магазин будет с комбинированным ассортиментом, т.е. в одном торговом зале будут продаваться строительные и мебельные товары.

Комбинированный магазин - реализующий несколько групп товаров связанных общностью спроса и удовлетворяющие отдельные потребности.

3.2 Формы розничного торгового предприятия

Наиболее прогрессивной формой организации розничного торгового предприятия является продажа товаров на основе самообслуживания, в результате которой не только сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации, но и осуществляется свободный доступ покупателей к многочисленным товарам, самостоятельный без помощи продавца их отбор, способствующий рациональному использованию труда продавцов.

Оплата за отобранные товары производится в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами. Как правило, этот метод может быть использован в розничном торговом предприятии как при продаже продовольственных, так и при реализации промышленных товаров. Исключение составляет группа наиболее ценных и значительных видов товаров, а именно: автомобили, меха, электротовары, культурно-бытовые и другие, т.е. реализация товаров, требующих дополнительного консультирования по их использованию.

При самообслуживании функции продавцов в розничном торговом предприятии сводятся к разовым консультациям по товарам, информации о сроках их годности, качестве, выполнению расчетных операций и упаковке товаров.

Также традиционным и достаточно распространенным в розничных торговых предприятиях является метод через прилавок обслуживания, включающий следующие операции: встречу с покупателями в целях выявления их желаний; предложения и показ товаров; помощь при выборе товаров и оказание сопутствующей консультации; проведение комплекса услуг, связанных с реализацией товара - нарезка, взвешивание, раскрой, подгонка готового изделия под клиента; расчетные операции; упаковка и выдача купленных товаров. Как правило, завершающие операции по расчету и упаковке товаров выполняются на рабочем месте продавца или контроллера-кассира. При продаже в розничном торговом предприятии технически более сложных видов товаров продавец обязан сделать отметку в паспорте изделия, подтверждающую дату реализации и право на гарантийное обслуживание с обязательной выдачей на руки покупателя товарного чека.

Продажа товаров в розничном торговом предприятии по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное ознакомление покупателей с ними. При данном методе товары, предназначенные для реализации, располагаются отдельно от представленных образцов. Этот метод имеет существенное преимущество по экономии использования торговой площади, т.е. на небольшой площади предоставляется возможность показа достаточно широкого ассортимента. Как правило, данный метод используют в розничном торговом предприятии при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров. Выставленные образцы холодильников, стиральных машин, электроплит, автомобилей всегда имеют ярлыки, содержащие полный артикул, достаточно четкую и объемную информацию о модели, изготовителе, цене, гарантийном сроке обслуживания, формах доставки грузов.

Метод продажи товаров с открытой выкладкой в розничном торговом предприятии предоставляет возможность покупателям самостоятельно ознакомиться и отобрать товары, которые, как правило, группируются по видам и ценам. Функции продавца сводятся к взвешиванию, упаковке и отпуску товаров и даче информации. Этот метод экономит время и трудовые затраты продавцов розничного торгового предприятия.

В данном магазине товары продаются по образцам, так как для данной площади торгового зала это самый оптимальный вид торговли.

3.3 Тип здания его объемно-плановое решение

По типу здания магазины могут быть:

-       в составе торговых центров;

-       в специальных отдельно стоящих зданиях;

-       встроенные;

-       встроенно-пристроенные.

Магазины в составе торговых центров обеспечивают наиболее высокий уровень комплексного обслуживания при одновременной экономии затрат как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

Специальные отдельно стоящие здания обеспечивают удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для любою жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, изолируются хозяйственные дворы магазинов от жилых домов.

Значительная часть магазинов, особенно старой застройки, размещается в первых этажах жилых домов, административных зданий или в блоках, пристроенных к многоэтажным жилым домам, где часть помещений магазина находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть - торговая площадь - вынесена за пределы первого этажа. Эти магазины имеют ограниченные габариты (малая ширина и высота), не всегда обеспечивают условия технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли, создают неудобства для проживающих (шум от работы торгового оборудования, транспортных средств, загрязненность территории и т.п.).

Формы торговых залов данного предприятия имеет общую площадь в 1152 м2, построенное по сетке колон 12х12 м.

Данное торговое предприятие выполнено капитальным, отдельно стоящим, одноэтажным зданием. В качестве материала стен применяется силикатный кирпич одинарный с размерами 250х120х65, кладка в два кирпича, внутренние перегородки: гипсовые для перегородок, толщиной в пол кирпича. В качестве несущей конструкции выбраны железобетонные колонны размером 0,4х 0,4 м. Для естественного освещения помещения применяются пластиковые двухкамерные стеклопакеты 1470х1460 мм. Двери, предназначенные для входа и выхода в здание - двустворчатые раздвижные автоматические шириной 3 м, между помещениями - глухие одностворчатые двери шириной 90 см, в помещении приемки - железные двухстворчатые двери шириной 3 м.

Площадь торгового зала составляет 650 м2. Остальную площадь составляют кладовые: помещения для приемки, хранения и подготовке к продаже товаров, комнаты для персонала, уборные, комнату, кабинет директора и конторы.

Рабочие места продавцов расположены ближе к выходу. Оборудование в торговых залах расположено по смешанной системе расстановки оборудования, которая считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего зала


4. Устройство и технологическая планировка розничного торгового предприятия


4.1 Устройство магазина


Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

-       капитальности сооружения;

-       размещению;

-       материалу стен и конструктивных элементов.

По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на два вида: капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения представляют собой строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. Они служат для размещения магазинов, облегченные - для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие здания специально предназначены для магазинов. Встроенно-пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных блоках.

Торговые комплексы - совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, объединенных единством хозяйственного обслуживания торговой деятельности. В торговый комплекс наряду с магазинами входят предприятия общественного питания.

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания. Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей.

По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные. Последние по степени огнестойкости относят к группе сгораемых зданий. В современных условиях широкое внедрение получило строительство торговых зданий из сборных железобетонных конструкций индустриальным методом.

Для размещения магазинов и предприятий общественного питания могут быть использованы модульные торговые павильоны. Их можно устанавливать в виде конструкции «свод». Особенностью этих конструкций является прозрачный или полупрозрачный свод в центре основного зала для магазина высотой до 3,5 м. С двух сторон от центрального свода расположены торговые модули.

Модули могут соединяться между собой и образовывать единые помещения значительной площади. Каждый модуль имеет мощный металлический каркас, оцинкованную двухскатную крышу со сливами. Боковые стены отделаны рифленым оцинкованным листом, окрашенным краской. Для внутренней отделки используется пластик или рифленый крашеный металлический лист. В качестве утеплителя используется экологически чистый негорючий и сверхтеплый материал «пеноизол».

Окна и двери модулей могут быть с зеркальными тонированными стеклами.

Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.

Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться в определенное время.

Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.

Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких поддон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина.

Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров. Постоянное расширение парка автотранспортных средств покупателей требует устройства у магазинов специальных стояночных площадок. Площадь стоянки транспорта покупателей отводится с учетом действующих строительных норм и правил.

Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона. Как правило, от основной зоны она отделяется линией озеленения или тротуаром. Не рекомендуется устройство дворов и надворных построек. В хозяйственной зоне могут размещаться и технические сооружения.

Данный магазин выполнен отдельно стоящим, одноэтажным. В качестве материала стен применили кирпич силикатный, кладка 2 кирпича.

4.2 Состав и взаимосвязь помещений торгового предприятия


Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:

-       торговые;

-       для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

-       подсобные;

-       административно-бытовые;

-       технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбуры, вестибюли.

К административно-бытовым помещениям, относят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.

Технические помещения - вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

-       торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

-       оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

-       торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно валено при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

-       помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;

-       помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

-       пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт.

Административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.

Похожие работы на - Проектирование предприятий розничной торговли строительными и мебельными товарами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!