Инерционный (качающийся) конвейер

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    248,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инерционный (качающийся) конвейер

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный горный университет

Факультет заочного образования










Пояснительная записка к курсовому проекту

ИНЕРЦИОННЫЙ (КАЧАЮЩИЙСЯ) КОНВЕЙЕР

по дисциплине: теория машин и механизмов

Выполнил: Студент Проскуряков Ф.В.

Проверил Ляпцев С.А.




г

ЗАДАНИЕ

Механизм инерционного конвейера (рисунок 1, рисунок 2, таблица 1):

Рисунок 1 - Рычажный механизм

Таблица 1 - Исходные данные для проектирования

Параметры

Обозначение

Размерность

Числовое значение

Размеры звеньев рычажного механизма

lO1A

м

0,13


lО2B

м

0,06


lBC

м

0,2


a

м

0,16


b

м

0,06





Частота вращения электродвигателя

nдв

об/мин

1420

Частота вращения кривошипа и кулачка

n1 = nk

об/мин

120

Массы звеньев рычажного механизма

m1

кг

40


m3

кг

80


m4

кг

55


m5

кг

50


mгр

кг

250

Моменты инерции звеньев

JS1

кгЧЧм²0,1



JS2

кгЧЧм²3,3



Js4

кг·м²

0,4


Jдв

кгЧЧм²0,06


Сила сопротивления

Fc(p)

2100


Fc(x)

Н

2300

Коэффициент неравномерности вращения кривошипа

dd--0.07




Ключевые слова: РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ, КИНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ДИНАМИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ, ПЛАН СКОРОСТЕЙ, ПЛАН УСКОРЕНИЙ, ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, МАХОВИК, ИНЕРЦИОННАЯ НАГРУЗКА, РЕАКЦИИ, ТАКТОГРАММА.

Цель курсового проекта: приобретение практических навыков по кинематическому анализу и синтезу плоских рычажных механизмов.

Методы проведения исследований: графо-аналитический.

В данном проекте определены структурные, кинематические и динамические характеристики рычажного механизма по заданным условиям.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Структурный анализ рычажного механизма

. Кинематический анализ рычажного механизма

2.1 Определение положений звеньев и построение траекторий точек звеньев механизма

2.1.1 Планы положений механизма

2.2 Построение планов скоростей

2.3 Построение планов ускорений

3. Динамический анализ рычажного механизма

3.1 Инерционная нагрузка звеньев

.2 Определение реакций в кинематических парах структурной группы 4 - 5 без учета сил трения

.3 Определение реакций в кинематических парах структурной группы 2 - 3 без учета сил трения

.4 Кинематический расчет начального звена 1

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Начальная стадия проектирования машин и механизмов требует от инженера качественного выполнения анализа и синтеза проектируемой машины, а также разработки её кинематической схемы, которая обеспечивает с достаточным приближением воспроизведение требуемого закона движения. Это необходимо для того, чтобы конструктору было легче понять как устроен механизм, как он работает, по каким законам происходит его движение.

Цель курсового проекта - развить у студента навыки самостоятельного решения комплексных инженерных задач, приобретение навыков оформления конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД.

Объектом исследования является рычажный механизм инерционного конвейера. Рычажный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного перемещения ползуна из вращательного движения кривошипа.

Проект по разработке (анализу и синтезу) механизма инерционного конвейера выполнен в соответствии с исходным заданием и методическими указаниями на курсовой проект [1].

1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА

Рассматриваемый в данном проекте рычажный механизм состоит из стойки 0, кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, шатуна 4 и ползуна 5 (рис. 1).

Перечислим все одноподвижные пары:

кривошип 1 образует вращательную пару со стойкой и шатуном 2;

кулиса 3 входит во вращательную пару с шатуном 2 и стойкой и в поступательную пару с шатуном 4;

ползун 5 входит во вращательную пару с шатуном 4 и в поступательную пару со стойкой.

Таблица 2 - Кинематические пары

№ кинематической пары

Тип кинематической пары

Класс кинематической пары

I (стойка 0 - кривошип 1)

вращательная

5

II (кривошип 1 -шатун 2)

вращательная

5

III (шатун 2 - кулиса 3)

поступательная

5

IV (кулиса 3 - стойка 0)

вращательная

5

V (кулиса 3 - шатун 4)

вращательная

5

VI (шатун 4 - ползун 5)

вращательная

5

VII (ползун 5 - стойка 0)

поступательная

5


Таким образом, число подвижных звеньев n = 5; число одноподвижных пар p1 = 7.

Кинематическая цепь механизма плоская, сложная, замкнутая. Число степеней подвижности определяем по формуле Чебышева [2]:

W = 3n - 2p1 - p2 = 3×5 - 2×7 - 0 = 1,(1)

Исследуемый механизм имеет одну обобщенную координату: угол поворота начального звена

Для установления класса механизма, определим наивысший класс группы Аcсура, входящей в его состав. Отделение структурных групп начинаем с группы, наиболее удаленной от начального звена. В заданном механизме наиболее отдалена от начального звена группа второго класса второго вида со звеньями 4 и 5 (ВВП) (рисунок 2, б).

 а)

б)

в)

Рисунок 2 - Структурные группы механизма:

Затем отделяем группу второго класса третьего вида со звеньями 2 и 3 (ВПВ) (рисунок 2, а).

В результате остается механизм первого класса, в состав которого входит начальное звено 1 и стойка 0 (рисунок 3, в).

Механизм образован последовательным присоединением к начальному звену двух структурных групп второго класса. Поэтому по классификации Ассура-Артоболевского, его следует отнести ко второму классу.

Формула строения рассматриваемого механизма имеет вид:

I(1) ® II(2,3) ® II(4,5).

2. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА

Основными задачами кинематического анализа являются определение положений звеньев их траекторий движения; скоростей, ускорений звеньев и точек механизма.

При заданном законе движения входного звена механизма с одной степенью свободы движение остальных звеньев является вполне определённым. Каждому положению входного звена соответствуют определённые положения, скорости и ускорения остальных подвижных звеньев и точек механизма.

Движение механизма периодически повторяется, поэтому достаточно исследовать его движение за период, соответствующий одному обороту входного звена.

Решение поставленных задач в данном проекте будем осуществлять графо-аналитическим методом.

2.1 Определение положений звеньев и построение траекторий точек звеньев механизма

.1.1 Планы положений механизма

Так как при графо-аналитическом методе решения задач кинематического анализа длины звеньев, векторы скоростей и ускорений точек, и другие величины на чертеже необходимо изображать в масштабе, важное значение приобретает понятие о масштабном коэффициенте.

Масштабным коэффициентом m физической величины называется отношение числового значения физической величины в свойственных ей единицах к длине отрезка в миллиметрах, изображающего на чертеже эту величину [3].

,(2)

где А - действительное значение величины; [А] - длина отрезка, представляющего величину А на чертеже, мм.

Зная масштабный коэффициент и величину отрезка на чертеже [А], можно вычислить истинное значение данной величины А = m[А] или, зная истинное значение величины А и величину масштабного коэффициента, определить величину отрезка, которую необходимо отложить на чертеже: [А] = А/m.

При кинематическом анализе механизма заданными являются кинематическая схема и размеры всех звеньев механизма.

Планом положения механизма называется структурная схема, построенная в выбранном масштабе для заданного положения начального звена.

За входное звено принимаем звено 1 (кривошип). План положений строим методом засечек. Траектория точки А - окружность с центром в точке О1. Положение точки А на траектории определяется заданным углом j1.

Траектория точки B - окружность с центром в точке О2.

Траектория точки С - горизонтальная прямая.

При построении принимаем масштабный коэффициент ml = 0,002 м/мм. Длины отрезков на плане определяем по формуле (2).

2.2 Построение планов скоростей

Построим план скоростей механизма для положения 1 (φ=115º).

Вычисляем угловую скорость входного звена:

(3)

где n1 = 120 об/мин - частота вращения звена 1 (кривошипа).

Определяем линейную скорость точки А2 начального звена:

VA2=w1×lO1A = 12,56×0,13 = 1,63 м/с.(4)

Звено 2 совершает сложное движение, состоящее из поступательного относительно третьего звена и вращательного относительно первого звена. Составляем векторное уравнение для структурной группы 2-3:

,(5)

и решаем это уравнение построением плана скоростей.

Принимаем масштабный коэффициент

mv = 0,02 м×с-1/мм.

Вектор  перпендикулярен радиусу ОА и направлен в сторону угловой скорости w1. Из произвольной точки р - полюса плана скоростей проводим отрезок [pa] = = VA/mv = 1,63/0,02 = 81,6 мм. На плане скоростей получаем точку а2. Из точки а2 проводим линию параллельную АО2, а из полюса линию перпендикулярную АО2. Точку пересечения обозначим точкой а3.

Определяем искомые скорости:

VА3 = [ра3]×mv = 65,76×0,02 = 1,32 м/с;

VА2А3 = [а2а3]×mv = 48,32×0,02 = 0,97 м/с.

Отрезки [ра3] = 65,76 мм и [а2а3] = 48,32 мм определены путем замера на плане скоростей.

Скорость точки В определяем из теоремы подобия.

[ра3]/ [рb]=AO2/O2B

[рb]= [ра3]· O2B/ AO2

[рb]=65,76·30/65=30,35 мм

Vb=30,35·0,02=0,61 м/с.

Скорость точки С определяем из векторного уравнения движения звена 4. Звено 4 совершает сложное движение, состоящее из вращательного вокруг точки В и поступательного вдоль горизонтальной оси.


Решаем это уравнение построением плана скоростей.

Вектор  перпендикулярен радиусу СВ. Из точки р - полюса плана скоростей проводим горизонтальную линию. Точку пересечения обозначим точкой С.

Определяем искомые скорости:

VС = [рс]×mv = 26,03×0,02 = 0,52 м/с;

VСВ = [bс]×mv = 14,58×0,02 = 0,29 м/с.

Отрезки [рс] = 26,03 мм и [bс] = 14,58 мм определены путем замера на плане скоростей.

Скорость Vs4 центра масс S4 звена 4 определяем по теореме подобия. Точка S4 лежит посредине звена, поэтому и на плане скоростей она находятся посередине отрезка BC.

Определяем значение скорости Vs4:

VS4 = [ps4]×mv = 27,32×0,02 = 0,55 м/с.

Определим угловую скорость третьего и четвертого звеньев:

; (6)

 (7)

.3 Построение планов ускорений

кинематический рычажный звено механизм

Построение плана ускорений начинаем с точки А звена ОА. Абсолютное ускорение определяется из выражения:

.(8)

Здесь нормальная составляющая направлена вдоль звена ОА к центру вращения (точке О) и равна по величине:

,(9)

Тангенциальная составляющая равна 0, так как w1=const и :

.(10)

Второе звено совершает сложное движение, состоящее из поступательного относительно третьего звена и вращательного относительно первого звена. Составляем векторное уравнение для структурной группы 2-3:

 (11)

В этом уравнении величины ускорений равны:


;


Примем масштабный коэффициент mа = 0.2 м/с2×мм.

Решаем векторное уравнение (11) построением плана ускорений.

Из произвольной точки P - полюса плана ускорений, проводим вектор Pа параллельно звену О1А в направлении от точки А к точке О1. Величина отрезка равна:

. (12)

Конец вектора обозначаем точкой а2.

Из полюса P в направлении от точки А к точке О2 параллельно О2А проводим вектор нормальной составляющей , конец вектора обозначаем буквой n1. Величина отрезка равна:

.

Из точки n1 проводим линию перпендикулярную звену О2А. Из точки a параллельно проводим вектор ускорения кориолиса . Направление ускорения кориолиса определяется поворотом вектора скорости VА2А3 на 90° по направлению вращения кривошипа. Начало этого ускорения определяется отрезком:

.

Из точки k проводим линию параллельную звену АО2 до пересечения с линией проведенной из точки n1. Точку пересечения обозначаем точкой а3.

Определяем величины ускорений:

аА3 = [Pа3]×mа = 58,4×0,2 = 11,68 м/с2;

= [а3k]×mа = 47,6×0,2 = 9,52 м/с2;

= [a3n1]×mа = 46,7×0,2 = 9,34 м/с2.

Отрезки [P а3], [а3k], [a3n1] - определены путем замера на плане ускорений.

Определяем величину углового ускорения третьего звена:

.(13)

Ускорение точки В найдем по теореме подобия.

[рb]= [ра3]· O2B/ AO2

[рb]=58,4·30/65=26,95 мм

Vb=26,95·0,02=0,54 м/с.

Ползун 5 совершает поступательное движение по горизонтальной направляющей и вращательное относительно точки В. Составляем векторное уравнение для структурной группы 4-5:

,(14)

где  - нормальное ускорение точки С во вращательном движении ползуна относительно точки B;  - тангенциальное ускорение точки С во вращательном движении ползуна относительно точки B.

.

Из точки В параллельно СB проводим вектор ускорения аСBn. Из конца вектора проводим прямую, перпендикулярную СB, до пересечения с горизонтальной осью, проведенной через полюс Р. На пересечении получим точку С.

Определим величины ускорений:

 = [n3с]×mа = 3,91×0,2 = 0,78 м/с2;

 = [Pс]×mа = 29×0,2 = 5,8 м/с2;

 = [PS4]×mа = 28,9×0,2 = 5,78 м/с2.

Длины отрезков [n3с], [Pс], [PS4] - определены путем замера на плане ускорений.

Определяем величину углового ускорения четвертого звена:

.

3. ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА

3.1 Инерционная нагрузка звеньев

Из плана скоростей находим линейные и угловые скорости звеньев: VA2 = 1,63 м/с; VA3 = 1,32 м/с; VB = 0,61 м/с; VC = 0,52 м/с; VS4 = 0,55 м/с; ; .

Из плана ускорений находим ускорения центров масс и угловые ускорения звеньев:

; ;

; .

Силы тяжести звеньев найдены ранее:

G1 = m1×g = 40×9,8 = 392 H3 = m3×g = 80×9,8 = 784 H4 =m4×g = 55×9,8 = 539 H;5 = m5×g = 50×9,8 = 490 H.

Силу инерции звеньев определяем по формуле:

FUi = mi×aSi,(15)

где mi - масса i-го звена; аSi - ускорение центра масс i-го звена.

Модули сил инерции центра масс звена 4 и ползуна 5 по формуле (4.7)равны:

FU4 = m4·aS4 = 55·5,78 = 318 H;U5 = m5×aS5 = 50×5,8 = 290 H.

Моменты пар сил инерции звеньев определим по формуле:

MU = -JS × e,(16)

где JS - момент инерции звеньев относительно оси, проходящей через центр масс перпендикулярно плоскости движения; e - угловое ускорение звена.

Модули моментов инерции звеньев по формуле (16) равны:

MU4 = e4 × JS4 = 3,9 × 0,4 = 1,56 H×м.

3.2 Определение реакций в кинематических парах структурной группы 4-5 без учета сил трения

Рассмотрим структурную группу 4-5.

Группу Ассура, состоящую из звеньев 4 и 5, вычерчиваем отдельно в масштабе длин .

Прикладываем действующие силы R34n, R34t, G5, FU5, G4, FU4 , R05', R05"в соответствующих точках. Направление и точки приложения силы показаны на чертеже. Под действием внешних сил, сил инерции и реакций структурная группа будет находиться в равновесии.

Составим уравнение моментов всех сил, действующих на звено относительно точки С:

R34t×h1 - FU4·h2 - G4×h3 - MU4/ml = 0,(17)

где h1 = 100 мм, h2 = 1,53 мм, h3 = 49,94 мм - плечи сил относительно точки С измеренные по чертежу.

Решив уравнение (17) относительно R34t получим:

Нормальную составляющую реакцию R34n во вращательной паре и реакцию R05" в поступательной паре определим из векторного уравнения всех сил, действующих на структурную группу 4-5:

(18)

Принимаем масштабный коэффициент mf = 10 H/м.

Для решения уравнения (18) строим план сил.

Нормальная составляющая реакция R34n =2700Н, и реакция R05=830Н

3.3 Определение реакции в кинематических парах структурной группы 2 - 3 без учета сил трения

Рассмотрим структурную группу 2-3.

Группу Ассура, состоящую из звеньев 2 и 3, вычерчиваем отдельно в масштабе длин .

В точку В параллельно переносим силу реакции R34 = -R43 с плана сил структурной группы 4-5. Реакцию R12 прикладываем в точке А перпендикулярно отрезку АО2.

Уравнение моментов сил относительно точки О примет вид:

Rt12·h4 - Rt34·h5 - Rn34·h6 = 0(19)

где h4 = 122,7 мм; h5 = 26,32 мм; h6 = 14,39 мм - плечи сил относительно точки В, измеренные по чертежу.

Из формулы (19) получим:

Уравнение моментов сил относительно точки В примет вид:

Rn12·h7 - Rt12·h4 = 0(20)

где h7 = 30 мм - плечи сил относительно точки В, измеренные по чертежу.

Из формулы (20) получим:


3.4 Кинематический расчет начального звена 1

Начальное звено вычерчиваем отдельно в масштабе длин .

В соответствующих точках прикладываем действующие силы. Силу реакции R12 = -R21 параллельно переносим со структурной группы 2-3 на начальное звено 1 в точку А.

Составим уравнение моментов относительно точки О:

Fy·h8 - Rn21×h9 - Rt21·h10 = 0(21)

где h8 = 65 мм; h9 = 38,35 мм; h10 = 52,47 мм - плечи силы относительно точки О, измеренные по чертежу.

Для определения уравновешивающей силы Fy из уравнения (21) выразим:

Находим уравновешивающий момент из условия:

Му = Fy×lOA = 1264×0,13 = 164,4 Н×м.(22)

По теореме Жуковского определим уравновешивающий момент. Принимаем масштабный коэффициент mv = 0,02 м×с-1/мм и строим повернутый план скоростей. Перенесем в одноименные точки силы, действующие на подвижные звенья механизма.

На повернутом плане скоростей пару сил с моментом MU4 представим составляющими Fu4' и -Fu4' приложенными в точках B и D перпендикулярно направлению отрезка BD.

Модуль составляющих пару сил равен:

(23)

Составим уравнение моментов относительно полюса повернутого плана скоростей (рычаг Жуковского):

(24)

где h16 = 34,49 мм; h11 = 14,67 мм; h12 = 7,29 мм; h13 = 1,14 мм; h15 = 26,03 мм - измеренные относительно точки P по чертежу плечи сил.

Решая уравнение относительно уравновешивающей силы Fy¢ получим:

Уравновешивающий момент равен:

My¢ = Fy¢×lOA = 1254×0,13 = 163 H×м.

Определим относительную погрешность вычисления My¢ и My разными методами:

(25)

Полученная разница не превышает 5%, что вполне приемлемо при графо-аналитических методах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выполнения курсового проекта были выполнены структурный и кинематический анализы рычажного механизма, построены планы положений, скоростей и ускорений механизма.

В ходе выполнения динамического анализа рычажного механизма определены следующие параметры: угловая скорость и угловое ускорение начального звена; инерционная нагрузка звеньев; реакции в кинематических парах структурных групп 4-5 и 2-3, выполнен кинематический расчет начального звена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Левитский Н.И., Солдаткин Л.П. Теория механизмов и машин: Методические указания и задания на контрольные работы и курсовой проект. - М.: Высш. школа, 1980. - 88 с.

.       Левитский О.Н., Левитская Н.И. Курс теории механизмов и машин: Учебное пособие для мех. спец. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 279 с.

.       Плахтин В.Д., Пантюшин Б.Д. Теория механизмов и машин. Кинематический и силовой анализ плоских механизмов. Основы теории. Курсовое проектирование: Учеб. Пособие. - М: Изд-во МГОУ, 2009. - 94 с.

.       Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: Учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1988. - 640 с.

.       Ермолов А.А., Стручков А.П. Теория механизмов и машин: Методическое пособие по выполнению курсового проекта - Рязань: РИ МГОУ, 2002. - 29 с.

.       Афанасьев А.И.,Ляпцев С.А., Шестаков В.С. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин: Учебное пособие,-Екатеринбург:изд. УГГГА,1998г.в.

Похожие работы на - Инерционный (качающийся) конвейер

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!