Расчет тяговой характеристики автомобиля КрАЗ-255В
Введение
Основной задачей курсовой работы является
определение и расчет тяговых характеристик автомобиля, отвечающего условиям
езды по дорогам с твердым покрытием, грунтовым дорогам и бездорожью. Автомобиль
должен быть маневренным, обладать высокой грузоподъемностью и тяговыми
свойствами, а также соответствовать требованиям безопасности. Шины автомобиля
должны обеспечивать высокую проходимость автомобиля с полуприцепом, при
минимальном снижении грузоподъемности. Полуприцеп автомобиля должен быть
предназначенным для тех же типов дорог, что и автомобиль-тягач.
Седельно-сцепное устройство должно быть рассчитано на большие углы
относительного отклонения продольной оси тягача от продольной оси полуприцепа.
Автопоезд должен обладать хорошей управляемостью, а также удовлетворительным
передним и задним обзором. Автомобиль должен иметь экономичный двигатель и
эффективную систему охлаждения, так как скорости передвижения по грунтовым
дорогам и бездорожью не велики и большую часть времени двигатель работает под
нагрузкой, при средних и повышенных частотах вращения коленчатого вала.
Общие данные
МодельКрАЗ-255В
Год выпуска1968-1994
Тип Седельный тягач
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг 8000
Снаряженная масса тягача, кг10600
Полная масса тягача, при нагрузке на седло
8000кг, кг18825
Коэффициент обтекаемости тягача, кг/м 0,7
Лобовая площадь тягача, м2
Максимальная скорость, км/ч 62
Длина, мм 7685
Ширина, мм 2750
Высота, мм 2940
Колесная база, мм 4600
База тележки, мм 1400
Колея передняя/задняя, мм 2160/2160
Дорожный просвет 360
ДвигательЯМЗ-238
Тип дизельный
Рабочий объем, куб.см 14860
Степень сжатия 16,5
Число и расположение цилиндров8, V-образно
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм130 х 140
Число клапанов 16
Мощность, л.с. (при об/мин)240 (2100)
Максимальный крутящий момент, Нм (при об/мин)
883(1500)
Система питания непосредственный впрыск
Трансмиссия
Тип Механическая 5 - ступенчатая
Передаточные числа
Коробки передач:,26,9,52,66
задний ход5,48
Раздаточной коробки:
низшая 2,28
высшая 1.23
Передаточное число главной передачи8,21
Расход топлива
Топливо Дизельное топливо
Емкость топливного бака, л 2х165
Тормоза
Тормозные механизмы всех колес барабанного типа
Тормозной путь автопоезда с 40км/ч, м 21
Подвеска
Передняя на двух продольполуэллиптических
рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические.
Задняя балансирная, на двух
продольполуэллиптических рессорах с реактивными штангами
Размер шин1300х530-533
1. Тяговый расчет АТС
.1 Расчет потребной мощности
двигателя
, кВт,
где:
- касательная сила
тяги на движителе, необходимая для преодоления суммарной силы сопротивления
движению, Н;
- максимальная
скорость движения АТС, м/с;
=0.8 - КПД
трансмиссии.
, Н
где:
- полная масса автомобиля, Н;
- коэффициент сопротивления качению;
ускорение при разгоне до 100км/ч,
м/с;
коэффициент приведённых масс;
- угол уклона дороги, град;-
коэффициент аэродинамического сопротивления;
- площадь лобовой поверхности
автомобиля.
Максимальная скорость движения
автомобиля с грузом (асфальтобетонное покрытие).
Принимаем:
КПД трансмиссии автомобиля на первой
передаче.
- коэффициент приведенных масс без
учета моментов инерции двигателя, трансмиссии и маховика;
кг/м - коэффициент обтекаемости
тягача;=7,1 м2, - лобовая площадь тягача;=1,5 м2, - лобовая площадь
полуприцепа;
кг/м - коэффициент обтекаемости
полуприцепа;=18825 кг - полная масса тягача;=10000 кг - полная масса
полуприцепа;
Получаем:
Дорожные условия:
) Асфальтобетонная в хорошем
состоянии.
Коэффициент сопротивления качению:
колес тягача f=0.02
колес полуприцепа f1=0.018
Максимальная скорость движения, =17,22м/с
Н - полная масса тягача
Н - полная масса полуприцепа
- угол продольного уклона дороги=
0м/с2 - ускорение
) Грунт.
Коэффициент сопротивления качению:
колес тягача f=0.035
колес полуприцепа f1=0.035
Рабочая скорость движения,
Н - полная масса тягача
Н - полная масса полуприцепа
- угол продольного уклона дороги=
0м/с2 - ускорение
) Рыхлый снег.
Коэффициент сопротивления качению:
колес тягача f=0.3
колес полуприцепа f1=0.3
Минимальная скорость движения,
Н - полная масса тягача
Н - полная масса полуприцепа
- угол продольного уклона дороги=
0м/с2 - ускорение
Выбор двигателя:
Двигатель ЯМЗ-238 (дизельный
четырехтактный, восьмицилиндровый, образный). Рабочий объем 14866 см3
Мощность двигателя 240л.с.
(176,47кВт) при 2100 об/мин.
Крутящий момент 883Н·м при 1500
об/мин.
1.2 Расчет и построение внешней
скоростной характеристики двигателя
Для построения внешней скоростной
характеристики двигателя необходимо знать его показатели:
=176,47кВт·ч,
= 2100 мин-1 - максимальная мощность
двигателя, обороты коленчатого вала при максимальной мощности;=883Нм, nm = 1500
мин-1 - максимальный крутящий момент двигателя, обороты коленчатого вала при
максимальном крутящем моменте;
=802,2
Нм - крутящий момент двигателя при максимальной
мощности.
Для построения характеристики воспользуемся
следующими формулами:
Для построения характеристики
двигателя = f(n), = f(n)
используют зависимость Лейдермана:
, кВт,
где nei - текущее значение числа
оборотов коленчатого вала;н - число оборотов коленчатого вала при номинальной
мощности;
А=0,5, В=1,5, A0= 1,55, B0=1,55,
C0=1 - коэффициенты Лейдермана;
,
Часовой расход топлива (кг/ч)
,
Пример расчета при:
,
,
Подставляя значения оборотов
двигателя в приведенные выше формулы, получим данные для построения ВСХ и
занесем их в таблицу:
n,
мин-1
|
Ne,
кВт
|
Ме,
Н*м
|
ge,г/кВт*ч
|
Gт,
кг/ч
|
500
|
33,63239
|
642,1096
|
309,4104
|
10,40621
|
700
|
52,28741
|
713,0508
|
286,1111
|
14,96001
|
900
|
72,54306
|
769,4401
|
267,3469
|
19,39417
|
1100
|
93,4847
|
811,2772
|
253,1179
|
23,66265
|
1300
|
114,1977
|
838,5623
|
243,424
|
27,79846
|
1500
|
133,7673
|
851,2954
|
238,2653
|
31,87212
|
1700
|
151,2791
|
849,4764
|
237,6417
|
35,95022
|
1900
|
165,8182
|
833,1053
|
241,5533
|
40,05392
|
2100
|
176,47
|
802,1822
|
250
|
44,1175
|
ВНЕШНЯЯ СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Зависимость частоты вращения коленчатого вала ne
от мощности Ne. Ne=f(ne)
Рис. 1
Характеристика удельного расхода топлива.
ge=f(ne)
Рис. 2
Зависимость крутящего момента Me от частоты
вращения коленчатого вала ne Me=f(ne)
Рис. 3
Характеристика часового расхода топлива.
GT=f(ne)
Рис. 4
1.3 Определение передаточных чисел
элементов трансмиссии
Расчет передаточных чисел произведем для случая
движения автомобиля по асфальтированному шоссе.
Передаточное число трансмиссии на 1 передаче
коробки передач (на низшей передаче раздаточной коробки передач) определяется
из условия движения в самых трудных дорожных условиях:
Выбираем шину 1300х530-533
Характеристика шины:
Ширина профиля под нагрузкой -
545мм.
Статический радиус под нагрузкой -
585мм.
Определение наружного диаметра и
динамического радиуса колеса:
диаметр
обода диска колеса, дюйм;- высота профиля шины, мм;
- отношение
высоты профиля к ее ширине- ширина профиля шины, мм
∆
= 0.94 - коэффициент деформации шин
,
,
Передаточное
число трансмиссии на 1-й передаче (на низшей передаче РК) по условию
преодоления максимального сопротивления определим следующим образом:
.
Передаточное
число трансмиссии на 1-й передаче (на низшей передаче РК) по условию сцепления
движителя с опорной поверхностью:
.==0,8*184673,25=147738,6Н
φ - коэффициент сцепления: для
условий движения по сухому шоссе φ = 0,7... 0,8.
Итак, передаточное число трансмиссии
(на низшей передаче РК) на 1-передаче:
i1T н 98,46
Определим передаточное число
трансмиссии на высшей передаче:
Передаточное число трансмиссии на
1-й передаче (на высшей передаче РК):
T в =
Минимальное число ступеней в коробке
передач (на высшей передаче РК):
Где neN - номинальная частота
вращения коленчатого вала двигателя, мин-1;
- обороты двигателя при максимальном
крутящем моменте, мин-1;
Для обеспечения постоянства скорости
движения АТС в момент перехода на смежную передачу и для одинаковой степени
изменения нагрузки двигателя передаточные числа трансмиссии должны
распределяться по закону геометрической прогрессии:
Из этого условия определяем
передаточные числа в коробке передач:
На первой передаче
На второй передаче
На третьей передаче
На четвертой передаче
На пятой передаче
1.4 Расчет и построение тяговой
характеристики АТС
Тяговый баланс автомобиля - это
зависимость силы тяги на колесах автомобиля для всех передаточных чисел в
трансмиссии (тяговая характеристика автомобиля) и сил сопротивления качению Рf
и воздуха, от скорости движения автомобиля. Кривые Ртi строятся для всех
ступеней в коробке передач.
Скорость автомобиля V связана с
частотой вращения коленчатого вала двигателя пе формулой:
Nтр=
|
0,8
|
КПД
трансмиссии
|
i1=
|
5,26
|
К=
|
0,7
|
коэффициент
обтекаемости
|
i2=
|
3
|
F=
|
8,6
|
площадь
лобовой поверхности
|
i3=
|
1,78
|
Rd=
|
0,55
|
динамич.
радиус колеса
|
i4=
|
1
|
Ga=
|
282773,25
|
полный
вес автомобиля
|
I5=
|
0,64
|
Скорость движения АТС на всех передачах (в
соответствии с принятой в п. 2 частотой вращения коленчатого вала) определяется
по формуле:
Значение свободной силы тяги Pa АТС на всех передачах
вычисляется по формуле:
, где
- касательная сила тяги АТС определяется по
формуле:
- сила сопротивления воздушной среды
определяется по формуле:
Пример расчета на первой передаче
при :
,
,
,
.
Тяговая характеристика АТС на низшей
передаче раздаточной коробки
Передача
|
iр
|
n
|
1100
|
1300
|
1500
|
1700
|
1900
|
2100
|
1
|
98,46089
|
V,
м/с
|
0,665759
|
0,786806
|
0,90785
|
1,0289
|
1,149947
|
1,270994
|
|
|
Рw,
кН
|
2,207309
|
3,082936
|
4,1045
|
5,272003
|
6,585443
|
8,04482
|
|
|
Рк,
кН
|
147241,3
|
158471,6
|
159719
|
150984,7
|
132267,6
|
119164,5
|
|
|
Рa,
кН
|
147239,1
|
158468,5
|
159715
|
150979,4
|
132261
|
119156,4
|
2
|
56,1564
|
V,
м/с
|
1,167297
|
1,379533
|
1,59177
|
1,804005
|
2,01624
|
2,228476
|
|
|
Рw,
кН
|
6,78566
|
9,477493
|
12,618
|
16,20707
|
20,24482
|
24,73121
|
|
|
Рк,
кН
|
90372,63
|
91084,2
|
86103,04
|
75429,11
|
67957,35
|
|
|
Рa,
кН
|
83971,12
|
90363,15
|
91071,6
|
86086,83
|
75408,86
|
67932,62
|
3
|
33,31946
|
V,
м/с
|
1,967355
|
2,325055
|
2,68276
|
3,040457
|
3,398158
|
3,755859
|
|
|
Рw,
кН
|
19,27501
|
26,9213
|
35,842
|
46,03701
|
57,50644
|
70,25024
|
|
|
Рк,
кН
|
49820,65
|
53621,09
|
54043,3
|
51087,8
|
44754,61
|
40321,36
|
|
|
Рa,
кН
|
49801,37
|
53594,17
|
54007,4
|
51041,77
|
44697,1
|
40251,11
|
4
|
18,7188
|
V,
м/с
|
3,501891
|
4,138599
|
4,77531
|
5,412014
|
6,048721
|
6,685429
|
|
|
Рw,
кН
|
61,07094
|
85,29743
|
113,562
|
145,8637
|
182,2034
|
222,5809
|
|
|
Рк,
кН
|
27989,13
|
30124,21
|
30360,5
|
28700,85
|
25143,04
|
22652,24
|
|
|
Рa,
кН
|
27928,06
|
30038,91
|
30246,9
|
28554,99
|
24960,83
|
22429,66
|
5
|
11,98003
|
V,
м/с
|
5,471705
|
6,46656
|
7,46142
|
8,456271
|
9,451127
|
10,44598
|
|
|
Рw,
кН
|
149,099
|
208,2457
|
277,25
|
356,1124
|
444,8325
|
543,4103
|
|
|
Рк,
кН
|
17913,04
|
19279,49
|
19416,7
|
18363,09
|
16091,41
|
14487,27
|
|
|
Рa,
кН
|
17763,94
|
19071,25
|
19139,5
|
18006,98
|
15646,58
|
13943,86
|
Рис. 3
Тяговая характеристика АТС на высшей передаче
раздаточной коробки
Передача
|
iр
|
n
|
1100
|
1300
|
1500
|
1700
|
1900
|
2100
|
1
|
53,11706
|
V,
м/с
|
1,234089
|
1,458469
|
1,68285
|
1,907229
|
2,131609
|
2,355989
|
|
|
Рw,
кН
|
7,584424
|
10,59312
|
14,1033
|
18,11486
|
22,62791
|
27,64241
|
|
|
Рк,
кН
|
79432,79
|
85481,41
|
86154,4
|
81442,9
|
71346,67
|
64279,31
|
|
|
Рa,
кН
|
79425,2
|
85470,81
|
86140,3
|
81424,79
|
71324,04
|
64251,67
|
2
|
30,2949
|
V,
м/с
|
2,16377
|
2,557183
|
2,9506
|
3,344008
|
3,737421
|
4,130834
|
|
|
Рw,
кН
|
23,31587
|
32,56514
|
43,356
|
55,68831
|
69,56222
|
84,97767
|
|
|
Рк,
кН
|
45303,87
|
48753,65
|
49137,5
|
46450,32
|
40692,02
|
36661,2
|
|
|
Рa,
кН
|
45280,56
|
48721,09
|
49094,2
|
46394,64
|
40622,46
|
36576,23
|
3
|
17,97497
|
V,
м/с
|
3,646804
|
4,309859
|
4,97291
|
5,635969
|
6,299024
|
6,96208
|
|
|
Рw,
кН
|
66,2299
|
92,50292
|
123,155
|
158,1855
|
197,595
|
241,3834
|
|
|
Рк,
кН
|
26880,3
|
28927,17
|
29154,9
|
27560,53
|
24143,93
|
21752,31
|
|
|
Рa,
кН
|
26814,07
|
28834,66
|
29031,8
|
27402,34
|
23946,34
|
21510,93
|
4
|
10,0983
|
V,
м/с
|
6,49131
|
7,671549
|
8,85179
|
10,03203
|
11,21226
|
12,3925
|
|
|
Рw,
кН
|
209,8428
|
293,0862
|
390,204
|
501,1948
|
626,06
|
764,799
|
|
|
Рк,
кН
|
15101,29
|
16251,22
|
16379,2
|
15483,44
|
13564,01
|
12220,4
|
|
|
Рa,
кН
|
14891,45
|
15958,13
|
15989
|
14982,25
|
12937,95
|
11455,6
|
5
|
6,462912
|
V,
м/с
|
10,14267
|
11,98679
|
13,8309
|
15,67504
|
17,51916
|
19,36328
|
|
|
Рw,
кН
|
512,3116
|
715,5426
|
952,645
|
1223,62
|
1528,467
|
1867,185
|
|
|
Рк,
кН
|
9664,826
|
10400,78
|
10482,7
|
9909,403
|
8680,964
|
7821,057
|
|
|
Рa,
кН
|
9152,515
|
9685,237
|
9530,02
|
8685,782
|
7152,497
|
5953,872
|
Рис. 4
1.5 Расчет и построение динамической
характеристики АТС
,
- динамический фактор
Динамическая характеристика на низшей передаче
раздаточной коробки
Рис. 5
Передача
|
n
|
1100
|
1300
|
1500
|
1700
|
1900
|
2100
|
1
|
V,
м/с
|
1,711296
|
2,395814
|
3,080332
|
3,76485
|
4,449369
|
4,791628
|
|
Ра,
Н
|
52060,35
|
56018,17
|
56440,79
|
53328,3
|
46680,59
|
42030,65
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,21444
|
0,230743
|
0,232484
|
0,21966
|
0,192281
|
0,173127
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
V,
м/с
|
2,842108
|
3,978951
|
5,115794
|
6,25264
|
7,389481
|
7,957902
|
|
Ра,
Н
|
31315,24
|
33664,26
|
33878,45
|
31954,2
|
27891,6
|
25058,37
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,12899
|
0,138665
|
0,139548
|
0,13162
|
0,114887
|
0,103217
|
3
|
V,
м/с
|
4,726436
|
6,61701
|
8,507585
|
10,3982
|
12,28873
|
13,23402
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ра,
Н
|
20072,41
|
20089,77
|
18793,4
|
16183,3
|
14385,59
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,077196
|
0,08268
|
0,082751
|
0,07741
|
0,06666
|
0,059255
|
4
|
V,
м/с
|
7,867787
|
11,0149
|
14,16202
|
17,3091
|
20,45625
|
22,0298
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ра,
Н
|
11016,95
|
11584,93
|
11285,95
|
10121,2
|
8089,69
|
6748,906
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,04538
|
0,047719
|
0,046488
|
0,04169
|
0,033322
|
0,027799
|
5
|
V,
м/с
|
12,90317
|
18,06444
|
23,22571
|
28,387
|
33,54824
|
36,12888
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ра,
Н
|
6076,495
|
5807,309
|
4798,921
|
3066,14
|
598,4565
|
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,02503
|
0,023921
|
0,019767
|
0,01263
|
0,002465
|
0
|
Динамическая характеристика на высшей передаче
раздаточной коробки
Рис. 6
Передача
|
n
|
1100
|
1300
|
1500
|
1700
|
1900
|
2100
|
1
|
V,
м/с
|
1,730101
|
2,422142
|
3,114182
|
3,80622
|
4,498263
|
4,844283
|
|
Ра,
Н
|
51493,99
|
55401,96
|
55819,32
|
52740,2
|
46164,62
|
41565,62
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,212107
|
0,228205
|
0,229924
|
0,21724
|
0,190155
|
0,171212
|
2
|
V,
м/с
|
2,438962
|
3,414547
|
4,390132
|
5,36572
|
6,341301
|
6,829094
|
|
Ра,
Н
|
36508,71
|
39262,58
|
39534,25
|
37319,6
|
32618,54
|
29335,62
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,150382
|
0,161725
|
0,162844
|
0,15372
|
0,134358
|
0,120835
|
3
|
V,
м/с
|
3,443241
|
4,820537
|
6,197833
|
7,57513
|
8,952426
|
9,641074
|
|
Ра,
Н
|
25822,28
|
27736,4
|
27880,11
|
26250,5
|
22847,52
|
20481,02
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,106364
|
0,114248
|
0,11484
|
0,10813
|
0,094111
|
0,084363
|
4
|
V,
м/с
|
4,877924
|
6,829094
|
8,780264
|
10,7314
|
12,6826
|
13,65819
|
|
Ра,
Н
|
18150,67
|
19428,07
|
19431,19
|
18158
|
15608,37
|
13854,94
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,074764
|
0,080026
|
0,080038
|
0,07479
|
0,064292
|
0,057069
|
5
|
V,
м/с
|
7,024211
|
9,833895
|
12,64358
|
15,4533
|
18,26295
|
19,66779
|
|
Ра,
Н
|
12441,21
|
13171,41
|
12964,39
|
11818,7
|
9734,409
|
8340,249
|
|
Ga,Н
|
242773,3
|
242773,3
|
242773,3
|
242773
|
242773,3
|
242773,3
|
|
D
|
0,051246
|
0,054254
|
0,053401
|
0,04868
|
0,040097
|
0,034354
|
2. Расчет и построение экономической
характеристики АТС
Экономическая характеристика автомобиля - это
зависимость расхода топлива Qs [л/100км] движения автомобиля. Она строится для
случаев движения автомобиля на высшей и предпоследней передачах в коробке
передач с номинальной нагрузкой в диапазоне скоростей V, обусловленных крайними
значениями частот вращения коленчатого вала двигателя.
Расход топлива Qs в общем случае определяется по
следующей формуле:
где ge - удельный расход топлива,
определяемый по нагрузочной характеристике двигателя в зависимости от степени
использования мощности двигателя N:
,
рт - плотность топлива: при расчетах
можно принимать рт = 0,75 кг/л для бензина и рт =0,82 кг/л - для дизельного
топлива.
ψ1
=
|
0,02
|
коэффициент
дорожного сопротивления (асфальт)
|
ψ2
=
|
0,035
|
коэффициент
дорожного сопротивления
|
|
|
Ψ3
=
|
0,3
|
коэффициент
дорожного сопротивления
|
|
|
Gа
=
|
282773,25
|
полный
вес автомобиля
|
|
|
|
ηтр
=
|
0,8
|
кпд
трансмиссии
|
|
|
|
|
nн
=
|
2100
|
номинальная
частота вращения коленчатого вала
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример расчета при:
|
|
|
Va,м/с
|
Qs,л
|
Va,м/с
|
Qs,л
|
Va,м/с
|
Qs,л
|
5,344
|
2,558
|
6,344
|
3,543
|
5,344
|
5,185
|
8,68
|
2,010
|
12,688
|
3,899
|
8,68
|
5,380
|
10,02
|
3,950
|
19,032
|
4,795
|
10,02
|
6,197
|
12,376
|
5,502
|
25,376
|
6,343
|
12,376
|
7,745
|
16,720
|
7,920
|
31,720
|
8,810
|
16,720
|
10,291
|
19,2
|
9,956
|
35,526
|
10,897
|
19,2
|
12,466
|
Рис. 7
3. Расчет и построение характеристик
ускорения
Возможные ускорения разгона на каждой передаче.
Ускорения АТС на всех передачах для принятых
ранее частот вращения коленчатого вала двигателя и рассчитанных значений
скорости вычисляют по формуле:
двигатель автомобиль трансмиссия
торможение
где: -
коэффициент учета вращающихся масс АТС
Пример расчета на первой передаче
при:
Передача
|
n
|
1100
|
1300
|
1500
|
1700
|
1900
|
2100
|
1
|
D
|
0,287944
|
0,309835
|
0,312172
|
0,294957
|
0,258189
|
0,23247
|
|
f
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
|
|
1,2504
|
1,16
|
1,1112
|
1,08
|
1,0656
|
1,04
|
|
V,
м/с
|
1,711296
|
2,395814
|
3,080332
|
4,449369
|
4,791628
|
|
j
|
2,139199
|
2,490848
|
2,620852
|
2,540353
|
2,236536
|
2,04924
|
2
|
D
|
0,173204
|
0,186196
|
0,187381
|
0,176738
|
0,154268
|
0,138597
|
|
f
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
|
|
1,3416
|
1,2216
|
1,1492
|
1,1056
|
1,08
|
1,04
|
|
j
|
1,155633
|
1,373381
|
1,470007
|
1,433641
|
1,263725
|
1,164666
|
|
V,
м/с
|
2,842108
|
3,978951
|
5,115794
|
6,252637
|
7,389481
|
7,957902
|
3
|
D
|
0,103657
|
0,11102
|
0,111116
|
0,103946
|
0,089509
|
0,079566
|
|
f
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
|
|
1,3416
|
1,2216
|
1,1492
|
1,1056
|
1,08
|
1,04
|
|
j
|
0,64761
|
0,770298
|
0,819645
|
0,788413
|
0,676104
|
0,608413
|
|
V,
м/с
|
4,726436
|
6,61701
|
8,507585
|
10,39816
|
12,28873
|
13,23402
|
4
|
D
|
0,060934
|
0,064076
|
0,062422
|
0,05598
|
0,044744
|
0,037328
|
|
f
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
|
|
1,3416
|
1,2216
|
1,1492
|
1,1056
|
1,08
|
1,04
|
|
j
|
0,335538
|
0,3937
|
0,404402
|
0,363245
|
0,269898
|
0,210399
|
|
V,
м/с
|
7,867787
|
11,0149
|
14,16202
|
17,30913
|
20,45625
|
22,0298
|
5
|
D
|
0,033609
|
0,03212
|
0,026543
|
0,016959
|
0,00331
|
0
|
|
f
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
0,015
|
|
|
1,3416
|
1,2216
|
1,1492
|
1,1056
|
1,08
|
1,04
|
|
j
|
0,135933
|
0,137342
|
0,098432
|
0,017362
|
0
|
|
|
V,
м/с
|
12,90317
|
18,06444
|
23,22571
|
28,38697
|
32
|
|
Ускорения
Рис. 8
4. Расчёт и построение характеристик
разгона
Из графика ускорений определяем средние
ускорения в интервале изменения скоростей.
Время разгона в интервале изменения
скоростей V1 и V2:
Определим время разгона на каждой
передаче
Время переключения передач принимаем
Общее время разгона:
Рис. 9
При определении пути разгона S
считают, что в каждом интервале изменения скорости автомобиль движется
равномерно со скоростью:
Величину уменьшения скорости за
время переключения определяют из выражения:
Путь, пройденный автомобилем за
время переключения передач:
Общий путь разгона:
5. Расчет и построение характеристик
торможения
Процесс торможения описывается зависимостями
и - тормозные диаграммы.
Общее время процесса включает
следующие составляющие:
. Время реакции водителя
. Время срабатывания тормозного
привода
. Время торможения с установившимся
замедлением
. Время оттормаживания
Рис. 10
Тормозной путь - путь, проходимый за время
запаздывания тормозного привода, время нарастания замедления и время торможения
с установившимся замедлением
.
Остановочный путь - весь путь,
проходимый автомобилем от момента обнаружения препятствия до полной остановки
.
При коэффициенте сцепления φ=0,85
получим
следующие значения для тормозного пути:
Vo
(м/с)
|
Sт
(м)
|
10
|
21
|
19,2
|
48,21
|
Тормозная характеристика.
Рис. 11
Список литературы
1.
Тарасик В.П. Теория движения автомобилей: Учебник для вузов. СПб.:
БХВ-Петербург, 2006. - 478 с.
.
Е.Е. Баженов. Теория автомобиля. Методические указания к курсовой работе.
Екатеринбург. 1999, 66 с.
.
Чернышев В.А. Тягово-динамический и топливно-экономический расчет автомобиля:
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы. - М.: МГАУ, 2002. - 39
с.
.
Теория автомобиля. Методические указания для выполнения контрольной работы по
дисциплине «Автомобили, ч. 2» для студентов заочной формы обучения
специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство». / Составители:
М.М. Мухаметдинов, А.Ю. Барыкин, А.А. Гусева. - Набережные Челны: КамПИ, 2003.