Инерционный (качающийся) конвейер
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Уральский
государственный горный университет
Факультет
заочного образования
Пояснительная
записка к курсовому проекту
ИНЕРЦИОННЫЙ (КАЧАЮЩИЙСЯ) КОНВЕЙЕР
по
дисциплине: теория машин и механизмов
Выполнил: Студент Проскуряков
Ф.В.
Проверил Ляпцев С.А.
г
ЗАДАНИЕ
Механизм инерционного конвейера (рисунок 1,
рисунок 2, таблица 1):
Рисунок 1 - Рычажный механизм
Таблица 1 - Исходные данные для проектирования
Параметры
|
Обозначение
|
Размерность
|
Числовое
значение
|
Размеры
звеньев рычажного механизма
|
lO1A
|
м
|
0,13
|
|
lО2B
|
м
|
0,06
|
|
lBC
|
м
|
0,2
|
|
a
|
м
|
0,16
|
|
b
|
м
|
0,06
|
|
|
|
|
Частота
вращения электродвигателя
|
nдв
|
об/мин
|
1420
|
Частота
вращения кривошипа и кулачка
|
n1
= nk
|
об/мин
|
120
|
Массы
звеньев рычажного механизма
|
m1
|
кг
|
40
|
|
m3
|
кг
|
80
|
|
m4
|
кг
|
55
|
|
m5
|
кг
|
50
|
|
mгр
|
кг
|
250
|
Моменты
инерции звеньев
|
JS1
|
кгЧЧм²0,1
|
|
|
JS2
|
кгЧЧм²3,3
|
|
|
Js4
|
кг·м²
|
0,4
|
|
Jдв
|
кгЧЧм²0,06
|
|
Сила
сопротивления
|
Fc(p)
|
2100
|
|
Fc(x)
|
Н
|
2300
|
Коэффициент
неравномерности вращения кривошипа
|
dd--0.07
|
|
|
Ключевые слова:
РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ, КИНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ДИНАМИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ, ПЛАН СКОРОСТЕЙ,
ПЛАН УСКОРЕНИЙ, ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, МАХОВИК, ИНЕРЦИОННАЯ НАГРУЗКА, РЕАКЦИИ,
ТАКТОГРАММА.
Цель курсового проекта:
приобретение практических навыков по кинематическому анализу и синтезу плоских
рычажных механизмов.
Методы проведения исследований:
графо-аналитический.
В данном проекте определены структурные,
кинематические и динамические характеристики рычажного механизма по заданным
условиям.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Структурный анализ рычажного механизма
. Кинематический анализ рычажного механизма
2.1
Определение положений звеньев и построение траекторий точек звеньев механизма
2.1.1
Планы положений механизма
2.2
Построение планов скоростей
2.3
Построение планов ускорений
3. Динамический анализ рычажного механизма
3.1
Инерционная нагрузка звеньев
.2
Определение реакций в кинематических парах структурной группы 4 - 5 без учета
сил трения
.3
Определение реакций в кинематических парах структурной группы 2 - 3 без учета
сил трения
.4
Кинематический расчет начального звена 1
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Начальная стадия проектирования машин и
механизмов требует от инженера качественного выполнения анализа и синтеза
проектируемой машины, а также разработки её кинематической схемы, которая
обеспечивает с достаточным приближением воспроизведение требуемого закона
движения. Это необходимо для того, чтобы конструктору было легче понять как
устроен механизм, как он работает, по каким законам происходит его движение.
Цель курсового проекта - развить у студента
навыки самостоятельного решения комплексных инженерных задач, приобретение
навыков оформления конструкторской документации в соответствии с требованиями
ЕСКД.
Объектом исследования является рычажный механизм
инерционного конвейера. Рычажный механизм служит для преобразования
возвратно-поступательного перемещения ползуна из вращательного движения
кривошипа.
Проект по разработке (анализу и синтезу)
механизма инерционного конвейера выполнен в соответствии с исходным заданием и
методическими указаниями на курсовой проект [1].
1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО
МЕХАНИЗМА
Рассматриваемый в данном проекте рычажный
механизм состоит из стойки 0, кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, шатуна 4 и
ползуна 5 (рис. 1).
Перечислим все одноподвижные пары:
кривошип 1 образует вращательную пару со стойкой
и шатуном 2;
кулиса 3 входит во вращательную пару с шатуном 2
и стойкой и в поступательную пару с шатуном 4;
ползун 5 входит во вращательную пару с шатуном 4
и в поступательную пару со стойкой.
Таблица 2 - Кинематические пары
№
кинематической пары
|
Тип
кинематической пары
|
Класс
кинематической пары
|
I (стойка 0 - кривошип 1)
|
вращательная
|
5
|
II (кривошип 1 -шатун 2)
|
вращательная
|
5
|
III (шатун 2 - кулиса 3)
|
поступательная
|
5
|
IV (кулиса 3 - стойка 0)
|
вращательная
|
5
|
V (кулиса 3 - шатун 4)
|
вращательная
|
5
|
VI (шатун 4 - ползун 5)
|
вращательная
|
5
|
VII (ползун 5 - стойка 0)
|
поступательная
|
5
|
Таким образом, число подвижных звеньев n
= 5; число одноподвижных пар p1
= 7.
Кинематическая цепь механизма плоская, сложная,
замкнутая. Число степеней подвижности определяем по формуле Чебышева [2]:
W = 3n
- 2p1
- p2
=
3×5 -
2×7 -
0 = 1,(1)
Исследуемый механизм имеет одну
обобщенную координату: угол поворота начального звена
Для установления класса механизма,
определим наивысший класс группы Аcсура,
входящей в его состав. Отделение структурных групп начинаем с группы, наиболее
удаленной от начального звена. В заданном механизме наиболее отдалена от
начального звена группа второго класса второго вида со звеньями 4 и 5 (ВВП)
(рисунок 2, б).
а)
б)
в)
Рисунок 2 - Структурные группы
механизма:
Затем отделяем группу второго класса
третьего вида со звеньями 2 и 3 (ВПВ) (рисунок 2, а).
В результате остается механизм
первого класса, в состав которого входит начальное звено 1 и стойка 0 (рисунок
3, в).
Механизм образован последовательным
присоединением к начальному звену двух структурных групп второго класса.
Поэтому по классификации Ассура-Артоболевского, его следует отнести ко второму
классу.
Формула строения рассматриваемого
механизма имеет вид:
I(1) ® II(2,3) ® II(4,5).
2. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА
Основными задачами кинематического анализа
являются определение положений звеньев их траекторий движения; скоростей,
ускорений звеньев и точек механизма.
При заданном законе движения входного звена
механизма с одной степенью свободы движение остальных звеньев является вполне
определённым. Каждому положению входного звена соответствуют определённые
положения, скорости и ускорения остальных подвижных звеньев и точек механизма.
Движение механизма периодически повторяется,
поэтому достаточно исследовать его движение за период, соответствующий одному
обороту входного звена.
Решение поставленных задач в данном проекте будем
осуществлять графо-аналитическим методом.
2.1 Определение положений звеньев и
построение траекторий точек звеньев механизма
.1.1 Планы положений механизма
Так как при графо-аналитическом методе решения
задач кинематического анализа длины звеньев, векторы скоростей и ускорений
точек, и другие величины на чертеже необходимо изображать в масштабе, важное
значение приобретает понятие о масштабном коэффициенте.
Масштабным коэффициентом m
физической величины называется отношение числового значения физической величины
в свойственных ей единицах к длине отрезка в миллиметрах, изображающего на
чертеже эту величину [3].
,(2)
где А - действительное
значение величины; [А] - длина отрезка, представляющего
величину А на чертеже, мм.
Зная масштабный коэффициент и величину отрезка
на чертеже [А], можно вычислить истинное значение данной величины А = m[А]
или, зная истинное значение величины А и величину масштабного коэффициента,
определить величину отрезка, которую необходимо отложить на чертеже: [А] = А/m.
При кинематическом анализе механизма заданными
являются кинематическая схема и размеры всех звеньев механизма.
Планом положения механизма называется
структурная схема, построенная в выбранном масштабе для заданного положения начального
звена.
За входное звено принимаем звено 1 (кривошип).
План положений строим методом засечек. Траектория точки А - окружность с
центром в точке О1. Положение
точки А на траектории определяется заданным углом j1.
Траектория точки B
- окружность с центром в точке О2.
Траектория точки С - горизонтальная прямая.
При построении принимаем масштабный коэффициент ml
= 0,002 м/мм. Длины отрезков на плане определяем по формуле (2).
2.2 Построение планов скоростей
Построим план скоростей механизма для положения
1 (φ=115º).
Вычисляем угловую скорость входного звена:
(3)
где n1 = 120
об/мин - частота вращения звена 1 (кривошипа).
Определяем линейную скорость точки А2
начального звена:
VA2=w1×lO1A
= 12,56×0,13 = 1,63 м/с.(4)
Звено 2 совершает сложное движение,
состоящее из поступательного относительно третьего звена и вращательного
относительно первого звена. Составляем векторное уравнение для структурной
группы 2-3:
,(5)
и решаем это уравнение построением
плана скоростей.
Принимаем масштабный коэффициент
mv = 0,02 м×с-1/мм.
Вектор перпендикулярен
радиусу ОА и направлен в сторону угловой скорости w1. Из
произвольной точки р - полюса плана скоростей проводим отрезок [pa] = = VA/mv = 1,63/0,02 = 81,6 мм. На
плане скоростей получаем точку а2. Из точки а2 проводим
линию параллельную АО2, а из
полюса линию перпендикулярную АО2. Точку
пересечения обозначим точкой а3.
Определяем искомые скорости:
VА3 = [ра3]×mv = 65,76×0,02 = 1,32 м/с;
VА2А3 = [а2а3]×mv = 48,32×0,02 = 0,97 м/с.
Отрезки [ра3] = 65,76 мм и [а2а3]
= 48,32
мм
определены путем замера на плане скоростей.
Скорость точки В определяем из
теоремы подобия.
[ра3]/ [рb]=AO2/O2B
[рb]=
[ра3]· O2B/ AO2
[рb]=65,76·30/65=30,35
мм
Vb=30,35·0,02=0,61
м/с.
Скорость точки С определяем из
векторного уравнения движения звена 4. Звено 4 совершает сложное движение,
состоящее из вращательного вокруг точки В и поступательного вдоль
горизонтальной оси.
Решаем это уравнение построением
плана скоростей.
Вектор перпендикулярен
радиусу СВ. Из точки р - полюса плана скоростей проводим горизонтальную линию.
Точку пересечения обозначим точкой С.
Определяем искомые скорости:
VС = [рс]×mv = 26,03×0,02 = 0,52
м/с;
VСВ = [bс]×mv = 14,58×0,02 = 0,29
м/с.
Отрезки [рс] = 26,03 мм и [bс] = 14,58
мм определены путем замера на плане скоростей.
Скорость Vs4 центра масс S4 звена 4
определяем по теореме подобия. Точка S4 лежит
посредине звена, поэтому и на плане скоростей она находятся посередине отрезка BC.
Определяем значение скорости Vs4:
VS4 = [ps4]×mv = 27,32×0,02 = 0,55
м/с.
Определим угловую скорость третьего
и четвертого звеньев:
; (6)
(7)
.3 Построение планов ускорений
кинематический рычажный звено механизм
Построение плана ускорений начинаем с точки А
звена ОА. Абсолютное ускорение определяется из выражения:
.(8)
Здесь нормальная составляющая
направлена вдоль звена ОА к центру вращения (точке О) и равна по величине:
,(9)
Тангенциальная составляющая равна 0,
так как w1=const и :
.(10)
Второе звено совершает сложное
движение, состоящее из поступательного относительно третьего звена и
вращательного относительно первого звена. Составляем векторное уравнение для
структурной группы 2-3:
(11)
В этом уравнении величины ускорений
равны:
;
Примем масштабный коэффициент mа = 0.2 м/с2×мм.
Решаем векторное уравнение (11)
построением плана ускорений.
Из произвольной точки P - полюса плана
ускорений, проводим вектор Pа параллельно звену О1А в
направлении от точки А к точке О1. Величина отрезка равна:
. (12)
Конец вектора обозначаем точкой а2.
Из полюса P в
направлении от точки А к точке О2 параллельно О2А
проводим вектор нормальной составляющей , конец вектора обозначаем буквой n1. Величина
отрезка равна:
.
Из точки n1 проводим
линию перпендикулярную звену О2А. Из точки a параллельно
проводим вектор ускорения кориолиса . Направление ускорения кориолиса
определяется поворотом вектора скорости VА2А3 на 90° по направлению вращения
кривошипа. Начало этого ускорения определяется отрезком:
.
Из точки k проводим линию
параллельную звену АО2 до пересечения с линией проведенной из точки n1. Точку
пересечения обозначаем точкой а3.
Определяем величины ускорений:
аА3 = [Pа3]×mа = 58,4×0,2 = 11,68
м/с2;
= [а3k]×mа = 47,6×0,2 = 9,52
м/с2;
= [a3n1]×mа = 46,7×0,2 = 9,34
м/с2.
Отрезки [P а3],
[а3k], [a3n1] -
определены путем замера на плане ускорений.
Определяем величину углового
ускорения третьего звена:
.(13)
Ускорение точки В найдем по теореме
подобия.
[рb]= [ра3]· O2B/ AO2
[рb]=58,4·30/65=26,95
мм
Vb=26,95·0,02=0,54
м/с.
Ползун 5 совершает поступательное
движение по горизонтальной направляющей и вращательное относительно точки В.
Составляем векторное уравнение для структурной группы 4-5:
,(14)
где -
нормальное ускорение точки С во вращательном движении ползуна относительно
точки B; - тангенциальное ускорение
точки С во вращательном движении ползуна относительно точки B.
.
Из точки В параллельно СB проводим
вектор ускорения аСBn. Из конца
вектора проводим прямую, перпендикулярную СB, до
пересечения с горизонтальной осью, проведенной через полюс Р. На пересечении
получим точку С.
Определим величины ускорений:
= [n3с]×mа = 3,91×0,2 = 0,78
м/с2;
= [Pс]×mа = 29×0,2 = 5,8
м/с2;
= [PS4]×mа = 28,9×0,2 = 5,78
м/с2.
Длины отрезков [n3с],
[Pс], [PS4]
- определены путем замера на плане ускорений.
Определяем величину углового ускорения
четвертого звена:
.
3. ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫЧАЖНОГО
МЕХАНИЗМА
3.1 Инерционная нагрузка звеньев
Из плана скоростей находим линейные
и угловые скорости звеньев: VA2 = 1,63 м/с; VA3 = 1,32 м/с;
VB = 0,61 м/с;
VC = 0,52 м/с;
VS4 = 0,55 м/с;
; .
Из плана ускорений находим ускорения
центров масс и угловые ускорения звеньев:
; ;
; .
Силы тяжести звеньев найдены ранее:
G1 = m1×g
= 40×9,8 = 392 H3 =
m3×g = 80×9,8
= 784 H4 =m4×g
= 55×9,8 = 539 H;5
=
m5×g
= 50×9,8 = 490 H.
Силу инерции звеньев определяем по формуле:
FUi
= mi×aSi,(15)
где mi
- масса i-го звена; аSi
- ускорение центра масс i-го
звена.
Модули сил инерции центра масс звена 4 и ползуна
5 по формуле (4.7)равны:
FU4 = m4·aS4
= 55·5,78 = 318 H;U5 = m5×aS5
= 50×5,8 = 290 H.
Моменты пар сил инерции звеньев определим по
формуле:
MU
= -JS
× e,(16)
где JS
- момент инерции звеньев относительно оси, проходящей через центр масс
перпендикулярно плоскости движения; e - угловое ускорение
звена.
Модули моментов инерции звеньев по формуле (16)
равны:
MU4
=
e4
× JS4
= 3,9 × 0,4 = 1,56 H×м.
3.2 Определение реакций в
кинематических парах структурной группы 4-5 без учета сил трения
Рассмотрим структурную группу 4-5.
Группу Ассура, состоящую из звеньев
4 и 5, вычерчиваем отдельно в масштабе длин .
Прикладываем действующие силы R34n, R34t, G5, FU5, G4, FU4 , R05', R05"в
соответствующих точках. Направление и точки приложения силы показаны на
чертеже. Под действием внешних сил, сил инерции и реакций структурная группа
будет находиться в равновесии.
Составим уравнение моментов всех сил,
действующих на звено относительно точки С:
R34t×h1
- FU4·h2 - G4×h3
- MU4/ml
= 0,(17)
где h1
= 100 мм, h2
= 1,53 мм, h3
= 49,94 мм - плечи сил относительно точки С измеренные по чертежу.
Решив уравнение (17) относительно R34t
получим:
Нормальную составляющую реакцию R34n во
вращательной паре и реакцию R05" в
поступательной паре определим из векторного уравнения всех сил, действующих на
структурную группу 4-5:
(18)
Принимаем масштабный коэффициент mf
= 10 H/м.
Для решения уравнения (18) строим план сил.
Нормальная составляющая реакция R34n
=2700Н, и реакция R05=830Н
3.3 Определение реакции в
кинематических парах структурной группы 2 - 3 без учета сил трения
Рассмотрим структурную группу 2-3.
Группу Ассура, состоящую из звеньев
2 и 3, вычерчиваем отдельно в масштабе длин .
В точку В параллельно переносим силу реакции R34
= -R43
с плана сил структурной группы 4-5. Реакцию R12
прикладываем в точке А перпендикулярно отрезку АО2.
Уравнение моментов сил относительно точки О
примет вид:
Rt12·h4
-
Rt34·h5
- Rn34·h6
=
0(19)
где h4
= 122,7 мм; h5
= 26,32 мм; h6
= 14,39 мм - плечи сил относительно точки В, измеренные по чертежу.
Из формулы (19) получим:
Уравнение моментов сил относительно
точки В примет вид:
Rn12·h7
-
Rt12·h4
= 0(20)
где h7
= 30 мм - плечи сил относительно точки В, измеренные по чертежу.
Из формулы (20) получим:
3.4 Кинематический расчет начального
звена 1
Начальное звено вычерчиваем отдельно
в масштабе длин .
В соответствующих точках
прикладываем действующие силы. Силу реакции R12 = -R21 параллельно
переносим со структурной группы 2-3 на начальное звено 1 в точку А.
Составим уравнение моментов
относительно точки О:
Fy·h8
- Rn21×h9
-
Rt21·h10
= 0(21)
где h8
= 65 мм; h9
= 38,35 мм; h10
= 52,47 мм - плечи силы относительно точки О, измеренные по чертежу.
Для определения уравновешивающей силы Fy
из уравнения (21) выразим:
Находим уравновешивающий момент из
условия:
Му = Fy×lOA
= 1264×0,13 = 164,4 Н×м.(22)
По теореме Жуковского определим уравновешивающий
момент. Принимаем масштабный коэффициент mv
= 0,02 м×с-1/мм
и строим повернутый план скоростей. Перенесем в одноименные точки силы,
действующие на подвижные звенья механизма.
На повернутом плане скоростей пару сил с
моментом MU4
представим составляющими Fu4'
и -Fu4'
приложенными в точках B
и D перпендикулярно
направлению отрезка BD.
Модуль составляющих пару сил равен:
(23)
Составим уравнение моментов относительно полюса
повернутого плана скоростей (рычаг Жуковского):
(24)
где h16
= 34,49 мм; h11
= 14,67 мм; h12
= 7,29 мм; h13
= 1,14 мм; h15
= 26,03 мм - измеренные относительно точки P по чертежу плечи сил.
Решая уравнение относительно уравновешивающей
силы Fy¢
получим:
Уравновешивающий момент равен:
My¢ = Fy¢×lOA = 1254×0,13 = 163 H×м.
Определим относительную погрешность
вычисления My¢ и My разными
методами:
(25)
Полученная разница не превышает 5%,
что вполне приемлемо при графо-аналитических методах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения курсового
проекта были выполнены структурный и кинематический анализы рычажного
механизма, построены планы положений, скоростей и ускорений механизма.
В ходе выполнения динамического
анализа рычажного механизма определены следующие параметры: угловая скорость и
угловое ускорение начального звена; инерционная нагрузка звеньев; реакции в
кинематических парах структурных групп 4-5 и 2-3, выполнен кинематический
расчет начального звена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Левитский Н.И., Солдаткин Л.П. Теория
механизмов и машин: Методические указания и задания на контрольные работы и
курсовой проект. - М.: Высш. школа, 1980. - 88 с.
. Левитский О.Н., Левитская Н.И. Курс теории
механизмов и машин: Учебное пособие для мех. спец. вузов. - 2-е изд., перераб.
и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 279 с.
. Плахтин В.Д., Пантюшин Б.Д. Теория
механизмов и машин. Кинематический и силовой анализ плоских механизмов. Основы
теории. Курсовое проектирование: Учеб. Пособие. - М: Изд-во МГОУ, 2009. - 94 с.
. Артоболевский И.И. Теория механизмов и
машин: Учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1988.
- 640 с.
. Ермолов А.А., Стручков А.П. Теория
механизмов и машин: Методическое пособие по выполнению курсового проекта -
Рязань: РИ МГОУ, 2002. - 29 с.
. Афанасьев А.И.,Ляпцев С.А., Шестаков
В.С. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин: Учебное
пособие,-Екатеринбург:изд. УГГГА,1998г.в.