Профессиональные интересы старших школьников

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профессиональные интересы старших школьников













Тема

Профессиональные интересы старших школьников

Введение

На этапе подросткового возраста и ранней юности диагностика профессионально важных качеств позволяет профессионально ориентировать подростка, оценить его принципиальную пригодность к профессиональной деятельности, выявить те сферы деятельности, которыми ему не стоит заниматься. Возможна реализация комплекса мероприятий, позволяющих выявить пригодность индивида к более или менее конкретной профессии - тестирование, беседа, практические пробы и т.п. Однако недостаточная направленность подростка на профессию (специфика его ценностных ориентаций, когнитивных установок, приверженность определённым социальным стереотипам, влияние ближайшего социального окружения и т.д.) может компенсировать позитивный эффект всех профессионально важных качеств.

Самооценка профессиональной направленности подростка может быть достаточно высокой, однако следует учитывать, что на начальном этапе освоения профессии она нередко базируется на мифических основаниях и в процессе профессионального обучения может претерпеть серьёзные изменения. Поэтому диагностика профессиональной направленности должна входить в обязательный перечень психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения, предоставляя оперативную информацию о факторах, препятствующих формированию адекватной направленности потенциального субъекта профессиональной деятельности.

Ключевой этап профессионального самоопределения - профессиональное обучение. Оно может осуществляться на уровнях начальной профессиональной подготовки, среднего и высшего профессионального образования, а также в крупных системах профессионально-ориентационного характера, примером которых являются Вооружённые силы России в той их части, которая формируется по призыву.

Цель работы и необходимость решения следующих задач:

изучить и охарактеризовать педагогические подходы к формированию профессионального самоопределения старших школьников,

определить факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения старших школьников,

выявить особенности образовательной практики, влияющие на формирование профессионального самоопределения старших школьников региона в процессе профильного обучения,

выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессионального интереса учащихся старших классов к будущей деятельности.

Объект работы: процесс формирования профессионального интереса учащихся старших классов к будущей деятельности.

Предмет работы: педагогические условия и средства их реализации в формировании профессионального интереса старшеклассников.

мотивация профессия школьник выбор

1. Старший школьный возраст

Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы.

Раннюю юность - считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Учебная деятельность активно сочетаемая с разнообразным трудом имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий. Деятельность приобретает элементы исследования направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.

Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью. Менее значимыми становятся межличностные отношения, отношения в семье.

Будущая жизнь интересует старших школьников в первую очередь с точки зрения профессиональной. Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста.

Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников важнейший компонент профильного обучения - предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию. В связи с тем, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема, в каждой профильной школе должна быть открытая, гласная и надежная процедура отбора.

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

. Профессиональные интересы

В этом возрасте начинаются серьезные поиски трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Становится сознательным отношение к учебе.

Она приобретает непосредственный жизненный смысл. Отношение к учебным предметам у старших школьников - избирательное. Складываются интересы, связанные с профессиональной направленностью старшеклассников. Именно в этом возрасте юноши и девушки определяют свой специфический устойчивый интерес к той, или иной науке, отрасли знания, области деятельности.

Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно - профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого профессионального интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области.

Основная задача возраста: профессиональное самоопределение. Основной направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. То есть ребенок должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

К окончанию школы ребенок должен уметь:

составлять собственные жизненные планы,

искать средства их реализации,

вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что будет свидетельствовать о росте самосознания.

Готовность к профессиональному самоопределению, как к виду деятельности, возникает в ранней юности, т.е. тогда, когда подросток, во-первых, практически освоил базовые виды деятельности, научившись комбинировать их, исходя из контекста стоящих перед ним задач, а во-вторых, достиг определённого уровня сформированности направленности на профессиональную трудовую деятельность. Он должен не только понимать, но и принимать необходимость этой деятельности, как основного источника его будущего существования, он должен осознавать неизбежность ограничений его личных прав и свобод предстоящим трудовым договором, он должен уметь сопоставлять свои качества с качествами профессионально работающих людей, он должен хотеть получить какую-либо профессионально-ориентированную квалификацию. Всё это возможно лишь при условии достаточной осведомлённости подростка о востребованных общественной практикой направлениях профессиональной деятельности. Не менее важны установки социального окружения подростка (родителей, друзей, педагогов и т.д.) в отношении необходимости участия каждого человека в профессиональной деятельности. Другими словами, готовность к профессиональному самоопределению - это личностно актуализированный итог воздействия системы профессиональной ориентации на подростка.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности.

Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми.

О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологических, исторических олимпиадах - районных, городских, областных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах занимательной пауки, викторинах, успех научно-популярной литературы и кинофильмов.

Профессиональные интересы школьников можно разделить на две основные группы:

непосредственные интересы, возникающие на основе привлекательности содержания и процессов конкретной деятельности;

косвенные интересы, обусловленные некоторыми организационными, социальными и другими характеристиками профессии.

профессионально-специфический интерес - интерес к предметам, на процессы труда, характеризующие ее основные функции, а также к результатам, выраженных в созданных продуктах, предоставляемых услугах и т. п.

общепрофессиональных интерес возникает на основе привлекательности наиболее общих свойств профессии, с которыми школьник имеет возможность ознакомиться в повседневной жизни.

романтический интерес базируется на представлении о необычности данной профессии.

ситуативный интерес формируется на основе случайных, нетипичных для данной профессии признаков и объясняется узостью профессионального кругозора ученика.

Опосредованные профессиональные интересы включают:

профессионально-познавательный интерес базируется на стремлении к познанию определенных естественных, технических, гуманитарных и иных процессов и явлений.

интерес к самовоспитанию проявляется в стремлении к духовному обогащению и формирование субъективно ценных качеств личности.

престижный интерес - выбор профессии обусловлен перспективами профессионального роста, эта профессия обеспечивает, престижности профессии в обществе.

интерес сопутствующих возможностей отражает стремление молодого человека удовлетворить с помощью выбранной профессии определенные духовные и жизненно-бытовые запросы и потребности (стремление к общению с людьми, потребность в материальном обеспечении и т.п.).

неопределенный интерес - в его основе лежат неопределенный эмоциональный влечение к определенной профессии.

) Обязанность

Мотивом общественного долга в выборе профессии является осознание учеником реальной общественной пользы от своего участия в данной сфере деятельности, переживание личной ответственности за успешную работу, готовность к преодолению возможных моральных и физических трудностей.

Можно выделить 5 основных групп мотивов долга:

Ответственность по отношению к повседневным профессиональных обязанностей и требований;

Стремление к совершенствованию мастерства в выбранном деле;

Новаторство в труде и ее организации;

Загальноальтруистични стремления;

Общегражданские стремления.

) Самооценка профессиональной пригодности

Процесс формирования самооценки профессиональной пригодности протекает неравномерно и это может выражаться в следующем противоречии: или ученику не удается соотнести известные ему свойства профессии со своими личными качествами (дефицит самопознания), либо он затрудняется определить профессию, которая соответствует его данным (дефицит профессиональной информации). С возрастом содержание самооценки постепенно обогащается, но эти изменения не являются процесса, который развивается последовательно и интенсивно.

I тип мотивации - опорный тип - интерес к профессии гармонично сочетается с морально зрелой установкой на труд, с объективной оценкой и практической проверкой личных качеств, готовностью к самовоспитанию.

II тип мотивации - ученики неясно представляют специфику избранной профессии, ограничения ее выбора, обусловленные требованиями к состоянию здоровья, физических, умственных и других качеств человека.

III тип мотивации характеризуется несогласованностью между интересом к профессии и мотивами общественного долга.

IV тип мотивации наименее эффективен: при выборе профессии молодые люди руководствуются только своими желаниями, без адекватного осознания как субъективных, так и объективных возможностей и условий их реализации.

Заключение

Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше? чем в подростковом возрасте. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование периода - самоопределение. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связанно и окончательное становление жизненного мира.

На этапе профессионального обучения роль факторов социального прогноза и социальной поддержки в структуре профессиональной направленности становится определяющей, отражая базовую потребность в безопасности и защите. Молодые люди получают информацию о востребованности профессии, стоимости соответствующих профессиональных услуг, о социальных перспективах и т.д. не из обезличенных средств массовой информации, а от конкретных представителей выбранной (неважно, добровольно или «добровольно-принудительно») профессии. Лакмусовой бумажкой здесь служат практические пробы будущих профессионалов - так, студенты педагогических учреждений после первой школьной практики иногда принимают решение ни при каких обстоятельствах в школе не работать. С другой стороны, многие студенты именно после практики приобретают устойчивую направленность на свою профессию.

По завершении процесса профессионального обучения (19 лет - 23 года и более) неизбежно возникает вопрос о готовности выпускника к профессиональной деятельности. Как указывалось выше, не всякая трудовая деятельность может считаться профессиональной, даже если она является источником существования. Так, например, ведение домашнего хозяйства, уход за близкими людьми, даже изготовление каких-либо приспособлений для семейного потребления и тому подобные виды трудовой деятельности не могут считаться профессиональными. Профессиональная деятельность неразрывно связана с созданием товарного, предназначенного для реализации продукта. Это могут быть изделия, услуги, востребованные обществом (государственная, в том числе военная служба) или его членами (предпринимательская деятельность). Не каждый выпускник системы профессионального образования готов к профессиональной деятельности. Вполне возможен вариант, когда он и субъективно, и объективно пригоден к выполнению профессиональной деятельности, но не хочет этого вследствие полного отсутствия каких бы то ни было мотивов. На этом этапе диагностика профессиональной направленности может служить индикатором качества профессиональной подготовки, осуществляемой в конкретном учебном заведении.

Завершение процесса профессионального обучения не означает завершения процесса профессионального самоопределения - оно продолжается, и достаточно активно, на этапе профессиональной адаптации, который проходит в течение всей дальнейшей профессиональной жизни человека независимо от того, работает он в рамках одной и той же профессии или меняет её. Профессиональная направленность также претерпевает изменения в соответствии с меняющимися условиями, сохраняя при этом свою структуру. Таким образом, профессиональная направленность субъекта профессиональной деятельности - это один из важнейших факторов профессиональной жизни человека, представляющей, в свою очередь, центральную составляющую жизненного пути личности.

Список литературы

1. Аглушевич, А. В. Проблема готовности старших школьников к выбору профессии: препринт / А. В. Аглушевич; под ред. Н. Э. Касаткиной, Т. М. Чу-рековой. Кемерово: РИО КемГУ, 2002. - 38 с.

. Артюхова, И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И. С. Артюхова // Педагогика. 2004. - № 2. - С. 28-33.

. Атутов, П. Р. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии / П. Р. Атутов, Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1984.-№ 1.-С. 13-19.

. Бим, И. JI. Основные функции профильного обучения в системе общего среднего образования (на примере иностранных языков) / И. JI. Бим // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр. М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 14-18.

. Брель, О. А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников в условиях естественнонаучного образования: дис. . канд. пед. наук / О. А. Брель. -Кемерово, 2002. 208 с.

. Вершинин, С. И. Педагогические основы формирования готовности к принятию решения о профессиональном выборе: автореф. дис. . д-ра пед. наук / С. И. Вершинин. М., 1997. - 43 с.

. Витиньш, В. Ф. Системное решение проблем профессиональной ориентации школьников: дис. . д-ра пед. наук в виде науч. доклада / В. Ф. Витиньш.-М., 1991.-37 с.

. Губанова, М. И. Современный старший школьник на этапе реализации профессиональных и жизненных планов / М. И. Губанова // Психолого-педагогические основы непрерывного образования: сб. науч. тр. - Кемерово, 1992.-153 с.

. Доманский, Е. В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции / Е. В. Доманский // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр. -М.: ИОСО РАО, 2003. С. 96-101.

. Дьяченко, М. И. Профессиональное воспитание учащейся молодежи / М. И. Дьяченко.-М.: Высшая школа, 1988. 144 с.

. Журавлева, О. В. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников «группы риска»: автореф. дис. . канд. пед. наук / О. В. Журавлева. Кемерово, 2002. - 24 с.

. Заруба, Н. А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. . канд. пед. наук / Н. А. Заруба. М., 1995. - 146 с.

. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. -М.: Просвещение, 1988.-272 с.

. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация в школе / Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1989. 190 с.

Похожие работы на - Профессиональные интересы старших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!